Урок непроизносимая согласная русский язык 3 класс
презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему
Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных.
Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму?
О чем заботилась вторая сестра-орфограмма?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neproiznosimaya_sogl.pptx | 369.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспоминаем то, что знаем Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трем сестрам: орфограммам буквам согласных . Одна из них следила , чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква. Как называют эту орфограмму? О чем заботилась вторая сестра-орфограмма? Орфограмма буква парного согласного в корне слова замок сказка Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова Анна ? Чем занималась третья сестра? Кто были ее подданные? Ответы на эти вопросы мы сможем получить на сегодняшнем уроке.
Определяем основной вопрос урока Объясните значение слова: Весть Почему звук, который не произносится обозначается буквой на письме?
Понаблюдайте за другими однокоренными словами. Есть ли в этих словах согласный звук, который не произносится? Ездить, езда, поезда, наездник. Грусть, грустит, грустно, грустный. Выпишите в один столбик слова, в которых согласный звук произносится, а в другой те, в которых не произносится. Решаем проблему, открываем новые знания Какие звуки не произносятся в словах второго столбика? Как можно назвать эти согласные? Почему звуки [ т ] и [ д ] не произносятся? Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквами т и д . ездить наез д ник езда грус т но поезда грус т ный грусть грустит Сделайте вывод: Какие звуки могут быть непроизносимыми и почему ?
Решаем проблему, открываем новые знания В русском языке много слов, в которых рядом находятся три согласных звука, например [ стн ] , [ здн ] и другие. Один согласный звук из трех (средний) в потоке речи не произносится. Такие согласные звуки называют непроизносимыми. Непроизносимыми чаще всего являются звуки [ т ] и [ д ] , но могут быть и другие звуки
Как вы думаете, почему надо писать букву непроизносимого согласного? Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимые согласные известным вам способом? Найдите, среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Почему они являются проверочными? Прочитайте слова каждого ряда. Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти звуки. капуста, капустный (лист) капустница Решаем проблему, открываем новые знания звезда, звезды, звездочка звездный звездолет Сформулируйте правило: как правильно записать непроизносимый согласный звук?
Чтобы не ошибиться в написании слова с непроизносимым согласным звуком в корне, надо подобрать такое проверочное однокоренное слово, чтобы этот звук оказался перед гласным и стал произносимым. Обозначение на письме непроизносимого согласного – это орфограмма. Местный – место Честный – (нет) чести Вестник – вести Сравниваем свой вывод с авторским
3. Пишу слово. 4. Проверяю написание: обозначаю орфограмму. Гигантский - гиганты Применяем новые знания. Развиваем умения 1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки [ сн ] , гигантский – звуки [ нск ] 2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный . [ сн ] Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем лесной. [ нск ] Гигантский – гиганты. Появился звук [ т ] . Надо писать гигантский. По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове? Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать? Как обозначить орфограмму.
Пользуясь инструкцией, определите, какую букву вы напишите на месте пропуска. Почему? Спишите, обозначь орфограмму. Тростинка – трос_ник Солнышко – со_нце Власти – влас_ный Прелести – прелес_ный Применяем новые знания. Развиваем умения Трос т инка – трос т ник Со л нышко – со л нце Влас т и – влас т ный Прелес т и – прелес т ный
Орфограмма буква парного согласного в корне слова Орфограмма буква удвоенного согласного в корне слова С какой новой сестрой-орфограммой вы познакомились? Посмотрите на рисунки и назовите только те слова, которые будут подданными третьей сестры-орфограммы? Какие слова будут подданными первой и второй сестер-орфограмм? Итог урока Орфограмма буква непроизносимого согласного в корне слова кот подушка мышка сердце солнце ванна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
презентация к уроку "Непроизносимые согласные" 3 класс
Презентация содержит основные задания и проверку к ним по теме " Непроизносимые согласные". Это часть презент...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку. Класс: 3.
А вы хорошо помните сказку про Колобка? Вот мы сейчас проверим. Я буду вам задавать вопрос, а вы отгадаете и отгадку запишите. (Один на доске записывает, объясняя правописание) - Кто из этих зверей Ко...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Класс: 4 класс Автор УМК «Rainbow English» 4 класс. Авторы: Афанасьева О.В., Михеева И.В.
Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития коммуникативных умений по теме «Мое любимое время года»Цель: Обобщение и систематизация полученных знаний для развития комму...