Материалы на конкурс «Учитель года России -2016» в номинации «Лучший учитель»участника районного этапа Всероссийского конкурса
материал (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
Конкурс «Учитель года России-2017»
Номинация «Лучший учитель »
Эссе
«Я - учитель»
«Воспитывает все: люди, вещи, явления,
Но прежде всего и дольше всего — люди.
Из них на первом месте — родители и педагоги».
(А.С. Макаренко)
Каждый хоть раз в жизни задаёт себе вопрос: «Счастливый ли я человек?». Говорят, что счастье – это когда утром с радостью идешь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой. Мне повезло: я счастливый человек. У меня есть любимое дело, любимые ученики, хорошая семья: ведь только имея надёжный тыл – людей, способных понять и поддержать тебя, можно иметь возможность заразить своим теплом, верой, познавать этот удивительный мир вместе со своими учениками. Школа для меня - это единственное место, где я забываю о проблемах. Дети никогда не дают унывать. Глядя в пытливые глаза детей, ожидающих от тебя много нового и интересного, делающих каждый день новые открытия, ты полностью открываешься им, даришь свою улыбку, свои знания, свою доброту и полностью в них растворяешься. Вот за что я люблю свою профессию.
Учитель – это даже не профессия, это образ жизни, состояние души. Каждый день идёшь в школу, чтобы помочь, ребенку найти себя в этом сложном мире.
Изо дня в день я смотрю в добрые и умные глаза моих учеников. Что я хочу увидеть в них? Я хочу прочитать в их глазах: «Я верю тебе! Мне спокойно с тобой!». Мне хочется, чтобы дети воспринимали меня не только как учителя, но и как соратника, друга. Думаю, если я добьюсь этого, то могу по праву считаться мастером своего дела.
Вот уже более 12 лет преподаю в начальных классах, прокладываю путь своим ученикам, служу для них наставником, другом и второй мамой. «Учитель не открывает истины, он — проводник истины, которую каждый ученик должен открыть для себя сам», - так сказал Блез Паскаль. Как учитель, я вижу свое предназначение в том, чтобы не только научить детей премудростям науки, а помочь им определиться в жизни, направить их по верной тропе.
Моя профессия не из простых! Работая с детьми начальных классов, я всегда помню о том, что все мы «родом из детства», поэтому первое правило мое как учителя – не навредить этому хрупкому миру, который называется Детством.
Профессии учителя можно завидовать. Она дает возможность развиваться творчески и духовно. Упорство, целеустремленность, способность к самосовершенствованию - обязательные качества, к обладанию которыми должен стремиться педагог. Профессия учителя всегда побуждает идти в ногу со временем, а может быть даже и на шаг вперед.
Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь - определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям – вряд ли без неё можно стать учителем; любовь к труду – профессия учителя предполагает ежедневную упорную работу; любовь к жизни – без оптимизма невозможно испытать радость открытия.Я — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, как его ребёнок будет учиться в школе. Какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками, насколько учение для него будет радостным и полезным. И от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками.Главная задача учителя начальных классов – это не только привить интерес к учению, но и суметь сохранить его на протяжении всех лет обучения. Научить логически мыслить, думать, анализировать. Учитель должен помочь детям объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив. Научить правильно действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать. Учитель должен стать для ученика другом, товарищем, помощником.
Среди всего многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя следующие технологии, которые применяю в работе с учащимися начальных классов:
Использование технологии деятельностного метода, разработанную М.И.Моро, позволяет мне не просто объяснить новый материал, а дать возможность ученику на уроке самому «открывать» новые знания. По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.
Я считаю, важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. При этом под компетенцией понимаю не просто сумму знаний, умений и навыков, а способность применять их в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, позволяющих совершать эффективные действия.
Ещё одним важным аспектом своей работы считаю индивидуальный подход к учащимся. Учебный процесс я строю с учетом реальных возможностей каждого ученика, позволяя каждому продвигаться в усвоении знаний оптимальным темпом. На уроках стараюсь использовать все формы учебной работы: фронтальную, индивидуальную, работу в группах, парах, коллективную. Создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учетом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач. Задаю домашние задания разного уровня.
Часто использую технологию проблемного обучения. Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких новообразований, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире.
Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения, по-моему, является технология проектов. Применение этой технологии обеспечивает формирование четырёх ключевых компетенций: исследовательской, коммуникативной, информационной, предметной. При выполнения каждого нового проекта можно решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, учащемуся приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Если цели проекта достигнуты, то можно сказать, что получен качественно новый результат, который выражается в развитии познавательных способностей школьника, его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Второй результат – это сам выполненный проект. Проекты начинаются уже с первого класса и по всем предметам. Таким образом, использование в своей практике различных технологий даёт возможность по-новому обучать детей в школе, создаёт условия для всестороннего развития личности ребёнка.
В начальных классах все предметы тесно связаны между собой, где очень важна работа с информацией: поиск в различных источниках, экспериментальная деятельность, в дальнейшем анализ, синтез. Сегодня в этом помогают широкие возможности информационных технологий. Уроки с использованием ИКТ позволяют проверить объективность и уровень усвоения изучаемого материала и своевременно понять, где и что упущено. Такие уроки позволяют не только разрядить эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс, но и повышают мотивацию обучения.
Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Как классный руководитель стараюсь создать условия для развития многогранной творческой личности.
Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, танцевальные и музыкальные физкультминутки, физкультминутки для глаз и развития мелкой моторики рук. Стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно – гигиенические условия реализации учебного процесса.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями. Для любого ребенка родители являются самыми дорогими людьми, поэтому я делаю всё возможное, чтобы они стали моими союзниками. Они интересуются результатами учебы, помогают в подготовке различных мероприятий. Информацию об учебных достижениях своих детей родители узнают через Электронный журнал школы. В своей работе использую разные диагностики регулирования и коррекции своей учебно – воспитательной деятельности. Одним из методов диагностики образовательных потребностей считаю портфолио – способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся.
Каким же должен быть учитель XXI века? Сегодня много говорят о компетентности учителя, о его профессионализме, индивидуальном стиле работы, об имидже учителя, ведь педагог не только учит, но и воспитывает, а воспитание достойного поколения XXI века – огромная ответственность и нелёгкий труд. Дети всегда были детьми, а эпоха накладывает на жизнь и характер свой отпечаток. Времена меняются, меняются и дети, но учителю всегда нужно для себя определить смысл своей работы, свои методы. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Я всегда стараюсь помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души, ибо никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми. Быть учителем с большой буквы трудно. Надо отдавать саму себя, жертвовать свободным временем, увлечениями, забывать о здоровье, думать об учениках как о собственных детях, принимать близко к сердцу их проблемы.
Быть современным учителем трудно, но возможно. Современный учитель, как и во все предыдущие эпохи, должен быть интересной личностью, справедливым и строгим, понимающим, уважающим и ценящим своих учеников. Современному учителю нужно учиться быть искренним. Хороший учитель всегда готов признать свои ошибки. «Гораздо благороднее осознать свою ошибку, чем довести дело до неисправимого», - размышлял Лев Николаевич Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2014» в номинации «Лучший учитель»
Творческая работа «Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, методические находки» участника районного этапаВсероссийского конкурса «Учитель года России – 2014»в номи...
Материалы на конкурс Учитель года 2016
методический семинар...
Материалы на конкурс Учитель года 2016
Урок русского языка "Имя существительное"...
Материалы на конкурс Учитель года 2016
Эссе " Я - учитель"...
Материалы к конкурсу "Учитель года-2016"
Материалы к конкурсу "Учитель года-2016"...
Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)
Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)...
Выступление на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших школьников"
Материал содержит выступление учителя начальных классов на конкурсе "Учитель года России -2016" по теме: "Исследовательская технология как основа формирования ключевых компетенций младших ...