склонение имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Денисова Светлана Альбертовна

конспект урока по русскому языку "Склонение имен существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока33 КБ

Предварительный просмотр:

Денисова С.А.

учитель начальных классов

МОУ СОШ №25 г.Сочи

Урок русского языка

в 3 классе

Тема: Склонение имен существительных.

Цели: 1. обобщить и систематизировать знания о падежах имен   существительных; расширить знания о существительном как о части речи;

2. развивать умение различать падежи по их признакам;

3.использовать и обрабатывать информацию в традиционных источниках при обогащении словарного запаса, развитии монологической речи.

4.развивать умения работать в парах, использовать элементы контроля и взаимоконтроля учащихся, вносить необходимые коррективы.

5.обучать использованию карточки достижений для формирования умений объективно оценивать  результат своей деятельности;

6. воспитывать любовь к русскому языку, прививать интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, музыкальная записи звуков леса, пения дрозда, маски или шапочки для театрализации, «Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова», загадки, потешка, стихи.

Раздаточный материал: карточки индивидуального опроса; инструкции для проверки домашнего задания, выполнения самостоятельной работы, работы в парах; толковый и орфографический словарь для учащихся начальных классов; карточка личных достижений.

Таблица формирования универсальных учебных действий

Этапы урока

Формирование предметных умений

Формирование УУД

Организационный

момент

Привитие культуры умственного труда.

Р. Планирование учебного сотрудничества.

Актуализация знаний

Определение значения слова с помощью толкового словаря,

выражение собственного мнения, аргументирование его с учётом ситуации общения.

Р. Целеполагание на основании соотнесения того, что известно и усвоено уч-ся и что ещё неизвестно

К. Поиск информации в традиционных источниках.

Проверка домашнего здания

Соблюдение нормы русского литературного языка в собственной речи, практическое использование знания о падежах.

Р. Выбор для выполнения определённой задачи: справочной литературы, памятки. 

К. формулирование собственного мнения и позиции, аргументирование своей точки зрения с помощью фактов и дополнительных сведений

Самостоятельная работа по карточкам

Группировка имён существительных по определённым признакам.

Развитие умения распознавать падежи.

Р.Планирование, определённая последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата.

Р.Самоконтроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном, оценка результатов собственной деятельности.

П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.

П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.

Словарная работа.

Расширение словарного запаса учащихся, развитие логических операций;

Развитие навыка определения категорий числа и рода.

П. Анализ объекта с целью выделения признаков, синтез.

К. Отстаивание своей точки зрения, соблюдая правила речевого этикета.

Упражнения в склонении имен существительных.

Развитие умения изменять имена существительные по падежам (или склонять)

Р. Составление плана и последовательности действий.

Р. Контроль в форме сличения способа действия и результата с заданным эталоном, оценка результатов собственной деятельности.

Работа в парах.

Отработка навыка определения падежей имён существительных.

К. Умение слушать и вступать в диалог.

К. Управление поведением партнёра.

К. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Домашнее задание.

Закрепить навык распознавания имён существительных винительного падежа.

Р. Целеполагание как постановка учебной задачи на основании того, что уже известно и усвоено уч-ся, и того, что ещё неизвестно.

Итоговый тест «Найди лишнее слово»

Обобщение знаний о склонении существительных, умение распознавать слова, стоящие в определённом падеже.

П. Логические универсальные действия: анализ, синтез, классификация.

П. Выбор наиболее эффективных форм решения проблем.

Систематизация имеющихся знаний.

Повторение правописания изученных орфограмм (правописания слов с безударными гласными, парными согласными в корне).

П. Постановка и решение проблем, самостоятельный способ решения

Р. Составление плана и последовательности действий

Итог урока. Обобщение.

Развитие монологической речи учащихся.

Обучение детей самоанализу деятельности на уроке, объективно оценивать работу.

Л. Эмоциональная сформированность  потребности в самовыражении, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

К. Формулировка собственного мнения и позиции

Ход урока

I. Организационный момент. Слайды 1 -5

-Здравствуйте, ребята! Начнём урок русского языка. Но сначала настроимся на плодотворную работу. (слова стихотворения повторяются хором).

Мы удачливы, здоровы,    дети протягивают друг другу руки, здороваясь   с  одноклассниками                                                                                                                                                                                                                                         И к работе все готовы.                                                                                                                                        Голова наша светла,  

Отдохнула до утра.      

             

Мышцы стали все сильнее,        вытягивают руки вверх, поднимаются на носочки                                                                                                          Каждый орган - здоровее.                                                                                                                           Нервы крепкие - стальные,        повороты головы по часовой стрелке и обратно                                                                                                                Как пружинки заводные.             в очень медленном темпе

Ноги - руки - все в движенье      руки на поясе, наклоны туловища влево, вперед,  вправо,                                                                                                                             Вот и снято напряженье.              назад в очень медленном темпе                                                                                                       Влево - вправо повернусь,                                                                                                                              Солнцу низко поклонюсь:             поклон   в древнерусском стиле                                                                                        «Здравствуй, матушка-природа!                                                                                                                   Мы с тобой одного рода.

Друг без друга жить не сможем,    повернуться к соседу,                                                                                              И друг другу мы поможем.              подарить улыбку                                                                                                                                                                                                                    Мы - частички, ты и я.                    повернуться к учителю,                                                                                                              Это значит, мы семья!»                   обменяться с ним улыбками и хорошим настроением

II. Актуализация знаний. Слайды 6-7

-Чему мы научились на прошлых уроках? (Пользуясь алгоритмом действий, правильно определять падеж имён существительных).

-На доске записано слово:

ОБОБЩЕНИЕ

-Что по вашему мнению оно обозначает?

-Чем воспользуемся для объяснения значения слова «обобщение»? (Толковыми словарями)

-Каким образом объясняется значение слова в толковом словаре? (Дети зачитывают объяснение)

ОБОБЩЕНИЕ - общий вывод, общее положение, основанные на изучении отдельных фактов, явлений.

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем сегодня обобщать свои знания? Сформулируйте цель нашего урока. (обобщение знаний о падежах имен   существительных).

- А какие знания о существительном нам необходимы для закрепления умения правильно определять падежи? (различать части речи, знать виды имен существительных, уметь определять их род и число).

-Послушайте музыкальный фрагмент и ответьте на вопрос: куда мы сегодня совершим путешествие, обобщая свои знания об имени существительном? (в сказку).

III. Проверка творческого домашнего задания. Слайды 8 - 9

-Сегодня мы совершим путешествие по Стране Падежей.  Открыть ворота нам помогут волшебные предложения, каждое слово которых начинается не первую букву названия падежа (дети читают составленные дома предложения).

-Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, прочитайте в тетради составленные предложения, проверьте правильность их написания, отметьте в карточке достижений соседа красным цветом - очень старался и  выполнил задание правильно; зелёным старался, но есть недочёты; синим – надо ещё постараться.

-Наш замок открыт. И так, в путь!

-Страну Падежей заколдовала злая волшебница Ошибия. Она всех обманула и провела. Но с нами ей не справиться. Давайте освободим Падежи! Для этого мы должны пройти трудный путь и выполнить много заданий. А победим мы злую волшебницу своими знаниями.

-Что же такое имя существительное? Как его можно отличить от других частей речи?

IV. «В гости к гномам» - самостоятельная работа. Слайды 10-11

- Жили в волшебной стране гномы. Они были очень добрые, а злая волшебница заставила их навсегда забыть свои имена. Чтобы помочь им, вы должны вспомнить все виды существительных. А их тоже четыре.

-Помогайте, ребята! (одушевлённое, неодушевлённое, собственное, нарицательное).

-Прочитайте стихотворения в карточке и запишите из него в два столбика собственные и нарицательные имена существительные (1 вариант), одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (2 вариант).  Приложение 2.

V. Самопроверка выполненных заданий по карточке. ( Контроль в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения ошибок) Приложение 2.

- Подведём итог выполненного индивидуального задания по карточке:

красным цветом – умело применил знания, ошибок нет. Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.

- Дадим гномам новые имена. Какие мужские имена встретились вам в стихах? (Данила, Дима, Саша, Паша)

VI. «Словарный лес» - упражнения в определении числа и рода имён существительных. Слайд 12

- У нас на пути «словарный» лес. Здесь мы с вами наберём полную корзину ягод. Все слова злая Ошибия зашифровала в кроссворде. Нужно не только угадать слово, но и назвать его число и род (ребята вписывают слова в кроссворд на интерактивной доске, устно называют род и число).

Ищи слова не наудачу,

Ответы все в стихах – задачах.

И в клетки, что пока пусты,

Ответы эти впишешь ты.

1.Клубнику, смородину, клюкву, малину

   Сорвём и положим в большую …корзину

2.Низок, да колюч,

   Сладок, да не пахуч,

   Ягоду сорвёшь –

   Всю руку обдерешь.   крыжовник

3.Вкус у ягоды хорош,

   Но сорви её поди-ка:

   Куст в колючках, будто ёж, -

   Вот и назван …ежевика

4.В сенокос горька,

   А в мороз сладка.

   Что за ягодка?    рябина

5.Я – капелька лета

   На тоненькой ножке,

   Плетут для меня кузовки и лукошки.  земляника

6. Осень в сад к нам пришла,

    Красный факел зажгла.

    Здесь дрозды, скворцы снуют

    И, галдя, его клюют.     калина

7.Чёрных ягод пышный куст –

    Хороши они на вкус!     смородина

8. Я похожа на малину,

    Только без колючек,

    В тундре летом созреваю,

    Красной, рыжею бываю.  морошка

9.Красненькая матрёшка,

   Беленькое сердечко. малина

VII. Зрительная физминутка «Прогулка в лес» Слайд 13-16

Мы отправились гулять.
Грибы - ягоды искать
Как прекрасен этот лес.
Полон разных он чудес.
                                                                                                                                                                                                                                      Светит солнце в вышине!                                                                                                                                                                                                             Вот грибы растут на пне.

Дрозд на дереве сидит.

Ежик под кустом шуршит.

Слева ель растет – старушка,

Справа сосенки – подружки.

 Где вы, ягоды, ау!

Все равно я вас найду!                                                                                                                                                                                                                    Загляни ты снова в лес!                                                                                                                                                                     Много разных там чудес!

VIII. «Избушка на курьих ножках» -  упражнения в склонении имен существительных. Слайд 17

-Смотрите, избушка на курьих ножках. А в избушке живёт чёрный кот.

Не пропустит он вас, без сомнения,

Пока не объясните ему, что такое склонение?

-Просклоняем слово кот (один ученик выполняет задание на доске, другие в тетради)

-А теперь проверим, и поможет вам в этом стихотворение в рабочей тетради на с.37 в упражнении 4. Я читаю, а вы договариваете слово.

-Подведём итог выполненного задания:

красным цветом – я знаю правильное написание слова в различных падежах, ошибок нет. Зелёным – допустил одну ошибку, запомню правильное написание данного слова. Синим – забыл написание слова в некоторых падежах, следует систематически повторять вопросы падежей.

-Вспомните, а какие существительные не склоняются? (метро, кино, пальто и т.д.)

- Послушайте «весёлый урок» РАДИОНЯНИ и постарайтесь запомнить как можно больше несклоняемых существительных. Слайд 18

-А теперь поиграем в парах, называйте по очереди несклоняемые имена существительные, кто назовёт последнее слово, тот и выиграл.  

IX. «Замок Падежей» - работа в парах.

- Открыть двери замка можно только при помощи специального буквенного кода. Узнать его поможет ваша работа в парах. Определите, кто из вас в вашей паре будет исполнителем, кто консультантом. Внимательно обдумайте задание, обсудите, запишите вариант вашего совместного решения, проверьте, правильно ли всё записано.        Приложение 2.

-Определите падежи существительных в стихотворении.

И.п.  Сорока-белобока

Д.п.  По бережку скакала,

В.п. Детишек скликала,

Т.п. Кашкой угощала.

-Проведите проверку задания в парах (приложение 2) :  красным цветом – умело применил знания, ошибок нет, верно указаны падежи. Зелёным – возникли некоторые проблемы, допустил две ошибки. Синим – были существенные ошибки, следует повторить правила.

-И так, Падежи свободны! (к доске выходят ученики, изображающие падежи и читают стихи) – приложение 1.

X. Комментирование, запись домашнего задания.

-«Русский язык – 3класс» с.81, упр. 110.

XI. Итоговый тест «Найди лишнее слово».

Интерактивная игра: найди лишнее слово в «цепочке» слов, определи их общий признак, а также попробуй найти лишнее слово, используя природоведческие знания. Докажи свой ответ.

XII. Итог урока. Систематизация имеющихся знаний.

1. Беседа – обобщение по вопросам:

-Чему сегодня был посвящён урок?

-Что ты открыл для тебя сегодня на уроке?

-Какой вид упражнений был особенно интересен? Чем?

-Каким образом можно применять знания о падежах в практической деятельности? (при написании сочинений, изложений, в письмах, документах и т.д.)

-С какими литературными произведениями ты встретился на уроке? (загадки, потешки, стихи). Для чего они нужны в нашей речи? (они делают нашу речь образной, выразительной).

2. Составление алгоритма определения падежа.

Расставьте последовательность действий по определению падежа на доске:

 Находим имя существительное.

 Если по вопросу трудно определить падеж, то подставляем слово-помощник или определяем падеж по предлогу.

 Определяем слово в предложении, от которого можно поставить вопрос к существительному.

 Задаём вопрос.

3. Подведение итога работы по карточке достижений.

-Как оцениваешь свою работу на протяжении всего занятия?

-Ответы каких одноклассников были точны и полны?

-Какие чувства, эмоции испытывал на протяжении всего урока?

-Если бы тебя попросили изобразить эмоции в виде цветового пятна, какой бы цвет ты выбрал? Раскрась гномика на карточке достижений выбранным цветом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Три склонения имени существительного. Первое склонение имени существительного».

Закрепление знаний учащихся о правописании и изменении по падежам существительных первого склонения....

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных»

Урок по русскому языку «Три склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных» для 4 класса УМК "Школа России"Цель: дать общее пред...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме «Три склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных»

Цели: дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе; познакомить с признаками имен существительных 1-го склонения; учить распознавать имена существительные ...

Урок русского языка. 4-й класс.Три склонения имен существительных. Первое склонение имен существительных.

Цель:ознакомление учащихся с тремя типами склонений имен существительных в единственном числе, грамматической категорией имени существительного – 1 склонение.Задачи:Создать условия для «от...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...