Урок русского языка по теме:" Корень слова. Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon koren_slova._odnokorennye_slova.doc60.5 КБ
Office presentation icon koren.ppt1.12 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

Тип урока : урок открытия новых знаний

Цель:  формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Планируемые результаты:

личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности;

метапредметные:

 регулятивные - научатся в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

 познавательные - научатся осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; получат возможность научиться свободно ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро;

коммуникативные - научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

предметные: научатся пользоваться этимологическим словарем.

Оборудование: компьютерная презентация урока, карточки со словами, карточки  для работы в парах, задания для групповой работы, сигнальные карточки, толковый  словарь С.И.Ожегова

 

ХОД УРОКА

1.Оргмомент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

2. Чистописание. Работа в рабочей тетради .(Слайд 2 )

- Пропишите букву Уу. Дайте характеристику букве.

Напишите нижнее и верхнее соединение.

- Прочитайте пословицу.

- Объясните лексическое значение этой пословицы.

- Обведите по пунктирам. Напишите на нижней строчке пословицу.

3. Создание проблемной ситуации. Понятие о родственных словах, корне. Лексическое значение слова «корень».

На слайде 3 

Дедушка, дед, отец ,дедов (наказ), дедушкин (шарф).

- Прочитайте запись про себя, вслух.

- Что вы прочитали? (слова, словосочетания)

-Вам будет предложено задание: выписать в столбик родственные слова. Обсудите в парах, какие слова будете выписывать.

- Запишите слова.

- Проверим, какие слова выписали. (ребята зачитывают выписанные слова. Хорошо, если кто выпишет слово «отец». Если не найдется такого ученика,  то открываю доску и говорю: «А я выписала слово «отец». Покажите на «светофоре», вы  согласны? (Кто-то соглашается, а кто-то нет. Возникает проблемная ситуация)

- Давайте разбираться. Вернемся к заданию. Какие слова надо было выписать? (родственные).

- Значит, мы должны разобраться, что такое родственные слова.

На доске появляется опорное слово

        

- А как вы понимаете, что такое родственные слова? (слова, связанные по смыслу)

На доске появляется опорное слово

- Докажите, что выписанные слова связаны по смыслу.

(дедушкин шарф – шарф дедушки, дед – сокращенно называют дедушку, отец– сын дедушки,  дедов наказ – приказ, наставление от дедушки.)

- Раз все слова, связаны со словом «дед», связаны по смыслу, значит они родственные? (кто-то согласен, кто-то – нет.)

- Значит, есть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.  Давайте посмотрим внимательнее на слова. Что увидели? (в словах должна быть общая часть)

- Выделим общую часть дугой. ( у одного слова выделяю корень я, в остальных словах – ученик, дети – в тетрадях)

- Кто знает, как называется общая часть? (найдется ученик, который знает, что общая часть – это корень слова. Если такого ученика нет, то обращаемся к учебнику)

- А где ты это узнал?

-Что мы сейчас выделили? (общую часть)

-Общую часть каких слов? (родственных)

- Итак, какие слова мы будем называть родственными? (Слайд 4)

                                     родственные слова

                

                  близкие по смыслу           общая часть

           

                                                            корень слова

- С родственными словами разобрались.

- О каком новом понятии вы еще узнали? (о корне)

- Попробуйте, опираясь на ключевые слова, сформулировать правило, что такое «корень».

-Давайте сравним правило, сформулированное вами, с правилом в учебнике (с. 80).

- Прочитайте про себя, вслух.

-Правильно вы сформулировали правило? (да)

-Молодцы, ребята!

-Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»? (выслушиваются мнения детей)

- Даниил нам подготовил  выписку из толкового словаря С.И.Ожегова, какое значение может иметь слово «корень». Послушаем.

Ученик зачитывает значение слова «корень»: (Слайд 5)

  1. подземная часть растения,
  2. часть волоса, зуба, ногтя.
  3. часть слова

4.Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

- Какие части растения вы можете назвать?

Учитель загадывает загадку: (Слайд 6)

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту
Я не вверх, а вниз расту. (Корень)
(Слайд 7)

Слово корень многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

      3) часть слова.       

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

На слайде  проблемные вопросы: (Слайд 8)

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?     

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

Работа на доске. (Слайд 9)

- Жил-был корень -гриб-. Один догадливый человек решил посадить его. Выросло необыкновенное словесное дерево. Вместо ветвей росли на нем слова. У всех была общая часть, та, что человек посадил сначала.

-- Хотите сами стать такими садовниками?

 Попробуйте подобрать однокоренные слова к слову гриб  (работа в группах)

(Проверка: на слайде 10 дерево и на нем появляются слова)( гриб, грибной , грибок, грибочки, грибник, грибочек, грибница)

- Прочитайте только корень –гриб -. Вы поняли, что означает это слово?

- Попробуйте закрыть корень и прочитать оставшиеся части. Ясен ли смысл слова?

Вывод: В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него “растут” другие слова.

- Сравните своё определение с тем, которое дали авторы учебника.

- Запишите в тетрадь слово-корень -гриб-, однокоренные слова к этому слову и выделите корень.

Итог: - С какими новыми понятиями сегодня познакомились? (родственные слова, корень слова, однокоренные слова)

-Как будете доказать, что слова являются родственными? (они должны быть связаны по смыслу и иметь один и тот же корень)

- Что такое корень? (общая часть родственных слов)

- Какие слова называются однокоренными? (те, которые образовались от одного и того же корня)

-Ребята, после того, как вы узнали о новых понятиях, какую учебную задачу поставите? (будем учиться находить однокоренные слова, выделять корень).

- Физкультминутка  

5.Упражнение в распознавании однокоренных слов.

  1. Игра «Засели домики».  (Слайды 11,12,13)

-Одновременно в 2 домика приехали «родственники». Правильно ли родственные слова заселились в домики?  Поработайте в парах, поставьте рядом со словом «плюс», если заселение верное.( 1 ряд работает с 1 домиком, 2 ряд со вторым)

Проверяем.

-Кто согласен? (зеленый «светофор»)

-Не согласен? (красный «светофор»)

-1 ряд с чем вы не согласны? (слово «лист» не родственное).

-Докажите. («лист» не связан со словом «лиса»)

-Молодцы! Уберем слово «лиса».( 1 ученик у доски отодвигает слово вниз)

- 2 ряд тоже с чем-то не согласен. (лишние слова здесь «лисичка» и «мороз»)

-Докажите.

-Так какие же  слова называются однокоренными? (при затруднении – обратиться к правилу)

Подводится итог.

6.Самостоятельная работа. Упр. 4 (слайд 14)

1. Выпиши группы однокоренных слов. (Проверка на слайде)

-Прочитайте про себя, вслух.

- Какие слова будете искать? (однокоренные)

- А какие слова называются однокоренными? (при затруднении – к правилу)

-Если при работе возникнут затруднения, как будете работать? (обратимся к правилу)

2. Почему слова каждой группы ты считаешь однокоренными?

7.Подведение итогов урока.

-О каких новых понятиях узнали на уроке?

-Что такое родственные слова?

-Что такое корень?

-Какие слова называются однокоренными?

- Кто сегодня доволен своей каллиграфией? Кто не доволен? Что можно порекомендовать этим детям?

- Кто считает, что сегодня на уроке был внимателен, не допустил ошибок при списывании с доски, учебника. А у кого были ошибки?

8. Домашнее задание (Слайд 15) : упражнение № 5 (найти и выписать однокоренные слова, доказать, что они однокоренные,  указать части речи), упр.№2  ( списать, обозначить корень). Задание на выбор (дифференцированный подход)

Рефлексия. (Слайд 16)

- Дорисуйте человечка и покажите, как для вас прошел урок

-

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка во 2 классе. Корень слова. Однокоренные слова. УМК «Планета Знаний» Учитель начальных классов МОУ Николаевская СОШ Володина Людмила Николаевна

Слайд 2

Уу Корень ученья горек, да плод его сладок. Чистописание

Слайд 3

Прочитайте запись Дедушка, дед, отец, дедов (наказ), дедушкин ( шарф).

Слайд 4

Родственные слова Близкие общая часть по смыслу корень слова

Слайд 5

Корень Подземная часть растения Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя Часть слова домик

Слайд 6

ЗАГАДКА Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту.

Слайд 7

Корень

Слайд 8

Проблемные вопросы: Что такое корень ? Роль корня в слове. Как выделить в слове корень ?

Слайд 9

гриб

Слайд 10

гриб грибник грибной грибочки грибок грибница грибочек

Слайд 11

Засели домик -м--момор-ор- -лис- - мор-

Слайд 12

1 ряд 2 ряд Лиса морской лист лисичка лисонька моряк лисий море мороз

Слайд 13

1 ряд 2 ряд Лиса морской лист лисичка лисонька моряк лисий море мороз

Слайд 14

Самостоятельная работа Упр. 4 Дождь Дождливый Дождевой дождик Кормить Корм Кормушка Кормовые (травы)

Слайд 15

Домашнее задание с.81 Упр.№5 (записать однокоренные слова, указать части речи ) С.80 Упр.№2 (Списать, обозначить корень)

Слайд 16

РЕФЛЕКСИЯ – всё было понятно -есть сомнения -ничего не понял

Слайд 17

МОЛОДЦЫ! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" 3 класс

Презентация к уроку русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова. Однокоренные слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс

Русский язык. Конспект урока с презентацией. Тема урока "Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс, УМК Занкова, программа А,В,Поляковой....

конспект урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Данный урок построен согласно требованиям ФГОС, в основе - деятельностный подход к обучению. Реализуются индивидуальные, парные и групповые формы работы с классом. Хорошо продумана контрольно-оценочна...

Урок русского языка по теме: "Корень слова. Однокоренные слова" УМК "Школа России"3 класс

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: « Корень слова. Однокоренные слова» 3 класс...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова." 2 класс , "Школа России.

Разработка урока русского языка по теме "Корень слова. Однокоренные слова" составлена для 2 класса в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...