Правописание падежных окончаний имен существительных
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Урок закрепления в 4 классе по программе "Гармония".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Оренбурга

Конспект урока русского языка

Тема «Правописание падежных окончаний существительных»

(урок закрепления)

4 класс

Выполнила: учитель

начальных классов,

II квалификационной категории,

МОУ «СОШ №3»

Носова Анна Львовна

Цели урока:

- обучающая: закрепить способ выбора падежных окончаний существительных;

- развивающая: совершенствовать умение проводить орфографический самоконтроль; обогащать словарный запас детей; продолжить работу с орфографическими задачами.

- воспитательная: на основе языкового материала воспитывать патриотизм, любовь к родному городу.

Ход урока

Орг. момент

- приветствую детей, настраиваю их на учебную деятельность.

Здравствуйте ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Улыбайтесь друг другу чаще и говорите ласковые слова. Садитесь.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы отправимся в телевизионную студию и попробуем себя в роли работников телевидения. А работники телевидения (редакторы, журналисты, ведущие) должны уметь грамотно, правильно, красиво и выразительно писать и говорить. Этому мы учимся на уроках русского языка. Итак, я рада вас приветствовать на канале УТВ, на канале умного телевидения.

  1. Выпуск новостей.

В эфире у нас специальный выпуск новостей. Президент волшебной страны «Грамматика» обратился с речью к жителям. Журналист нашего канала Иван Ошибкин записал это обращение, но допустил ошибки в записи. Посмотрите на эту запись. Стыдно журналисту писать с ошибками. Не можем мы выдать эту запись в эфир. Что нам нужно сделать?

Ошибки исправляют редакторы. Вы разделитесь на группы по 4 человека и выполните задание.

Задание появляется на экране.

Группы I и III ряда исправляют ошибки в первом предложении.

Группы II ряда исправляют ошибки во втором предложении.

Повернитесь друг к другу и начинайте выполнять задание. Но помните, что через несколько секунд у нас эфир, поэтому работаем быстро. Если вы закончили выполнять задание, то приложите свою ладонь к ладони соседа.

Из любви к своим радным и блиским, к своему жилищу, своей школи, своей улици, своему району и области складываеться великая любовь к Родини.

Родина всегда прекрасна: и в осенем пламени лесов, и в снежном раздольи, и в первой весенней травинки, и в золатом разливи хлебных полей.

Проверка.

Закончили выполнять задание. По порядку называем ошибки и записываем в тетради. По мере ответа слово появляется на экране.

Отвечает редактор первой группы.(2 слова) I ряда

Отвечает редактор второй группы. (1 слово) I ряда

Отвечает редактор первой группы (2 слова) III ряда

Отвечает редактор второй группы (1 слово) I ряда

Отвечает редактор первой группы (3 слова) I ряда

Отвечает редактор второй группы (2 слова) II ряда.

Ребята, а каких орфограмм у нас больше?

Значит над чем мы сегодня будем работать?

Как правильно написать безударное окончание существительного? Появляется таблица.

1. Определяю склонение.

2. Определяю падеж.

3. Таблица.

У нас, ребята, есть три самых трудных падежа: Р.п, Д.п., П.п.

Какие окончания имеют существительные I склонения в этих падежах?

Какие окончания имеют существительные II склонения?

Какие окончания имеют существительные III склонения?

Итак, наш выпуск новостей готов. Прочитайте (читает один ученик) Текст на экране.

О чём этот текст?

Что говориться о родине?

Ребята, готовясь к уроку, этот текст я выбрала неслучайно. Мы сегодня поговорим о нашей малой родине, о нашем родном городе. И передачи на нашем канале будут об Оренбурге.

  1. Пять минут про…

Следующая наша передача -  «Пять минут про…». Чтобы узнать про что, запишем предложение под диктовку, оставляя окошки на месте безударных окончаний существительных.

Один ученик выходит к доске.

Оренбург имеет прочные связи с мировыми именами в литературе, музыке, живописи, театре.

Что нужно знать, чтобы решить эту орфографическую задачу?

(способ  правописания безударных окончаний существительных)

 Проверьте друг друга, насколько хорошо вы знаете это правило. По очереди друг другу вы объясняете выбор окончания, надписывая над существительным склонение и падеж.

Ученик работает у доски.

А теперь проверим. Ученик отвечает у доски?

Ребята, а поднимите руки, кто не сделал ни одной ошибки. Молодцы!

А каких великих людей, которые жили или бывали в Оренбурге вы знаете?

Собиратель слов В.И.Даль, поэт Пушкин, писатели Шевченко, Толстой, музыкант Ростропович, космонавт Гагарин, лётчик Чкалов, Мусса Джалиль

Да, ребята, в Оренбурге жило и бывало много великих людей. И я надеюсь, что вы тоже прославите свой город.

Итак, уважаемые зрители, наша передача «Пять минут про..,» подошла к концу.

  1. Физкультминутка.

Следующая наша передача… Извините технические неполадки. Ненадолго отключили электричество. Пока ремонтируют мы с вами отдохнём, зажжём свечи и насладимся ароматом необычного цветка. Взяли в руки карандаш, выпрямили спинки и вдыхаем. Вдох – через нос, выдох через рот.

Ну вот свет и починили снова, и нам нужно задуть свечу. Три глубоких выдоха и три быстрых.

  1. «Оренбургские заметки».

А теперь мы должны подготовить выпуск передачи «Оренбургские заметки».

О чём мы можем рассказать? Что красивого и интересного есть у нас в городе?

Ответить на эти вопросы нам поможет следующее задание.

Каждый из вас должен вставить окончания в окошки. Кто сделает это быстрее и правильнее? Среди этих словосочетаний я вам приготовила одно интересное слово, и жду от вас вопросов.

По улице Советской, к Зауральной роще, о краеведческом музее, возле ротонды в Ленинском сквере, по канатной дороге, весело в парке «Тополя», вправо от  башни, увидеть в драматическом театре, о памятнике Гагарину, на площади Ленина.

Какое слово вам показалось незнакомым?

Дети отмечают слово «ротонда». Далее проводится работа с орфографическим и толковым словарями

Работа со словарём.

Ротонда. Один человек работаёт с орфографическим словарём. А другой с толковым.

Ребята, для чего нужен орфографический словарь?

Как пишется слово «ротонда»? Вывешивается на доску.

А что мы узнаём из лексического словаря?

Ребёнок читает.

На экране слайд.

Какое интересное слово вы узнали? Посмотрите, а это ротонда, которая находиться у нас в Ленинском сквере.

Взаимопроверка. (с экрана)

Кто не сделал ни одной ошибки? Молодцы!

А теперь посмотрите на это словосочетание, правильно ли оно записано?

Подойти к Филармонии

(Дети отмечают, что в дательном падеже по правилу пишется окончание е)

Ребята, окончание здесь записано правильно, но это ещё одна тайна нашего русского языка. В словах на ия, ие пишется окончание и. Но об этой тайне и о многих других тайнах нашего языка вы узнаете позже.

Физкультминутка

Ребята, я думаю вы знаете, что долго смотреть телевизор вредно, поэтому сделаем гимнастику для глаз.

- зажмурьте глаза на 5 секунд, раскройте

- посмотрите на доску, а теперь на нос

- посмотрите вверх, вниз, вправо, влево

Продолжаем урок

6. Творческая работа

А теперь вам нужно записать небольшую зарисовку о каком-либо красивом месте в нашем городе, либо об интересном событии, или о том, почему вы любите свой город. Вам нужно составить небольшой текст (3-4 предложения) о нашем городе, который мы покажем в эфире передачи «Оренбургские заметки».

Чтобы освежить ваши впечатления и воспоминания о нашем городе, мы посмотрим видеоролик.

Вы видите фонтан возле площади Ленина.

Башня на улице Советской

Памятник Пушкина и Даля

Краеведческий музей

Драматический театр

Ротонда в ленинском сквере

Мост через реку Урал

Памятник Чкалова

Музей Пушкина

Памятник Гагарина

Набережная реки Урал

Ребята, вы помните, что мы работаем над передачей «Оренбургские заметки». И зрители прислали свои пожелания, о чем бы им хотелось бы узнать. Прочитайте темы ваших минисочинений.

Времена года в Оренбурге

* Мой любимый город (двор, улица, сквер)

* Я и мои друзья

* Самый лучший город на земле

* «О тебе, Оренбург, слава добрая…»

* Здесь жили великие люди

* Ты становишься краше, родной Оренбург

* Здесь живет моя семья

* Окрестности города

* Удивительное – рядом

* Оренбуржец – человек особый

Готовясь к уроку, я составила несколько предложений о нашем городе к теме

«Мой любимый город»

 Я люблю гулять по Зауральной роще. Там очень красиво, особенно летом. Можно неспешно пройтись по тенистой аллее, мечтая о чём-нибудь хорошем. А иногда там устраиваются праздники. В этом году я побывала на концерте, посвященном Дню русской культуры.

А теперь, ребята, приступайте к работе.

Самостоятельная работа.

Выступления детей.

  1. Итог урока.

-Так за что же ребята вы любите свой город?

Оренбург – это часть нашей великой Родины – России. Чем краше и надежнее малая родина, тем мощнее и прекраснее Россия.  Могущество России в расцвете ее областей, в том числе и нашего Оренбуржья, но в процветании и величии России — богатство и сила нашего города. Также истинная любовь к своему народу, своей Родине невозможна без любви и уважения к другим странам и народам, потому что все мы живём на планете Земля. Помните ребята,  что вы оренбуржцы, вы россияне, вы земляне и на вас лежит ответственность, каким будет наш город, страна, планета.

Передача «Оренбургские заметки» подходит к концу. А помогли нам их составить правила русского языка.

Чему мы сегодня учились на уроке?

Как правильно писать безударные окончания существительных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонениЯ

Презентация предназначена для проведения урока по русскому языку по теме: "Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения" в 3 классе - система Занкова. Кроме того, материал можн...

Правило правописания падежных окончаний имен существительных

Урок способствует формированию у учащихся умения определять способ проверки падежных окончаний....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

Правописание падежных окончаний имен существительных

Урок подготовлен и проведен в 3 классе по учебнику Полякова А.В....

"Правописание падежных окончаний имен существительных"

Презентация к уроку русского языка содержит текст и фотографии Петербурга....

Тема :“Правописание падежных окончаний имен существительных”

Цель: - повторить и закрепить правило написания безударных окончаний существительных;- воспитать аккуратность, внимательность;- повторить написание предложений с однородными членами;- прививать ...