ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
методическая разработка по русскому языку на тему

 

Обучение  правописанию безударной гласной в корне слова при использовании различных заданий и упражнений, направленных на усвоение орфографического правила, алгоритма его применения, способов проверки орфограммы, на развитие орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stimul_dekabr_2015.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

Упражненния, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слова.

1.Слуховые упражнения.

  • Назвать в словах безударную гласную в корне, объяснить написание:

Ловил, варил, писал, хвалил, стрелял

  • Указать безударную гласную в:

- корне и суффиксе:

                           Красота, теснота;

- корне и приставке:  

                           Завяжи, отвечать, погасить;

  • Послушать загадку, назвать слова с безударной гласной в корне.

Показать карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной в корне (читает учитель):

                           Зимой в поле лежал,

                           Весной в реку побежал ( снег)

  • Образовать от данных слов однокоренные прилагательные с безударной гласной в корне слова:

Зелень - ….(зеленй)                                 боль - ….

Голод - …(голодный)                               зверь - …

Холод - …(холодный)                              лес - ….

Коврик - …(ковровый)                             снег - …

Ночь - …(ночной)                                       дождь - …

  • Образовать однокоренные существительные с безударной гласной:

Волк – (волчица, волчата, волчонок)

Лис – (лисица, лисята, лисенок)

Бобр – (бобриха, бобрята, бобренок)

Кроль – (крольчиха, крольчата, крольчонок)

2.Упражнения творческого характера.

  • Выписать из текста однокоренные слова. Поставить ударение, выделить корень,      подчеркнуть безударную гласную:

          Шиповник шипы свои выставил колкие.                                                                                                                                                                             Шипы у шиповника словно иголки.                                                                                                                        Но мы не шипы у него заберем –                                                                                                                                                              Полезных плодов для аптеки нарвём.

(С.Маршак)

  • Выписать из группы слов слова с безударной гласной в корне:

Мак, маковый, макушка, маковка;

Мигнуть, промокнуть,рискнуть, поникнуть.

  • От данного корня образовать слова с безударной гласной в корне:

                                      - низ -

                                      - нов –

Слова для справок: новинка, низинка, новичок, низовые, низок, обновление.

  • Подобрать проверочные слова к данным словам, поставить ударение:

Холодок -  …, …,

Голосок - …., …,

Говорить - …, …,

Доброта - …, …,

  • Данные словосочетания заменить словми, которые отвечают на вопросы:                                                                                            

                                                               Что сделать?                                  Что делать?

        Сделать подарок                       _______________                        _______________

        Произвести посадку                ________________                       _______________

        Спасаться бегством                  ________________                      _______________

  • Вставить гласную, составить и записать словосочетания:

Гр…бной (что?) ___________________________________________

Х…дил (куда?) ____________________________________________

Дв…ровая (что?) __________________________________________

С…довый (что?) ___________________________________________

Р…чушка (какая?) __________________________________________

Пос…дил (куда?) ___________________________________________

Б…жать (от кого?)___________________________________________

  • Приписать однокоренные слова, отвечающие на вопросы. Поставить ударение, выделить корень:

                                    Что?            Кто?         Какая?

Двор                     _______         ______       ______

Гриб                      _______         ______        ______      

Бег                         _______         ______        ______

Сад                        _______         ______        ______

Дар                        _______         ______        ______

Ход                        _______         ______         ______

  • Словосочетания заменить одним словом:

Становиться белым ______________________________

Покрывать мелом _______________________________

Тускло-белый ___________________________________

Чисто белый цвет ________________________________

Белое красящее вещество _________________________

С белыми боками ________________________________

3. Упражнения с выборочным ответом

  • В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Записать:

Слезать, слежка, летит;

Слезать, следить, слетать;

Перелезет, наследил, долететь.

  • Выборочный диктант. Выписать слова с безударными гласными в корне, которые нужно проверять:

Я шла по лесной дорожке. Взглянула на куст репейника и удивилась. Почему он качается? Пригляделась. Маленький воробей сидел на нем. Вдруг воробушек прыгнул на землю и скрылся в траве. Наверное, птенец не умел летать. Я тихо отошла в сторонку.

Мы шли сосновым лесом. Жара густо настоялась в хвое. Вид местности был усталым. Тропинка привела нас к чаще. Мы отдыхали под большим деревом.

Мы знаем красивое местечко в лесу. На берегу реки пахнет смолой и березовой нежной листвой. Там густо растут ландыши. Как хороши эти белые чистые колокольчики!

                                                                                   (По И.Соколову-Микитову)

           Пройдет зима холодная,

        Настанут дни весенние.

       Теплом растопит солнышко.

        Как вос, снега пушистые.

                                                 (С.Дрожжин)

Мороз не велик, а стоять не велит.

Здоровье – всему голова.Глаза глядят, а руки делают.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Поспешишь – людей насмешишь.

4.Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов.

  • Прочитать загадку/пословицу. Назвать слова с безударной гласной в корне и проверочные однокоренные слова:

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

      А зовут его….(скворец)

  • К данному слову назвать однокоренные слова с ударной гласной в корне:

                                                                         Платить - …, …, …, …;

Тяжелый - …, …, …, …,;

Слова для справок: тяжко, плата, платный, бесплатный, расплата, тяжесть.

  • Назвать проверочные слова (показать карточку с безударной гласной):                                                                                                  рябина, цветет, гнездо, носить, бельчата, несут
  • Образовать однокоренные слова с указанными суффиксами:

-ок-                                        -очк-                         -к-

Лес                                          коза                         гора

Гриб                                        роза                       нора

Нос                                         лампа                    вилочка

  • Составить  предложения из слов с безударными гласными по вопросам: Что? Какие? Куда ведут?

Тропинка, лесные

  • Из написанных  слов составить предложения (пословицы):

В, Москве, а, говорят, по, всей, слушают, стране;

Май, апрель, с, травою, водой, с

  • Изменить словосочетания, вставляя пропущенные буквы:

М…ховая шапка – шапка из меха;

                                                     Зв…риный след - …;

                                                     Ст…льная лента - …;

  • Списать, вставляя в текс подходящие по смыслу слова:

За окном прокричал … петух.

Поляна была укрыта … ковром одуванчиков.

Слова для справок: золотым, голоси

5.Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне.

  • Списать, вставляя буквы. Выписать из скобок нужное проверочное слово:

Звезда – (звездный, звезды, звездопад, звездить)

Морщинка – (морщины, сморщенный, морщиться)

Пятерка – (пять, пятый, пятерочка)

Выбрать из слов проверочные и записать их к данному корню:

- мест – (местечко, местный, место, вместить, предместье, разместил;

- мер – (мерить, измерить, мерка, обмер, отмерить, пример, соизмерение. Примерка, умеренный;

  • Разгадать ребусы по теме:  «Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением»

7  Я                 100  ЯЛ           100  РОЖ

           

     НАСОС              ПО  100  ВОЙ

РЕ                                 ВЕ

ДВО                              ТРА

  • Отгадать загадки, подобрать проверочные слова к отгадкам:

По горам, по долам                                                     Хвост пушистый,

Ходит шуба да кафтан.                                            Мех золотистый,

                                (овца)                                                В лесу живет,

                                                                                                           В деревне кур крадет

                                                                                                                                                  (лиса)

Днем спит,                                                                                     Сок у цветов она берет

Ночью летает,                                                                             И в сотах копит сладкий мед.

Прохожих пугает.                                                                                                                                         (пчела)

                               (сова)                                                            

Идет-идет, до берега дойдет – исчезнет.                                Среди полей и лесов

                                                                  (волна)                                   блестит зеркальное стекло.

                                                                                                                                                           (озеро)

Течет, течет – не вытечет,                                                           Что за звездочки резные.

Бежит, бежит – не выбежит.                                                        На пальто и на платке?

                                            (река)                                                             Все сквозные, вырезные,

                                                                                                                     А возьмешь – вода в руке?  

                                                                                                                                                             (снежинки)

Стучит без рук,                                                                                        У древней старушки

Без огня горит.                                                                                         Снег на макушке.

                        (гроза)                                                                                                                (гора)

Меня бьют, колотят,                                                                            Без ног, а ходят,

Ворочают, режут,                                                                                  Без рук, а указывают.

Я всё терплю                                                                                                                                 (часы)

И всем добром плачу.

                                     (земля)

На спине – язык,                                                                                    И на горке, и под горкой,

Что скажет – люди верят.                                                              Под березой и под елкой,

                                           (весы)                                                             Хороводами и в ряд

                                                                                                                    В шляпках молодцы стоят.

                                                                                                                                                               (грибы)

Меня пьют, меня льют,                                                                      Два соседа –непоседы,

Всем нужна я                                                                                           День на работе,

Кто я такая?                                                                                          Ночь на отдыхе.

                       (вода)                                                                                                              (глаза)

Кто в лесу тоннели роет,                                                              Видели вы его не раз –

Из ветвей плотины строит,                                                        Он скачет в двух шагах от нас.

Зубы – точно топоры?                                                                    «Чирик – чирик», «чирик – чирик» -

Это трудятся - ….(бобры)                                                              Кто к этой песне не привык!

                                                                                                                                                              (воробей)

Вот так ягоды, смотри,                                                                 Зелена, а не луг.

Как наперстки малые.                                                                     Бела, а не снег,

Все они под цвет зари:                                                                    Кудрява, а без волос.

Алые-преалые.                                                                                                                      (береза)

Есть для ягод и корзинка,

Полезай в неё ….(малинка)                                                           Чем больше колец,

                                                                                                              Тем старше жилец.

                                                                                                                                          (дерево)

  • Разгадать кроссворд:

Записать в клеточки по горизонтали ответы загадок, а в заштрихованных клеточках по вертикали прочитать получившееся слово.

                      1.Пока дети – каждый в берете.

                          Повзрослели – шляпы надели.

                                                                     (грибы)  

2.Течет, течет – не вытечет.                                  

   Бежит, бежит – не выбежит.                                  

                                            (река)                                                  

                                                                                               

3. Вырос в поле дом,                                

      Полон дом зерном.

     Стены позолочены,                                                                                    

      Ставни заколочены.

    Ходит дом ходуном

   На столбе золотом.

                            (колос)                                                                                        

                  4.Ты не клюй меня, дружок,                                      

Голосистый петушок!                                                  

В землю теплую уйду,                                                                            

К солнцу колосом взойду,

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.                                            

                          (зерно)

5. Летом зеленеет.

Осенью желтеет.

                    (трава)

                                            Ответ: ГРОЗА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.

Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память,  внимание, мышление; повторить ранее изучений материал;  воспитывать ак...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...