"Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тумольская Елена Михайловна

Открытый урок по русскому языку в 3 классе (Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_otkrytyy_urok.docx45.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21 городского округа Тольятти

Урок русского языка

Тема «Роль местоимений в предложении»

3 класс

УМК «Школа России»

Составила Тумольская Елена Михайловна,

учитель начальных классов

Тольятти 2015

Технологическая карта урока

Предмет: русский язык 3 класс

Тема урока

Тип урока

Формы, приемы, методы

Комбинированный урок

Фронтальная, сравнение, подводящий диалог

Цель урока

Задачи урока

Закрепление знаний о  новой части речи местоимении, его значение и употребление в речи.

Предметные результаты:

1.Узнать, какова роль местоимений в тексте.

2.Рассмотреть, как связаны между собой существительные и местоимения. 3.Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении. 4.Различать местоимения и имена существительные.

5.Формировать умение правильно употреблять местоимения в речи.

6.Развивать память, внимание, орфографическую зоркость, мышление, устную и письменную речь.

7.Развивать умение работать в парах.

8.Воспитывать навык самостоятельности.

9.Воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством: совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Метапредметные результаты:

Личностные результаты:

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Регулятивные результаты:

- самостоятельно определять учебную задачу

- планировать свою деятельность по решению учебной задачи

- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу его реализации и в конце действия.

Познавательные результаты:

- ученики понимают, что такое местоимение, роль местоимения в речи

- осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме

- осознают ценности своего языка.

Коммуникативные результаты:

- применять правила делового сотрудничества

- участвовать в продуктивном диалоге.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

Определение местоимения как части речи , его употребление и значение в речи

1. Распознавать личные местоимения среди других слов в предложении.

2. Различать местоимения и имена существительные.

3. Уметь правильно употреблять местоимения в речи.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, обучения в сотрудничестве

мультимедийное оборудование, карточки с заданиями, смайлики

ХОД УРОКА

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: организационный 1 мин.

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствует учащихся, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок.

Мотивирует учащихся на работу.

  Добрый день, уважаемые гости.

Если вы любите наблюдать, исследовать и если вы любите русский язык как мы, то этот урок для Вас.

Проверяют готовность к уроку.

Дети настраиваются на работу.

Коммуникативная компетенция

Самоконтроль, самооценка

Готовность учащихся к познавательной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

II этап: постановка цели и задач урока 5 мин.

Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.

Чистописание.

Орфографическая минутка

Посмотрите на девиз нашего сегодняшнего урока (слайд 1).

Что в нем необычного?

Какое слово должно стоять?

Нас ждут с вами великие дела.

Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

А чтобы вы могли проконтролировать себя и оценить как вы поняли сегодняшнюю тему, мы будем выставлять себе баллы за выполненные задания: 1б- есть ошибки, 2 б – выполнил без  ошибок.

Ребята, а можно ли сделать великое дело без подготовки? Поэтому нам надо размяться и как следует подготовиться. Запишем число, классная работа.

Чтобы в наших тетрадках был порядок, я предлагаю начать наш урок с минутки чистописания, посмотрите внимательно на доску, сегодня мы с вами повторим написание букв. Подчеркните лучшее написание в первой и второй строчке.

Что необычного в нашей минутке?

Чтобы грамотно писать на уроке давайте вспомним основные пройденные нами орфограммы.

На доске слова с пропущенными буквами (дид. Приложение). Ваша задача написать их в столбик в тетрадь, вставить букву и подчеркнуть ее. Один ученик выполняет на доске. Проверьте друг друга и оцените.

Сущ. заменили местоимением они.

Дела

Высказывание детей про цели урока. (выяснять роль местоимений в предложении. Работать с местоимениями.

Дети смотрят на слайд и повторяют написание гласной буквы Я, соединение букв Мы

Слова вымыты

Мы прописываем местоимения и слово вымыты тоже состоит из местоимений.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка, взаимопроверка

Появление цели урока

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

Умение ставить цели, планировать свою работу.

III этап: актуализация знаний 5 мин.

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

А теперь замените эти существительные подходящими местоимениями. Как вы это делали?

Проверьте себя, поставьте бал. (слайд 2)

Ученик у доски тоже оценивает себя.

Значит, чтобы правильно заменить в предложении сущ на мест, надо смотреть на род и число существительного.

 Давайте потренируемся это делать (дид. Приложение)

По роду существительного подбирали местоимение

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Учебно-познавательная

Самопроверка

Фиксация имеющихся предметных учебные знаний (умений), известных способов деятельности

IV этап: первичное усвоение новых знаний 10 мин.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.

Ребята, я считаю, что вы хорошо размялись и готовы приступить к выполнению великих дел.

Прочитайте два текста и сравните их.

(Слайд 3)

1. Помидор – овощ. Помидоры бывают зелёными, красными, жёлтыми. Помидоры содержат много витаминов.

2. Он – овощ. Они бывают зелёными, красными, жёлтыми. Они содержат много витаминов.

- О чём говорится в первом тексте?

-О чём говорится во 2 тексте?

- какие существительные заменили местоимениями во 2 тексте?

Нравятся ли вам оба текста. Почему?

Давайте отредактируем текст. Проверим его.

Почему наш текс получился гармоничным и красивым? Мы правильно сочетали существительные и местоимения.

Сначала называем предмет, а в следующем предложении заменяем его на подходящее местоимение.

Дети читают со слайдов тексты.

- О помидорах.

Дети могут сразу сказать, что о помидорах, а могут сказать, что не поняли, о чём говорится.

- Он – помидор, они – помидоры.

Местоимения в тексте надо писать опираясь на смысл текста

Учебно-познавательная, коммуникативная

Согласен – не согласен

Развитие учебно-познавательной мотивации.

Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

V этап: первичная проверка понимания 8 мин.

Организация усвоения детьми нового способа действий при решении задач с их проговариванием во внешней речи.

Работа по упр.166 (устно)

Работа по заданию учебника.

Списать первое предложение, выделить грамматическую основу предложение. Какой частью речи выражено подлежащее. По вариантам списать 2 и 3 предложение. Определить род местоимений.

Дети читают текст упражнения и заменяют сущ. подходящими местоимения.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Фронтальная работа

Самопроверка.

Излагает, объясняет учебный материал

Физминутка.

На доске загадка о чем она?

Что есть в загадке, относящееся к теме нашего урока? Найдите их.

О фозиминутке.

Дети выполняют физминутку, находят в загадке местоимения

VI этап: первичное закрепление 5 мин.

Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

Помочь нам делать великие дела, пришли наши великие поэты и баснописцы.

В тетради в столбик выпишите местоимения, которые должны стоять на месте пропусков. Определите у них лицо и число.

Проверьте себя вместе с нами и оцените себя.

Дети выполняют задание и выполняют проверку.

Проверка по эталону.

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Самоконтроль, самооценка

Контроль и самооценка познавательной деятельности.


VII этап: рефлексия 5 мин.

осознание обучающимися своей учебной деятельности;

самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

-Вспомните девиз нашего урока. Справились ли вы с ними.

Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов.

(Слайд 4)

  • http://doc4web.ru/uploads/files/6/5214/hello_html_63039e56.pngЯ понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.

  • http://doc4web.ru/uploads/files/6/5214/hello_html_6f579369.png Я понял, что такое местоимения,

но не уверен, что объясню другому.

  • http://doc4web.ru/uploads/files/6/5214/hello_html_6f579369.pngЯ не совсем понял, что такое личные местоимения.
  • А теперь подсчитайте количество баллов. Посмотрите на свои результаты. У кого самооценка совпала с баллами

-Узнали о новой части речи – местоимении.

Учащиеся показывают смайлик и объясняют, почему они выбрали именно такой смайлик.

Учебно-познавательная, коммуникативная

Самооценка

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

X этап. Итог урока

У меня последний слайд. Он пустой. Но если вы ответите на 3 моих вопроса то откроется слово.

  1. Что такое местоимение?
  2. На сколько групп и какие делится местоимение?
  3. Для чего нужны местоимения в предложении?

МО – ЛОД – ЦЫ!

 Дети отвечают на вопросы

Учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

Список литературы:

1.Канакина В. П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2ч. М.: Просвещение, 2012.

2.Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. М.: Аквариум 2007.

3.Ситникова Т.Н.. Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку к УМК Канакиной В.П., Горецкого В.Г. 2 класс. М.: ВАКО, 2012.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Понятие о местоимении, личные местоимения"

Урок русского языка в 3 классе.Тема: Понятие о местоимении, личные местоименияТип урока: Урок-исследованиеЦели:  1) Познакомить с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи. Учить у...

Урок русского языка по теме:«Понятие о местоимении. Личные местоимения».

Знакомство с новой частью ре­чи - личными местоимениями, фор­мирование умения выделять их в ре­чи и правильно употреблять....

Урок русского языка в 3 классе "Склонение личных местоимений. Употребление личных местоимений в косвенных падежах"

Цель: учащиеся научатся изменять местоимения по падежам, определять категорию падежа   личных местоименийЗадачи: развитие учебно-познавательной компетенции (учащиеся научатся правильно употр...