КТП Русский язык 4 класс "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
Календарно-тематическое планирование к УМК "Планета знаний" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russkiy.doc | 308.5 КБ |
Предварительный просмотр:
7.Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 классе
№ урока | Тема урока, страницы учебника | Разделы, темы. Основные задачи изучения, доминирующие виды деятельности | Основные понятия. Слова из словарей | Характеристика учебной деятельности учащихся |
ОБЩАЕМСЯ УСТНО И ПИСЬМЕННО… (вспоминаем, повторяем) (24 ч) | ||||
Вспоминаем качества устной речи (2 ч) | ||||
1 | Произносим внятно, читаем выразительно Часть 1 С. 6—7, № 1—5 Рт № 1 с. 3 | Мотивировать потребность в хорошей речи при общении в разных формах — устной и письменной, в проведении упражнений для развития артикуляционных, интонационных, каллиграфических и правописных умений, в выражении собственных мыслей по поводу первого сентябрьского дня. Актуализировать знания о теме, основной мысли текста, об использовании приёма звукописи для достижения авторских задач. Упражнять в выразительном чтении текстов, в произнесении скороговорок, в звукобуквенном анализе слов, в безошибочном списывании текста (повторить правила списывания) и проверке собственных записей. | дикция внятность громкость темп [тэ] | Осознавать задачи изучения предмета в целях общения. Наблюдать особенности устной народной речи: мелодичность, ритмичность, темп. Осознавать уместность использования громкой или быстрой речи. Выявлять роль упражнений в достижении внятности и плавности произношения слов и выражений как отражение заботы народа о благозвучии устной речи. Выразительно читать вслух литературные произведения разных жанров, выражая своё понимание прочитанного. Осознавать инструментарий создания таинственной речи загадок, уметь отгадывать. Связно высказываться о событиях (лето), грамотно строя предложения и тексты. |
2 | Наблюдение над свойствами русского ударения С. 8—9, № 6—11 Рт № 1 с. 4, 5 | Актуализировать знания о правилах речевого этикета, об использовании разумного уровня громкости, о соблюдении произносительных норм, особенно акцентологических, при устном общении и чтении текстов вслух, о частях речи и предложении. Обобщить сведения о свойствах русского ударения: разноместности, подвижности (материалы «Ключика»), его смыслораз-личительной роли. Упражнять в правильном, вырази-тельном чтении, основанном на понимании мелодики, ритма, образности, «таинственности» языка текстов (стихов, загадок). Стимулировать творческую деятельность учащихся в передаче своих летних наблюдений с помощью загадок. | ритмичность мелодичность образность Свойства ударения творог и творог недуг пациент [цыэ] | |
Соблюдаем произносительные нормы и правила письма (6ч) | ||||
3 4 | О нормах произношения и правописания гласных в словах С. 10—13, № 12—21 Рт № 1 с. 5, 6 | Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания гласных в словах, правила уместного использования при устном общении жестов и мимики. Стимулировать школьников к обогащению собственной речи прилагательными, называющими разные оттенки цвета осени (жёлтого, красного), к исследованию исторического родства слов колено и поколение (№ 21), к решению орфографических задач, к поиску ответов в словарях при необходимости производить записи слов, текста. | Правильность речи нормы языка Орфограмма Орфографическая задача Мимика, жесты, позы | Оценивать правильность звучащей речи (собственной, собеседников) с позиций соблюдения произносительных норм. Классифицировать типы орфограмм в словах по разным основаниям. Решать орфографические задачи при записи слов. |
5 6 | О нормах произношения и правописания согласных в словах С. 14—17, № 22—31 Рт № 1 с. 6—10 | Актуализировать известные детям сведения о нормах произношения и правописания согласных в словах (тся [ца], чн [шн],[чн], дц [ц]), сч [щ], твёрдых и мягких согласных перед е. Упражнять в сопоставлении произношения и написания слов, в обнаружении орфограмм: парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, употребления на письме мягкого и твёрдого знаков (развитии орфографической зоркости), в письме по памяти текста с предварительным его озаглавливанием, с графическим обоснованием орфограмм в словах. | Орфографические нормы Произносительные пометы молочный, молочник [шн], [чн] яичница [шн] шинель [нэ] | Графически обосновывать тип орфограммы. Обогащать свою речь эмоциональной и оценочной лексикой, используя синонимическое разнообразие (оттенки красного цвета, черты характера и др.). Выражать эмоции с помощью словесных и несловесных средств. Исследовать историческое родство слов с выбором нужной для этого справочной литературы. Контролировать грамотность записей как в процессе письма, так и после его завершения. Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные высказывания. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. |
7 | Употребление Ь и Ъ С. 18—19, № 22—37 | Продолжать упражнения в соблюдении произносительных и правописных норм. Упражнять в различении и написании слов с разделительными Ъ и Ь знаками. Дать сведения о происхождении слова «стадион». Упражнять в решении орфографических задач при записи предложений и текстов как при визуальном, так и слуховом восприятии (осложнённом списывании, под диктовку). Повторить разбор по членам предложения. | вдруг стадион | |
8 | Упражнять в написании слов с разными типами орфограмм С. 20—21, № 38—42 Рт № 1 с. 6—10 | Упражнять в написании слов с разными типами орфограмм, в том числе с удвоенными согласными, с полногласными и неполногласными буквосочетаниями оро/ра, оло/ла, ере/ре. Учить замечать и корректировать речевые недочёты в чужой и собственной речи. | грипп дрессировать дрессировщик | |
В устной речи интонация, а в письменной… пунктуация (12 ч) | ||||
9 10 11 | Различаем и оформляем предложения по цели высказывания, выражаем отношение С. 22—27, № 43—58 Рт № 1 с. 11, 12 | Актуализировать сведения об интонационных средствах и их роли в устной речи, углубить представления о взаимосвязи интонации и знаков препинания при выделении предложений и их частей. Упражнять в выделении предложений из потока речи, в дифференциации предложений по цели высказывания, по выражению в них разных чувств с помощью интонационных средств и знаков препинания при чтении, проигрывании и записи текстов-диалогов, делении «сплошного» текста на предложения. Формировать умения «читать» знаки препинания в предложениях и впоследствии самостоятельно выбирать пунктуационные знаки (. ? !) при оформлении и на письме повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Организовать наблюдение над особенностями выделения в речи слов-обращений (звательная интонация, пунктуация). | интонация конца предложения пауза знаки препинания обращение кристалл кристаллик кристаллический, но кристальный юбилей, юбиляр | Осознавать речевую задачу и выбирать точное средство языка для её решения. Выявлять значение интонации, знаков препинания, их взаимосвязь. Преобразовывать интонационную мелодику предложений в использование на письме соответствующих знаков препинания. Анализировать предложения и тексты с позиций языковых средств, используемых для выражения смысла (смысло-интонационно-пунктуационный разбор). Вникать в смысл и воспроизводить содержание речи, воспринятой на слух. Осознанно использовать логическое ударение для уточнения смысла высказываемого. Использовать схемы для уточнения ритмического рисунка интонации высказывания. Кратко воспроизводить содержание небольших частей текста. Высказываться точно, логично. |
12 13 | Уточняем смысл высказывания С. 28—31, № 59—69 Рт № 1 с. 12, 13 | Познакомить с интонационными средствами (логическим ударением, смысловой паузой) выделения в предложении слов для подчёркивания их смысловой значимости. Упражнять в выделении важных по смыслу слов с помощью логического ударения, при письме с помощью его графического обозначения. Продолжить работу по выявлению информации из текста по ориентировочной основе — заголовку (№ 62, 63), из толкового словаря. Организовать наблюдение над средствами выделения важных по смыслу слов в письменной речи (курсивом, подчеркиванием, порядком слов — инверсией или употреблением слов в конце предложения, противопоставлением, тире) и устной речи. | логическое ударение прямой и обратный порядок слов (инверсия) смысловая пауза пунктуация дельфин воскресенье интервью [тэ] | |
14 | Проверочная работа по правильной записи «сплошного» текста С. 38, № 3 | Проверить уровень графической и орфографической зоркости, умения определять границы предложений и оформлять их соответствующими знаками препинания. | ||
15 | Творческая работа с текстом С. 44, № 1 | Учить соблюдать последовательность (логику) изложения мыслей в высказывании (частей в тексте) на базе текста № 1 в рубрике «Мастерская слова». | Логика | |
16 | Выделяем этикетные слова и фразы С. 32—33, № 70—74 Рт № 1 с. 13 № 5 | Организовать наблюдение над выделением этикетных фраз на письме с помощью восклицательного знака, выделением обращений запятой, над употреблением многоточия. Упражнять в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения. Обратить внимание на правило речевого этикета: приветствовать всех присутствующих, узнавать мнение каждого собеседника. Стимулировать составление собственного словарика этикетных слов и фраз, употребляемых в ситуациях прощания, выражения благодарности, просьбы. | речевой этикет обращение | Уместно и правильно использовать этикетные словесные средства в разных жизненных ситуациях (поздравление с юбилеем, в письме). Обогащать свою речь этикетными формулами синонимического характера. Различать на слух и воспроизводить перечислительную интонацию в устных высказываниях. Выявлять смысл научного высказывания, устанавливать взаимозависимость между средствами устной и письменной речи (интонацией и пунктуацией). Руководствоваться при выборе знаков препинания общим значением и мелодикой предложений. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. Применять изученные правила при письме под диктовку. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. Графически обосновывать орфограммы при работе над ошибками. |
17 | Перечисляем… С. 34—35, № 75—80 | Дать представление о перечислительной интонации и взаимосвязи использования перечислительной интонации и запятых при однородных членах предложения подлежащих и сказуемых (пропедевтика). Упражнять в чтении текста с использованием перечислительной интонации, в постановке знаков препинания при списывании, письме по памяти, свободном письме с опорой на схемы. | однородные подлежащие однородные сказуемые досуг, (на) досуге | |
18 | Используем средства пунктуации С. 36—37, № 81—87 | Обобщить сведения о функциях знаков препинания в конце предложения. Упражнять: 1) в правильном «чтении» знаков препинания, 2) в расстановке знаков препинания при восприятии текста на слух (диктовке) с предварительной подготовкой. Подготовить детей к обобщению: почему учёные называют интонацию и пунктуацию «сёстрами, дочерьми одного отца-смысла». Вар. Инструктаж по подготовке сообщения о породе собак (по выбору). | пунктуация калач калачик калачный [чн], [шн] | |
19 20 | Входная контрольная работа. Работа над ошибками | Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | ||
Уроки творчества (3ч) | ||||
21 22 | Свободный диктант и его анализ С. 39, № 5 С. 38—43 | Обучать воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям (близко к исходному тексту). Учить работе над речевыми недочётами и другого типа ошибками. | Свободный диктант | Использовать изученные правила по графике, орфографии, пунктуации при фиксировании собственных мыслей. Составлять текст поздравления с днём рождения, уместно и правильно используя этикетные словесные средства. Замечать речевые недочёты и вносить коррективы в устные и письменные поздравления. |
23 | Составляем текст поздравления с днём рождения С. 44—45, № 3—5 | Инициировать поздравление с днём рождения своих близких и друзей, составление собственных текстов поздравлений сверстников, родных (проба пера). Прививать правильное употребление словосочетания день рождения в разных падежных формах (культура речи). Учить редактировать предложения, сопоставлять содержания разных текстов поздравлений и оценивать их. | День рождения Именины | |
АНАЛИЗИРУЕМ И СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (32ч) | ||||
Выражаем мысли и чувства … Предложение (1 ч) | ||||
24 | Выражаем мысли и чувства… Предложение С. 48—49, № 88—93 Рт № 1 с. 14—16 | Актуализировать знания о термине синтаксис (названии раздела русского языка), о распространённых и нераспространённых предложениях, роли главных членов предложения, их названиях, о словосочетаниях как строительном материале предложений. Упражнять в анализе словосочетаний (акцент наблюдения на общем значении зависимого слова, так как это значение сохранится, когда это слово станет второстепенным членом предложения) и предложений с опорой на памятку (с. 49). | Синтаксис Распространённые, нераспространённые предложения Синтаксический разбор Часть речи Член предложения Группа подлежащего Группа сказуемого | Обобщать изученные языковые факты и ставить новые задачи по их углублению. Наблюдать над строением предложений, подмечать особенности значения сказуемых. Различать оттенки значения признаков, вносимых в прилагательные сходными суффиксами. |
Части речи и члены предложения (1 ч) | ||||
25 | Части речи и члены предложения С. 50—51, № 94—98 Рт № 1 с. 16—18 | Углубить представление о функциях частей речи в словосочетании и предложении. Организовать наблюдение над назначением, «работой» частей речи в предложениях, над связью второстепенных членов предложения с главными (группа подлежащего, группа сказуемого), над вариантами выражения подлежащего и сказуемого словосочетаниями. Упражнять в построении предложений по схемам, опорным словам. | благодарный благодарствен_ ный | Устанавливать соподчинённость объектов (частей речи и членов предложений). «Читать» и наполнять содержанием схемы предложений. Синтезировать: составлять предложения из отдельных структурных элементов. |
Формы глаголов и их «работа» в роли сказуемого (6 ч) | ||||
26 | Глагол как двигатель всей фразы (вводный урок) | Повторить признаки и свойства глагола как части речи. Организовать наблюдение над ролью глаголов в тексте (на примере литературных произведений). | Обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола. Устанавливать новые свойства объекта (глагольных форм) с помощью таблицы. Устанавливать начальную форму глаголов, правильно выбирать нужную глагольную форму в зависимости от контекста. Проявлять культуру речи при употреблении глаголов класть – положить, фразеологизмов. Устанавливать зависимость общего значения высказывания (предложения) от выбора временных форм глагола. Проявлять культуру речи в употреблении глагольных форм прошедшего времени (сох, сохнул). «Читать» таблицу (о формах глагола). Понимать последовательность действий, указанных в текстах-инструкциях, следовать инструкции в жизненных ситуациях. Самостоятельно составлять Текст-инструкцию. Определять спряжение глаголов по существенным признакам — окончаниям. Наблюдать и делать вывод об одинаковости ударных и безударных окончаний у глаголов одного спряжения. Решать орфографические задачи на базе глагольной лексики. | |
27 | Неопределённая форма глаголов (повторение) С. 52—53, № 99—106 Рт № 1 с. 19 № 1 | Углубить первичные представления о неопределённой форме глаголов (в составе будущего сложного отвечают на вопросы что делать?, что сделать?, оканчиваются на _ть, _ти, _чь) как начальной формы в сфере (парадигме) изменения этой части речи. Упражнять в образовании начальной формы глаголов совершенного и несовершенного видов, в выборе нужной формы в словосочетаниях (№ 101). Организовать наблюдение над употреблением неопределённой формы глаголов с прямыми и переносными значениями в составе фразеологизмов, над омонимичными формами (течь — течь). | Начальная форма глагола класть положить | |
28 | Формы времени глаголов. Глаголы прошедшего времени (повторение) С. 54—55, № 107—112 Рт № 1 с. 19, 20 | Актуализировать сведения о формах времени глаголов, о признаках глаголов в прошедшем времени. Упражнять в образовании форм прошедшего времени от неопределенной формы глагола, изменении по родам и числам при согласовании с названием лица, предмета, в выборе нужной формы глагола в составе предложений. Ознакомление с орфограммой — написание перед -л такой же гласной, что и перед -ть (первичные представления о ней были в 3 классе). | Глагольные суф_ фиксы _л_, _а/я/_ | |
29 | Формы глаголов в настоящем и будущем времени С. 56—57, № 113—117 Рт № 1 с. 20, 21 | Актуализировать сведения о признаках этих форм глаголов с помощью таблицы (№ 113). Обратить внимание на зависимость образования форм времени от вида глагола. Упражнять в образовании форм настоящего и будущего времени от неопределённой формы глагола, изменении по лицам при согласовании с названием лица, предмета, выбор нужной формы глагола в составе предложений. Организовать наблюдение над использованием глагольных форм в текстах-инструкциях. Стимулировать работу по составлению собственной инструкции изготовления какого-либо подарка. | Текст-инструкция | |
30 31 | Спряжение глаголов. Глаголы 1_го и 2_го спряжения С. 58—61, № 118—127 Рт № 1 с. 25 | Дать понятие о категории глагола — спряжении как изменении глаголов по лицам и числам. Организовать наблюдение над признаками двух типов спряжения: наличием разных гласных (е или и) в личных окончаниях глагола. Упражнять в дифференциации по спряжениям глаголов настоящего времени (1 урок) и будущего (2 урок) времени с данными окончаниями, в употреблении глаголов в определённом времени, лице и числе, в разных видах письма. Обратить внимание на одинаковые окончания глаголов обоих спряжений в 1 лице, на правильность употребления в речи глаголов. | Спряжение Личные окончания глаголов великан великий возвеличивать | |
Правописание глаголов (7 ч) | ||||
32 33 34 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце глаголов С. 62—67, № 128—148 Рт № 1 с. 21, 22 | Познакомить с новой орфограммой, с её условиями (в глаголах) и признаками (оканчиваются на шипящие) — всегда пиши мягкий знак. Упражнять в узнавании орфограммы, в написании глаголов во 2 лице единственного числа (режешь), в повелительных формах (режь), в неопределённой форме (стричь). Упражнять в употреблении ь после шипящих в глаголах и именах существительных. | Формы 2 лица глаголов | Участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новых орфографических задач и использовать его при записи окончаний глаголов. Анализировать и систематизировать признаки частей речи и предложения, действуя по памятке. Анализировать содержание и контролировать правильность записей. «Читать» текст, составлять план и восстанавливать содержание текста по плану. |
35 36 37 38 | Гласные е – и в безударных личных окончаниях глаголов С. 68—75, № 149—172 Рт № 1 с. 26—31 | Познакомить с условиями проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е–и в зависимости от соотнесенности глагола с определённым спряжением. Упражнять в выборе гласных е–и, меняя условия: 1) известно спряжение глагола, 2) спряжение узнаётся по неопределённой форме, 3) даются глаголы разных видов типа: решать, решить. Упражнять в спряжении глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне. | топор путешествие слева справа | |
Проверочные работы (7 ч) | ||||
39 | Урок-тренинг С. 88—89, № 1—7 Рт № 1 с. 23, 24 | Упражнять в написании личных окончаний глаголов, употреблённых в текстах (из рубрики «Школа Грамотея»). Организовать наблюдение над нетипичными случаями спряжения глаголов. | Осознавать различие в выборе способа окончаний глаголов в разных формах времени. | |
40 41 | Контрольный диктант за 1 четверть. Работа над ошибками С. 86—89 | Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | Применять изученные правила и способы действий. Решать орфографические и пунктуационные задачи при записи слов и предложений. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. | |
42 43 | Проверочная работа по теме «Правописание глаголов» и её анализ | Проверить уровень сформированности предметных и метапредметных умений. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | ||
44 45 | Закрепление изученного материала по пройденной теме | |||
Правописание глаголов (продолжение) (4 ч) | ||||
46 47 48 | Гласные е–и в безударных личных окончаниях глаголов С. 76—81, № 173—191 Рт № 1 с. 26—31 | Повторить условия проявления и признаками орфограммы: безударные личные окончания глаголов, выбор гласных е–и в зависимости от соотнесённости глагола с определённым спряжением. Упражнять в выборе гласных е–и, меняя условия: 1) известно спряжение глагола, 2) спряжение узнаётся по неопределённой форме, 3) даются глаголы разных видов типа решать, решить, 4) даются глаголы с приставкой вы_ (выстоишь), 5) выбор гласных я/ю в глаголах 3 лица множественного числа кол..т, бор..тся. Упражнять в спряжении глаголов с непроверяемыми орфограммами в корне. | звать называть глаголы-исключения картофель ч//к ч//г//ж квартал банты | Решать орфографические задачи о выборе безударных личных окончаний глаголов на основе предварительной проверки глаголов-исключений (с опорой на справочные материалы). |
49 | Урок-тренинг | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. | Работать в парах (четвёрках) при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников. | |
Выражение сказуемого разными формами времени глаголов (1 ч) | ||||
50 | Обобщение сведений о формах времени глаголов С. 82—83, № 192—197 | Повторить употребление в роли сказуемых глаголов в прошедшем времени, особенностях этих глаголов, условиях выбора нужного родового окончания на базе нераспространённых предложений. Повторить об употреблении в роли сказуемых глаголов в будущем и настоящем времени, особенностях изменения этих форм (акцент на простую и сложную формы будущего времени). | Омонимичные формы глаголов | Обобщать материал об изученных явлениях языка. Различать варианты образования и употребления в речи форм настоящего и будущего времени глаголов. Решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов. |
Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях (1 ч) | ||||
51 | Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях С. 84—85, № 198—203 | Организовать наблюдение над выражением сказуемых «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях, глаголами прошедшего времени с частицей бы в условных предложениях. Акцентировать внимание на наличие структурных частей побудительных предложений: наличием подлежащего ты, вы, частым отсутствием подлежащего, наличием слов-обращений и слов вежливости, которые членами предложений не являются. | «Повелительные» формы глаголов Слова-обращения Глаголы с части цей бы | Осуществлять выбор нужно го глагола для достижения точности выражаемой мысли. Производить разносторонний анализ высказываний (предложений) Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания.. |
Творческие работы (4ч) | ||||
52 53 | Свободный диктант и его анализ С. 90, № 1 | Обучать воспроизведению содержания текста, воспринимаемого на слух, по мини-частям (близко к исходному тексту). Учить работе над речевыми недочётами и другого типа ошибками. | Осознанно использовать в высказываниях глаголы в разных формах. «Проба пера»: составлять загадки о явлениях природы (по выбору). | |
54 55 | Творческое списывание. Анализ творческого списывания С. 90—91, № 3, 4, 5 | Учить восстановить последовательность частей текста, употреблять глаголы из скобок в нужных формах. Вариатив: свободное письмо на основе личных наблюдений о загадках природы (№ 4, 5). | ||
РАЗВЁРТЫВАЕМ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛИ… (23 ч) | ||||
Используем второстепенные члены предложения (4 ч) | ||||
56 | Используем второстепенные члены предложения С. 94—95, № 204—209 | Организовать сопоставление нераспространённых и распространённых предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения. Содействовать воспитанию культуры речи: правильному употреблению существительного Величество как обращения (дать историческую справку). | Наблюдать, как конкретизируется общее значение словосочетаний и предложений за счёт использования зависимых слов и второстепенных членов предложения. Сопоставлять, делать выводы. | |
57 58 59 | Падежные формы склоняемых частей речи (повторение) С. 96—101, № 210—228 | Упражнять в склонении имён прилагательных, их согласовании с формами имён существительных при осложнённом списывании, письме по памяти. Вариатив: организовать наблюдение над некоторыми падежными формами имён числительных. | Связь слов в предложении Начальная форма склоняемых частей речи Косвенные падежи | Осознавать, что в русском языке слова связывают друг с другом не только по смыслу, но и грамматически (изменяя их падежные формы). Правильно использовать падежные формы слов в высказываниях. |
Предложения с однородными членами (12 ч) | ||||
60 61 62 | Однородные подлежащие и сказуемые С. 102—107, № 229—243 Рт № 1 с. 32, 33 | Сформировать представление об однородных членах предложения, познакомить с их признаками: отнесённость к одним членам предложения, наличие перечислительной интонации, бессоюзное и союзное соединение. Организовать наблюдение: 1) над строением главных членов предложений, в которых есть однородные подлежащие, однородные сказуемые; 2) над нераспространёнными предложениями с однородными главными членами предложения; 3) над случаями выражения однородных членов словосочетанием; 4) над вариантами соединения однородных членов бессоюзным и союзным способом; 5) над постановкой знаков препинания; 6) над употреблением предложений с однородными членами в пословицах, художественных текстах. | Однородные чле_ ны предложения Соединитель_ ный союз и Противитель_ ные союзы а, но, да Одиночные и повторяющиеся союзы калина, коллекция, хобби | Ставить новые задачи по изучению известной единицы языка — предложения. Выявлять новые особенности, признаки простых предложений, осложнённых однородными членами. Ориентироваться в условиях (чувствовать) постановки запятой при однородных членах предложения. Преобразовывать словесные средства в схематичный образ и наоборот. Соотносить варианты интонирования и варианты пунктуации в предложениях с однородными членами. Действовать по алгоритму при решении пунктуационной задачи. Анализировать новый тип предложений, моделировать их с помощью схем, преобразовывать модели в словесные высказывания. Синтезировать: составлять предложения с однородными членами |
63 64 | Однородные второстепенные члены предложения С. 108—111, № 244—255 Рт № 1 с. 35, 36 | Организовать сопоставление нераспространённых и распространённых предложений с одинаковой лексикой в роли разных однородных членов предложения. Обобщить условия определения однородных членов: 1) относятся к одному и тому же слову, 2) отвечают на один и тот же вопрос, 3) связываются особой перечислительной (иногда противительной) интонацией или союзами, 4) разделяются запятыми, кроме одиночного союза и.Упражнять в анализе структуры предложений, нахождении однородных членов, установлении стрелками их связи с главным словом, составлении схем, объяснении причин появления в предложениях запятых | сирень августовский и августовский изморозь изморось | |
65 66 | Знаки препинания при однородных членах предложения С. 112—115, № 256—265 Рт № 1 с. 33, 34; 37 | Продолжить наблюдение о взаимосвязи перечислительной интонации и пунктуации при однородных членах предложения. Упражнять в постановке знаков препинания при списывании, письме по памяти, свободном письме с опорой на схемы. Организовать наблюдение над использованием предложений с однородными членами в текстах-описаниях, реже в текстах-повествованиях и рассуждениях. Работа с текстом-рассуждением: основная мысль, поиски аргументов, дополнение доказательств. | Пунктуационная задача чемодан картон искусство, искусственный, искусный | Дифференцировать пунктуационные задачи и находить верные способы, приёмы их решения. |
67 68 | Решение общих пунктуационных задач С. 120—121, № 1—5 С. 122—123, № 1, 2 Рт № 1 с. 38, 39 | Учить решать общие пунктуационные задачи (знаки препинания в конце предложений, знаки при однородных членах) при разных видах письма: списывании, письме под диктовку, свободном письме. Упражнять в осложнённом списывании текста с самостоятельной расстановкой знаков препинания. | Пунктуация (с лат. пунктум — «точка») сверкать сверкающий | |
69 | Осложнённое списывание текста С. 121, № 3 | Проверить уровень графической и орфографической зоркости, а также умений по расстановке знаков препинания. | Контролировать грамотность записи текста, сверять записанное с образцом учебника. Решать пунктуационные задачи. Применять изученные правила при письме под диктовку. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. | |
70 71 | Контрольный диктант за 2 четверть. Работа над ошибками | Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | ||
Строение текстов разных типов (повествование, описание, рассуждение) (7 ч) | ||||
72 73 74 | Строение текстов разных типов С. 116—119, № 266—271 Рт № 1 с. 40—45 | Учить решать речевые задачи высказываний и делать выбор определённого типа текстов. Обобщить известные детям признаки разных типов текста (с помощью таблицы и текстов о березе). Организовать наблюдение над средствами раскрытия темы и основной мысли текстов, над их композиционным построением (акцент на текст типа повествование). Вариатив: редакторская правка. | однажды издалека вблизи вверх вниз | Анализировать и составлять высказывания типа рассуждения, аргументировать выдвинутые положения, делать выводы. Воспроизводить содержание и составлять тексты типа описание. Собирать материал к письменному высказыванию, к раскрытию темы проекта. Анализировать и корректировать собственные высказывания. |
75 76 | Изложение «Переправа». С. 124, № 1 Анализ изложения, работа над ошибками. | Обучать воспроизведению повествовательного текста с опорой на самостоятельно составленный план. Обучать составлять план текста. Учить анализу выполненной работы, аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | Добывать информацию из текста, выделять части, составлять план как опору для восстановления подробного содержания текста. | |
77 78 | Резервные уроки | |||
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) (52 ч) | ||||
Слово как часть речи (2 ч) | ||||
79 80 | Слово как часть речи Часть 2 С. 6—9, № 1—10 Рт № 2 с. 3, 4 | Организовать наблюдение над ролью частей речи в художественной речи: зарисовках зимних забав, в народных приметах, над новыми языковыми средствами, выражающими сравнительные отношения: 1) существительным в творительном падеже, 2) противопоставлением с отрицанием. Содействовать воспитанию культуры речи: правильному употреблению слова искра и однокоренных слов. Стимулировать к созданию собственной словесной зарисовки на тему зимы. | Наречие Имя числительное вокруг искра искринка и искринка искристый и искристый искрится и искрится | Обобщать известные языковые факты и выдвигать новые задачи по их изучению. Систематизировать сведения об изученных частях речи. Наблюдать над употреблением в речи нового способа выражения сравнительных отношений. Распространять мысли в предложениях, используя разные части речи. |
Формы частей речи (7 ч) | ||||
81 82 83 | Изменение частей речи по числам и родам С. 10—15, № 11—29 Рт № 2 с. 5—6 | Повторить материал об отнесённости имён существительных к определённому роду, об изменении имён прилагательных, глаголов прошедшего времени по родам. Дать представление о том, что к определённому роду можно отнести только местоимения 3 лица по их соотнесённости с существительными того или иного рода. Упражнять в правильном использовании падежных форм существительных типа тюль, шампунь — м.р., нет тюля, шампунь (м.р.). нет шампуня; какао, метро, кино — ср.р., кофе — м.р.или ср.р. | Значение рода имён существительных Значение числа и рода личных местоимений | Устанавливать общее в изменении частей речи по числам. Различать особенности рода у существительных и других частей речи. Использовать в речи точные формы существительных и прилагательных в зависимости от правильной их отнесённости к определённому роду. |
84 | Урок-тренинг С. 13 № 21 Рт № 2 с. 7 | Упражнять в согласовании в роде, числе глаголов прошедшего времени с личными местоимениями 3 лица. | Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, | |
85 86 87 | Спряжение и склонение С. 16—20, № 30—40 Рт № 2 с. 8—12 | Повторить сведения о глаголе как части речи (с опорой на план). Учить группировать глаголы по оттенкам значений, по синонимичным значениям. Повторить формы глаголов. Определение форм глаголов в предложениях, текстах, выбор форм самостоятельно. Повторить 1 и 2 спряжения глаголов. Вставка гласных в безударные личные окончания глаголов. Учить различать спрягаемые и склоняемые части речи. Повторить склонение имён существительных (с ударными окончаниями), употребление предлогов с определёнными падежами (с опорой на таблицу). | Спряжение глаголов Склоняемые части речи Прямой падеж начальная форма (И.п.) Косвенные падежи (остальные) поезжай (не употреблять едь, ехай) | Различать суть терминов «спряжение», «склонение». Осознанно выбирать нужную форму слов при составлении предложений. Совершенствовать культуру своей речи: правильное употребление «повелительных» форм глагола ехать . |
Правописание безударных падежных окончаний склоняемых частей речи (43 ч) | ||||
88 89 90 | Имена существительные 1, 2 и 3 склонений С. 22—27, № 50—64 Рт № 2 с. 13, 14 | Познакомить с делением существительных на три группы (склонения) по наличию специфических падежных окончаний (анализ таблицы в № 74), сформировать мотив к усвоению новых сведений за счёт осознания детьми факта, что знание склонения поможет им в выборе правильного окончания. Упражнять в определении склонения имён существительных, в выборе падежных окончаний (по таблице). | Варианты падежных окончаний кастрюля акварель дятел, берлога | Наблюдать, анализировать таблицу и обнаруживать различия в падежных окончаниях существительных. Осознавать значимость знания о склонениях для выбора правильных окончаний слов. |
Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе (8 ч) | ||||
91 92 93 94 95 96 | Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе С. 28—39, № 65—101 Рт № 2 с. 15—21 | Организовать сопоставление способов проверки безударных гласных в корне, в приставке слова и мотивировать к переносу общего способа — безударный проверяем ударным — для проверки безударных падежных окончаний существительных. Упражнять в проверке безударного [а] в падежных окончаниях с опорой на слова-ключики. Организовать наблюдение: [и] — и в окончаниях существительных 1 склонения (Р.п.) и 3 склонения (Р.п., Д.п., П.п.) — рука, земля, степь [и] — е в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Д.п., П.п.) [и] — е в окончаниях существительных 1 и 2 склонения (Т.п.). | Приёмы проверки Окончания творительного падежа Падежные окончания существительных 3 скл. cтепи и степи (Р.п.) печи и печи любви, но Любови председатель | Обнаруживать общий способ проверки безударных гласных в корне и окончаниях склоняемых частей речи и переносить его при решении новых орфографических задач. Выбирать буквы при обозначении конкурирующих безударных падежных окончаний. Выявлять случаи, противоречащие общим правилам написания. Правильно оформлять обложку тетради и употреблять формы имени Любовь – Любови. |
97 98 | Диктант и его анализ С. 89 № 4 | Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | ещё | Грамотно писать под диктовку и выявлять причины недочётов (при условии их допущения). |
Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе (9 ч ) | ||||
99 100 101 102 | Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе С. 40—47, № 102—126 Рт № 2 с. 22, 23, 25 | Мотивировать перенос общего способа проверки на проверку безударных гласных в падежных окончаниях существительных множественного числа. Учить использовать опорные слова для проверки безударных окончаний ударными окончаниями — руки, дворы, кони, степи. Организовать сопоставление падежных форм в винительном падеже. Упражнять в образовании форм родительного падежа с конкурирующими окончаниями. Совершенствовать умения в видах письма: осложнённое списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку. Вариатив: снег.. м — о или а?(омонимичные окончания). | олимпиада соревнование медаль инженер инженеры килограммов тротуар простынь и простыней | Осуществлять перенос способа проверять безударные падежные окончания ударными. Использовать этот способ как обобщённый. Правильно употреблять формы имён существительных во мн. числе типа: инженеры, донья, суда, небеса (совершенствование культуры своей речи). |
103 104 | Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел С. 48—51, № 127—141 Рт № 2 с. 24, 26 | Обобщить все случаи обозначения безударных гласных с помощью ударного гласного. Организовать самопроверку уровня орфографической зоркости и точности применения приёмов проверки безударных гласных (использовать письмо под диктовку учителя, составление собственных предложений на темы жизни класса для последующей записи, самодиктовку учащихся). | электричество солдат командир | Правильно употреблять формы имён существительных во мн. числе: бантов, тортов, портов, солдат, килограммов (совершенствование культуры своей речи). |
105 106 | Уроки-тренинги С. 60—63, № 157—165 С. 65, № 166, 167 | Проверочный словарный диктант. Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. | Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, | |
107 | Резервный урок | |||
Безударные падежные окончания имён прилагательных (7 ч) | ||||
108 | Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа С. 53 (табл.) С. 52—53, № 142—143 | Организовать работу с таблицей (анализ информации, наведение справок об окончаниях по таблице с указанием падежей и их окончаний). Организовать языковой анализ текста из воспоминаний писательницы (№ 142). | Обобщать существенные признаки явления по таблице окончаний. Осознавать роль использования имён прилагательных в художественном тексте. Использовать обобщённый способ решения орфографической задачи о выборе падежных окончаний: безударный проверяю ударным окончанием вопроса: какой? какого? и т.п. Наблюдать над особенностью склонения личных местоимений. Выявлять тему, основную мысль и главное содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, ключевым словам). Подбирать свой заголовок к тексту. Анализировать предложения по членам предложения, производить полный синтаксический анализ (разбор). Применение способов решения орфографических задач, проверка, оценка результатов работы. | |
109 | Проверка безударных падежные окончания имён прилагательных С. 54—55, № 144—148 Рт № 2 с. 27 № 1 | Упражнять в проверке безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным любого числа. | «согласие» меж_ ду сущ. и прил. | |
110 | Проверка безударных падежные окончания имён прилагательных С. 56—57, № 149—154 Рт № 2 с. 27 № 2 | Упражнять в проверке безударных падежных окончаний по ударным окончаниям вопросов к прилагательным: [а] — а, я (И.п.); [а] — о (какой? какое? какого? о каком?). — в прилагательных женского рода, — в прилагательных мужского и среднего родов. | герой героический геройский | |
111 | Проверка безударных падежные окончания имён прилагательных С. 58—59, № 155—161 Рт № 2 с. 28 | Упражнять в проверке безударных падежных окончаний имён прилагательных (а или и?, м.р. какой?). | ||
112 | Проверка безударных падежные окончания имён прилагательных С. 60—61, № 162—168 Рт № 2 с. 29 | Упражнять в проверке безударных падежных окончаний имён прилагательных (и или е?, -ий, -ей; -ие, -ее; -им, -ем). | президент правительство | |
113 114 | Закрепление изученного материала С. 62—65, № 169—177 | Закрепить написание падежных окончаний имён прилагательных. Провести осложнённое списывание текста с употреблением нужных падежных форм частей речи. Организовать взаимопроверку и взаимооценку результатов работы. | мелодия мелодика | |
Правописание падежных форм личных местоимений (2 ч) | ||||
115 116 | Правописание падежных форм личных местоимений С. 66—69, № 178—188 Рт № 2 с. 29 № 6,с.30 | Упражнять в склонении личных местоимений. Актуализировать внимание на непродуктивные окончания и безударные гласные в корнях падежных форм личных местоимений. Мотивировать через анализ дидактического языкового материала бережное, трепетное отношение к матери. | К нему | Соотносить известные падежные формы частей речи с вариантами склонения личных местоимений. Осознавать тему и основную идею группы художественных произведений (о любви к матери, родному дому). |
Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) (9 ч) | ||||
117 118 | Правописание падежных форм склоняемых частей речи (обобщение) С. 70—73, № 189—202 Рт № 2 с. 31—33 | Обобщить знания о правописании падежных форм склоняемых частей речи. Организовать решение орфографических задач на дидактическом материале конкурирующего характера. Вариатив. Поиск истоков выражения (№ 195). | Находить ключевые образные слова в художественных стихотворных текстах, выражающие отношение автора к предмету речи. Выбирать для поиска информации нужные источники. | |
119 | Урок-тренинг С. 90—93, № 1—9 | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. | Работать в парах при решении орфографических задач: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседников. Понимать и воспроизводить содержание текстов. Мысленно находить орфограммы и аргументировать выбор нужной буквы в слове. Применять изученные правила и способы действий. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. Создавать собственные высказывания типа описания (первоцветов), используя сравнения и эпитеты. | |
120 121 | Краткое изложение и его анализ с. 94 №1 | Обучать краткому воспроизведению повествовательного текста Обучать определению темы и основной мысли текста. Учить анализу выполненной работы, аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | ||
122 | Объяснительный диктант (подготовка к контрольному диктанту) С. 89 №5 | Организовать подготовку к диктанту. Учить аргументировано вести запись под диктовку. | ||
123 124 | Контрольный диктант за 3 четверть. Работа над ошибками | Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | ||
125 126 127 | Творческая работа (сочинение) и её анализ С. 95, № 2, 3 | Учить словесно передавать свои наблюдения за природой родного края, составлять текст с опорой на авторские тексты по данной теме. (Сочинение о подснежнике или других первоцветах по материалам рубрики «Мастерская слова»). | ||
128 - 130 | Резервные уроки | |||
ЧАСТИ РЕЧИ, ИХ ФОРМЫ И ПРАВОПИСАНИЕ (обобщаем, изучаем) (10 ч) | ||||
131 | Резервный урок | |||
Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) (9 ч) | ||||
132 | Самостоятельные и служебные части речи (обобщение) С. 74—75, № 203—208 | Сопоставить, как выражены средства связи частей речи художником (на форзаце в конце учебника), пишущим (говорящим). Дифференцировать части речи на самостоятельные (на форзаце) и служебные (частицы, союзы, предлоги). Повторить написание со словами частицы не, предлогов, союзов. Организовать письмо по памяти. | Самостоятельные и служебные части речи Морфология Количественные имена числительные | «Читать» материал таблички: осознавать отличительные признаки самостоятельных и служебных групп частей речи. Включать в устную речь формы числительных от 1 до 11. |
133 | Формы имён прилагательных С. 76—77, № 209—214 Рт № 2 с. 38—39 | Углубить представление о наиболее частотной роли прилагательных — определять признаки предметов, выраженных именами существительными, быть в предложении второстепенным членом — определением. Упражнять в лексической сочетаемости однокоренных прилагательных с именами существительными, в согласовании прилагательных с именами существительными в предложениях, в выборе родовых и падежных окончаний, в выборе из ряда синонимов более точных прилагательных. | Полные и краткие прилагательные Порядковые имена числительные крепок, крепка | Наблюдать над ролью употребления в предложениях полных и кратких прилагательных. Упражняться 1) в правильном употреблении форм имён прилагательных и числительных; 2) в обращении к прохожему с просьбой уточнить время (совершенствование культуры своей речи). |
134 | Причастие С. 78—79, № 215—219 | Дать общее представление о причастиях (можно без термина) как группе особых помощников прилагательных, помогающих обозначить признак предмета по его действию. | Причастие | Наблюдать над ролью употребления причастий в текстах. |
135 | Наречия — признаки действия С. 80—81, № 220—225 | Систематизировать сведения о частях речи (на основе таблицы на 2 форзаце учебника), дополнить сведениями о наречии. Обогащать речь детей новыми словами, выражениями на тему космоса. Организовать наблюдение над употреблением в речи частотных наречий (из словаря), над правильным использованием наречий опять и обратно. | Наречие ракета, ракетный впереди назад сначала | Наблюдать над ролью употребления наречий в текстах. Правильно употреблять наречия: опять, обратно (совершенствование культуры своей речи). |
136 | Деепричастие С. 82—83, № 226—229 | Дать общее представление о деепричастии (можно без термина) как группе особых помощников глаголов, помогающих обозначить дополнительное действие (лица) предмета. Предупреждать распространённые рече-грамматические недочёты типа: Подъезжая к станции, у меня упала шляпа (Чехов) — № 229. | Деепричастие | Наблюдать над ролью употребления деепричастий в речи. Правильно употреблять деепричастия, обозначающие дополнительное действие того же лица, что выполняет главное действие (совершенствование культуры своей речи). |
137 | Частицы -служебные части речи С. 84—85, № 230—235 | Расширить знания о служебных частях — частицах. Повторить сведения об употреблении и правописании отрицательной частицы НЕ. | Частицы | Выявлять смысл пословиц. Употреблять пословицы (по выбору) в своей речи. |
138 | Предлоги, союзы –служебные части речи С. 86—87 № 236— 241 Рт № 2 с. 40 № 3, 4 | Упражнять в различении предлога и приставки. Наблюдение над употреблением в речи союзов (противительных, разделительных и соединительных). Познакомить с наличием в языке особых групп слов (междометий, этикетных слов, звукоподражаний) | Союзы здравствуй, до свидания, пожалуйста, спасибо, прощай, сегодня | Наблюдать над ролью употребления в речи служебных частей речи. Выразительно читать стихи, в которых использованы частицы и другие группы слов. |
139 140 | Проверочный диктант и его анализ | Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | Применять изученные правила при письме под диктовку. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. | |
ИСПОЛЬЗУЕМ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В РЕЧИ (повторяем, систематизируем) (30 ч) | ||||
Язык и речь. Слово (3 ч) | ||||
141 | Слово. Называть, обозначать, давать имя… С. 98—99, № 242— 248 | Обобщить сведения о языковой единице — слове, о его функциях, значениях, формах и правописании. | Язык народ | Осознавать роль языка в жизни человека, богатство языковых средств. Обобщать полученные сведения. |
142 | Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог С. 100—101, № 249—254 | Организовать работу со словом со стороны его лексического значения. Упражнять в толковании слова и нахождении значения слова в толковом словаре. Повторить сведения о монологической и диалогической речи. | Монолог диалог | Находить информацию о значении слова в толковом словаре. Употреблять в речи слова, значения которых известны говорящему. |
143 | Лексическое и грамматическое значения слова С. 102 —103, № 255—260 | Учить различать лексическое (конкретное) и грамматическое (общее) значения слова. Повторить грамматические формы частей речи. Упражнять в использовании разных частей речи в словосочетаниях, предложениях, в точном употреблении глаголов рисовать, изображать, писать. | Рисунок рисуют Картину пишут На рисунке и картине изображают | Выбирать части речи для решения речевой задачи. Правильно употреблять глаголы: рисовать, изображать, писать (совершенствование культуры своей речи). |
Правописание слов (3 ч) | ||||
144 145 146 | Правописание слов С. 104—109, № 261—276 Рт № 2 с. 34—37 | Организовать повторение изученных орфограмм, способов их проверки. Учить обобщать освоенные способы выбора букв из числа конкурирующих с опорой на обобщающую таблицу (с. 106). Упражнять в использовании этих способов выбора конкурирующих букв при решении орфографической задачи. Работа по извлечению информации из познавательного текста- диалога о радуге. | радуга | Обобщать знания о способах действий с опорой на материал орфографической таблицы. Понимать содержание и выборочно его пересказывать (из Текста-диалога познавательного характера).Находить истоки значений своей и других фамилий. |
Предложение. Текст (10 ч) | ||||
147 | Предложение. Текст С. 110—111, № 277—289 | Упражнять в построении текста на основе составленных предложений на предыдущем уроке, на основе текстов, составленных учащимися, работающими с вариативной частью. | Распознавать разные функции средств языка: слов, словосочетаний и предложений. Распространять мысли в предложениях с помощью второстепенных членов. Сравнивать варианты распространения мыслей в предложении и тексте. «Читать» схемы предложений, наполнять их содержанием. Анализировать строение предложений (производить разбор) и составлять (синтезировать) предложения из слов и словосочетаний. | |
148 | Распространение мыслей в предложении и тексте С. 112—113, № 283—285 Рт № 2 с. 41, 42 | Обобщить сведения о синтаксических средствах языка: словосочетании, предложении, организовать наблюдение над отличием словосочетания и нераспространённого предложения. Синтаксический анализ нераспространённых и распространённых предложений. Пропедевтическое наблюдение над структурой предложений (назывных), ролью определения как второстепенного члена предложения. Упражнять в распространении предложений на основе предложенной схемы, в построении предложений на основе отдельных предложений, в создании собственного текста (о майском утре). Упражнять в синтаксическом анализе построенных предложений. | Второстепенные члены предложения | |
149 | Связи частей и предложений в тексте С. 114 —115, № 290—293 Рт № 2 с. 43—45 | Организовать работу с разными синтаксическими средствами языка, подобранными на тему Дня Победы. Виды письма: осложненное списывание, письмо по памяти, письмо под диктовку. | парад День Победы Красная площадь | Наблюдать над использованием в текстах о войне и Победе специальной лексики, выражений, предложений. |
150 | Составление инструкции как разновидности текста-повествования. С. 116, № 294—296 | Повторить разновидности текста повествовательного типа речи: инструкция, рецепт; зарисовка эпизода, который наблюдали; история, произошедшая в жизни с кем-либо (рассказ); углубить представление об их общих композиционных частях. Упражнять в выделении в текстах композиционных частей, осознании их роли в раскрытии темы и основной мысли. Мотивировать речевое творчество детей. | инструкция апельсин сметана Повествование Композиционные части: вступление, развитие события, заключение. Рассказ рассуждение как будто собрался, собралась | Анализировать строение (композицию) текстов разных типов и жанров с целью выявления технологии развития авторской мысли. Воспроизводить содержание и составлять высказывания (монологические, диалогические) на разные темы, используя разные типы речи. Составлять план при создании текста. |
151 152 153 | Композиция (построение) текста С. 117, № 297—298 С. 118, № 299— 300 С. 119, № 301—303 | |||
154 155 | Описание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» С. 120—121, № 304—305 | Организовать письменное воспроизведение текста (изложение). Организовать наблюдение над особенностями построения текста-описания картины (репродукции с картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели»), над языковыми средствами, с помощью которых связываются его части, наличием контекстуальных синонимов. | Репродукция Искусствовед Текстовые синонимы Описание пейзаж, пейзажист | Накапливать опыт в умении «читать» и описывать картину. |
156 | Контрольное списывание | Организовать проверку навыка самоконтроля и «рабочей» скорости (скорописи) письма. | Графическая зоркость Самоконтроль | Контролировать грамотность записи текста, сверять записанное с образцом учебника. |
Проверочные работы (5 ч) | ||||
157 | Предупредительный или объяснительный диктант С. 126, № 12 | Организовать подготовку к диктанту. Учить аргументировано вести запись текста под диктовку. | Мысленно находить орфограммы и аргументировать выбор нужной буквы в слово. | |
158 159 | Годовая контрольная работа. Работа над ошибками | Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | Контролировать грамотность записи текста, руководствуясь изученными правилами письма. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. | |
160 161 | Подготовка и проведение итоговой комплексной работы | Проверить предметные и метапредметные умения. | Применять изученные знания и способы действий. | |
Язык мой — друг мой (9 ч) | ||||
162 | О роли языка в жизни человека С. 122—123, № 306—311 | Проверить степень осмысления выпускниками начальной школы вопросов мировоззренческого характера: 1) как происходит процесс общения с помощью языка, 2) почему слово называют «великим делом», 3) почему язык называют национальным достоянием, почему его нужно беречь, сохранять чистоту и по памяти (по выбору) текстов. | Осознавать важность изучения языка для развития мышления и общения людей. Накапливать опыт в написании отзыва о прочитанной книге с опорой на план. Проявлять чувство уважения к языку своего народа и познавательный интерес к постижению богатства русского языка. Писать письма, проявляя уважение к адресату (совершенствование культуры письменного общения). Презентовать творческие работы, оценивать, выражать собственные мнения, давать советы по корректировке высказываний. | |
163 164 | Повторение правил составления текста письма С. 128, № 1, 2 | Организовать анализ текста о некоторых правилах общения с помощью писем и составление памятки по правилам составления текста письма, текста письма (по выбору). | Культура общения Письмо Адресат адресант | |
165 166 | Друзья мои — книги (составление отзыва о прочитанной книге) С. 129 Проект, с. 130 | Организовать обсуждение о роли книг в жизни человека, мотивировать к чтению и составлению отзыва (совета) о прочитанной или любимой книге. Чтение и анализ текста отзыва, составленного сверстником. Обратить внимание на сочетание в тексте разных типов речи-повествования, описания. Обмен названиями любимых книг и кратким советом, почему их важно прочитать (устно). | Отзыв Экскурсия Кижи | |
167-170 | Комплексное повторение изученного |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"
Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...
Урок русского языка. Ярмарка знаний "Состав слова"
Конспект урока русского языка. Закрепление изученного материала по теме "Состав слова"....
урок-праздник по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» Цели урока: формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. раз...
Презентация к уроку русского языка "Обобщение знаний об именах собственных""
Данная презентация была использована на уроке русского языка "Обобщение знаний об именах собственных" во 2 классе, система Занкова.Смотрите конспект урока....
Мастер-класс. Русский язык. Актуализация знаний.
Как провести повторение изученного материала?Проведите в классе Аукцион!Ученики должны вспомнить все, что связано со словом. Тот, кто скажет последнюю фразу - победитель!...
Урок русского языка "Закрепление знаний о местоимении."
Урок русского языка в 3 классе ("Школа 2100") по теме "Закрепление знаний о местоимении. На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....
Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс
Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...