Употребление частицы НЕ с глаголами
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока, 3 класс "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_uroka_upotreblenie_chastitsy_ne_s_glagolami_3_klass.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
Русский язык
Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы не с глаголами.
3 класс.
Учитель: Смирнова О.О.
Цели:
- Развитие читательских умений с применением технологии продуктивного чтения, совершенствование умений переработки и преобразования информации.
- Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
- Осознание себя носителями языка как части культуры на основе освоения устойчивых выражений, русских пословиц, этимологических значений слов.
Методическое обеспечение:
Учебник «Русский язык , 3 класс» (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.), тетрадь, папка со словарными словами, мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Здоровьесберегающая деятельность |
1.Организационный момент | - Здравствуйте, ребята. Давайте выполним дыхательное упражнение. | Дети выполняют упражнение для дыхания, настраиваются на урок. | |
2. Словарная работа. | 1) - Прочитайте стихотворение Александра Шибаева. - Какими словами играет поэт? - Что эти слова означают в тексте? - А есть ли в словах сидит и идёт этот смысл, если взять вне текста? - В таких сочетаниях «сидит на мне», «мне идёт» слова получили другое значение и сблизились по смыслу. - Выпишите словарные слова по теме «Гардероб». - Что общего между словами платье и платок? (Часть «плат». Это древнерусское слово, оно лежит в основе этих слов и означает «кусок материи». Слово «плат» используется в художественно-поэтической речи. Например: «Софья схватила с кровати чёрный плат, накинула на голову и встретила князя». (А.Н.Толстой)) - Как легче запомнить правописание слов платок, платье? 2) – Составьте и запишите со словом «платок» словосочетания к схемам: прил. + платок, платок + сущ., глагол + платок. | Дети читают стихотворение (на слайде) Платье новое – Вполне Хорошо сидит на мне. Это платье мне идёт. А костюм наоборот, Потому что плохо сшит, Он нам вешалке висит. Дети отвечают на вопросы: Подходит к фигуре по цвету, фасону. Нет. Дети выписывают слова платье, костюм и ещё 2 слова добавляют из папки со словарём. Учащиеся предлагают иллюстрации для запоминания слов. Дети составляют и записывают словосочетания: красный платок, платок с каймой, закутанная в платок. | ИКТ повышает мотивацию к обучению. |
3. Введение в тему урока. | - Прочитайте текст и найдите в нём несоответствие. - Как передать отрицание? - А с какими словами употребляется слово НЕ? - Предположите, какая будет тема урока. | Учащиеся читают текст со слайда: Заблудился Петя пошёл в лес за земляникой и заблудился. Он мог найти дорогу, знал, в какую сторону идти. Мальчик хотел, чтобы ночь застала его в лесу, и стал медлить. Вывод: текст нуждается в редактировании. Дети отвечают на вопрос: необходимо воспользоваться словом НЕ. Учащиеся формулируют тему урока: НЕ с глаголами. | |
4. Постановка проблемного вопроса. | - Какую цель перед собой поставим? - А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно мыслить. - Какие вопросы у вас возникают? - Всё ли здесь понятно? - Сегодня мы будем исследователями. Дату и место проведения записали. Тему исседования записали. | Дети отвечают: Научиться правильно писать НЕ с глаголами. | Игровой фон урока способствует развитию положительных эмоций. |
5. Открытие новых знаний. | 1) – Какой 1-ый вывод можно сделать? - Это закон. Напишите эти слова в тетрадях. 2) Учебник стр.112 - Какая это часть речи? 3) упр. 360 - Прочитайте предложения. В чём разница между ними? - Почему изменился смысл предложения? - Посмотрите как записаны глаголы с НЕ. Какое значение в записанных парах слов? - Что придаёт отрицательный смысл? - За такой смысл это слово (частица) получило название «отрицательная частица».
- Как называется слово НЕ? - Это часть речи. Какие ещё части речи вы знаете? - К какой группе частей речи её можно отнести – к самостоятельным или служебным? Почему? - Какую роль она выполняет в речи? - Как пишется частица НЕ с глаголами? - Как обозначается орфограмма? | Дети делают выводы: - НЕ с глаголами пишется раздельно. - НЕ – это частица. Дети записывают в тетрадях: читал – не читал любит – не любит Дети отвечают на вопросы: - Противоположное. - Слово НЕ. Дети читают правило и отвечают на вопросы: - Частица, отрицательная частица. - Самостоятельно в речи не употребляется, нельзя понять, что это – НЕ) Вывод: Частица НЕ – служебная часть речи. - Придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению. | Физ. минутка Мальчики встают, когда слышать слово с НЕ, девочки – без НЕ. (Не завтракал, помогать, не дежурит, найдёшь, уважать, не работает, не ужинал, знаю, рисует, не морозит). |
6. Домашнее задание | 1) - Выучите правило на стр. 112 2) Творческое задание - Глаголы терпеть не могут частицу НЕ. Она такая маленькая, а перечёркивает то, что говорят глаголы. Она всё отрицает. Поэтому глаголы оттолкнули её от себя. - Попробуйте дома проиллюстрировать их отношения: придумать сказку, инсценировку, нарисовать рисунки. | Творческое задание способствует развитию положительных эмоций – крайне необходимое условие здоровьесбережения. | |
7. Развитие учебно-языковых, речевых и орфографических умений. | 1) упр. 361 с.113 - Объясните смысл пословиц. - Найдите и выпишите пословицу со словарным словом, которое мы сегодня записывали. - Обозначьте известные орфограммы. - Выпишите самостоятельно ещё 1 пословицу (на выбор) и обозначьте орфограммы. 2) упр.362 с.113 - Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. - Выпишите 2 любые пословицы. 3) Задание в парах (на карточках) Глаголы – исключения. Дети (не)любят ходить в больницу. Они (не)навидят уколы и (не)годуют, когда им (не)здоровится. - Какое задание нужно выполнить? - Попробуйте прочитать эти предложения без НЕ. Какие получили слова? - Есть ли в русском языке такие слова? - Сделайте вывод.
(распределить глаголы в 2 столбика: слитное и раздельное написание). | Дети выписывают пословицу: На каждый роток не накинешь платок. Дети объясняют смысл пословиц. Дети отвечают: - Раскрыть скобки. - Любят, навидят, годуют, здоровится. Вывод: Если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно. НЕ в таких словах – приставка. | Ребёнок выбирает самостоятельно задание, которое будет выполнять. |
8. Итог урока. | - А сейчас небольшой тест, чтобы проверить ваши знания. | Дети выполняют тест на интерактивнойдоске. | Создание ситуации успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Глаголы в предложении. Частица не с глаголами.
Дать познакомить с глаголом как частью речи, выяснить исторический смысл названия части речи, вспомнить неопределенную форму, изменение глаголов, роль в предложении, познакомить с написани...
Конспект урока русского языка "УПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИ».
Употребление и правописание частицы НЕ с глаголами....
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Употребление частицы НЕ с глаголами. Правило правописания частицы НЕ с глаголами." (УМК «Школа 2000»)
Цели:1. Ознакомление с ролью частицы и её раздельным написанием сглаголом....
Разработка урока русского языка в 3 классе по теме урока «Употребление и правописание частицы не с глаголами».
На уроке дети знакомятся с новой частью речи - частицей и учатся правильно (раздельно) её писать с глаголами....
Презентация по русскому языку "Употребление и правописание частицы не с глаголами"
Презентация для 3 класса, знакомящая обучающихся с частицей не, употреблением её и написанием с глаголами....
Употребление частицы не с глаголами. 3 класс
Урок русского языка тема "Употребление частицы не с глаголами"...
Употребление частицы не с глаголами. 3 класс
Презентация к уроку русского языка "Употребление частицы не с глаголами"...