Тема: Устойчивые сочетания слов.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
На этом уроке ученик научится:
объяснить устойчивые словосочетания;
находить устойчивые выражения в тексте;
подбирать фразеологизмы к рисункам художника;
работать с фразеологическим словарем
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
frazeologizmy.urok_russkogo_yazyka.docx | 33.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Фассахова Сагида Хатыповна
Гимназия №1 имени Ризы Фахретдина
Г.Альметьевска РТ
Тел: 89172342398
E-mail: f.sagida@nail.ru
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка
Урок развития речи в 3 классе.
Предмет: русский язык (развитие речи)
Тема: Устойчивые сочетания слов.
Цель: Иметь представление о фразеологизмах в русском языке, показать различие между свободными словосочетаниями и фразеологизмами;
Уметь объяснять устойчивые словосочетания; находить устойчивые выражения в тексте; подбирать фразеологизмы к рисункам художника. Раскрыть образность и богатство русского языка; расширить кругозор учащихся, воспитывать любовь к русскому языку; познакомить с фразеологическим словарём.
Класс: 3 А
Аннотация: УМК «Планета знаний»
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
Авторский медиапродукт – презентация, 19 слайдов.
Смена слайдов и обозначение правильных ответов происходит по щелчку левой кнопкой мыши.
№ слайдов | Структура урока | Сингапурская структура |
ЭЙ АР ГАЙД | ||
Слайды 1 | Тема урока | |
Слайды 2 | Вход в тему урока. Управляющая кнопка предназначена для возвращения на последний слайд после объяснения данного фразеологизма. | |
Слайды 3-4 | Объяснение лексического смысла слова «фразеологизм». Достаточно одного щелчка мыши. | |
Слайды 5-6 | Использование фразеологизмов в стихотворениях. Фразеологизмы меняют цвет по щелчку мыши в любом месте слайда. | ТАЙМД-ПЭА-ШЭА |
Слайды 7 | Использование фразеологизмов в русских народных сказках. Фразеологизмы меняют цвет по щелчку мыши в любом месте слайда. | КЛОК БАДДИС+РЕЛЛИ РОБИН |
Слайды 8 | Замена устойчивых выражений свободными. Найти внизу слайда свободное выражение, аналогичное данному фразеологизму и кликнуть по нему мышкой. Чтобы избежать случайной смены слайда, переход к следующему осуществляется по управляющей кнопке. | |
Слайды 9-12 | Объяснить, когда так говорят, нарисовать свой рисунок. Задания данных слайдов можно дать по группам. | |
Слайды 13 | отгадать фразеологизмы по рисункам | |
Слайды 14 | Заменить в предложениях фразеологизмы обычными словосочетаниями. | ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН+ |
ЭЙ АР ГАЙД | ||
Слайды 15 | Подведение итога урока. Рефлексия. По управляющей кнопке происходит возврат на второй слайд для объяснения фразеологизма, с которого был начат урок. | МИКС-ПЭА-ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН) |
Слайды 16 | Возврат к фразеологизму остаться с носом. | |
Слайды 17 | Знакомство со словарями. | |
Слайды 18 | Знакомство с фразеологизмами других языков одинаковыми значениями. | |
Слайды 19 | Домашняя работа. |
Ход урока
ЭЙ АР ГАЙД
1.Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2.В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,
или «-», если вы не согласны с утверждением.
3.Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.
4. В конце урока заполните столбик «ПОСЛЕ», поэтому будьте внимательны и активны на уроке.
ДО | Утверждения | ПОСЛЕ |
1.Фразеологизмы – это свободные словосочетания. | ||
2.Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания. | ||
3.Во фразеологизмах слова можно заменить другими. | ||
4.Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение | ||
5.Словосочетания во фразеологизмах употребляются в прямом значении. | ||
6. Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение. |
5.Скоро урок закончится, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,
или «-», если вы не согласны с утверждением.
7.Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слайд № 2.
Прочитайте четверостишие. О герое из какой сказки говорится?
Колотил да колотил
По тарелке носом.
Ничего не проглотил
И остался с носом.
- Говорится о Журавле из сказки «Лиса и Журавль».
- Найдите и прочитайте словосочетания с выделенными словами.
Какое значение имеет каждое словосочетание?
- Колотил носом, значит стучать носом (клювом) по тарелке.
- Остался с носом. Что обозначает это выражение? Давайте разберёмся. Когда так говорят?
Слайд № 3-4.
-Ребята, иногда чтобы сказать, что встали очень рано, люди говорят, что встали чуть свет. Давайте попробуем использовать только одно из двух слов: мы встали чуть или мы встали свет. Как вы думаете, нам удалось сохранить значение выражения мы встали очень рано? Какой вывод можно сделать из этого?
Работа в подгруппах.
- Из словосочетаний нельзя убирать слова.
-В русском языке (у каждого народа) есть сочетания слов, которые нельзя разрывать. Вместе они имеют одно целостное значение. А друг без друга они это значение утрачивают. Значение получится, если скажем мы встали чуть свет. Такие неразделимые словосочетания называются устойчивыми сочетаниями слов. (Повторите)
По-другому устойчивые словосочетания называют фразеологизмами. (Повторите) Слово фразеологизм состоит из двух корней фраза и логос. Попробуйте объяснить происхождение этого слова. Фраза (законченное высказывание) и логос (слово, изучение).
Работа в подгруппах. Чем мы будем заниматься на уроке?
Фразеологизмы нельзя составить самому. Они, как и пословицы, придумывались народом и шлифовались веками. Их нужно запоминать. Чем больше вы их будете знать, тем интереснее будет ваша речь, точнее выражена мысль.
Вернемся к четверостишию. Какое словосочетание употребляется в прямом значении? (Колотил носом). А остался с носом? (В переносном).Слайд №2
Чаще всего фразеологизмы употребляются в переносном значении.
Фразеологизмы к нам пришли из далёких-далёких времён. Например, сочетание бить баклуши к нам пришло из Древней Руси. Что оно означало? Брали осиновый обрубок (чурбан) и разбивали на очень мелкие части. Вот эти части называли баклушами (чурки). Работа эта была несложная, простая, лёгкая. А что означает это выражение сейчас? Бездельничать, лодырничать.
Слайд № 5 ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
Прочитайте стихотворение, попробуйте найти в нём фразеологизм:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь.
- Водой не разольешь или водой не разлить – очень дружны
Слайд № 6.
Вы наверно заметили, что фразеологизмы очень часто используют поэты.
Прочитайте еще отрывки из стихотворений.
Подберите подходящие устойчивые сочетания:
Товарищ попросит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … …
Оказался молодцом,
Смог осилить ношу –
Не ударил … …
И не … …
Выбирай: сесть в галошу, оказать медвежью, не ударить в грязь лицом
Самооценка
Слайды № 7. КЛОК БАДДИС+РЕЛЛИ РОБИН
- Очень часто фразеологизмы встречаются и в сказках. Постарайтесь найти их в этих предложениях и объяснить значение выражений.
У зайца душа в пятки ушла.
Старики во внучке души не чаяли.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам.
Закричал петушок во все горло.
(Проведем клок баддис. Кому назначили встречу в 9? Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите карточку №2. Подойдите, поприветствуйте, «дайте пять» новому партнеру. Кто не нашел партнера, поднимите руку и найдите пару. Релли робин. Найдите в предложениях фразеологизмы и объясните смысл. Сначала подумайте, время пошло. Закончили. Начинает тот, кто ниже ростом. У вас 1 минута. Вашу пару послушаем.)
Самооценка.
Слайд № 8.
- Прочитайте каждый столбик. Какие из этих выражений вам кажутся интересными? Почему вы так думаете?(Фразеологизмы)
Выпишите по 4 фразеологизма. Подберите к ним из второго столбика слова или словосочетания, которыми можно заменить их и напишите в тетрадях. Время.
Ломать голову неожиданно, вдруг
Душа в душу дружно
Как снег на голову усиленно думать
Сбиться с ног свободный путь
Зелёная улица устать
В двух словах очень быстро
Во весь дух очень рано, до рассвета
Ни свет ни заря кратко, просто
С одним фразеологизмом устно составьте предложение.
Самооценка
Молодцы, вы правильно поняли значение фразеологизмов.
Слайды № 9 (9-12)
- Иногда детям непонятны выражения взрослых. Так и произошло с мальчиком. Услышав фразеологизмы, он понял их по-своему и нарисовал к ним картинки. Давайте посмотрим.
Лить крокодиловы слезы
Лезть в бутылку
Брать быка за рога
Как понял мальчик эти выражения? (В прямом значении.)
Слайды № 13
Отгадайте фразеологизмы по рисункам.
А теперь попробуем отгадать фразеологизмы по рисункам и их объяснить.
Витать в облаках.
Заварить кашу
Водить за нос
Слайд № 14 ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН+
Какие советы составили авторы детского журнала «Котенок» с использованием устойчивых словосочетаний.
- Ребята, посмотрите, у меня детский журнал «Котенок» советами для учащихся. Некоторые из них я выписала для вас. Давайте познакомимся с ними. Кто догадался, почему я выписала именно эти советы? (Много фразеологизмов.) Познакомьтесь с заданием.
Когда вы захотите найти общий язык (достигнуть взаимопонимания) с незнакомым человеком, то не надо его тянуть за язык (вынуждать высказываться). Если у вас язык без костей (много болтаете), то в нужные моменты советуем прикусить язык (замолчать).
Слова для справок: вынуждать высказываться, много болтаете, достигнуть взаимопонимания, замолчать.
- Попробуйте заменить в предложениях фразеологизмы обычными словосочетаниями. Как будут звучать советы? Прочитайте их друг другу.
- Проведем финк-райт-раунд робин. Берите карточки №4. Подумайте. Выполните задание письменно. Время пошло (1минута 20 секунд). А теперь обсудите между собой. По часовой стрелке читаем по одному высказыванию. Начинает партнер 2. Читайте вслух 6 стол, 3№. Какой вариант советов звучит ярче, выразительнее?
А почему?
Работа в подгруппах. Какую роль играют фразеологизмы в речи?
- Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.
А теперь вернемся к первой карточке.
ЭЙ АР ГАЙД
- Вернемся к нашей таблице. Заполните графу «ПОСЛЕ».
1. Поработайте над этим заданием самостоятельно.
2. В столбике «ДО» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,
или «-», если вы не согласны с утверждением.
3. Чтобы принять решение, используйте свой личный опыт, знания и убеждения.
4. В конце урока заполните столбик «ПОСЛЕ», поэтому будьте внимательны и активны на уроке.
ДО | Утверждения | ПОСЛЕ |
1.Фразеологизмы – это свободные словосочетания. | ||
2.Фразеологизмы – это устойчивые словосочетания. | ||
3.Во фразеологизмах слова можно заменить другими. | ||
4.Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение | ||
5.Словосочетания во фразеологизмах употребляются в прямом значении. | ||
6. Устойчивые словосочетания имеют одно целостное значение. | ||
5. Скоро урок закончится, еще раз прочтите все утверждения.
6. В столбике «ПОСЛЕ» поставьте «+», если вы согласны с утверждением,
или «-», если вы не согласны с утверждением.
7. Сравните столбики «ДО» и «ПОСЛЕ». Изменились ли ваши убеждения? Почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас? Почему
______________________________________________________________________________________________________________________________________
- Итак, и изменились ваши убеждения? Почему?
- Какие из этих утверждений являются самыми важными для вас?
О чем мы сегодня говорили на уроке? (О фразеологизмах)
Слайд № 15. МИКС-ПЭА-ШЭА
МИКС-ПЭА-ШЭА. Задвинули стульчики, под музыку двигаемся по комнате. Встаньте в пары, «дайте пять» новому партнеру. Кто не нашел партнера, поднимите руку и найдите пару.
Проведем 1. РЕЛЛИ РОБИН
Что вы узнали о фразеологизмах? Подумайте 10 секунд.
Первый отвечает тот, у кого волосы темнее.
1.Устойчивые сочетания слов по-другому называются фразеологизмами.
2.Во фразеологизмах выражения используются в переносном значении.
3. Устойчивые словосочетания нельзя делить по словам.
4. Фразеологизмы нужно запоминать.
5. Фразеологизмы делают речь более выразительной, образной, эмоциональной, обогащают её.
МИКС-ПЭА-ШЭА.
2. РЕЛЛИ РОБИН
Какие фразеологизмы запомнили?
Подумайте. Начинает тот, кто ближе ко мне.
Самооценка
Слайд № 16
Вернёмся к фразеологизму остаться с носом. Можете ли вы теперь объяснить, почему так говорят, хотя подобного действия произвести нельзя? (Это фразеологизм)
Запомните, остаться с носом – потерпеть неудачу.
Слайд № 17.
Знакомство:
- с фразеологическим словарём;
- с «Крылатыми словами в стихах и картинках для детей всех возрастов» Андрея Усачева.
Ребята, у каждого народа есть свои фразеологизмы, которые делают речь эмоциональной. Их очень много. Поэтому ученые их собрали в отдельные сборники. Они называются фразеологическими словарями. Познакомьтесь с некоторыми из них. Они есть и в классной библиотеке, и в школьной библиотеке.
Итоговая самооценка.
Слайд № 19
Домашнее задание.
Ребята, я подобрала для вас, для самых умных несколько устойчивых словосочетаний. Найдите в фразеологических словарях значение этих выражений. С двумя из них составьте предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Устойчивые сочетания слов" 3 класс
Презентация по русскому языку...
«Устойчивые сочетания слов»
Изучение фразеологизмов....
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов" 4 класс
Урок с использованием интерактивной доски....
Презентация к уроку по русскому языку. Тема "Фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов" 4 класс
Презентация к уроку...
Урок русского языка во 2 классе по теме: «Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)» УМК "Перспектива"
Цель: дать представление о фразеологическом обороте; показать выразительные возможности фразеологических оборотов....
Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"
Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...
Урок русского языка по теме "Устойчивые сочетания слов"
Урок открытия новых знаний, знакомство с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами). Использование интерактивной доски SmartBoard, работа с нетбуками в парах....