Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Урок русского языка в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 29.77 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_tsy_tsi.pptx | 597.51 КБ |
samoanaliz_uroka.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Использованные технологии: технологии деятельностного обучения, личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, ТРИЗ, проблемно- диалоговое обучение, технология развития критического мышления.
Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учё-том структуры слова и значения морфем.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;
- повторить морфемный разбор слов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические знания и умения.
2. Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на изученный материал;
- развитие умения групповой и парной работы.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотруд-ничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формирование УУД.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Формирование умения слушать и слышать.
2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: карточки для индивидуальной работы, компьютер, презентация, наглядность для оформления доски.
Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Желаю вам отличного настроения и хороших успехов на этом уроке. А чему мы учимся на уроках русского языка? (Правильно, красиво, грамотно говорить и писать). Чтобы подготовить наши язычки к тому, чтобы давать только правильные и грамотные ответы, начнем урок с чистоговорки, которая к тому же поднимет нам настроение.
(Слайд 1)
- Как ты мне нравишься!
- За что?
-За то, что улыбаешься.
- Как ты мне нравишься!
- За что?
- За то, что руку жмешь.
- Как ты мне нравишься!
- За что?
- Совсем не притворяешься,
Меня понять стараешься,
Навстречу мне идешь!
- Актуализация опорных знаний.
1) На карточках и на слайде дано стихотворение. Давайте его прочитаем.
Ц.пленок в ц.рке выступал
Играл он на ц.мбалах,
На мотоц.кле разъезжал,
И ц.фр он знал немало.
Он из ц.линдра доставал
Морковь и огурц.
И только одного не знал,
Где пишут ЦЫ, где ЦИ:
Коллекц.я, Синиц.н,
Спец.я и Птиц.н.
- Ребята, а все ли слова вам понятны в этом стихотворении? А как мы можем узнать значение непонятных нам слов? (Воспользоваться словарем). Ребята, а как же в словаре найти значение нужного слова? Наверное, это очень долго, ведь слов в словаре много, пока все прочитаем. (Все слова в словаре расположены в алфавитном порядке). Вот нам сейчас нужно найти в словаре значение слов «цилиндр» и «цимбалы», они оба начинаются на Ц, как узнать, какое слово в словаре будет находиться раньше? (Посмотреть на 2, а затем на 3 буквы, слово «цилиндр» будет стоять раньше слова «цимбалы»).
Двое учеников зачитывают значения слов из толкового словаря. Включается звучание цимбал.
- Постановка цели урока.
1) Чего не знал цыпленок из этого стихотворения? А вы знаете? Сегодня я предлагаю вам на уроке стать знатоками русского языка и сыграть в игру «Что? Где? Как?».
- Итак, какова же будет тема нашей игры? – «Правописание сочетаний ЦЫ и ЦИ.Закрепление.»
- Какую цель поставим перед собой? – «Упражняться в правильном написании слов с сочетаниями ЦЫ и ЦИ»
- И в течение урока мы будем отвечать на три вопроса из названия нашей игры.
ЧТО
ГДЕ надо проверять?
КАК
Ответим на первый вопрос:
Что надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц..
Где надо проверять? В корне, окончании или суффиксе.
Как надо проверять? Применять правило.
- Решение учебной задачи.
- Давайте теперь вспомним правило о правописании сочетаний ЦЫ и ЦИ. Для этого на доске есть таблички, из которых и нужно составить правило.
- Что нужно знать, чтобы правильно написать букву гласного после Ц? (в какой части слова находится орфограмма)
Если [ЦЫ] находится в корне – то пишем ЦИ, кроме слов исключений: цыган, цыпочки, цыкнуть, цыпленок, цыц.
Если [ЦЫ] находится в окончании – пишем Ы.
Если [ЦЫ] находится в суффиксе –ЫН – пишем Ы.
Если [ЦЫ] находится в существительных, оканчивающихся на –ция – пишем И.
А теперь, кто сможет, используя схему на доске, рассказать, когда же после Ц мы пишем Ы, а когда И. (Ответы учеников)
- А теперь, применяя это правило, давайте выполним задание. (Двое учеников выходят по очереди к доске (работают со словами «цирк», «коллекция», затем четверо выходят и работают парами, одна пара выбирает слова с буквой Ы, другая пара слова с буквой И) выходят и работают в паре, остальные работают в парах в карточке) Проверка.
Рефлексия. Оцените себя. Если вы без труда и ошибок выполнили это задание, нарисуйте смайлик на верхней ступеньке, если вы сделали одну ошибку, то на средней ступеньке, а если вам было трудно справиться с этим заданием, то на нижней ступеньке.
- Первичное закрепление. Работа парах.
- Ребята, рядом со словами первого столбика я поставлю знак вопроса. Как вы думаете, почему? Я вам подскажу – поставьте ударение в этих словах. (Ученик у доски ставит ударение над словами, остальные в тетради). Что вы заметили? На какие две группы можно разделить эти слова? (На слова, где сочетание ЦИ находится под ударением, и на слова с безударным сочетанием ЦИ).
- А теперь выполните такое задание. (на карточках). Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово, разберите слова по составу. Три пары детей работают у доски.
Цепочка, оценила, цифровой
Проверка. Оцените себя. (Рефлексия «Лесенка»)
Так какой же вывод можно сделать? Всегда ли можно писать в корне слова после Ц буквы И? (Нет, не всегда, если под ударением – то пишем И или Ы в словах-исключениях, а если без ударения – то нужно или проверить, или посмотреть в словаре)
- Физминутка
- Самостоятельная работа. Тест.
А теперь проверим, как вы умеете применять правило. Выполним самостоятельную работу. Вставьте пропущенные буквы в слова.
Лисиц.н, порц.я, птенц., принц., ц.пленок, пальц., ц.фры, огурц, ц.рк, ц.кать, ц.ркуль, танц..
Проверка. Рефлексия.
- Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Известный учитель русского языка и литературы Юлий Анатольевич Халфин написал такое стихотворение, в котором собрал слова на правило, над которым мы сегодня работали. Давайте прочитаем его.
Цыплята весь день на циновке лежали.
Цыплята цингою ужасно страдали.
Цыган их на цыпочках водит в больницу.
Велел им там доктор цибулей лечиться.
- Объясните значение выделенных слов. Чем же лечится велел доктор цыплятам от цинги? Этот предмет лежит у меня в шкатулке. Он бывает красным, белым, зеленым, и даже жемчужным. Но самый популярный – репчатый. Что это? (Лук)
(Был доктор в халате, как в панцире жук.
«Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».)
Циновка - Плотное плетеное изделие из соломы, камыша для подстилки на пол, для упаковки.
Цинга - Болезнь, вызываемая недостатком витаминов в организме и проявляющаяся в разрыхлении и кровоточности слизистой оболочки десен, в мышечно-сосудистых болях, слабости
- Лук, как и другие овощи или фрукты, очень полезен для нашего здоровья. Давайте придумаем загадки про овощи или фрукты, и у нас получится своеобразный витаминный салат из загадок, которые мы повесим на доску. А чтобы у нас получилась загадка, нужно заполнить такую таблицу. В первый столбик записать слова, которые отвечают на вопрос какой? (лук), а во второй – что такой же. Давайте потренируемся.
- А теперь попробуйте написать загадку про любой овощ или фрукт. Можете самостоятельно, а можете в паре или группе. Дети пишут загадки, несколько загадок зачитывается.
- Итог урока. Рефлексия.
Полезным ли был для вас сегодняшний урок? Чем?
Какие задания показались вам нужными?
Какие задания показались вам сложными?
Какие задания вам понравились?
А теперь оцените свою работу на уроке. (Лестница)
Домашнее задание:
- Выписать из словаря три фразеологизма со словами с сочетаниями Цы и ЦИ, записать сними предложения.
- Придумать задания для одноклассников по теме «Правописание ЦЫ и ЦИ». (Словарный диктант, карточки, кроссворд, текст для списывания с пропущенными буквами, тест)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- Как ты мне нравишься! - За что? - За то, что улыбаешься. - Как ты мне нравишься! - За что? - За то, что руку жмешь. - Как ты мне нравишься! - За что? - Совсем не притворяешься, Меня понять стараешься, Навстречу мне идешь!
Ц.пленок в ц.рке выступал Играл он на ц.мбалах , На мотоц.кле разъезжал, И ц.фр он знал немало. Он из ц.линдра доставал Морковь и огурц . И только одного не знал, Где пишут ЦЫ, где ЦИ: Коллекц.я , Синиц.н , Спец.я и Спиц.н .
Ц И МБАЛЫ Ц И ЛИНДР
ЧТО ГДЕ КАК НАДО ПРОВЕРЯТЬ?
ЧТО надо проверять? Буквы гласных звуков Ы или И после Ц. ГДЕ надо проверять? В корне, суффиксе, окончании слов. КАК надо проверять? Применять правило.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Лисиц Ы н порц И я птенц Ы принц Ы ц Ы пленок пальц Ы ц И фры огурц Ы ц И рк ц Ы кать ц И ркуль танц Ы
Цыплята весь день на циновке лежали. Цыплята цингою ужасно страдали. Цыган их на цыпочках водит в больницу. Велел им там доктор цибулей лечиться . Был доктор в халате, как в панцире жук. «Цибуля, – сказал, – не микстура, а лук».
Составляем загадку Заполнить таблицу какой? (лук) что (кто) такое же ? Круглый мяч Горький лекарство Полезный молоко От него плачут обида 2 . Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку
Круглый, но не мяч. Горький, но не лекарство. Полезный, но не молоко. От него плачут, но не обида.
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока учителя начальных классов Носовой Анны Львовны
Предмет | Русский язык | |
Класс | 3 класс | |
Дата проведения | 25.01.16 | |
Тема урока | Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление. | |
Тип урока | Урок закрепления. | |
Технологии, применяемые на уроке |
- технология проблемно-диалогового обучения
| |
Методы по источнику знаний |
| |
Методы по уровню познавательной активности |
| |
Приёмы умственной деятельности |
| |
Принципы обучения |
| |
Мотивация учения на разных этапах урока |
| |
Формы работы | Парная и групповая, коллективная, индивидуальная |
Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- закрепить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;
- повторить морфемный разбор слов;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические знания и умения.
2. Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие критического мышления;
- развитие внимания;
- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать умение применять новые знания;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- формирование логических умений;
- развитие умения опираться на изученный материал;
- развитие умения групповой и парной работы.
3. Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.
Формирование УУД.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
1. Формирование умения слушать и слышать.
2. Умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
3. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
При построения урока пользовалась принципами: научности, проблемности, наглядности, активности, доступности, системности и последовательности.
Для достижения поставленных целей урока мною были выбраны: методы средства – проблемные (языковой материал), наглядные (карточки для парной работы, таблица, схема).
На данном уроке велась работа по формированию универсальных учебных действий.
На уроке проводилась работа:
- по овладению умениями и навыками устной и письменной речи;
- по орфографии;
- по разбору слова по составу.
Тема, цель, содержание урока соответствуют уровню усвоения знаний обучающихся и уровню сформированности их умений. Каждый этап урока являлся продолжением предыдущего и подготовкой к следующему.
Дидактическая задача каждого этапа, его содержание, методы и приёмы обучения, формы организации познавательной деятельности обучающихся и реальный результат органично взаимосвязаны.
Старалась на уроке – создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения, включая эмоциональную сферу ребенка.
Использование ИКТ-технологии позволило повысить мотивацию учащихся, представить изучаемый материал по теме более наглядно (общеизвестно, что при комплексном восприятии информации с помощью органов зрения и слуха, количество полученной информации увеличивается до 65%), самостоятельная работа дала возможность оперативно отследить продвижение учащихся по теме.
Считаю, что урок соответствует поставленным целям и задачам. Дети справились с предложенными заданиями на уроке, значит, цель урока достигнута.
На уроке были использованы следующие методы обучения: наглядно-иллюстративный, контроля (самоконтроль, самооценка), словесный, практический. Для эффективной систематизации знаний был использован прием составления схемы, которой дети будут пользоваться и на следующих уроках, что способствует развитию логических действий: анализ, синтез, обобщение.
Мною использованы технологии обучения, соответствующие требованиям ФГОС второго поколения: личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, информационно-коммуникационные, ТРКМ, ТРИЗ, здоровьесберегающие технологии, проблемно-диалоговое обучение.
Активность учащихся была на высоком уровне. Материал усвоен, так как дети смогли применить полученные знания. На уроках, я стараюсь развивать самостоятельность учащихся, начиная от самостоятельного целеполагания, до подведения итогов.
Система оценивания работы учащихся, которая была представлена (лист самооценки), очень эффективна, т.к. дети активизируются и каждый видит результат своей деятельности и может себя оценить.
План урока полностью выполнен. Считаю, что время на уроке было распределено рационально.
Стараюсь в начале и в конце каждого урока давать положительную эмоциональную установку, что создает так называемую ситуацию успеха для каждого учащегося, а значит, появляется больше желания учиться, и, следовательно, хорошо усваивать материал.
Урок носил характер доброжелательного сотрудничества как между учителем и учениками, так и среди учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. Правописание безударных гласных в корне,правописание парных согласных. Закрепление пройденного материала.
КВН по русскому языку в рамках кустового объединения начальных классов по теме "Нетрадиционные формы проведения урока"...
Правописание жи, ши.Закрепление
презентация по русскому языку...
Сценарий урока по русскому языку Тема раздела: Правописание букв безударных гласных в окончаниях имён прилагательных Тема урока: Закрепление правописания слов с изученными орфограммами
Технологическая карта к уроку русского языка 3 класс...
Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего времени. Обобщение и закрепление правил правописания окончаний глаголов.
для дистанционного обучения...
Конспект урока по русскому языку. Тема: «Правописание НЕ с глаголами». Закрепление (3 класс)
Цели деятельности учителя: закрепление знаний о правописании не с глаголами.Планируемые результаты:Предметные:- знать определение глагола;- уметь писать не с глаголами;- знать прав...
«Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»
laquo;Правописание суффиксов - ик, - ек. Закрепление» урок русского языка 2 класс УМК «Начальная школа XXI века»...
Конспект урока на тему: "Правописание ЦЫ и ЦИ. Закрепление" Начальная школа 21 века 3 класс
Цели урока: создать условия для активного закрепления написания сочетаний ЦИ и ЦЫ с учётом структуры слова и значения морфем. Задачи урока:1. Образовательные:...