Тема :“Правописание падежных окончаний имен существительных”
план-конспект урока (3 класс) по теме

Смаковая Людмила Анатольевна

 

Цель: - повторить и закрепить правило написания безударных окончаний существительных;

- воспитать аккуратность, внимательность;

- повторить написание предложений с однородными членами;

- прививать уважительное отношение и любовь к русскому народному творчеству;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Костанайская область

Костанайский район

Воскресеновская средняя школа

Учитель первой категории: Смаковая Людмила Анатольевна, стаж работы- 19 лет

Открытый урок по русскому языку в 3 классе

Тема :“Правописание падежных окончаний имен  существительных

Цель: - повторить и закрепить правило написания безударных окончаний существительных;

- воспитать аккуратность, внимательность;

- повторить написание предложений с однородными членами;

- прививать уважительное отношение и любовь к русскому народному творчеству;

Ход урока:

1. Приветствие. На доске записаны даты, классная работа. Сообщение темы урока. Вспомнить с детьми и записать на доске схему написание безударных падежных окончаний.

2. Работа над словом (изменения записываются детьми в тетрадях зелёной ручкой).

Учитель: Синоним слова полянка.

 Дети: Опушка.

 У: Назовите орфограммы в этом слове.

Д: Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением, слово словарное (в тетради дети отмечают опушка).

У: Поставьте  это существительное в предложный падеж с предлогом на.

Д: На опушке.

У: Какие орфограммы добавились?

Д: Правописание существительного с предлогом и безударное окончание существительных. В написании существительного опираемся на благозвучность. Доказываем правильность : на (чём?) опушке – не чего?, ставим в начальную форму: опушка – не 3 склонение – значит пишем окончание е.

У: Место, заросшее деревьями.

Д: Лес.

У: Какие орфограммы?

Д: Сомнительная  согласная в конце слова. Проверяем: леса, значит, пишется с согласной с в конце слова. (в тетради отмечают: лес).

У: Составьте однокоренное прилагательное в начальной форме.

В: (Какой?) лесной.

У: Какие орфограммы появились?

Д: Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением и стечение согласных, проверочное слово лес. (отмечают в тетрадях: лесной)

У: Что обозначают прилагательные: красный, синий, белый, голубой.

Д: Цвет

У: Орфограммы

Д: Сомнительная т в конце слова, проверяем: цвета (отмечают в тетрадях цвет)

У: Составьте однокоренной глагол прошедшего времени множественного числа с приставкой рас.

Д: Расцвели

У: Какие орфограммы в этом слове?

Д: Правописание приставки рас и безударная гласная  в корне, проверяемая ударением (в тетради отмечают: расцвели)

У: Порядковое числительное.

Д: (перебирают несколько, пока не будет названо: первый)

У: Какие орфограммы?

Д: Нет, как слышится, так и пишется.

У: Поставьте в форму множественного числа

Д: Первые

У: Орфограммы в этом слове?

Д: нет, как слышится, так и пишется.

У: Запишите зелёной ручкой слово, в котором приставка, как в слове подъезд, корень, как в слове снежинка, суффикс, как в словах весенний и ключик, окончание, как в слове книги.

Д: Подснежники

У: Разберите по составу

Д: Подснежники, подснежникам, подснежник, окончание и, основа Подснежник, корень снеж, приставка под, суффикс н ик

У: Докажите, что суффиксы именно такие, постройте словообразовательную цепочку.

Д: Снег – снежный – подснежный – подснежник (в тетради записывается: подснежники (снег – снежный – подснежный)

У: Красивые пятнышки на лице, появляющиеся в марте-апреле.

Д: Веснушки

У: Орфограммы..?

Д: Безударная гласная в корне, проверяемая ударением: вёсны, и стечение согласных сн, проверяется весенний (в тетрадях записывается : веснушки)

У: От какого существительного появилось это название?

Д: Весна

У: Орфограммы..?

Д: Орфограммы те же самые (в тетрадях записывается: весна)

У: Двигался пешком.

Д: Шёл

У: Орфограммы в этом слове..?

д: Шёл, пишу гласную ё, т.к. существует слово шедший.

У: Запишите однокоренной глагол прошедшего времени, женского рода, с приставкой при.

Д: Пришла

У: Орфограммы в этом слове..?

Д: Правописание приставки при

(Оформление тетради учащимися: запись числа, классной работы)

опушка, на опушке, лес, лесной, цвет, расцвели, первый, первые, подснежники (снег – снежный, подснежный, подснежник), веснушки, весна, шёл, пришла)

У: Составьте предложения из выделенных слов. Что у вас получилось?

Д: Два предложения? На лесной опушке расцвели первые подснежники. Весна пришла.

У: Что можно сказать о первом предложении?

Д: По цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное.

У: О втором предложении?

Д: По цели высказывания  - повествовательное, по интонации – невосклицательное.

Д: А я думаю, по интонации – восклицательное. Разве можно равнодушно сказать: Весна пришла. Ведь это весна, всё в природе оживает, радуется.

Учащиеся поддерживают его мнение.

У: Разберите эти предложения по составу.

Д: В первом предложении говорится о подснежниках, ставим вопрос: расцвели (кто? что?) подснежники, подснежники - это подлежащее, подчеркивается одной чертой, выражено существительным; от подлежащего ставим вопрос: подснежники (Что сделали?) расцвели, расцвели – это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом; расцвели (где?) на опушке, это обстоятельство, выражено существительным с предлогом; на опушке (какой?) лесной – это определение, выражено прилагательным, подснежники (какие?) первые – это определение, выражено числительным.

В тетради ученики записывают:

На лесной опушке расцвели первые подснежники.

Д: Во втором предложении говорится о весне, пришла (кто? что?) весна, весна – это подлежащее, подчёркивается одной чертой, выражено существительным, весна (что сделала?)пришла, пришла – это сказуемое, выражено глаголом, второстепенных членов предложения нет.

У: У нас на доске две иллюстрации. Что вы можете сказать о них?

Д: На первой иллюстрации лесная полянка, снег растаял, большие проталинки.

Д: Кое-где появилась зелёная травка

Д: Солнышко светит, согревает землю, деревья проснулись, чувствуется – скоро появятся листочки на них.

Д: На втором рисунке – чаща леса, кое-где снег вроде бы осел,  но чувствуется, что ещё морозно.

Д: Там так, потому что деревья не пропускают лучи солнышка.

У: О весне в чаще леса у нас есть текст с пропущенными орфограммами по теме урока. Кто напомнит, какая тема сегодняшнего урока?

Д: Правописание безударных окончаний существительных.

Текст записан на доске.

,  ,

В чащ .  леса весна пока не чувствуется. Под еловыми лап . ми снегу ещё долго лежать. Здесь всё во влас .  зимы. Но осколк . м весеннего неба на проталинк .   стоит и смотрит по сторон . м голубоглазый подснежник удивляется. Время придёт  доберётся и сюда настоящая весна.

Учащиеся объясняют пропущенные орфограммы и  их написание, отмечают, что в слове  по сторонам  пропущена гласная, которая находится под ударением, находят место двум запятым и объясняют, почему они необходимы.

У: Все радуются весне: земля, деревья, травы, звери, птицы и, конечно, люди. Послушайте, как люди говорят о весне и догадайтесь, что это такое!

(читают запись на доске)

Весна, весна красная!

Приди весна, с радостью!

С великой милостью,

Со льн . м  высоким,

С корн . м  глубоким

С хлеб . м  обильным!

Д: Это русская народная песня–закличка. Этой песней люди весну торопили, чтобы она пришла побыстрее.

У: А почему именно такие слова, что они обозначают?

Д: Люди ждали от весны милости и тепла.

Д: Будет высокий лён, будет и одежда для людей.

Д: Корень глубокий, будет и урожай хороший, не будет голода.

Д: Хлеб сильный, чтобы было чем питаться.

У: Объясните пропущенные орфограммы.

Д: (объясняют и вставляют пропущенные буквы)

У: А что вы ждёте от весны? Как бы вы написали такую же песню о весне? Перепишите первые три строчки песни, а дальше допишите своё, что вы ждёте от весны. Не забывайте о правописании падежных окончаний существительных.

(несколько работ зачитываются)

У: Теперь откройте учебники на странице.--- упр.--- (выполняется самостоятельно, затем учащиеся меняются тетрадями и проводят взаимопроверку)

3. Итоги.

У: Какая была тема нашего урока?

Д: Правописание падежных окончаний (повторяется схема –памятка)

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Добавить статью ]

Урок по литературному чтению во 2 классе

Урок получил оценку «отлично», разработан и проведен учителем начальных классов, первой категории Воскресеновской средней школы, Костанайского района, Костанайской области – Смаковой Людмилой Анатольевной. (Стаж работы 18 лет) 

Урок по литературному чтению во 2 классе 
Тема: Устное народное творчество. Сказки (обобщение по теме) 
Цель: 1.Систематизировать и обобщить знания, закрепить умения. 
2. Развивать личность ученика, обеспечить возможность его самораскрытия , самореализации. 
3. Связать с орфографической зоркостью отдельные задания. 
Задачи: 1)Образовательные: более глубокое усвоение знаний. 
2)Воспитывать общую культуру. 
3)Развивающие: эстетическое восприятие окружающего мира. 
Тип урока: Урок-соревнование. 
Формы урока: Групповая, индивидуально-групповая,коллективная. 
Методы: Славестно-наглядный, проблемо-поисковой. 
Оборудование: Опорные схемы, иллюстрации к сказкам, перфокарты, тесты, дополнительная литература. 

Ход урока: 
1. Организационный момент. 
2. Вступительное слово: 
-Сегодня у нас необычный урок. 
-Сегодня мы подведём итог работы связанный с устным народным творчеством. 
«Во саду ли, в огороде 
Девица гуляла, 
Во саду ли в огороде 
Цветочки поливала. 
Один цветочек сорвала 
И нам в класс передала 
А цветочек не простой 
Лепесточек расписной» 

-Лепестки то не простые , а на обратной стороне – задания. 

Итак, что означает понятие устное народное творчество? 

Мы все знаем, что «Устное слово-душа народа» 
3.Постановка целей урока 
- Сегодня мы с вами проведём соревнование и выявим среди вас «Знатока устного народного творчества» Соревнование будет состоять из нескольких эстафет. 

4.Соревнование 
1) Эстафета «Выбери свой цвет»(Поочередно команды выбирают вопросы, сами определяя посильный уровень сложности) 
(на красном квадрате - сложные задания) 
(на зеленом квадрате - облегченные задания) 
КРАСНЫЕ: 
1)Что такое сказка? 
2)Назовите виды сказок. 
3)Какие жанры устного народного творчества вы знаете? 
4)К какому жанру относится: 
Ай, не плачь ,не плачь! 
Я куплю тебе калач! 
Если будешь плакать, 
Куплю худой лапоть! 

5)Какой приём используют в небылицах? Для чего придумали небылицы? 
ЗЕЛЁНЫЕ: 
1)Загадай загадку. 
2)Расскажи пословицу. 
3)Какая это сказка по виду: «Как-то раз удалось лисичке-сестричке рыбы добыть…?» 
4)Расскажи считалку. 
5)Изобрази потешку. 
«Ладушки, ладушки! -Где были? – У бабушки!» 

2.Эстафета: Что? Где? Когда? 
1 Конкурс: 
1) Какие сказки обычно начинаются с присказки? 
2) Кто создаёт фольклорные произведения? 
3) Как называется приём изображения неживой природы и животных как людей? (олицетворение) 
2 Конкурс: 
1) Часть сказки не связанная с повествованием, но подготавливающая слушателей к восприятию сказки? 
2) Какой частью завершается сказка? 
Как, одним словом можно назвать произведения устного народного творчества? 

3.Эстафета: Орфографическая. 
-Я показываю вам названия сказок или имён сказочных героев, а вы должны определить в них знакомые орфограммы.(поочередно каждой команде) 
«Дюймовочка» 
«Кощей Бессмертный» 
«Морозко» 
«Чудесная птица» 
«Снегурочка» 
«Маша и медведь» 
«Волк и семеро козлят» 
«Мужик и медведь» 

4.Эстафета: «Найди лишнее слово» 
1) Скороговорка, прибаутка, пословица, рассказ. 
2) Присказка, зачин, пестушка, концовка. 
3) Рассказ, поэма, сказка, роман. 
4) Перевёртыш, путаница, быль, небылица. 
5.Физминутка. 

5.Эстафета: «Бюро находок» 
(В мешке потерянные вещи) 
-Кто потерял эти вещи? 
1)золотой ключик. 
2)говорящее зеркальце 
3)Телефон. 
4)Мочалка. 

6.Эстафета: «Сказочная почта» 
1) От бабушки ушел, от дедушки ушел. Скоро буду у вас. 
2) Спасите , нас хочет съесть Серый Волк! 
3) Не можем вытащить этот овощ, приезжайте, помогите! 
4) Вылететь не могу, цапли лягушками объелись , животы у них разболелись! 
7.Эстафета: «Театральная» 
(Дети выступают ради народа и придумывают сказку) 
(Начало должно быть печальным, а конец весёлым) 
6. Подведение итогов. Подсчёт жетонов. 
-Какое значение имеет знание всех жанров устного народного творчества? 
ВЫВОД: 
Дети составляют кластер. (Значение устного народного творчества развивает….) 

а) Артистичность. 
б) мышление. 
в) память. 
г) воображение. 
д) ум 
е) развивает речь. 

7.Сюрпризный момент. 
На стульчиках, под сиденьями приклеены конфеты, дети отгадывают, от какого сказочного персонажа подарок? 

Песенка Считалочка!!! 

8. Домашнее задание: Инсценировка полюбившейся сказки.

Категория: Начальная школа | Добавил: luda-mila (2013-01-17) | Автор: Людмила Смаковая E

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Добавить статью ]

Урок – соревнование по русскому языку в 3 классе.

Разработан и проведен учителем начальных классов, первой категории Воскресеновской средней школы, Костанайского района, Костанайской области – Смаковой Людмилой Анатольевной. (Стаж работы 18 лет) 

Урок – соревнование по русскому языку в 3 классе. 
ТЕМА: Повторение и обобщение знаний по разделу «Состав слова, словообразование» 
ЦЕЛИ: 
1. Закрепление и обобщение знаний учащихся. 
2. Способствовать развитию интеллектуальных способностей учащихся: речи, внимания, памяти, мышления, наблюдательности. 
3. Развитие орфографической зоркости. 
4. Воспитание познавательного интереса к предмету, честности, доброты. 
Ход урока: 
I. Организационный момент. 
II. Эмоциональный настрой на урок: « Мы за парты дружно сели, друг на друга посмотрели… Пожелайте друг другу удачи глазами. Улыбнитесь и друг от друга зарядитесь». 
III. -Сегодня у нас урок-соревнование по русскому языку, по пройденному разделу «Состав слова, словообразование». Жюри будет оценивать ваши ответы. За каждый правильный ответ команда получает жетон. 
Для успешного соревнования нам необходимы такие качества как: знания, понимание, остроумие, интерес, реакция. 
Девиз урока: «Никто не знает так много, как все мы вместе…» 
-А тем , кто победит в соревновании будет предоставлена возможность открыть конверт, в котором находится слово, обозначающее одно из главных слов для любого человека. 
IV. Соревнование. 
1. «Разминка» 
1 КОМАНДА. 2 КОМАНДА. 
1) Из каких частей состоит слово? 1) Что такое словообразование? 
2) Что такое приставка? 2)Что такое окончание? 
3) Что такое суффикс? 3)Что такое корень? 
4) Какие уменьшительно ласкатель- 4)Расскажите о правописании суффиксов –ик , -ек? 
ные суффиксы вы знаете? 5)Чем отличаются приставка и предлог? 
5)Что вы знаете о единообразном на- 
писании приставок? 

2. «Выделение конфликтного объекта» (Найди лишнее слово). 

1) Вода 1) Летать 
Водица Лето 
Водитель Летательный 
Подводник Лётчик 
2) Побелка 2) Ночка 
Белка Ночной 
Белить Ноченька 
Белый Одиночка 
3) Отрезать 3)Подорожный 
Отцовский Дороженька 
Отучиться Дорожный 
Оттаять Дорожник 
3. Составь по схеме слова. 
͡ ˄ ͡ ˄ 
Например: рыбка. Белка. 

4. Игра «Сорви листок и ответь дружок» 
(С дерева команды поочередно срывают листья и отвечают 
на вопросы) 

1) Преврати большой дом в малень- 1) Преврати большую табуретку в малень- 
кий. (Домик) кую (Стульчик) 
2)Назови глупого человека ласково 2)Преврати слово тракторист в 
(Глупышка) машину(Трактор) 
3)Преврати слово «Стол» в комнату(Сто- 3)Преврати слово «Рыба» в 
ловая). человека (Рыбак) 
4)Преврати маленький хвостик в большой 4)Преврати большой кустище в маленький 
(Хвостище) (Кустик) 

5.Физминутка «Родственные слова» 
Если я назову пару родственных слов - вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными - вы приседаете. 
Лес-лесник, стена- потолок, река- ручей, кот-котик, поле-полюшко, сад - садовый, дом - домашний, гриб-грибной, обед-стол.
6. Работа в тетради. 
Минута чистописания. Заглавная и сточная буквы Жж . 
Упражнение из учебника: С помощью приставок образуй как можно больше слов и запиши. 

1) Ехал 1) Летел 

7. Игра «Чёрный ящик». 
-Назовите предмет и подберите родственные слова. 

1) Здесь находится то, что подают 1) Здесь находится предмет с помощью 
каждый день на стол? (хлеб, хлебный, которого вы пишите(Ручка, ручная, рука) 
хлебороб, хлебушек) 

8.Письмо от «Золотой рыбки». 
Текст письма: «Дорогие, ребята! Я разучилась исполнять желания, прошу вас решить тест, связанный с составом слова и дар вновь вернётся ко мне…заранее вам благодарна ». (Любой тест на состав слова.) 

9. Итог урока 
Подсчёт жетонов. 
Команда- победитель открывает конверт, в котором написано главное слово- ЗНАНИЯ 
- Почему это слово одно из главных в жизни человека? 
Награждение победителей.

Категория: Начальная школа | Добавил: luda-mila (2013-01-17) | Автор: Людмила Смаковая E


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

Индивидуальный раздаточный материал по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных»

Этот материал в виде раздаточных карточек по теме: «Правописание падежных окончаний имён существительных» можно использовать на уроках закрепления изученных знаний в качестве самостоятельной работы....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Русский язык ОБЖ. 3 класс Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки».

Тема. «Правописание падежных окончаний имен существительных 1-го склонения. О чем говорят дорожные знаки». Цели. Закрепление навыка правописания падежных окончаний имен существительных 1-го склон...

Диктант с грамматическим заданием по теме«Правописание падежных окончаний имён существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.» 3 класс ПНШ

3класс Программа «Перспективная начальная школа»Диктант с грамматическим заданиемпо теме «Правописание падежных окончаний имён  существительных, правописание приставок, оканчивающихся на з-, с-.»...

План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме: "Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных".

Данный план-конспект будет полезен учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века". Содержит элементы технологии коллективного взаимодействия....