Технологическая карта урока руссского языка по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Техноогическая карта урока русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100". Форма работы на уроке  - групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Кондратьева Нина Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №27 г. Мурманска

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний

Дата проведения: ноябрь 2015

Технологическая карта изучения темы

«Сложные слова»

Тема

«Сложные слова»

Цели

- познакомить учащихся с понятием «сложное слово» и образованием сложных слов, с помощью соединительных гласных;

- формировать  ключевые компетенции обучающихся  посредством создания развивающей образовательной среды, используя технологии активных методов обучения;

           - учить совместной выработке критериев оценки, самооценке своей работы с учетом выработанных критериев.

Основные понятия

сложные слова, части слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Межпредметные связи

русский язык, математика, окружающий мир.

Ресурсы:

-основные

- дополнительные

- «Русский язык» 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.– М.: БАЛАСС, 2013г. - 175с.,  (Образовательная система  "Школа 2100")

- флипчарт;

- интерактивная доска;

- опорные листы-конспекты для групповой работы (Приложение 1);

- сообщение ученика (Приложение 2).

ЭОР:  http://w.school2100.ru/pedagogam/lessons/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb1dc4b2-e58c-43ad-bd2c-4d659e196aab/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BMA_121%5D.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5875502-d6a1-44e2-b1c9-46539a733a8d/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIG_123%5D.swf

Условные обозначения

                                                                               

                                                                         

Форма работы

фронтальная, групповая

Этапы урока

Ход урока

 I. Организационный момент

Урок похож на человека.

Он говорит и поясняет.

Он учит нас и помогает,

Воспитывает, развивает,

Творить и  мыслить заставляет.

- Каким вы хотите видеть  урок?  (интересным, познавательным, творческим, деловым, понятным, нетрудным)

- Работать будем в группах.

- Представляю организаторов каждой группы.

Пусть сегодня

Для нас всех 

На урок придёт

Успех!

Желаю вам удачи

И успешности в придачу! (Слайд )

- Давайте вспомним правила работы в группе. (СЛАЙД)

II. Актуализация знаний

Учитель:. Организаторы, возьмите опорные листы. Выполните задание 1. Прочитайте, обсудите в группах.

(Приложение 1)

1 группа

- Составить слово по схеме. 

ю

д

д

л

й

е

а

у

п

е

ч

с

о

й

т

ч

и

в

н

р

ж

з

р

е

а

9

20

13

2

17

5

16

22

10

8

12

1

3

25

18

19

7

15

6

21

4

23

11

24

14

2 группа

- Составить слово  из букв русского алфавита.

SСFVЛZОЖWЕQНИJЕ

3 группа

- Составить слово из подчёркнутых букв.

СТОЛОЕАЖЬЮЕРНИВУЕХЗ

4 группа

- Вставить в пропуски гласные буквы.

СЛ__Ж_Н__

Какие слова получились? (сложение)

Что мы складываем на математике, а на уроке русского языка?

Задание 2. (Приложение 1) 

-  Задание №2 на опорных листах.  

Игра "БУКВОМИКС". Составь слово, разбери по составу.

1 группа: ПАС + УТКА = (КАПУСТА)  2группа: ЛЁТА + СОМ =( САМОЛЁТ)  3группа: РЕЛЬС + АС =( СЛЕСАРЬ) 4 группа: ПАРК + ИВА = (КРАПИВА)

Проверка по итогам работы  осуществляется на интерактивной доске. (СЛАЙД) По одному человеку от каждой группы выходят к доске разбирать слова по составу.

Какое слово при разборе вызвало затруднение? Почему? Можем мы сейчас  выполнить задание?

Да, нам не хватает знаний разобрать слово САМОЛЁТ  по составу. Вернемся к нему позже.

А пока сложите числа.

- Я вижу у вас на лицах недоумение. Почему? Поделитесь со мной своим недоумением. (Ведь у нас урок русского языка, а я прошу вас сложить числа.) Как вы думаете почему? Как быть? (Найти значение выражений.)

54 + 3 = С             36 + 12 = Е           17 + 8 = О    

30 + 15 = Ы     91 + 8 = А                      23 + 6 = Н

24 + 13 = Л      64 + 10 = Ж           74 + 26 = В

57

37

25

74

29

45

48

С

Л

О

Ж

Н

Ы

Е

 

57

37

25

100

99

С

Л

О

В

А

- Кто догадался, какая связь между сложением чисел и сложными  словами?

- Что будем исследовать, как вы думаете?

Назовите тему урока.

III. Формулирование темы и  цели урока

- Какова цель урока?- Попробуйте сформулировать цель нашего исследования, исходя из темы. Цель урока – это то, к чему должны прийти к концу нашего урока-исследования.(Задание 3  на опорном листе).

- Чтобы достигнуть нашей цели, мы должны решить определенные задачи. А помогут нам в этом вопросы, которые возникли у вас по этой теме. Прочитайте ещё раз тему урока. Какой вопрос у вас возникает? Вы можете мне сказать, что это за «сложные слова»? Ещё какие вопросы? Вот вы узнали, что такое сложное слово, много их знаете, и что…? (Зачем они нужны?)

- Давайте зафиксируем наши вопросы на доске. Это будет план нашего исследования:

1. Какие слова называются сложными?

2. Как образуются сложные слова?

3. Какую роль играют сложные слова в речи?

IV. Открытие новых знаний

1) Работа с учебником.

А)- В каких источниках мы можем найти подтверждение своих предположений? (В учебнике, в словаре, у взрослых, в интернете...) Откройте учебник стр.105 упражнение №123.  2 чел. у доски

Запишем группы родственных слов:

водитель      вода           упаду

водить         водичка      падать

                   водопад       водопад

- Давайте выделим корень в  слове ВОДОПАД.

- Чем это слово отличается от тех, которые мы составляли раньше?

- Вот такие слова и называются СЛОЖНЫМИ.

 - Попробуйте сформулировать сами, какие слова называются сложными. Сверим с выводом учебника стр.106.

Б) -Упражнение №124.1группа - садовод, 2 группа - луноход, 3 группа - волнорез, 4 группа - пустослов. Выделите корни. Запишите родственные слова. Как их удобно записать?

Поставьте ударение. В чём закономерность постановки ударения в сложных словах?

АЛГОРИТМ:

  1. Думаю  над значением слова.
  2. Подбираю родственные слова к первой части.
  3. Выделяю общую часть.
  4. Подбираю родственные слова ко второй части
  5.  Выделяю общую часть.

Проверка: по 1 человеку от группы работают у доски.

2) Соединительная гласная в сложных словах.

Задание 4 на карточках.

Отгадайте загадки:

1 группа- Есть у нас в квартире робот,

 У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает. (Пылесос.)

2 группа -  Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

 Шипит и кипит,

Всем пить чай велит, (Самовар.)

3 группа -  Он отлично варит кашу,

У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Ну, конечно... (кашевар.)

4группа -  Снова солнце печёт сильно,

 Снова солнечный денёк.

Назовите сложным словом:

«Печёт солнце» - ... (солнцепек)

  Запишите слова. Разберите слова по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц)

Проверка по интерактивной доске.(СЛАЙДЫ)

Сверим с выводом учебника стр.106.

А вот сейчас вернёмся к слову САМОЛЁТ  и разберём его по составу( у доски 1 человек из 2групы).

3) Наблюдение над ролью сложных слов в речи.

(На слайде ) Давайте прочитаем предложение: С утра сидит на озере человек, который любит ловить рыбу. Каким словом можно заменить выражение – «Человек, который любит ловить рыбу»? (рыболов) Что это за слово? Как его получили?

-Что удобнее использовать в нашей речи: слово рыболов или  выражение «Человек, который любит ловить рыбу»?  (слово рыболов). Почему?

- Какое тогда получится у нас предложение? С утра сидит на озере рыболов.

- Какое предложение вам больше нравится? Почему?

- Давайте применим полученные знания на практике. Выполним работу самостоятельно. На листе исследования даны предложения (Задание 5). Используйте в них сложные слова вместо выражений или словосочетаний. Запишите полученные предложения. В сложных словах выделите корни и подчеркните соединительные гласные.

(Весной на реке начинается явление, когда ходят  льдины. Друзья подарили нам инструмент, который выдёргивает гвозди. В зоопарке мы видели животное, у которого вместо носа рог. На крыше дома сидит  человек, который чистит трубы.)

- Так зачем нам нужно знать сложные слова? Какую роль они играют в речи? (Их используют для краткости, красоты речи; вместо того, чтобы использовать предложение или словосочетание).

(Слайд)

- Давайте обобщим всё, что мы узнали о сложных словах.

V. Применение новых знаний

1.  На интерактивной доске даны корни слов, дети составляют сложные слова, вставляя соединительные гласные

рыб сам   ход    вар     утк   птиц      кол     везд

сен  нос   лов   вал     снег   лёд       ход     вод

о     е

(По одному ученики работают на интерактивной доске).

 

2.-Послушайте стихотворение  и найдите  неправильные слова.(Читает учитель)

Помогите, объясните»

Кто мне скажет, где бы мог

Поселиться осьмирог?

Кто покажет носонога?

Про него я слышал много.

Объясните мне толково,

Кто такие труболовы?

Подскажите, где на свете

Рыбочиста можно встретить?

И последний мой вопрос,

Что такое ледокос,

И в какое время года

Наступают сеноходы?

3. Сообщение ученика. Назовите сложные слова. (Приложение №2)

 Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.

Носорогами зовут тех, у кого нос на рог похож.

Рыбаки называют плотвицу краснопёрками за красные плавники – перья. Нос утконоса, как у утки. Мух  ловит и растение, и птица. Им дано одно название – мухоловки. Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнулась вправо, влево, перелетела поляну, щёлкнула клювом – и муха поймана.

Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке.

Гузкой в старину называли окончание позвоночника. Трясти гузкой умеют трясогузки. По поверхности пруда скользит на длинных ножках водомерка, словно расстояние по воде отмеряет.  Жук – дровосек кору дерева поедает так, как будто дрова сечет.

Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты.

4. Работа по группам.( Задание 6 на опорном листе)

1группа: 

Составьте и запишите сложные слова.

Сталь варит.

Пчёл разводит.

Вода падает.

Мух ловит.

Овец разводит.

Звёзды падают.

Землю копает.

Волны режет.

Хранит воду.

    Варит кашу.

Выдели корни и подчеркни соединительную гласную.

2 группа:

КРОССВОРД

1.

с

д

2.

а

о

3.

м

х

4.

о

5.

р

л

6.

а

е

7.

п

т

1. Специалист по садоводству.

2.  Паровой двигатель на колесах.

3.  Канал для выхода дыма из печи.

4.  Русская народная игра с пением и плясками.

5. Лес, поваленной бурей.

6. Стихийный ход дела.

      7.Скорострельное автоматическое орудие.

3 группа:

Конструкторское  бюро

сено

кол

рыба  

ход

лёд

косилка

везде

лов

масло

вод

сад  

завод

 4 группа: "Путаница"  Исправьте ошибки. Запишите новые слова, разберите их по составу.

ПЫЛЕХОД

ВЕРТОСОС

ЛЕДОКАТ

САМОВОД

МОРЕЛЁТ

ПАРОЛЁТ

ВОДОХОД

САМОВОЗ

Проверка заданий на интерактивной доске (Слайд)

VI. Итог урока

- Каким секретом сложных слов вы поделились бы с другом? (Сложные слова – слова, которые образовались, когда сложили два корня.)

VII. Рефлексия

"ГОРА УСПЕХА"  Отметьте себя на этой горе.

- Что бы вы себе порекомендовали?

-Давайте оценим своё настроение на уроке.

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 
Вы все очень постарались. 
Вам понравилось, друзья?

- Спасибо за хорошую работу.

VІІІ. Домашнее задание

1. Подберите как можно больше слов, где одна из частей  -ход-. Какие это слова?

2. Составьте кроссворд, используя сложные слова.

3.  Попробуйте сочинить свою сказку .Для этого можно использовать схему:(Приложение 3)

1) Определите место действия (волшебную или реальную страну, край..., дом).

 2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).

 3) Отправьте его в путешествие (куда?).

 4) Определите цель путешествия (зачем?).

 5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).

 6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого?.. как?).

 7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им имена (какие?).

 8) Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?).

 9) Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?).

 10) Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?). (Приложение №3)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (опорные листы для групповой работы)

Опорный лист

1 группа

Задание 1: Составьте слово по схеме и запишите на этот лист(на черте).

ю

д

д

л

й

е

а

у

п

е

ч

с

о

й

т

ч

и

в

н

р

ж

з

р

е

а

9

20

13

2

17

5

16

22

10

8

12

1

3

25

18

19

7

15

6

21

4

23

11

24

14

______________________________________________________________________

Задание 2: Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, запишите в тетрадь, разберите по составу.

 ПАС + УТКА =

Задание 3: Выберите из второго столбика окончание предложения.

 Познакомиться …

-работать в группах;

-со сложными словами;

-наблюдательность;

-уважение к мнению ребят.

Задание 4:

Отгадайте загадку:

Есть у нас в квартире робот,

 У него огромный хобот,

Любит робот чистоту

И гудит, как лайнер «ТУ».

Он охотно пыль глотает,

Не болеет, не чихает.

 Запишите отгадку в тетрадь .Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).

Задание 5:

 Используйте в предложении сложное слово вместо словосочетаний. Запишите полученное предложение в тетрадь.  В  сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.

Весной на реке начинается явление, когда ходят  льдины.

Задание 6:

  Составьте и запишите сложные слова в тетрадь (в столбик).   Выделите корни. Подчеркните соединительные гласные.

     сталь варит

пчёл разводит

вода падает

носит оружие

овец разводит

звёзды падают

землю копает

волны режет

   

Опорный лист

2 группа

Задание 1.  Составить слово  из букв русского алфавита. Запиши на черте.

SСFVЛZОЖWЕQНИJЕ_____________________________________

Задание 2. Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, разберите  по составу. Запишите  в тетради.

 ЛЁТА + СОМ =

Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.

 Учиться …

-работать в группах;

-со сложными словами;

-наблюдательность;

-уважение к мнению ребят.

Задание 4. Отгадай загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

 Шипит и кипит,

Всем пить чай велит.

 Запишите  отгадку  в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).

Задание 5.

Используйте в предложении сложное слово вместо выражения. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.

 Друзья подарили нам инструмент, который выдёргивает гвозди.

Задание 6. Запишите в тетрадь в столбик.

ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД

1.

с

д

2.

а

о

3.

м

х

4.

о

5.

р

л

6.

а

е

7.

п

т

1. Специалист по садоводству.

2.  Паровой двигатель на колесах.

3.  Канал для выхода дыма из печи.

4.  Русская народная игра с пением и плясками.

5. Лес, поваленной бурей.

6. Стихийный ход дела.

      7.Скорострельное автоматическое орудие.

ЗАДАНИЕ: выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

Опорный лист

3 группа

Задание 1. 

 Составить слово из подчёркнутых букв. Запишите на черте.

СТОЛОЕАЖЬЮЕРНИВУЕХЗ__________________________

Задание 2. Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, разберите  по составу. Запишите  на листе и в тетради.

 РЕЛЬС + АС =

Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.

 Развивать …

-работать в группах;

-со сложными словами;

-наблюдательность;

-уважение к мнению ребят.

Задание 4.

Отгадай загадку:

Он отлично варит кашу,

У него особый дар.

Кто нас кормит кашей с маслом?

Ну, конечно...

 Запишите отгадку  в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).

 Задание 5.

Используйте в предложении сложное слово вместо выражения. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.

 В зоопарке мы видели животное, у которого вместо носа рог.

Задание 6.

Конструкторское  бюро

сено

кол

рыба  

ход

лёд

кос

везде

лов

масло

вод

сад  

завод

Составьте и запишите сложные слова в тетрадь в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

Опорный лист

4 группа

Задание 1. Вставить в пропуски гласные буквы. Запишите на черте.

СЛ__Ж_Н __ ___                      ______________________________

Задание 2. 

Игра "БУКВОМИКС" Составьте слово, разберите по составу. Запишите в тетради и на листе.

 ПАРК + ИВА=  

 Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.

 Воспитывать…

-работать в группах;

-со сложными словами;

-наблюдательность;

-уважение к мнению ребят.

 

Задание 4.

Отгадай загадку:

Снова солнце печёт сильно,

 Снова солнечный денёк.

Назовите сложным словом:

«Печёт солнце» - ...

Запишите отгадку  в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).

 Задание 5.

Используйте в предложении сложное слово вместо словосочетания. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном  слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.

На крыше дома сидит  человек, который чистит трубы.

Задание 6.

 Исправьте ошибки. Запишите новые слова в тетрадь в столбик, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.

ПЫЛЕХОД

ВЕРТОСОС

ЛЕДОКАТ

САМОВОД

МОРЕЛЁТ

ПАРОЛЁТ

ВОДОХОД

Приложение №2

Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.

Носорогами зовут тех, у кого нос на рог похож.

Рыбаки называют плотвицу краснопёрками за красные плавники – перья. Нос утконоса, как у утки. Мух  ловит и растение, и птица. Им дано одно название – мухоловки. Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнулась вправо, влево, перелетела поляну, щёлкнула клювом – и муха поймана.

Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке.

Гузкой в старину называли окончание позвоночника. Трясти гузкой умеют трясогузки. По поверхности пруда скользит на длинных ножках водомерка, словно расстояние по воде отмеряет.  Жук – дровосек кору дерева поедает так, как будто дрова сечет.

Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты.

Приложение №3

Попробуйте сочинить свою сказку .Для этого можно использовать схему:

1) Определите место действия (волшебную или реальную страну, край..., дом).

 2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).

 3) Отправьте его в путешествие (куда?).

 4) Определите цель путешествия (зачем?).

 5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).

 6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого?.. как?).

 7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им имена (какие?).

 8) Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?).

 9) Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?).

 10) Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»

Урок русского языка по теме «Слово» является  авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...

Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"

Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".

Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....

технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.

Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...