Роль игровой деятельности в речевом развитии.
статья по русскому языку на тему

Методика развития речи использует разнообразные методики. Особое место в работе с детьми занимают игровые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_igrovoy_deyatelnosti_v_rechevom_razvitii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровой  деятельности в речевом развитии.

 Методика развития речи использует разнообразные методы, разработанные в дидактике. Особое место в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста занимают игровые технологии. Они используется не только для получения и  закрепления знаний, но  и для развития словаря, обучения связной речи.

  На большие педагогические возможности игры и необходимость разработки методов руководства игровой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста в свое время указывали выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко. Н.К. Крупская, изучая психические особенности детей, отмечала, что игра есть потребность растущего организма, и если дети не играют, это значит, что они или больны, или перепедагогизированы.  Надежда Константиновна говорила об огромных воспитательных и развивающих возможностях игры: « В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициативность. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства и пр.»

 Игровая деятельность является мощным фактором развития связной речи и мышления.   По мере того как  ходе игр развивается воображение, у детей формируются очень важное умение отражать в речи не только непосредственно воспринимаемые, но и представляемые предметы и явления, опираясь на их игровое изображение.  

   Игра – не только форма и метод воспитания, но и критерий, по которому определяется уровень развития ребенка. Часто взрослые упускают из виду тот факт, что ребенок не только готовится жить, но уже живет, живет своей полнокровной жизнью в игре, и эта жизнь имеет свои права и потребности.

 В зависимости от характера, содержания и формы проведения, места, занимаемого в жизни ребенка, все игры делятся на две группы: творческие (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительные) и игры с правилами, создаваемые специально для детей взрослыми (дидактические, подвижные, спортивные, настольно-печатные, игры-забавы).

 Значение сюжетно-ролевой игры для развития речи:

  1. Создание благоприятных условий для речевого общения детей, для активизации и развития их речи.
  2. Игра влияет на развитие значений и функций слова.
  3. Игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления.
  4. По мере того как в ходе игр развивается воображение, у ребенка формируется очень важное умение отражать в речи не только непосредственно воспринимаемые, но и представляемые предметы и явления, опираясь на их игровое изображение.

 Большое влияние на  речевое развитие учеников младших классов оказывает дидактическая игра. Особенностью дидактических игр является наличие дидактической задачи, игровых правил, игровых действий. Дидактическая игра – эффективное средство усвоения знаний и овладения способами познавательной деятельности.

  Высоко ценила  дидактическую игру Н.К. Крупская. Она неоднократно подчеркивала, что «игра для детей – самая настоящая учеба. Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Игра – не только форма и метод воспитания, но и критерий, по которому определяется уровень развития ребенка. В результате систематического использования игры в учебном процессе у детей развивается подвижность и гибкость ума, формируются такие процессы мышления, как сравнение, анализ, умозаключение. Поэтому учитель должен очень хорошо владеть методикой проведения игровых упражнений, четко представлять их цель, соблюдать определенный темп, представляя детям относительно большую самостоятельность. Практика показывает, что игра на уроке требует очень тонкой инструментовки со стороны учителя, умения хорошо чувствовать уровень подготовки и развития детей, их отношение к предполагаемой игре и ее дидактическую направленность, чтобы игровая задача полностью совпала с учебной. Опыт работы с учениками начальных классов убеждает, что дидактическая игра и игровые упражнения позволяют решать задачи развития словаря, совершенствования строя речи, формирования навыков рассказывания, совершенствования звуко - и словопроизношения, обучения грамоте. В своей практике  использую  различные игры (упражнения) для развития речи детей.

  На уроках русского языка, особенно при открытии новых знаний, эффективно реализует речевые возможности групповая работа. На этапе целеполагания, при исследовании проблемной ситуации и поиска ее решения каждый ученик говорит: вступает в диалог или полилог.

 Стремлением учить серьезным вещам, но так, чтобы детям было интересно, объясняется отбор занимательного текстового материала, использование игровых приемов, забавных сюжетов, рисунков, с помощью которых ученики становятся активными участниками определенной речевой ситуации.

 Созданная игрой творческая поисковая атмосфера удовлетворяет возрастные потребности младшего школьника в познавательной активности, служит обогащению и активизации словаря. Например, при изучении тем: «Имя существительное», «Имя прилагательное» я использую игру «Аукцион». 

 Перед учащимися вывешивается репродукция картины, какого – либо художника и дается задание назвать как можно больше словосочетаний «прилагательное + существительное» для описания изображённого. За каждое ученику даётся фишка. Все словосочетания фиксируются на доске. Когда их запас иссякает, идет подсчёт фишек у каждого ученика. Из всего списка словосочетаний отмечаются оригинальные. У кого больше фишек, к тому и уходит на несколько минут картина.

 Среди большого разнообразия игр, вызывающих интерес у младших школьников, можно выделить интеллектуально – развивающие игры, которые таят в себе большие потенциальные возможности творческих проявлений детей. Игровая творческая задача этих игр заключается в развитии психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Вот несколько примеров таких игр.

                                        «ШИФРОВАЛЬЩИКИ»

 Играют все: одни выступают в роли шифровальщика, другие – отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Возможные варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв (гласных или согласных). Отгадчик должен отгадать зашифрованное слово, предварительно определив принцип шифровки. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

ВРН (ворона), СБК (собака); ООА (корова), ООЕ (воробей); ТЕРВЕ (ветер), МИКОД (домик).

                                     «НЕОБЫЧНЫЙ РАССКАЗ»

(Тема «Состав слова»)

Составь рассказ, чтобы в каждом предложении было слово с корнем – снег - . Повторить слово можно, если в другом предложении оно имеет иное значение.

Снег идет

 Тихо подают снежинки. Мягкий снежок покрывает крыши, деревья, землю. Во дворе дети играли в снежки. Рядом бегает пес Снежок. Малыши играют и лепят снеговика. По улице проехали снегоочистители. За городом, на полях колхозники проводят снегозадержание.

 Большую ценность на уроках представляют загадки. Их можно использовать на любом этапе урока, при открытии новых знаний, при закреплении и повторении изученного. К.Д.Ушинский писал, что загадка заляжет прочно в памяти, увлекая с собой и всё объясняя к ней привязанное. Загадки обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.

  Речь - очень широкая сфера деятельности человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детской сказки в нравственном и речевом развитии школьников.

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС....

статья на тему "Роль скороговорок в речевом развитии детей"

В настоящее время очень важно уделять внимание речевому развитию детей. Ведь речь является не только средством общения, но и залогом хорошей успеваемости. Одним из методов развития речи являются скоро...

Роль семьи в речевом развитии ребенка

помощь родителям в речевом развитии ребенка...

Статья: «Роль родителей в речевом развитии ребенка»

Развитие речи – важнейшая составляющая готовности к школьному обучению....

Роль потешек в речевом развитии младших школьников.

Роль потешек в речевом развитии младших школьников....

Роль скороговорок в речевом развитии младших школьников

Многие дети в школьном возрасте имеют различные нарушения дикции, то есть их речь невнятная и они не могут выговаривать некоторые звуки. Есть один весьма простой и несколько забавный способ для того, ...