Рабочая программа по руссокму языку 1 класс УМК Школа России
рабочая программа по русскому языку (1 класс) на тему
Рабочая программа по руссокму языку 1 класс УМК Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk.docx | 95.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка по курсу
« Русский язык» для 1класса на 50 часов
Главная концептуальная идея УМК: российская школа должна стать школой духовно-нравственного развития и воспитания гражданина нашего Отечества. Её основа — это современные достижения педагогической теории и практики и лучшие традиции отечественной школы, с их исключительной ценностью и значимостью.
В этой связи, для авторского коллектива УМК «Школа России» — учёных, чьи имена известны всем, кто работает в системе начального образования (В.Г. Горецкий, М.И. Моро, А.А. Плешаков, Л.Ф. Климанова, Л.А Виноградская, В.П. Канакина и др.), в сотрудничестве с издательством «Просвещение», приоритетом в процессе разработки УМК и его системного развития всегда было и остаётся — соответствие запросам времени в сочетании с неразрывной связью образовательного опыта предшествующих периодов.
Ведущая целевая установка, заложенная в основу УМК «Школа Рос сии», направлена на обеспечение современного образования младшего школьника в контексте требований ФГОС.
Современное образование, в соответствии с концептуальными основами УМК «Школа России», подразумевает не простое обозначение его временной принадлежности, а качественную характеристику личностных, метапредметных и предметных результатов образования, отвечающих реалиям, потребностям и надеждам сегодняшнего дня, вызовам современного мира и имеющую надёжный потенциал для дня завтрашнего.
При этом имеется в виду не только время, но и место действия. И это ещё одна качественная характеристика УМК, отвечающая потребностям современного этапа развития России, предвосхищающая и в определённой степени готовящая её будущее.
УМК «Школа России» построен таким образом, что его предметное содержание, дидактическое обеспечение, методическое сопровождение и художественно-полиграфическое исполнение направлены на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, отражённые в ФГОС, учитывают требования к структуре и содержанию рабочих программ и способствуют решению следующих образовательных задач:
I. Реализация идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
II. Реализация методологической и методической основы ФГОС — организации учебной деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода.
III. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы учебного курса В. П. Канакиной , В. Г. Горецкого и др.: Рабочие программы: 1-4классы––М. Просвещение, 2011.
Концепция программы в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основа ФГОС.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
-познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
-социокультурная цель - изучение русского языка - включает формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Особенности курса
Систематический курс «Русский язык» представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой. Это предполагает пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.
После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).
Основные содержательные линии
Материал курса «Русский язык» представлен в примерной программе такими содержательными линиями, как:
- основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
- орфография и пунктуация;
- развитие речи.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- организационных (организовывать сотрудничество и планировать свою деятельность).
При изучении курса «Русский язык» осуществляется формирование таких общеучебных интеллектуальных умений. Как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой.
Место предмета в учебном плане
В 1 классе на изучение Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений
литературного чтения отводится 50 ч (5 ч в неделю, 10 учебных недель, так как курс русского языка вводится после завершения обучения грамоте), в том числе 14 часов внутрипредметного образовательного модуля «Риторика».
Планируемые результаты изучения курса "Русский язык"
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
- положительного отношения к урокам русского языка;
- уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
- интереса к языковой и речевой деятельности;
- представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
- представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
- первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности;
- мотивов к творческой проектной деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования регулятивных УУД:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования познавательных УУД:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
- слушать собеседника и понимать речь других;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- принимать участие в диалоге;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
- оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы:
- представление о русском языке какгосударственном языке нашей страны, Российской Федерации;
- представление о значимости языка и речи в жизни людей;
- представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
- практические умения работать с языковыми единицами;
- представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
- представление о правилах речевого этикета;
- адаптация к языковой и речевой деятельности.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
Развитие речи
Обучающийся научится:
- первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
- слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- составлять текст из набора предложений;
- выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать устную и письменную речь;
- различать диалогическую речь;
- отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
- анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
- определять тему и главную мысль текста;
- соотносить заголовок и содержание текста;
- составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка);
- составлять текст по его началу и по его концу;
- составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- различать звуки речи;
- понимать различие между звуками и буквами;
- устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
- различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
- определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
- различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
- различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
- различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа стол, конь, ёлка;
- различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- обозначать ударение в слове;
- правильно называть буквы в алфавитном порядке;
- различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
- различать буквы, обозначающие гласные звуки, как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков;
- определять функцию буквы «мягкий знак» (ь) как показателя мягкости предшествующего согласного звука.
Обучающийся получит возможность научиться:
- наблюдать над образованием звуков речи;
- определять функцию букв е, ё , ю, я в слове;
- обозначать на письме звук [й’];
- располагать заданные слова в алфавитном порядке;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа коньки, утюг, яма, ель;
- находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании (вода, стриж, день, жить и др.);
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён «Орфоэпическим словарём» в учебнике).
Лексика
Обучающийся научится:
- различать слово и предложение, слово и слог, слово и набор буквосочетаний (книга — агник);
- различать предмет (признак, действие) и слово, называющее этот предмет;
- определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- классифицировать и объединять некоторые слова по значению (люди, животные, растения, инструменты и др.);
- определять группу «вежливых» слов (слова-прощания, слова-приветствия, слова-извинения, слова-благодарения);
- определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать слово как единство звучания и значения;
- определять значение слова или уточнять с помощью «Толкового словаря» учебника;
- на практическом уровне различать многозначные слова (простые случаи), слова, близкие и противоположные по значению;
- подбирать слова, близкие и противоположные по значению при решении учебных задач;
- на практическом уровне различать слова-названия предметов, названия признаков предметов, названия действий предметов.
Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
- различать слова, обозначающие предметы (признаки предметов, действия предметов);
- соотносить слова-названия предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия действий предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- соотносить слова-названия признаков предметов и вопрос, на который отвечают эти слова;
- различать названия предметов, отвечающие на вопросы к т о? ч т о?
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения;
- выделять предложения из речи;
- соблюдать в устной речи интонацию конца предложения;
- определять границы предложения в деформированном тексте (из 2—3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения;
- соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме);
- составлять предложения по схеме, рисунку, на заданную тему (например, на тему «Весна»);
- писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять существенные признаки предложения: законченность мысли и интонацию конца предложения;
- устанавливать связь слов в предложении;
- сравнивать предложения по цели высказывания и по интонации (без терминов) с опорой на содержание (цель высказывания), на интонацию, (мелодику, логическое ударение), порядок слов, знаки конца предложения.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять изученные правила правописания: раздельное написание слов в предложении; написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч ,щ (в положении под ударением); отсутствие мягкого знака после шипящих в буквосочетаниях чк, чн, чт; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов дан в учебнике); знаки препинания конца предложения ( . ? !);
- безошибочно списывать текст с доски и учебника;
- писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять случаи расхождения звукового и буквенного состава слов;
- писать двусложные слова с безударным гласным звуком в двусложных словах (простейшие случаи, слова типа вода, трава, зима, стрела);
- писать слова с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова (простейшие случаи, слова типа глаз, дуб);
- применять орфографическое чтение (проговаривание) при письме под диктовку и при списывании;
- пользоваться «Орфографическим словарём» в учебнике как средством самоконтроля.
Формы и средства контроля
Контроль за уровнем достижений учащихся 1 класса по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, контрольных списываний.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Контрольное списывание, как и диктант - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков.
Тексты диктантов подбираются средней трудности, с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на неизученные к данному моменту правила, или такие слова, правописание которых находится на стадии изучения.
В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, родной стране, путешествиях, ит.д. Предложения должны быть простыми по структуре, различными по цели высказывания и состоять из 2-3 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения). Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками или деформированные тесты.
Система мер здоровьесберегающего характера связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях и др. На уроках русского языка– это минутки релаксации, физкультурные минутки, зарядка для глаз, и др.
Система оценки достижений учащихся
Согласно нормам СанПиН учащимся 1 класса оценка (отметка) не выставляется.
Не следует использовать в качестве оценки любую знаковую символику. В 1-ом классе домашние задания не задаются. Учитель планирует свою работу так, чтобы обеспечить полноценное усвоение каждым ребенком необходимых знаний, умений и навыков только на уроке.
Содержание начального общего образования по учебному предмету
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных туков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных туков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный - согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный - непарный; согласный звонкий -глухой, парный - непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости-мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
С помощью толкового словаря. Представление об однозначных
и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и анонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Морфология. Части речи. Деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имён существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Глагол. Значение и употребление в речи. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, щн;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, нянчить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Последовательность предложений в тексте.
Учебно-методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» для 1 класса Бондаренко А.А. Канакина В.П. | Методические рекомендации по русскому языку для 1класса Русский язык, программа и планирование учебного курса 1-4 кл. Рабочий словарик 1,2,3 кл. Русский язык, орфографический словарь. Справочник по русскому языку 1-4 кл. Работа с трудными словами в начальной школе, пособие для учителя. | Учебник для 1 класса Пособие для учителя |
2 | Канакина В.П. Русский язык, программа и планирование учебного курса 1-4 кл. | Русский язык (первые уроки) | Пособие для учителя |
3 | Бондаренко А.А. | Рабочие тетради серии «Успешный старт», русский язык 1,2,3,4 кл. Рабочие тетради серии «Успешный старт», развитие речи 1,2,3, кл | Рабочая тетрадь по русскому языку |
4 |
| Наглядные пособия в виде карточек к учебникам «Русский язык» 1-4 класс | |
5. | Образовательная система «Школа России». Сборник программ, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, М. В. Бойкина, С. И, Волкова, В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. Ф. Климанова, А. А. Плешаков, М. И. Моро, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова | Сборник программ | |
6. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 3 частях, авторы: М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова, Г. С. Ковалева | Пособие для учителя | |
7. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Авторы: А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова | Пособие для учителя | |
8. | Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. | Пособие для учителя |
Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособий | Вид пособия |
1 | В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык» для 1 класса | Русский язык | Учебник для 1 класса |
2 | Канакина В.П. и др. | Русский язык, рабочая тетрадь 1,2 (ч.1,2), 3 (ч.1,2), 4 (ч.1,2) кл. | Рабочая тетрадь по русскому языку |
Технические средства обучения
Классная доска с набором приспособлением для крепления таблиц, картинок.
Мультимедийный проектор.
Компьютер.
Информационно-коммуникативные средства:
Электронное приложение к учебнику «Русская азбука» В.Г.Горецкого т др. и «Русский язык» В.П. Канакиной (СД)
Внутрипредметный образовательный модуль «Риторика»
Рабочая программа по риторике составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2009). Учебно-методический комплект представлен учебной тетрадью Ладыженская, Т.А. Детская риторика: в рассказах и рисунках: 1 кл.: в 2 ч. / Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская, Т.М. Ладыженская и др.- М.: Ювента; Баласс, 2008. - (Образовательная система «Школа 2100») и методическим пособием для учителя.
Модуль «Риторика» введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.
Актуальность выбора определена следующими факторами:
- на основе диагностических показателей учащиеся слабо владеют коммуникативными умениями;
- обеспечение преемственности, так как по учебному плану данный предмет изучается со второго класса.
На изучение отведено 10 часов. Темы занятий сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом, обучающимися
5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г.
6. В основе организации работы с детьми положен системно-деятельностный подход.
7. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Изучение модуля «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования.
Цели и задачи риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества».
Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Ценностные ориентиры содержания курса «Риторика»
Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Особенности организации учебного процесса:
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной цели – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.) Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий;
• что хотел сказать;
• что сказал ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную.
Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– кому говорит – пишет (адресат);
– почему (причина);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенное для общения, если это важно.
Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты.
В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.
Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.
Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом уроке):
- Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.
- Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;
- Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие спонтанную (неподготовленную) речь.
Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяет переключить ребят с одного вида деятельности на другой, снимает усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.
Для того, чтобы было легче вводить детей в предлагаемые обстоятельства необходимо посадить детей, чтобы они видели друг друга. Для этого надо просто сдвинуть парты в круг, квадрат, треугольник и т.д. Кроме обычных парт хорошо иметь небольшую кафедру, такую же трибуну, песочные часы, чтобы все могли следить за временем, когда выступает рассказчик, идёт обсуждение). Безусловно, в классе необходим магнитофон для записи высказываний детей и создания собственной фонотеки. Очень результативно использование видеомагнитофона- увидеть и услышать, как происходит общение, тщательно проанализировать все промахи детей, сделать самостоятельно необходимые выводы.
В образовательном модуле «Риторика» осуществляются тесные межпредметные связи
-с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);
-с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);
-с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения модуля «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– осознавать роль речи в жизни людей;
– оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
– объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).
Метапредметными результатами изучения модуля «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
– соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;
– реализовывать простое высказывание на заданную тему;
– ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;
– самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;
– делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.
Предметными результатами изучения модуля «Риторика» в 1-м классе является формирование следующих умений:
– различать устное и письменное общение;
– различать словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях;
– уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи;
– анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения;
– продуцировать уместные, эффективные этикетные жанры приветствия, прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения;
– распознавать и вести этикетный диалог;
– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;
– находить по абзацным отступам смысловые части текста;
– выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;
– осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;
– выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;
– сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;
– сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте;
– оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения образовательного модуля положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
-стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
-текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
-итоговый контроль в формах
-публичные выступления ребёнка;
-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;
-иллюстрирование, выразительное чтение;
-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.
-решение риторических задач;
-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)
-самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержание учебного модуля.
В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.
Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.
Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.
Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.
Виды речевой деятельности.
Слушание. Правила для слушающего.
Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)
Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)
Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.
Текст. Речевые жанры.
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.
Вывеска как информационный текст.
Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).
Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | |||
Компетенции | ||||||
Учебно-познавательная. | Информационная | |||||
ОБЩЕНИЕ | ||||||
1 | Для чего люди общаются | 1 | Уметь анализировать и оценивать общение. | Уметь пользоваться информацией в речевом поведении | ||
2 | Употребление различных слов вежливости в зависимости от адресата и ситуации общения | 1 | Знать уместность использования устной и письменной речи, словесных и несловесных средств общения (п,*) | Уметь работать с учебником | ||
3 | Вывески, их информационная роль. Речь как средство воздействия на мысли, чувства | 1 | Уметь уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях (и,*) | Уметь обсуждать новую информацию по картинке | ||
4 5 | Роль речи в организации совместной деятельности | 2 | Уметь определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «Вежливо-невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения (п, и,*) | Создание и анализ риторической задачи | ||
6 | Устная речь | 1 | Уметь распознавать этикетный диалог, оценивать речевое поведение собесед-ников, их словесную вежливость. Вести этикетный диалог, пользуясь этикетными формами вежливости (и, т, ^) | Уметь пользоваться правилами общения | ||
7 | Речевое поведение во время телефонного разговора | 1 | Оценивать уместность использования выбранного способа выражения приветствия, прощания, благодарности, извинения с точки зрения ситуации общения (и, т, *) | Создание инструкции «Правила для говорящего» |
8 | Роль несловесных средств при устном общении | 1 | Уметь уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях (и,*) | Уметь обсуждать новую информацию по картинке | ||
9 | Уместное употребление различных форм прощания | 1 | Уметь анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего (п, и, *) | Создание рекомендаций «Как слушать собеседника» | ||
| Правила речевого поведения | 1 | Уметь анализировать и оценивать говоримую речь с точки зрения таких ее свойств, как окраска голоса, громкость, темп, их соответствие ситуации общения | Создание правила «Громко-тихо» | ||
11 | Различные способы выражения благодарности | 1 | Уметь вступать в контакт и поддержи-вать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы | Создание рекомендаций «Как благодарить собеседника» | ||
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ | ||||||
| Признаки текста: тематическое и смысловое единство. | 1 | Уметь отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предло-жений, записанных как текст | Уметь работать с текстом | ||
13 | Уместное использование различных форм извинения | 1 | ||||
16 | Опорные тематические слова как признак текста | 3 | Уметь определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте ключевые (опорные) опорные слова, определять по абзацным отступам смысловые части текста | Уметь работать с текстом | ||
17 | Оформление текста на письме. Структурные части текста | 2 | Уметь сочинять на основе данного сюжета, рисунка, опорных слов | Сочинение сказок, сказочных историй, считалок | ||
19 | Уместное употребление обращений в различных ситуациях | 1 | Уметь пользоваться наиболее подходящими приемами обращения | Уметь пользоваться различными источни-ками информации | ||
| Обобщение изученного «РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ» | 1 | Уметь вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы | Уметь пользоваться различными источниками информации ц |
УЧЕБНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для учащихся:
- Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь для 1 класса в двух частях. – М.: «Ювента», «Баласс», 2010
Для учителя:
- Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебник-тетрадь для 1 класса в двух частях. – М.: «Ювента», «Баласс», 2010
- Т.А. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках. Методические рекомендации. – М.: «Баласс», 2004
Календарно-тематический план (50 часов)
№ п/п | Раздел | Тема урока | Часы | Тип урока и формы работы | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Сроки | Примечания | |||
1. | Наша речь- 2ч. | Знакомство с учебником. Язык и речь. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Знакомство с условными обозначениями. | Уметь выделять предложение в устной и письменной речи. | Текущий | |||||
2. | Модуль | Для чего люди общаются | 1 | Комбинированный | Понятие о риторике Речь устная и письменная | Уметь анализировать и оценивать общение. | Текущий | |||||
3. | Текст, предложение, диалог-3ч. | Текст и предложение. | 1 | Комбинированный | Речь устная и письменная. Различие предложений по эмоциональной окраске. Знаки препинания в конце предложений. | Уметь передавать различную интонацию предложения в устной речи. Уметь оформлять предложение на письме. | Текущий | |||||
4. | Предложение | 1 | Комбинированный | Разновидности предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения . Словарь: воробей, ворона. | Уметь выделять предложение в речи. Уметь оформлять предложение на письме. | Опрос | ||||||
5. | Диалог | 1 | Комбинированный | Разновидности предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения. | Уметь правильно списывать предложения, написанные рукописным шрифтом. Различать диалог. Выразительно читать диалог по ролям. | Текущий | ||||||
6. | Слова, слова, слова… Модуль | Употребление различных слов вежливости в зависимости от адресата и ситуации общения | 1 | Комбинированный | Работа с учебником | Знать уместность использования устной и письменной речи, словесных и несловесных средств общения | Текущий | |||||
7. | Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов | 1 | Урок применения знаний и умений | Имя существительное, имя прилагательное, глагол; их признаки и употребление. | Уметь различать слова, называющие предмет, действие и признак предмета. | Списывание с заданием | ||||||
8. | Модуль | Роль речи в организации совместной деятельности | 1 | Комбинированный | Создание и анализ риторической задачи | Уметь определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «Вежливо-невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения | Текущий | |||||
9. | Слова однозначные и многозначные. Слова, близкие и противоположные по значению. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Употребление прописной буквы в начале предложения. Выделение предложений в тексте. Словарь: пенал, карандаш. | Уметь правильно оформлять предложение на письме, работать со словарями учебника, находить в них нужную информацию. | Текущий | ||||||
10. | Слово и слог. Ударение.-6 ч. | Слог как минимальная произносительная единица. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Наблюдение за слоговой структурой различных слов. Определение количества слогов в словах. предложения. Словарь: капуста. | Уметь правильно делить слова на слоги. Уметь оформлять предложение на письме. | Сам. работа | |||||
11. | Деление слов на слоги | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Словарь: лисица. Деление слов на слоги. | Уметь анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. | Текущий | ||||||
12. | Правила переноса слов | 1 | Комбинированный | Перенос слов по слогам. Употребление знака переноса. | Знать небуквенные графические средства: черточка (знак переноса) | Текущий | ||||||
13. | Модуль | Роль речи в организации совместной деятельности | 1 | Комбинированный | Создание и анализ риторической задачи | Уметь определять степень вежливого поведения, оценивать его с позиции «Вежливо-невежливо-грубо», учитывая ситуацию общения | Текущий | |||||
14. | Способы выделения ударения | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Гласные ударные и безударные. | Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове. Уметь ставить ударение. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о происхождении слова. | Текущий | ||||||
15. | Способы выделения ударения | 1 | Комбинированный | Словарь: сорока, собака. Определение количества гласных звуков в слове, деление слов на слоги. Выделение ударного слога. | Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове. Уметь ставить ударение. | Текущий | ||||||
16. | Звуки и буквы – 34 ч. | Звуки и буквы. | 1 | Комбинированный | Звуки речи и слово. Звуки и буквы. Словарь: пальто. | Уметь различать звуки и буквы. Уметь записывать слова без пропусков и искажений букв. | текущий | |||||
17. | Модуль | Роль несловесных средств при устном общении | 1 | Урок с дидактической игрой | Уметь обсуждать новую информацию по картинке | Уметь уместно использовать изученные средства несловесного общения в устных высказываниях | Самост. работа | |||||
18. | Русский алфавит, или Азбука. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Значение алфавита. Правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарём. Словарь: хорошо. | Располагать заданные слова в алфавитном порядке. Применять знания алфавита при использовании словарями. | Текущий | ||||||
19. | Модуль | Уместное употребление различных форм прощания | Комбинированный | Создание рекомендаций «Как слушать собеседника» | Уметь анализировать, как люди слушают, в какой мере они стремятся понять говорящего | Текущий | ||||||
20. | Гласные звуки | 1 | Урок с дидактической игрой | Буквы, обозначающие гласные звуки | Уметь различать гласные звуки. Уметь давать характеристику звука. | Текущий | ||||||
21. | Гласные звуки | 1 | Урок применения знаний и умений | Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е,ё,я,ю и их функции в слове. Слова с буквой э. | С.р. Списывание текста | |||||||
| ||||||||||||
22. | Модуль | Различные способы выражения благодарности | 1 | Комбинированный | Создание рекомендаций «Как благодарить собеседника» | Уметь вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, используя соответствующие этикетные формы | Текущий | |||||
23. | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Гласные ударные и безударные.. | Уметь находить ударный слог. Уметь ставить в словах ударение. | Текущий | ||||||
24. | Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук | 1 | Урок применения знаний и умений | Гласные ударные и безударные. Словарь: петух, заяц. | Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове. Уметь ставить ударение, различать произношение и написание. Знать способы проверки. | Текущий | ||||||
25. | Модуль | Признаки текста: тематическое и смысловое единство. | 1 | Комбинированный | Работата с текстом | Уметь отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений, записанных как текст | Текущий | |||||
26. | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | Комбинированный | Гласные ударные и безударные. Словарь: корова, молоко. Написание слов с непроверяемой буквой гласного звука. | Уметь выделять ударные и безударные гласные в слове. Уметь ставить ударение в словах. Уметь различать произношение и написание. | Текущий | ||||||
27. | Проверочный диктант. «Ударные и безударные гласные звуки» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Диктант с грамматическим заданием. | Уметь правильно записывать текст под диктовку. | Итоговый контроль | ||||||
28. | Буквы, обозначающие согласные звуки | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Гласные и согласные звуки. Словарь: | Уметь различать гласные согласные звуки. Уметь давать характеристику звука. Различать в слове согласные звуки по их признакам. | Текущий | ||||||
29. |
| Буквы, обозначающие согласные звуки | 1 | Комбинированный | Гласные и согласные звуки | Уметь различать гласные согласные звуки. Уметь давать характеристику звука. Различать в слове согласные звуки по их признакам. | Текущий | |||||
30. | Буквы Й и И | 1 | Комбинированный | Звук [й] и буква й. Словарь: дежурный. | Уметь различать звук [й] и букву й, писать слова с буквой й, определять путем наблюдения способы переноса слов с Й. | Текущий | ||||||
31. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Различение согласных твёрдых и мягких. Обозначение мягкости согласных на письме Ь, Е,Ё,Ю,Я,И. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове. Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь. | Текущий | ||||||
32. | Модуль | Опорные тематические слова как признак текста | 1 | Комбинированный | Уметь работать с текстом | Уметь определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте ключевые (опорные) опорные слова, определять по абзацным отступам смысловые части текста | Текущий | |||||
33. | Твёрдые и мягкие согласные звуки. | 1 | Комбинированный | Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь. Е,Ё,Ю,Я,И. Согласные парные и непарные по твёрдости и мягкости. | Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь. | Текущий | ||||||
34. | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1 | Комбинированный | Различение согласных твёрдых и мягких. Обозначение мягкости согласных на письме Ь. | Уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки в слове. Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь. | Текущий | ||||||
35. | Модуль | Опорные тематические слова как признак текста | 1 | Комбинированный | Работа с текстом | Уметь определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте ключевые (опорные) опорные слова, определять по абзацным отступам смысловые части текста | Текущий | |||||
36. | Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. | 1 | Комбинированный | Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь. | Уметь обозначать на письме мягкость согласных буквой Ь. Соотносить количество звуков и букв. Разв. речи. | Текущий | ||||||
37. | Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки. Различие согласных звонких и глухих звуков | Уметь различать согласные звонкие и глухие звуки | Текущий | ||||||
38. | Способы проверки парных по глухости- звонкости согласных звуков на конце слова | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки. Способы проверки слов. Словарь: медведь, тетрадь. | Уметь находить проверочное и проверяемое слово. Знать парные и непарные согласные. Уметь различать произношение и написание слов. | Текущий | ||||||
39. |
| Способы проверки парных по глухости- звонкости согласных звуков на конце слова | 1 | Комбинированный | Способы проверки слов. | Уметь находить проверочное и проверяемое слово. Знать парные и непарные согласные. | Текущий | |||||
40. | Способы проверки парных по глухости- звонкости согласных звуков на конце слова | 1 | Комбинированный | Согласные звонкие и глухие. Парные и непарные по звонкости и глухости звуки. Способы проверки слов. | Уметь находить проверочное и проверяемое слово. Знать парные и непарные согласные. | Текущий | ||||||
41. | Шипящие согласные звуки | 1 | Комбинированный | Словарь: работа. Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж непарных мягких щ ,ч | Уметь различать шипящие согласные звуки в словах и вне слова. | Текущий | ||||||
42. |
| Шипящие согласные звуки | 1 | Комбинированный | Буквы шипящих согласных звуков: непарных твёрдых ш, ж непарных мягких щ ,ч | Уметь различать шипящие согласные звуки в словах и вне слова. | Текущий | |||||
43. | Буквосочетания ЧК,ЧН,ЧТ. | 1 | Комбинированный | Правописание слов с сочетаниями ЧК,ЧН,ЧТ. | Уметь правильно записывать слова с сочетаниями ЧК,ЧН,ЧТ. | Текущий | ||||||
44. | Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | 1 | Урок с дидактической игрой | Правописание слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | Уметь правильно записывать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу | Текущий | ||||||
45. | Проверочный диктант. | 1 | Урок проверки и коррекции знаний и умений | Диктант с грамматическим заданием. | Уметь правильно записывать текст под диктовку. Уметь различать произношение и написание слов. | Итоговый контроль | ||||||
46. | Заглавная буква в словах | 1 | Комбинированный | Употребление прописной буквы в именах собственных. Словарь: Москва | Уметь писать имена собственные с заглавной буквы. | Текущий | ||||||
47. |
| Обобщение изученного «Речевые жанры» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Уметь пользоваться различными источниками информации | Уметь вступать в контакт и поддерживать его, используя соответствующие этикетные формы | Текущий | |||||
48. | Проект «Сказочная страничка» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Создавать собственную иллюстрацию и текстовую информацию о любимой сказке. | ||||||||
49-50 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...
Рабочая программа по русскому языку (1-4). "Школа России"
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО....
Рабочая программа по русскому языку по УМК "Школа России" для 3 класса
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, критерии оценивания, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по русскому языку 2 кл Школа России
В рабочей программе указаны цели и задачи изучения курса ,ууд ,характеристика деятельности учащихся.Программа соответствует комплекту " Школа России" автор Климанова....
Рабочая программа по русскому языку 4класс УМК "Школа России"
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), примерной программы начального общего образования (2009), Концепции духо...
Рабочая программа по русскому языку 104 кл. ШКОЛА РОССИИ
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развити...
Рабочая программа по русскому языку к комплексу Школа России. ФГОС. 3 класс.
Рабочая прорграмма по русскому языку к учебно-методическому комплексну Школа России для 3 класса. В программе приложени календарно-тематическое планирование уроков, карта контроля и другое....