КТП Русский язык 3 класс "Планета знаний"
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Сафиева Екатерина Анатольевна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_russ_yazyk.docx99.49 КБ

Предварительный просмотр:

7. Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс

№ урока, дата

Тема урока,

страницы учебника

Разделы, темы.

Основные задачи урока

Основные понятия.

Слова из словарей

Характеристика учебной

деятельности учащихся (УУД)

ЯЗЫК И РЕЧЬ (20 ч)

(повторение изученного во 2 классе)

1

2

Речь устная

и письменная

(вводные уроки)

Часть 1

С. 6–9, № 1–14

Рт № 1 с. 3–4

Познакомить с учебником.

Повторить сведения о формах речи (устной, письменной; диалогической, монологической). Стимулировать устные и письменные высказывания учащихся. Мотивировать учащихся на изучение предмета «Русский язык», на постановку собственных целей обучения.

Устная и письменная речь

Мнение, информация

русский язык

здравствуй,

до свидания

багаж, интерес

Выделять отличительные признаки устной и письменной речи. Находить общую информацию в текстах разных упражнений.

Высказывать свою точку зрения по поводу прочитанного. Использовать содержание

прочитанного текста для определения собственного отношения к жизненным фактам

(к школе, к знаниям).

3

4

Речевые действия (особенности устной и письменной речи)

С. 10–13,

№ 15– 28

Рт № 1 с. 5, 6

Углубить представление о речевых действиях и об основных видах речевой деятельности.

Актуализировать знания об основных средствах языка — звуке, слове, предложении, тексте и их взаимосвязи с речью. Стимулировать соблюдение

при письме «золотого правила»

(№ 23), правил грамотной записи слов.

Речевые действия

Интонация

Нормы произношения

альбом

блокнот

фломастер

«Читать» схемы и таблицу, интерпретировать их информацию словесно.

Собирать материал из упражнений для вывода о качествах устной и письменной речи.

Понимать замысел автора текста и дополнять текст нужными пословицами. Осознавать свою роль в сохранении богатства русского языка.

Моделировать в процессе совместного обсуждения правил участия в диалоге: умение слышать, точно реагировать на реплики.

5

6

7

Правила записи

слов (проверяемые и

непроверяемые

орфограммы в корне)

С. 14–19,

№ 29–47

Рт № 1 с. 6–13

Обобщить основные правила записи слов: 1) пишу как слышу, 2) слышу, но пишу (на основе знания норм произношения слов), 3) слышу, но букву выбираю по правилу, 4)переношу слова по слогам.

Углубить представление об орфограмме и актуализировать знания об основных орфограммах в корне, о действиях при решении орфографической задачи.

Учить руководствоваться правилами при

записи слов и предложений (под диктовку, при свободном письме), наводить справку в орфографическом словаре. Способствовать обогащению словаря и расширению грамматического строя речи школьников.

Орфограммы в корне слова

Георгин,

гладиолус,

фиолетовый

(этимол. виола)

Аппетит

Километр,

компас

Обнаруживать орфограммы в звучащих и написанных словах, устно и письменно аргументировать тип орфограммы. Использовать приёмы проверки орфограмм в корне слова.

Группировать слова по типам орфограмм и используемым способам проверки.

Определять тему текста, тему и смысл пословиц.

Выделять микротемы (части) текста, извлекать информацию из текста, кратко её излагать.

Осознавать и принимать для жизни нравственные правила русского народа, заключённые в пословицах.

8

Большая буква

в именах собственных

С. 20, 21,

№ 48–54

Рт № 1 с. 14–16

Повторить сведения о собственных именах существительных, об употреблении в них большой

буквы (сделать акцент на написание имён, отчеств, фамилий, названий улиц, населённых пунктов, кличек).

Стимулировать к исследованию

истоков появления фамилий, кличек, названий улиц, в том числе к происхождению своих имени и фамилии. Организовать наблюдение над оформлением названий книг.

Названия улиц

Истоки фамилий

Оформление

титула тетради

Обобщать варианты использования большой буквы в словах. Правильно оформлять титульный лист ученической тетради.

Добывать информацию из читаемого текста, на её основе осуществлять поисковую работу по истории своей улицы

9

10

11

Слово: его значение, значимые части

С. 22–27,

№ 55–74

Рт № 1 с. 17–18

Повторить сведения о свойствах

лексического значения слова, смысле устойчивых выражений и пословиц, о толковом словаре.

Углубить представление о роли окончания, о форме слова и однокоренных словах. Практиковать в полном разборе слов по составу его изначимых частей (морфемном анализе) на основе памятки 2. Лексическое и общее значения слов. Систематизировать знания о группах слов с общим (грамматическим) значением: предметности, признака предмета, действия предмета — частях речи. Привлечь внимание к образности,

точности, «тайнописи» языка

произведений народного творчества: загадок и пословиц. Мотивировать к словесному творчеству.

Лексическое

значение

Синонимы, антонимы, омонимы

Корень, суффикс, приставка, основа (вар.), окончание

Модель слова

Общее (грамматическое) значение слов с обобщённым

лексическим

значением

Лопата,

гвоздика

Урожай,

помидор,

огурец

Устанавливать взаимосвязь между значением слова и оттенками значений, вносимых

морфемами. Находить разные основания

для группировки слов, находить «лишнее» слово в цепочке заданных. Наблюдать над употреблением в речи слов и выражений в

переносном значении. Моделировать слова по морфемным схемам, наполнять схемы содержанием. Анализировать слова по составу

с опорой на памятку, осознавать последовательность «шагов». Читать таблицу: осознавать содержание граф, устанавливать общее и различие, трансформировать информацию граф в словесный текст (по строкам, по всей таблице).

Наводить справки в толковых словарях и справочниках.

Создавать собственный текст в жанре загадки с опорой на особенности построения текстов народных загадок.

12

13

Слово в предложении и тексте

С. 28–31,

№ 75–87

Рт № 1 с. 18–19

Повторить сведения о предложении,

тексте, о роли частей речи в их

составе. Углубить представление о главных членах предложения с введением терминов подлежащее и сказуемое.

Упражнять в установлении связи слов в предложении, связи предложений в тексте. Организовать наблюдение над употреблением образных слов, синонимов, мотивировать обогащение словарного запаса детей синонимами-названиями оттенков красного цвета. Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

Главные члены

Подлежащее

Сказуемое

Связь слов:

смысловая,

грамматическая

пурпур

пурпуровый

п`урпурный и

пурп`урный

Устанавливать аналогии между словом и предложением, строить ответ через противопоставление признаков (№ 76).

Анализировать строение предложений и составлять предложения и тексты. Устранять помехи в достижении понимания текста (оформлять предложения в непунктированном тексте).

Подбирать слова, восстанавливая смысл предложений (на основе контекста).

Читать текст с пониманием отношения автора к описываемому явлению осени.

14

15

Уроки-тренинги

Письмо

по памяти

С. 32–33

Упражнять в записи предложений и текстов в соответствии с

орфографическими и пунктуационными нормами2.

Контролировать грамотность записей, как в процессе письма, так и после его завершения.

Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

16

17

Входная контрольная работа.

Работа над ошибками.

Проверить сформированность знаний, умений и навыков по правописанию слов. Учить группировать слова по однотипным орфограммам и подбирать соответственно им способы

проверки, иллюстрировать аналогичными примерами.

Учить устанавливать причины

выявленных пробелов.

Решать орфографические задачи в ходе записи по слуху. Анализировать типы допущенных ошибок, использовать графическое обоснование при работе над ошибками.

Выбирать упражнения для ликвидации выявленных пробелов в умениях.

18

19

Изложение «Свет осени».

Анализ изложения, работа над ошибками.

Учить воспроизводить содержание текста с предварительным его прогнозированием по ориентировочным основам: заголовку,

плану.

Учить анализировать творческие

работы свои и одноклассников,

видеть словесные находки, речевые недочёты, давать совет и т.п.

Прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану.

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в

объёме предложения, текста.

Анализировать творческие работы свои и одноклассников (под руководством учителя).

20

Творческая работа: зарисовка уголка родной природы

Учить словесно передавать свои

наблюдения за природой родного

края. Составлять текст с опорой

на авторские тексты и тексты

сверстников по данной теме.

Понимать тему и особенности строения текста. Передавать свои наблюдения и впечатления о природе родного края.

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (25 ч)

21

Слово. Предложение.

Текст (вводный урок)

С. 40–41, № 1–6

Организовать наблюдение над

известными детям средствами языка с позиций их роли в речи, взаимодействия друг с другом, особенностей употребления в собственных  высказываниях, чтобы мысль была понята другими.

велосипед

велосипедист

cвитер [тэ]

фотограф

фотоаппарат

Устанавливать: 1) взаимосвязи между основными средствами языка при выражении мыслей и чувств, 2) причины непонимания людей при общении на основе анализа текста.

Наблюдать, делать простые выводы.

Называем... (11 ч)

22

23

Слово и словосочетание

С. 42–45, № 7–17

Рт № 1 с. 20, 21

Сформировать понятие о словосочетании как распространённом

слове: его роли называть предмет, действие более конкретно, чем слово, его структуре и связи в нём частей речи. Организовать наблюдение над

подчинительной связью частей

речи в словосочетаниях (без терминов); над наличием в русском

языке словосочетаний с синонимическими значениями (яблочный сок — сок из яблок). Упражнять в образовании словосочетаний с заданным значением.

Словосочетание

пациент [цыэ]

одуванчик

Обнаруживать общее (называть) и различное в функциях слова и словосочетания.

Различать функции языковых единиц: называть (слово, словосочетание) и выражать мысли, чувства (предложение, текст).

Наблюдать над условиями связи разных частей речи в словосочетании, предложении.

Осуществлять осознанный и уместный выбор слов, фразеологизмов, пословиц в ситуативной речи.

24

Части речи

С. 46–47,

№ 18–24

Актуализировать сведения об изученных частях речи. Организовать наблюдение над употреблением разных частей речи в составе словосочетаний, предложений.

Формы числа

шофёр

Осознавать взаимосвязь реального мира, языка как языковой модели мира (части речи) и речи как способа обмена мыслями и чувствами.

«Читать» модели словосочетаний и предложений и наполнять их содержанием (составлять словосочетания и предложения по моделям).

25

26

Род имён существительных

С. 48–51,

№ 25–38

Рт № 1 с. 21–23

Организовать наблюдение над

языковым фактом: зависимостью

связи слов при согласовании от

рода имён существительных.

Сформировать понятие о роде

имени существительного как его

постоянном признаке (бывает ...).

Упражнять в определении рода

имён существительных, употреблённых как в единственном, так и во множественном числе (в начальном и косвенных падежах),

в правильном согласовании частей речи в словосочетании (прилагательных, глаголов в прошедшем времени).

Род

простыня

(нет) простынь и

простыней

туфля

Наблюдать, делать простые выводы.

Определять род имён существительных.

Решать задачи по применению новых орфограмм: родовым окончаниям прилагательных, употреблению мягкого знака

после шипящих на конце существительных.

Осваивать нормы употребления (согласования) прилагательных с существительными

в зависимости от их рода.

27

28

Употребление мягкого знака после шипящих

на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

С. 52–55,

№ 39–54

Рт № 1 с. 26–28

Познакомить с новой орфограммой и условиями её проявления. При решении орфографической задачи дать установку: ориентироваться на всю совокупность

признаков этой орфограммы.

Упражнять в определении рода имён существительных, в выборе мягкого знака, в подборе нужных по смыслу слов, в письме под диктовку.

Организовать наблюдение над смыслом и формой его выражения в пословицах.

тюль (м.р.)

шампунь (м.р.)

Устанавливать аналогии между условиями употребления и неупотребления мягкого

знака после шипящих на конце существительных женского и мужского рода.

Решать орфографические задачи, используя алгоритм действий.

Понимать смысл пословиц, принимать их «уроки» для собственной жизни.

29

Изменение имён

прилагательных по родам

С. 56–57,

№ 55–60

Рт № 1 с. 24–26

Углубить представление о непостоянных признаках прилагательных (изменение по числам и родам). Познакомить с новой орфограммой — родовыми окончаниями прилагательных и способом их проверки (по окончанию вопроса). Упражнять в согласовании существительными имён прилагательных, решая как орфографические задачи, так и задачи

по культуре речи (как сказать правильно: ... ужасный / ужасная неряха?)

Род прилагательных

Родовые окончания

Нормы согласования с существительными общего рода

Определять род имён прилагательных.

Выявить возможный способ проверки написания родовых окончаний прилагательных.

Упражняться в использовании нового способа при решении орфографических задач.

30

31

Связь частей речи в словосочетаниях.

Тренинг

С. 58–59,

№ 61–67

Рт № 1 с. 25

Организовать наблюдение над

способами связи существительных и прилагательных, в частности согласования в формах числа и рода.

Упражнять в употреблении словосочетаний с прилагательными

в предложениях, текстах. Организовать самопроверку и

проверку друг друга в парах степени усвоения темы «Словосочетание».

Сл`ивовый

комната

Сравнивать и выявлять оттенки значений синонимических словосочетаний.

Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

32

Устойчивые сочетания слов

С. 63–64, № 1–6

Рт № 1 с. 29, 30

Углубить представление о наличии в русском языке особого рода

словосочетаний — устойчивых

выражений, смысл которых не

определяется значениями входящих в них слов. Упражнять в установлении значений фразеологизмов (с использованием фразеологических словарей), в синонимической замене одним словом или сочетанием слов, в нахождении рифмы, в употреблении

фразеологизмов в речи.

Фразеологизмы

(идиомы)

Вертеться как

белка в колесе

Раскрывать смысл фразеологизмов, уместно использовать их в речи.

Устанавливать смысловые аналогии фразеологизмов из разных языков, выявлять экспрессию и образность русских устойчивых выражений.

Спрашиваем... Сообщаем.... Побуждаем.... (13 ч)

33

Предложение

(вводный урок)

С. 62–63,

№ 74–77

Формировать понятие о предложении как коммуникативном средстве, с помощью которого можно решать различные речевые задачи.

Систематизировать известные детям признаки предложения. Дать представление о грамматике как разделе науки о языке, её составных частях: морфологии, синтаксисе.

речевая задача

конструкции

цепочки из слов

природа

природный

Квалифицировать предложение и текст по совокупности признаков.

Устанавливать аналогии: у слова и словосочетания — назывные функции, у предложения — коммуникативные.

Извлекать из научного текста о предложении новую информацию. Выявлять смысловые

части текста. Связно излагать всю информацию о предложении.

34

Вопросительные

и повествовательные предложения

С. 64–65,

№ 78–83

Рт № 1 с. 31

Учить дифференцировать предложения с позиций цели высказывания, речевой задачи, вычленять вопросительные и повествовательные предложения по

цели высказывания: задаём вопросы, отвечаем, сообщаем; по интонационной окраске. Организовать наблюдение над

наличием внешних признаков

а) вопросительных предложений: вопросительной интонации,

вопросительного знака, наличием вопросительных слов, частиц;

б) повествовательных предложений: повествовательной интонации, точки в конце.

Цель высказывания

Запрос информации (вопрос)

Сообщение (ответ)

реплика

Понимать значения знаков препинания в конце предложений, выбирать нужную по ситуации интонацию (при чтении). 

Дифференцировать предложения по цели высказывания и использовать при их оформлении соответствующие средства: в устной речи — интонацию конца предложения, в

письменной — точку или вопросительный знак.

35

Употребление отрицательной частицы НЕ

С. 66–67,

№ 84–89

Углубить представление о разнообразии функций повествовательных предложений: сообщать, утверждая или отрицая информацию. Познакомить со способами выражения: 1) утверждения или отрицания с помощью слов-предложений ДА, НЕТ; 2) отрицания

с помощью частицы НЕ (отсюда

отрицательная частица) и её раздельным написанием с частями речи, особенно с глаголами.

утверждение

отрицание

слова-предложения

Да. Нет.

отрицательная

частица не

Находить в предложении отрицательную частицу не. Использовать её при составлении

предложений.

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания), используя частицы.

Сравнивать и выделять отличительные признаки предложений, разных по цели высказывания и интонации.

36

Побудительные

предложения

С. 68–69,

№ 90–96

Познакомить с признаками побудительных предложений: их речевыми задачами (просьба, приказ, совет, запрет и пр.), особой повелительной формой» глаголов, наличием обращений. Организовать наблюдение над употреблением частицы не с глаголами, слов-обращений в побудительных предложениях, в пословицах типа «Семь раз отмерь — один отрежь».

Побуждение

Речевые задачи:

просьба

совет приказ

запрет мольба

слово-обращение

Экспериментировать с заменой смысла предложения (утверждения, отрицания).

Использовать частицы, повелительные формы глаголов, слова-обращения.

37

Восклицательные предложения

С. 70–71,

№ 97–102

Углубить представления о восклицательных предложениях

как предложениях, произносимых с сильным чувством, восклицательной интонацией характеристика по интонации). Обратить внимание, что

восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания.

Упражнять в определении речевой задачи, основного чувства и соответствующем интонировании читаемых предложений, собственных высказываний.

чувства (эмоции)

волнение восхищение тревога

раздражение

радость

гнев

восклицательная интонация

восклицательный знак

Добывать новую информацию из научного текста-определения, вычленять микротемы

текста и связно излагать содержание текста о восклицательных предложениях. 

Интонировать высказывание в зависимости от силы выражаемого чувства.

Определять речевую задачу высказываний.

38

39

Знаки препинания в конце предложений (обобщение)

С. 72–75, № 103–

116

Памятка 8, с. 141

Рт № 1 с. 31

Учить наблюдать и сопоставлять цель высказывания, интонационное выделение в устной речи и пунктуационное в письменной речи. Упражнять в «чтении» знаков препинания в конце предложений и постановке их самостоятельно.

Обобщить признаки предложения, включая дифференциацию по цели высказывания и эмоциональной окраске (№ 114, памятка 8).

Пунктуация

Знаки препинания

в конце предложений

синтаксический

разбор (анализ)

предложения

«Читать» знаки препинания (понимать значение) в конце предложений.

Сопоставлять речевые задачи, интонации и знаки препинания, осознавать их взаимосвязь.

Обобщать сведения о предложении на основе плана, памятки анализа.

Использовать точное интонирование для достижения речевой задачи.

40

41

Урок-тренинг

Рт № 1 с. 32,

Дкз с. 42, 43

Пробный диктант.

С. 82, 83

Организовать работу по самопроверке, проверке в парах уровня усвоения изученного материала за 1-ю четверть.

Потренировать в письме под диктовку текста в объёме 45–50 слов.

Характер диктанта - предупредительный, с комментированием, объяснительный — по усмотрению учителя.

Самоконтроль

Взаимопроверка

Диалог

Социальная речь

Договариваться при работе в парах: выдвигать собственные гипотезы (прогнозы) и обосновывать их, обмениваться мыслями, прислушиваться к мнению собеседника.

Применять изученные правила при письме под диктовку. Выявлять причины ошибок.

Оценивать результаты своей работы.

42

43

Контрольный

диктант за 1 четверть. 

Работа над ошибками

С. 84, 85

Организовать контроль за уровнем сформированности грамотного письма под диктовку.

Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками.

Работа над ошибками

Применять изученные правила при письме под диктовку.

Осуществлять самоконтроль и корректировку.

Устанавливать причины появления ошибок, устранять их.

44

Инструктаж по

проектным работам

Организовать проектную деятельность учащихся.

Осознавать полезность и значимость выполнения работ проектного характера.

Определять свои интересы и выбирать нужный проект.

45

Резервные уроки (1 ч)

ПРОВОДНИКИ НАШИХ МЫСЛЕЙ И ЧУВСТВ (продолжение) (7 ч)

Рассказываем... Описываем... Рассуждаем... (7 ч)

46

47

Текст

С. 76–77,

№ 117–121

Списывание текста с речевой задачей

С. 76 (№ 118),

с. 83 (№ 7)

Обобщить известные детям признаки текста (тематическое единство, состоит из взаимосвязанных предложений).

Углубить представления о функциях (речевых задачах) текстов.

Проверить уровень графической зоркости и степень понимания темы текста (выбор более точного заголовка) или выделить в тексте предложения.

Текст

Речевая задача

текста

Монолог

Диалог

Визжит

Устанавливать связь между речевым назначением предложений и функциональными

типами текстов.

Дифференцировать типы текстов по их назначению (функции).

Выявлять темы и части читаемых текстов.

Воспроизводить содержание текста с опорой на план.

48

49

Повествование.

Описание. Рассуждение

С. 78–81,

№ 122–133

Познакомить с дифференциацией текстов по их назначению (речевой задаче). Организовать наблюдение над особенностями текстов разных типов, их структурой.  Стимулировать творческую работу по составлению текстов по началу, по сюжетным рисункам.

Повествование

Описание

Рассуждение

50

51

Изложение с условным названием «Долгожданная зима».

Работа над ошибками.

Учить воспроизведению текста

повествовательного характера  о наступлении зимы с опорой на план. Углубить представление о назначении плана, его информативности, структуре. Работа с памяткой по написанию изложений. Организовать наблюдение над вариантами плана, учить выбирать тот вариант, который легче поможет воспроизвести содержание текста.

Анализ работ учащихся, работа над речевыми и другими недочётами.

Изложение

План текста,

его информативность

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания

в объёме предложения, текста.

Различать объём предлагаемых тем высказываний и высказываться в рамках темы.

Использовать план для воспроизведения и составления текста. Разгадывать и составлять тексты загадок, используя слова с переносным значением. «Читать» рисунки, репродукции картин, создавать высказывания по описанию картин. Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.

52

Творческая работа: составление

текста (загадки или другого жанра)

С. 87, № 3–6

Учить анализировать особенности содержания, структуры и языка текста загадки (о снежинке, первом снеге) и составлять собственные тексты (по желанию). Учить слушать загадки, составленные одноклассниками, давать советы по их корректировке.

Особенности

текста загадки

Изобразительно-

выразительные

средства

О ГЛАВНОМ (26 ч.)

53

Главные части в

средствах языка

С. 90–91, № 1–6

Дать общее представление о главных частях в строении разных средствах языка (слове, словосочетании, предложении, тексте) с помощью таблицы. Учить анализировать материал

таблицы и делать выводы о наличии в основных средствах языка главных структурных частей. Актуализировать правила ведения беседы по телефону.

беседа

беседовать

собеседник

собеседование

Обнаруживать взаимозависимость между главными структурными частями языковых

средств и главной информацией, выражаемой посредством их.  Анализировать, обобщать

факты таблицы, извлекать из неё нужную информацию.

Приводить примеры к положениям таблицы.

54

Корень — главная значимая часть слова

С. 92–93, № 7–13

Рт № 1, с. 33, 34

Расширить понятие о корне как смыслового ядра слова, об историческом корне слова. Упражнять в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове, в моделировании слов, в отличии однокоренных слов 1) от форм одного и того же слова, 2) от синонимов.

Исторический

корень слова

Этимология

слова

модель [дэ]

Вникать в смысл слова по его историческому корню, связывать появление слов в языке с

событиями культуры в развитии общества.

Выявлять главную смысловую часть слова — корень. Обращаться за справками к этимологическому словарю.

55

56

Правописание

корня (повторение, обобщение)

С. 94–97,

№ 14–28

Упражнять в правописании безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых, двойных согласных в корнях слов.

Организовать наблюдение над написанием корней, в которых

имеется чередование согласных

к//ч, х//ш, г//з//ж и др., безударный гласный и. Упражнять в совершенствовании разных видов письма, особенно под диктовку.

Чередование

согласных

солома

соломенный

Использовать разнообразные способы и приёмы проверки слов с двумя безударными

гласными в корне.

Развивать графическую и орфографическую зоркость.

Прогнозировать содержание текста, давать его версии по многозначному заголовку.

57

58

59

Если в корне две

безударные гласные...

С. 98–103,

№ 29–47, 54, 55

Рт № 1 с. 35–36

Обогатить детей способами проверки двух безударных гласных в слове: 1) подбор двух проверочных слов вечереет, колосок; 2) запоминание, сверка со словарём соловей, огород. 

Познакомить с новым способом проверки: сопоставление возможности чередования буквосочетаний оро//ра, оло//ла, ере//ре. Дать сведения из истории развития языка: наличие в современном языке пар слов, пришедших в язык из старославянского языка (с неполногласными сочетаниями) и древнерусского языка (с полногласными сочетаниями), стилевое различие синонимов: город–град, золото–злато.

Упражнять в написании слов из словаря. Актуализировать возможные способы проверки слов: 1) сопоставлением слов с полногласными и неполногласными

сочетаниями, 2) поиском исторического корня.

Старославянизмы

Полногласие

Неполногласие

корова

молоко

колокол

огород

полотенце

государство

автомобиль

Использовать рациональные способы проверки корней с двумя безударными гласными

Извлекать смысл народной мудрости, следовать правилу в жизненных ситуациях.

Использовать формальные элементы текста (заголовок, план, ключевые слова) для поиска нужной информации по содержанию текста.

Составлять план текста и будущего высказывания.

60

Изложение текста «Ухоронки»

С. 104, 105

№ 48–52

Учить воспроизводить содержание текста на основе нескольких источников.

ухоронки

Собирать информацию по нескольким источникам и передавать целостное содержание с опорой на план.

61

Главное слово в

словосочетании

С. 106–107,

№ 56–62

Рт № 1, с. 37

Углубить представление о словосочетании: роли в нём главного

слова — от него задаётся вопрос, с ним сопряжена форма зависимого слова.

Дифференцировать словосочетания по средствам выражения главного слова (глагольные, именные — имя существительное, имя прилагательное, — наречные). Упражнять в анализе словосочетаний по схеме (памятке).

Повторить способы решения задач по проверке орфограмм в корнях слов

память

памятник

Анализировать структуру словосочетаний, составлять словосочетания по моделям (схемам).

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания в объёме предложения, текста.

Решать орфографические и пунктуационные задачи.

62

63

64

65

Главные члены

предложения —

подлежащее,

сказуемое

С. 108–115, №

63–86

Рт № 1, с. 42–43

Углубить представления о структуре предложения: о главных членах предложения как основной части

предложения (грамматической основе), дать представление о второстепенных членах предложения (с введением термина). Углубить понятие о подлежащем, о частотных средствах выражения подлежащего.

Углубить понятие о сказуемом: о частотных средствах выражения сказуемого, об обозначении сказуемым не только действия, но и

состояния субъекта. Обобщить сведения о средствах выражения главных членов предложения, упражнять в их нахождении, в делении «сплошного» текста на предложения. Дать представление о грамматической основе и сложных предложениях (пропедевтика).

Подлежащее

Сказуемое

квартира

образ,

изобразить

Анализировать строение  предложений и по моделям, схемам.

Определять и различать главные члены предложения — подлежащее и сказуемое. Составлять собственные высказывания в объёме предложений.

Устранять помехи сплошного текста (оформлять предложения внутри текста).

Осуществлять самоконтроль при записи предложений и текстов с образца, по слуху,

по памяти.

66

67

68

69

Главная (основная) мысль текста

С. 116–121,

№ 87–101

Рт № 1, с. 38–41

Создание текста

на основе его

главной мысли

С. 122–123,

№ 102–109

На основе разных текстов дать представление об основной мысли текста.

Организовать наблюдение над приёмами выражения основной мысли основного чувства в баснях и других жанрах.

Дать общее представление о разных способах выражения основной мысли, в том числе и скрытых. Упражнять в определении темы, основной мысли, главной части текстов; в выборочном списывании, в составлении пропущенных частей текстов. Учить составлять текст на основе основной мысли по общей речевой теме «Подкормите птиц зимой», конкретизировать темы (по выбору).

Основная мысль

Мораль

Иносказание,

Эзопов язык

берёза

фанера [н],

картон [т],

кл`еить

Устанавливать аналогии и отличия в теме и идее (основной мысли) текстов.

Определять тему и основную мысль текста.

Сопоставлять, сравнивать способы выражения основной мысли в тексте.

Строить высказывания, подчиняя содержание основной теме.

Высказываться, руководствуясь идеей, используя разные тематические тексты.

Участвовать в выборе и выполнении проектов исследовательского и творческого характера.

70

71

Контрольное

списывание текста (с. 125)

Подготовка к

контрольному

диктанту

(с. 124)

Проверить уровень графической

и орфографической зоркости, а также текстовые умения (дополнительное задание).

Провести орфографическую и

синтаксическую подготовку к

написанию текста на слух.

Способы выражения основной

мысли

Контролировать процесс и результат письма.

Действовать по алгоритму, использовать памятку.

Оценивать уровень своей подготовки к работе проверочного характера.

72

73

Контрольный

диктант за 2 четверть. 

Работа над ошибками

С. 126–127,

№ 1–7

Проверить уровень сформированности грамотного письма под диктовку

Учить аргументировано проводить работу над собственными ошибками.

Применять знания о правописании при записи слов. Устанавливать причину появления

ошибок, выбирать нужные упражнения для тренинга.

Оценивать успешность своей работы.

74

Проверочная работа

комплексного характера (с. 128)

На основе текста проверить разного типа текстовые и языковые умения (использование слов разных частей речи), универсальные действия.

Читать с пониманием прочитанного.

Применять полученные предметные и метапредметные умения при работе с текстом.

75

76

Творческие работы детей по теме

«Новогодняя ёлка» и их презентация

С. 129, № 4–6

Дифференцированная работа с материалами разворота «Мастерская слова»: описание изготовления ёлочной игрушки, 3) описание новогодней ёлки.

Презентация детских работ.

Новый год

гирлянда

сверкать

конфетти

украшения

Понимать тему и особенности строения текста

Давать доброжелательные советы по поводу творческих работ, корректировать собственные работы.

77

78

Резервные уроки

Тренинг — основные языковые средства выражения подлежащего и сказуемого. Осуществить помощь в индивидуальной и групповой проектной деятельности

учащихся.

О ГЛАВНОМ (обобщаем, изучаем) (20 ч) — продолжение раздела

79

Главные части

слова и словосочетания

С. 6–7, № 1–7

Рт № 2, с. 3–6

Упражнять в морфемном анализе слова, в восстановлении и составлении словосочетаний, в анализе слова и словосочетаний, в решении орфографических задач при записи слов.

подсвечник

по[ц]ве[ш]ник

Выявлять наиболее важную информацию и основную мысль в тексте.

Осуществлять морфемный анализ слова.

Решать орфографические задачи.

«Работа» частей речи и их форм в роли главных членов предложения (12 ч)

80

Части речи в роли главных членов предложения

С. 8–9, № 8–12

Рт №2 с.7, 9

Углубить понятие о предложении как конструкции из слов, которые в составе предложения являются членами предложения. Расширить представление о средствах выражения главных членов предложения: именами прилагательными, словосочетаниями и проч. Мотивировать высказываться на

тему «Берёза».

Члены предложения

Главные члены

предложения

береста

Определять тему, главную мысль текста.

Делать простые обобщения о главных членах предложения (чем выражены). Составлять текст — объёмное высказывание на основе отдельных предложений о берёзе.

81

82

83

Подлежащее.

Употребление

личных местоимений

С. 10–15,

№ 13–30

Рт № 2, с.8

 Формировать понятие о личных местоимениях (пока в начальной форме): роль, значение лица, числа.

Организовать наблюдение над проявлением значения рода в личных местоимениях, над особенностями

местоимений 3-го лица. Обобщить признаки личных местоимений.

Местоимение

Личные формы

Беречь, берёза

Оберег, корабль

Наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Определять значение лица и числа личных местоимений.

Уместно и правильно употреблять личные местоимения в речи.

84

Сказуемое. Употребление форм

глагола

С. 16–17,

№ 31–35

Рт № 2, с. 10, 11

Углубить представление о частотном глагольном средстве выражения сказуемого: выбор глагольных форм осуществляется задачей обозначить реальные, «побудительные», желаемые

действия субъекта.

Действия: реальные, желаемые,

побудительные

Устанавливать зависимость между выбором глагольных форм и выражением реальных, желаемых, побудительных действий.

Анализировать строение предложения, выделять главные члены предложения.

85

86

87

88

89

90

Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени

С. 18-19

№36-41

Дать представление об изменении глаголов по временам. Прошедшее, настоящее, будущее время глагола.

Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов прошедшего

времени от рода и числа имени

существительного, на изменение

глаголов в прошедшем времени

по числам и родам.

Познакомить с орфограммами: родовые окончания глаголов прошедшего времени, написание гласной перед  л. Упражнять в выборе родовых окончаний при проведении разных видов письма.

Организовать наблюдение по таблице над изменением глаголов  по числам и лицам, над сложной и простой формой глаголов будущего времени. Обратить внимание на зависимость выбора формы глаголов от вида (что делать? что сделать?). Дать общее (первичное) представление о глаголах неопределённой формы, входящих в состав сказуемых (буду

читать, начал петь).

Обобщить сведения об использовании в роли сказуемых временных форм глаголов. Упражнять в анализе и

составлении предложений, опираясь на выбор главных членов предложения.

Формы времени

Формы глагола

прошедшего времени

Спряжение глаголов настоящего и будущего

времени

Сложная и простая форма глаголов будущего

времени

иллюстрация

понял, но поняла

сняли, но сняла

горизонт, песок

песчаный [щщ]

восхищение

шёл, пришёл

Устанавливать взаимосвязь между средствами выражения главных членов предложений

и смысловыми оттенками, вносимыми ими в высказывания (реальность, возможность, желательность).

Преобразовывать смысловое ядро предложения, заменяя имена существительные местоимениями.

Сопоставлять временные формы глаголов по таблице, делать обобщения о каждой

временной форме глагола.

Переносить способ проверки гласных в корне на проверку родовых окончаний глаголов

прошедшего времени.

Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Формы числа

С. 20-21

№ 42-46

Формы рода

глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов

С. 22-23

№ 47-51

Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени

С. 24-25

№  52-56

Формы лица и числа глаголов настоящего и будущего времени

С. 26-27

№ 57-61

Употребление временных глаголов в роли сказуемого

С. 28-29

№ 62-67

Рт.№2 с. 12, 13

91

Взаимосвязь подлежащего и сказуемого

С. 30–31,

№ 68–72

Рт № 2, с. 14, 15

Обобщить сведения о главных членах предложения, морфологических средствах их выражения и взаимосвязи (согласовании в формах числа, рода, лица). Организовать наблюдение над предложениями, в которых сказуемые выражены именами существительными и прилагательными. Упражнять в выделении главных членов в предложениях, в самостоятельном

построении предложений с опорными словами и без них.

Грамматическая

основа

костёр

корзина

Обобщать полученные сведения.

Проводить синтаксический анализ предложений.

Решать орфографические задачи.

Составлять предложения, основываясь на установлении структурной основы (главных

членов) и зависимых от них слов.

92

Главная (основная) мысль текста (обобщение)

С. 32–33,

№ 73–78

Упражнять в определении типа текста, его темы и основной мысли (на основе текста-описания).

Учить излагать содержание текста-описания.

извиниться

извинение

Обобщать информацию о главных строительных частях языковых средств в форме таблицы.

Выявлять «первородный смысл» слов и выражений для более точного их употребления

и правописания.

93

Тренинг. Подготовка к диктанту

С. 34–35

Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала: использование

разных глагольных форм в роли

сказуемого. Учить воспроизводить содержание текста-описания (№ 74, с. 32).

Отстаивать собственную точку зрения, убеждать собеседника (партнёра), прислушиваться к его мнению.

Воспроизводить содержание текста-описания.

94

95

Проверочная

работа по теме: «Части речи в роли главных членов предложения»

(диктант)

Анализ и коррекция ошибок.

Проверить качество грамотности письма под диктовку с грамматическим  заданием.

Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками.

Контролировать процесс и результат письма.

Применять изученные правила.

Выявлять причины ошибок в диктанте и графически обосновывать подбор проверочных

слов.

96

97

Творческая работа и её анализ.

Инструкция по

изготовлению

кормушки.

С. 38–39, № 1–4

Учить составлять текст-инструкцию, используя знания о главных частях средств языка. Описание процесса изготовления какой-либо кормушки для птиц. Работа с материалами раздела «Мастерская слова». Работа над ошибками и речевыми недочётами с использованием по выбору материалов раздела «Школа Грамотея».

фанера `]

картон [н]

клеить

клею

Составлять текст в жанре инструкции на основе текста, рисунков, собственных наблюдений.

98

Резервный урок

Использование форм имён существительных, местоимений и глаголов.

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (32 ч)

99

Структурные части средств языка

С. 42–43 № 1–5

Рт № 2, с. 16

Дать общее представление о структурных средствах языка, с помощью которых можно конкретизировать значение, распространять мысль. Учить отбирать лексику для выражения отношения к предмету речи, редактировать, устранять речевые недочёты.

коньки

Читать» таблицу, добывать новую для себя информацию.

Высказываться о зиме, выражая свое отношение к этому периоду. (Конец зимы...)

100

101

Роль приставок и

суффиксов в словах

С. 44–47,

№ 6–16

Рт № 2, с. 17–21

Дать представление о функции приставок и суффиксов — вносить оттенки значений, конкретизировать значение корня. Учить редактировать текст

(«Конец зимы»). Учить разграничивать однокоренные слова и формы одного и того же слова, образовывать слова (с опорой на таблицу), подбирать однокоренные слова с целью обогащения словаря и выявлять среди них и проверяемые и проверочные слова. Обогащать речь словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

сторожа, сторо_

жей (мн.ч.)

столяр, столя_

ра (ед.ч.)

столяры (мн.ч.)

сверкать

Образовывать однокоренные слова, используя нужные морфемы для уточнения значения.

Редактировать текст.

Различать однокоренные слова и формы слова.

Различать проверяемые и проверочные слова.

Определять оттенки значений приставок и суффиксов.

Использовать в речи слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Употребление и правописание слов с приставками (12 ч)

102

103

104

Правописание

приставок и

предлогов

С. 48–53,

№ 17–30

Рт № 2, с. 22–23

Учить распознавать приставки и предлоги по внешней форме, по их функции (роли), по написанию со словами (орфограммы), отличать приставку от начальной части корня (надоить, надломить, надеть).

Упражнять в применении способа выявления приставок, предлогов. Организовать наблюдение над оттенками значения, вносимыми в слово приставкой. Упражнять в нахождении в предложениях текстов слова с приставками, в выявлении оттенков

значений приставок. Обратить внимание на случаи, когда приставка приросла к корню и в современном языке не выделяется.

этимология

слова

внимание

внимательный

внимательно

со_

(вместе,

воедино)

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово приставками и суффиксами (развивать

грамматическое мышление).

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Выявлять смысл слов, выражающих нравственные понятия, через осознание общих

значений морфем.

Группировать слова по наличию значимых частей слова.

Уместно употреблять слова с приставками и суффиксами. Осуществлять перенос способа «безударный проверяю ударным» на правописание гласных в приставках. Использовать приём проверки. Правильно употреблять в речи слова с приставками.

Записывать в записные книжки высказывания, слова с нравственным смыслом.

105

106

Правописание

гласных в приставках

С. 54–57,

№ 31–39

Рт № 2, с. 24– 27

Познакомить с новой орфограммой — правописанием гласных в приставках, с приёмами запоминания или подбора слов с такой же приставкой, в которой гласный под ударением (изготовить — изморозь, заморозить — заморозки).

Упражнять в точном употреблении в речи слов с приставками.

Значение приставок

одеть

надеть

107

108

Правописание

согласных в приставках

С. 58–61,

№ 40–52

Познакомить с орфограммой —

одинаковость написания согласных в приставках, кроме приставок на з/с, с приёмами запоминаниям или проверки (подбор приставок с полногласием типа

под-подо, от-ото).

Организовать наблюдение над

использованием приставок в наречиях

Упражнять в образовании слов с помощью приставок, в выборе нужной по значению приставки.

.

здание, здоровье

здесь, здешний

сначала, вверх,

вниз

вперёд

Осуществлять перенос известных способов, приёмов проверки выбора согласных в приставках.

Наблюдать, делать простые выводы.

109

110

111

Употребление

разделительного

твёрдого знака

после приставок

С. 62–67,

№ 53–71

Рт № 2, с. 27–28

Познакомить с новой орфограммой, её условиями. Упражнять в использовании вновь изученной орфограммы при письме под диктовку.

Сопоставить употреблением разделительного мягкого знака в словах: одинакова природа (как заместители

звука [й]), признаки, кроме  варианта перед и: воробьи, но предыстория. Упражнять в переносе слов с разделительным знаком. Обогащать речь учащихся пословицами.

Учить решать разные орфографические задачи в приставках при записи под диктовку.

объект, объек_

тив, субъект

пр`отивень, нет

пр`отивня

Сравнивать, сопоставлять, устанавливать аналогии по употреблению разделительных

мягкого и твёрдого знаков.

Решать орфографические задачи.

Использовать при письме полученные знания. Осуществлять проверку записи и вносить изменения.

112

Употребление

и правописание

слов с приставками

С. 68–69,

№ 72–75

Рт № 2, с. 29–30

Обобщить типы орфограмм в приставках. Учить дифференцировать способы проверки орфограмм в словах при письме по памяти, письме под диктовку,

уместно использовать слова с приставками в пословицах. Упражнять в применении изученных орфограмм при разных видах письма, особенно под диктовку.

безвозмездно

Делать простые обобщения.

Дифференцировать способы проверки орфограмм в словах.

Применять изученные орфограммы при письме. Восстанавливать смыл пословиц, употребляя (выбирая) нужные слова.

113

Обучение написанию текста

объявления

С. 69, № 76

Познакомить с признаками, структурой текста объявления как делового текста. Учить составлять текст объявления в зависимости от речевой задачи.

объявление

Воспроизводить содержание прочитанного текста и создавать собственные высказывания типа объявления.

Употребление слов с суффиксами (4 ч)

114

115

116

Употребление

слов с суффиксами

С. 70–74,

№ 77–92, 94, 95

Рт № 2, с. 30–34

Организовать наблюдение над значениями, которые вносят в слова уменьшительно-ласкательные суффиксы (-очк-, -оньк-, -еньк- в существительных и прилагательных). Упражнять в самостоятельном выборе суффиксов и приставок в зависимости от контекста. Дать сведения из этнокультурной лексики: названия членов семьи, смысл народной мудрости «Не нужен и клад, коли в семье лад».

грузчик `]

мороженое, пирожное,

профессия

специальность

гимнастика

Выявлять оттенки значений, вносимых в слово суффиксами.

Уточнять, корректировать выбор слов в речи с нужными морфемами.

Уместно употреблять слова с суффиксами и приставками.

Выявлять словесные детали в тексте, помогающие понять отношение автора к предмету речи.

117

Контрольное списывание

Организовать самопроверку учащимися уровня графической зоркости, самоконтроля, учить в процессе списывания заменять выделенные слова однокоренными словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Списывать (воспроизводить текст дословно) без ошибок, пропусков, искажений и исправлений.

Назначение зависимого слова в словосочетании (13 ч)

118

Назначение зависимого слова в

словосочетании.

С. 76–77,

№ 96–101

Рт № 2, с. 34–36

Повторить назначение и строение словосочетаний. Организовать наблюдение над функцией (назначением) зависимых слов в словосочетаниях, в

предложениях. Упражнять в выборе зависимых слов, их правильном согласовании с главным.

Учить производить синтаксический анализ словосочетания (устно и письменно).

признак

место, время

действия

Конкретизировать названия предметов, действий, признаков с помощью зависимых

слов в словосочетании.

«Рассказывать» о словосочетаниях в двух формах: словесно и графически.

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

(в 3-й четв. — 7 ч, в 4-й четв. продолжение — 3 ч)

119

120

121

Употребление падежных форм

имён существительных, имён

прилагательных,

 С. 78–83,

№ 102–116

Рт № 2, с. 37–38

Дать понятие об изменении имен существительных по падежам (склонении), познакомить с системой падежей в русском языке, организовать наблюдение над употреблением падежных форм существительных

в роли зависимых слов в глагольных словосочетаниях. Учить опознавать падежную форму существительных

с помощью частотных предлогов,

упражнять в определении падежей зависимых слов и в употреблении падежных форм существительных в составе словосочетания, предложения, используя падежные и смысловые варианты вопросов к зависимым словам.

склонение

падеж

падежные

формы

Определять и употреблять нужную падежную форму зависимых частей речи (имён существительных, прилагательных) в словосочетаниях.

Устанавливать аналогии в написании ударных и безударных окончаний прилагательных. Определять окончания имён прилагательных.

122

123

Подготовка к

контрольному

диктанту

Рт с. 39, 40

Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала. Провести пробный диктант с комментированием.

Осознавать степень прочности усвоения правил письма.

Контролировать и оценивать результаты своей

работы.

124

125

Контрольный

диктант за третью четверть.

Работа над ошибками

Рт с. 41, 42

Проверить качество грамотности письма под диктовку с грамматическим заданием.

Учить графическому способу доказательства при работе над ошибками.

Контролировать процесс записи слов.

Классифицировать ошибки, ставить задачи на совершенствование умений.

Речевые уроки (4 ч)

126

127

128

129

Обучающее изложение

С. 101, № 4

Обучающее сочинение

Инструктаж по

проектным работам

Учить воспринимать (понимать)

содержание текста (Март в лесу) и воспроизводить его близко к тексту с опорой на самостоятельно составленный план.

Учить составлять собственное

описание месяца — апреля.

Рассмотреть предлагаемые проектные работы. Помочь выбрать групповые и индивидуальные виды. Обсудить возможные результаты, их полезность, возможность организовать коллективный праздник или другой вид презентации для одноклассников.

сложный план

описание природных признаков

Понимать и воспроизводить содержание текста из трёх микротем, помогая себе планом.

Наблюдать и сопоставлять признаки весенних месяцев, описывать их в словесной форме.

Использовать разные источники поиска информации при выполнении проекта.

130

Резервный урок

(1 ч)

КОНКРЕТИЗИРУЕМ ЗНАЧЕНИЕ, РАСПРОСТРАНЯЕМ МЫСЛЬ... (продолжение) (18 ч)

Употребление падежных форм имён существительных, имён прилагательных, местоимений

(продолжение) (3 ч)

131

132

133

Употребление падежных форм

имён существительных, имён

прилагательных, местоимений

С. 84–87,

№ 117–127

Рт № 2, с. 40–42

Учить соотносить падежные окончания вопросов с падежными окончаниями

имён прилагательных. Упражнять в употреблении (согласовании) падежных форм прилагательных в составе

словосочетания, предложения в роли зависимых слов. Учить употреблять в нужном падеже имена существительные при глаголе и существительном (культура речи). Упражнять в употреблении падежных форм личных местоимений в составе словосочетания в роли зависимых слов.

склонение,

падеж,

падежные

формы

вера в победу,

уверенность

в победе

Определять падежные формы имён существительных, имён прилагательных. Склонять имена существительные, прилагательные, личные местоимения.

Использовать нужные падежные формы имён существительных, прилагательных,

личных местоимений в составе словосочетаний в речи.

Правописание местоимений с предлогами (3 ч)

134

135

136

Правописание

местоимений с

предлогами

С. 88, 89,

№ 128–133

Тренинг. Обобщение о словосочетании

Проверочная работа по теме:  «Словосочетание»

Познакомить с новой орфограммой — употребление в косвенных формах местоимений 3-го лица. Упражнять в употреблении падежных форм личных

местоимений с предлогами в составе словосочетаний. Учить правильно образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами — не к мене, с им и пр. (культура речи).

Организовать само, взаимопроверку умений по правильному употреблению существительных, прилагательных, местоимений в качестве зависимых слов.

Диагностировать точность, уместность употребления зависимых слов в словосочетаниях и предложениях.

ко мне

навстречу

к нему

Устанавливать аналогии — написание предлогов с существительными и местоимениями. Образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами. Замечать и устранять речевые недочёты в высказываниях. Находить в предложениях словосочетания и выполнять их разбор.

Определять падежную форму зависимых слов. Осуществлять само- и взаимопроверку,

корректировку и самооценку выполненной работы.

Второстепенные члены предложения (4 ч)

137

Второстепенные

члены предложения

С. 90, 91,

№ 134–139

Дать понятие о распространённых предложениях, о роли предложения. Организовать наблюдение над второстепенными членами группы подлежащего, группы сказуемого.

. Учить извлекать новую информацию из учебного текста, «читать» таблицу.

второстепенные

члены

распространённые, нераспространённые

предложения

Считывать информацию с таблицы. Распространять, дополнять главные мысли, выраженные в высказывании-предложении

с помощью второстепенных членов предложения. Анализировать (производить синтаксический разбор) строение предложения.

Квалифицировать предложение по совокупности его признаков.

Преобразовывать предложения в схемы и наоборот — схемы в предложения.

138

Анализ (разбор)

простого предложения

С. 92, 94, 140

№ 140–142

Учить анализировать строение

(состав членов предложения) простых предложений устно и графически с опорой на памятку 8.

Учить «читать» текст памятки и

следовать инструкциям при анализе предложений

синтаксический

разбор

предложения

139

Связь второстепенных членов с

главными членами предложений

С. 93, с. 140

№ 143, 144

Учить осознавать речевую задачу и выбирать для выражения мыслей и чувств нужные предложения по цели

высказывания и по строению, наличию определённых второстепенных членов. Учить анализировать предложения, составлять схемы их строения,

наполнять схемы содержанием.

синтаксис

140

Сопоставление

состава простых

и сложных предложений

С. 94, 95,

№ 148–151

Отрабатывать умение производить синтаксический анализ (разбор) простых предложений. Углубить представление об осложнённых простых и сложных

предложениях.

сложное предложение

Развиваем главные мысли в текстах (8 ч)

141

142

Повествование

С. 96, № 152

Рассуждение

С. 97, № 153, 154

Организовать наблюдение над двумя текстами по одной теме «Отчего идёт дождь?» (№ 1, 3). Познакомить со структурными частями текста типа рассуждения и их роли (вступительная часть, основное утверждение (тезис), аргументы (доказательства), вывод).

вступление

основная часть

заключение

типы текстов

(по их назначению)

Наблюдать над этапами развития мысли (композицией) в объёмном высказывании

(тексте) типа рассуждения, описания.

Выделять структурные части текста- рассуждения.

143

144

145

Наблюдение над

способом, средствами развития

мысли в текстах

типа описания

С. 98, 99, № 5–7

Организовать наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах типа описания.

Учить анализировать текст (описание куклы из книги Ю. Олеши «Три толстяка»).

Учить создавать текст (описание

матрёшки).

Мотивировать создание собственного описании любимой игрушки.

Развивать самоконтроль при устных и письменных высказываниях.

Описание

Вступление

Внешний вид

Речевая задача

автора

Отношение

автора

Анализировать текст.

Создавать текст.

Описывать любимую игрушку, предмет, изделие.

Замечать, тактично советовать, устранять речевые недочёты в высказываниях.

146

Подготовка к итоговой контрольной работе

С. 102, 103

Организовать работу по самоконтролю, взаимоконтролю за прочностью усвоения изученного материала.

Проверять, корректировать и оценивать результаты своей работы.

147

148

Итоговая контрольная работа.

Работа над ошибками.

С. 100, 102

Проверить уровень сформированности умений учащихся по русскому языку.

Решать орфографические и пунктуационные задачи в ходе записи по слуху, применять изученные правила. Контролировать свою запись.

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 3 КЛАССЕ (22 ч)

Средства языка и их анализ (5 ч)

149

Средства языка

и их анализ

С. 108, № 1–4

Рт № 2, с. 43

Повторить основные средства (единицы) языка через их изучение в определённых разделах науки о языке (по таблице, данной на форзаце учебника).

Средства языка

форзац

правительство

Читать таблицу на форзаце, устанавливать взаимозависимость деталей-образов частей речи

150

Называем... Слово и словосочетание

С. 109, № 5–8

Повторить общие и отличительные признаки средств языка. Повторить строение слов и словосочетаний, роль главных и дополнительных частей этих единиц.

аквариум

Анализировать строение слов и словосочетаний.

Составлять предложения с данными словосочетаниями.

151

152

153

Слово как часть

речи

С. 110–112,

№ 9–18

Конкретизируем

значение слова

С. 112, № 16–18

Рт с. 44, 45

Учить обобщать сведения о каждой изученной части речи (на основе общего плана). Дать представление о морфологическом анализе частей речи (частичном). Упражнять в употреблении слов разных частей речи при выражении мыслей и чувств.

Делать простые обобщения.

Уместно употреблять слова разных частей речи при выражении мыслей и чувств. 

Переводить словесную информацию о частях речи в табличную форму (собственного производства).

Правописание слов (6 ч)

154

155

156

157

158

159

Правописание

слов

С. 113–119,

№ 19–38

Проверочная работа по теме: «Правописание слов».

Работа над ошибками

С. 126, № 1, 2, 3

Обобщить способы действий при записи слов по слуху, вопреки звучанию (орфоэпическим нормам), по памяти, при употреблении разделительных знаков и

мягкого знака. Упражнять в произнесении слов в соответствии с

произносительными нормами. Учить решать орфографические задачи при записи слов. Повторить типы орфограмм в корне слова и способы их решения (согласные на конце и в середине слова, проверяемые и непроверяемые безударные гласные). Обобщить способы подбора проверочных слов. Учить классифицировать орфограммы в корне слова. Обобщить местоположение гласных в слове, когда можно использовать обобщённый способ действия — безударный проверяю ударным. Учить «читать» таблицу и пользоваться ею для справки,  группировать слова по орфограммам гласных.

батарея

комбат

Систематизировать сведения о средствах языка и их признаках.

Использовать знания об особенностях языковых явлений в практике речи.

Дифференцировать слова по их отнесённости к частям речи, по их написанию.

Анализировать и составлять высказывания в объёме предложения, небольшого текста. Решать орфографические задачи.

Оценивать умение использовать приёмы проверки орфограмм.

Анализировать причины ошибок.

Выражаем мысли и чувства... (11 ч)

160

161

162

Предложение. Текст

С. 121, № 39–49

Распространяем

мысли...

С. 120, 122, 124

(№ 1)

Рт № 2, с. 44, 45

Сопоставить словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Письмо под диктовку текста с последующим анализом предложений по членам предложения, выявления связи между ними.

Актуализировать поиск средств, с помощью которых можно распространять мысли (второстепенные члены предложения, части текста). Учить читать материал таблицы (с. 120) и употреблять эти средства в речевой практике. Проверочная работа: списывание текста. Проверить уровень сформированности графической зоркости.

Переводить информацию, полученную из таблицы, в словесный текст о распространении мыслей в предложении и тексте.

Контролировать процесс и результат письма.

163

164

165

Подготовка к изложению

Изложение

«Любопытные»

Редактирование изложения

Учить прогнозировать содержание текста по его заголовку, плану («Любопытные»). Учить излагать мысли в письменной речи.

Прогнозировать содержание текста по заголовку.

Собирать информацию по нескольким источникам и передать целостное содержание с опорой на план.

Излагать мысли в письменной речи.

166

167

Итоговая комплексная работа

и её анализ

С. 123, № 49

Проверить уровень сформированности предметных и метапредметных умений по разным учебным дисциплинам.

Использовать имеющиеся знания, умения по предметам для более глубокого понимания текста и использования прочитанного в жизненных ситуациях.

168

Проба пера...

Письмо

С. 127

Учить культуре оформления письма и правилам переписки.

Составлять письмо друзьям и родственникам. Оформлять письмо в соответствии с нормами и правилами.

169

170

Резервные уроки. Организовать презентацию творческих работ.

Защищать (презентовать) результаты проектной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Обобщение знаний о частях речи"

Конспект урока русского языка в 4 классе коррекционной школы 8 вида...

Урок русского языка. Ярмарка знаний "Состав слова"

Конспект урока русского языка. Закрепление изученного материала по теме "Состав слова"....

урок-праздник по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» Цели урока:  формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. раз...

Презентация к уроку русского языка "Обобщение знаний об именах собственных""

Данная презентация была использована на уроке русского языка "Обобщение знаний об именах собственных" во 2 классе, система Занкова.Смотрите конспект урока....

Мастер-класс. Русский язык. Актуализация знаний.

Как провести повторение изученного материала?Проведите в классе Аукцион!Ученики должны вспомнить все, что связано со словом. Тот, кто скажет последнюю фразу - победитель!...

Урок русского языка "Закрепление знаний о местоимении."

Урок русского языка в 3 классе ("Школа 2100") по теме "Закрепление знаний о местоимении. На уроке ведётся работа с интерактивной доской TeamBoard....

Проект урока по русскому языку "Обобщение знаний об имени прилагательном"2 класс

Данный урок стоит седьмым в разделе тематического планирования. Урок составлен с учетом ФГОсов, а также с использованием технических средств обучения. В уроке использованы раз...