Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кучерявых Оксана Анатольевна

Цели урока: обобщение знаний детей о шипящих звуках; формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками;

развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение кругозора; обогащение словарного запаса;

воспитание интереса к урокам русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy.rar1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет:         Русский язык

Класс:         2

Тип урока:         Закрепление и обобщение пройденного материала

Учитель:         Кучерявых О.А.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Цель

обобщение знаний детей о шипящих звуках; формирование умения правильно обозначать на письме сочетания с шипящими звуками;

развитие речи, мышления, внимания, памяти; расширение кругозора; обогащение словарного запаса;

воспитание интереса к урокам русского языка.

Формируемые УУД

Личностные:

проявляет интерес к процессу письма, заинтересованность в получении консультации, совета с целью улучшения учебных результатов.

  Регулятивные УУД:

определяет, формулирует учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;

сопоставляет свою работу  с образцом, оценивает ее по критериям, выработанным в классе;

оценивает действия, ориентируясь на его содержательные основания;

 Коммуникативные УУД:

оформляет свою мысль в устной и письменной речи;

обосновывает высказанное суждение;

старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

умеет задавать уточняющие вопросы.

 Познавательные УУД: 

сравнивает  и группирует предметы, их образы по заданным основаниям;

находит  необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенной учителем дополнительной литературе; умеет отбирать из своего опыта ту информацию, которая может  пригодиться для решения проблемы.

Планируемый результат

Предметные:

В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными сочетаниями.

Метапредметные: 

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Личностные: 

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Основные понятия

Правописание буквосочетаний: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Межпредметные связи

Русский язык, литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В. П. Канакина, В. Г. Горецкий  Русский язык. 2 класс. Учебник.  

Электронное приложение к учебнику.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа парами и в группах

Ход урока

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: - проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

Организует класс на работу. Проверяет готовность учащихся к уроку.

- У нас сегодня урок не просто повседневный, а даже необыкновенный.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку.

Мотивирует на позитивный настрой.

- Ребята, с каким настроение начнем урок?

- Выберите смайлик для своего настроения.

– Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому.

Проверяют организацию рабочего времени.

Высказываются, обозначают свой выбор смайлика-настроения.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.

– Мы с вами, ребята, продолжим наше путешествие в увлекательный мир русского языка.

- А для чего мы изучаем русский язык?

- Начинаем урок с минутки чистописания. Но прежде отгадайте загадку:

Такие буквы нелегко произнести,

Преграда — зубы и язык на их пути.

Их в алфавите 20 штук.

Они все разные,

А называются они...

– Оцените свою работу. Над буквой, которая, по вашему мнению, написана лучше, чем все остальные поставьте точку зелёной пастой. Оцените всю работу при помощи смайлика.

– Что вы знаете о звуках, которые обозначают данные буквы?

– Девизом нашего  урока будет  пословица «Пишут не пером, а умом».

- Давайте запишем ее в тетради.

- Какие изученные орфограммы встретились в словах пословицы?

– Как вы понимаете значение пословицы?

- Какую еще пословицу о письме вы знаете?

- Прочитайте слова. Какие правила надо применить при написании этих слов?

слайд 4

- А теперь сформулируйте тему сегодняшнего  урока.

– Это новая для нас тема? Значит, какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:    слайд 5

Будем повторять… 

Будем учиться…

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

- Русский язык, наш родной, поэтому мы должны грамотно говорить и писать по-русски.

- Это согласные буквы.

Оценивают работу при помощи смайлика

- Звуки [Ж], [Ш] всегда твёрдые. Звуки [Ч], [Щ] всегда мягкие.

- В слове пером безударная гласная е, проверим словом перья.

-  Когда пишешь, думай над тем, что и как надо писать.

- Что написано пером, не вырубишь и топором.

- Буквосочетания

жи-ши, ча-ща, чу-щу.

- Мы будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
-
Мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Зарядка для рук.

Число, «Классная работа»

Слайд 2

Слайд 3

Пишут не пером, а умом.

Слайд 4

Снеж…нка, пуш…нка, ч…шка, рощ…, ч…до, щ…ка.

Умение правильно писать соединения букв.

Умение находить знакомую орфограмму.

Умение применять знания.

Развитие орфографической зоркости.

 Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: целеполагание

IV. Закрепление пройденного (25 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

- Повторим правило написания этих сочетаний.

- Вставьте пропущенные буквы в словах  (слайд 7), запишите слова в тетради.

- Составьте предложение со словами снежинка, пушинка.

- Запишите предложение в тетрадях. Подчеркните орфограммы, которые мы сегодня повторяем.

- А сейчас работаем в группах.

- Каждая группа из карточек собирает слова.

- Затем по очереди каждый диктует по одному слову.

- Теперь меняемся тетрадями и проверяем написание слов.

- На какие группы можно разбить слова?

- Какие карточки не использовали?

- Объясните значение слова чулан.

- Подберите синонимы к словам чумазый, чудесный.

- Прочитайте внимательно предложения. Что заметили?

- Исправьте ошибки. 

Слайд 8

Решают типовые задания  с проговариванием алгоритма вслух.

- Жи-ши пиши с буквой и;

Ча-ща пиши с буквой а;

Чу-щу пиши с буквой у.

Ученики по цепочке выходят к доске и вписывают букву.

- Белые снежинки ложились на землю как пушинки.

Работа в группах.

Взаимопроверка.

Оценивают свою работу в парах при помощи смайлика.

- Слова можно разбить на 3 группы по орфограммам жи-ши, ча-ща,чу-щу.

- Не использовали карточки с сочетаниями жы, шы, чя, щя, чю, щю. Они с ошибками.

- Чулан -  помещение в доме, служащее кладовой.

- Чумазый – испачканный, грязный.

- Чудесный – волшебный, дивный,  удивительный, красивый и др.

- Некоторые слова написаны с ошибкаим.

Белые сн..ж..нки ложились на землю как пуш..нки.

Физкультминутка

Карточки

ши

на

жи

раф

мор

жи

щу

пать

чу

лан

пи

ща

чу

ма

зый

чу

дес

ный

встре

ча

чай

ник

до

бы

ча

жы

шы

чя

щя

чю

щю

Слайд 8

У Дашы и Маши душыстые ландыши. Я ищю в чулане чючело. Волчята, зайчата и бельчята жывут в лису.

Умение составлять предложения.

Умение применять знания.

Развитие орфографической зоркости.

Умение применять знания в нестандартной ситуации.

Развитие орфографической зоркости.

 Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

 Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.

Контролирует выполнение работы.

Организует самостоятельную работу с учебником; коллективную проверку выполнения упражнения.

- А сейчас самостоятельно выполним упр. 23 из учебника. Прочитайте, отгадайте загадки. Запишите самостоятельно.

 

- Прочитайте слова с сочетаниями жи-ши.

Какая еще орфограмма в слове живут?

- Прочитайте слова с сочетаниями чу-щу.

- Прочитайте слова с сочетаниями ча-ща.

- Какую букву вставили в слове хвостом? Зеленой? Махнула?

- Оцените свою работу.

Осуществляют самопроверку; самооценку.

Выполняют упражнение.

- Живут, большие.

- Безударная гласная, проверочное слово жить, жизнь.

- Щука, кручу, бурчу, хочу.

- Клещами.

- Хвостом – о, проверочное слово хвост, зеленой – е, проверочное слово зелень, махнула – а, проверочное слово взмах. 

Оценивают работу при помощи смайлика

Учебник с. 14 упр. 23.

Умение применять знания.

Развитие орфографической зоркости.

 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

 Личностные:

самоопределение

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию.

– Вернёмся к девизу нашего урока «Пишут не пером, а умом». Итак, что для нас важно?

– Какие правила мы должны знать, чтобы правильно писать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?

– Закончите фразу:

  • Сегодня на уроке я научился…
  • Знания, полученные на урок, пригодятся мне…
  • Своей работой на уроке я… (доволен или нет)

- С каким настроением вы заканчиваете урок?

Формулируют конечный результат своей работы на уроке (что получилось, что не получилось и почему).

- Для нас важно не только красиво писать, но и грамотно.

Выбирают смайлик для своего настроения.

Д/з  упр. 21 с. 14

 Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Познавательные: рефлексия

 Личностные: смыслообразование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Урок по теме" Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща, чу-щу" 1 класс УМК "Перспектива"

Конспект содержит подробные рекомендации по проведению урока по данной теме. Используется электронное приложение к учебнику. Предлагаются различные формы работы....

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра.1 тренажёр:Предлагается 16  слов, где нужно вставить пропущенную букву.  Для проверки правописания используется прием «Волшебная труба». Пер...

Тренажёр "Правописание буквосочетаний ЧУ-ЩУ" (Русский язык, 1-2 класс)

В данном ресурсе предлагается два тренажёра. 1 тренажёр:Предлагается 16 слов, где нужно вставить пропущенную букву. Для проверки правописания используется прием Волшебная труба. Перемещение объек...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так  как  дети не только  знакомились  с орфограммой, учились  писать слова с  ней, но и учились произносить  слова с  буквосочетаниями, работать...

Правописание буквосочетаний чк, чн, чт, щн, нч. Произношение слов с этими буквосочетаниями.

Урок актуален, так как дети не только знакомились с орфограммой, учились писать слова с ней, но и учились произносить слова с буквосочетаниями, работать в парах, развивали свою речь, а главное, ребята...