ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
методическая разработка по русскому языку на тему
Обучение правописанию безударной гласной в корне слова при использовании различных заданий и упражнений, направленных на усвоение орфографического правила, алгоритма его применения, способов проверки орфограммы, на развитие орфографической зоркости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stimul_dekabr_2015.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА
Упражненния, направленные на формирование умения выделять безударную гласную в корне слова.
1.Слуховые упражнения.
- Назвать в словах безударную гласную в корне, объяснить написание:
Ловил, варил, писал, хвалил, стрелял
- Указать безударную гласную в:
- корне и суффиксе:
Красота, теснота;
- корне и приставке:
Завяжи, отвечать, погасить;
- Послушать загадку, назвать слова с безударной гласной в корне.
Показать карточку с цифрой, указывающей количество слов с безударной гласной в корне (читает учитель):
Зимой в поле лежал,
Весной в реку побежал ( снег)
- Образовать от данных слов однокоренные прилагательные с безударной гласной в корне слова:
Зелень - ….(зеленй) боль - ….
Голод - …(голодный) зверь - …
Холод - …(холодный) лес - ….
Коврик - …(ковровый) снег - …
Ночь - …(ночной) дождь - …
- Образовать однокоренные существительные с безударной гласной:
Волк – (волчица, волчата, волчонок)
Лис – (лисица, лисята, лисенок)
Бобр – (бобриха, бобрята, бобренок)
Кроль – (крольчиха, крольчата, крольчонок)
2.Упражнения творческого характера.
- Выписать из текста однокоренные слова. Поставить ударение, выделить корень, подчеркнуть безударную гласную:
Шиповник шипы свои выставил колкие. Шипы у шиповника словно иголки. Но мы не шипы у него заберем – Полезных плодов для аптеки нарвём.
(С.Маршак)
- Выписать из группы слов слова с безударной гласной в корне:
Мак, маковый, макушка, маковка;
Мигнуть, промокнуть,рискнуть, поникнуть.
- От данного корня образовать слова с безударной гласной в корне:
- низ -
- нов –
Слова для справок: новинка, низинка, новичок, низовые, низок, обновление.
- Подобрать проверочные слова к данным словам, поставить ударение:
Холодок - …, …,
Голосок - …., …,
Говорить - …, …,
Доброта - …, …,
- Данные словосочетания заменить словми, которые отвечают на вопросы:
Что сделать? Что делать?
Сделать подарок _______________ _______________
Произвести посадку ________________ _______________
Спасаться бегством ________________ _______________
- Вставить гласную, составить и записать словосочетания:
Гр…бной (что?) ___________________________________________
Х…дил (куда?) ____________________________________________
Дв…ровая (что?) __________________________________________
С…довый (что?) ___________________________________________
Р…чушка (какая?) __________________________________________
Пос…дил (куда?) ___________________________________________
Б…жать (от кого?)___________________________________________
- Приписать однокоренные слова, отвечающие на вопросы. Поставить ударение, выделить корень:
Что? Кто? Какая?
Двор _______ ______ ______
Гриб _______ ______ ______
Бег _______ ______ ______
Сад _______ ______ ______
Дар _______ ______ ______
Ход _______ ______ ______
- Словосочетания заменить одним словом:
Становиться белым ______________________________
Покрывать мелом _______________________________
Тускло-белый ___________________________________
Чисто белый цвет ________________________________
Белое красящее вещество _________________________
С белыми боками ________________________________
3. Упражнения с выборочным ответом
- В какой группе слов указаны все безударные гласные в корне? Записать:
Слезать, слежка, летит;
Слезать, следить, слетать;
Перелезет, наследил, долететь.
- Выборочный диктант. Выписать слова с безударными гласными в корне, которые нужно проверять:
Я шла по лесной дорожке. Взглянула на куст репейника и удивилась. Почему он качается? Пригляделась. Маленький воробей сидел на нем. Вдруг воробушек прыгнул на землю и скрылся в траве. Наверное, птенец не умел летать. Я тихо отошла в сторонку.
Мы шли сосновым лесом. Жара густо настоялась в хвое. Вид местности был усталым. Тропинка привела нас к чаще. Мы отдыхали под большим деревом.
Мы знаем красивое местечко в лесу. На берегу реки пахнет смолой и березовой нежной листвой. Там густо растут ландыши. Как хороши эти белые чистые колокольчики!
(По И.Соколову-Микитову)
Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние.
Теплом растопит солнышко.
Как вос, снега пушистые.
(С.Дрожжин)
Мороз не велик, а стоять не велит.
Здоровье – всему голова.Глаза глядят, а руки делают.
Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.
Поспешишь – людей насмешишь.
4.Упражнения, направленные на формирование умения подбирать проверочное слово путем подбора однокоренных слов.
- Прочитать загадку/пословицу. Назвать слова с безударной гласной в корне и проверочные однокоренные слова:
На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его….(скворец)
- К данному слову назвать однокоренные слова с ударной гласной в корне:
Платить - …, …, …, …;
Тяжелый - …, …, …, …,;
Слова для справок: тяжко, плата, платный, бесплатный, расплата, тяжесть.
- Назвать проверочные слова (показать карточку с безударной гласной): рябина, цветет, гнездо, носить, бельчата, несут
- Образовать однокоренные слова с указанными суффиксами:
-ок- -очк- -к-
Лес коза гора
Гриб роза нора
Нос лампа вилочка
- Составить предложения из слов с безударными гласными по вопросам: Что? Какие? Куда ведут?
Тропинка, лесные
- Из написанных слов составить предложения (пословицы):
В, Москве, а, говорят, по, всей, слушают, стране;
Май, апрель, с, травою, водой, с
- Изменить словосочетания, вставляя пропущенные буквы:
М…ховая шапка – шапка из меха;
Зв…риный след - …;
Ст…льная лента - …;
- Списать, вставляя в текс подходящие по смыслу слова:
За окном прокричал … петух.
Поляна была укрыта … ковром одуванчиков.
Слова для справок: золотым, голоси
5.Упражнения, направленные на формирование умения выбирать проверочное слово с ударной гласной в корне.
- Списать, вставляя буквы. Выписать из скобок нужное проверочное слово:
Звезда – (звездный, звезды, звездопад, звездить)
Морщинка – (морщины, сморщенный, морщиться)
Пятерка – (пять, пятый, пятерочка)
Выбрать из слов проверочные и записать их к данному корню:
- мест – (местечко, местный, место, вместить, предместье, разместил;
- мер – (мерить, измерить, мерка, обмер, отмерить, пример, соизмерение. Примерка, умеренный;
- Разгадать ребусы по теме: «Безударные гласные в корне слов, проверяемые ударением»
7 Я 100 ЯЛ 100 РОЖ
НАСОС ПО 100 ВОЙ
РЕ ВЕ
ДВО ТРА
- Отгадать загадки, подобрать проверочные слова к отгадкам:
По горам, по долам Хвост пушистый,
Ходит шуба да кафтан. Мех золотистый,
(овца) В лесу живет,
В деревне кур крадет
(лиса)
Днем спит, Сок у цветов она берет
Ночью летает, И в сотах копит сладкий мед.
Прохожих пугает. (пчела)
(сова)
Идет-идет, до берега дойдет – исчезнет. Среди полей и лесов
(волна) блестит зеркальное стекло.
(озеро)
Течет, течет – не вытечет, Что за звездочки резные.
Бежит, бежит – не выбежит. На пальто и на платке?
(река) Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
(снежинки)
Стучит без рук, У древней старушки
Без огня горит. Снег на макушке.
(гроза) (гора)
Меня бьют, колотят, Без ног, а ходят,
Ворочают, режут, Без рук, а указывают.
Я всё терплю (часы)
И всем добром плачу.
(земля)
На спине – язык, И на горке, и под горкой,
Что скажет – люди верят. Под березой и под елкой,
(весы) Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
(грибы)
Меня пьют, меня льют, Два соседа –непоседы,
Всем нужна я День на работе,
Кто я такая? Ночь на отдыхе.
(вода) (глаза)
Кто в лесу тоннели роет, Видели вы его не раз –
Из ветвей плотины строит, Он скачет в двух шагах от нас.
Зубы – точно топоры? «Чирик – чирик», «чирик – чирик» -
Это трудятся - ….(бобры) Кто к этой песне не привык!
(воробей)
Вот так ягоды, смотри, Зелена, а не луг.
Как наперстки малые. Бела, а не снег,
Все они под цвет зари: Кудрява, а без волос.
Алые-преалые. (береза)
Есть для ягод и корзинка,
Полезай в неё ….(малинка) Чем больше колец,
Тем старше жилец.
(дерево)
- Разгадать кроссворд:
Записать в клеточки по горизонтали ответы загадок, а в заштрихованных клеточках по вертикали прочитать получившееся слово.
1.Пока дети – каждый в берете.
Повзрослели – шляпы надели.
(грибы)
2.Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит.
(река)
3. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом.
(колос)
4.Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок!
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду,
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
(зерно)
5. Летом зеленеет.
Осенью желтеет.
(трава)
Ответ: ГРОЗА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание безударных гласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые гласные в безударных словах.
Закреплять знания учащихся в правописании безударных гласных в корне слова; обучать развитию восприятия: память, внимание, мышление; повторить ранее изучений материал; воспитывать ак...
Конспект урока русского языка во 2 классе.«Правописание безударных гласных в корне слова. Слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу (слова-омофоны
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: «Правописание безударных гласных...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »
Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...
Тема урока: "Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне". Класс:3 – б класс
Конспект урока русского языка по данной теме. Презентация к уроку....
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...
Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...