Как мы используем алфавит?
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему

Урок+презентация.

Русский язык. 2 класс.

 

Тема: «Как мы используем алфавит?»

 

Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы  русского алфавита.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова  в алфавитном порядке,

формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;

Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду,  к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.

Оборудование: карта путешествий, девочка Буковка,

название улиц, вопросы на листочках, волшебная дорожка,

слова на карточках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mama.rar80.85 КБ

Предварительный просмотр:

             

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Запрудненская средняя общеобразовательная школа №2

Конспект урока по русскому языку во 2 классе:

«Как мы используем алфавит?»

                                               Подготовила:

                                                              учитель начальных классов

                                                               Каргина Елена Аркадьевна

2015 г.

                   Русский язык. 2 класс.

Тема: «Как мы используем алфавит?»

Цель: совершенствовать умения правильно называть буквы  русского алфавита.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания об алфавите, развивать умения располагать слова  в алфавитном порядке,

формировать у детей отчетливое произношение и различение звуков;

Развивающие: развивать зрительное восприятие, речевую деятельность детей, устойчивое внимание, логическое мышление;

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к труду,  к учебной деятельности, усидчивость, любознательность.

Оборудование: карта путешествий, девочка Буковка,

название улиц, вопросы на листочках, волшебная дорожка,

слова на карточках,презентация.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель. К нам в гости пришла буква.

- Отгадайте её ?

  Вот два столбца наискосок,

 А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?

 Перед тобою буква А.

 Назовите ее. (Буква А)

Какая по счету эта буква в алфавите?

 2.Проверка домашнего задания.

3. Чистописание. Слайд №2

Аа Ан Ал ал аи

Анна Алла  аллея аист

На какие две группы можно разделить слова второй строки?

( 1-  слова собственные, слова  нарицательные:

 2- одушевленные, неодушевленные;

3 –  слова,  в которых  есть двойная согласная и нет)

 Это королева одной страны.  Мы сейчас узнаем.

- Как же оно называется?  

Расставьте слова в нужном порядке, прочитайте их. Слайд №3

ф

л

а

в

а

и

т

3

2

1

5

4

6

7

 Дети: Получилось слово «алфавит». Слайд №4

Учитель:  Ворота открыты! Мы и попали в королевство Буквы А.

Как же оно называется? (Алфавит)

4. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать с алфавитом, будем учиться   называть буквы и располагать слова в алфавитном порядке. Буковка приглашает нас пройтись по королевству. Элек. пригожение к учебнику.

5. Работа по теме урока.

Буковка приглашает нас пройтись по королевству. Слайд №5

Вначале мы с вами пройдемся по улице и ответим на вопросы:

  1. Что такое алфавит? Что такое азбука?
  2. Почему их так называют?
  3. Сколько букв в русской азбуке.
  4. Сколько гласных букв? Сколько согласных букв в русской азбуке?
  5. Чем буква отличается от звука?

Учитель. Для чего нам нужно знать алфавит?

- Повторим его. (Дети поют.  Песенка-азбука - автор Заходер  33 родных сестрицы.  )

- Вот так мы с вами шли за Буковкой «гуськом» и оказались на улице:  Смекалистая.

а) Работа по учебнику.

Выполним  упражнение 121. Проверка.

6. Физминутка.  Площадь: Игральная.

Королева Буква предлагает сыграть в игру.

- Если слово начинается  с  гласного звука  вы хлопаете в ладоши, если с согласного  –  руки вверх.

    Береза, карандаши, дача, осень, чудо, ворона, артист, йод,

 улица, тетрадь, игра, цветок, эхо.

7. Работа по закреплению изученного материала.

 а) Работа с доской.  Улица: Профессиональная .

-  Прочитайте слова и спишите их в алфавитном порядке. Слайд №6

    Пчеловод, библиотекарь, сварщик,  учитель, агроном.

б) Говорим о значимости любой профессии.

     Всякий труд важен и почетен.

в) Вспомним пословицы о труде.

Труд кормит, а лень портит,

Труд при учении скучен, да плод от учения вкусен.

Ученье и труд рядом идут.

От трудов праведных не наживешь палат каменных

- Человеку какой профессии важно знать алфавит? (Библиотекарю.)

- Почему?( Все книги расставлены в алфавитном порядке.)

 - А ещё кому? (Учителю.)

 - Составьте с одним из слов предложение. Запись его на доске.

- Найдем и подчеркнем главные члены предложения.

г) Вместе с Буковкой мы  попали на улицу:  Составительная.

  • Пока мы с вами путешествовали по улицам у Буквы рассыпа-

лись слова. Помогите ей их восстановить.

АРПЛЕЬ (апрель), АЗУБР (арбуз), АЯЗЦ (заяц), ААММ (мама).

  • Запишите эти слова в алфавитном порядке. (У доски).

Апрель, арбуз, мама, заяц.

-Что вы заметили? ( Два слова начинаются на  букву А).

Учитель. А теперь мы  вместе с Буковкой уже на площади :

Угадальная.

Учитель называет букву, ученик -  ответ на вопрос.

А – профессия        П -  одежда

Б -  дерево        Р – наша страна

В – дикое животное        С - птица

Г – птица        Т - орудие труда

Д – имя мальчика        У - профессия

Е – хвойное дерево

Е – животное леса        Ф – мужское имя

Ж – насекомое        Х – без него нет обеда

З –  имя девочки        Ц – птица

И – государство

Й – вкусный молочный продукт.        Ч – единица измерения

К – это есть в пенале        времени

Л – зверь                                                          Ш – учебное учреждение

М –писатель                                                    Щ – кислая трава

Н – месяц        

О – огородное растение                                   Э – копает землю

                                                                          Ю - игрушка

                                                                           Я – дерево

Учитель. Ребята, давайте вспомним на каких улицах мы побывали и расставим их в алфавитном порядке, в таблицу. На каждой  парте таблица.  Работа в парах. Слайд №7

Составительная.

Угадальная

Профессиональная

Смекалистая

Игральная

Учитель.Проверяем. Слайд №8

Составительная.

Игральная

Угадальная

Профессиональная

Профессиональная

Угадальная

Смекалистая

Смекалистая

Игральная

Составительная.

Учитель. Королева Буква предлагает  ответить на вопросы теста. Слайд №9

ТЕСТ

        1.Сколько букв в современной русской азбуке?

           А) 27      Б) 33       В)35

        2.Сколько гласных букв в азбуке?

           А) 6        Б) 12       В) 10

        3. Кто создал первую азбуку?

           А) Кирилл и Мефодий  Б) Лев Толстой  В)       А.С.Пушкин

        4. Как называлась первая азбука?

          А) глаголица  Б) кириллица    В) латиница

        5. На какие буквы не бывает слов в русском языке?

          А) х, й, э     Б) ъ, ь, ы

       6. Какие гласные в определенных обстоятельствах  обозначают два звука?                   ..

         А) а, о, и, у            Б) я, ю, е, е

Учитель. Королева Буква предлагает  проверить ответы  на вопросы теста. Ребята меняются ответами с соседом по парте и проверяют у соседа работу.

 Слайд №10 

Ответы на задания теста

1)Б

2)В

3)А

4)Б

5)Б

6)Б

Учитель. Мы вместе с королевой Буковкой подошли опять к воротам Королевства «Азбука». Наше путешествие закончено.

8.Рефлексия.

- Что больше всего понравилось вам на уроке?

- Какое задание было трудным для вас?

- Какое задание было интересным?

9.Итог урок.

-  Закончите предложения:

Все буквы, расположенные по порядку, называются …

В алфавите каждая буква имеет свое… и  свое… .

10. Домашнее задание: выучить весь алфавит, вспомнить,  где  мы используем  алфавит.

                         

Литература:

1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 2 класс.//Москва «Просвещение» 2011г..

2.Т.Н.Ситникова, И.Ф.Яценко. Поурочные разработки по русскому языку.//Москва. «Вако».  2012 г..

3.Газета «Педагогическое творчество».  №1 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используя учебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»

Применение технологии письма с пропуском орфограмм в целях превентивного формирования грамотности, используяучебно-методический комплект «ГАРМОНИЯ»...

Окружающий мир. Урок с использ интеракт. доски.

Урок - повторение. Дети работали с интеракт. доской....

Русский язык. .Урок- повторение с использ. интеракт. доски.

Урок проведён с использ.интеракт. доски....

Как человек использует свойства воздуха

Данный урок  является одним из уроков по окружающему миру в системе "Школа 2100". Использованы современные технологии: проблемно-диалогическая и ИКТ-технология. Урок насыщен демонстрационными опы...

Презентация к уроку "Как человек использует свойства воздуха".

Данная презентация  является приложением к конспекту урока "Как человек использует свойства воздуха"...

Как человек использует свойства воды

Конспект урока по окружающему миру...