Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)
учебно-методический материал (2 класс) на тему
Материалы к конкурсу "Учитель года-2016" (урок по окружающему миру во 2 классе)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_goda.rar | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Акчеевская средняя общеобразовательная школа»
Ельниковского муниципального района
Республики Мордовия
План – конспект урока
заочная экскурсия «В гости к весне»
для 2 класса
(программа «Школа России»)
Подготовила: Демирова Н.А.
Учитель начальных классов
Тема урока : В гости к весне.
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока : заочная экскурсия.
Цель: познакомить с весенними явлениями в живой и неживой природе.
Задачи:
-выделять признаки живой и неживой природы весной;
-устанавливать связь между живой и неживой природой.
- создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных умений.
- использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
Форма работы:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Планируемые результаты:
Предметные:
- обобщать наблюдения над весенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий:
- формулировать правила безопасного поведения на улице весной;
- вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике»..
Метапредметные:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- формировать рациональные приемы информационного поиска;
- воспитывать эстетический вкус детей;
- развивать чувство прекрасного;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УДД :
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные УУД:
-задавать вопросы:
- строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
Необходимое оборудование и материалы:
- презентация Power Point к уроку
- мультимедийный проектор
- учебник «Мир вокруг нас» 2 класс, автор Плешаков А.А.
- карточки с заданием для групповой работы;
- аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла “Времена года”;
- аудиозапись с голосами птиц;
- интерактивная доска.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Сообщение темы, целей урока
Учитель :
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я начну со сказки-загадки, которую написал Владимир Даль. Внимательно послушайте
её и догадайтесь, о каких птицах идёт речь
(Слайд 2, 3,4,5)
Вышел старик – годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз –полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик – годовик второй раз и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик годовик ещё раз - и полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
- Что это за птицы, ребята ?
Дети:
- Это времена года.
Учитель :
(Слайд 6)
- Правильно, это времена года. Сегодня на уроке мы с вами совершим экскурсию .
А куда, в какое время года, вы мне скажете, прослушав стихотворение. .(Звучит фрагмент из пьесы П.Чайковского « Времена года «Подснежник» («Апрель»). На фоне музыки учитель читает стихотворения С. Дрожжина «Зима сменяется весною»).
Зимние дни миновали,
Ночи короткие стали.
Солнышко с неба ясней
Луч золотой посылает.
Влажным тёплым подувает
Ветер с раздольных полей.
Быстро одна за другою
Тучки несутся толпою,
Легкою дымкой скользя
Учитель: О чём это стихотворение?
Дети: О весне.
- Как вы догадались, что в стихотворении говориться о весне? Какие признаки весны назвал автор
-Наша задача открыть секреты весны.
1.) Мир неживой природы. 2) Мир живой природы
2. Постановка учебных задач. Работа с учебником.
Откройте с. 86 учебника. Давайте прочитаем, какие же задачи ставит перед нами Муравьишка? Что мы должны узнать? Чему научиться? А еще мы должны уметь наблюдать и сравнивать.
3.Основная часть урока
-Давайте вспомним, сколько месяцев весной?(три).
- Послушайте загадки о весенних месяцах
1)Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
2)Яростно река ревет
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
3) Зеленеет даль полей
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?...(Май)
(дети отгадывают названия месяцев, учитель открывает картинки на доске).
- Ребята, посмотрите на доску. В правильном порядке у меня расположены весенние месяцы?(нет).
- Найдите ошибку и исправьте её. Для этого вам необходимо выполнить задание в рабочей тетради.
1). Выполнение задания в рабочей тетради. (Слайд 7)
а) задание в рабочей тетради №2 с. 36.
- Перечислите названия весенних месяцев по порядку (март, апрель, май). Обменяйтесь тетрадями и проверьте, верно ли выполнил задание ваш товарищ. Назовите месяцы по порядку.
(учитель на доске меняет надписи в нужном порядке.
2). Продолжение работы по теме урока. Изменения в неживой природе.
- Как вы думаете, где сначала происходят изменения: в неживой или живой природе?
(Ответы детей)
- Весной солнце выше поднимается над горизонтом, посылает больше лучей на землю, дни становятся длиннее. Посмотрите, что происходит со снегом, с почвой ?
Дети:
- Снег тает. Оттаивает почва, стало видно голую землю.
Учитель : (Слайд 8,9)
- Образуются проталины – участки земли, выглядывающие из–под снега. Когда температура воздуха повышается выше нуля градусов, это явление называется оттепель .
Посмотрите, что происходит с сосульками?
Дети:
- Сосульки тают, капают.
Весна :
-Во время оттепели сосульки начинают таять под лучами весеннего солнца. Такое явление называется капель. Кстати, народное название этого месяца – капельник, а тёплые дни в старину называли солнечниками.
Учитель:
- Ребята, скажите, что происходит весной с водоёмами ?
Дети:
- Лёд темнеет и тает, трескается. Льдины плывут по воде.
Учитель :
- Это явление получило название «ледоход». Посмотрите на знак в верхней части слайда. О какой опасности он нам говорит? Сделайте вывод о правилах поведения на водоёмах.
Дети :
- Он говорит о том, что опасно ходить по подтаявшему льду, т.к. он может надломиться.
-Когда река грозит половодьем?
Когда реки переполняются водой от растаявшего снега и льда и выходят из берегов, вода затопляет близлежащие луга, поля, леса.
-Сильное половодье бывает опасно для животных. Почему?
-Они могут погибнуть
-Во время половодья особенно страдают зайцы. Им спасение только на суше, поэтому они обречены на гибель, если не успели до неё добраться.
-Итак, мы выделили с вами признаки весны, которые вы наблюдали в природе
Как вы думаете , какой из всех весенних признаков самый главный?
-Становится теплее
-Благодаря потеплению происходят все остальные изменения в природе
С потеплением природа оживает, пробуждается.
-Давайте обобщим, как изменилась погода с приходом весны. (Слайд 10)
С приходом весны солнце всё выше появляется на горизонте. Дни становятся длиннее. На голубом небе можно увидеть кучевые облака стало немного теплее. Снег становится тёмным и рыхлым и быстро тает. Растаявший снег собирается в ручейки. Почва оттаивает. Реки вышли из берегов и затопили луга. Осадки выпадают в виде дождя и снега.
3)Изменения в живой природе.
-Что изменилось весной в жизни растений и животных?
Растения
-Как вы думаете, ребята, что люди весной называют ласково «Первая улыбка Весны?»
( предположения учащихся
«Первой улыбкой весны» люди называют первоцветы , раннецветущие растения)
-А как вы полагаете, почему их так назвали?
Они первыми появляются из земли и цветут очень рано.
(Сообщения учащихся.)
Мать-и-мачеха. (Слайд 11)
Ранней весной, когда ещё веет зимним холодом. На деревьях ещё не появились листочки, а мать-и-мачеха уже цветёт. Интересно, почему это растение так назвали? Если внимательно рассмотреть растение, то можно заметить, что листья у него сверху блестящие, гладкие и холодные, а снизу шероховатые, пушистые и мягкие. За эту особенность цветок получил своё имя: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать».
Вопрос: За что мать - и мачеха получила такое название?
Из-за листьев - верхняя сторона листа гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, а нижняя нежная и теплая, как родная мать
Медуница. (Слайд 12)
Мать-и-мачеху можно назвать самым смелым весенним цветком. Но медуница почти так же отважна: она зацветает через несколько дней после мать-и-мачехи. В неодетом лесу медуница видна издалека, хотя цветки у неё некрупные. Но зато какие яркие! И не просто яркие, а разноцветные: на одном и том же растении можно увидеть красные, фиолетовые и синие. Пока медуница часто встречается в наших лесах. Но она уже взята под охрану!
Вопрос: Как вы поняли, какова особенность у этого растения?
Меняет окраску: цветки бывают разного цвета - розового, синего, фиолетового
Хохлатка. (Слайд 13)
Хохлатка как будто всё время спешит: скорее выбраться из-под земли, скорее развернуть листья, скорее зацвести. И действительно, зацветает она очень рано: едва снег успевает исчезнуть. Идёшь по весеннему лесу - под ногами слегка шуршит прелая листва, в ямках чернеет застоявшаяся снеговая вода. И вдруг маленькое растеньице с чудесными сиреневыми цветками, собранными в тугую кисть. Присмотришься: у каждого цветочка длинный вырост - шпорец, как будто хохолок. В шпорцах спрятан сладкий нектар, а вокруг распространяется нежный аромат. Летят к хохлатке шмели и пчёлы - собирают нектар и пыльцу и опыляют цветки. Очень нежна хохлатка. Если сорвать её, скорее всего даже до дома не донесёшь - растение увянет по дороге. Лучше любоваться ею в лесу.
---Что за сила выталкивает эти прекрасные создания так рано из земли, когда еще вокруг лежит снег?
А вы как думаете?
( предположения детей)
-Ребята, вопрос был один? А почему ответов несколько?
Потому что мы пока этого не знаем
Давайте представим, что мы научные работники и поищем ответ в научной статье.
4). Работа в группе
Исследуйте статью, обсудите и подчеркните ответ на вопрос:
Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы. Они вырастают быстро. Где же источник силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников? Если осторожно выкопать растение из земли, можно увидеть маленькую коричневую луковичку. Эта «подземная кладовая», которую растение наполняет за весну и лето, и позволяет пробуждаться ему так рано.
Что же является источником силы маленького растения, начинающего свою жизнь раньше могучих деревьев и кустарников?
Ответ: Маленькая луковичка - подземная кладовая, которую растение наполняет за весну и лето и позволяет пробуждаться так рано.
(Слайд 14)
Первоцветы поражают нас своей красотой и необычностью. Но, к сожалению не все люди могут оценить эту красоту.
Необдуманное поведение людей привело к тому, что многие первоцветы занесены в Красную Книгу.
А ведь так не сложно сберечь весеннюю красоту ….
- Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы сохранить растения?
Не рвать цветы, а только любоваться ! (Слайд 15)
4. Физминутка (проводит ученик) (слайд 16)
Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем – руки сложили назад.
Ребята, оказывается, ранней весной цветут не только подснежники, но некоторые деревья, а вот какие вы узнаете, послушав стихотворение. (Слайд 17)
Льдины звонкие разбились
И поплыли по реке,
И сережки распустились
На осине и ольхе.
Золотятся нежно ивы,
Просветлели их стволы.
На орешнике сережки
Были видны издали
Набухают соком почки,
Скоро весь растает снег.
И зелёные листочки
Молодой украсят лес
Учитель: О каких растениях говорится в прочитанном мною стихотворении?
Дети: Об ольхе, орешнике, осине, иве.
Учитель: А что говорится об этих растениях?
Дети: У них распустились серёжки.
Учитель: Мы с вами проведём маленькую исследовательскую работу: найдём на веточках, которые перед вами, очень интересные цветочки.
Из деревьев, веточки которых перед вами, какое зацветает первым ? Не знаете? Отгадайте загадку, и вы найдёте ответ.
Есть сережки, да не девчонка,
Есть шишки, да не сосенка.
Учитель: Покажите веточку этого дерева. Не забудьте, в стихотворении упоминаются шишечки. Молодцы.
Дети: Это ольха. (Слайд 18)
Учитель: Это очень интересное дерево. Его называют «Коралловым» деревом, потому что на корнях у него имеются наросты, как кораллы, это как бы маленькие «фабрики», которые вырабатывают азотные удобрения. У ольхи древесина оранжевого цвета, а листочки осенью выпадают зелёными, не окрашиваются. У ольхи есть ещё интересная особенность: необычные почки на подставочках. Мало кто обращал на это внимание, а вы будете знать. Поэтому признаку ольху можно определить зимой.
Давайте рассмотрим цветочки ольхи. Рано весной на ольхе появляются сережки. Это мужские соцветия. В одной сережке до трёхсот цветков. Найдите их на ветке. (Дети рассматривают). Женские цветочки незаметные. Они имеют вид рисового зёрнышка тёмно-малиновой окраски. Найдите их на веточке. На них попадает из сережки пыльца, и к осени развиваются шишечки, в которых созревают семена. Семена очень мелкие: двести штук семян весят один грамм.
Птицы
5). Работа с учебником.
- Прочитайте текст на стр. 89 и докажите, что весна вносит свои изменения и в жизнь птиц.
1. Звонко запели синицы, зачирикали воробьи.
2.Возвращаются в родные края перелетные птицы.
3.Почти все птицы начали строить гнёзда, чтобы вывести птенцов.
- Узнайте перелетных птиц, которые прилетели на нашу полянку.
Кто же из птиц прилетает раньше всех?
Всех перелётных птиц черней, (Слайд 19)
Чистит пашню от червей,
Взад вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица… Грач
А кто прилетает сразу после грача?
Он прилетает каждый год (Слайд 20)
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. Скворец
Он размером с воробья, (Слайд 21)
С буро-красной грудкой,
Трель не хуже соловья
Выдаёт малютка! Зяблик
Свое гнездо он в поле вьет, (Слайд 22)
Где тянутся растения.
Его и песня и полет
Вошли в стихотворения! Жаворонок
Пробегает по дорожке (Слайд 23)
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка -…. Трясогузка
Я проворна, легкокрыла, (Слайд 24)
Хвост раздвоен, словно вилы.
Если я летаю низко,
Значит дождик где-то близко. Ласточка
- Птицы прилетели и запели свои красивые песни. Давайте и мы свами послушаем. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь на лесной полянке. (Звучит фонограмма с голосами птиц). (Слайд 25)
-Как встречают весну звери? (слайд 26,27,28,29)
- Просыпаются от зимней спячки медведи, барсуки, ежи. У многих животных рождаются детёныши. Звери линяют.
-Весной животных нужно охранять особенно тщательно, так как они заняты заботой о потомстве.
-Что вы можете сделать для охраны животных и птиц?
- Не тревожить птиц на гнёздах, развесить скворечники. Не разорять гнёзда, не прикасаться к яйцам и птенцам в гнёздах
5.Итог урока.
-Наша экскурсия подошла к концу. Чем она вам запомнилась ?
- Какие признаки весны мы с вами перечисляли ?
- Какие правила защиты природы называли ?
6.Рефлексия
- Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя. На какой вопрос хотели найти ответ.
- Оценить вам свою работу помогут смайлики. Оцените свою деятельность на уроке на лестнице успеха.
- Многие поставили себя на верхнюю ступень. Значит, у них всё получилось.
- Некоторые поставили на среднюю ступеньку
7.Выберите д/з к следующему уроку: (на карточках) (Слайд 30)
1.Рабочая тетрадь стр.56-57
2.Оформи плакат в защиту первоцветов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 2 класс
Контрольно - измерительные материал по окружающему миру 2 класс по программе Плешакова...
Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру 3 класс
Проверочные работы по разделам....
Материалы для проведения промежуточной аттестации по окружающему миру 2 класс
Тестовая работа по окружающему миру 2 класс. 1 вариант1...
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру (тест) обучающихся 2 класса за I полугодие.
Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения мониторинга качества образования по окружающему миру (тест) обучающихся 2 класса за I полугодие (УМК "Школа России")...
Рабочие материалы учителя по окружающему миру 4 класс. УМК "Школа России".
Рабочие материалы составлены в соответствии с ФГОС. Календарно-тематическое планирование содержит характеристику деятельности учащихся....
Материалы для проведения промежуточной аттестации по окружающему миру 2 класс
Материалы для проведения промежуточной аттестации по окружающему миру 2 класс...
Контрольно- измерительные материалы по окружающему миру. 4 класс. Перспектива. 1 полугодие
Проверочные работы по окружающему миру к разделам: "Мы-граждане единого Отечества", "По родным просторам"....