Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.77 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku_tsy_tsi.pptx597.51 КБ
Microsoft Office document icon samoanaliz_uroka.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

Тема: Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Использованные технологии: технологии деятельностного обучения, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, проблемно- диалоговое обучение, технология развития критического мышления.

Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учё-том структуры слова и значения морфем.

Задачи урока:

1.        Образовательные:

 - закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;

 - повторить морфемный разбор слов;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - совершенствовать орфографические знания и  умения.

2.        Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

 - развитие критического мышления;

 - развитие внимания;

 - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

 - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

 - развивать умение применять новые знания;

 - развитие творческих, речевых способностей учащихся;

 - формирование логических умений;

 - развитие умения опираться на изученный материал;

 - развитие умения групповой и парной работы.

3.        Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотруд-ничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формирование УУД.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Формирование  умения слушать и слышать.

2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, наглядность для оформления доски.

  1. Орг.момент

Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Желаю вам отличного настроения и хороших успехов на этом уроке. А чему мы учимся на уроках русского языка? (Правильно, красиво, грамотно говорить и писать). Чтобы подготовить наши язычки к тому, чтобы давать только правильные и грамотные ответы, начнем урок с чистоговорки, которая к тому же поднимет нам настроение.

(Слайд 1)

- Как ты мне нравишься!

- За что?

-За то, что улыбаешься.

- Как ты мне нравишься!

 - За что?

- За то, что руку жмешь.

- Как ты мне нравишься!

- За что?

- Совсем не притворяешься,

Меня понять стараешься,

 Навстречу мне идешь!

  1. Актуализация опорных знаний.

1) На карточках и на слайде дано стихотворение. Давайте его прочитаем.

Ц.пленок в ц.рке выступал

Играл он на ц.мбалах,

На мотоц.кле разъезжал,

И ц.фр он знал немало.

Он из ц.линдра доставал

Морковь и огурц.

И только одного не знал,

Где пишут ЦЫ, где ЦИ:

Коллекц.я, Синиц.н,

Спец.я и Птиц.н.

- Ребята, а все ли слова вам понятны в этом стихотворении? А как мы можем узнать значение непонятных нам слов? (Воспользоваться словарем). Ребята, а как же в словаре найти значение нужного слова? Наверное, это очень долго, ведь слов в словаре много, пока все прочитаем. (Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке). Вот нам сейчас нужно найти в словаре значение слов «цилиндр» и «цимбалы», они оба начинаются на Ц, как узнать, какое слово в словаре будет находиться раньше? (Посмотреть на 2, а затем на 3 буквы, слово «цилиндр» будет стоять раньше слова «цимбалы»).

Двое учеников зачитывают значения слов из толкового словаря. Включается звучание цимбал.

  1. Постановка цели урока.

1) Чего не знал цыпленок из этого стихотворения? А вы знаете? Сегодня я предлагаю вам на уроке стать знатоками русского языка и сыграть в игру «Что? Где? Как?».

- Итак, какова же будет тема нашей игры? – «Правописание сочетаний ЦЫ и ЦИ.Закрепление.»

- Какую цель поставим перед собой? – «Упражняться в правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ»

- И в течение урока мы будем отвечать на три вопроса из названия нашей игры.

ЧТО

ГДЕ   надо проверять?

КАК

Ответим на первый вопрос:

 Что надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц..

Где надо проверять? В корне, окончании или суффиксе.

Как надо проверять? Применять правило.

  1. Решение учебной задачи.
  1. Давайте теперь вспомним правило о правописании сочетаний ЦЫ и ЦИ. Для этого на доске есть таблички, из которых и нужно составить правило.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать букву гласного после Ц? (в какой части слова находится орфограмма)

Если [ЦЫ] находится в корне – то пишем ЦИ, кроме слов исключений: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыц.

Если [ЦЫ] находится в окончании – пишем Ы.

Если [ЦЫ] находится в суффиксе –ЫН – пишем Ы.

Если [ЦЫ] находится в существительных, оканчивающихся на –ция – пишем И.

А теперь, кто сможет, используя схему на доске, рассказать, когда же после Ц мы пишем Ы, а когда И. (Ответы учеников)

  1. А теперь, применяя это правило, давайте выполним задание. (Двое учеников выходят по очереди к доске (работают со словами «цирк», «коллекция», затем четверо выходят и работают парами, одна пара выбирает слова с буквой Ы, другая пара слова с буквой И) выходят и работают в паре, остальные работают в парах в карточке) Проверка.

Рефлексия. Оцените себя. Если вы без труда и ошибок выполнили это задание, нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы сделали одну ошибку, то на средней ступеньке, а если вам было трудно справиться с этим заданием, то на нижней ступеньке.

  1. Первичное закрепление. Работа  парах.
  1. Ребята, рядом со словами первого столбика я поставлю знак вопроса. Как вы думаете, почему? Я вам подскажу – поставьте ударение в этих словах. (Ученик у доски ставит ударение над словами, остальные в тетради). Что вы заметили? На какие две группы можно разделить эти слова? (На слова, где сочетание ЦИ находится под ударением, и на слова с безударным сочетанием ЦИ).

  1. А теперь выполните такое задание. (на карточках). Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово, разберите слова по составу. Три пары детей работают у доски.

Цепочка, оценила, цифровой

Проверка. Оцените себя. (Рефлексия «Лесенка»)

Так какой же вывод можно сделать? Всегда ли можно писать в корне слова после Ц буквы И? (Нет, не всегда, если под ударением – то пишем И или Ы в словах-исключениях, а если без ударения – то нужно или проверить, или посмотреть в словаре)

  1. Физминутка

  1. Самостоятельная работа. Тест.

А теперь проверим, как вы умеете применять правило. Выполним самостоятельную работу. Вставьте пропущенные буквы в слова.

Лисиц.н, порц.я, птенц., принц., ц.пленок, пальц., ц.фры, огурц, ц.рк, ц.кать, ц.ркуль, танц..

Проверка. Рефлексия.

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  1. Известный учитель русского языка и литературы Юлий Анатольевич Халфин написал такое стихотворение, в котором собрал слова на правило, над которым мы сегодня работали. Давайте прочитаем его.

Цыплята весь день на циновке лежали.

Цыплята цингою ужасно страдали.

Цыган их на цыпочках водит в больницу.

Велел им там доктор цибулей лечиться.

- Объясните значение выделенных слов. Чем же лечится велел доктор цыплятам от цинги? Этот предмет лежит у меня в шкатулке. Он бывает красным, белым, зеленым, и даже жемчужным. Но самый популярный – репчатый. Что это? (Лук)

(Был доктор в халате, как в панцире жук.

«Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».)

Циновка - Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки.

Цинга - Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточности слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, слабости

  1. Лук, как и другие овощи или фрукты, очень полезен для нашего здоровья. Давайте придумаем загадки про овощи или фрукты, и у нас получится своеобразный витаминный салат из загадок, которые мы повесим на доску. А чтобы у нас получилась загадка, нужно заполнить такую таблицу. В первый столбик записать слова, которые отвечают на вопрос какой? (лук), а во второй – что такой же. Давайте потренируемся.

  1. А теперь попробуйте написать загадку про любой овощ или фрукт. Можете самостоятельно, а можете в паре или группе. Дети пишут загадки, несколько загадок зачитывается.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем?

Какие задания показались вам нужными?

Какие задания показались вам сложными?

Какие задания вам понравились?

А теперь оцените свою работу на уроке. (Лестница)

Домашнее задание:

  1. Выписать из словаря три фразеологизма со словами с сочетаниями Цы и ЦИ, записать  сними предложения.
  2. Придумать задания для одноклассников по теме «Правописание ЦЫ и ЦИ». (Словарный диктант, карточки, кроссворд, текст для списывания с пропущенными буквами, тест)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка 3 класс Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

Слайд 2

- Как ты мне нравишься! - За что? - За то, что улыбаешься. - Как ты мне нравишься! - За что? - За то, что руку жмешь. - Как ты мне нравишься! - За что? - Совсем не притворяешься, Меня понять стараешься, Навстречу мне идешь!

Слайд 3

Ц.пленок в ц.рке выступал Играл он на ц.мбалах , На мотоц.кле разъезжал, И ц.фр он знал немало. Он из ц.линдра доставал Морковь и огурц . И только одного не знал, Где пишут ЦЫ, где ЦИ: Коллекц.я , Синиц.н , Спец.я и Спиц.н .

Слайд 4

Ц И МБАЛЫ Ц И ЛИНДР

Слайд 5

ЧТО ГДЕ КАК НАДО ПРОВЕРЯТЬ?

Слайд 6

ЧТО надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц. ГДЕ надо проверять? В корне, суффиксе, окончании слов. КАК надо проверять? Применять правило.

Слайд 7

ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Лисиц Ы н порц И я птенц Ы принц Ы ц Ы пленок пальц Ы ц И фры огурц Ы ц И рк ц Ы кать ц И ркуль танц Ы

Слайд 8

Цыплята весь день на циновке лежали. Цыплята цингою ужасно страдали. Цыган их на цыпочках водит в больницу. Велел им там доктор цибулей лечиться . Был доктор в халате, как в панцире жук. «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».

Слайд 9

Составляем загадку Заполнить таблицу какой? (лук) что (кто) такое же ? Круглый мяч Горький лекарство Полезный молоко От него плачут обида 2 . Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

Слайд 10

Круглый, но не мяч. Горький, но не лекарство. Полезный, но не молоко. От него плачут, но не обида.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока учителя начальных классов Носовой Анны Львовны

Предмет

Русский язык

Класс

3  класс

Дата проведения

 25.01.16

Тема урока

Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.

Тип урока

Урок закрепления.

Технологии, применяемые на уроке

  •  Технология педагогического сотрудничества

-  технология проблемно-диалогового обучения

  • ТРКМ
  • ТРИЗ
  • Здоровьесберегающие технологии
  • ИКТ
  • Личностно-ориентированный подход

Методы по источнику знаний

  • словесный;
  • практический;
  • наглядный

Методы по уровню познавательной активности

  • репродуктивный (воспроизведение ранее полученных знаний в процессе беседы);
  • частично-поисковый.

Приёмы умственной деятельности

  • анализ;
  • синтез;
  • наблюдение;
  • сравнение;
  • обобщение.

Принципы обучения

  • принцип дифференцированного подхода;
  • принцип наглядности;
  • принцип доступности (материал подобран с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся).

Мотивация учения на разных этапах урока

  • эмоциональные методы – поощрение, создание ситуации успеха;
  • познавательные методы – творческое задание;
  • социальные методы – создание ситуации взаимопомощи, сотрудничества.

Формы работы

Парная и групповая, коллективная, индивидуальная

Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем.

Задачи урока:

1.        Образовательные:

 - закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;

 - повторить морфемный разбор слов;

 - обогащать словарный запас учащихся;

 - совершенствовать орфографические знания и  умения.

2.        Развивающие:

- осуществление системно-деятельностного подхода;

 - развитие критического мышления;

 - развитие внимания;

 - развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

 - развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

 - развивать умение применять новые знания;

 - развитие творческих, речевых способностей учащихся;

 - формирование логических умений;

 - развитие умения опираться на изученный материал;

 - развитие умения групповой и парной работы.

3.        Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к родному языку;

- воспитание ценностного отношения к слову;

- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формирование УУД.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные УУД

1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

1. Формирование  умения слушать и слышать.

2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.

Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (языковой материал), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).

На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.

На уроке проводилась работа:

- по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;

- по орфографии;

- по разбору слова по составу.

Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности их умений. Каждый этап урока  являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему.  

Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат органично взаимосвязаны.

Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.

Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более   наглядно  (общеизвестно, что при  комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха, количество полученной информации увеличивается до 65%), самостоятельная работа  дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.

Считаю, что урок соответствует поставленным целям и  задачам. Дети справились с предложенными заданиями  на уроке, значит, цель урока достигнута.

        На уроке были использованы следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический. Для эффективной систематизации знаний был использован прием составления схемы, которой дети будут пользоваться и на следующих уроках, что  способствует развитию логических действий: анализ, синтез, обобщение.

Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, ТРКМ, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, проблемно-диалоговое обучение.

        Активность учащихся была на высоком уровне. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания. На уроках,  я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания, до подведения итогов.

Система оценивания работы учащихся, которая была представлена (лист самооценки), очень эффективна, т.к. дети  активизируются и каждый видит результат своей деятельности и может себя оценить.

План урока полностью выполнен. Считаю, что время на уроке было распределено рационально.

        Стараюсь в начале и в конце каждого урока давать положительную эмоциональную установку, что создает так называемую ситуацию успеха для каждого учащегося, а значит, появляется больше желания учиться, и, следовательно, хорошо усваивать  материал.

        Урок носил характер доброжелательного сотрудничества как между учителем и учениками, так и среди учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.

КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...

Правописание жи, ши.Закрепление

презентация по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание НЕ с глаголами». Закрепление (3 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать прав...

«Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»

laquo;Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока на тему: "Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление" Начальная школа 21 века 3 класс

Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем. Задачи урока:1.       Образовательные:...