Технологическая карта урока руссского языка по теме "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Техноогическая карта урока русского языка в 3 классе по программе "Школа 2100". Форма работы на уроке - групповая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.doc | 322 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Кондратьева Нина Дмитриевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №27 г. Мурманска
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: открытие новых знаний
Дата проведения: ноябрь 2015
Технологическая карта изучения темы
«Сложные слова»
Тема | «Сложные слова» |
Цели | - познакомить учащихся с понятием «сложное слово» и образованием сложных слов, с помощью соединительных гласных; - формировать ключевые компетенции обучающихся посредством создания развивающей образовательной среды, используя технологии активных методов обучения; - учить совместной выработке критериев оценки, самооценке своей работы с учетом выработанных критериев. |
Основные понятия | сложные слова, части слова: приставка, корень, суффикс, окончание. |
Межпредметные связи | русский язык, математика, окружающий мир. |
Ресурсы: -основные - дополнительные | - «Русский язык» 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина.– М.: БАЛАСС, 2013г. - 175с., (Образовательная система "Школа 2100") - флипчарт; - интерактивная доска; - опорные листы-конспекты для групповой работы (Приложение 1); - сообщение ученика (Приложение 2). ЭОР: http://w.school2100.ru/pedagogam/lessons/ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb1dc4b2-e58c-43ad-bd2c-4d659e196aab/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BMA_121%5D.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c5875502-d6a1-44e2-b1c9-46539a733a8d/%5BNS-RUS_3-07%5D_%5BIG_123%5D.swf |
Условные обозначения |
|
Форма работы | фронтальная, групповая |
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (опорные листы для групповой работы)
Опорный лист
1 группа
Задание 1: Составьте слово по схеме и запишите на этот лист(на черте).
ю | д | д | л | й |
е | а | у | п | е |
ч | с | о | й | т |
ч | и | в | н | р |
ж | з | р | е | а |
9 | 20 | 13 | 2 | 17 |
5 | 16 | 22 | 10 | 8 |
12 | 1 | 3 | 25 | 18 |
19 | 7 | 15 | 6 | 21 |
4 | 23 | 11 | 24 | 14 |
______________________________________________________________________
Задание 2: Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, запишите в тетрадь, разберите по составу.
ПАС + УТКА =
Задание 3: Выберите из второго столбика окончание предложения.
Познакомиться … | -работать в группах; -со сложными словами; -наблюдательность; -уважение к мнению ребят. |
Задание 4:
Отгадайте загадку:
Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «ТУ».
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
Запишите отгадку в тетрадь .Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).
Используйте в предложении сложное слово вместо словосочетаний. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
Весной на реке начинается явление, когда ходят льдины.
Задание 6:
Составьте и запишите сложные слова в тетрадь (в столбик). Выделите корни. Подчеркните соединительные гласные.
сталь варит пчёл разводит вода падает носит оружие овец разводит звёзды падают землю копает волны режет
|
Опорный лист
2 группа
Задание 1. Составить слово из букв русского алфавита. Запиши на черте.
SСFVЛZОЖWЕQНИJЕ_____________________________________
Задание 2. Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, разберите по составу. Запишите в тетради.
ЛЁТА + СОМ =
Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.
Учиться … | -работать в группах; -со сложными словами; -наблюдательность; -уважение к мнению ребят. |
Задание 4. Отгадай загадку.
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
Запишите отгадку в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).
Задание 5.
Используйте в предложении сложное слово вместо выражения. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
Друзья подарили нам инструмент, который выдёргивает гвозди.
Задание 6. Запишите в тетрадь в столбик.
ОТГАДАЙТЕ КРОССВОРД
1. | с | д | |||||
2. | а | о | |||||
3. | м | х | |||||
4. | о | ||||||
5. | р | л | |||||
6. | а | е | |||||
7. | п | т |
1. Специалист по садоводству.
2. Паровой двигатель на колесах.
3. Канал для выхода дыма из печи.
4. Русская народная игра с пением и плясками.
5. Лес, поваленной бурей.
6. Стихийный ход дела.
7.Скорострельное автоматическое орудие.
ЗАДАНИЕ: выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Опорный лист
3 группа
Задание 1.
Составить слово из подчёркнутых букв. Запишите на черте.
СТОЛОЕАЖЬЮЕРНИВУЕХЗ__________________________
Задание 2. Игра "БУКВОМИКС". Составьте слово, разберите по составу. Запишите на листе и в тетради.
РЕЛЬС + АС =
Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.
Развивать … | -работать в группах; -со сложными словами; -наблюдательность; -уважение к мнению ребят. |
Задание 4.
Отгадай загадку:
Он отлично варит кашу,
У него особый дар.
Кто нас кормит кашей с маслом?
Ну, конечно...
Запишите отгадку в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).
Задание 5.
Используйте в предложении сложное слово вместо выражения. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
В зоопарке мы видели животное, у которого вместо носа рог.
Задание 6.
Конструкторское бюро
сено | кол |
рыба | ход |
лёд | кос |
везде | лов |
масло | вод |
сад | завод |
Составьте и запишите сложные слова в тетрадь в столбик. Выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
Опорный лист
4 группа
Задание 1. Вставить в пропуски гласные буквы. Запишите на черте.
СЛ__Ж_Н __ ___ ______________________________
Задание 2.
Игра "БУКВОМИКС" Составьте слово, разберите по составу. Запишите в тетради и на листе.
ПАРК + ИВА=
Задание 3. Выберите из второго столбика окончание предложения. Прочитайте.
Воспитывать… | -работать в группах; -со сложными словами; -наблюдательность; -уважение к мнению ребят. |
Задание 4.
Отгадай загадку:
Снова солнце печёт сильно,
Снова солнечный денёк.
Назовите сложным словом:
«Печёт солнце» - ...
Запишите отгадку в тетрадь. Разберите слово по составу .Сделайте вывод, когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.(после твёрдых согласных, мягких согласных, шипящих согласных, после буквы Ц).
Задание 5.
Используйте в предложении сложное слово вместо словосочетания. Запишите полученное предложение в тетрадь. В сложном слове выделите корни и подчеркните соединительную гласную.
На крыше дома сидит человек, который чистит трубы.
Задание 6.
Исправьте ошибки. Запишите новые слова в тетрадь в столбик, выделите корни, подчеркните соединительные гласные.
ПЫЛЕХОД
ВЕРТОСОС
ЛЕДОКАТ
САМОВОД
МОРЕЛЁТ
ПАРОЛЁТ
ВОДОХОД
Приложение №2
Птицы, рыбы, звери, насекомые получили свои названия не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.
Носорогами зовут тех, у кого нос на рог похож.
Рыбаки называют плотвицу краснопёрками за красные плавники – перья. Нос утконоса, как у утки. Мух ловит и растение, и птица. Им дано одно название – мухоловки. Сидит на ветке птичка, словно без дела. Вдруг метнулась вправо, влево, перелетела поляну, щёлкнула клювом – и муха поймана.
Ни одно насекомое не пролетит мимо прекраснейшего цветка. Сядет полюбоваться на лепестки, а лепестки тут же сомкнулись – и муха в ловушке.
Гузкой в старину называли окончание позвоночника. Трясти гузкой умеют трясогузки. По поверхности пруда скользит на длинных ножках водомерка, словно расстояние по воде отмеряет. Жук – дровосек кору дерева поедает так, как будто дрова сечет.
Чтобы разгадать секреты названий, надо внимательно приглядеться к животным и растениям, и секреты будут раскрыты.
Приложение №3
Попробуйте сочинить свою сказку .Для этого можно использовать схему:
1) Определите место действия (волшебную или реальную страну, край..., дом).
2) Выберите или сочините имя сказочного героя (какое?).
3) Отправьте его в путешествие (куда?).
4) Определите цель путешествия (зачем?).
5) Выберите волшебные средства (с помощью чего?).
6) Выберите помощников (зверей, птиц), сведите их с героем (с помощью кого?.. как?).
7) Определите злодеев и друзей (кого?), дайте им имена (какие?).
8) Придумайте препятствия и испытания в путешествии главного героя (какие?).
9) Придумайте хороший конец, в котором главный герой добивается цели (каким образом?) и получает награду (какую?).
10) Можете придумать и волшебное заклинание (против чего? какое?).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка:"Три группы слов: названия, указатели, помощники".
Технологическая карта урока,реализующего формирование УУД...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Слово»
Урок русского языка по теме «Слово» является авторской разработкой учителя начальных классов МБОУ Междуреченская СОШ В.В. Ворошиловой. В технологической карте урока четко просле...
Технологическая карта урока русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России"
Урок русского языка "Как переносить слова с одной строки на другую?",2 кл., "Школа России",ФГОС...
Технологическая карта урока русского языка по теме " Слова-антонимы"
Урок по программе "Школа 21 века"...
Технологическая карта урока русского языка по теме: "Слово и его значение".
Технологическая карта предназначена для учителя начальных классов, содержит предметные и метапредметные результаты. УМК "Планета знаний". 2 класс....
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Технологическая карта урока...
технологическая карта урока.Русский язык. Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы.
Конспект урока по русскому языку.Суффиксы слов, называющих предметы и признаки...