Русский язык "Строим предложения с однородными членами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Морченко Лариса Ивановна

Урок в 4 классе по программе «Планета знаний». Обобщающий урок по теме «Предложения с однородными членами» в разделе «Развертываем, распространяем мысли…» Кроме основной линии – ознакомления с предложениями, имеющими в составе однородные члены, и правилами их оформления в устной и письменной речи (интонация и пунктуация), продолжается работа по построению предложений, небольших текстов, направленных на речевое развитие четвероклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО  ЯЗЫКА

ТЕМА: «СТРОИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»

Автор материала: Л. И. Морченко, учитель начальных классов ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга.

Класс 4 (урок 30 минут)

Пояснительная записка:

Урок в 4 классе по программе «Планета знаний». Обобщающий урок по теме «Предложения с однородными членами» в разделе «Развертываем, распространяем мысли…» Кроме основной линии – ознакомления с предложениями, имеющими в составе однородные члены, и правилами их оформления в устной и письменной речи (интонация и пунктуация), продолжается работа по построению предложений, небольших текстов, направленных на речевое развитие четвероклассников.

Цель урока:

- Создание условий для успешного закрепления изученного материала, воспитания чувства товарищества и взаимопомощи.                                                                          

Задачи урока:

- отработать  умения находить в предложениях однородные члены; составлять  предложения с однородными членами, соединёнными  союзами И, А, НО и без союзов;

- способствовать обучению школьников умению отвечать на вопросы, умению анализировать, классифицировать, аргументировать свое мнение, развивать речь и мышление;

- создать условия для развития умения взаимодействовать со сверстниками при решении познавательных задач.

Планируемые результаты:

Личностные

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Осознавать личную заинтересованность в результатах своего труда.

Предметные

Называть и систематизировать признаки предложения с однородными членами.

Находить предложения в тексте и правильно ставить знаки препинания.

Строить предложения с однородными членами, правильно употреблять их в речи.

Метапредметные

Познавательные УУД

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера.

Регулятивные УУД

Определять цель и смысл своей деятельности

Работать в соответствии с инструкцией (заданием)

Определять критерии оценки

Оценивать работу по критериям

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Определять свое место в группе

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Умение работать в паре, в группе, слушать и понимать другого

Используемые технологии, методы и формы работы: ИКТ, проблемный диалог, технология критического мышления, работа в парах, групповая работа, оценочные технологии.

Материально-техническое оснащение: Л. Я. Желтовская, Русский язык, 4 класс, 1 часть, АСТ-Астрель, М. 2014.

                                                                    Интерактивная доска, проектор.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

Действия учителя

Действия обучающихся

Ι. Актуализация знаний.

Предлагает записать дату с комментированием.

Записывают дату, комментируют.

II. Формулирование проблемы, темы урока, составление плана.

  1. Определение темы урока.

Предлагает послушать загадку. Определить темы урока.

- Чтобы освоить данную тему, что нам надо сделать и что нужно уметь?

Отгадывают загадку.

Определяют тему урока

Составляют план

1) Что знаем об однородных членах предложения.

2) Находить однородные члены в предложении.

3)  Знать правила  пунктуации, чтобы расставлять знаки препинания

4) сочинять предложения с однородными членами (использовать однородные члены)

Регулятивные УУД:

Прогнозировать работу (составлять план)

III. Развитие умений.

  1.Повторение знаний об однородных членах предложения, постановки знаков препинания.

- Какие члены предложения могут быть однородными? Что мы о них знаем?

- Как связываются между собой? А разделяются? Какие знаки препинания?

-Для чего нужны однородные члены предложения?

  1. Формирование умений находить однородные члены предложения и ставить знаки препинания.

- Предлагает на доске (ИКТ) выбрать предложения с однородными членами

- Создает условия для формирования умений находить предложения с однородными членами, ставить знаки препинания, составлять схемы.

-Создает условия для выбора задания соответствующего уровня.

3.Самопроверка и самооценка проделанной работы.

-   Организовывает самопроверку, определяет критерии оценки.

Что будем оценивать, критерии  оценки

(правильный выбор, знаки и какой это член предложения)

– Что нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

Объясняют:

-Какие члены предложения бывают однородными

-Знаки препинания в предложении с однородными членами

-Для чего нужны однородные члены в речи

- Находят предложения, объясняют свой выбор

-Вспоминают, как выделяют однородные подлежащие сказуемые, втор. члены.

Выбирают уровень задания:

- только обводят в кружок предложения с однородными членами, ставят знаки  препинания,  или еще подчеркивают, какие это однородные члены, составляют схемы.

Определяют критерии оценки, проверяют правильность выполнения задания, оценивают работу.

Регулятивные УУД:

Определять цель и смысл своей деятельности

Регулятивные УУД:

Самооценка и прогнозирование

Регулятивные УУД:

оценка по эталону, определение критериев оценки

оценивать свою работу в соответствии с задачами

IV. Развитие связной речи. Творческая работа.

  1. Дополнение предложений  однородными членами. Работа в парах.
  1. По дороге шли счастливые дети ………
  2. Подул сильный ветер……..
  3. Солнце светит……….

-Организовывает работу в парах,  определяя роль каждого ученика, вовлекает в обсуждение, предлагает объяснить необходимость однородных членов в данном предложении.

-Проверим, что у вас получилось? У кого другие варианты. Для чего мы дополняем предложения однородными членами.

2.Составление предложений с однородными членами предложения. Работа в группах.

-Создает условия, организовывает работу в группах, помогает определить роль в группе, выбрать уровень по составлению предложений с однородными членами на определенную тему: составить  3-4  предложения или  текст.

Темы: Звуки и краски осени.

          Звуки и краски зимы.

         Звуки и краски весны.

Предлагает уточнить тему, критерии оценивания.

 (что именно  будем оценивать, как определить, что ответ хороший?)

-Работают в парах

- Дополняют предложения

-Высказывают разные варианты  

-Приходят к выводу важности однородных предложений в речи

-Определяют роль каждого ученика в группе,

- выбирают уровень задания (предложения, текст, кол-во однородных)

- выполняют творческое задание.

Критерии: Соответствие теме. Наличие однородных членов предложения. Чтение с интонацией перечисления. Знаки препинания.

Коммуникативные

Умение работать в паре, умение слушать и понимать другого

Регулятивные

Оценивать результаты работы в сравнении

Осуществлять познавательную рефлексию

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе, умение слушать и понимать другого

Регулятивные УУД:

Определять свое место в группе ,

Работать в соответствии с инструкцией (заданием)

Познавательные УУД

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого  характера.

Регулятивные УУД:

Определять критерии оценки

Оценивать работу по критериям

V. Итог урока.

Создает условия для подведения итога урока, уточнить поставленную задачу  и ее выполнение

– Почему мы часто употребляем в речи предложения с однородными членами?

– Что в письменном тексте помогает понять смысл, выбрать правильную интонацию при чтении?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?...

-Выберите на доске фразу и продолжите ее…

Анализируют  выполнение поставленной задачи, делают вывод о необходимости выполненной работы, ее успешности или неуспешности, осуществляют рефлексию

Регулятивные УУД:

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Оценивать свою работу по критериям

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Обведи в кружок предложения с однородными членами, поставь знаки препинания, подчеркни, какие это однородные.

1.Дети любят купаться  загорать на горячем песке.

                       

2.Огромная плотина протянулась от одного берега к другому.

3. Солнце горячими лучами ощупывало кожу на лице и руках.

                                                                                 

4. Прошлым летом отдыхал я в своей деревне.

5. Среди леса появилось удивительно красивое озеро.

6. В тундре летом тучами носятся в воздухе комары  мошки.

                                            ПРОВЕРЬ и ОЦЕНИ СЕБЯ!   ___________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

     

   

       

Библиография

1. Л. Я. Желтовская, Русский язык, 4 класс, 1 часть, АСТ-Астрель, М. 2014.

2. Л. Я. Желтовская, Обучение в 4 классе по учебнику «Русский язык», Астрель,М, 2012

3. http://school-collection.edu.ru/

4.www.exmen-media.ru Наглядная школа, 4 класс, 1 часть

Л.И. Морченко  ГБОУ СОШ №86 Петроградского района Санкт-Петербурга


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1)… 2)… 3)… 4)…

Слайд 2

- На поляне росли ромашки! -На поляне росли васильки! -На поляне росли колокольчики!

Слайд 6

ПРОВЕРЬ! 1.Дети любят купаться , загорать на горячем песке. 3. Солнце горячими лучами ощупывало кожу на лице и руках. 6. В тундре летом тучами носятся в воздухе комары , мошки. ОЦЕНИ!

Слайд 7

ДОПОЛНИ! 1) Солнце светит………. 2) По дороге шли счастливые дети ……… 3) Подул сильный ветер……..

Слайд 8

ЗВУКИ И КРАСКИ…

Слайд 9

ПРОДОЛЖИ! Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… У меня получилось… Теперь я могу… Я понял, что… Мне захотелось… Я почувствовал, что…

Слайд 10

СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

Проверочная работа по русскому языку "Предложения с однородными членами", 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Проверочная по русскому языку "Предложения с однородными членами", 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...

Проверочная работа по русскому языку "Предложения с однородными членами", 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Проверочная по русскому языку "Предложения с однородными членами", 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...

Конспект урока русского языка "Предложения с однородными членами", умк «Перспектива», 3 класс.

Урок русского языка , УМК «Перспектива»Тема урока: Предложения с однородными членами....

Конспект урока по русскому языку. Предложения с однородными членами. 3 класс «Перспектива».

Конспект урока по русскому языку. Предложения с однородными членами.3 класс «Перспектива»....

Презентация к уроку по русскому языку. Предложения с однородными членами. 3 класс «Перспектива».

Презентация к уроку по русскому языку.  Предложения с однородными членами. 3 класс «Перспектива»....

Презентация к уроку по русскому языку. Предложения с однородными членами. 3 класс «Перспектива».

Презентация к уроку по русскому языку.  Предложения с однородными членами. 3 класс «Перспектива»....