"Занимательная грамматика" (КВН по русскому языку во 2 классе).
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс) на тему
Внеклассные занятия по русскому языку позволяют воспитывать интерес и любовь к русскому языку, гордость за свой язык, понимать значение русского языка в жизни человека, общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_russkomu_yazyku_vo_2.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Занимательная грамматика.
КВН по русскому языку во 2 классе
Разработала
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №2»
г. Тарко-Сале Пуровского р-на
Попович Лариса Григорьевна
г. Тарко – Сале
2014 г
Оборудование. Плакат «Занимательная грамматика»; плакаты с высказываниями знаменитых людей о русском языке; призы; предметные картинки животных (лошадь, корова, собака, овца, свинья, волк, курица, петух, гусь, мышь, кошка, лягушка и т.д.);
картинки – ребусы; карточки для конкурсов «Знаки препинания», «Конкурс капитанов»,
«Фразеологизмы», «Сложи одно слово из двух», «Наборщик»; различные словари; магнитофонная запись фонограммы частушек, «Чему учат в школе», детская танцевальная мелодия «Ужасно интересно», плакаты с изображениями сцен из школьной жизни.
Ход КВН
Ведущий: Дорогие ребята и гости! Сегодня наш КВН посвящён русскому языку. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Это сказки и мамины колыбельные в детстве. Позже – наука, техника – это всё тоже язык. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество слов и названий.
В России люди говорят на 100 языках. А в каждом из 100 языков слов тысячи. Как люди понимают друг друга? Есть помощник в таком трудном деле? Да. Все жители России знают свой родной язык и ещё – русский. А тот, кто говорит на русском языке, может разговаривать со всеми людьми нашей большой страны.
Отгадайте, как называется наш КВН.
Молодцы! Давайте прочитаем, что говорят о русском языке русские писатели и поэты.
«Береги наш язык, наш прекрасный русский язык». И.Тургенев.
«Язык – это история народа». А.И.Куприн.
«Ты наш друг, родной язык». «Знай и люби родной язык».
Ведущий. Тема нашего КВН…
(Вбегает Зелёная скука. Она не здоровается.)
Ведущий. Кто это, ребята?
(Ответы детей.)
Зелёная скука. И здесь меня не узнают. (Зевает, вынимает зеркальце, прихорашивается.) Так узнали меня или нет?
(Зелёная скука поворачивается спиной. На спине листок с надписью «Зелёная скука».)
А что вы тут делаете?
Дети. Изучаем русский язык.
Зелёная скука. Как это, интересно, вы изучаете язык?
(Рассматривает свой язык в зеркальце.)
Дети. Изучаем орфограммы.
Зелёная скука. Какие такие арфягремы? Буквы знаете? Знаете. Ну и пишите буква к букве, вот и слово получится, а то арфягремы (зевает). Скука ужасная.
Ведущий. А, ты, Зелёная скука, буквы – то знаешь?
Зелёная скука. Конечно, я ведь современно образованная скука, правда, немножко зеленоватая. Сейчас я вам докажу, что достаточно знать буквы, и это самое гловное. Вот я вам и напишу словосочетание «русский язык».
(Зелёная скука пишет на доске «рускей изыг».)
Ведущий. Ой – ой! Вот это ты написала. Ребята, сколько ошибок она сделала?
Дети. Четыре.
Ведущий. Исправьте и объясните орфограммы. (Дети выполняют задание.)
Зелёная скука. Подумаешь, и так всё было понятно. Скучные все ваши правила (зевает). Смотрю я на вас, и так мне вас жалко. Какие - то вы все не такие, и сидите вы как – то не так и не сяк, и настроение – то у вас ни то и ни сё. А чтобы было всё хорошо, вы закройте глазки правой рукой, а левой – левое ушко. Что – то у вас неправильно получилось, другое ухо осталось открытым. Теперь сделаем наоборот. Левой рукой – глазки, правой – ушки. Ну – ка, быстрее меняем руки, хлопаем перед сменой рук. Эй, вы, я хотела, чтобы вы глазки закрыли, ушки заткнули, чтобы ничего не видели и ничего не слышали, чтобы вам скучно стало, а вы развеселились. Это очень нехорошо!
Ведущий. Ребята, вы что же, подружились с Зелёной скукой? И теперь будете её во всём слушать?
Дети. Нет.
Ведущий. Давайте докажем ей, что знать и изучать русский язык очень интересно и увлекательно. Это и будет нашей целью. Итак, мы начинаем КВН.
Раз у нас КВН, нам необходимо жюри. Посмотрите, как пишется это слово.
(Ведущий показывает карточку со словом ЖЮРИ, объясняет его значение и представляет членов жюри.) Жюри будет оценивать не только игру команды, но и поведение болельщиков, их активное участие в КВНе. Самый дисциплинированный класс получит специальный приз.
1 конкурс. Приветствие команд.
Команда «Предложение» 2–в кл. Команда «Слово» 2-г кл.
« Мы весёлые ребята, «Мы отвечаем дружно
И не любим мы скучать, И здесь сомнений нет.
С удовольствием мы с вами Сегодня будет дружба
В КВН будем играть». Владычицей побед».
Команда «Точка» 2-а кл. Команда «Вопросительный знак» 2-д кл.
«Победу, а не пораженье «И пусть острей кипит борьба,
Мы пожелаем вам друзья. Сильней соревнование,
«Соперник» наш, не позабудь, Успех решает не судьба,
К победе очень труден путь». А только наши знания».
Команда «Восклицательный знак» 2-б кл.
«И, соревнуясь, вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней
И наша дружба крепнет с ней».
2 конкурс »Разминка».
Команды на сцене. Задание даётся поочерёдно каждой команде. Нужно заменить словосочетание, одним словом близким по значению. (Существительным).
Например, богатый человек – богач.
2-а кл. Храбрый человек (храбрец).
2-б кл. Болтливый человек (болтун).
2-в кл. Ленивый человек (лентяй).
2-г кл. Мудрый человек (мудрец).
2-д кл. Сильный человек (силач).
Ведущий. А как там наша Зелёная скука поживает? Заинтересовали мы её хоть немножко? Давайте проведём музыкальную паузу и немножко отдохнём. Какие вы знаете знаки препинания?
(Дети 2-в кл. инсценируют стихотворения С. Маршака «Знаки препинания».)
Чтец. У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания:
Прибежал чудак!
Чудак.(вбегая). Ура! Долой! Караул! Разбой!
Чтец. Притащился кривоносый.
Кривоносый. Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец. Явились запятые,
Девицы завитые.
(Входят две Запятые и Точка с запятой.)
Запятая 1. Живём мы в диктовке
На каждой остановке.
Запятая 2. Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Точка с запятой. Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Чтец. Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
(Входят Многоточие и Двоеточие.)
Двоеточие. Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Многоточие. Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие.
Чтец. Вопросительный знак удивился.
Вопросительный знак. То есть как?
Чтец. Восклицательный знак возмутился.
Восклицательный знак. То есть как!
Чтец. И сказала точка.
Точка – одиночка.
Точка. Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас!
Ведущий. Когда мы ставим точку, вопросительный знак, восклицательный знак, а когда – запятые?
3 конкурс «Знаки препинания».
Каждая команда получает карточку.
РАССТАВЬ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
- Знаешь ли ты, сколько месяцев в году
- Двенадцать
- Как же это случилось
- Будьте здоровы
- Приближается пора холодов
- Скорее иди сюда
- В гости к нам зима пришла
- Какой сегодня прекрасный день
Пока команда выполняет это задание, Зелёная скука со зрителями проводит игру «Точки».
Заменяя в подсказке первую букву, вы отгадаете слово.
- Езда; она нужна для управления лошадью.
- Узда.
- Ворс; сладкий напиток.
- Морс.
- Дочь; тёмная после дня.
- Ночь.
- Ел; лежит на дне озера.
- Ил.
- Капля; весь день стоит в болоте на одной ноге.
- Цапля.
- В словаре Даля нет слов на эту букву.
- Это буква «ы».
4 конкурс «Конкурс капитанов».
Ведущий. Каждому из нас приходится сталкиваться со словарными словами. Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается. Эти слова нужно просто запоминать. Сейчас мы и проверим, как наши капитаны знают словарные слова. Вы за три минуты должны будете вспомнить и записать словарные слова на тему, которая будет записана на вашей карточке. (Школа, овощи и фрукты, животные, школьные принадлежности).
Пока капитаны выполняют задание, ведущий знакомит детей со словарями, которые помогают ученикам запомнить написание словарных слов. (Орфографические, этимологические, грамматико-орфографические).
- Послушайте и посмотрите две истории, которые помогут вам без труда запомнить написание некоторых слов.
Сказка про баку с «О».
Жила – была когда – то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву «О». И грызть бублик, похожий на букву «О».
А ещё она любила смотреть на круглое Облако и на круглое сОлнце, похожие на букву «О». В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву «О». А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.
- Ну, хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя «БОКА».
- Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! – обиделась бака.
- Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с «О».
И стали писать её с «О». Вот так: с «О» бака. А потом и просто: СОБАКА. Так и до сих пор и пишут.
Медведь и мёд.
Жил – был в лесу добродушный, огромный, неуклюжий зверь. Кто его звал «топтышкой», кто «хозяином», кто «Михайло Потапычем».
А любил он больше всего… мёд. Как услышит запах мёда – прямо голову теряет! А перед друзьями оправдывается: - «Так мёд ведь! Мёд ведь!» Вот и прозвали его»мёдведь». Стал он своё новое имя носить, а точки над буквой Ё в этом имени так и вьются над ним, так и жалят, точно пчёлы! Махнул он своей когтистой лапой, да и смахнул точки. И стал с тех пор называться МЕДВЕДЬ. И писаться с буквой Е.
5 конкурс «Фразеологизмы».
Ведущий. Что такое фразеологизмы? Это важный строительный материал языка.
Как и отдельные слова, они могут служить для обозначения предмета и явления, действия, свойств, качеств.
Мы нередко слышим: болеть душой, ломать голову, ни рыба, ни мясо, вот это да!, водой не разлить, мастер на все руки, не пасть духом. Это не просто слова - это целая история – увлекательная и занимательная сфера языка. Чтобы понимать язык фразеологии, нужно обратиться к фразеологическим словарям. Открой, прочти – и всё станет ясно и понятно.
Сейчас команды продемонстрируют знание фразеологических оборотов.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Замени устойчивое выражение из левого столбика близким по значению, словом из правого столбика.
Прикусить язык. Болтать.
Как снег на голову. Молчать.
Ворон считать. Неожиданно.
Лясы точить. Мечтать.
Бить баклуши. Бездельничать.
Пока команды выполняют задание, зрителям предлагаем послушать «ЧАСТУШКИ».
- Малыши, вы малыши, 2. Ни минуты не теряем,
Хватит грызть карандаши! Всем тетрадки украшаем.
Крепче их в руках держите! Почему ж нам за старанья
И рисуйте, и пишите. В дневнике лишь замечанья.
3. Ты дежурный нынче, Петя, 4. С языком, кто не в ладу,
За порядок ты в ответе. С тем я дружбу не веду!
Доску классную домой - У меня характер крут:
Лишь потом беги домой. Уважаю с детства труд.
5. По ускоренной программе 6. Ох, забывчивый наш Сёмка!
Обучается наш класс, Он забыл, что нынче съёмка,
Как экспресс, мы мчимся, мама, - А сегодня классный час,
Не догнать тебе уж нас. Будут фильм снимать про нас.
7. Ежедневно по утрам 8. Раз учительница в школе
Заниматься надо нам. Посоветовала Коле:
Мы с доски не сводим глаз, - Списывая, не спеши,
А учитель учит нас. Букву к буковке спиши.
9. Я в тетрадь слова писал, 10. Очень часто на уроках
Удареньем проверял. Я трещала, как сорока.
Ударял, ударял, Потому ошибок туча –
Так, что парту разломал. Будет снова двоек куча.
11. Отдыхай в лесной тиши, 12. Я контрольную писала
Свежим воздухом дыши, Получила высокий балл
Возвращаться не спеши, В настроении прекрасном,
Всё стихами опиши. Побегу сейчас на бал.
Буду в танце я кружиться
И «пятёрочкой» хвалиться!
13. На тетрадке мы у Саньки 14. Мы частушки все пропели,
Нарисуем лыжи, санки, Пойдём правила учить.
На тетрадке мы у Таньки Язык русский, самый главный
Нарисуем пушки, танки. Нам помогут изучить.
ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ .
В это время со зрителями проводится игра «Кто какой звук издаёт?»
Ведущий показывает картинки животных, дети показывают, какой звук они издают.
После игры жюри объявляет промежуточные итоги игры.
6 конкурс «Собери одно слово из двух».
Из слов левого и правого столбиков составь новое слово.
Мясо род
Везде метровка
Масло хранилище
Легко ход
Зерно атлет
Сто комбинат
Кисло рубка
Ведущий. А со зрителями мы проведём конкурс «Можем мы диктант писать на 4 и на 5».
Я диктую, зрители пишут по 1 слову и передают следующему. Здесь нужна не быстрота, а знание правил русского языка. После того, как текст записали, команда передаёт его жюри.
Текст.
Ребята собрались на квартире у товарища. В субботу в классе будет конкурс диктанта. Лена Дружинина читает слова и предложения. Ученики записывают их в тетради.
Ведущий проводит физкультминутку со зрителями.
Встали те, кто родился в январе, в феврале, марте…
Встали те, у кого фамилии начинаются на «Б», «Д»,…
Встали те, у кого дома есть кошка, собака…
Встали те, кто любит школу, любит лениться, кто любит русский язык.
8 конкурс «Ребусы».
Ведущий. Нет загадочней языка, чем язык ребусов. Что такое ребус?
Это тоже язык, который знают наши дети.
Каждая команда получает по 3 ребуса, нарисованных на альбомных листах.
Пока команды выполняют задание, зрители смотрят инсценировку «СЛОВЕЧКИ - КОЛЕЧКИ».
Ведущий. Мы уже раньше сказали о фразеологическом словаре, но существует много других словарей. Посмотрите на выставку. К ним обращаются тогда, когда человек испытывает какие – то затруднения в русском языке. Подружитесь со словарями, а они помогут вам подружиться с русским языком.
(Ведущий показывает словари и кратко рассказывает о назначении каждого словаря.)
9 конкурс «Наборщик».
Детям выдаются карточки, на которых напечатано слово ТРАНСПОРТ.
Используя буквы этого слова, составьте новые слова за 5 минут.
Зрители смотрят инсценировку стихотворения «У доски».
Вызвал внезапно учитель к доске, -
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки!
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует – ОКНО.
Мелом пишу на доске я: «АКНО».
Слышу, как шум поднимается в классе:
- Надо писать через О, через О!…
Мел я в смущенье крошу на куски.
Ох, опозорился я у доски?
10.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Пока жюри подводит итоги, ведущий проводит игру со зрителями «Ужасно интересно».
Звучит детская песня «Ужасно интересно», ведущий показывает движения, зрители повторяют за ним.
11. СООБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. НАГРАЖДЕНИЕ ГРАМОТАМИ. САМЫЙ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЙ КЛАСС ПОЛУЧАЕТ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРИЗ.
Использованная литература:
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: «Новая школа», 1994
- Волина В. Весёлая грамматика. М.; «ЗНАНИЕ», 1995.
- Максимова Т.М. Олимпиадные задания. М.; «ВАКО», 2010.
- Праздник – ожидаемое чудо! Внеклассное мероприятие 1-4 класс/ авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова- М.; «ВАКО», 2006.
- Сухин И.Г.Занимательные материалы: 1-4 класс. М.; «ВАКО»,2005.
- Учим русский с увлечением / авт.сост. О.Е.Жиренко, Л.И.Гайдина, А.В.Кочергина – М.; «5 за знания»,2005.
- Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 3 класс – М.: ООО «ВАКО», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа к курсу по русскому языку 2 класс Путешествие в страну "Грамматика".
Современная модель выпускника общеобразовательной школы предусматривает творческую личность с хорошей базой предметных знаний, с достаточным уровнем развития общеурочных умений и навыков. Основ...
Внеурочная деятельность по русскому языку 3 класс "Занимательная грамматика"
Внеурочная деятельность по русскому языку 3 класс "Занимательная грамматика"...
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс
Рабочая программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку "Занимательный русский язык" 1 класс...
Внеклассное занятие по русскому языку 3 класс " Весёлая грамматика" программа "Школа России"
Занятие проходит в форме КВНа по русскому языку. Для этого класс нужно разделить на две команды: первая команда - “Знайки», вторая команда - “Умники»(пример)...
Внеурочная деятельность по русскому языку 4 класс "Занимательный русский язык
Внеурочная деятельность...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Занимательная грамматика» 3, 4 и 4 дополнительный классы
Рабочая программа «Занимательная грамматика» для учащихся 3, 4 и 4 дополнительного классов является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начально...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………… «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» для обучающихся 1-4-х классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Занимательная грамматика» для 1-4 классов разработана на основе следующих нормативно – правовых доку...