Технологическая карта к уроку русского языка "Состав слова" , умк «Перспектива», 2 класс.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Петличёва Татьяна Валериевна

Урок русского языка во 2 классе, УМК «Перспектива»Тема урока: Состав слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока: Обобщение знаний по теме «Состав слова »

Урок № 121

Предмет: Русский язык.  Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, УМК «Перспектива»

Класс: 2

Тип урока:  Урок обобщения и систематизации  знаний.

Формы работы:  индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах.


 Цель: Обобщение знаний учащихся о составе слова.

 Задачи:

- совершенствовать умение находить и выделять части слова;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

- закрепить умение проводить морфемный анализ слов и образовывать слова из морфем;

- развивать память и орфографическую зоркость;

- развивать интерес к языку, используя занимательные задания;

- активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы, элементы соревнования;

- воспитывать чувство коллективизма, активность и аккуратность у учащихся.

Планируемые результаты:

  • Предметные: ученик научится проводить морфемный анализ слов, образовывать слова из морфем;  научиться выделять значимую часть слова; выделять части, которые служат для образования новых слов, связи слов в предложении: научится писать: орфограммы в словарных словах.
  • Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
  • Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом,  с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Оборудование:

У учителя:

  • Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, издательство  «Просвещение», 2012г
  • Презентация «Состав слова», авт. Рязанова Н.В.
  • СD – диск к учебнику «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина
  • Мультимедийная установка
  • Карточки с заданиями  для домашней работы.

У учащихся: 

  • Учебник «Русский язык. 2 класс» авт. Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина, издательство  «Просвещение», 2012г

Этап (элемент) урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные
учебные действия

I Организационный момент

Эмоциональный настрой

Настроить детей на работу

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Приветствуют. Организуют рабочее место.

Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

II Актуализация знаний

1.Чистописание

Какая  буква повторяется во всех соединениях, кроме одного?

Дайте характеристику звуку, кот. обозначается данной буквой. Запишите букву Аа и данные соединения

  слакс  отлапь  ёсво  дотлса зёбера  кьвромо

Буквы Аа

Регулятивные УУД: 

- понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2. Словарно-орфографическая работа

 

В чистописании мы писали не просто набор букв, а слова — анаграммы. Догадайтесь, какие это слова и запишите столбиком по порядку. Если все будет записано правильно, вы увидите “спрятавшееся” слово, которое подскажет тему урока.

-В какую группу можно объединить эти слова? Поставьте ударение и подчеркните непроверяемую гласную букву

-Почему?

   класс 
пальт
о 
    овё
с 
солда
т 
берез
а 
морко
вь

(Словарные слова)

(нельзя проверить написание какой-либо буквы)

 

Личностные УУД :

- осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

-  принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

-  появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

III Самоопределение к деятельности

.

-Найдите, спрятавшееся слово.

-Что можете сказать о слове “состав”? О его значении? 

-Какие значения имеет слово “состав”?

-Что же обозначает это слово?

-Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас?

Сформулируйте тему урока.

-Нас, конечно, интересует состав слова. Это тема нашего урока.

С какой целью мы сегодня будем проходить эту тему?

(Состав)

 (6 букв, 6 звуков, 2 слога, имеет несколько значений)

(состав вещества, офицерский состав, состав поезда)

(Соединение всех частей в целое)

Состав слова

Выслушиваются ответы учащихся (Обобщить знания о составе слова)

Познавательные УУД:

—определять значение слова «состав» и обосновывать своё мнение;

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

IV Обобщение и систематизация знаний. 

- Одинаково ли важны для слова все его части?

- Можно ли собрать слово из приставки и суффикса? из приставки и окончания?

- Может ли состоять слово из корня и окончания? из корня?

Приведите примеры.

Какая часть слова главная?

Корень

Познавательные УУД:

—определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение;

Работа по учебнику с.68 «Проверь себя»

-Почему корень – это главная часть слова?

-Как называются слова с одинаковым корнем?

-Собери в группы однокоренные слова. Выделите корень. .

В корне заключено основное значение слов.

Однокоренные

Регулятивные УУД: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

Познавательные УУД:

- искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

- выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.

V. Физкультминутка.

Колпак мой треугольный

Треугольный мой колпак

А если не треугольный

То это не мой колпак.

Личностные УУД: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, выполнение профилактических действий по снятию усталости и утомления

VI Применение знаний и умений в новой ситуации

-А в словах какую часть мы так обозначаем?

-Для чего суффиксы нужны?

-Какая часть слова тоже служит для образования новых слов?

Работа со зрительными метками. (Приложение 1)

-Посмотрите вокруг. Что написано на зрительных метках?

При-, -ход-, -ик-, в-, -енок-, -кот-, -дом-, -ов-, про-, -лес-, -ок-, пере-, -ищ-, -мир-.

-I ряд выписывает приставки, II ряд – корни, III ряд – суффиксы.

-Составить за 2 минуты слова, используя данные части слов.

-Запишем эти слова в тетрадь и разберем по составу. Вспомним алгоритм разбора.

Слово по составу верно разбирай:
Первым, окончание всегда выделяй,
На основу внимательно смотри,
Корень, поскорее, ты у нее найди,
Приставку и суффикс в конце определи.

(суффикс)

(для образования новых слов)

(приставка) 

Самостоятельная работа по рядам. Взаимопроверка

(приставки, суффиксы, корни)

Работа в группах.

 Ответы групп.

Работа в тетради и у доски.

Разбор слов по составу.

Познавательные УУД:

—определять отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение;

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Регулятивные УУД:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

— соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные УУД:

— формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

СД - Электронное приложение к учебнику

Выполнение задания  «Помоги пчелке собрать слово»

Работа в парах

Регулятивные УУД:

 -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы

Шарады. Разгадываем коллективно, записываем, разбираем по составу.

Корень тот же, что и в слове сказка, Суффикс тот же, что и в слове извозчик,
Приставка та же, что и в слове
расход.

Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали.
Вся же — в дневнике я и в журнале.

(Рассказчик)

(Оценка)

Познавательные УУД:

—находить в словах необходимую морфему ,  отличительные особенности частей слова и обосновывать своё мнение;

— определять способ написания предлогов и приставок и обосновывать своё мнение;

Личностные УУД :

- осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

VII Контроль усвоения знаний. 

СД - Электронное приложение к учебнику

Проверочная работа

Самостоятельная работа

Регулятивные УУД:

 -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия;

- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы

VIII Рефлексия

Нарисуйте смайлики

Я собой доволен -  

Я выполнил задание, но допустил ошибки -

Самооценка

Регулятивные УУД:

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Личностные УУД :  Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные  УУД :     умение сравнивать, делать выводы;

 Предметные  УУД :  применение новых знаний в жизненных ситуациях;

IX  Итог урока  

-Что было трудно на уроке? Интересно? Непонятно? Хотелось бы еще?

- Чем был полезен урок?

- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

Личностные УУД :

- положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, -  принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

-  появление желания умело пользоваться языком.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

-  понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

X  Домашнее  задание

Карточки для домашней работы. Дифференцированный подход.

Приложение 2 к уроку

Укажи части слов.

 

зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка

 

 

 

 

Приложение 2

Отметь, какие из данных слов являются родственными слову “вода”.

водичка

водица

водяной

водитель

водоем

проводить

водянистый

водокачка

водопровод

заводной

Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.

 

 

 

 

                                                                     

Приложение 1

при- -ход- -ик-  в-

-енок-  -кот- -дом-

 -ов- про- -лес-

-ок-   пере-   -ищ-

 -мир-

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Слово и его значение" 1 класс "Перспектива"

Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Технологическая карта по русскому языку "Слово и его значение" 3 класс УМК "Перспектива"

Цель урока: формирование представления о роли слова в речевом общении и роли жеста как помощника в общении и предшественника словам.Планируемые результаты:Предметные: знать значение слова в речи...

Технологическая карта урока письма "Написание слов с парными согласными Б, б – П, п" (УМК Перспектива, 1 класс)

Тип урока: рефлексияЦель урока:  "закрепление и коррекция  у обучающихся умения писать  слова  с парными согласными Б, б – П, п".Задачи урока:Дидактические:1.Повтор...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Слово и предложение» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о предложении и его функциях.Задачи урокаДидактические:1.познакомить обучающихся с понятием предложение;2.формировать навык составления предложений...

Технологическая карта урока письма «Письмо слов и предложений с изученными буквами» (УМК «Перспектива», 1 класс)

Цель урока: закрепление у обучающихся умения писать слова и предложения с изученными буквами.Задачи урокаДидактические:1.Закрепить умение написания строчных и заглавных букв посредством работы с калли...

Технологическая карта урока русского языка "Слова-омонимы", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цель урока: создание условий для формирования представлений о словах-омонимахЗадачи урока:Дидактические:Знать, что такое омонимы, отличия омонимов от синонимов и антонимовУметь отличать омонимы от дру...