№ |
Дата |
Тема урока |
Решаемые проблемы |
| Планируемые результаты в соответствии с ФГОС |
Понятия | Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
По плану | По факту |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Раздел «Мир общения» (14часов) |
1 |
|
| Собеседники. Диалог.
| Почему каждому человеку необходимо знать родной язык?
| Общение, символ | Построение предложений, составление рассказа. | Анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по речевому общению, цель и тему общения, его результат; | Формировать мотивацию к общению; желание изучать язык |
2 |
|
| Собеседники. Диалог.
| Как можно проверить написание выписанных вами слов? | Диалог, собеседники | Определять темы текстов, выбор заглавия. Составление (устно) текстов-рассуждений
| Совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; | Формировать личностные качества в процессе общения |
3 |
|
| Собеседники. Диалог.
| Из чего строятся составленные вами тексты? Что такое предложение? | Диалог, собеседники, интонация | Находить в текстах предложений, разных по цели высказывания и по интонации.
| Поздравлять, приглашать друзей, вести разговор по телефону, правильно обращаться к собеседнику; | Проявлять к собеседнику внимание, терпение |
4 |
|
| Собеседники. Диалог.
| С какой целью люди общаются (вступают в диалог)? | Диалог, собеседники, интонация | Определить цель общения людей между собой.
| Правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логическое ударение, паузы — в соответствии с культурными нормами; | Понимать значение языка как основного средства общения людей, помогающего выражать мысли и чувства;
|
5 |
|
| Собеседники. Диалог.
| Каким должен быть разговор двух людей? | Диалог, собеседники, интонация | Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения; | Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
| Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
6 |
|
| Собеседники. Диалог.
| С каким человеком хочется дружить — с вежливым или с грубым? | Диалог, собеседники, интонация | Определять связь главной мысли текста и его настроения. | Составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
| Осмыслять культурную значимость орфографически верной письменной речи |
7 |
|
| Культура устной и письменной речи
| Какую цель люди ставят перед собой при общении? | Устная и письменная речь | Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения; | Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ. | Формирование уважительного отношения к иному мнению |
8 |
|
| Культура устной и письменной речи
| С какой целью человек может обращаться к другому человеку? Одинаковые ли виды предложений при этом используются? | Культура общения | Контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
| Аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ.
| Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям |
9 |
|
| Текст. Входной диктант. | Что такое текст, какими особенностями он обладает? | Текст. Тема. Главная мысль текста.
| Составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
| Использовать в общении тексты разных типов составлять | Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа. |
10 |
|
| Текст. Виды текстов. Работа над ошибками.
| Могут ли тексты иметь общую тему, но разную главную мысль? | Текст. Тема. Главная мысль текста.
| Пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания; | Использовать в общении тексты разных типов | Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям |
11 |
|
| Списывание текстов различных типов.
| Какие виды текста вы знаете? | Виды текстов: описание, повествование, рассуждение | Делать полный и краткий пересказ текста;
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Формировать отношение к языку как к великой ценности и культурному достоянию русского народа. |
12 |
|
| Текст.
| Могут ли в одном тексте быть части, относящиеся к разным типам текста? | План текста. | Составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям; | Соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и красоту выполнения письменных работ. | Формирование уважительного отношения к иному мнению |
13 |
|
| Контрольный диктант № 1 по теме «Текст» |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Составлять предложения на заданную тему | Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи |
14 |
|
| Работа над ошибками. Словарь |
| Словарь | Делать полный и краткий пересказ текста;
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Формирование алгоритма своего действия. |
«Язык - главный помощник в общении» (42 часов) |
15 |
|
| Язык – главный помощник в общении | Из чего состоит устная речь? | Звуки и буквы | Научаться правильно передавать звуки буквами | Научаться анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формирование уважительного отношения к иному мнению |
16 |
|
| Звуки и буквы
| Чем отличаются звуки от букв? | Звуки и буквы
| Научаться правильно передавать звуки буквами | Научаться анализировать, делать выводы, сравнивать. | Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям |
17 |
|
| Звуки и буквы
| Что вы знаете о звуках, буквах, словах? | Открытый и закрытый слог
| Проводить звуко-буквенный анализ слов;
| Комментировать собственные действия при выполнении задания | Формировать чувство гордости за родной язык и стремление освоить его лексическое богатство |
18 |
|
| Повторение деления слов на слоги.
| Из чего состоят слова? | Открытый и закрытый слог
| Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги; | Классификация слов. Ориентировка в звуковой структуре слов. | Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря |
19 |
|
| Девять правил орфографии.
| Почему, иногда ударение называют волшебником? | Ударение | Определять самостоятельно ударение в словах, делить слова на слоги;
| Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;
| Объяснять, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить их мысли и чувства, что язык — это великая ценность и культурное достояние русского народа; |
20 |
|
| Прописная буква в именах собственных.
| Когда в русской письменной речи употребляется заглавная буква? | Имена собственные | Развивать умение распознавать имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия населенных пунктов и писать их с заглавной буквы. | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Уважительно относиться к истории своего Отечества, в том числе и к истории языка;
|
21 |
|
| Буква безударных гласных.
| Почему безударные гласные в корне – это орфограмма? | Безударные гласные | Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
22 |
|
| Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
| Буквы каких гласных звуков нужно проверять? | Безударные гласные | Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Комментировать собственные действия при выполнении задания | Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям |
23 |
|
| Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.
| Буквы каких гласных звуков нужно проверять? | Безударные гласные | Обозначать на письме безударные гласные звуки в корне слова, проверяемые ударением. | Комментировать собственные действия при выполнении задания | Формировать уважительное отношение и интерес к художественным произведениям |
24 |
|
| Проверяемые и непроверяемые парные по глухости звонкости согласные в корне слова. | Написание каких букв согласных надо проверять? | Парные согласные | Подбирать слова и проверять парные согласные.
| Объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;
| Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения; |
25 |
|
| Проверяемые и непроверяемые парные по глухости звонкости согласные в корне слова. | Написание каких букв согласных надо проверять? | Парные согласные | Подбирать слова и проверять парные согласные.
| Объективно оценивать свой уровень усвоения знаний;
| Понимать значение умелого владения устной и письменной речью для определения социального статуса человека, для целей общения; |
26 |
|
| Непроизносимые согласные.
| В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? | Непроизносимые согласные | Вспомнить правило написания непроизносимых согласных
| Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
27 |
|
| Непроизносимые согласные.
| В каких случаях в слове могут оказаться непроизносимые согласные? | Непроизносимые согласные | Вспомнить правило написания непроизносимых согласных
| Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
28 |
|
| Разделительный твёрдый и мягкий знаки.
| В каком месте в слове пишется мягкий знак? В какой части слова употребляется разделительный твердый знак? | Разделительный твёрдый и мягкий знаки | Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков.
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Расширять знания об окружающем мире, формировать патриотические чувства, интерес к родному краю, его истории и природе |
29 |
|
| Развитие речи. Обучающее изложение. | Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? | Разделительный твёрдый и мягкий знаки | Повторить правила написания разделительного твердого и мягкого знаков. | Умение проводить сравнительный анализ
| Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
30 |
|
| Удвоенные согласные
| Как уточнить написание слов с удвоенными согласными? | Удвоенные согласные
| Закрепить знания об орфограмме «Удвоенные согласные».
| Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. | Формирование уважительного отношения к иному мнению |
31 |
|
| Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн
| Какие орфограммы вы знаете? | Буквосочетания
| Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;
| Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций. | Формирование чувства гордости за свою Родину |
32 |
|
| Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн
| Какие орфограммы вы знаете? | Буквосочетания
| Находить в тексте слова с изученными орфограммами, объяснять их;
| Сопоставление коммуникативно-речевых ситуаций. | Формирование чувства гордости за свою Родину |
33 |
|
| Перенос слова. | Какие правила переноса слов со строки на строку вы уже знаете? | Перенос | Выбирать варианты переноса слов | Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
34 |
|
| Контрольный диктант № 2 |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений; | Формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
35 |
|
| Работа над ошибками. Работа с изученными орфограммами
|
|
| Делать полный и краткий пересказ текста;
| Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
36 |
|
| Что рассказало слово.
| Легко ли вам было меня понять без слов? | Жест, слово, | Определять основные функции слова. | Готовность слушать собеседника и вести диалог | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
37 |
|
| Что рассказало слово | Для чего используется слово? | Язык, слово | Определять основные функции слова. | Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку | Формирование уважительного отношения к иному мнению |
38 |
|
| Что рассказало слово
| Как оно устроено? | Язык, слово | Каллиграфически правильно списывать слова, предложения и тексты;
| Комментировать собственные действия при выполнении задания | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
39 |
|
| Что рассказало слово | Как устроено слово? | Слово, значение | Составлять словосочетания по заданным моделям;
| Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря |
40 |
|
| Синонимы.
| Можем ли мы утверждать, что, сколько существует в мире слов, явлений, понятий, столько существует и слов? | Синонимы | Углубить знания о синонимах, об их роли в русском языке.
| Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
41 |
|
| Употребление синонимов в тексте.
| Какое определение синонимов мы знаем? Чем они могут различаться? | Синонимы | Расположение синонимов по степени возрастания признака. Составление предложений с фразеологизмами. | Использовать алгоритмы для решения определённых задач;
| Формирование уважительного отношения к иному мнению |
42 |
|
| Слово и его значение Антонимы.
| Какие слова называются антонимами? | Антонимы. | Нахождение антонимов в пословицах. Подбор антонимов к словам разных частей речи. | Комментировать собственные действия при выполнении задания | Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
43 |
|
| Слово и его значение Омонимы
| Какой словарь поможет нам узнать значение слова? | Омонимы | Расширить знания об омонимах; обогащать словарь новыми словами-омонимами. | Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
44 |
|
| Многозначные слова.
| Сколько предметов может называть одно слово? Какие слова называются многозначными? | Многозначность | Наблюдение за употреблением в различных контекстах многозначного слова в разных его значениях | Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
45 |
|
| Слово и его значение | Как называют слова предметы окружающего мира? | слово | Научаться отличать имена нарицательные, имена собственные | Комментировать собственные действия при выполнении задания | Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
46 |
|
| Проверка знаний учащихся. Контрольное списывание. |
|
| Записывать слова без ошибок, пропусков и искажений; | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Умение выражать свои мысли. Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря |
47 |
|
| Работа над ошибками |
|
| Делать полный и краткий пересказ текста;
| Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
48 |
|
| Словосочетание
| Когда мы называем что-либо более подробно, что мы для этого используем? | Словосочетание
| Словосочетание, составление и выделение словосочетаний из предложений, постановка вопроса от слова к слову | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Умение выражать свои мысли. Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря |
49 |
|
| Словосочетание
| Как выделить в предложении словосочетания? | Словосочетание
| Выделять словосочетание из предложений, постановка вопроса от слова к слову | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
50 |
|
| Предложение
| Что такое предложение? | Предложение, главные члены
| Уметь определять вид предложения по цели их высказывания и интонации, ставить знаки препинания в конце слова. | Уметь пользоваться справочной лингвистической литературой;
| Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
51 |
|
| Главные члены предложения
| А в предложении есть главные члены? Как они называются? | Главные члены предложения | Находить главные и второстепенные члены предложения, находить связь между ними по вопросам; | Учиться выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания | Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
52 |
|
| Главные члены предложения
| Как верно найти главные члены предложения? | Главные и второстепенные | Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам | Учиться формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
53 |
|
| Предложения с однородными членами
| Какие члены предложения – главные или второстепенные – являются однородными в составленных вами предложениях? | Однородные члены предложения | Находить в тексте однородные члены предложения и их обозначения.
| Сравнивать различные языковые единицы (слова по значению и по звучанию; слово, словосочетание, предложение по их главной функции); | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
54 |
|
| Предложения с однородными членами
| Какие знаки препинания стоят между однородными членами? | Однородные члены предложения | Уметь обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами | Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств |
55 |
|
| Контрольная работа № 3. |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. | Перевод внешней речи на внутренний план. |
56 |
|
| Работа над ошибками. |
|
| Обобщить знания обо всех известных орфограммах | Комментировать собственные действия при выполнении задания | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
Состав слова (15 часов) |
57 |
|
| Состав слова
| Из каких частей состоит слово? | Состав слова
| Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
| Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»);
| Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
|
58 |
|
| Корень. | Дайте определение корня, приставки, суффикса, окончания? | Корень | Разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс и окончание;
| Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»); | Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
|
59 |
|
| Корень. | Дайте определение корня, приставки, суффикса, окончания? | Корень | Выделять окончания у слов разных частей речи. | Комментировать собственные действия при выполнении задания | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
60 |
|
| Корневые орфограммы. | Можете ли вы объяснить, почему корень слова так назван? | Корень | Различать однокоренные слова и формы одного слова;
| Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку | Формирование уважительного отношения к иному мнению |
61 |
|
| Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста | Правильно ли говорить, что корень слова всегда пишется одинаково? | Корень, приставка, суффикс, окончание | Образовывать слова с заданными морфемами;
| Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.; | Уважительно и с интересом относиться к истории языка;
|
62 |
|
| Приставка.
| Как называется эта часть слова? Для чего она служит? | Приставка. | Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания | Уметь пользоваться алгоритмами, данными в учебнике (на форзаце — «Как разобрать слово по составу»);
| Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
|
63 |
|
| Приставка. Предлог.
| Что такое приставка? Предлог? | Приставка. | Различать приставку и предлог;
| Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. | Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
|
64 |
|
| Суффикс.
| Какая общая часть есть в этих словах? Какой добавочный оттенок значения она придает? | Суффикс.
| Актуализировать и расширить знания о суффиксе как части слова | Обогащать свой лексический состав словами, образованными по разным словообразовательным моделям; | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
65 |
|
| Уменьшительно-ласкательные суффиксы.
| Что вы можете рассказать осуффиксе? | Корень, приставка, суффикс, окончание | Объяснять написание основных приставок русского языка, правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания; | Развивать логическое мышление при сравнении форм одного слова и однокоренных слов, при сравнении оттенков значения, которые привносят в слово разные морфемы, и т. п.; | Формирование уважительного отношения к иному мнению |
66 |
|
| Окончание и основа слова
| Какая роль окончания в слове? | Окончание | Выделять в слове основу и окончание;
| Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова); | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
|
67 |
|
| Окончание и основа слова
| Что такое основа слова? | Окончание | Понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании; | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
68 |
|
| Как образуются слов | Могут ли приставки и суффиксы устаревать, исчезать из языка? | Слово | Составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
| Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение | Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
69 |
|
| Как образуются слова
| Как вы думаете, важно ли знать, как устроено слово, как оно образовано? | Изложение | Иметь представление об исторических фонетических чередованиях согласных звуков в корнях слов. | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.
| Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
70 |
|
| Контрольная работа № 4. по теме: «Состав слова» |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
| Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
71 |
|
| Работа над ошибками |
|
|
| Выполнять учебное задание в соответствии с целью | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
Части речи (3 часа) |
72 |
|
| Части речи
| Для чего надо знать части речи? Как верно определить, к какой части речи относится слово? Могут ли слова одинаково произноситься, но относиться к разным частям речи? | Имя существительное имя прилагательное, глагол, предлог | Определять части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, | Комментировать собственные действия при выполнении задания | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками |
73 |
|
| Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста |
|
| Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.
| Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку | Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
|
74 |
|
| Проверочная работа. Работа над ошибками. |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
| Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
Имя существительное (39 часов) |
75 |
|
| Имя существительное. | Что обозначают имена существительные?
| Собственные и нарицательные | Знать признаки имени существительного
| Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Относиться с уважением к представителям других народов;
|
76 |
|
| Собственные и нарицательные имена существительные. | Чем отличаются имена собственные от имен нарицательных? | Собственные и нарицательные | Знать отличия в орфографическом оформлении имен собственных и нарицательных; | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Относиться с уважением к представителям других народов;
|
77 78 |
|
| Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
| Какие имена существительные относятся к одушевленным? | Одушевлённые и неодушевлённые | Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросу и значению. | Развивать умение пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (рисунок-схема состава слова, модель-схема состава слова); | Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
|
79 |
|
| Развитие речи. Сочинение – описание с использованием приёма олицетворения. |
|
| Уметь выделять части речи. Общее значение и вопросы как средство выделения частей речи.
| Выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку | Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
|
80 |
|
| Число имен существительных
| Почему имя существительное употреблено неверно? Как надо его изменить? | Число имён существительных | Уметь определять род имен существительных во множественном числе | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.
| Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;
|
81 |
|
| Изменение имён существительных по числам.
| Все ли существительные можно изменять по числам?
| Число имён существительных | Уметь определить роль окончаний при изменении имен существительных по числам, определение рода имен существительных во множественном числе | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. | Формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;
|
82 |
|
| Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста | Правильно ли говорить, что корень слова всегда пишется одинаково? | Корень, приставка, суффикс, окончание | Образовывать слова с заданными морфемами;
| Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Уважительно и с интересом относиться к истории языка;
|
83 |
|
| Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное» |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
| Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи |
84 |
|
| Проверочная работа |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
| Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
85 |
|
| Новогоднее путешествие с Дедом Морозом. |
|
|
|
| Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
|
86 87 88 89 90 |
|
| Род имён существительных.
| К какому роду могут относиться имена существительные? Как определить род имени существительного? | Род имен существительных | Научиться распознавать род существительных в косвенном падеже | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. |
Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;
|
91 |
|
| Развитие речи. Обучающее изложение. |
|
| Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи |
92 93 |
|
| Мягкий знак после шипящих в конце имен существительных женского рода
| Зачем пишется мягкий знак в словах отмель, шмель? Для чего может употребляться в словах мягкий знак? Какие три разные роли может выполнять мягкий знак в словах?
| Мягкий знак | Знать орфограмму -правописание мягкого знака в конце имен существительных женского рода | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.
| Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми; разрешать проблемные ситуации; |
94 |
|
| Контрольный диктант № 6 по теме «Мягкий знак после шипящих на конце сущ-х женского рода» |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Писать предложения на заданную тему | Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи |
95 |
|
| Работа над ошибками |
|
|
| Выполнять учебное задание в соответствии с целью | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки |
96 97 98
|
|
| Изменение имен существительных по падежам
| Определите, как изменяются имена существительные: река — рéки, глаз — глазá. (Изменяются по числам.) Какая часть слова при этом изменяется Зачем надо уметь определять падеж имени существительного? | Падеж
| Знать названия падежей, роль окончания при изменении имен существительных по падежам | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм. | Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны,
|
99 |
|
| Изменение имен существительных по падежам Именительный падеж.
| На какие вопросы отвечают имена существительные в именительном падеже?
| Именительный падеж
| Определять имена существительные в именительном падеже | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.
| Эфективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации; |
100 101 |
|
| Изменение имен существительных по падежам Родительный падеж
| Вспомните, почему родительный падеж так называется. Всегда ли легко определить, какое окончание имеет имя существительное в родительном падеже? | Родительный падеж
| Определять имена существительные в родительном падеже, вопросы и предлоги родительного падежа | Формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога и обосновывать своё мнение | Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
|
102 |
|
| Изменение имен существительных по падежам Дательный падеж
| Какой падеж следует за родительным падежом? Почему дательный падеж так называется? | Дательный падеж
| Определять имена существительные в дательном падеже, вопросы и предлоги дательного падежа | Уметь делать выводы о значении знаний о составе слова для объяснения орфограмм.
| Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; реально оценивать свои успехи в освоении языка; |
103 |
|
| Изменение имен существительных по падежам Винительный падеж
| Как отличить имена существительные в именительном падеже и в винительном падеже? | Винительный падеж)
| Определять имена существительные в винительном падеже, вопросы и предлогов винительного падежа | Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
| Разрешать проблемные ситуации; Реально оценивать свои успехи в освоении языка;
|
104 |
|
| Изменение имен существительных по падежам Творительный падеж
| Как определить творительный падеж имен существительных? | Творительный падеж
| Определять имена существительные в творительном падеже, вопросы и предлоги творительного падежа, | Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; различных видов. | Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; |
106 |
|
| Изменение имен существительных по падежам Предложный падеж
| О каком падеже имен существительных мы еще не говорили? Почему предложный падеж так назван? | Предложный падеж)
| Определять имена существительные в предложном падеже, вопросы и предлоги предложного падежа | Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям;
| Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми; формировать коммуникативные и литературно-творческие способности; |
107108 |
|
| Изменение имен существительных по падежам
| Как определить падеж имени существительного? В каком падеже стоит существительное в начальной форме? | Имя существительное, род, падеж, склонение
| Уметь определять падеж имени существительного и его окончание; | Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
| Формирование позитивного отношения к своей деятельности (умение видеть достоинства в своей и в чужой работе). |
109 110 |
|
| Имя существительное. | Найдите имя существительное. Что вы можете о нем сказать? | Имя существительное, род, число, падеж
| Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи; | Решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;
| Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями. |
111 |
|
| Проверочная работа по теме «Имя существительное» Тест |
|
| Уметь делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи; | Уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки); | Разрешать проблемные ситуации; Реально оценивать свои успехи в освоении языка;
|
112-113 |
|
| Контрольный диктант по теме № 7 «Имя существительное» Работа над ошибками. |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
| Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
Местоимение (3 часа) |
114-115 116 |
|
| Местоимение
| Какая часть речи называется местоимением? Как возникло название данной части речи? | Местоимение
| Видеть и исправлять ошибки в употреблении местоимений.
| Уметь верно использовать местоимения в речи; | Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
|
Глагол (28 часов) |
117 118 119 |
|
| Глагол.
| Что обозначают все глаголы? Что такое глагол? | Глагол | Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
| Ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;
| Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
|
120 121 122
|
|
| Изменение глаголов по временам
| А как могут изменяться глаголы? Как можно определить время глагола? Когда используются глаголы каждого из времени? | Время, число, глагол | Распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков; определять время глаголов;
| Понимать цели и задачи учебной деятельности; решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;
| Формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России |
123 |
|
| Глаголы настоящего времени. | На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? | Время, число, глагол | Распознавать глаголы в тексте; определять время глаголов;
| Понимать цели и задачи учебной деятельности;
| Формировать коммуникативные и литературно-творческие способности; |
124 125 |
|
| Глаголы прошедшего времени. | На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? | Время, число, глагол | Распознавать глаголы в тексте; определять время глаголов;
| Решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;
| Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;
|
126 127 |
|
| Глаголы будущего времени | На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? | Время, число, глагол | Распознавать глаголы в тексте; определять время глаголов;
| Уметь пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (раздел «Шаги к умению», памятки); | Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
|
128 129 130 |
|
| Непределенная форма глагола
| Всегда ли у глаголов можно определить время, число, род? Почему эта форма глагола так называется?
| Непределенная форма | Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи. | Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
| Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; |
131
|
|
| Изменение глаголов по времени. Неопределённая форма глагола
| В конце слов какой части речи после шипящих тоже пишется мягкий знак? | Время, число, глагол | Определять число глаголов;
| Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; | Осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
|
132 133 |
|
| Изменение глаголов по числам | От чего в предложении зависит число глагола? | Время, число, глагол | Определять число глаголов;
| Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. | Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
|
134 |
|
| Развитие речи. Обучающее изложение по теме глагол. |
|
| Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи |
135 |
|
| Развитие речи. Сочинение. |
|
| Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи |
136 137 138
|
|
| Изменение по родам глаголов прошедшего времени
| Когда происходят действия, названные глаголами в будущем времени? | Род | Определять число глаголов;
| Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; | Относиться с уважением к представителям других народов;
|
139 140 |
|
| НЕ с глаголами
| Как пишется не с глаголом? | Частица не | Верно писать не с глаголами;
| Понимать цели и задачи учебной деятельности; решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций; | Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
|
141 142
|
|
| Разбор глагола как части речи
| Что вы знаете о глаголе? | Схема, глагол | Грамотно использовать нужные формы глаголов в собственных устных высказываниях и письменной речи. | Понимать цели и задачи учебной деятельности; решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций; | Развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и взрослыми;
|
143 |
|
| Контрольная работа по теме «Глагол» № 8 |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений; | Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач. | Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
144 |
|
| Работа над ошибками. |
|
| Проверка знаний по теме «Глагол» | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку; |
Имя прилагательное (18 часов) |
145 146147 148 149
|
|
| Имя прилагательное
| Важно ли указывать признаки предмета? Можно ли по признакам угадать, о каком предмете идет речь? Какая часть речи называется именем прилагательным? Какие признаки предмета могут называть имена прилагательные?
| Имя прилагательное
| Актуализировать знания об имени прилагательном как части речи; классифицировать имена прилагательные по значению; показать роль имен прилагательных в речи. | Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности
| Реально оценивать свои успехи в освоении языка; Эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации; формировать коммуникативные и литературно-творческие способности; |
150 151 |
|
| Изменение имен прилагательных по родам и числам
| От чего зависит число имени прилагательного? Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного?
| Род, число | Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса | Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
| формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; |
152153
|
|
| Изменение имен прилагательных по числам
| Связано ли название части речи «имя прилагательное» с глаголом прилагать? С какой частью речи согласуется в словосочетании или в предложении имя прилагательное? | Род, число | Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса | Уметь применять полученные теоретические знания для решения практических задач.
| Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру; формировать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях; |
154 |
|
| Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
| От чего зависит число имени прилагательного? Как проверить написание безударного окончания имени прилагательного? | Род, число, падеж |
| Понимать цели и задачи учебной деятельности; решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций; | Формировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями |
155 |
|
| Развитие речи. Сочинение-описание. |
|
| Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи |
156 157 158 |
|
| Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
| Как вы думаете, что происходит с именем прилагательным, когда оно согласуется с именами существительными разных родов? |
| Научаться применять алгоритм проверки безударных окончаний имени прилагательного по окончанию вопроса | Понимать цели и задачи учебной деятельности; решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций;
| Стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
|
159 |
|
| Имя прилагательное. | Что нового мы узнали в третьем классе об именах прилагательных? Как они могут изменяться? Как определить род и число имени прилагательного? |
| Систематизация знаний по теме «Имя прилагательное» | Уметь верно использовать местоимения в речи; | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
|
160 |
|
| Обучающее изложение по теме «Имя прилагательное» |
|
| Научаться составлять план текста и делать пересказ по этому плану | Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
| Воспитывать внимательное отношение к использованию слова в художественной речи |
161 |
|
| Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» № 9 |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Ориентироваться в пространстве учебника с помощью значков навигации;
| Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
162 |
|
| Работа над ошибками. |
|
| Работа над ошибками. Работа над ошибками Работа над ошибками | Понимать цели и задачи учебной деятельности; решать проблемные вопросы, находить выход из проблемных ситуаций; | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
Повторение (8 часов) |
163 164 165 |
|
| Повторение. Слово. Предложение. Текст. Итоговый контрольный диктант. | Какие основные единицы языка и речи вы знаете? Что такое слово? предложение? текст? Для чего они служат? Что такое диалог? Чем диалог отличается от спора? |
| Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. | Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
| Разрешать проблемные ситуации; реально оценивать свои успехи в освоении языка; эффективно общаться с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации;
|
166 |
|
| Повторение изученных орфограмм. Работа над ошибками. |
|
| Записывать под диктовку слова без ошибок, пропусков и искажений;
| Развивать логическое мышление при классификации языковых единиц по различным критериям; развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов. | Осознание алгоритма своего действия. Перевод внешней речи на внутренний план. |
167 |
|
| Контрольное списывание. |
|
|
|
| формировать коммуникативные и литературно-творческие способности;
|
168 |
|
| Работа над ошибками.
|
|
| Работа над ошибками Закрепить навык написания изученных орфограмм | Развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных видов.
| Формировать потребность к постоянному обогащению своего словаря |
169
170
|
|
| Повторение. Правила правописания. Обобщающий урок. Игра «По океану» | Какие части речи вы знаете? По каким признакам они выделяются? Какие орфографические правила вы знаете со второго класса? Какие новые правила мы узнали в третьем классе? |
| Систематизировать изученный в третьем классе материал по всем разделам учебника; закрепить навык написания изученных орфограмм. | Уметь самостоятельно оценивать свои достижения или промахи;
| Осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах; стремиться совершенствовать свою речь и общую культуру;
|