Русский язык. Правописание имен собственных и нарицательных. 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Ирина Анатольевна Смирнова

Нетрадиционный урок русского языка в 4 классе на основе фольклорного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4v_-_kopiya.docx39.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное   бюджетное

  специальное   ( коррекционное) образовательное  учреждение  для  обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья специальная ( коррекционная ) общеобразовательная  школа   № 432    Колпинского    района

        г. Санкт-Петербурга.        

Конспект  урока .

Русский язык. 4 класс.

Тема: ,,Правописание имен собственных и нарицательных”

                                         

2014-2015 учебный год.

Конспект урока русского языка.

Тема: правописание имен собственных и нарицательных. Повторение.

Цель: закрепить на практике навык определения типа имени существительного

( собственное или нарицательное).

Задачи:

Коррекционно – образовательные.

  • Формировать навык определения типа имени существительного.
  • Закреплять умение объяснять свои действия и алгоритм при рассуждении.

Коррекционно – развивающие.

  • Развивать устную речь учащихся с сильной задержкой в развитии через игру, в непринужденной обстановке.
  • Развивать умение контролировать свое поведение на роке и скорость работы.

Коррекционно – воспитательные.

  • Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.
  • Воспитывать толерантное отношение к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
  • Воспитывать трудолюбие и усидчивость.

Форма урока: интегрированный урок – русский язык с элементами внеклассного чтения.

Оборудование: компьютер, карточки с словосочетаниями, текст рассказа, разрезанный на отдельные предложения, красный фломастер.

 На доске карта путешествия – река, на ней мост, на мосту змей, за мостом вдоль реки лес, на полянке в лесу Леший, за лесом – избушка бабы Яги.

Над каждым объектом его имя или название с грамматическими ошибками.

Отдельно нарисованный летучий корабль с названием на корме ,,Добрыня.”

Примечание: данный урок был подготовлен как образец нестандартного урока к недели русского языка и чтения.

Ход урока.

№п/п

Этап урока

Действия учителя.

Действия учеников.

Примечание.

1.

Организационный момент.

1)входят дети и садятся на свои места.

2) введение.

Проверь-ка, дружок,

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Учитель ставит музыку.

-Действительно, в мире очень много сказок.

-На какие 2 группы их можно разделить?

-Сегодня мы вспомним народные сказки, необычные, в которых встречаются особенные существа или волшебные предметы.

Входят и садятся на свои места.

Проверяют готовность к уроку.

-Все сказки можно разделить на авторские и народные.

На партах учебник, тетрадь с правилами, тетрадь рабочая, ручка, линейка, карандаш, резинка.

Музыка ,,В мире много сказок…”

2.

Вводная часть урока.

  1. Введение слова через загадку.

  1. Анализ буквы, звука.

3)Чистописа-ние.

-Отгадай загадку и назови слово.

,,Он летает и плывет, но не ковер он самолет”.

-Что это?

-Назови слово, обозначающее предмет.

-Четко произнеси слово, ставя в нем ударение.

-Раздели слово на слоги, выдели первый слог?

-С какого звука начинается этот слог?

-Какой буквой он обозначается на письме?

-Данную букву  в сочетании с гласными мы на чистописании и будем писать.

Учитель на доске показывает написание слогов, рядом повторят синхронно сучителем 2 ученика с сильнейшей формой дизграфии.

-Прочитай слово тихим голосом и поставь ударение, раздели слово на слоги вертикальной линией.

 

-Это летучий корабль.

-Слово ,,корабль” обозначает неживой предмет. Пишется оно с маленькой буквы.

-Корабль.

-Ко-рабль. Два слога.

Второй ударный. Первый слог ,,КО”.

-Этот слог начинается со звука ,,К”. Твердого, глухого.

-Он на письме обозначается буквой ,,КА”.

Все учащиеся пишут вместе с учителем

Ка Ка Ка Ко Ко Ко Ки Ки Ки Ку Ку Ку.

Корабль, корабль.

Каждый ученик выполняет задание самостоятельно.

На доске появляется изображение летучего корабля.

На отдельно доске

(боковом вклады-ше) появляется образец написания буквы ,,К”.

3

Основная часть урока.

Повторение. Понятия ,,имя собственное” и ,,имя нарицательное.”

-Что написано на корабле?

-Придумай предложение, в котором были бы слова ,,корабль”, ,,Добрыня”, ,,путь,,.

-Какие слова нужно написать с большой буквы и почему?

-Какие слова всегда пишутся всегда с большой буквы?

-Чтобы начать путешествие, нужно вспомнить слова, которые в сказке помогли подняться кораблю и полететь.

-Помните их?

-Хором назовите!

-На корабле написано ,,Добрыня.” Это его название.

-Мы отправились в путь на корабле ,,Добрыня.”

-С большой буквы пишется слово ,,Добрыня”. Оно имя собственное.

-С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей. Клички животных, названия городов, сел, деревень, улиц…

-Земля, прощай!

В добрый путь!

На доске открывается карта путешествия и летучий корабль.

На доске памятка.

Повторно читают все хором

Ученик с макетом корабля пробегает вокруг детей и прикрепляет его на доску.

4.

Повторение. Написание географичес-ких названий, имен.

1)повторение написания географичес-ких названий с большой буквы. Устно.

2)анализ. Вывод.

3)написание имен людей и героев сказок с большой буквы.

4)вывод.

5)написание  имен и фамилий с большой буквы. Письменно.

-Полетели мы над рекой Смородинкой, над Калинковым мостом.

Что происходит? Почему мы не можем плавно приземлиться? Ошибки нас не пускают.

-Подойди к доске и исправь ошибки в названиях.

-Сделай вывод – какие слова пишутся с большой буквы!

-Кто нас встречает на мосту?

-Как зовут данного героя сказки?

-Из какой он русской народной сказки?

-Как пишется его имя? Исправь ошибку.

-Какие слова пишутся с большой буквы?

-А Тимошка нам придумал задание – в сказках каждый герой выполняет задания, и мы попробуем.

-Прочитай предложения и скажи – какие  слова пишутся с большой буквы и почему. Запиши правильно данные предложения.

-Все задания мы выполнили – нас Тимошка отпускает.

-Говорим хором волшебные слова!

Дети в географических названиях исправляют ошибки.

-С большой буквы пишутся географические названия.

-Змей!

-Его зовут Тимошка, но его имя написано неправильно.

-Он из сказки ,,Добрыня Никитич”.

-А пишется имя сказочного героя с большой буквы.

-С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества  людей и клички животных.

-иван кораблев прибыл в порт на корабле.

-паша васильков набрал васильков.

-дима козликов выгнал на поле козлят.

Дети исправляют ошибки в предложениях и записывают предложения  в тетрадь.

-Земля, прощай!

В добрый путь

калинко-вый мост

река смородинка

В именах исправляют ошибки

,,ти-

мошка”

Каждому ученику на стол карточки с данными предложениями.

5.

Динамическая пауза.

Глупенький кораблик в гавани ютится.

Плавать не умеет-

Не хотел учиться…

Он в Карибском море

Может заблудиться,

Потому что в детстве

Не хотел учиться!

-Ну мы не боимся учиться!

-Какое географическое название встретилось в данном стихотворении?

-С какой буквы вы его напишите?

-Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

-Отправляемся в дальнейшее путешествие - хором волшебные слова!

Кистями рук, сложенными в лодочку эмитируем плавание корабля.

Грозим указательным пальцем.

Эмитируем поиск корабля в море- рука над глазами. Смотрим. Поворот вправо, влево.

-В этом стихотворении встретилось название моря – Карибское.

-Все географические названия пишутся с большой буквы.

6.

Закрепление.

1)Игровой переход.

2)письменное практическое задание.

3)вывод.

-Летим над речкой, над лесом и садимся на полянке. А кто нас там ждет?

Что за странный старичок?

Старичок – Лесовичок!

Шапка – красна,

Рубашка - бела!

-Через лес вы не пройдете,

Вы утоните в болоте,

Не ходите, дети,

По лесу гулять!

-Подарю я вам клубок.

Он волшебный, наш дружок.

Сам дорогу вам покажет

И короткий путь укажет.

Но чтоб его вам получить,

Нужно карточку решить.

Учитель раздает карточки, в которых всем одинаковые задания.

Пару слов ты найди и прямой соедини.

Прочитай пары слов – имя собственное и имя нарицательное и объясни написание слов с большой буквы.

-Ученик с макетом корабля обегает класс.

-Это Лесовичок, он герой сказки ,,Леший.”

Слушают

имя Дмитриевич

отчество  Степан

собака Мурка

кошка Журка

река Байкал

озеро Белая

город Кавказ

горы Ростов

-С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия - городов, улиц, рек, озер.

Все ученики по памятке на доске читают содержа-ние правила.

7.

Закрепление.

-Продолжим наше путешествие.

Волшебные слова -…

-Что за домик впереди?

-Вспомни волшебные слова для избушки на курьих ножках и произнесем их вместе.

-Кто повернул избушку и разбудил старушку?

-Фу, столько лет жила русским духом не пахло, а нынче русский дух сам ко мне пришел!

-Что испугались?

-А сказки русские народные знаете?

-Из какой я сказки?

-Ну, если вы такие смышлёные-ответьте на мой воспросик!

-Какие слова пишутся с большой буквы?

Даня, Даня – карапуз

Съел у бабушки арбуз.

Бабушка ругается,

Даня отпирается:

-Это, бабушка, не я!

-Это кошечка твоя!

Старый ёж в лесах Кавказа

Как –то встретил дикобраза.

-Ну и ну!- воскликнул ёж-

На кого же ты похож!

-Какие вы молодцы!

- Прошли вы испытание, награжу я вас за это медалями, да не золотыми, а шоколадными.

-Земля, прощай!

В добрый путь!

-Это домик бабы Яги.

-Избушка, избушка, встань по старому, как мать поставили,  ко передом, а к лесу задом.

-Из сказки ,,Баба Яга.”

,,Царевна лягушка.”

-C большой буквы пишутся имена – Даня.

-Здесь с большой буквы надо написать название гор – Кавказ.

Ребята получают по шоколадной медальке.

Учитель быстро надевает маску и платок, переодевается в бабу Ягу.

8.

Итог. Работа над деформированным текстом. Сочинение.

-Побывал как-то у меня в гостях летописец.

Умный мужчина!!!

Но я ему всю его летопись перепутала. Пусть помучается, восстановит свой рассказ.

-Да вот дело какое, что-то меня совесть стала мычать! Жалко мне этого горемыку.

Давайте ему поможем все предложения вернуть на свои места. Только я сама не могу. Гадости делать легко, а вот грамоте я плохо обучена!

-Идите все сюда,

соколы мои, читайте предложения и ставьте их в таком порядке, чтобы получился красивый рассказ.

Россия – родина моя. Протянулась она от Белого до Черного моря. От города Калининграда до Охотского моря. Столица России – Москва.

Самая главная площадь – Красная. На ней проходят парады и концерты.

Нет ничего дороже родины!

-Какая летопись получилась!

-Это вам домашнее задание – Исправить в ней ошибки, списать и подчеркнуть в рассказе слова, которые нужно писать с большой буквы.

-А какие слова пишутся с большой буквы?

Ученики встают вокруг 1 стола и читают предложения все подряд, потом составляют связный рассказ.

Ученики работают в одной группе, читают предложения и расставляют их в определенной последовательности.

Получившийся рассказ вслух читают, каждый по 1 предложению.

Называют те слова, которые они написали бы с большой буквы.

-С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия улиц, городов, сел, деревень, озер, рек…

9.

Организационный момент.

-За горами, за лесами, за широкими морями, не на небе, на земле

Жили мы  все в городке.

Улица тут есть одна.

Павловская кажется.

-Заканчиваем мы наше путешествие по страницам русских народных сказок.

-Повторяли мы с вами правило написания слов с большой буквы.

Какие слова пишутся с большой буквы всегда?

Что такое имя собственное, имя нарицательное?

-Последний раз нас отправит в путешествие наш корабль -…..

-Прозвенел опять звонок.

Вот закончился урок.

Вы заданье повторите,

В дневники вы запишите.

Написать нам всем рассказ.

Выполнить Яги указ!

Дети слушают учителя.

-С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сел, деревень, имена собственные.

-Имена собственные – это названия фирм, банков, магазинов…

Ученики встают и выходят из класса.

Музыка ,,В мире много сказок…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Правописание имен собственных"

Презентация к уроку русского языка "Правописание имен собственных" 2 класс...

конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс

Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...

Конспект урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.Цели урока: формировать умения различать собственные и нарицательны имена существительные, писать заглав...

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")

Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные  имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")...

урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс

Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных....