Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы
статья по русскому языку (1 класс) на тему
В статье раскрывается тема работы учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение уровня грамотности младших школьников
на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля
при определении орфограммы
Психологи утверждают, если ребёнок написал один раз слово с ошибкой,
то ему надо до 40 раз, а некоторым и больше, написать это слово без ошибки, чтобы забыть первоначальное начертание.
Н.С.Рождественский подчёркивал, что «…лучше не столько исправлять ошибки, сколько их предупреждать. Если же ученик допустил ошибку, то следует упорно бороться с ней, привлекая к этой борьбе самого ученика. Активная борьба учащихся с ошибками – залог успешного усвоения учащимися грамотности».
Развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы – задача сложная и обычно включает три этапа:
1. Выделение нескольких групп учащихся, отличающихся
а) различным уровнем усвоения материала на данный момент;
б) уровнем работоспособности и темпом работы;
в) особенностями восприятия, памяти, мышления.
2. Составление алгоритмов и подбор упражнений, включающих различные приемы, помогающих учащимся самостоятельно справиться с заданием или связанных с увеличением объема и сложности задания.
3. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым изменяется характер дифференцированных заданий.
«Грамотное письмо, - писал Н.С.Рождественский, - не просто движение пишущей руки, а особая умственная деятельность».
Самый важный шаг в решении орфографической задачи - это определение орфограммы, и делать его ученик обязан научиться сам. Когда школьник сам обнаружит расхождение между правописанием и произношением, сам ответит на вопрос, написание каких букв надо проверить; в какой части они находятся, он может самостоятельно себя контролировать.
Не научив ребёнка отвечать на эти вопросы, я сведу на нет знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограммы в процессе письма и не может себя проконтролировать, т.е. проверить.
Применить правило – это выполнить в определённой последовательности ряд мыслительных операций.
Н.Ф.Талызина пишет, что «правило в готовом виде не может быть пересажено в голову учащихся. Знания не могут быть усвоены вне действий обучаемого, т.к. знания – это составная часть умений и навыков».
Умения и навыки формируются на основе знания теории, правила, инструкции, указания, также «по образцу» – на основе подражания, по принципу «делай, как я».
Действие самоконтроля состоит в сопоставлении совершаемого действия или его результата с соответствующими образцами: конкретными или существующими в сознании.
Ученик должен многократно возвращаться к образцу, сопоставлять с ним свои действия, анализировать их, корректировать. Образец может быть внешним (памятка, опора, схема) и внутренним (память, свой «компьютер»)
Орфографические навыки самоконтроля должны стать автоматизированными компонентами сознательной деятельности.
А к автоматизации компонентов можно прийти только через многократные упражнения, в ходе выполнения которых ряд мыслительных операций будет свёртываться, значит, «шагов» в определении написания нужной буквы ученик будет делать меньше.
Начало формирования навыка самоконтроля при определении орфограммы - это постановка ударения в слове.
С периода обучения грамоте, когда ученики практически знакомятся с ударением, в каждом слове, кроме односложных, мы ставим ударение. Я пытаюсь довести эту операцию до автоматизма. Дети ставят ударение и во 2, и в 3, и в 4 классах. Ведь на правописание безударной гласной в корне, окончании ученики допускают много ошибок. Это первый «шаг», а второй – дети невольно начинают оперировать понятием «безударный гласный».
Формируется навык самоконтроля: под ударением пишу, что слышу, безударную – вспоминаю, спрашиваю, и…проверяю, т.к. ещё в период обучения грамоте я знакомлю их с понятием родственные слова и корень, как общая часть родственных слов.
Всё, что мы пишем под диктовку, списываем – проговариваем, комментируем, объясняем, оставляем «следы размышления» в тетради, приучающие детей к самоконтролю.
Вся работа в 1-м классе ведётся коллективно, с проговариванием и комментированием.
К моменту изучения правила о правописании безударной гласной во 2-м классе, мои ученики сознательно оперируют понятиями «безударная гласная», «родственные слова», «корень».
Развивать навыки самоконтроля помогают и уроки чтения. Ещё в первом классе, работая с текстом, вводила задания: поставь ударение в словах этого предложения; объясни значение слова, подбери родственников (устно); выдели корень, приставку во 2 классе (карандашом в тексте).
Опять же оперируем понятием «безударная гласная». Эту работу продолжаю из класса в класс.
Важной ступенью навыков самоконтроля является правильное орфографическое списывание. В период обучения грамоте школьники начинают учиться списывать слова, предложения. Одним из способов превращения списывания в эффективное средство обучения грамотному письму является алгоритм действий при списывании (памятка):
- Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
- Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
- Выдели орфограммы в списываемом тексте.
- Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во время письма).
- Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
- Пиши, диктуя себе, как проговаривал последние 2 раза.
- Проверь написанное:
-читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
-подчеркни орфограммы в написанном;
-сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
В этой памятке указано не только то, что надо делать, но и зачем. При таком списывании происходит развитие основ грамотного письма и его осознанности.
Ступенями развития самоконтроля являются проговаривание и комментирование.
Ещё в конце 19 в. профессиональный методист Д.И.Тихомиров рекомендовал: «На уроках правописания хорошо заставлять детей произносить слова не так, как они обыкновенно выговариваются, а как пишутся… Ребёнок хорошо понимает, почему он так произносит, и ни в коем случае так говорить не будет».
Роль такого проговаривания Д.И.Тихомиров объяснял так: « Чтобы произвести более сильное впечатление, которое бы засело в памяти слуха».
Проговаривание (или орфографическое чтение) – это произношение слова по слогам в соответствии с написание его звуков, т.е. оно «проясняет» написание слова в соответствии с его орфографией.
Начинается эта работа в период обучения грамоте.
Слова для проговаривания объединяю, чтобы помочь запоминанию написания слов (например, все слова на О, на А и т.п.; или по морфологическому признаку: сад, садовник, садовод, садовый, посадить, посадка.) Тут же идёт развитие представления об однокоренных словах.
Если проговаривание применяется к написаниям, которые объясняются правилами, то проговаривать нужно после их объяснения, а не до него. Главная роль проговаривания в этих случаях – зафиксировать после его проверки по правилу.
Нужно помнить, что проговаривание приносит ученику пользу только в том случае, когда он сам проговаривает слово, а не слушает подсказку боле сильного обучающегося или учителя.
Комментирование – это объяснение в процессе письма. В его основе лежит стремление научить детей применять изученные правила, приучать учеников «мгновенно выполнять их». С.Н.Лысенкова в книге «Когда легко учиться» пишет: «Комментированное письмо выполняет функцию «управления» процессом познания, обучение со стороны самих учащихся»
Приёмы комментирования нужно использовать наряду с применением различных « опорных схем», помогающих понять ученику содержание того или другого правила, т.к. без тщательной предварительной работы над компонентами, содержанием каждого правила, никакое комментирование (т.е. объяснение в процессе записи) не может быть эффективным.
Используя на уроках различные приёмы самоконтроля, я помогаю детям не только усвоению знаний, формированию умений и навыков, но и помню о воспитательном и психологическом аспектах каждого приёма и, прежде всего о том, что формирование навыков самоконтроля оказывает непосредственное влияние на формирование такой черты личности, как самооценка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/02/picture-381520-1709350092.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка через решение проектных задач
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации и актуализации материала по проблеме использования метода проектных задач в начальных классах на уроках русского языка с целью ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/29/picture-452729-1401376818.jpg)
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: «Психолого-педагогические условия формирования орфографической грамотности младших школьников на уроке русского языка».
Работа состоит из двух частей теоритической ( анализ литературы) и практической(эксперементальная работа)...
Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определении орфограммы
В статье раскрывается работа учителя над повышением уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка через развитие навыков самоконтроля при определение орфограммы....
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/10/picture-440174-1447186120.jpg)
Повышение уровня грамотности младших школьников на уроках русского языка
Теоретические аспекты проблемы повышения общей грамотности младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/18/picture-1490797-1697661815.jpg)
Отчет по самообразованию на тему "Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка литературного чтения"
Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...