Русский язык 3 класс (Образовательная программа Л .В. Занкова) Тема: Непроизносимые согласные в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Цель:

 развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне  слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание,
- создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.

Задачи:

- в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
- упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus.yaz_.3_kl.neproizn.sogl_.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

3 класс

(Образовательная программа Л .В. Занкова)

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Цель:

 развитие умений наблюдать за орфограммами-буквами непроизносимых согласных в корне  слова, находить в словах эту орфограмму и объяснять написание,
-
создать ситуацию, помогающую на основе учебного исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными корневыми орфограммами, их обобщение и систематизация самими учащимися.

Задачи:

- в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
- упражнять учащихся в применении ими правила в конкретной ситуации;
- развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс, ч. 1 (автор А.В. Полякова), компьютер, мультимедийный проектор, карточки «Моя самооценка»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ι. Актуализация знаний.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

– Какую запись должны сделать дальше?

-Выбираем «Почемучку»

Слайд 2.

 – Представьте себе большое орфографическое царство. Оно принадлежит трём сёстрам: орфограммам-буквам согласных. Одна из них следила, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.

- Приведите примеры на это правило.

- Продиктуйте друг другу и запишите по 5 слов на это правило

Комментированная запись даты

Классная работа

Почемучка – Петрушина Полина

Почемучка:

- Как называют эту орфограмму?

Ученики:

- Парная согласная на конце и в середине слова.

-Работа в парах

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

- Прочитайте записанные слова.

- Как проверить парную согласную в корне слова?

 

- Продиктуйте и запишите друг другу  по пять слов на правило «Правописание удвоенной согласной в корне слова»

- Проверка.

-Ответы на эти вопросы вы сможете получить на сегодняшнем уроке.

Проблемная ситуация

(Слайд 3)

- Прочитайте слово и объясните его значение, подобрав синонимы.

- Подберите три однокоренных   слова к слову «весть», запишите транскрипцию каждого слова

– Прочитайте слова. Как они называются?

– Сравните произношение и написание этих слов. Какое противоречие вы заметили?–

- Сформулируйте проблемный вопрос.

- Как называется новая орфограмма?)

Попробуйте сформулировать правило

– Как вы думаете, чем мы далее будем заниматься?

-Что мы сейчас делали?

Рассказывают правило написания парной согласной

Почемучка:

-– Как вы думаете, о чём заботилась вторая сестра-орфограмма?

Ученики:

- Чтобы не забывали писать удвоенную букву согласного в корне слова.

- Работа в парах

Почемучка:

– Чем же занималась третья сестра? Кто были её подданные?

- Весть, новости, сообщение…

- весть [ вэ ст ]

-известный [ и з в’ э с н ы й’]

-вестник [вэ с’ н’ и к]

- однокоренные

- В корнях некоторых однокоренных слов буква т пишется, но звук, обозначенный этой буквой, не произносится.

Почемучка:

-Почему звук, который не произносится, обозначается буквой на письме?

Ученики:

- В других однокоренных словах этот звук произносится отчетливо

- непроизносимый согласный в корне слова

- чтобы проверить непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, где этот согласный слышится четко

- Отрабатывать полученные знания на примерах

-Планировали свою деятельность.

III. Решаем проблему. Открываем новые знания.

(Слайд 4.)

Задание. Прочитайте слова. Разбейте их на группы.

При побуждающем диалоге: По какому признаку вы их разделите?

При подводящем диалоге: Запишите в один столбик слова, в которых согласный [т] произносится, во 2-й – слова, в которых согласный [т] не произносится.

– Сравните записанные в каждом столбике слова и попробуйте предположить, почему во 2-м столбике согласный [т] не произносится.

Подсказка: подчеркните буквы, которые находятся рядом с буквой т.

Вывод: Если рядом стоят 3 согласных звука, то звук [т] не произносится (выпадает).

Сделайте общий вывод: какие звуки могут быть непроизносимыми и почему?

(Слайд 5)

– Прочитайте про себя.

Вопросы после чтения:

– Когда в словах появляются непроизносимые согласные звуки?

– Непроизносимые согласные – это буквы или звуки?

– Это правило письма или закон языка?

– Прочитайте текст в рамке вслух. Приведите примеры.

- произносится и пишется, не произносится, но пишется

Проверяют (работа в парах)

Почемучка:

– Назовите слова, в которых согласный звук не произносится.

Ученики:

-Наездник, грустно, грустный

Почемучка:

Как можно назвать этот согласный?

-Ученики:

Непроизносимый.

-[т], [д]

- при сочетании трех согласных звуков средний звук при произношении выпадает

-[т], [д]

-Звуки

-Закон языка

ΙV. Развитие умений – применение знания.

(Слайд 6)

Задание:

– Прочитайте слова каждого ряда.

– Найдите слова, в которых есть непроизносимые согласные звуки. Назовите эти согласные звуки.

– Найдите среди однокоренных слов в каждом ряду проверочные слова. Запишите однокоренные слова, выделите корень. Подчеркните непроизносимые согласные.

- Сформулируйте правило.

- Правильно мы сформулировали правило?

(Слайд 8)

- алгоритм проверки непроизносимой согласной

Продолжение наблюдения над словами с непроизносимыми соглаcными звуками.

(Слайд 9)

– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Однокоренные.)

– А что различает? (В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т].)

– Найдите среди однокоренных слов проверочные.

– Почему они являются проверочными?

Сравните свою формулировку с правилом в рамке на с. 115.

Самостоятельно применяем знания. Персональный компьютер. Тренажер.

Почемучка:

– Как думаете, почему нужно писать букву непроизносимого согласного

Ученики:

- В других однокоренных словах она пишется

Почемучка:

– Можно ли проверить написание букв там, где есть непроизносимый согласный, известными вам способами?

– Что для этого нужно сделать?

Ученики:

-Изменить или подобрать однокоренное слово, в котором после этого звука стоял бы гласный

(Слайд 7)

Почемучка:

По какому признаку будете находить орфограмму букву непроизносимого согласного в слове?

Ученики:

-1. Произношу слово. Слушаю, есть ли рядом несколько согласных звуков. Например: лесной – звуки  [сн], гигантский – звуки [нск]

Почемучка:

Как действовать дальше? Что для этого нужно сделать?

Ученики:

2. Проверяю, есть ли в этих словах непроизносимый согласный звук. Для этого изменяю слово или подбираю однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный.

     [сн]

Лесной леса, лесистый. Непроизносимого согласного звука нет. Пишем

лесной.

         [нск]

Гигантский – гиганты. Появился звук [т]. Надо писать гигантский.

Почемучка:

Как обозначить орфограмму?

Ученики:

3.Пишем проверочное слово. Проверяем

написание

-Однокоренные

-В двух последних словах есть непроизносимый согласный [т]

-После согласного стоит гласный звук

Почемучка:

-Как обнаружить непроизносимый гласный и правильно написать слова, в которых он встречается?

Ученики: Непроизносимый согласный встречается в сочетании со звуками [с(т)н] и [з(д)н]. Чтобы написать букву непроизносимого согласного, нужно подобрать однокоренные проверочные слова, где бы после этого согласного стоял гласный звук.

V. Итог урока.

Слайд 10

– С какой новой орфограммой вы познакомились?

– Когда в словах появляется непроизносимый согласный звук? (Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн].)

– Как его можно обнаружить? (Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо.)  

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднен

Заполните листы «Моя самооценка»

-Непроизносимые согласные в корне слова

-Если рядом находятся 3 согласных звука: [стн] и [здн]

-Слово нужно изменить или подобрать однокоренное, чтобы этот звук слышался отчётливо

Ученики заполняют лист:

                   Моя самооценка

  1. У меня все получилось, потому что:

- я знаю правило;

- я умею подбирать проверочные слова,

- Могу работать самостоятельно, без чьей-либо помощи

Моя оценка за работу ___________

  1. У меня не все получилось, потому что:

- я знаю правило, но затрудняюсь подобрать правильно проверочное слово;

- я не понял правило, не могу подобрать проверочное слово

Моя оценка за работу_____________

     Что я сделаю, чтобы у меня все получилось:

  1. Выучу правило.
  2. Буду упражняться находить слова на это правило и подбирать проверочные слова сам!
  3. Обращусь за помощью к учителю.

VI. Домашнее задание.

Учебник, стр.115-116 выучить правила, выполнить упр. 228.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе по теме "Непроизносимые согласные в корне слова" ОС"Школа 2100"

Методическая разработка урока с применением деятельностного метода с указанием деятельности учителя и учащихся. Имеется презентация и ссылка на электронный ресурс....

Конспект урока по русскому языку по теме "Непроизносимые согласные в корне слова". 3 класс

Тема : Непроизносимые согласные в корне слова.Цель: учимся грамотно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.   Тип урока: открытие нового знания.   Технология деяте...

Урок русского языка в 3 классе по программе "Школа России" по теме «Непроизносимые согласные в корне слова».

В основе урока лежит технология проблемно – диалогического обучения. Считаю, что организация проблемных диалогов с использованием мультимедийных презентаций оживляет работу учащихся и предоставляет им...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...

Урок русского языка во 2 классе по ОС "Школа 2100" по теме: "Непроизносимые согласные в корне слова"

Данный урок русского языка проводится во 2 классе по образовательной системе "Школа 2100". Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. На протяжении всего урока применяются деятельностн...