Открытый урок по русскому языку во 2 классе. Тема урока:« В царстве корней»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Знакомство с признаками однокоренных слов;
· учить выделять общую часть родственных слов;
· развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с признаками однокоренных слов; • | 76.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку
во 2 классе.
Тема урока: « В царстве корней»
Учитель начальных классов МБОУ СОШ
с.Нижняя Саниба РСО- Алания Байкулова Люся Сергеевна.
2013 год.
Тема урока: « В царстве корней»
Цели урока:
· познакомить с признаками однокоренных слов;
· учить выделять общую часть родственных слов;
· развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;
· развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость, речь;
· воспитывать трудолюбие, прилежание, бережное отношение к воде, любовь к природе.
Оборудование:
· презентация «В царстве корней»;
· опорная таблица;
· учебник «Русский язык» 2 класс.
Интеграция:
· русский язык, окружающий мир
Организация учебной деятельности:
· индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Ход урока:
Приветствие.
1. Сообщение темы и целей урока.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
- Ребята, сейчас у нас урок русского языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
(Слайд № 1)
- Сели ровно, приготовились к минутке чистописания.
2. Чистописание
(Слайд № 2)
- Отгадайте загадку:
«Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает».
(Дерево)
- Объясните смысл загадки.
Дд до дя
3. Комментированное письмо.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
- Что это за высказывание?
(Пословица)
- Как вы её понимаете?
- Прокомментируйте, запишите.
- Проверьте друг у друга.
4. Работа по теме урока.
(Слайд № 3)
1) -Какие значения имеет слово «корень»:
* подземная часть растения,
* часть волоса, зуба, ногтя,
* начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень есть у слов».
2) - Что же такое корень? Выделите главное.
Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».
3) Стр. 80 учебника, читаем правило.
-Как называется общая часть?
-Какие слова называются однокоренными?
На доску вывешивается таблица:
родственные слова близкие по смыслу общая часть
корень слова
4) Упр. 2, стр. 80.
5) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".
-Как вы думаете, когда так говорят?
Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.
6) Слайд № 5:
«Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Назовите однокоренные слова.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
5.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали 1-2-3,
Ручками похлопали 1-2-3.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6. Закрепление изученного материала.
1) - А сейчас мы подошли к лесной речке.
(Слайд № 6.)
- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:
Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.
2) (Слайд № 7.)
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
· Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
· Почему гости не сразу приметили чужака?
· Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
. Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
· -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
· Какое значение в жизни человека имеет вода?
3) «Какое слово лишнее?»
(Слайд № 8.)
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
( Осетинский танец)
-Ребята, мы с вами живём в Великой России.
Россия имеет много республик. Наша республика – Республика Северная Осетия – Алания. Это райский уголок осетинского танца, могучих вековых гор и родина Коста. Мы осетины, а они очень любят наш традиционный танец « Хонга». Давайте, станцуем. (на месте)
(Слайд № 10.)
4) Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком.
-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
5) Слайд № 11.
Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
8. Рефлексия.
· Какие слова называются родственными?
· Что такое корень слова?
· Какие слова называются однокоренными?
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
9. Домашнее задание: Стр. 116, упр. 10.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку. 2 класс.Тема: "Безударная гласная в корне". УМК "Школа России" (К моей презентации).
Открытый урок по русскому языку....
Открытый урок по русскому языку 3 класс тема:обобщение изученного о глаголе (урок -путешествие)
Обобщение изученного о глаголе...
Конспект урока по русскому языку, 3 класс Тема: "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня".
Конспект урока по русскому языку, тема "Удвоенный согласный на стыке приставки и корня", 3 класс, разработан в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон....
4.Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.
Открытый урок по русскому языку 2 класс. Тема урока: Разграничение приставок и предлогов.Конспект урока и технологическая карта....
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Открытый урок. Русский язык. 3 класс.Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».
Русский язык3 классТема: «Правописание безударных гласных в корне слова. Обобщение».Цель: развивать умение распознавать слова с безударной гласной в корне слова.Задачи:...
Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщающий урок по разделу «Безударные гласные в корне слов»
Русский язык. 2 класс. Тема: «Обобщающий урок по разделу «Безударные гласные в корне слов». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма: Игра «Счастливый случай»...