Русский язык. Правописание имен собственных и нарицательных. 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Нетрадиционный урок русского языка в 4 классе на основе фольклорного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4v_-_kopiya.docx | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное
специальное ( коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа № 432 Колпинского района
г. Санкт-Петербурга.
Конспект урока .
Русский язык. 4 класс.
Тема: ,,Правописание имен собственных и нарицательных”
Конспект урока русского языка.
Тема: правописание имен собственных и нарицательных. Повторение.
Цель: закрепить на практике навык определения типа имени существительного
( собственное или нарицательное).
Задачи:
Коррекционно – образовательные.
- Формировать навык определения типа имени существительного.
- Закреплять умение объяснять свои действия и алгоритм при рассуждении.
Коррекционно – развивающие.
- Развивать устную речь учащихся с сильной задержкой в развитии через игру, в непринужденной обстановке.
- Развивать умение контролировать свое поведение на роке и скорость работы.
Коррекционно – воспитательные.
- Воспитывать самостоятельность, самоконтроль.
- Воспитывать толерантное отношение к учащимся с ограниченными возможностями здоровья.
- Воспитывать трудолюбие и усидчивость.
Форма урока: интегрированный урок – русский язык с элементами внеклассного чтения.
Оборудование: компьютер, карточки с словосочетаниями, текст рассказа, разрезанный на отдельные предложения, красный фломастер.
На доске карта путешествия – река, на ней мост, на мосту змей, за мостом вдоль реки лес, на полянке в лесу Леший, за лесом – избушка бабы Яги.
Над каждым объектом его имя или название с грамматическими ошибками.
Отдельно нарисованный летучий корабль с названием на корме ,,Добрыня.”
Примечание: данный урок был подготовлен как образец нестандартного урока к недели русского языка и чтения.
Ход урока.
№п/п | Этап урока | Действия учителя. | Действия учеников. | Примечание. |
1. | Организационный момент. 1)входят дети и садятся на свои места. 2) введение. | Проверь-ка, дружок, Все ль на месте, все ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Учитель ставит музыку. -Действительно, в мире очень много сказок. -На какие 2 группы их можно разделить? -Сегодня мы вспомним народные сказки, необычные, в которых встречаются особенные существа или волшебные предметы. | Входят и садятся на свои места. Проверяют готовность к уроку. -Все сказки можно разделить на авторские и народные. | На партах учебник, тетрадь с правилами, тетрадь рабочая, ручка, линейка, карандаш, резинка. Музыка ,,В мире много сказок…” |
2. | Вводная часть урока.
3)Чистописа-ние. | -Отгадай загадку и назови слово. ,,Он летает и плывет, но не ковер он самолет”. -Что это? -Назови слово, обозначающее предмет. -Четко произнеси слово, ставя в нем ударение. -Раздели слово на слоги, выдели первый слог? -С какого звука начинается этот слог? -Какой буквой он обозначается на письме? -Данную букву в сочетании с гласными мы на чистописании и будем писать. Учитель на доске показывает написание слогов, рядом повторят синхронно сучителем 2 ученика с сильнейшей формой дизграфии. -Прочитай слово тихим голосом и поставь ударение, раздели слово на слоги вертикальной линией. |
-Это летучий корабль. -Слово ,,корабль” обозначает неживой предмет. Пишется оно с маленькой буквы. -Корабль. -Ко-рабль. Два слога. Второй ударный. Первый слог ,,КО”. -Этот слог начинается со звука ,,К”. Твердого, глухого. -Он на письме обозначается буквой ,,КА”. Все учащиеся пишут вместе с учителем Ка Ка Ка Ко Ко Ко Ки Ки Ки Ку Ку Ку. Корабль, корабль. Каждый ученик выполняет задание самостоятельно. | На доске появляется изображение летучего корабля. На отдельно доске (боковом вклады-ше) появляется образец написания буквы ,,К”. |
3 | Основная часть урока. Повторение. Понятия ,,имя собственное” и ,,имя нарицательное.” | -Что написано на корабле? -Придумай предложение, в котором были бы слова ,,корабль”, ,,Добрыня”, ,,путь,,. -Какие слова нужно написать с большой буквы и почему? -Какие слова всегда пишутся всегда с большой буквы? -Чтобы начать путешествие, нужно вспомнить слова, которые в сказке помогли подняться кораблю и полететь. -Помните их? -Хором назовите! | -На корабле написано ,,Добрыня.” Это его название. -Мы отправились в путь на корабле ,,Добрыня.” -С большой буквы пишется слово ,,Добрыня”. Оно имя собственное. -С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей. Клички животных, названия городов, сел, деревень, улиц… -Земля, прощай! В добрый путь! | На доске открывается карта путешествия и летучий корабль. На доске памятка. Повторно читают все хором Ученик с макетом корабля пробегает вокруг детей и прикрепляет его на доску. |
4. | Повторение. Написание географичес-ких названий, имен. 1)повторение написания географичес-ких названий с большой буквы. Устно. 2)анализ. Вывод. 3)написание имен людей и героев сказок с большой буквы. 4)вывод. 5)написание имен и фамилий с большой буквы. Письменно. | -Полетели мы над рекой Смородинкой, над Калинковым мостом. Что происходит? Почему мы не можем плавно приземлиться? Ошибки нас не пускают. -Подойди к доске и исправь ошибки в названиях. -Сделай вывод – какие слова пишутся с большой буквы! -Кто нас встречает на мосту? -Как зовут данного героя сказки? -Из какой он русской народной сказки? -Как пишется его имя? Исправь ошибку. -Какие слова пишутся с большой буквы? -А Тимошка нам придумал задание – в сказках каждый герой выполняет задания, и мы попробуем. -Прочитай предложения и скажи – какие слова пишутся с большой буквы и почему. Запиши правильно данные предложения. -Все задания мы выполнили – нас Тимошка отпускает. -Говорим хором волшебные слова! | Дети в географических названиях исправляют ошибки. -С большой буквы пишутся географические названия. -Змей! -Его зовут Тимошка, но его имя написано неправильно. -Он из сказки ,,Добрыня Никитич”. -А пишется имя сказочного героя с большой буквы. -С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей и клички животных. -иван кораблев прибыл в порт на корабле. -паша васильков набрал васильков. -дима козликов выгнал на поле козлят. Дети исправляют ошибки в предложениях и записывают предложения в тетрадь. -Земля, прощай! В добрый путь | калинко-вый мост река смородинка В именах исправляют ошибки ,,ти- мошка” Каждому ученику на стол карточки с данными предложениями. |
5. | Динамическая пауза. | Глупенький кораблик в гавани ютится. Плавать не умеет- Не хотел учиться… Он в Карибском море Может заблудиться, Потому что в детстве Не хотел учиться! -Ну мы не боимся учиться! -Какое географическое название встретилось в данном стихотворении? -С какой буквы вы его напишите? -Какие имена существительные пишутся с большой буквы? -Отправляемся в дальнейшее путешествие - хором волшебные слова! | Кистями рук, сложенными в лодочку эмитируем плавание корабля. Грозим указательным пальцем. Эмитируем поиск корабля в море- рука над глазами. Смотрим. Поворот вправо, влево. -В этом стихотворении встретилось название моря – Карибское. -Все географические названия пишутся с большой буквы. | |
6. | Закрепление. 1)Игровой переход. 2)письменное практическое задание. 3)вывод. | -Летим над речкой, над лесом и садимся на полянке. А кто нас там ждет? Что за странный старичок? Старичок – Лесовичок! Шапка – красна, Рубашка - бела! -Через лес вы не пройдете, Вы утоните в болоте, Не ходите, дети, По лесу гулять! -Подарю я вам клубок. Он волшебный, наш дружок. Сам дорогу вам покажет И короткий путь укажет. Но чтоб его вам получить, Нужно карточку решить. Учитель раздает карточки, в которых всем одинаковые задания. Пару слов ты найди и прямой соедини. Прочитай пары слов – имя собственное и имя нарицательное и объясни написание слов с большой буквы. | -Ученик с макетом корабля обегает класс. -Это Лесовичок, он герой сказки ,,Леший.” Слушают имя Дмитриевич отчество Степан собака Мурка кошка Журка река Байкал озеро Белая город Кавказ горы Ростов -С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия - городов, улиц, рек, озер. | Все ученики по памятке на доске читают содержа-ние правила. |
7. | Закрепление. | -Продолжим наше путешествие. Волшебные слова -… -Что за домик впереди? -Вспомни волшебные слова для избушки на курьих ножках и произнесем их вместе. -Кто повернул избушку и разбудил старушку? -Фу, столько лет жила русским духом не пахло, а нынче русский дух сам ко мне пришел! -Что испугались? -А сказки русские народные знаете? -Из какой я сказки? -Ну, если вы такие смышлёные-ответьте на мой воспросик! -Какие слова пишутся с большой буквы? Даня, Даня – карапуз Съел у бабушки арбуз. Бабушка ругается, Даня отпирается: -Это, бабушка, не я! -Это кошечка твоя! Старый ёж в лесах Кавказа Как –то встретил дикобраза. -Ну и ну!- воскликнул ёж- На кого же ты похож! -Какие вы молодцы! - Прошли вы испытание, награжу я вас за это медалями, да не золотыми, а шоколадными. | -Земля, прощай! В добрый путь! -Это домик бабы Яги. -Избушка, избушка, встань по старому, как мать поставили, ко передом, а к лесу задом. -Из сказки ,,Баба Яга.” ,,Царевна лягушка.” -C большой буквы пишутся имена – Даня. -Здесь с большой буквы надо написать название гор – Кавказ. Ребята получают по шоколадной медальке. | Учитель быстро надевает маску и платок, переодевается в бабу Ягу. |
8. | Итог. Работа над деформированным текстом. Сочинение. | -Побывал как-то у меня в гостях летописец. Умный мужчина!!! Но я ему всю его летопись перепутала. Пусть помучается, восстановит свой рассказ. -Да вот дело какое, что-то меня совесть стала мычать! Жалко мне этого горемыку. Давайте ему поможем все предложения вернуть на свои места. Только я сама не могу. Гадости делать легко, а вот грамоте я плохо обучена! -Идите все сюда, соколы мои, читайте предложения и ставьте их в таком порядке, чтобы получился красивый рассказ. Россия – родина моя. Протянулась она от Белого до Черного моря. От города Калининграда до Охотского моря. Столица России – Москва. Самая главная площадь – Красная. На ней проходят парады и концерты. Нет ничего дороже родины! -Какая летопись получилась! -Это вам домашнее задание – Исправить в ней ошибки, списать и подчеркнуть в рассказе слова, которые нужно писать с большой буквы. -А какие слова пишутся с большой буквы? | Ученики встают вокруг 1 стола и читают предложения все подряд, потом составляют связный рассказ. Ученики работают в одной группе, читают предложения и расставляют их в определенной последовательности. Получившийся рассказ вслух читают, каждый по 1 предложению. Называют те слова, которые они написали бы с большой буквы. -С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия улиц, городов, сел, деревень, озер, рек… | |
9. | Организационный момент. | -За горами, за лесами, за широкими морями, не на небе, на земле Жили мы все в городке. Улица тут есть одна. Павловская кажется. -Заканчиваем мы наше путешествие по страницам русских народных сказок. -Повторяли мы с вами правило написания слов с большой буквы. Какие слова пишутся с большой буквы всегда? Что такое имя собственное, имя нарицательное? -Последний раз нас отправит в путешествие наш корабль -….. -Прозвенел опять звонок. Вот закончился урок. Вы заданье повторите, В дневники вы запишите. Написать нам всем рассказ. Выполнить Яги указ! | Дети слушают учителя. -С большой буквы пишутся имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сел, деревень, имена собственные. -Имена собственные – это названия фирм, банков, магазинов… Ученики встают и выходят из класса. | Музыка ,,В мире много сказок…” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Правописание имен собственных"
Презентация к уроку русского языка "Правописание имен собственных" 2 класс...
Методическая разработка урока русского языка "Правописание имен собственных"(2класс)
Конспект урока русского языка...
Конспект урока по русскому языку на тему " Собственные и нарицательные имена существительные" 3 класс
УМК "Начальная школа 21 века"...
конспект урока по русскому языку на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей" 2 класс
Конспект урока по русскому языкуТема "Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей"Цели деятельности учителя: формировать умения писать с заг...
Конспект урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"
Предмет: русский язык.Класс: 3 «а»Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные.Цели урока: формировать умения различать собственные и нарицательны имена существительные, писать заглав...
Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")
Конспект урока по русскому языка на тему: "Собственные и нарицательные имена существительные." (2 класс, УМК "Школа России")...
урок русского языка по теме "Собственные и нарицательные имена существительные." 2 класс
Цель: познакомить с именами собственными и нарицательными; иметь представление о различии имён собственных и нарицательных....