КТП Русский язык 3 класс "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_russ_yazyk.docx | 99.49 КБ |
Предварительный просмотр:
7. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс
№ урока, дата | Тема урока, страницы учебника | Разделы, темы. Основные задачи урока | Основные понятия. Слова из словарей | Характеристика учебной деятельности учащихся (УУД) |
ЯЗЫК И РЕЧЬ (20 ч) (повторение изученного во 2 классе) | ||||
1 2 | Речь устная и письменная (вводные уроки) Часть 1 С. 6–9, № 1–14 Рт № 1 с. 3–4 | Познакомить с учебником. Повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической). Стимулировать устные и письменные высказывания учащихся. Мотивировать учащихся на изучение предмета «Русский язык», на постановку собственных целей обучения. | Устная и письменная речь Мнение, информация русский язык здравствуй, до свидания багаж, интерес | Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Находить общую информацию в текстах разных упражнений. Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать содержание прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам (к школе, к знаниям). |
3 4 | Речевые действия (особенности устной и письменной речи) С. 10–13, № 15– 28 Рт № 1 с. 5, 6 | Углубить представление о речевых действиях и об основных видах речевой деятельности. Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте и их взаимосвязи с речью. Стимулировать соблюдение при письме «золотого правила» (№ 23), правил грамотной записи слов. | Речевые действия Интонация Нормы произношения альбом блокнот фломастер | «Читать» схемы и таблицу, интерпретировать их информацию словесно. Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи. Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами. Осознавать свою роль в сохранении богатства русского языка. Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики. |
5 6 7 | Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне) С. 14–19, № 29–47 Рт № 1 с. 6–13 | Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4)переношу слова по слогам. Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи. Учить руководствоваться правилами при записи слов и предложений (под диктовку, при свободном письме), наводить справку в орфографическом словаре. Способствовать обогащению словаря и расширению грамматического строя речи школьников. | Орфограммы в корне слова Георгин, гладиолус, фиолетовый (этимол. виола) Аппетит Километр, компас | Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Использовать приёмы проверки орфограмм в корне слова. Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки. Определять тему текста, тему и смысл пословиц. Выделять микротемы (части) текста, извлекать информацию из текста, кратко её излагать. Осознавать и принимать для жизни нравственные правила русского народа, заключённые в пословицах. |
8 | Большая буква в именах собственных С. 20, 21, № 48–54 Рт № 1 с. 14–16 | Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек). Стимулировать к исследованию истоков появления фамилий, кличек, названий улиц, в том числе к происхождению своих имени и фамилии. Организовать наблюдение над оформлением названий книг. | Названия улиц Истоки фамилий Оформление титула тетради | Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради. Добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы |
9 10 11 | Слово: его значение, значимые части С. 22–27, № 55–74 Рт № 1 с. 17–18 | Повторить сведения о свойствах лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре. Углубить представление о роли окончания, о форме слова и однокоренных словах. Практиковать в полном разборе слов по составу его изначимых частей (морфемном анализе) на основе памятки 2. Лексическое и общее значения слов. Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Привлечь внимание к образности, точности, «тайнописи» языка произведений народного творчества: загадок и пословиц. Мотивировать к словесному творчеству. | Лексическое значение Синонимы, антонимы, омонимы Корень, суффикс, приставка, основа (вар.), окончание Модель слова Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым лексическим значением Лопата, гвоздика Урожай, помидор, огурец | Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых морфемами. Находить разные основания для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице). Наводить справки в толковых словарях и справочниках. Создавать собственный текст в жанре загадки с опорой на особенности построения текстов народных загадок. |
12 13 | Слово в предложении и тексте С. 28–31, № 75–87 Рт № 1 с. 18–19 | Повторить сведения о предложении, тексте, о роли частей речи в их составе. Углубить представление о главных членах предложения с введением терминов подлежащее и сказуемое. Упражнять в установлении связи слов в предложении, связи предложений в тексте. Организовать наблюдение над употреблением образных слов, синонимов, мотивировать обогащение словарного запаса детей синонимами-названиями оттенков красного цвета. Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами. | Главные члены Подлежащее Сказуемое Связь слов: смысловая, грамматическая пурпур пурпуровый п`урпурный и пурп`урный | Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков (№ 76). Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте). Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста). Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому явлению осени. |
14 15 | Уроки-тренинги Письмо по памяти С. 32–33 | Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами2. | Контролировать грамотность записей, как в процессе письма, так и после его завершения. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. | |
16 17 | Входная контрольная работа. Работа над ошибками. | Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы проверки, иллюстрировать аналогичными примерами. Учить устанавливать причины выявленных пробелов. | Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками. Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях. | |
18 19 | Изложение «Свет осени». Анализ изложения, работа над ошибками. | Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку, плану. Учить анализировать творческие работы свои и одноклассников, видеть словесные находки, речевые недочёты, давать совет и т.п. | Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану. Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Анализировать творческие работы свои и одноклассников (под руководством учителя). | |
20 | Творческая работа: зарисовка уголка родной природы | Учить словесно передавать свои наблюдения за природой родного края. Составлять текст с опорой на авторские тексты и тексты сверстников по данной теме. | Понимать тему и особенности строения текста. Передавать свои наблюдения и впечатления о природе родного края. | |
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (25 ч) | ||||
21 | Слово. Предложение. Текст (вводный урок) С. 40–41, № 1–6 | Организовать наблюдение над известными детям средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом, особенностей употребления в собственных высказываниях, чтобы мысль была понята другими. | велосипед велосипедист cвитер [тэ] фотограф фотоаппарат | Устанавливать: 1) взаимосвязи между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств, 2) причины непонимания людей при общении на основе анализа текста. Наблюдать, делать простые выводы. |
Называем... (11 ч) | ||||
22 23 | Слово и словосочетание С. 42–45, № 7–17 Рт № 1 с. 20, 21 | Сформировать понятие о словосочетании как распространённом слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. Организовать наблюдение над подчинительной связью частей речи в словосочетаниях (без терминов); над наличием в русском языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением. | Словосочетание пациент [цыэ] одуванчик | Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания. Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст). Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении. Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи. |
24 | Части речи С. 46–47, № 18–24 | Актуализировать сведения об изученных частях речи. Организовать наблюдение над употреблением разных частей речи в составе словосочетаний, предложений. | Формы числа шофёр | Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира (части речи) и речи как способа обмена мыслями и чувствами. «Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием (составлять словосочетания и предложения по моделям). |
25 26 | Род имён существительных С. 48–51, № 25–38 Рт № 1 с. 21–23 | Организовать наблюдение над языковым фактом: зависимостью связи слов при согласовании от рода имён существительных. Сформировать понятие о роде имени существительного как его постоянном признаке (бывает ...). Упражнять в определении рода имён существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах), в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени). | Род простыня (нет) простынь и простыней туфля | Наблюдать, делать простые выводы. Определять род имён существительных. Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака после шипящих на конце существительных. Осваивать нормы употребления (согласования) прилагательных с существительными в зависимости от их рода. |
27 28 | Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) С. 52–55, № 39–54 Рт № 1 с. 26–28 | Познакомить с новой орфограммой и условиями её проявления. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность признаков этой орфограммы. Упражнять в определении рода имён существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку. Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах. | тюль (м.р.) шампунь (м.р.) | Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого знака после шипящих на конце существительных женского и мужского рода. Решать орфографические задачи, используя алгоритм действий. Понимать смысл пословиц, принимать их «уроки» для собственной жизни. |
29 | Изменение имён прилагательных по родам С. 56–57, № 55–60 Рт № 1 с. 24–26 | Углубить представление о непостоянных признаках прилагательных (изменение по числам и родам). Познакомить с новой орфограммой — родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса). Упражнять в согласовании существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи по культуре речи (как сказать правильно: ... ужасный / ужасная неряха?) | Род прилагательных Родовые окончания Нормы согласования с существительными общего рода | Определять род имён прилагательных. Выявить возможный способ проверки написания родовых окончаний прилагательных. Упражняться в использовании нового способа при решении орфографических задач. |
30 31 | Связь частей речи в словосочетаниях. Тренинг С. 58–59, № 61–67 Рт № 1 с. 25 | Организовать наблюдение над способами связи существительных и прилагательных, в частности согласования в формах числа и рода. Упражнять в употреблении словосочетаний с прилагательными в предложениях, текстах. Организовать самопроверку и проверку друг друга в парах степени усвоения темы «Словосочетание». | Сл`ивовый комната | Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний. Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. |
32 | Устойчивые сочетания слов С. 63–64, № 1–6 Рт № 1 с. 29, 30 | Углубить представление о наличии в русском языке особого рода словосочетаний — устойчивых выражений, смысл которых не определяется значениями входящих в них слов. Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении фразеологизмов в речи. | Фразеологизмы (идиомы) Вертеться как белка в колесе | Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи. Устанавливать смысловые аналогии фразеологизмов из разных языков, выявлять экспрессию и образность русских устойчивых выражений. |
Спрашиваем... Сообщаем.... Побуждаем.... (13 ч) | ||||
33 | Предложение (вводный урок) С. 62–63, № 74–77 | Формировать понятие о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи. Систематизировать известные детям признаки предложения. Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе. | речевая задача конструкции цепочки из слов природа природный | Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков. Устанавливать аналогии: у слова и словосочетания — назывные функции, у предложения — коммуникативные. Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые части текста. Связно излагать всю информацию о предложении. |
34 | Вопросительные и повествовательные предложения С. 64–65, № 78–83 Рт № 1 с. 31 | Учить дифференцировать предложения с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по цели высказывания: задаём вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над наличием внешних признаков а) вопросительных предложений: вопросительной интонации, вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц; б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце. | Цель высказывания Запрос информации (вопрос) Сообщение (ответ) реплика | Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении). Дифференцировать предложения по цели высказывания и использовать при их оформлении соответствующие средства: в устной речи — интонацию конца предложения, в письменной — точку или вопросительный знак. |
35 | Употребление отрицательной частицы НЕ С. 66–67, № 84–89 | Углубить представление о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию. Познакомить со способами выражения: 1) утверждения или отрицания с помощью слов-предложений ДА, НЕТ; 2) отрицания с помощью частицы НЕ (отсюда отрицательная частица) и её раздельным написанием с частями речи, особенно с глаголами. | утверждение отрицание слова-предложения Да. Нет. отрицательная частица не | Находить в предложении отрицательную частицу не. Использовать её при составлении предложений. Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы. Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации. |
36 | Побудительные предложения С. 68–69, № 90–96 | Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Организовать наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях, в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь». | Побуждение Речевые задачи: просьба совет приказ запрет мольба слово-обращение | Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания). Использовать частицы, повелительные формы глаголов, слова-обращения. |
37 | Восклицательные предложения С. 70–71, № 97–102 | Углубить представления о восклицательных предложениях как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией характеристика по интонации). Обратить внимание, что восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний. | чувства (эмоции) волнение восхищение тревога раздражение радость гнев восклицательная интонация восклицательный знак | Добывать новую информацию из научного текста-определения, вычленять микротемы текста и связно излагать содержание текста о восклицательных предложениях. Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства. Определять речевую задачу высказываний. |
38 39 | Знаки препинания в конце предложений (обобщение) С. 72–75, № 103– 116 Памятка 8, с. 141 Рт № 1 с. 31 | Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно. Обобщить признаки предложения, включая дифференциацию по цели высказывания и эмоциональной окраске (№ 114, памятка 8). | Пунктуация Знаки препинания в конце предложений синтаксический разбор (анализ) предложения | «Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений. Сопоставлять речевые задачи, интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь. Обобщать сведения о предложении на основе плана, памятки анализа. Использовать точное интонирование для достижения речевой задачи. |
40 41 | Урок-тренинг Рт № 1 с. 32, Дкз с. 42, 43 Пробный диктант. С. 82, 83 | Организовать работу по самопроверке, проверке в парах уровня усвоения изученного материала за 1-ю четверть. Потренировать в письме под диктовку текста в объёме 45–50 слов. Характер диктанта - предупредительный, с комментированием, объяснительный — по усмотрению учителя. | Самоконтроль Взаимопроверка Диалог Социальная речь | Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника. Применять изученные правила при письме под диктовку. Выявлять причины ошибок. Оценивать результаты своей работы. |
42 43 | Контрольный диктант за 1 четверть. Работа над ошибками С. 84, 85 | Организовать контроль за уровнем сформированности грамотного письма под диктовку. Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | Работа над ошибками | Применять изученные правила при письме под диктовку. Осуществлять самоконтроль и корректировку. Устанавливать причины появления ошибок, устранять их. |
44 | Инструктаж по проектным работам | Организовать проектную деятельность учащихся. | Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера. Определять свои интересы и выбирать нужный проект. | |
45 | Резервные уроки (1 ч) | |||
ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение) (7 ч) | ||||
Рассказываем... Описываем... Рассуждаем... (7 ч) | ||||
46 47 | Текст С. 76–77, № 117–121 Списывание текста с речевой задачей С. 76 (№ 118), с. 83 (№ 7) | Обобщить известные детям признаки текста (тематическое единство, состоит из взаимосвязанных предложений). Углубить представления о функциях (речевых задачах) текстов. Проверить уровень графической зоркости и степень понимания темы текста (выбор более точного заголовка) или выделить в тексте предложения. | Текст Речевая задача текста Монолог Диалог Визжит | Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными типами текстов. Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции). Выявлять темы и части читаемых текстов. Воспроизводить содержание текста с опорой на план. |
48 49 | Повествование. Описание. Рассуждение С. 78–81, № 122–133 | Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой. Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам. | Повествование Описание Рассуждение | |
50 51 | Изложение с условным названием «Долгожданная зима». Работа над ошибками. | Учить воспроизведению текста повествовательного характера о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений. Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста. Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами. | Изложение План текста, его информативность | Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы. Использовать план для воспроизведения и составления текста. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы. |
52 | Творческая работа: составление текста (загадки или другого жанра) С. 87, № 3–6 | Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию). Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке. | Особенности текста загадки Изобразительно- выразительные средства | |
О ГЛАВНОМ (26 ч.) | ||||
53 | Главные части в средствах языка С. 90–91, № 1–6 | Дать общее представление о главных частях в строении разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте) с помощью таблицы. Учить анализировать материал таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Актуализировать правила ведения беседы по телефону. | беседа беседовать собеседник собеседование | Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых средств и главной информацией, выражаемой посредством их. Анализировать, обобщать факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию. Приводить примеры к положениям таблицы. |
54 | Корень — главная значимая часть слова С. 92–93, № 7–13 Рт № 1, с. 33, 34 | Расширить понятие о корне как смыслового ядра слова, об историческом корне слова. Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов. | Исторический корень слова Этимология слова модель [дэ] | Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с событиями культуры в развитии общества. Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Обращаться за справками к этимологическому словарю. |
55 56 | Правописание корня (повторение, обобщение) С. 94–97, № 14–28 | Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов. Организовать наблюдение над написанием корней, в которых имеется чередование согласных к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и. Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку. | Чередование согласных солома соломенный | Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными гласными в корне. Развивать графическую и орфографическую зоркость. Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку. |
57 58 59 | Если в корне две безударные гласные... С. 98–103, № 29–47, 54, 55 Рт № 1 с. 35–36 | Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород. Познакомить с новым способом проверки: сопоставление возможности чередования буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город–град, золото–злато. Упражнять в написании слов из словаря. Актуализировать возможные способы проверки слов: 1) сопоставлением слов с полногласными и неполногласными сочетаниями, 2) поиском исторического корня. | Старославянизмы Полногласие Неполногласие корова молоко колокол огород полотенце государство автомобиль | Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными Извлекать смысл народной мудрости, следовать правилу в жизненных ситуациях. Использовать формальные элементы текста (заголовок, план, ключевые слова) для поиска нужной информации по содержанию текста. Составлять план текста и будущего высказывания. |
60 | Изложение текста «Ухоронки» С. 104, 105 № 48–52 | Учить воспроизводить содержание текста на основе нескольких источников. | ухоронки | Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план. |
61 | Главное слово в словосочетании С. 106–107, № 56–62 Рт № 1, с. 37 | Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного слова — от него задаётся вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова. Дифференцировать словосочетания по средствам выражения главного слова (глагольные, именные — имя существительное, имя прилагательное, — наречные). Упражнять в анализе словосочетаний по схеме (памятке). Повторить способы решения задач по проверке орфограмм в корнях слов | память памятник | Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам). Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста. Решать орфографические и пунктуационные задачи. |
62 63 64 65 | Главные члены предложения — подлежащее, сказуемое С. 108–115, № 63–86 Рт № 1, с. 42–43 | Углубить представления о структуре предложения: о главных членах предложения как основной части предложения (грамматической основе), дать представление о второстепенных членах предложения (с введением термина). Углубить понятие о подлежащем, о частотных средствах выражения подлежащего. Углубить понятие о сказуемом: о частотных средствах выражения сказуемого, об обозначении сказуемым не только действия, но и состояния субъекта. Обобщить сведения о средствах выражения главных членов предложения, упражнять в их нахождении, в делении «сплошного» текста на предложения. Дать представление о грамматической основе и сложных предложениях (пропедевтика). | Подлежащее Сказуемое квартира образ, изобразить | Анализировать строение предложений и по моделям, схемам. Определять и различать главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Составлять собственные высказывания в объёме предложений. Устранять помехи сплошного текста (оформлять предложения внутри текста). Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху, по памяти. |
66 67 68 69 | Главная (основная) мысль текста С. 116–121, № 87–101 Рт № 1, с. 38–41 Создание текста на основе его главной мысли С. 122–123, № 102–109 | На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста. Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах. Дать общее представление о разных способах выражения основной мысли, в том числе и скрытых. Упражнять в определении темы, основной мысли, главной части текстов; в выборочном списывании, в составлении пропущенных частей текстов. Учить составлять текст на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой», конкретизировать темы (по выбору). | Основная мысль Мораль Иносказание, Эзопов язык берёза фанера [н], картон [т], кл`еить | Устанавливать аналогии и отличия в теме и идее (основной мысли) текстов. Определять тему и основную мысль текста. Сопоставлять, сравнивать способы выражения основной мысли в тексте. Строить высказывания, подчиняя содержание основной теме. Высказываться, руководствуясь идеей, используя разные тематические тексты. Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера. |
70 71 | Контрольное списывание текста (с. 125) Подготовка к контрольному диктанту (с. 124) | Проверить уровень графической и орфографической зоркости, а также текстовые умения (дополнительное задание). Провести орфографическую и синтаксическую подготовку к написанию текста на слух. | Способы выражения основной мысли | Контролировать процесс и результат письма. Действовать по алгоритму, использовать памятку. Оценивать уровень своей подготовки к работе проверочного характера. |
72 73 | Контрольный диктант за 2 четверть. Работа над ошибками С. 126–127, № 1–7 | Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками. | Применять знания о правописании при записи слов. Устанавливать причину появления ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга. Оценивать успешность своей работы. | |
74 | Проверочная работа комплексного характера (с. 128) | На основе текста проверить разного типа текстовые и языковые умения (использование слов разных частей речи), универсальные действия. | Читать с пониманием прочитанного. Применять полученные предметные и метапредметные умения при работе с текстом. | |
75 76 | Творческие работы детей по теме «Новогодняя ёлка» и их презентация С. 129, № 4–6 | Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки. Презентация детских работ. | Новый год гирлянда сверкать конфетти украшения | Понимать тему и особенности строения текста Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы. |
77 78 | Резервные уроки | Тренинг — основные языковые средства выражения подлежащего и сказуемого. Осуществить помощь в индивидуальной и групповой проектной деятельности учащихся. | ||
О ГЛАВНОМ (обобщаем, изучаем) (20 ч) — продолжение раздела | ||||
79 | Главные части слова и словосочетания С. 6–7, № 1–7 Рт № 2, с. 3–6 | Упражнять в морфемном анализе слова, в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов. | подсвечник по[ц]ве[ш]ник | Выявлять наиболее важную информацию и основную мысль в тексте. Осуществлять морфемный анализ слова. Решать орфографические задачи. |
«Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения (12 ч) | ||||
80 | Части речи в роли главных членов предложения С. 8–9, № 8–12 Рт №2 с.7, 9 | Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. Расширить представление о средствах выражения главных членов предложения: именами прилагательными, словосочетаниями и проч. Мотивировать высказываться на тему «Берёза». | Члены предложения Главные члены предложения береста | Определять тему, главную мысль текста. Делать простые обобщения о главных членах предложения (чем выражены). Составлять текст — объёмное высказывание на основе отдельных предложений о берёзе. |
81 82 83 | Подлежащее. Употребление личных местоимений С. 10–15, № 13–30 Рт № 2, с.8 | Формировать понятие о личных местоимениях (пока в начальной форме): роль, значение лица, числа. Организовать наблюдение над проявлением значения рода в личных местоимениях, над особенностями местоимений 3-го лица. Обобщить признаки личных местоимений. | Местоимение Личные формы Беречь, берёза Оберег, корабль | Наблюдать, сравнивать, делать выводы. Определять значение лица и числа личных местоимений. Уместно и правильно употреблять личные местоимения в речи. |
84 | Сказуемое. Употребление форм глагола С. 16–17, № 31–35 Рт № 2, с. 10, 11 | Углубить представление о частотном глагольном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм осуществляется задачей обозначить реальные, «побудительные», желаемые действия субъекта. | Действия: реальные, желаемые, побудительные | Устанавливать зависимость между выбором глагольных форм и выражением реальных, желаемых, побудительных действий. Анализировать строение предложения, выделять главные члены предложения. |
85 86 87 88 89 90 | Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени С. 18-19 №36-41 | Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола. Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего времени от рода и числа имени существительного, на изменение глаголов в прошедшем времени по числам и родам. Познакомить с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед л. Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма. Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени. Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду читать, начал петь). Обобщить сведения об использовании в роли сказуемых временных форм глаголов. Упражнять в анализе и составлении предложений, опираясь на выбор главных членов предложения. | Формы времени Формы глагола прошедшего времени Спряжение глаголов настоящего и будущего времени Сложная и простая форма глаголов будущего времени иллюстрация понял, но поняла сняли, но сняла горизонт, песок песчаный [щщ] восхищение шёл, пришёл | Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность). Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями. Сопоставлять временные формы глаголов по таблице, делать обобщения о каждой временной форме глагола. Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов прошедшего времени. |
Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа С. 20-21 № 42-46 | ||||
Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов С. 22-23 № 47-51 | ||||
Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени С. 24-25 № 52-56 | ||||
Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени С. 26-27 № 57-61 | ||||
Употребление временных глаголов в роли сказуемого С. 28-29 № 62-67 Рт.№2 с. 12, 13 | ||||
91 | Взаимосвязь подлежащего и сказуемого С. 30–31, № 68–72 Рт № 2, с. 14, 15 | Обобщить сведения о главных членах предложения, морфологических средствах их выражения и взаимосвязи (согласовании в формах числа, рода, лица). Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными. Упражнять в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном построении предложений с опорными словами и без них. | Грамматическая основа костёр корзина | Обобщать полученные сведения. Проводить синтаксический анализ предложений. Решать орфографические задачи. Составлять предложения, основываясь на установлении структурной основы (главных членов) и зависимых от них слов. |
92 | Главная (основная) мысль текста (обобщение) С. 32–33, № 73–78 | Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли (на основе текста-описания). Учить излагать содержание текста-описания. | извиниться извинение | Обобщать информацию о главных строительных частях языковых средств в форме таблицы. Выявлять «первородный смысл» слов и выражений для более точного их употребления и правописания. |
93 | Тренинг. Подготовка к диктанту С. 34–35 | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала: использование разных глагольных форм в роли сказуемого. Учить воспроизводить содержание текста-описания (№ 74, с. 32). | Отстаивать собственную точку зрения, убеждать собеседника (партнёра), прислушиваться к его мнению. Воспроизводить содержание текста-описания. | |
94 95 | Проверочная работа по теме: «Части речи в роли главных членов предложения» (диктант) Анализ и коррекция ошибок. | Проверить качество грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием. Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками. | Контролировать процесс и результат письма. Применять изученные правила. Выявлять причины ошибок в диктанте и графически обосновывать подбор проверочных слов. | |
96 97 | Творческая работа и её анализ. Инструкция по изготовлению кормушки. С. 38–39, № 1–4 | Учить составлять текст-инструкцию, используя знания о главных частях средств языка. Описание процесса изготовления какой-либо кормушки для птиц. Работа с материалами раздела «Мастерская слова». Работа над ошибками и речевыми недочётами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея». | фанера [н`] картон [н] клеить клею | Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, собственных наблюдений. |
98 | Резервный урок | Использование форм имён существительных, местоимений и глаголов. | ||
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (32 ч) | ||||
99 | Структурные части средств языка С. 42–43 № 1–5 Рт № 2, с. 16 | Дать общее представление о структурных средствах языка, с помощью которых можно конкретизировать значение, распространять мысль. Учить отбирать лексику для выражения отношения к предмету речи, редактировать, устранять речевые недочёты. | коньки | Читать» таблицу, добывать новую для себя информацию. Высказываться о зиме, выражая свое отношение к этому периоду. (Конец зимы...) |
100 101 | Роль приставок и суффиксов в словах С. 44–47, № 6–16 Рт № 2, с. 17–21 | Дать представление о функции приставок и суффиксов — вносить оттенки значений, конкретизировать значение корня. Учить редактировать текст («Конец зимы»). Учить разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, образовывать слова (с опорой на таблицу), подбирать однокоренные слова с целью обогащения словаря и выявлять среди них и проверяемые и проверочные слова. Обогащать речь словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | сторожа, сторо_ жей (мн.ч.) столяр, столя_ ра (ед.ч.) столяры (мн.ч.) сверкать | Образовывать однокоренные слова, используя нужные морфемы для уточнения значения. Редактировать текст. Различать однокоренные слова и формы слова. Различать проверяемые и проверочные слова. Определять оттенки значений приставок и суффиксов. Использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. |
Употребление и правописание слов с приставками (12 ч) | ||||
102 103 104 | Правописание приставок и предлогов С. 48–53, № 17–30 Рт № 2, с. 22–23 | Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня (надоить, надломить, надеть). Упражнять в применении способа выявления приставок, предлогов. Организовать наблюдение над оттенками значения, вносимыми в слово приставкой. Упражнять в нахождении в предложениях текстов слова с приставками, в выявлении оттенков значений приставок. Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется. | этимология слова внимание внимательный внимательно со_ (вместе, воедино) | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать грамматическое мышление). Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих значений морфем. Группировать слова по наличию значимых частей слова. Уместно употреблять слова с приставками и суффиксами. Осуществлять перенос способа «безударный проверяю ударным» на правописание гласных в приставках. Использовать приём проверки. Правильно употреблять в речи слова с приставками. Записывать в записные книжки высказывания, слова с нравственным смыслом. |
105 106 | Правописание гласных в приставках С. 54–57, № 31–39 Рт № 2, с. 24– 27 | Познакомить с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приёмами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки). Упражнять в точном употреблении в речи слов с приставками. | Значение приставок одеть надеть | |
107 108 | Правописание согласных в приставках С. 58–61, № 40–52 | Познакомить с орфограммой — одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приёмами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа под-подо, от-ото). Организовать наблюдение над использованием приставок в наречиях Упражнять в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки. . | здание, здоровье здесь, здешний сначала, вверх, вниз вперёд | Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора согласных в приставках. Наблюдать, делать простые выводы. |
109 110 111 | Употребление разделительного твёрдого знака после приставок С. 62–67, № 53–71 Рт № 2, с. 27–28 | Познакомить с новой орфограммой, её условиями. Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку. Сопоставить употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители звука [й]), признаки, кроме варианта перед и: воробьи, но предыстория. Упражнять в переносе слов с разделительным знаком. Обогащать речь учащихся пословицами. Учить решать разные орфографические задачи в приставках при записи под диктовку. | объект, объек_ тив, субъект пр`отивень, нет пр`отивня | Сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии по употреблению разделительных мягкого и твёрдого знаков. Решать орфографические задачи. Использовать при письме полученные знания. Осуществлять проверку записи и вносить изменения. |
112 | Употребление и правописание слов с приставками С. 68–69, № 72–75 Рт № 2, с. 29–30 | Обобщить типы орфограмм в приставках. Учить дифференцировать способы проверки орфограмм в словах при письме по памяти, письме под диктовку, уместно использовать слова с приставками в пословицах. Упражнять в применении изученных орфограмм при разных видах письма, особенно под диктовку. | безвозмездно | Делать простые обобщения. Дифференцировать способы проверки орфограмм в словах. Применять изученные орфограммы при письме. Восстанавливать смыл пословиц, употребляя (выбирая) нужные слова. |
113 | Обучение написанию текста объявления С. 69, № 76 | Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Учить составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи. | объявление | Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления. |
Употребление слов с суффиксами (4 ч) | ||||
114 115 116 | Употребление слов с суффиксами С. 70–74, № 77–92, 94, 95 Рт № 2, с. 30–34 | Организовать наблюдение над значениями, которые вносят в слова уменьшительно-ласкательные суффиксы (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных). Упражнять в самостоятельном выборе суффиксов и приставок в зависимости от контекста. Дать сведения из этнокультурной лексики: названия членов семьи, смысл народной мудрости «Не нужен и клад, коли в семье лад». | грузчик [щ`] мороженое, пирожное, профессия специальность гимнастика | Выявлять оттенки значений, вносимых в слово суффиксами. Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами. Уместно употреблять слова с суффиксами и приставками. Выявлять словесные детали в тексте, помогающие понять отношение автора к предмету речи. |
117 | Контрольное списывание | Организовать самопроверку учащимися уровня графической зоркости, самоконтроля, учить в процессе списывания заменять выделенные слова однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами | Списывать (воспроизводить текст дословно) без ошибок, пропусков, искажений и исправлений. | |
Назначение зависимого слова в словосочетании (13 ч) | ||||
118 | Назначение зависимого слова в словосочетании. С. 76–77, № 96–101 Рт № 2, с. 34–36 | Повторить назначение и строение словосочетаний. Организовать наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в предложениях. Упражнять в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным. Учить производить синтаксический анализ словосочетания (устно и письменно). | признак место, время действия | Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых слов в словосочетании. «Рассказывать» о словосочетаниях в двух формах: словесно и графически. |
Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений (в 3-й четв. — 7 ч, в 4-й четв. продолжение — 3 ч) | ||||
119 120 121 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, С. 78–83, № 102–116 Рт № 2, с. 37–38 | Дать понятие об изменении имен существительных по падежам (склонении), познакомить с системой падежей в русском языке, организовать наблюдение над употреблением падежных форм существительных в роли зависимых слов в глагольных словосочетаниях. Учить опознавать падежную форму существительных с помощью частотных предлогов, упражнять в определении падежей зависимых слов и в употреблении падежных форм существительных в составе словосочетания, предложения, используя падежные и смысловые варианты вопросов к зависимым словам. | склонение падеж падежные формы | Определять и употреблять нужную падежную форму зависимых частей речи (имён существительных, прилагательных) в словосочетаниях. Устанавливать аналогии в написании ударных и безударных окончаний прилагательных. Определять окончания имён прилагательных. |
122 123 | Подготовка к контрольному диктанту Рт с. 39, 40 | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. Провести пробный диктант с комментированием. | Осознавать степень прочности усвоения правил письма. Контролировать и оценивать результаты своей работы. | |
124 125 | Контрольный диктант за третью четверть. Работа над ошибками Рт с. 41, 42 | Проверить качество грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием. Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками. | Контролировать процесс записи слов. Классифицировать ошибки, ставить задачи на совершенствование умений. | |
Речевые уроки (4 ч) | ||||
126 127 128 129 | Обучающее изложение С. 101, № 4 Обучающее сочинение Инструктаж по проектным работам | Учить воспринимать (понимать) содержание текста (Март в лесу) и воспроизводить его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план. Учить составлять собственное описание месяца — апреля. Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников. | сложный план описание природных признаков | Понимать и воспроизводить содержание текста из трёх микротем, помогая себе планом. Наблюдать и сопоставлять признаки весенних месяцев, описывать их в словесной форме. Использовать разные источники поиска информации при выполнении проекта. |
130 | Резервный урок (1 ч) | |||
КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (продолжение) (18 ч) | ||||
Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений (продолжение) (3 ч) | ||||
131 132 133 | Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений С. 84–87, № 117–127 Рт № 2, с. 40–42 | Учить соотносить падежные окончания вопросов с падежными окончаниями имён прилагательных. Упражнять в употреблении (согласовании) падежных форм прилагательных в составе словосочетания, предложения в роли зависимых слов. Учить употреблять в нужном падеже имена существительные при глаголе и существительном (культура речи). Упражнять в употреблении падежных форм личных местоимений в составе словосочетания в роли зависимых слов. | склонение, падеж, падежные формы вера в победу, уверенность в победе | Определять падежные формы имён существительных, имён прилагательных. Склонять имена существительные, прилагательные, личные местоимения. Использовать нужные падежные формы имён существительных, прилагательных, личных местоимений в составе словосочетаний в речи. |
Правописание местоимений с предлогами (3 ч) | ||||
134 135 136 | Правописание местоимений с предлогами С. 88, 89, № 128–133 Тренинг. Обобщение о словосочетании Проверочная работа по теме: «Словосочетание» | Познакомить с новой орфограммой — употребление в косвенных формах местоимений 3-го лица. Упражнять в употреблении падежных форм личных местоимений с предлогами в составе словосочетаний. Учить правильно образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами — не к мене, с им и пр. (культура речи). Организовать само, взаимопроверку умений по правильному употреблению существительных, прилагательных, местоимений в качестве зависимых слов. Диагностировать точность, уместность употребления зависимых слов в словосочетаниях и предложениях. | ко мне навстречу к нему | Устанавливать аналогии — написание предлогов с существительными и местоимениями. Образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами. Замечать и устранять речевые недочёты в высказываниях. Находить в предложениях словосочетания и выполнять их разбор. Определять падежную форму зависимых слов. Осуществлять само- и взаимопроверку, корректировку и самооценку выполненной работы. |
Второстепенные члены предложения (4 ч) | ||||
137 | Второстепенные члены предложения С. 90, 91, № 134–139 | Дать понятие о распространённых предложениях, о роли предложения. Организовать наблюдение над второстепенными членами группы подлежащего, группы сказуемого. . Учить извлекать новую информацию из учебного текста, «читать» таблицу. | второстепенные члены распространённые, нераспространённые предложения | Считывать информацию с таблицы. Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения. Квалифицировать предложение по совокупности его признаков. Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения. |
138 | Анализ (разбор) простого предложения С. 92, 94, 140 № 140–142 | Учить анализировать строение (состав членов предложения) простых предложений устно и графически с опорой на памятку 8. Учить «читать» текст памятки и следовать инструкциям при анализе предложений | синтаксический разбор предложения | |
139 | Связь второстепенных членов с главными членами предложений С. 93, с. 140 № 143, 144 | Учить осознавать речевую задачу и выбирать для выражения мыслей и чувств нужные предложения по цели высказывания и по строению, наличию определённых второстепенных членов. Учить анализировать предложения, составлять схемы их строения, наполнять схемы содержанием. | синтаксис | |
140 | Сопоставление состава простых и сложных предложений С. 94, 95, № 148–151 | Отрабатывать умение производить синтаксический анализ (разбор) простых предложений. Углубить представление об осложнённых простых и сложных предложениях. | сложное предложение | |
Развиваем главные мысли в текстах (8 ч) | ||||
141 142 | Повествование С. 96, № 152 Рассуждение С. 97, № 153, 154 | Организовать наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3). Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод). | вступление основная часть заключение типы текстов (по их назначению) | Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании (тексте) типа рассуждения, описания. Выделять структурные части текста- рассуждения. |
143 144 145 | Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания С. 98, 99, № 5–7 | Организовать наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания. Учить анализировать текст (описание куклы из книги Ю. Олеши «Три толстяка»). Учить создавать текст (описание матрёшки). Мотивировать создание собственного описании любимой игрушки. Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях. | Описание Вступление Внешний вид Речевая задача автора Отношение автора | Анализировать текст. Создавать текст. Описывать любимую игрушку, предмет, изделие. Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочёты в высказываниях. |
146 | Подготовка к итоговой контрольной работе С. 102, 103 | Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. | Проверять, корректировать и оценивать результаты своей работы. | |
147 148 | Итоговая контрольная работа. Работа над ошибками. С. 100, 102 | Проверить уровень сформированности умений учащихся по русскому языку. | Решать орфографические и пунктуационные задачи в ходе записи по слуху, применять изученные правила. Контролировать свою запись. | |
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (22 ч) | ||||
Средства языка и их анализ (5 ч) | ||||
149 | Средства языка и их анализ С. 108, № 1–4 Рт № 2, с. 43 | Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определённых разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника). | Средства языка форзац правительство | Читать таблицу на форзаце, устанавливать взаимозависимость деталей-образов частей речи |
150 | Называем... Слово и словосочетание С. 109, № 5–8 | Повторить общие и отличительные признаки средств языка. Повторить строение слов и словосочетаний, роль главных и дополнительных частей этих единиц. | аквариум | Анализировать строение слов и словосочетаний. Составлять предложения с данными словосочетаниями. |
151 152 153 | Слово как часть речи С. 110–112, № 9–18 Конкретизируем значение слова С. 112, № 16–18 Рт с. 44, 45 | Учить обобщать сведения о каждой изученной части речи (на основе общего плана). Дать представление о морфологическом анализе частей речи (частичном). Упражнять в употреблении слов разных частей речи при выражении мыслей и чувств. | Делать простые обобщения. Уместно употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств. Переводить словесную информацию о частях речи в табличную форму (собственного производства). | |
Правописание слов (6 ч) | ||||
154 155 156 157 158 159 | Правописание слов С. 113–119, № 19–38 Проверочная работа по теме: «Правописание слов». Работа над ошибками С. 126, № 1, 2, 3 | Обобщить способы действий при записи слов по слуху, вопреки звучанию (орфоэпическим нормам), по памяти, при употреблении разделительных знаков и мягкого знака. Упражнять в произнесении слов в соответствии с произносительными нормами. Учить решать орфографические задачи при записи слов. Повторить типы орфограмм в корне слова и способы их решения (согласные на конце и в середине слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Обобщить способы подбора проверочных слов. Учить классифицировать орфограммы в корне слова. Обобщить местоположение гласных в слове, когда можно использовать обобщённый способ действия — безударный проверяю ударным. Учить «читать» таблицу и пользоваться ею для справки, группировать слова по орфограммам гласных. | батарея комбат | Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках. Использовать знания об особенностях языковых явлений в практике речи. Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию. Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения, небольшого текста. Решать орфографические задачи. Оценивать умение использовать приёмы проверки орфограмм. Анализировать причины ошибок. |
Выражаем мысли и чувства... (11 ч) | ||||
160 161 162 | Предложение. Текст С. 121, № 39–49 Распространяем мысли... С. 120, 122, 124 (№ 1) Рт № 2, с. 44, 45 | Сопоставить словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними. Актуализировать поиск средств, с помощью которых можно распространять мысли (второстепенные члены предложения, части текста). Учить читать материал таблицы (с. 120) и употреблять эти средства в речевой практике. Проверочная работа: списывание текста. Проверить уровень сформированности графической зоркости. | Переводить информацию, полученную из таблицы, в словесный текст о распространении мыслей в предложении и тексте. Контролировать процесс и результат письма. | |
163 164 165 | Подготовка к изложению Изложение «Любопытные» Редактирование изложения | Учить прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану («Любопытные»). Учить излагать мысли в письменной речи. | Прогнозировать содержание текста по заголовку. Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план. Излагать мысли в письменной речи. | |
166 167 | Итоговая комплексная работа и её анализ С. 123, № 49 | Проверить уровень сформированности предметных и метапредметных умений по разным учебным дисциплинам. | Использовать имеющиеся знания, умения по предметам для более глубокого понимания текста и использования прочитанного в жизненных ситуациях. | |
168 | Проба пера... Письмо С. 127 | Учить культуре оформления письма и правилам переписки. | Составлять письмо друзьям и родственникам. Оформлять письмо в соответствии с нормами и правилами. | |
169 170 | Резервные уроки. Организовать презентацию творческих работ. | Защищать (презентовать) результаты проектной работы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"
Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...
Урок русского языка. Ярмарка знаний "Состав слова"
Конспект урока русского языка. Закрепление изученного материала по теме "Состав слова"....
урок-праздник по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"
Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» Цели урока: формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. раз...
Презентация к уроку русского языка "Обобщение знаний об именах собственных""
Данная презентация была использована на уроке русского языка "Обобщение знаний об именах собственных" во 2 классе, система Занкова.Смотрите конспект урока....
Мастер-класс. Русский язык. Актуализация знаний.
Как провести повторение изученного материала?Проведите в классе Аукцион!Ученики должны вспомнить все, что связано со словом. Тот, кто скажет последнюю фразу - победитель!...
Урок русского языка "Закрепление знаний о местоимении."
Урок русского языка в 3 классе ("Школа 2100") по теме "Закрепление знаний о местоимении. На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....
Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс
Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...