Орфограммы в корнях слов
план-конспект урока по русскому языку на тему

Подоляк Елена Николаевна

Конспек урока  русскогоо языка в 4 классе "Орфограммы в корнях слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orfogrammy_v_kornyah_slova_1.doc439 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Еремеевская средняя  общеобразовательная школа»

  Полтавского района  Омской области

 

        

              Урок русского языка в 4 классе

 Тема «Орфограммы в корнях слов»

                                                                                         

УМК «Перспективная начальная школа»

Изображение 068

 

                                                   учитель начальных классов

                                                        ПОДОЛЯК ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА

2012 г.

                                                                 План урока

                                      Тема: «  Орфограммы в корнях слов»

Цель:  формирование и развитие ценностного отношения  учащихся по применению и определению способа нахождения правила написания проверяемых орфограмм  в корне слова.

Задачи: - актуализировать знания учащихся о признаках родственных слов;

             - формировать умения находить орфограммы, определять их место в слове;

            - развивать устную речь учащихся путем диалога;  творческие способности,        познавательный интерес, умение работать в коллективе, умение работать с обратным словарём, разбирать слова по составу;

               - воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдение правил письма.

Оборудование: учебник, карточки с заданиями, карточки для проведения рефлексии, замки, волшебный клубочек.

Вид урока: комбинированный урок.

Время проведения: 1-й урок.

 

 

Ход урока

I  Организационный момент.

Возьмитесь за руки, давайте зажжем искру тепла и доброты. Пусть эта искра наполнит ваши сердца и сердца наших гостей. Улыбнитесь друг другу и тихо сядьте.

II Актуализация знаний.

Сегодня  на уроке будем работать в  группах.

Распределите обязанности.

Сегодня  мы будем путешествовать по сказочной стране русского языка.

Чтобы попасть туда, нужно отворить дверь. Ключом к этому замку являются ваши знания по грамматике. Если вы отгадаете загадки и правильно запишете отгадки, мы сможем открыть дверь. При записи отгадок выделите орфограммы.

(Возьмите карточку «Загадки»  и отгадайте загадки)

  1. Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает.

Когда это бывает?

          (весной)

  1. Стоит Алёнка – платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

          (березка)

  1. Ну – ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

 Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

        ( солнце)

Проверка

Знание  каких правил помогло вам написать эти слова?

  • Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
  • Парные звонкие и глухие согласные в корне.
  • Непроизносимые согласные в корне.

В какой части слова находятся орфограммы (в корне слова).

Ребята, вы наверно заметили, что я не написала на доске тему урока. Я предлагаю вам определить её самим и сказать, чему мы должны научиться на уроке.

III Сообщение темы и цели урока.

Вот мы и попали в сказку. Здесь без умения выделять корень и без знания трех правил, управляющих  написанием  корня  сложно будет выполнить задания.

Ребята, в каждой сказке есть противоборство добра и зла!  А что всегда побеждает?

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

В нашей сказке Баба Яга похитила одну из героинь русской народной сказки и спрятала её  в подземелье одного из замков. Имя этого персонажа зашифровано.

Отгадайте, кто попал в беду?

Задание: Вычеркните буквы ВЗЧ

                   

                    БВЗАЧСБИЗЛЧИБСЗА

                    БПЗРЧЕБМЗУЧДБРЗАЧЯ

(Василиса Премудрая)

Назовите корень в слове «Премудрая». Подберите однокоренные слова.

Чтобы выручить её, нужны знания, находчивость, смекалка и волшебный клубочек.

Итак, в путь!

  Первый замок – «Родственные слова»

1. Постановка проблемной ситуации.

 Вы помните, какие слова называются родственными? Могут ли родственные слова быть словами разных частей речи?

- Приведите примеры.

2. Работа по карточкам. Возьмите карточку № 1, познакомьтесь с заданием. Есть вопросы?

3. Выполните задания.

4. Проверка. (работает одна группа)

В этом замке героини сказки не оказалось.

Все задания выполнены, молодцы, спасибо!

В путь! Но не забывайте, что без умения выделять корень в словах вам не справиться с заданиями в следующем замке, потому что второй замок – «Орфограммы в корнях слов»

Второй замок «Орфограммы в корнях слов»

1. Прочитайте слова. Определите, в какой части слова находятся выделенные орфограммы? Петя Захаров решил, что в двух последних словах выделены орфограммы в суффиксах. Миша уверен, что выделены  орфограммы в корнях.

А ты как считаешь?

Вспомните правила проверки слов с безударной гласной в корне,  парных звонких и глухих согласных в корне, непроизносимых согласных в корне.

2. Самостоятельная работа. Задание упражнение 60 по учебнику страница 67. Карточка № 2

1 группа работает по теме « Проверяемый  безударный гласный в коре слова».

2 группа  работает по теме « Непроизносимый согласный в корне слова».

3 группа работает по теме « парный по звонкости / глухости  согласный в корне слова».

И все группы находят слова по теме « Беглый гласный в корне слова».

3. Проверка.

Итог

1. Перечислить все орфограммы.

2. Указать части слова, в которой находятся эти орфограммы.

3. Назовите способы проверки

Молодцы! Все задания выполнены.

1V. Физминутка

Рядом с замками растет яблоня. Сорвите яблочко, объясните написание слова.

У.    Всегда ли можно проверить безударную гласную в корне? Что же это за слова? Приведите пример.

 В этом замке нет нашей героини. Переходим в следующий замок.

 Третий замок – «Обратный словарь»

           Задание 1 группе:

  Откройте обратный  словарь на   -С . Выпиши первые восемь слов. Подчеркни в них орфограмму « Парный по звонкости/ глухости в корне слов».  Проверь орфограмму другими формами  этих же слов. Запиши их рядом.

                Ужас -

                Атлас -

                Атлас -

                Ананас -

                Компас –

                Вес  -

                Лес –

                Адрес –

Задание 2 группе:

                  Откройте обратный  словарь на   -А, на –ПКА. Выпиши существительные, образованные от усечённых основ глаголов. Подчеркни в них  орфограмму « парный по звонкости/ глухости в корне слова». Рядом напиши глаголы , которые дали жизнь этим словам. Выдели корень.

                  Лепка –

                  Скрепка –

                   Закупка –

                   Покупка –

                   Присыпка –

                   Посыпка-

                   Тяпка-

Задание 3 группе:

                  Откройте обратный  словарь на   -А, на –БКА. Найди и выпиши два слова с суффиксом, имеющим уменьшительно- ласкательное значение. Подчеркни орфограмму. Разбери слова по составу.

                     Шубка –

                     Рыбка -

( проверка заданий )

 Баба Яга почувствовала, что вы прекрасно знаете три правила корня, что вы близки к цели и решили послать телеграмму своему сообщнику Кощею Бессмертному. Я перехватила эту телеграмму и читаю вам текст.

 

 Б..ДА, В  СКА..КЕ  ПО..ВИЛИСЬ  ОПА(СН)ЫЕ  Р..БЯТА.

Конечно, плохо читать чужие письма.  

Но дело правое.

Баба Яга не училась в школе и допустила много ошибок. Какие орфограммы не знает Баба Яга. Чтобы не появился второй злодей , нам надо написать телеграмму без ошибок  и отправить её адресату. Кощей прочтёт и погибнет, потому что  грамотность для него смерти подобна.

( Проверка)

 - Всё, теперь телеграмма может быть отправлена.

    А мы дошли до последнего четвертого замка.

Василиса Премудрая здесь. Но не торопитесь! Нам надо выполнить ещё одно задание.

 У х..рошей ска..ки сч..с?ливая  развя..ка.

Объясните эту пословицу. Запишите её по памяти.

V. Итог урока:

- Что помогло успешно справиться с заданием;

- О каких орфограммах  в корне слов мы говорили?

- Как вы считаете, надо ли ёще  работать над данной темой.

V1. Рефлексия ( на группу):

 Отметьте кружком ступеньку, соответствующую вашим знаниям на сегодняшнем  уроке.

V11. Домашнее задание:

 Упражнение 62 страница 69.

Ребята, откройте домашнее задание, посмотрите, что непонятно. Как вы думаете, что нам даст выполнение этого задания.

   - Спасибо всем за урок. Выставление оценок.

План урока.

Тема: «  Орфограммы в корнях слов»

Класс: 4 класс.

Цель: формирование и развитие ценностного отношения  учащихся по применению и определению способа нахождения правила написания проверяемых орфограмм  в корне слова.

         

Задачи:

              -формировать умения находить орфограммы, определять их место в слове;

            - развивать устную речь учащихся путем диалога;  творческие способности,        познавательный интерес, умение работать в коллективе, умение работать с обратным словарём, разбирать слова по составу;

               - воспитывать коммуникативные качества, внимание и соблюдение правил письма.

Оборудование: учебники ч.2, ч.3, рабочие тетради, «Тетрадь для самостоятельной работы №2».

Вид урока: комбинированный урок.

Время проведения: 2-й урок.

Ход урока.

I. Организационный момент.

С добрым утром начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

                                                                     -Начинаем наш урок.

II. Закрепление изученного материала.

1)актуализация опорных знаний;

 

Прочитайте слова . Определите, в какой части слова находятся выделенные орфограммы.

 

Искать,   ловкий,   доблестный,  тропинка,  известность, ошибка,  ночной,  секрет,  хлестнуть, узел, опушек,  вишен.

 

Петя Захаров решил, что в двух последних словах выделены орфограммы в суффиксах.

Миша считает, что выделены орфограммы в корнях.

А ты как считаешь?

111.  Изучение нового материала.

         1. Работа по учебнику . Упражнение 61.  

2. Чтение книжной интриги страница 68 -69 учебника  

3.  Разбор и выполнение упражнения.

I\/. Физминутка.

-А теперь отдохнём. Я буду читать стихотворение, а вы повторяйте мои движения.

Медвежата в чаще жили,

 Головой своей крутили,

Вот так, вот так головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали,

Вот так, вот так дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили и из речки воду пили.

Вот так, вот так и из речки воду пили.

А потом они плясали,

К солнцу лапы поднимали.

Вот так, вот так к солнцу лапы поднимали.

V. Применение полученных знаний.

  1.  Самостоятельная работа .

Работа в тетради для самостоятельных работ страница 32 -33.  Взаимопроверка.

 

 

 

 

 

2.проверочная работа (задания на карточках)  для слабоуспевающих

 При написании каких слов нужно использовать правило: « Безударную гласную в корне проверяйте ударением». Подбери проверочные слова.

 П—белка, г-зета,   молод-сть,  л-нивый, вып-чка,  кв- ртира,   ст-рожит, т-нули, звёзд-чка,

г-лубятня,  уд-вительный,  в-ршина , поб-дитель, зат-рмозить,б-лото.

 

  1.  Работа в парах. Объяснить все орфограммы.

Мой дед – лесник . Он изучал жизнь птиц. Ворону он научил говорить. Летом я живу у деда в лесу. Утром бегу на речку. Я  умываюсь речной водой.  По пути рву лесные ягоды. Дедушка научил меня узнавать птиц по пению.

VI. Итог.

-Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

 

-Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?

-Ребята, попробуйте сами оценить свою работу на уроке?

На столе лежат сигнальные карточки:

-Если вы считаете, что усвоили тему на «отлично», покажите улыбающегося человечка.

-Если где-то в чём-то не уверены, то покажите задумчивого человечка.

Оценка своей работы учащимися.

-Дома обязательно расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

-Сегодня на уроке хорошо работали…

-Спасибо! Урок окончен!

VII. Домашнее задание:  С. 72  № 66

Ребята, откройте домашнее задание, посмотрите, что непонятно. Как вы думаете, что нам даст выполнение этого задания.

Литература:

  1. Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа», сост. Р.Г.Чуракова, М.:Академкнига/Учебник, 2006 г.
  2. Абрамова М.Г. «Русский язык, 3 класс: Методическое пособие». М.:Академкнига/Учебник, 2005 г.
  3. Каленчук М.Л. и др. «Русский язык. 3 класс», учебник, ч.2, ч.3. М.: Академкнига/Учебник, 2007 г.
  4. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для самостоятельной работы №2». М.: Академкнига/Учебник, 2008 г.
  5. Канакина В.П. «Работа над трудными словами в начальных классах». М.: Просвещение, 1991 г.
  6. Чуракова Р.Г. «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе».

    М.: Академкнига/Учебник, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс

Презентация к уроку: Обобщение раздела. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. 2 класс....

урок по русскому языку во 2 классе"Орфограммы в корне слова"

Данный урок проходил на декаде 2 классов в школе. Урок прошел хорошо, дети работали с удовольствием....

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.

Работа на уроке по теме « Правила записи слов (проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова). Правила переноса.» начинается с организационного момента, который  мотивирует деятельность уч...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...