Урок русского языка по теме: «Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему
Предлагаемый ресурс подготовлен для учащихся 2 классов, обучающихся по образовательной системе "Перспектива" (возможно использование в других УМК). Ресурс содержит конспект урока, презентацию (приведены образцы заданий, которые учитель может дополнить по своему усмотрению, скопировав нужный слайд и изменив задание). Презентация состоит из 10 слайдов, управление выполняется щелчком левой кнопки мыши в поле слайда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 35.43 КБ |
Презентация к уроку | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональный конкурс работников образования
Всероссийский интернет – конкурс
педагогического творчества
2012/2013 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста Прогимназия № 2
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: среднее образование
Конспект урока на тему:
«Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова»
2 класс
Автор: Мерзлютина Ирина Александровна,
учитель начальных классов, ВКК
Место выполнения работы: МБОУ Прогимназия № 2,
г. Воронеж, ул. Вл. Невского, д.65б
ЦЕЛИ УРОКА:
- научить находить и проверять парные по звонкости – глухости согласные в середине слова;
- показать способ проверки парных согласных в середине слова;
- развивать речь детей при составлении устного рассказа по образцу;
- провести пропедевтические наблюдения за значением слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы;
- творческое отношение к процессу оказания помощи в проверке написанных слов.
- Метапредметные умения:
- Познавательные умения:
- Различать парные согласные по звонкости и глухости, и обосноваывать своё мнение;
- Распознавать парные согласные и обосновывать своё мнение;
- Использовать приобретённые знания при проверки слов.
- Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- использовать алгоритм проверки парных согласных в середине и в конце слова;
- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;
- исправлять ошибки в учебном тексте.
- Коммуникативные умения:
- формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение;
- адекватно использовать средства для представления результата.
- Предметные умения:
- писать слова с парными звонкими и глухими согласными в середине и в конце слова;
- оформлять на письме словосочетания, содержащие слова с парными согласными;
- писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной в корне слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: лента букв, сигнальные веера с парными согласными, опорные слова для составления схем, карточки с заданиями для работы в группах, ИКТ.
ХОД УРОКА.
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, я сегодня шла на работу и думала, поможете вы мне провести урок сложный, загадочный, интересный. Покажите мне свои глазки. Я сейчас в них смотрю и уверена, что такой урок обязательно получится. А сейчас улыбнитесь друг другу и с хорошим настроением начнём урок.
- ЗАПИСЬ ЧИСЛА.
- Откроем свои тетрадочки и посмотрим на отметки. Встаньте у кого сегодня лучшие тетради. Скажем хором: «Молодцы!».
- Дети, а как вы думаете, почему у них лучшие тетради? Правильная посадка, наклон тетради, ручку держали правильно, аккуратно писала).
- Ну, что ж, давайте правильно сядем, положим тетрадь с наклоном и красиво напишем «число» и «классная работа». Подчеркните буквы, которые обозначают гласные звуки, поставьте ударение, разделите на слоги.
- СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, сегодня наш урок русского языка пройдёт в необычной форме, а в форме игры. Мы с вами побываем на станциях, название которых вы видите на экране. На каждой станции вам будут предложены задания для выполнения. СЛАЙД 2.
- Чтобы наше путешествие было интересным, пусть девизом нашего урока будут слова: «Умеешь сам – научи другого». Хоровое чтение.
- РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
- Актуализация знаний. Станция «Чистописай - ка.
Не доро_ подаро_ – дороже внимание. (Запись на доске) СЛАЙД 3.
- Прочитайте, что это? (Пословица)
- Как вы понимаете смысл её? (Не важно, сколько стоит подарок, важно то, что о тебе помнят.)
- Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. (Устно. Не дорог - буква Г, проверочное слово-дорогой. Подарок - буква К, т. к. это суффикс ОК.)
- Что можете сказать о буквах Г и К? (Они обозначают парные согласные звуки.)
- На минутке чистописания прописывать будем ту букву, которая обозначает парный звонкий звук, а может обозначать парный глухой звук. Какая это буква? (Г).
- Составьте свою цепочку из строчной, прописной букв Г и букв, обозначающих гласный звук, смягчающий впереди стоящие согласные.
- Какие буквы написали? (И, Я, Ю, Е, Ё).
- Какие ещё буквы обозначают парные согласные звуки? (Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш)
- Почему они считаются “опасными”? (На конце слов пишутся не так, как слышатся.)
- Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Ребята, а теперь подумайте, какая сегодня будет тема урока? (Способы проверки парных согласных на конце и в середине слова).
- Чему же мы сегодня будем учиться? (Сегодня мы будем правильно писать парную согласную в корне слова, подбирать проверочное слово).
- Словарная работа. Станция «Расставляйка - ка».
- А вот перед нами станция «Расставляй-ка». Здесь нам нужно показать хорошее знание словарных слов и алфавита. Слова отгадки можно произносить хором, после чего каждый веером покажет парную согласную, которую написали бы в слове, ответ доказать.
- На доске написаны слова. Прочитайте их вслух, какие буквы в них надо написать вместо точек? Покажите веером какая буква спряталась за цветочком?
т...традь, з...вод, м...дведь, завтр...к, гор...д, м...роз, к....р...ндаш. СЛАЙД 4 - 5
- Слова для ответа поделите на группы. (В словах тетрадь и медведь надо написать непроверяемую гласную е. В словах мороз и город пишется непроверяемая безударная гласная о; В словах завод и карандаш надо писать непроверяемую безударную гласную а.)
- Запишите слова в алфавитном порядке. Проверьте. Молодцы.
- Что объединяет написанные слова между собой? (Они из словаря, они - существительные, оканчиваются на парный согласный звук.)
- Какие различия вы видите в данных словах? (5 существительных отвечают на вопрос что?, а существительное медведь отвечает на вопрос кто? Слово тетрадь, завод, медведь, город, мороз оканчиваются на звонкий парный согласный, а слово карандаш на букву глухого парного согласного.)
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с парной согласной на конце? (Изменить данные слова так, чтобы после согласной стояла гласная буква и хорошо слышался нужный звук.)
- О скольких случаях проверки парной согласной мы говорили? (О трех.)
- Изменить слово – поставить его во множественное число, чтобы после согласного стоял гласный звук (зуб - зубы).
- Изменить слово – добавить слово «нет» (зуб – нет зуба).
- Подобрать однокоренное слово – назвать ласково (зуб - зубик).
- Давайте запомним стихотворение, которое объединяет все способы:
Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.
- Работа над определением.
- Сравните слова, записанные на доске:
МОРКО…Ь – МОРКО…НЫЙ
- В каком слове вы не сомневались в написании парной согласной? (Морковный).
- Почему? (Звучит чётко).
- Что заставляет этот звук звучать чётко, ведь гласного нет рядом? (Согласный звук [н]).
- Сделайте вывод четвёртого способа проверки написания парных согласных в корне слова. (Подобрать проверочное слово, чтобы после парного согласного стоял звук [н]).
- Молодцы, ребята!
- Упражнения в применении правила на письме. Станция «Запоминай – ка».
- Я буду называть пары чем-то схожих между собой слов, послушайте их внимательно и постарайтесь запомнить их.
сестра - брат товарищ - друг
вагон – рельс бутон - цветок
песня - частушка писатель - сказка
- Теперь я буду называть только первые слова, а вы постарайтесь вспомнить вторые и запишите их в столбик. Самостоятельная работа учащихся.
- Проверьте свою работу по образцу. СЛАЙД 5 -7
- А теперь дадим характеристику парным звукам и подберём проверочные слова.
- Ребята, а на какие две группы можно разделить эти слова? Ответы детей.
- Одинаковы ли способы проверки написания парных согласных в словах «друг» и «сказка»? Дети подбирают проверочные слова разными способами: изменяют форму слова, подбирают однокоренные слова. Делают вывод:
- Парная согласная может находиться в конце слова и в середине слова. Место парных согласных не влияет на способ проверки.
- Групповая работа. Станция «Составляй – ка».
- Составьте словосочетания. Первое слово в словосочетании дано, а вот второе вы в группах вместе и дружно составите из слов, используя для этого их первый слог.
Интересная........................(загадка) СЛАЙД 8
Забор, гадкий, камера.
Новая........................(рубашка)
русалка, башмак, канат.
Солнечная..................... (погодка)
пояс, годность, какаду.
- Задание дается на карточках. Выигрывает та группа, которая быстрее и правильнее справится с заданиями, сможет объяснить и слово и орфограмму в нем, укажет способ проверки. Учитывается умение договариваться, определитесь, кто в группе будет отвечать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Выполняем физминутку со следующей речевкой. Не только выполняем, но и находим слова на орфограмму сегодняшней темы.
МЕЛКИЕ ШАЖКИ
РАЗ, ДВА, ТРИ
ЛЕГКИЕ ПРЫЖКИ
РАЗ, ДВА, ТРИ
МЯГКАЯ ПОСАДКА.
- Какие же слова на написание парной согласной в конце слова или перед согласными вам встретились? Укажите способ проверки.
- Шажки--- шажок (меняет форму слова)
- Прыжки - прыжок;
- Раз - раза;
- Зарядка - зарядочка
- Посадка - посадочка (подбираем родственное слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом);
- Легкие - легок,
- Мягкие - мягок (подбираем краткую форму имени прилагательного).
8. Выборочное письмо. Станция «Выбирайка – ка». СЛАЙД 9
- Сейчас вам предстоит поработать с вашим другом – учебником и закрепить эти знания. Откройте учебники на стр. 118 и найдите упр. 176.
- Прочитайте текст. О чём он?
- Озаглавьте его. («Большой пруд»).
- Как можно добраться от дома к пруду? (Добраться можно по узкой дорожке).
- Что растёт по берегам пруда? (Берёзки и дубки).
- Произнесите эти слова. Что интересного заметили при произнесении и написании этих слов? (Произношение и написание не совпадает, т. е. парные согласные нужно проверять).
- В каких ещё ловах данного упражнения написание и произношение не совпадают? (В словах с пропущенными буквами).
- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, подбирая к ним проверочные слова. Подчерните орфограммы.
- Сравните, какие слова не просто называют предметы, а выражают отношение говорящего.
- Работа в парах.
- А сейчас вы будете работать в парах. У каждого из вас листочки, на которых вы должны будете выполнить тест по теме урока. (У соседа по парте на обратной стороне правильные ответы. Ребята обмениваются листочками и проверяют работу друг друга по оборотной стороне своего листочка. Один учащийся работает на компьютере).
- Подведение итога урока. Станция «Обобщай-ка». СЛАЙД 10
- И вот последняя остановка. Какими знаниями по русскому языку вы сегодня поделитесь с родителями? (Дети рассказывают над какими согласными они сегодня работали? На, какие группы делятся парные согласные? Где могут находиться парные согласные? Как проверить правописание парных согласных?( при ответах выставляется схема)).
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Упр. 177, словарь 7.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Карта маршрута станция «Чистописай-ка». станция «Словознай-ка». станция «Запоминай-ка». станция «Составляй-ка». станция «Выбирай-ка». станция «Обобщай-ка».
Прочитай: Не доро… подаро… - дороже внимание. г к
т е традь Какая буква спряталась за цветочком ? з а вод завтр а к гор о д м о роз к а р а ндаш Проверка Запишите слова в алфавитном порядке. м е дведь
завод завтрак город карандаш медведь мороз тетрадь
Распредели на группы бра… рель… часту…ка дру… цвето… ска…ка Вставьте пропущенные буквы На конце слова В середине слова
Проверьте себя На конце слова В середине слова бра т рель с часту ш ка дру г цвето к ска з ка
Составьте словосочетания Интересная................. Забор, гадкий, камера. Новая.................... Русалка, башмак, канат. Солнечная..................... Пояс, годность, какаду. зага д ка Проверка руба ш ка пого д ка Проверка Проверка
Работа в учебнике Упр. № 176, стр. 118 Начать тест
Какими знаниями по русскому языку поделитесь с родителями? В середине слова В конце слова Гласный звук Сонорный звук [н] звонкие согласные глухие согласные Парные согласные
Источники http://photo-fantasy.ru/parovo… - паровозик http://bagira0401.ya.ru/replie… -домик http://nyzni.saitest.ru/author… - домик Шаблон подготовлен – Мерзлютиной И. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ СЛОВА"
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ...
Открытый урок по русскому языку на тему: "Способ проверки парных согласных на конце слова"
Открытый урок по русскому языку по теме: "Способ проверки парных согласных на конце слова" (продолжение)...
Урок русского языка во 2 классе по теме "Способы проверки парных согласных на конце слов"
Представлена разработка урока, презентация и самоанализ....
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
На всех этапх урока говорится о двух способах проверки парных согласных в конце и середине слова....
СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Обучающиеся знакомятся со способами проверки парных согласных на конце и в середине слова, используя различные задания и формы работы на уроке....
Презентация к уроку русского языка "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и в середине слова"
Презентация к уроку русского языка в 3 клвссе "Мягкий знак для обозначения мягкости согласного на конце и всередине слова"...
Конспект урока русского языка 2 класс "Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласной"
УМК :Школа РоссииКласс 2Тема: Способы проверки парных согласных на конце слов и перед согласнойЦель: через исследование познакомить со способами проверки и правилом правописания парных согласных на ко...