Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Тема урока:« В царстве корней»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кочиева Люся Сергеевна

Знакомство  с признаками однокоренных слов;

·       учить выделять общую часть родственных слов;

·       развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Открытый урок

по русскому языку                                                    

во 2 классе.

Тема урока: « В царстве корней»

фон леса

Учитель начальных классов МБОУ СОШ

 с.Нижняя Саниба РСО- Алания                                      Байкулова Люся Сергеевна.

                     

2013 год.

 Тема урока: « В царстве корней»

Цели урока:

·       познакомить с признаками однокоренных слов;

·       учить выделять общую часть родственных слов;

·       развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

·       развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;

·       воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.

 Оборудование:

·      презентация «В царстве корней»;

·      опорная таблица;

·      учебник «Русский язык» 2 класс.

Интеграция:

 ·      русский язык, окружающий мир

Организация учебной деятельности:

 

·      индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Ход урока:

Приветствие.

1.  Сообщение темы и целей урока.

-     Громко прозвенел звонок –

      Начинается урок.

     Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.

    Работаем старательно, слушаем внимательно.

-    Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского  языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.

Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.

(Слайд № 1)

- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.

 2.    Чистописание

(Слайд № 2)

 - Отгадайте загадку:

 «Весной веселит, летом холодит,

  Осенью питает, зимой согревает».

(Дерево)

- Объясните смысл загадки.

  Дд      до    дя      

 

3.    Комментированное письмо.

  Дерево живет корнями, а человек друзьями.

- Что это за высказывание?

 (Пословица)

  - Как вы её понимаете?

  - Прокомментируйте, запишите.

  - Проверьте друг у друга.

 4. Работа по теме урока.

  (Слайд № 3)

   1)  -Какие значения имеет слово «корень»:

 * подземная часть растения,

   * часть волоса, зуба, ногтя,

   * начало, источник чего-либо.

    «Так же как и у кустов, корень есть у слов».

 2) -  Что же такое корень?    Выделите главное.

      Послушайте сказку:

    Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

 Делаем вывод:  «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».

 

3) Стр. 80 учебника, читаем правило.

-Как называется общая часть?

-Какие слова называются однокоренными?

На доску вывешивается таблица:

родственные слова            близкие по смыслу                     общая часть

    корень слова

 4) Упр. 2, стр. 80.

 5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".

   -Как вы думаете, когда так говорят?

   Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.

 6) Слайд № 5:

«Как растут слова»:

    Как-то много лет назад

    Посадили странный сад.

    Не был сад фруктовым –

  Был он только словом.

  Это слово – слово-корень,

  Разрастаться стало вскоре

   И плоды нам принесло –

  Стало много новых слов.

   Вот из сада

  Вам рассада.

   Вот еще посадки рядом.

  А вот садовод.

  С ним садовник идет.

 Очень интересно

 Гулять в саду словесном.

- Назовите однокоренные слова.

   Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.

 5.Физкультминутка.

    Вы, наверное, устали?

   Ну, тогда все дружно встали.

   Ножками потопали 1-2-3,          

   Ручками похлопали 1-2-3.

   Покрутились, повертелись.

   И за парты все уселись.

   Глазки крепко закрываем,

   Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.

   Открываем, поморгаем

   И работать продолжаем.

 6. Закрепление изученного материала.

1)    - А сейчас мы подошли к лесной речке.

(Слайд № 6.)

   - Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:                                                

 Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.

2) (Слайд № 7.)

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула  на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

·     Кто же оказался чужаком среди родственников воды?  

·     Почему гости не сразу приметили чужака?

·     Не поможете ли вы ему найти родственников?

 (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

.  Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

·      -Как пишутся корни в однокоренных словах?  (Одинаково.)

·     Какое значение в жизни человека имеет вода?

3)    «Какое слово лишнее?»

 (Слайд № 8.)

   Списать однокоренные слова, выделить корень.

 Лес,  лесной,  лестница,  лесник.

  Гора, гореть, горный, пригорок.

  Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

  Гриб, грибок, грибной, грибница.

7.  Физминутка.  (Слайд 9)

( Осетинский танец)

-Ребята, мы с вами живём в Великой России.

Россия имеет много республик. Наша  республика – Республика Северная Осетия – Алания. Это райский уголок осетинского танца, могучих вековых гор и родина Коста. Мы осетины, а они очень любят наш традиционный танец « Хонга». Давайте, станцуем.  (на месте)

(Слайд № 10.)

 4) Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.      

      Гусята,  гуськом,  с  гусаком.

   -Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

5) Слайд № 11.

Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо...

Жили-были серый еж

И его ежиха.

Серый еж был очень тих,

И ежиха тоже.

И ребенок был у них -

Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

8. Рефлексия.

·     Какие слова называются родственными?

·     Что такое корень слова?

·     Какие слова называются однокоренными?

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

 9. Домашнее задание: Стр. 116, упр. 10.

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня".

Конспект  урока по русскому языку, тема "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня", 3 класс, разработан в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон....

4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.

Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».

Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...

Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщающий урок по разделу «Безударные гласные в корне слов»

Русский язык. 2 класс.  Тема: «Обобщающий урок по разделу  «Безударные гласные  в корне слов».  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма: Игра «Счастливый случай»...