Буква Н, н (Перспектива)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Уроки 35, 43. Звуки [н], [н,]. Буквы Н, н
Задачи: учить распознавать звуки [н] и [н'] и соответствующую букву, писать буквы Н, н; обучать технике выразительного чтения; развивать речь, память, наблюдательность.
Формируемые УУД: распознавать звуки [н] и [н'] и соответствующую букву; правильно писать буквы Н, н; давать характеристику изученных звуков; сравнивать звуки и буквы; отгадывать загадки.
Ход уроков
I. Организационный момент
- Что значит «наблюдать»? (Внимательно следить глазами за кем-нибудь или за чем-нибудь, изучать, исследовать.)
- А на уроке нужно быть наблюдательным? Почему?
II. Эмоционально-волевая регуляция
Упражнение «Неоконченное предложение»
(Передавая мяч по кругу, учащиеся дополняют высказывание: «Мне нравится, когда ребята...»)
III. Развитие речевого аппарата
1. Артикуляционная разминка
Упражнение «Часики»
(Рот приоткрыт, губы в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Подбородок не двигается.)
Тик-так, тик-так -Ходят часики вот так.
2. Дыхательная гимнастика
Упражнение «Пузырики»
(Сделать глубокий вдох через нос, надуть щёки и медленно выдохнуть через чуть приоткрытый рот. упражнение повторить 5—6 раз.)
3. Работа над дикцией
— Произнесите радостно, печально, ласково, гневно.
Чик, чики, чикалочки —
Едет гусь на палочке,
Уточка — на дудочке,
Курочка — на чурочке.
IV. Актуализация знаний
— Какой слог лишний?
му, си, но.
(Си — в нём согласный звук мягкий.)
— Какое слово не подходит к остальным?
Сима, сом, мама.
(Ответы могут быть разными, все зависит от наблюдательности детей.)
— Определите, в каком числе употребляются слова мыши, кот в тексте.
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
V. Мотивационно-целевой этап
— Отгадайте загадки.
Голубой шатёр весь мир накрыл. (Небо.)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос.)
Режем мы и вырезаем,
Маме шить мы помогаем. (Ножницы.)
- Произнесите слова-отгадки ещё раз. Чем они похожи? (Все слова начинаются со звука [н] или [н'].)
- Что вы можете рассказать об этих звуках?
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Узнать новые сведения о звуках[н], [н'], научиться писать соответствующие буквы.)
VI. Работа по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 80)
- Что изображено на «волшебном» рисунке? (Нитки.)
- Произнесите слово нитки и понаблюдайте за первым звуком.
- Охарактеризуйте этот звук. (Согласный, мягкий, звонкий.)
- Докажите.
- Какую букву образовали нитки? Почему?
(Звуко-буквенный анализ слов ножницы, нитки.)
- Как произносится первый согласный звук в слове ножницы? (Твёрдо.)
- Как произносится первый согласный звук в слове нитки? (Мягко.)
- Какой вы можете сделать вывод? (Звуки [н] и [н'] парные по твёрдости-мягкости.)
- Составьте слоги из букв, данных в рамочке, и прочитайте слоги, записанные рядом.
- Что вы заметили? (Перед буквой и произносится мягкий звук [h'J, а перед остальными буквами — твёрдый звук [н].)
- Составьте слова с этими буквосочетаниями. (Наташа, кнопка, нырять, низкий, нуга.)
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 24)
- Какие слова зашифрованы с помощью рисунков? (Нитки, нос.)
- Составьте звуковые схемы этих слов.
- Почему буква н написана синим и зелёным цветом? (Она обозначает твёрдый и мягкий согласные звуки.)
- Рассмотрите письменную строчную букву н в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- Откуда начинают писать букву н?
- Обведите образец.
- Прочитайте предложение.
- Обведите буквы.
- Напишите предложение сами по образцу.
- Как в русском языке обозначаются начало и конец предложения?
- Рассмотрите рисунки внизу страницы. Что на них изображено?
- В каких словах есть звук [н']? (Книги, нитки.)
- В каких словах есть звук [н]? (Санки, ноты.)
- Составьте звуковые схемы слов. Обозначьте знакомые звуки буквами.
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме уроков
1. Работа по «Азбуке» (с. 80)
- Кого вы видите на рисунке справа?
- Чем они занимаются?
- Назовите девочек так, чтобы в их именах была буква н.
- Прочитайте предложения, записанные ниже.
- Так ли вы назвали девочек?
(Работа над загадкой. Отгадка: иголка с ниткой.)
2. Работа в прописях «Мой алфавит» (с. 25)
- Расскажите, что вы видите на рисунке в левом верхнем углу. (Сосны, солнце.)
- Составьте звуковую схему слова сосны.
- Сколько слогов в этом слове? (Два.)
- Назовите ударный слог.
- Рассмотрите письменную прописную букву Н в правом верхнем углу страницы. Из каких элементов она состоит?
- Откуда начинают писать букву Я?
- Прочитайте предложения
- Сколько слов в каждом предложении? (По три слова.)
- Обведите предложения.
- Попробуйте написать предложения сами по образцу.
- Прочитайте слова, записанные внизу страницы. Рассмотрите рисунки. Соотнесите слова с рисунками.
- Запишите любое из этих слов печатными буквами.
- Рефлексивно-оценочный этап
- Назовите слова, в которых есть твёрдый звук [н], мягкий звук [н'].
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому нужна помощь учителя?
X. Подведение итогов уроков
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему вы научились?
- Для чего вы учитесь читать и писать?
- Кто сегодня на уроке был самым наблюдательным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока письма."Письмо строчной буквы а" УМК "Перспектива 1 класс"
УМК "Перспектива" .Урок письма в 1 классе по теме: "Письмо строчной буквы а"...
Технологическая карта урока письма.Тема: "Письмо строчной буквы [а]".УМК "Перспектива" 1 класс.
УМК Перспектива 1класс. Обучение грамоте (письмо). Тема: "Письмо строчной буквы а". Технологическая карта урока и презентация урока....
Урок обучения грамоты "Буква Ё" УМК Перспектива
Урок изучения нвого. Знакомство с новым звуком и буквой....
Конспект урока по русскому языку "Письмо строчной буквы г" (УМК "Перспектива") 1 класс
Данный урок проводится в период обучения грамоте. Это первый урок по теме - знакомство с новой буквой....
Конспект урока обучения грамоте "Звук и буква Уу" УМК "Перспектива"
Данный конспект разработан в соответствии с требованием программы по обучению грамоте 1 класс УМК "Перспектива" с использованием интерактивной доски....
Конспект урока по русскому языку 1 класс. Тема: Звуки [б’] и [б] и буква «б», письмо строчной буквы «б». Программа: перспектива.
Цели:Формирование представления о звуках «б» и «б’», букве «б»; умения писать строчную букву «б» и соединять её с другими буквами....