урок обучения чтению и письму
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Фисунова Нина Александровна

Урок обучения грамоте построен на технологии развития критического мышления через чтение и письмо по УМК "Планета знаний".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_chteniyu_i_pismu.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Урок обучения чтению и письму (чтение)

проведённый в 1- Г классе

МБОУСОШ №1

г. Минеральные Воды

Ставропольского края

Сотрудничество: учащиеся 1 «Г» класса,

учитель:

Фисунова Нина Александровна

2012-2013 учебный год

Тема: Буквы Я, я.

Цели: Познакомить с буквами Я, я.

Задачи: развивать умения классифицировать гласные буквы и звуки;

- воспитывать позитивное отношение к чтению;

- учить чтению слов с буквой я.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вызов

1. Деятельность учителя, направленная на вызов у уч-ся уже имеющихся знаний:


- Назовите гласные, которые мы уже изучили.


- Назовите гласные, которые смягчают предыдущие согласные.


2. Активизация деятельности учащихся:


- Всегда ли гласные выполняют функцию смягчения согласных?




- В этом случае, все ли из этих гласных имеют 2 звука?



3. Мотивизация к дальнейшей работе:



- К какой сказке можно отнести данные иллюстрации?

- Прочитайте отрывок из сказки.




б) Словарная работа по готовым схемам:


- Кто из вас встречал слово раньше? Что оно означает?


- В каких сказках вы встречали бабу Ягу?


- Знаете ли вы, почему её зовут  «ЯГА»?






- Оказывается, что слово «Яга» произошло от древнего русского слова ягать, что означает ругаться, кричать.





- Почему мы сегодня говорим об этой старушке?



- Назовите предметы, изображённые на голубой полосе учебника рядом с бабой Ягой.


- Что объединяет эти слова?



Выстраивает кластер



Я



Фронтальная беседа






а    о    у    ы    э

 я    ё   ю    и    е



е     ю    и    ё   я








- Нет, не всегда. Когда стоят в начале слова и после гласных, то в произношении мы слышим 2 звука: й у


- Нет. Буква и имеет один звук.

- Он служит для смягчения согласных звуков.


( На интерактивной доске высвечиваются иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». Читающий ребёнок читает отрывок)


В избушке старая баба Яга прядёт кудель.А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.


(на слайде появляются готовые схемы)


Кудель – волокнистая часть льна, из которой получается нить.

 

- она появляется во всех волшебных сказках.


- Я так думаю, потому, что она страшная.

- Я смею предположить, что она злая.

 - и она всегда громко говорит.


Ягать - ругаться, кричать.








Дети пытаются выделить  тему урока:

- Да потому, что её имя начинается с буквы Я. Мы её сегодня будем изучать.



Ящерица, яхта.






- Они начинаются с буквы Я

Осмысление содержания

1. Знаково – символическое моделирование:


- Отгадайте загадку: чем больше берёшь, тем больше она становится.


- Сколько в этом слове слогов?


- Назовите первый слог. Сколько звуков вы слышите при произношении. Какие?


- Назовите второй слог.

Сколько звуков вы слышите при произношении. Какие?








2. Бортовой журнал


- Прочитайте слова в столбиках и выделите изученный материал и то, что вы только что узнали.










(ответы фиксирует в кластере)


3. Проблемный вопрос.

 - Есть ли в нашем классе дети, чьи имена имеют букву я?

- Яна, какую функцию выполняет буква я в твоём слове?

- Женя, что ты можешь сказать о своей букве?

- Какую функцию может выполнять ещё буква я?

(ответы фиксирует в кластере)


4. Актуализация ранее изученного. Связь с новым материалом.


а) Прочитайте стихотворение – диалог.




- Какое слово повторяется несколько раз?

- Что вы можете сказать о нём?



б) Чтение текста с остановками.


Когда – то давно я учил одну девочку читать. И вот однажды, как всегда перед чтением, она поёрзала на стуле, вздохнула и бегло прочитала:


- Чему автор учил девочку?

- О чём нам говорят  слова «поёрзала, вздохнула, бегло прочитала?»


- Я правильно тебя поняла, что ты хотел сказать, что ей не нравилось это занятие?


 - У кого – то есть другое мнение?


- Тыкову дали тыблоко!

От  удивления я даже на стуле подпрыгнул.

- Какому Тыкову? Какое тыблоко?


- Почему удивился автор?


- Каким словом он выразил своё удивление?


Посмотрел я в букварь, а там чёрным по белому написано…


- Как вы думаете, какие слова мог увидеть автор в букваре?


- Почему вы так решили?


 в) Стилистическая работа.


- Прочитайте текст и  

отметьте  непонятные слова или выражения.


- Подумайте, можем ли мы заменить это слово другим?


- Отметьте побудительные предложения.









- Яма. Когда роешь ямку, то она становится глубже.



- 2 слога, так как оно имеет две гласные: я, а


- Первый слог – я. При произношении он имеет 2 звука: й – мягкий согласный,  а - гласный.


- Во втором слоге тоже 2 звука: м – твёрдый согласный, а – гласный.


Выстраивают схему слова:






                 я

м

а





Яша   Яна   ясли  яблоки

Яков  яма    ядра  яблони


Работа в парах


Известная

информ.

Новая

информ.

Я.я

(Буква я – заглавная и маленькая)

-

-

(Буква я имеет 2 звука)

Я - гласная

Смягчает согласные






- Яна.

- Коля, Женя, Витя, Надя.


- Она стоит в начале слова и имеет 2 звука.


- Она не имеет 2 звука.


- Она служит для смягчения согласных.





Работа в парах




Чтение по ролям:

- Я иду с миской!

- А я иду с Мишкой!

- Я – за малиной!

- А я – за Мариной!


- Слово Я.



- Оно состоит из одной буквы, но имеет два звука.

- Оно указывает на себя.













- Он учил её читать.


- Ей было неинтересно.





- Да. Она не любила читать.





- Ей было тяжело соединять буквы.








- Он не понял, о чём речь.



- Подпрыгнул (на стуле)








- Якову, яблоко.





-Она заменила слог я слогом ты.


А) Самостоятельное чтение


- Поёрзала.




- Слегка повращалась, покрутилась…







Б) Выразительное чтение рассказа.






Рефлексия

Возвращение на стадию вызова


Работа с кластером:




Я





- Назовите букву, с которой мы сегодня познакомились.


- Что мы можем сказать о ней?









- Что бы вы хотели узнать подробнее?













- Я




1) Она имеет 2 звука, когда стоит в начале слова и после гласных.

2) Если стоит после согласных, то смягчает согласные.

3) Буква я бывает заглавная и маленькая.

- Эта буква гласная


- Найти и прочитать рассказ полностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «обучение чтению и письму» 1 класс надомное обучение

Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом.Программа...

Мини-исследования на уроках обучения чтению и письму в первом классе в рамках реализации ФГОС НОО

На уроках обучения письму и в дальнейшем на уроках русского языка проводится исслевовательская работа с фантиками от конфет для выработки навыков правописания в игровой форме. На уроках обучения чтени...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе по теме: «Чтение и письмо слов, предложений, содержащих буквы Д, д».

Данный материал предназначен для учащихся 1 классов. Материал поможет закрепить знания детей о согласных звуках, о написании  букв Д, д....

Тексты с заданиями для уроков обучения чтению и письму (букварный и послебукварный период).

Подбор текстов, разделённых на слоги, их небольшой объём и характер заданий позволяет ребёнку быть успешным без вмешательства взрослых. Достаточно найти в тексте предложение, содержащее ответ на вопро...