Материалы на конкурс Учитель года 2016
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Борисова Валентина Анатольевна

Урок русского языка "Имя существительное" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestv.docx47.21 КБ
Файл imya_sushchestv.docx45.93 КБ

Предварительный просмотр:

19.01.2016

Урок по русскому языку

Имя существительное. Общее понятие.

2 класс, УМК «Школа2100»

Учитель начальных классов: Борисова В.А.

Цели: создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы  Кто? Что? и слово - название предмета, распознать существительные;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. (Москва: Баласс, 2012), карточки, абаки букв, картинки.

       Тип урока: объяснение нового материала

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла

          учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить

          выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе;

    -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

     

предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные   существительные;

Тема: «Имя существительное»

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I. Орг. класса

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

II.Актуализация знаний учащихся.

Цель: Выявить уровень знаний учащихся, определить типичные недостатки.

III. Мин. чистописания

IV.Словарно-орфографическая работа.

Способы: фронтальная работа

Способы: 

индивидуальная работа обратная связь, (применение сигнальных карточек, гласных букв)

V.Физминутка

VI. Объяснение нового материала.

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»;

ознакомление с обобщённым лексическим значением.

VII.Обобщение и систематизация знаний по теме урока.

Цель: закрепить полученные сведения при коллективном выполнении задания  из учебника.

VIII.Самостоятельная работа.

Цель: выявить степень усвоения изученного материала.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа

Взаимопроверка.

IX.Физминутка.

X. Проверка знаний учащихся. Работа по карточкам.

А) Работа в группах.

Способы: работа в группах.

Методы:  выполнение продуктивных заданий.

Систематизация знаний.                                                                                                  

Б)Дидактическая игра «Превращение слов».  

XI. Итог урока. Рефлексия.

XII.Домашнее задание. Творческая работа.

(работа в парах)

Цель: развитие речи учащихся, умение озаглавить текст, применять знания в практической деятельности.

XIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

XIV.Оценивание учащихся.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,   что этот урок принесёт всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Девизом нашего урока будут следующие слова:                                                   «Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить» Слайд 1.

Каким вы хотите видеть наш урок?                                                                                          

  У каждого по 3 облачка с разным настроением.

 Поднимите то облачко, которое соответствует вашему настроению .                                                Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех

Перед вами монограмма с пословицей. Прочитайте её.Слайд № 2.

Как вы её понимаете?

На какие вопросы отвечают слова: ум, смекалка, брат, сестра?

Попробуйте сформулировать тему урока.

Молодцы! Слайд 3.

Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие к звёздам    

в созвездие под интересным названием «Имя существительное».

Узнаем новое о созвездии, познакомимся с понятием имени существительного.

 Перед вами карта нашего путешествия. Слайд №4.

Но для того, чтобыотправиться в полёт, нам нужен космический корабль.

Слайд 5.

Итак наш корабль готов, скорость полёта 28000 км/час

Отправляемся.  Руки на месте .Ноги на месте.Локти у края. Спина прямая.                                                                                                                                      

Перед нами первая звезда.

 Кто нас встречает? Какое время года?

Загадка:  

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Очень внимательно послушайте слова, которые подарила вам зима и постарайтесь их  запомнить. В конце нашего путешествия мы о них вспомним.Слайд 6.

Зима, снег, каток, лёд, метель, позёмка.

Подлетаем ко второй звезде.

Прочитайте предложения с карточки №4.

  Какое слово спряталось в этих предложениях?

Устно составьте предложение с этим словом.

 Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Подлетаем к третьей звезде.

  Представьте, что вы разведчики, и вам необходимо по шифру узнать буквы для минутки чистописания. Тренируем внимание.

Назовите буквы, которые вы нашли? Слайд7.

Назовите общие элементы некоторых букв.

Запишите буквы 1 раз

Подлетая к четвёртой звезде, нужно выполнить следующее задание.

Соберите из букв новое словарное слово. Слайд8.

Запишите это словарное слово, поставьте ударение, правописание какой гласной необходимо запомнить?

Как же запомнить правописание буквы «О» в слове?

Посмотрите, правда, форма портфеля напоминает букву «о». Слайд 9.

К какой  общей теме можно отнести это слово?

Назови словарные  слова, которые вы  уже выучили на тему «Школа».

Приготовьте «абаки» гласных букв. Вставьте гласные в словарные слова. Слайд 10.

- Предложите к данным словам задание (одну - выбирает учитель, разделить на 2 группы).

- На какие группы мы разделим слова?

- Ой, ребята, что произошло со словами? Были слова, а теперь что?

                                                                           

Пятая  звезда предлагает вам отдохнуть.

Я буду называть имена существительные.

Если существительное в единственном числе-все дружно подпрыгиваем  и делаем хлопок над головой.

Если во множественном-приседаем.

  Приготовились: дом, города, улицы, тюльпан, загадка, флаги, артист ,город, девочка,  

  поле, страна, глаза, берёзы, песок, собаки, окна, туман, звёзды. Молодцы!

Подлетаем к шестой звезде.

- К какой части речи относятся слова?

- На какие вопросы отвечают?

- Что ещё вы можете сказать о словах 1 столбика?

- О словах 2 столбика?

- Слова, которые отвечают на вопросы  Кто? Что? называются именами существительными.

- Придумайте предложение со словарным словом «портфель» или  несколькими словарными словами.

- Запишите предложение.

- Удалось ли нам построить предложение без существительных?

- Как вы думаете, существительные необходимы в нашей речи?

Учитель стирает все существительные в предложении.

- Теперь понятно о чем шла речь? Почему?

- Давайте  все вместе скажем о существительном все, что запомнили.

Слайд 11.

Теперь вы с любым заданием справитесь, давайте докажем себе, что вы все умеете (упр.53 с.45)

- Ребята, а какие слова относятся к природным явлениям, перечислите?

Слова  – события?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод Слайд 12.

Вот  уже и седьмая звезда.

Теперь и я уверена в ваших силах, выполните самостоятельно упр.61с. 49 (1-ый вариант - выписывает слова с вопросом «кто?», 2 – ой – «что?».

-В какой столбик запишем слово Ирина?

- Как называют такие существительные? А другие?

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте.

Чтобы вернуться домой мы должны поработать с космическими карточками. Индивидуально - дифференцированная работа.                                                                                    (Даются задания разной сложности на карточках)

                                                         

 Пока наш космический корабль запрашивает посадку. Я предлагаю   немного поиграть.

Прочитайте слова. Слайд № 13

- На какой вопрос они отвечают?

Правила игры:  надо изменить одну букву, чтобы слово отвечало на вопрос кто?

      Даю слова: коса, мак, капля, дверь, дом.

Наше путешествие подходит к концу.

Ответьте каждый, чему вы научились?

-Что больше всего понравилось?

- Что запомнили об имени существительном?

Мы возвращаемся домой. На земле нас ждёт последняя восьмая  звезда из созвездия имени существительного.

Вспомните и запишите слова, которые подарила вам зима  в начале урока.

 Слайд   №14.( Зима, снег, каток, лёд, метель, позёмка.)

-А давайте вспомним стихи на зимнюю тему.

Дома вас ждёт интересная творческая работа. Вы напишите мини- сочинения, используя   эти слова, стихи  или  на с. 4-5  С-18 «Готовимся к ЕГЕ» О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова - мини- сочинение «Игра в снежки».

Закройте, пожалуйста, свои тетради.                                                                                                                                      

     Славно дети потрудились

Вижу многого добились

Знаю, будете вы рады

Возвращению домой.

Вы все сегодня хорошо работали.

- каким получился урок?

-какие задания для вас показались трудными?

-что интересного было для вас на уроке?

-а для чего мы всё это делали?

  Вспомним девиз нашего урока.                                                                                                        

 Оцените свою работу на уроке с помощью облаков – настроений.  

 Слайд № 15.                                                                                                                                     -Я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.                                              - Я всё понял, но у меня остались вопросы.                                                                                      - Мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

 Я очень рада, что в нашем классе у всех хорошее настроение.

   Я желаю вам всегда быть мудрыми  и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания.

- за активное участие на уроке;

- за правильное определение темы урока;

- за выполнение заданий  у доски;                                                                                                    

 -за содержательные предложения;

- за выполнение заданий на карточках.

Интересным, весёлым , поучительным и т.д.

Ум и смекалка -  что брат с сестрой. 

 

Что? Ум, смекалка. Кто? Брат, сестра.

Слова , которые отвечают на вопросы  Кто? Что?                                                                                                                                       

Зима

декабрь

Дети находят буквы под цифрами (алфавит):17,20,18,16,22,13,6,30.

- Это буквы: п, т, р, о, ф, л, ь.

- Прямая линия с закруглением у букв п, т, л; прямая наклонная у букв р, ф;

- Слово – портфель.

- Нужно запомнить букву «о», ударение падает на 2 слог.

- Варианты ответов учеников.

- Тема «Школа»

- Пенал, карандаш, тетрадь, ученик, учитель, мальчик, девочка, линейка, ластик.

Дети показывают буквы с помощью «абаков».

- Версии учащихся

- Слова, которые отвечают на вопрос кто? и что?

-  предметы (учащиеся выходят по очереди и распределяют картинки по столбикам).

Ответы обучающихся.

Приводят примеры.

Записывают.

Отвечают.

Существительное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что? и обозначает предмет.

Читают, объясняют, находят существительные, записывают по просьбе учителя,  выполняют у доски.

(туман, снег, град, мороз)

(встреча, день рождение)

- Существительные могут обозначать предметы, явления природы, события, чувства.

- Отвечают, приводят примеры.

Два ученика у доски от каждого варианта, остальные в тетрадях выполняют самостоятельно.

Собственные, пишутся с большой буквы. Остальные нарицательные.

Проверяют, оценивают.

Что?

Коса, мак, капля, дверь, дом.

Коза, рак, цапля, зверь, сом.

Отвечают, делают выводы.

Чтобы грамотно и без ошибок писать.

«Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить».

Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Вступительная беседа

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

ПознавательныеУУД:

(информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации):

Работа со словами, подбор вопросов к словам.

Регулятивные УУД:

(учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя)

Познавательные УУД (логические): знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Личностные УУД:

        - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов, дать общую характеристику существительному, как части речи.

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения:часть речи –

самостоятельная часть речи –

имя существительное – отвечает на вопросы Кто? Что?

Подбор словарных слов по заданной  теме;

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов по определенному признаку):

Распознавать существительные среди других частей речи.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков.

Предметные:

- применять правила правописания парных согласных в конце слова;

Взаимопроверка:

Регулятивные УУД:

 оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

Коммуникативные УУД: 

осуществлять действие взаимоконтроля.

Личностные:

 - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

Личностные УУД:

– понимание нравственного

содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих и собственных поступков;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-приходить к общему решению (в групповой деятельности под руководством учителя);

Рефлексия после выполнения задания:

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Регулятивные УУД:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Коммуникативные УУД:

– договариваться, приходить

к общему решению (при работе в группе, в паре);

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов по определенному признаку):

Распознавать существительные среди других частей речи.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

Самостоятельное выполнение задания по учебнику:

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков.

Предметные:

- применять правила правописания парных согласных в конце слова;

Взаимопроверка:

Регулятивные УУД:

 оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

Коммуникативные УУД: 

осуществлять действие взаимоконтроля.

Личностные:

 - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

Личностные УУД:

– понимание нравственного

содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих и собственных поступков;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-приходить к общему решению (в групповой деятельности под руководством учителя);

Рефлексия после выполнения задания:

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;

Литература:

1.Бакулина. Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Гуманитарский издательский центр ВЛАДОС,2001.

2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М. «Просвещение», 1995.

3. Бунеев Р. Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. М. «Баласс»,2009.

4. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М. «Баласс», 2007.

5. Гимпель И.А. 250 лучших диктантов по русскому языку для начальных классов. Мн.:Полиграфмаркет,1998.

6. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки 2 класс.

7. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу. М. Издательство «Первое сентября»,2000.

8. Милосердов И., Ульянов В. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. Санкт-Петербург. «Мигус». 1994.

9. Нефёдова Е., Узорова О. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. 2 класс. Москва. «Аквариум».1997.

10.Силаева Т.Е., Родионова Ю.А. Уроки в начальной школе.2005.

11. Шукейло В.А. Сборник проверочных и контрольных работ. Русский язык. 1-4классы. Москва. «Вентана-Граф».2007.

12. Чупаха И.В, Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. 2008.

             

Карточка №1  Составить и записать предложения по схемам:

Что?_________ что?___________ что?___________– это овощи.                          Кто? ____________построил (что ?)_____________ из песка?         В лесу живут (кто?)___________, (кто?)___________ и (кто?)__________.

Карточка №2  Вставь пропущенные слова, задай к ним вопросы Кто? или Что? Озаглавьте текст __________________

Стояла поздняя  _______. ______всё чаще закрывалось дождливыми тучами. Холодный_______  яростно трепал  ____ деревьев. Над полями звучала грустная ______ журавлей. Наступила ненастная ________ .

Слова для справок: осень, солнце, ветер ,ветви, песня, пора.

Карточка №3  Найдите  и подчеркните в тексте слова, отвечающие на вопросы кто? что?

Стоит октябрь. Льют частые дожди. Листья с деревьев опали. Пусты поля. Соловьи, стрижи, ласточки  покинули свои гнёзда. Тянуться к югу журавли, утки.

Карточка №4                                                                                                                  Осень снимала с лесов, полей густые цвета. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Темные краски лета сменялись робким золотом. Световые зайчики играли на листьях.



Предварительный просмотр:

19.01.2016

Урок по русскому языку

Имя существительное. Общее понятие.

2 класс, УМК «Школа2100»

Учитель начальных классов: Борисова В.А.

Цели: создать условия для формирования грамматического понятия «имя существительное»; ознакомление с обобщённым лексическим значением.

Задачи:

  1. Образовательная – учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы  Кто? Что? и слово - название предмета, распознать существительные;
  2. Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
  3. Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, учебник «Русский язык» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. (Москва: Баласс, 2012), карточки, абаки букв, картинки, облачки.

       Тип урока: объяснение нового материала

       Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

       - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

       - навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить  выходы из спорных ситуаций;

       - установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

       - овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    -  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

    -  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

    -  активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

    -  логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

    -   готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе;

    -  овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

     

предметных результатов:

    - первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

    - находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

    - определять у имени существительного значение, опознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные   существительные;

Тема: «Имя существительное»

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I. Орг. класса

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

II.Актуализация знаний учащихся.

Цель: Выявить уровень знаний учащихся, определить типичные недостатки.

III. Мин. чистописания

IV.Словарно-орфографическая работа.

Способы: фронтальная работа

Способы: 

индивидуальная работа обратная связь, (применение сигнальных карточек, гласных букв)

V.Физминутка

VI. Объяснение нового материала.

Цель: формирование грамматического понятия «имя существительное»;

ознакомление с обобщённым лексическим значением.

VII.Закрепление полученных знаний.

VIII.Обобщение и систематизация знаний по теме урока.

Цель: закрепить полученные сведения при коллективном выполнении задания  из учебника.

IX.Самостоятель-

ная работа.

Цель: выявить степень усвоения изученного материала.

Методы: самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа

Взаимопроверка.

X.Физминутка.

XI. Проверка знаний учащихся. Работа по карточкам.

Способы: индивидуально - дифференцированная работа.

Методы:  выполнение продуктивных заданий.

Систематизация знаний.                                                                                                  

Б)

Дидактическая игра «Превращение слов».  

XII. Итог урока. Рефлексия.

XIII.Домашнее задание. Творческая работа.

(работа в парах)

Цель: развитие речи учащихся, умение озаглавить текст, применять знания в практической деятельности.

XIV. Итог урока. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

XV.Оценивание учащихся.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю,   что этот урок принесёт всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Девизом нашего урока будут следующие слова:                                                   «Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить» Слайд 1.

Каким вы хотите видеть наш урок?                                                                                          

  У каждого по 3 облачка с разным настроением.

 Поднимите то облачко, которое соответствует вашему настроению .                                                Надеюсь, что к концу урока хорошее настроение будет у всех.

Перед вами монограмма с пословицей. Монограмма это связь из двух или более букв.

Прочитайте её.Слайд № 2.

Как вы её понимаете?

На какие вопросы отвечают слова: ум, смекалка, брат, сестра?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?   Кластер

Попробуйте сформулировать тему урока.

Молодцы! Слайд 3.

Сегодня на уроке русского языка мы отправимся в путешествие  в созвездие под интересным названием «Имя существительное».

Перед вами карта нашего путешествия. Слайд №4.

Узнаем новое о созвездии, познакомимся с понятием имени существительного.

Но для того, чтобы отправиться в полёт, нам нужен космический корабль.

Слайд 5.

Итак наш корабль готов, скорость полёта 28000 км/час

Отправляемся.  Руки на месте .Ноги на месте.Локти у края. Спина прямая.    

                                                                                                                                   

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Повторим написание буквы Зз (на доске)

Перед нами первая звезда.

 Кто нас встречает? Какое время года?

Загадка:  

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Подлетаем ко второй звезде.

Прочитайте предложения с карточки №1.

  Какое слово спряталось в этих предложениях?

Устно составьте предложение с этим словом.

 

Подлетаем к третьей звезде.

  Представьте, что вы разведчики, и вам необходимо по шифру узнать буквы для минутки чистописания. Тренируем внимание. (время на обдумывание)

Назовите буквы, которые вы нашли?

Слайд 6.

Назовите общие элементы некоторых букв.

Запишите буквы 1 раз

Подлетая к четвёртой звезде, нужно выполнить следующее задание.

Соберите из букв новое словарное слово. Слайд7.

Запишите это словарное слово, поставьте ударение, правописание какой гласной необходимо запомнить? Составьте  и запишите предложение с этим словом, найдите и подчеркните основу предложения.

Как же запомнить правописание буквы «О» в слове?

Посмотрите, правда, форма портфеля напоминает букву «о». Слайд 8.

К какой  общей теме можно отнести это слово?

Назови словарные  слова, которые вы  уже выучили на тему «Школа».

Приготовьте «абаки» гласных букв. Вставьте гласные в словарные слова. Слайд 9-10.

Подлетаем к шестой звезде.

      Слайд 11                                                                      

- К какой части речи относятся слова?

 Слайд 11

- На какие вопросы отвечают?

- Что ещё вы можете сказать о словах 1 столбика?

- О словах 2 столбика?

Придумайте предложения со словами. Как вы думаете, удастся ли вам составить предложения  без слов, которые отвечают на вопросы Кто? Что?

Запишем одно из перечисленных предложений.

- Слова, которые отвечают на вопросы  Кто? Что? называются именами существительными. Кластер

- Удалось ли нам построить предложение без существительных?

- Как вы думаете, существительные необходимы в нашей речи?

- Давайте  все вместе скажем о существительном все, что запомнили. Кластер

Слайд 12.

- Ой, ребята, что произошло со словами? Были слова, а теперь что? Слайд 13.

Вы должны их распределить на две группы. Выбирают. На какие группы мы разделим слова?

Слайд 14.  Класте

Теперь вы с любым заданием справитесь, давайте докажем себе, что вы все умеете, выполним  (упр.208 с.112 – на листочках).

- Ребята, а какие ещё слова относятся к природным явлениям, перечислите? (туман, снег, град, мороз)

Слова  – события?(встреча, день рождение,  выпускной)

Вот  уже и седьмая звезда.

Теперь и я уверена в ваших силах, выполните самостоятельно упр.61с. 49 (1-ый вариант - выписывает слова с вопросом «кто?», 2 – ой – «что?».

-В какой столбик запишем слово Ирина?

- Как называют такие существительные? А другие? Кластер

- Обменяйтесь тетрадями, проверьте.

Чтобы вернуться домой мы должны поработать с космическими карточками.                                                                                    (Даются задания разной сложности на карточках)         

                                     

 

Пока наш космический корабль запрашивает посадку. Я предлагаю   немного поиграть.

Прочитайте слова. Слайд № 15,16

- На какой вопрос они отвечают?

Правила игры:  надо изменить одну букву, чтобы слово отвечало на вопрос кто?

      Даю слова: коса, мак, капля, дверь, дом.

Наше путешествие подходит к концу.

Ответьте каждый, чему вы научились?

-Что больше всего понравилось?

- Что запомнили об имени существительном?

Мы возвращаемся домой. На земле нас ждёт последняя восьмая  звезда из созвездия имени существительного.

Ребята,  запишите слова в тетрадь, которые подарила нам зима.

 Слайд   №17.( Зима, снег, каток, лёд, метель, позёмка.)

-А давайте вспомним стихи на зимнюю тему.

Дома вас ждёт интересная творческая работа. Вы напишите мини- сочинения, используя   эти слова, стихи  или  на с. 4-5  С-18 «Готовимся к ЕГЕ» О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова - мини- сочинение «Игра в снежки».

Закройте, пожалуйста, свои тетради.                                                                                                                                      

     Славно дети потрудились

Вижу многого добились

Знаю, будете вы рады

Возвращению домой.

Вы все сегодня хорошо работали.

- каким получился урок?

-какие задания для вас показались трудными?

-что интересного было для вас на уроке?

-а для чего мы всё это делали?

  Вспомним девиз нашего урока.  

Слайд 18.                                                                                                      

 Оцените свою работу на уроке с помощью облаков – настроений.  

-Я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.                                              - Я всё понял, но у меня остались вопросы.                                                                                      - Мне было трудно на уроке, мне нужна помощь.

 Я очень рада, что в нашем классе у всех хорошее настроение.

   Я желаю вам всегда быть мудрыми  и внимательными, прислушиваться к тому, что происходит вокруг, а говорить пусть позволят вам богатые знания.

- за активное участие на уроке;

- за правильное определение темы урока;

- за выполнение заданий  у доски;                                                                                                    

 -за содержательные предложения;

- за выполнение заданий на карточках.

Интересным, весёлым , поучительным и т.д.

Ум и смекалка -  что брат с сестрой. 

Что? Ум, смекалка. Кто? Брат, сестра.

Слова , которые отвечают на вопросы  Кто? Что?                                                                                                                                       

Зима

январь

Дети находят буквы под цифрами (алфавит):17,20,18,16,22,13,6,30.

- Это буквы: п, т, р, о, ф, л, ь.

- Прямая линия с закруглением у букв п, т, л; прямая наклонная у букв р, ф;

- Слово – портфель.

- Нужно запомнить букву «о», ударение падает на 2 слог.

- Варианты ответов учеников.

- Тема «Школа»

- Пенал, карандаш, тетрадь, ученик, учитель, мальчик, девочка, линейка, ластик.

Дети показывают буквы с помощью «абаков».

- Версии учащихся

Ответы обучающихся.

Приводят примеры.

Записывают.

Отвечают.

Существительное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопрос кто? и что? и обозначает предмет.

Читают, объясняют, находят существительные, записывают по просьбе учителя,  выполняют у доски.

- Существительные могут обозначать предметы, явления природы, события, чувства.

- Отвечают, приводят примеры.

Два ученика у доски от каждого варианта, остальные в тетрадях выполняют самостоятельно.

Собственные, пишутся с большой буквы. Остальные нарицательные.

Проверяют, оценивают.

Что?

Коса, мак, капля, дверь, дом.

Кто?

Коза, рак, цапля, зверь, сом.

Отвечают, делают выводы.

Чтобы грамотно и без ошибок писать.

«Хочешь грамотным быть – учись думать, мыслить».

Личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

Вступительная беседа

Познавательные УУД:

 понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

ПознавательныеУУД:

(информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ информации):

Работа со словами, подбор вопросов к словам.

Регулятивные УУД:

(учитывать  выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале)

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя)

Познавательные УУД (логические): знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Личностные УУД:

        - самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет, самостоятельное определение темы урока.

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: на основании образования групп слов, дать общую характеристику существительному, как части речи.

– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения:часть речи –

самостоятельная часть речи –

имя существительное – отвечает на вопросы Кто? Что?

Подбор словарных слов по заданной  теме;

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов по определенному признаку):

Распознавать существительные среди других частей речи.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков.

Предметные:

- применять правила правописания парных согласных в конце слова;

Взаимопроверка:

Регулятивные УУД:

 оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

Коммуникативные УУД: 

осуществлять действие взаимоконтроля.

Личностные:

 - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

Личностные УУД:

– понимание нравственного

содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих и собственных поступков;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-приходить к общему решению (в групповой деятельности под руководством учителя);

Рефлексия после выполнения задания:

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Регулятивные УУД:

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

Коммуникативные УУД:

– договариваться, приходить

к общему решению (при работе в группе, в паре);

Познавательные УУД:

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов по определенному признаку):

Распознавать существительные среди других частей речи.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

Самостоятельное выполнение задания по учебнику:

Регулятивные УУД: 

принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением  существенных признаков.

Предметные:

- применять правила правописания парных согласных в конце слова;

Взаимопроверка:

Регулятивные УУД:

 оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

Коммуникативные УУД: 

осуществлять действие взаимоконтроля.

Личностные:

 - нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).

Личностные УУД:

– понимание нравственного

содержания поступков окружающих людей;

– этические чувства (сочувствия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков окружающих и собственных поступков;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-приходить к общему решению (в групповой деятельности под руководством учителя);

Рефлексия после выполнения задания:

Регулятивные УУД:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Рефлексия:

Личностные УУД:

представление о причинах успеха в учебе;

Регулятивные УУД:

-оценивать совместно

с учителем или одноклассниками результат

своих действий;

Коммуникативные УУД:

-формулировать собственное мнение и позицию;

-строить устные высказывания;

Литература:

1.Бакулина. Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Гуманитарский издательский центр ВЛАДОС,2001.

2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М. «Просвещение», 1995.

3. Бунеев Р. Н.,Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. М. «Баласс»,2009.

4. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. 2 класс. Методические рекомендации для учителя. М. «Баласс», 2007.

5. Гимпель И.А. 250 лучших диктантов по русскому языку для начальных классов. Мн.:Полиграфмаркет,1998.

6. Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Интегрированные уроки 2 класс.

7. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу. М. Издательство «Первое сентября»,2000.

8. Милосердов И., Ульянов В. Сборник диктантов и упражнений для начальной школы. Санкт-Петербург. «Мигус». 1994.

9. Нефёдова Е., Узорова О. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. 2 класс. Москва. «Аквариум».1997.

10.Силаева Т.Е., Родионова Ю.А. Уроки в начальной школе.2005.

11. Шукейло В.А. Сборник проверочных и контрольных работ. Русский язык. 1-4классы. Москва. «Вентана-Граф».2007.

12. Чупаха И.В, Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. 2008.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"

Эссе "Я учитель" на конкурс "Учитель года 2016"...

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016"

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016"...

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)

Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)...