Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы 8 вида Роль глагола в предложении
план-конспект урока по русскому языку на тему
Данный материал разработан для учащихся 7 класса коррекционной школы 8 вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pismo_v_7_kl._rol_glagolv_v_predlozhenii.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
МС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа –интернат VIII вида № 13»
Открытый урок « Письмо и развитие речи»
в 7 «б» классе
Тема: «Роль глагола в предложении»
Составитель: Учитель
Недопасенко О.В.
город Юрга 2011 год
Цель: Закрепить умение правильно употреблять глаголы в речи.
Задачи: 1. Образовательные:
- обобщить знания учащихся о глаголе;
- активизировать использование полученных знаний;
- совершенствовать умение правильно согласовывать глаголы с именами
существительными и личными местоимениями.
2. Коррекционные:
- развивать у учащихся зрительную и слуховую память, восприятие,
мыслительные навыки на основе операций анализа, синтеза, сравнения;
- повышать уровень речевого развития и коммуникативных умений,
способствовать обогащению, активизации словарного запаса.
3. Воспитательные:
- воспитывать у учащихся мотивацию к обучению, интересы и любовь к
предмету.
Оборудование: Раздаточные карточки с текстами, карточки с заданиями разного уровня сложности для самостоятельной работы, индивидуальные «карточки – помощницы» для слабых учащихся, сигнальные карточки ( + - ); учебники, тетради, учебные принадлежности; опорные таблицы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Сядет тот, кто назовет глаголы, относящиеся к учебной деятельности, т. е. назовите, что вы делаете на уроках.
- Садитесь.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И внимательно сидим.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
- Ребята, с какой частью речи мы работали на прошлом уроке?
- Сегодня мы продолжим изучать тему «Глагол», потренируемся находить его в предложении, определять каким членом предложения он является. -Кто мне скажет, что такое глагол?
.............. – это часть ……. отвечает ……. обозначает ……. |
- Открываем тетради и записываем число и классная работа.
II. Проверка домашнего задания.
- Дома вы работали по карточкам. Давайте проверим, как вы справились с домашним заданием. Вы должны были вставить в текст глаголы, которые наполнят его звуками.
Текст:
Нас всюду окружают звуки.
Утром ….. (звенит) будильник. На улице …... (шумит) транспорт. В морозный день ….. (хрустит) снег под ногами. В осенний день дождь ….. (стучит) по стеклу. А на улице вода ….. (хлюпает) под ногами.
- Назовите, какие глаголы вы вставили.
- Докажите, что слова, которые вы вставили, являются глаголами.
- Чем они являются в предложении?
- Для чего нужны глаголы? (Без них не понять, какое действие совершает предмет.)
- В данном тексте глаголы обозначают звучание, т. е. звуки.
Вообще глаголы могут называть самые разнообразные действия:
- движение ( ползать, прыгать );
- речь ( говорить, спрашивать );
- трудовые действия ( рисовать, строить );
- поступки ( заботиться, обидеть );
- чувства ( грустить, любить ).
- О каких бы событиях вы не рассказывали друг другу, вам не обойтись без глаголов. Глагол занимает одно из главных мест в нашей речи. Вот и сейчас глаголы помогут нам вспомнить словарные слова.
III. Словарно – орфографическая работа.
- Итак, глаголы обозначают действие предмета, а как называется часть речи, которая обозначает предмет?
- Давайте образуем от глаголов однокоренные имена существительные и запишем их в тетрадь.
Мастерить – мастер
Продавать – продавец
Тренировать - тренер
- Как называют человека, который разносит почту? ( почтальон )
- Что это за слова? ( Словарные; названия профессий )
- А кто из вас услышал ещё одно словарное слово? Какое? ( тренировать )
- Давайте тоже его запишем.
- А теперь проверим, правильно ли вы написали словарные слова.
( Один ученик записывал словарные слова у доски, остальные в тетрадях.)
- Где работает продавец?
- Давайте составим предложение с существительным продавец так, чтобы в нём появилось ещё одно словарное слово.
( Один ученик записывает предложение на доске и разбирает его, остальные в тетради.)
Продавец работает в центральном универмаге.
- Какую роль выполняет глагол в этом предложении?
( Обозначает действие, является сказуемым.)
- Запомните! Глагол в предложении обычно бывает сказуемым!
( Опорная таблица.)
IV. Физ. минутка.
- Сейчас давайте поиграем в игру «Делай всё наоборот». Я вам буду называть действия, а вы будете выполнять противоположные по значению.
Сядьте, стойте, идите, откройте глаза, опустите руки, закройте глаза, поднимите руки, встаньте.
- Молодцы! А теперь я называю глагол и кидаю вам мячик, а вы называете противоположный по значению глагол и возвращаете мяч мне .
Молчать – ….. ( говорить )
Отдыхать - ….. ( работать )
Встречать - ….. ( провожать )
Лежать - ….. ( стоять )
Терять - ….. ( находить )
Ненавидеть - ….. ( любить )
Открыть - ….. ( закрыть )
- Молодцы! Немного отдохнули, а теперь продолжим наш урок.
- Мы не зря сейчас с вами выполняли эту физ. минутку. Она вам поможет выполнить следующее задание.
V. Упражнения на закрепление.
1. Работа с учебником.
Страница 187 – 188 упражнение 236 ( 3, 4 – в тетради; 2 – один ученик индивидуально у доски )
Разобрать устно все загадки. Записать в тетрадь 3, 4 загадки. Глаголы подчеркнуть .
2. Упражнение в нахождении на слух глаголов.
- А сейчас послушайте стихотворение, попробуйте найти на слух и назвать глаголы.
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растёт.
3. Игра «Да – нет».
- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Да – нет». Если мои утверждения верны, то поднимите полосатую карточку («да»), если неверны – то красную («нет»).
1) Глагол обозначает действие предмета.
2) Глагол отвечает на вопросы Кто? Что?
3) Глагол в предложении является подлежащим.
4) Глагол в предложении подчёркивается .
5) Глагол отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?
6) Глагол в предложении подчёркивается .
Молодцы!
4. Самостоятельная работа.
- У каждого из вас на парте лежит карточка с заданием, которое вы должны выполнить самостоятельно.
……. ( Живёт ) в л.су белка. Гн.здо у белки на с.сне в дупле. Она ……. ( сушит ) гри.ки и яго.ки. ……. ( Наступила ) х.лодная з.ма. Снежком ……. ( замело ) поля и тр.пинки. ……. ( Трещит ) м.роз. Трудно з.мой ……. ( искать ) пищу. А белочка в т.пле ……. ( грызёт ) орешки.
Слова для справок: живёт, сушит, наступила, искать, трещит, замело, грызёт.
Задание для сильных учащихся:
Вставить подходящие по смыслу глаголы.
Задание для слабых учащихся: Вставить подходящие по смыслу глаголы. Глаголы брать из слов для справок.
Проверка самостоятельной работы.
IV. Подведение итогов.
- Какую часть речи мы сегодня изучали на уроке?
- Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает?
- Какова роль глагола в предложении?
- Ребята, скажите с помощью глаголов, что вы делали на уроке?
V. Домашнее задание.
Страница 188 упражнение 237.
VI. Оценивание.
Самооценка: Учащиеся выходят к доске и снимают с ёлочки игрушку – оценку, объясняя свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока русского языка (2 класс) коррекционная школа VIIIвида по теме: Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога
Разработка урока по теме: "Гласные Е, Ё, Ю, Я в начале слова и слога" На этом уроке дети украшают ёлку к Новому году, но им мешает дед Буквоед....
конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" "Будущее время глагола"
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме: Будущее время глагола..Першина Оксана Вячеславовна,учитель начальных классов МБОУ СОШ № 10г.о. Коломна...
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.
русский язык,4 класс(умк "Школа 2100").Роль глаголов в предложении,в речи.Правописание глаголов с частицей НЕ.На уроке проводится работа в парах,прослушивается аудиозапись(Есенин."С добрым утром!"),ис...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...
Конспект урока русского языка (2 класс). Тема: "Что такое распространенные и нераспространенные предложения?". УМК "Школа Росии"
Цели деятельности учителя: формирование представления о распространенных и нераспространенных предложениях; формирования навыка различать распространенные и нераспространенные предложения;Планируемые...
Конспект урока русского языка, 3 класс. УМК "Школа России" Тема: «Значение и употребление глаголов в речи»
Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:Знать о существенных п...
Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Неопределенная форма глагола " ( УМК "Школа России")
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Неопределенная форма глагола» Цели деятельности учителя: формирование представлений о неопределенной форме глагола; умения распознавать гла...