открытый урок в 4 классе. школы 8 вида.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Горшенина Светлана Александровна

Конспект открытого урока в 4 классе школы 8 вида по русскому языку на тему"Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_zvon.i_gluhih_soglasnyh.docx31.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Цель: закрепить навык проверки слов с парными согласными на конце и в середине слова.

Задачи:

  Образовательные:

Закрепить умение различать на слух парные звонкие и глухие согласные;  добиваться от детей осознания необходимости проверки  как звонких, так и глухих согласных.

Коррекционно-развивающие:

развивать  устную и письменную речь учащихся; работать над культурой речи; учить чётко и правильно выражать свои мысли; корригировать  мышление на основе заданий требующих сравнения, выводов и обобщения.  
 Воспитательные:

 воспитывать умение работать в коллективе, повышать мотивацию к учению,  прививать интерес к сказкам.

 Здоровьесберегающие:

  закреплять навык правильной посадки при письме; развивать мелкую моторику кисти; проводить пальчиковую гимнастику, физминутку.

 Оборудование:

  • презентация
  • учебник «  Русский язык»
  • схемы-опоры
  • карточки с заданиями

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- Улыбка может улучшить всем настроение, а хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

-Итак, у нас урок русского языка и мы начинаем.

Звучит музыка.

– Какая музыка прозвучала? 
– Ребята, а где мы встречаемся с волшебством? 
– Мы сегодня совершим путешествие в волшебную страну « Страну сказок».

«Сказки мудростью богаты
Сказке скажем: «Приходи!»
Это присказка ребята.
Сказка будет впереди».

Музыка прозвучала волшебная

Мы встречаемся с волшебством в сказках.

2

 Актуализация знаний.

А сначала, ребята, давайте вспомним:

-из чего состоит наша речь?

-из чего состоят предложения?

-из чего состоят слова?

-какие бывают слоги?

-на какие 2 группы делятся все звуки?

-чем звук отличается от буквы?

            -какие две буквы не являются ни гласной ни согласной

         

           - посмотрите, а это какие  буквы?

б в г д з ж

п ф к т с ш          

   -Какие согласные?  Назовите буквы. Какие звуки вы произнесли?

-Почему звонкие?

-Почему глухие? 

- Итак, сегодня на уроке мы будем повторять и закреплять правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Наша речь состоит из предложений.

Предложения состоят из слов.

Слова из слогов.

Ударные и безударные.

Гласные и согласные.

Звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.

Мягкий знак и твёрдый знак.

Согласные.

Парные звонкие и глухие.

Образуются при помощи голоса и шума.

только шум.

3

Работа в тетрадях.  Изучение нового словарного слова, повторение пройденного материала.

Пальчиковая гимнастика.(шевелились у цветка, все четыре лепестка…)

1)(Запись числа, классной работы. С комментированием.)

-минутка  чистописания.(запись заглавной буквы Ш с проговариванием)

- Что можете сказать про букву Ш?

2) работа со словарным словом.

- а сейчас, загадка

Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная скажу,
Дом на речке и в пруду.

-кто это?(лягушка)

-кто такая лягушка?

Запись на доске:

 лягушка-(считаем количество букв, гласных,согласных).-7 б.3г. 4 с.

-какое правило помним?

-делим слово на слоги. (хлопаем)

Ля-гуш-ка

Выделяем ударный слог. подчеркнем безударную гласную в слове.

-составьте предложение со словом лягушка.

-с какой буквы начинаем писать предложение?

- что ставим в конце.

-что такое «В». Как пишем предлоги?

-разбор предложения. Находим слово-предмет(ставим к нему вопрос)-это подлежащее, сколькими чертами подчёркиваем?(одной чертой)

-задаём вопрос от слова лягушка,(лягушка что делает? )

- находим слово-действие-это сказуемое.

-сколькими чертами подчёркиваем.(двумя чертами)

-составление схемы предложения. Сколько слов в предложении?

В слове лягушка какая буква может быть опасной?(ш)

Согласная, глухая, парная

Земноводное животное. Живёт как в воде, так и на суше.

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

В болоте живёт   лягушка.

(у доски работает ученик)

4

Работа по теме урока.

Послушайте отрывок из сказки и скажите .
Из какой сказки данный отрывок.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

Позвал однажды царь сыновей и говорит им:

— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

— За кого же нам, батюшка, посвататься?

— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.(догадались?)…

Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.

Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.

Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.

Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка...

-Так как называется эта сказка?

И сказала лягушка, вот выполнишь мои задания, тогда я превращусь в прекрасную Царевну. Давайте, ребята, поможем лягушке превратиться в прекрасную Царевну.

И вот вам первое задание.

Задание 1. «Сказка про звонкие и глухие согласные»

— Жили-были в стране «Грамоте» звуки. Они были весёлые, умные, но их почти никто не слышал, потому что они всегда разговаривали шёпотом.

— Как, вы, думаете какие это звуки? (глухие)

Было им обидно за то, что их никто не слышит и скучно. И решили глухие звуки найти себе таких друзей, которые разговаривают громко и звонко.

— Какие это могут быть звуки? (звонкие)

Давайте найдём пару каждому звуку.

 Сгруппируйте буквы.(на доске вразброд расположены буквы)

б в з д ж г п ф с т ш к

-назовите парные звонкие и глухие согласные. Сколько всего пар?(6)

-Запишите.

Б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к.

– Какие согласные требуют проверки?

-но мы с вами знаем правило. Какое?

Молодцы ребята. Мы справились с 1 заданием лягушки.

 2.задание.

А сейчас следующее  задание «Кроссворд.»

Живут себе два брата
Глухой и звонкий звук
И все вокруг стараются
Их различить на слух.
Но братья друг за друга
Так прячутся порой
Что не поймешь ни звука
Где звонкий, где глухой.
Но тут приходит гласный
Такой хороший звук
И сразу два согласных 
Мы различим на слух.
Перед прекрасным гласным
Вот звонкий, вот глухой
И каждый вокруг согласен
Побыть самим собой.

– Как надо проверять парный согласный? 

( Запись у доски с комментированием.)

-как называются слова в 1 столбике? Во 2 столбике?(таблички)

Молодцы ребята. Мы справились со 2  заданием лягушки.

3.задание.

Работа по карточкам.

Текст . Вставь слова подходящие по смыслу.

Выпал пушистый ______ . 
Весь _______ белый. 
Ударил сильный _______ . 
У дома намело большой _________ .
Слова для справок:      сне г/к,     сугро б/п,     моро з/с,    са д/т,     

Проверка.

Молодцы ребята. Мы справились с 3  заданием лягушки.

4 задание. (резерв)

Работа с деформированным предложением.

Составьте из слов предложение.

-что такое предложение?

узоры, на, Мороз, окне, рисует

-найдите грамматическую основу

- находим и подчеркиваем главные члены предложения.

Молодцы ребята. Мы справились с 4  заданием лягушки.

Сказка называется «Царевна-лягушка».

(у доски работает ученик)

Парные согласные.

Звук согласный проверяй,

рядом гласный подставляй!

Прут-прутик

Пруд-прудик

Сугроб-сугробы

Мороз-морозы

Ложка-ложечка

Чашка-чашечка

Звук согласный проверяй,

рядом гласный подставляй!

Проверяемое слово

Проверочное слово

Предложение –это связанные по смыслу слова.

Ученик записывает на доске, учащиеся пишут в тетрадях, подчеркивают звонкие и глухие согласные. (Разбор по членам предложения.)

Мороз рисует  узоры на окне.

5

Итог урока. Оценки.

– Чему учились на уроке?

 – Если сомневаемся в написании парной согласной, что надо делать? 
– Кто назовёт способ  проверки? 

– А кому мы сегодня помогли превратиться в прекрасную Царевну?
– Молодцы! Вы были трудолюбивы, старательны и я довольна вашими ответами, и вашей работой.

Учились писать слова с парными согласным.
Подобрать проверочное слово.

Звук согласный проверяй,

рядом гласный подставляй!

Лягушке.

6

Домашнее задание.

Объяснение и запись домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по математике " Углы. Виды углов"

Открытый урок по математике по программе "Планета Знаний"  для учеников 2 класса....

Открытый урок по русскому языку "Виды разбора"

На уроке обобщаются знания о всех изученных видах разбора. В творческих заданиях дети показывают отработанные умения и навыки....

Конспект открытого урока по математике "Углы. Виды углов". 2 класс

Конспект открытого урока по математике "Углы. Виды углов". 2 класс...

Конкурс "Учитель года - 2020" Открытый урок по математике "Деление вида 80:20"

Открытый урок по математике, 3 класс.Цели: познакомить с приемом деления вида 80:20; закреплять умение решать задачи и уравнения изученных видов.Планируемые результаты: учащиеся научатся моделировать ...

Открытый урок 4 класс .Школа России. Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе.

Открытый урок  4 класс .Школа России. Правописание  безударных окончаний имен существительных во всех падежах в единственном числе....

«Использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Виды нестандартных уроков».

В данной статье рассмотрено использование нестандартных форм и методов на уроках в начальной школе. Рассмотрено понятие «нестандартный урок». Раскрыты виды и формы нестандартных уроков....