Основные принципы обучения чтению и письму
методическая разработка по русскому языку на тему
Основные принципы обучения чтению и письму
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy_obucheniya_detey_pismu_1.docx | 17.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основные принципы обучения чтению и письму
Учебный практикум слушателя курсов
повышения квалификации
учителей начальных классов
Радкевич Ирины Михайловны
Симферополь 2014
Основные принципы обучения чтению и письму
В отечественной методике обучения грамоте сложился целостный подход к процессу чтением и письмом. В основу этого подхода положен звуковой аналитико-синтетический метод, который реализуется через следующие операции:
- расчленение звучащей речи на звуки – фонемы;
- дифференцирование фонем по основным признакам;
- перекодирование фонем в графические символы, т.е. буквы (печатные и письменные);
- обратное перекодирование букв в звукифонемы, слияние их в процессе чтения;
- соотнесение прочтенных звукобуквенных комплексов с определенным смысловым значением.
Это путь овладения чтением и письмом как речевым действием. Термин «письмо» в данном контексте употребляется в значении «графика» как система отношений между звуками и буквами.
Специфика письма как учебного предмета в начальной школе предполагает три звена: слухо-артикуляционный, зрительно-двигательный. Следовательно, письмо – это процесс воспроизведения букв и их комплексов на бумаге с помощью определенных движений рукой. В период обучения детей письму учитель должен заботиться о выработке элементарного графического навыка как сложного рече-руко-двигательного действия.
^ Методы и приемы обучения письму
- Прием анализа применяется при вычленении зрительных элементов в букве. Дети испытывают трудности в дифференцировании их формы. Поэтому учитель предлагает для анализа буквы, сконструированные из шаблонов. Разъединяя элементы, учащиеся осознают поэлементный состав буквы.
Прием анализа важен при определении двигательных элементов. В данном случае анализируются движения руки. Дети усваивают суть образования двигательного элемента: первый элемент заканчивается в точке начала второго: 1) за счет удлинения начала или конца зрительного элемента; 2) за счет появления соединительной плавной линии – повтора движения.
- Прием конструирования помогает усвоить форму каждой буквы как единство частей в целом. При конструировании также используются шаблоны. Применяется данный прием на этапе подготовки к написанию, к осознанию двигательных элементов. Использовать его можно как при демонстрации на доске, так и индивидуально. Для интеллектуального развития детей элементы подбираются учителем не строго для одной буквы, а с учетом их переменных свойств. Например, для буквы з даются 2-3 разных полуовала.
- Прием копирования – это обведение букв по контуру. Для того чтобы закрепить правильное направление движения руки, важно использовать начальную очку с указанием направления. Только в этом случае прием копирования даст положительный результат.
- Прием тактирования прежде всего должен выполнять функцию снятия напряжения с руки пишущего, а уже потом функцию организации дружной работы класса. Все движения вниз сопровождаются напряжением руки и выполняются под счет: «раз, два..». Все движения в сторону вверх сопровождаются расслаблением руки выполняются под счет: «и». Например, а – и-раз-и-два-и; Б-раз-и-два-и-и.
- Прием алгоритмизации позволяет организовать правильную самостоятельную работу учащихся на этапе закрепления: при копировании букв, соединении элементов в букве, соединении букв и т.д. Пример алгоритма соединения букв:
Если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения (и, й, к, н, п, р, с, т, у, ц, ш, щ, ь, ы, ю),то линию от предшествующей буквы нужно продолжить до верхней линейки рабочей строки.
Если следующая буква относится к нижнему виду соединения (а, б, д, л, м, о, ф, я), линию нужно отвести вправо, чуть выше нижней линейки строки.
Если следующая буква относится к среднеплавному виду соединения (в, г, е, ж, з, х, ч, ъ, э), линию нужно довести до середины строки и плавно перейти к начертанию другой буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему "Трудности обучения чтению и письму в 1 классе"
http://www.k-yroky.ru/load/84-1-0-5489...
"Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению чтению и письму."
Дополнительная образовательная программа интегрированного курса по подготовке к обучению чтению и письму для детей 5-6 лет "33веселых буквы"(2009). Программа адресована педагогам,воспитателям образова...
урок обучения чтению и письму
Урок обучения грамоте построен на технологии развития критического мышления через чтение и письмо по УМК "Планета знаний"....
тексты с заданиями № 1 для уроков обучения чтению и письму (букварный и послебукварный период)
тексты с заданиями для уроков обучения чтению и письму...
тексты с заданиями № 2 для уроков обучения чтению и письму (букварный и послебукварный период)
тексты с заданиями № 2 для уроков обучения чтению и письму...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС
Рабочая программа по обучению грамоте (обучение чтению и письму) Школа России 1 класс ФГОС...