Методическая разработка "Опорные таблицы и памятки для учащихся начальной школы"
методическая разработка по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Собственные методические разработки включают в себя опорные таблицы и памятки для учащихся начальной школы по русскому языку и математике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правописание суффиксов –ёнок-, -онок- |
кроме[Ч ] - ёнок- галчонок телёнок
или шипящих - онок - [Ш] [Ж] [Ч ] медвежонок |
Применяй правило так:
- Выдели корень в слове (подбирай родственные слова)
- Определи, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
- Если это твёрдый согласный или шипящий [ш], [ж], [ч], пишем суффикс -онок-, если нет, пишем –ёнок-.
Например:
Медвежонок, мышонок, галчонок, бельчонок.
Лосёнок, телёнок, лисёнок, цыплёнок, козлёнок.
Предварительный просмотр:
Правописание суффиксов –ик-, -ек- |
-ИК- если сохраняется
-ЕК- если исчезает |
Применяй правило так:
- Выдели корень в слове.
- Измени форму слова, подставив к нему слова нет, много.
- Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-.
Если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-.
Например:
Гвозд[ик] – гвоздика- гвоздик, мяч[ик]- мячика-мячик.
Человеч[ик] – человечка – человечек, голубоч[ик] - голубочка-голубочек.
Предварительный просмотр:
Глагол-часть речи, которая называет действие или состояние предмета. В предложении выражен сказуемым.
Признаки | Вопросы | Грамматические признаки | |||
Действие предмета, его состояние, чувства | Что делает? Что сделает? Что будет делать? Каков ? | Вид глагола- постоянный признак | Форма глагола глаголы указывают на того, кто совершает действие. Связаны с лицом (местоимением) | ||
Начинается дождь. Зима красива. Осиновый лист покраснел, долго дрожал в саду. | совершенный | несовершенный | начальная | личная | |
Что сделать? Что сделал? Что сделает? | Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать? | -ть -ти -чь Суффикс в основу слова не включаю | я---------мы ты-------вы он она------они оно | ||
прочитать прочитал прочитает | читать читал читает читать | бежать ходить нести беречь | я учусь я смотрю ты делаешь они бегут |
Глагол-часть речи, которая называет действие или состояние предмета. В предложении выражен сказуемым.
Признаки | Вопросы | Грамматические признаки | |||
Действие предмета, его состояние, чувства | Что делает? Что сделает? Что будет делать? Каков ? | Вид глагола- постоянный признак | Форма глагола глаголы указывают на того, кто совершает действие. Связаны с лицом (местоимением) | ||
Начинается дождь. Зима красива. | совершенный | несовершенный | начальная | личная | |
Что сделать? Что сделал? Что сделает? | Что делать? Что делал? Что делает? Что будет делать? | -ть -ти -чь Суффикс в основу слова не включаю | я---------мы ты-------вы он она------они оно | ||
прочитать прочитал прочитает | читать читал читает читать | бежать ходить нести беречь | я учусь я смотрю ты делаешь они бегут |
Предварительный просмотр:
Число и лицо глагола
Единственное число глагола | Множественное число глагола | ||
Личные глагольные формы | |||
1-е лицо Указывает на то, что действие совершает говорящий | Я пишу | Мы пишем | |
2-е лицо Действие совершает тот, к кому обращаются | Ты поможешь | Вы поможете | |
3-е лицо Действие совершает тот, о ком говорят | Он отвечает Она отвечает Оно отвечает | Они отвечают |
Фонетический разбор глагола:
Например: Дети несут домой яблоки.
Предварительный просмотр:
Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос что делает? что делают? что делал? что делали?
Например: читает, пишет, рисует, прыгает, смотрит, сидит.
Глагол изменяется по временам. У глагола три времени: настоящее время, прошедшее время, будущее время.
Настоящее время глагола обозначает действие, которое совершается сейчас, в то время когда о нём говорят, и отвечает на вопросы:
что делает? –ед.ч. (читает, пишет, рисует, поёт)
что делают –мн.ч. (читают, пишут, рисуют, поют).
Прошедшее время глагола обозначает действие, которое совершалось ранее, и отвечает на вопросы:
что делал? - м. р., ед.ч. (писал, читал)
что делала? - ж.р., ед.ч. (писала, читала)
что делало? - с.р., ед.ч. (сверкало, светило)
что делали? - мн.ч. (читали, писали, светили)
что сделал? - м.р., ед.ч.(читал, писал, сидел)
что сделала? - ж.р., ед.ч.(читала, писала, сидела)
что сделало? - с.р., ед.ч.(сидело, смотрело, грело)
что сделали? - мн.ч.(читали, сидели, грели)
Будущее время глагола обозначает действие, которое будет совершаться после того, как о нём говорили:
что сделает? - ед.ч. (прочитает, напишет, посмотрит)
что сделают? - мн.ч.(прочитают, посмотрят, напишут)
что будет делать? - ед.ч.(будет читать, будет смотреть)
что будут делать? - мн.ч.(будут читать, будут смотреть)
Неопределённая форма глагола:
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.
Совершенный вид – действие уже сделано, закончено, то есть совершенно.
Например: Что сделал? - написал, выучил
Несовершенный вид – действие еще незакончено.
Например: Что делает? – пишет, учит.
ЗАПОМНИ. Частица не с глаголами пишется всегда отдельно:
Например: Не выучил, не написал, не прочитал, не посмотрел
Изменение глаголов по числам и по лицам:
Лицо Число | 1 – е лицо | 2 – е лицо | 3 – е лицо |
Единственное | Я Работаю отдыха□ | Ты Работаешь отдыха□ | Он, она, оно работает отдыха□ |
Множественное | Мы Работаем отдыха□ | Вы Работаете отдыха□ | Они Работают отдыха□ |
Спряжение глаголов:
I спряжение | II спряжение |
Все глаголы на – еть, - ать, - оть, - уть, - ть (кроме 11 глаголов исключений), а также глаголы на – ить: брить, стелить | Глаголы на – ить (в неопределенной форме), а также 11 глаголов: Гнать, держать, смотреть и видеть,дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть. |
Личные окончания глаголов
I спряжение | II спряжение | |||||||
лицо | ед. ч. | лицо | мн.ч. | лицо | ед. ч. | лицо | мн. ч. | |
1л. я 2л. ты он 3л. она оно | -у -ю -ешь
-ет | 1л. мы 2л. вы
3л. они | -ем -ете -ут -ют | 1л. я 2л. ты он 3л. она оно | - у - ю - ишь - ит | 1л. мы 2л. вы
3л. они | -им -ите -ат -ят |
I спряжение | II спряжение | ||||||
лицо | ед. ч. | лицо | мн.ч. | лицо | ед.ч. | лицо | мн. ч. |
1 | я пишу, я рисую | 1 | мы пишем , мы рисуем | 1 | я учу
| 1 | мы учим |
2 | Ты пишешь, ты рисуешь | 2 | вы пишете, вы рисуете | 2 | ты учишь | 2 | вы учите |
3 | он пишет, рисует она пишет, рисует оно пишет, рисует | 3 | они пишут они рисуют | 3 | он учит она учит оно учит | 3 | они учат |
Наклонение глагола
Изъявительное | Условное | Повелительное |
В предложении говорится о действии так, как будто оно происходит на самом деле. | О действии говорится как о желаемом, возможном. | В предложении советуется совершить какое-то действие или звучит приказ. |
Мне подарили собаку. У меня живёт кошка. | Подарили бы мне собаку. У меня жила бы кошка. | Подарите мне собаку! Пусть у меня живёт кошка! |
У глагола ехать нет формы повелительного наклонения. Надо говорить поезжай, поезжайте. Если движение запрещено, то не езди, не ездите.
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное | ||
качественное | относительное | притяжательное |
называет признак предмета (сладкий чай). Этот признак может быть в большей или меньшей степени (слаще, самый сладкий) К качественным прилагательным можно подобрать антонимы: узкий-широкий, низкий-высокий. От качественных прилагательных могут образовываться прилагательные с приставкой -не: недорогой, неяркий. Не все качественные прилагательные могут образовывать краткую форму (хороший-хорош). Проверь: умелый, лимонный. | называет время, когда то или иное явление происходит (январский (мороз)). Этот признак не может быть в предмете в большей или меньшей степени. Не имеют краткой формы. Всегда образованы от существительных ( музыка-музыкальный), от глаголов (стирать-стиральный) Образуются от имен существительных при помощи суффиксов: -н, -ан, -ян,-ск,-ин,-ов,-онн,-енн. (орех + ов=ореховый) | Указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (мамин (чей?) платок) и отвечают на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. Мамин платок – м.р. ед.ч. И.п. Притяжательные прилагательные образуются с помощью суффиксов: -ин (-ын), -ий, -ов,-ев. (сестрицын платок, бараний рог, дедов костюм) |
Что нужно знать об имени прилагательном.
Что обозначает? | На какие вопросы отвечает? | Грамматические признаки | Каким членом является в предложении | |
постоянные | непостоянные | |||
Признак предмета | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? | Качественные Относительные Притяжательные Краткие/полные | Род (м.р., ж.р., ср.р.) Падеж (И.п., Р.п., и тд) Число (ед.ч, мн.ч.) | определением сказуемым |
Морфологический разбор имени прилагательного.
- Укажи часть речи
- Образуй начальную форму слова (м.р. ед.ч. И.п.)
- Укажи постоянные признаки
- Укажи непостоянные признаки
- Определи, каким членом предложения является слово.
НАПРИМЕР: Липа украшает городские улицы.
- Городские – имя прил
- Н.ф.: городской
- Относит, полное.
- Ж.р., мн.ч., В.п.
- Улицы (какие?) городские
Предварительный просмотр:
Качественное прилагательное -
называет признак предмета (сладкий чай). Этот признак может быть в большей или меньшей степени (слаще, самый сладкий)
К качественным прилагательным можно подобрать антонимы:
узкий-широкий, низкий-высокий.
От качественных прилагательных могут образовываться прилагательные с приставкой -не: недорогой, неяркий.
Не все качественные прилагательные могут образовывать краткую форму (хороший-хорош). Проверь: умелый, лимонный.
Относительное прилагательное –
называет время, когда то или иное явление происходит (январский (мороз)). Этот признак не может быть в предмете в большей или меньшей степени.
Не имеют краткой формы. Всегда образованы от существительных ( музыка-музыкальный), от глаголов (стирать-стиральный)
Образуются от имен существительных при помощи суффиксов: -н, -ан, -ян,-ск,-ин,-ов,-онн,-енн. (орех + ов=ореховый)
Притяжательные прилагательные –
Указывают на принадлежность предмета какому-либо лицу или животному (мамин (чей?) платок) и отвечают на вопросы чей?, чья?, чьё?, чьи?
Притяжательные прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Мамин платок – м.р. ед.ч. И.п.
Притяжательные прилагательные образуются с помощью суффиксов:
-ин (-ын), -ий, -ов,-ев. (сестрицын платок, бараний рог, дедов костюм)
Предварительный просмотр:
Имя прилагательное – часть речи, которая называет признак предмета и отвечает на вопрос Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьи? . В предложении является определением.
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам (становятся в ту же форму, что и имена существительные, от которых они зависят)
Например: интересная книга- ж.р. ед.ч. И.п.
интересный фильм – м.р. ед.ч. И.п.
голубого платья – ср.р. ед.ч. Р.п.
прозрачным ручьём – м.р. ед.ч. Т.п.
Окончания имён прилагательных единственного числа
Единственное число | ||
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
Какой? -ой, -ый, -ий | Какая? -ая, -яя | Какое? -ое, -ее |
Предварительный просмотр:
Что нужно знать об имени существительном.
Что обозначает? | На какие вопросы отвечает? | Грамматические признаки | Каким членом является в предложении | |
постоянные | непостоянные | |||
предмет | Кто? Что? | Род (м.р, ж.р., ср.р) Склонение ( 1-е, 2-е, 3-е) Одушевленное Неодушевленное Собственное имя, Нарицательное имя | Падеж (И.п., Р.п., и тд) Число (ед.ч, мн.ч.) | Подлежащим Дополнением Обстоятельством |
Поляна | Что? | Ж.р., 1-е скл, неодуш. | И.п., ед.ч., нариц. | Дети играли на поляне. |
Светлана | Кто? | Ж.р., 1-е скл., одуш. | И.п., ед.ч, собств. | Светлана делает уроки. |
Морфологический разбор имени существительного
- Укажи часть речи
- Образуй начальную форму слова
- Укажи постоянные признаки
- Укажи непостоянные признаки
- Определи, каким членом предложения является слово.
НАПРИМЕР: Осенью птицы улетают на юг.
- Птицы- имя сущ. 1. Юг- имя сущ.
- Н.ф.: птица 2. Н.ф.: юг
- Ж.р., 1-е скл., одуш., нариц. 3. М.р., 2-е скл, неодуш, нариц.
- И.п., мн.ч. 4. В.п., ед.ч.
- Птицы (улетают) 5. (На) юг
Предварительный просмотр:
Таблица безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Падеж | 1-е скл Земля, весна | 2-е скл Окно, конь | 3-е скл Рожь |
И.п | |||
Р.п. | |||
Д.п. | |||
В.п. | |||
Т.п. | |||
П.п. |
Таблица безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Падеж | 1-е скл Земля, весна | 2-е скл Окно, конь | 3-е скл Рожь |
И.п | |||
Р.п. | |||
Д.п. | |||
В.п. | |||
Т.п. | |||
П.п. |
Таблица безударных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения.
Падеж | 1-е скл Земля, весна | 2-е скл Окно, конь | 3-е скл Рожь |
И.п | |||
Р.п. | |||
Д.п. | |||
В.п. | |||
Т.п. | |||
П.п. |
Предварительный просмотр:
Ударные и безударные падежные окончания имён существительных единственного числа .
Падежи | Окончания существительных I скл. Луна, земля (м.р. + ж.р. -а -я) | Окончания существительных II скл. Конь, окно (м.р. - , с.р. -о -е ) | Окончания существительных III скл. Печь, степь (ж.р. - или ь на конце слова) |
И.п. кто? что? | река земля вода речка яблоня лиса | двор воробей конь окно город олень дерево | степь осень |
Р.п.(нет) кого? чего? | реки земли воды речки яблони лисы | двора воробья коня окна города оленя дерева | степи осени |
Д.п.(рад) кому? чему? | реке земле воде речке яблоне лисе | двору воробью коню окну городу оленю дереву | степи осени |
В.п.(вижу) кого? что? | реку землю воду речку яблоню лису | двор воробья коня окно город оленя дерево | степь осень |
Т.п.(доволен) кем? чем? | рекой землёй водой речкой яблоней лисой
| двором воробьём конём окном городом оленем деревом | степью осенью |
П.п.(думаю) о ком? о чём? | о реке о земле о воде о речке о яблоне о лисе | о дворе о воробье о коне о окне о городе о олене о дереве | о степи о осени |
Предварительный просмотр:
Морфологический разбор имён числительных
План разбора имени числительного
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | разряд по строению: простое, составное, сложное; | ||
2 | разряд по значению: количественное, собирательное, дробное, порядковое. | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | падеж; | ||
2 | число, род (если они есть). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является числительное в данном предложении). |
Образцы разбора имён числительных
Рассыпался горох на семьдесят дорог (Некрасов).
Примеры морфологического разбора числительных (разбор под цифрой 3)
Образец морфологического разбора количественных числительных (кроме
один, два, оба, полтора, тысяча, миллион, миллиард):
три (тополя) — числительное, начальная форма — три,
постоянные признаки: количественное, целое, простое,
непостоянные признаки: И. п.,
синтаксическая роль: часть подлежащего.
Примечание: Не являются числительными такие слова, как половина, четверть, треть, пятерка, десяток, сотня и др. Это существительные. Слова сколько, столько, несколько относят к местоимениям, слова много, мало — к наречиям.
Образец морфологического разбора числительного один:
одной (рукой) - числительное, начальная форма — один.
постоянные признаки: количественное, целое, простое
непостоянные признаки: ж.род, ед.число, Т.п.
синтаксическая роль: часть дополнения.
Примечание: При разборе слова один надо иметь в виду, что оно может выступать в предложении также и в функции частицы (служебной части речи): Один я это знаю. На столе лежат одни яблоки. В этом случае оно не является членом предложения.
Образец морфологического разбора слов два, оба, полтора:
обоих (учеников) числительное, начальная форма - оба
постоянные признаки: количественное, собирательное, простое,
непостоянные признаки: муж.род, Р.п.
синтаксическая роль: часть дополнения.
Образец морфологического разбора числительных тысяча, миллион, миллиард:
тысячу (раз) числительное, начальная форма - тысяча,
постоянные признаки: количественное, целое, простое, жен.р.
непостоянные признаки: ед.ч., Д.п.,
синтаксическая роль: часть дополнения.
Схема морфологического разбора порядковых числительных:
тридцать третий — числительное, начальная форма — тридцать три,
постоянные признаки: порядковое, составное,
непостоянные признаки: муж.р., ед. число, И. п.,
синтаксическая роль: определение.
Примечание: Слово первый может быть не только порядковым числительным, но и прилагательным, если имеет значение "лучший": Он отличник, первый ученик в классе.
Слова второе, третье могут быть существительными: На третье подали мороженое.
Разряды числительных по значению и их склонение. Правописание числительных
Вы можете также прочитать:
Сложности в образовании форм числительных и их сочетании с существительными
Падеж | Вопросы |
Именительный падеж | сколько (книг)? |
Родительный падеж | скольких (книг)? |
Дательный падеж | скольким (книгам)? |
Винительный падеж | сколько (книг)? |
Творительный падеж | сколькими (книгами)? |
Предложный падеж | о скольких (книгах)? |
Выполнение презентаций Любая сложность. Любые специальности. Любые дисциплины. Адрес и телефон дипмастер.рф |
Падеж | Единственное число | Множественное число | ||
М. р. | Ср. р. | Ж. р. | ||
И. п. | Один | Одно | Одна | Одни |
Р. п. | Одного | Одного | Одной | Одних |
Д. п. | Одному | Одному | Одной | Одним |
В. п. | Как И. или Р. п. | Как И. п. | Одну | Как И. или Р. п. |
Т. п. | Одним | Одним | Одной | Одними |
П. п. | Об одном | Об одном | Об одной | Об одних |
Падеж | ||||
И. п. | Четыре | Десять | Восемьдесят | Восемьсот |
Р. п. | Четырёх | Десяти | Восьмидесяти | Восьмисот |
Д. п. | Четырём | Десяти | Восьмидесяти | Восьмистам |
В. п. | Как И. или Р. п. | Десять | Восемьдесят | Восемьсот |
Т. п. | Четырьмя | Десятью | Восьмьюдесятью | Восьмьюстами |
П. п. | О четырёх | О десяти | О восьмидесяти | О восьмистах |
С существительными женского рода собирательные числительные не употребляются! |
Падеж | Вопросы |
Именительный падеж | пятеро |
Родительный падеж | пятерых (ср.: новых) |
Дательный падеж | пятерым (ср.: новым) |
Винительный падеж | как И. или Р. п. |
Творительный падеж | пятерыми (ср.: новыми) |
Предложный падеж | о пятерых (ср.: о новых) |
Падеж | М. р./Ср. р. | Ж. р. |
И. п. | Оба берега | Обе реки |
Р. п. | Обоих берегов | Обеих рек |
Д. п. | Обоим берегам | Обеим рекам |
В. п. | Как И. или Р. п. | Как И. или Р. п. |
Т. п. | Обоими берегами | Обеими реками |
П. п. | Об обоих берегах | Об обеих реках |
Понятие об имени числительном. Морфологические признаки имён числительных
1. Имя числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?).
Основные признаки имени числительного
А) Общее грамматическое значение | Примеры |
Это число, количество предметов, порядок предметов при счёте. | |
| Два, двадцать один, пятьдесят, тысяча. |
| Второй, двадцать первый, пятидесятый, тысячный. |
К количественным числительным близки по значению и морфологическим свойствам собирательные числительные. | Двое, трое, шестеро. |
Особую группу представляют дробные числительные, которые обозначают не целые числа. | Полтора, две трети, шесть десятых. |
Б) Морфологические признаки | Примеры |
Количественные и собирательные числительные изменяются по падежам. | Два, двух, пятьдесят, пятидесяти. |
Начальная форма количественных числительных – форма именительного падежа. | Два, тридцать, сто один. |
Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам, подобно прилагательным. | Пятый, пятого; пятая, пятой; пятое, пятого; пятые, пятых. |
Начальная форма порядковых числительных – единственное число, мужской род, именительный падеж. | Пятый. |
В) Синтаксические признаки | Примеры |
Количественные и собирательные числительные могут быть любым членом предложения. Сочетание количественного и собирательного числительного (в именительном падеже и винительном падеже) с существительным является одним членом предложения. | Три стула стояли у стены; |
Порядковое числительное в предложении обычно бывает определением, реже – сказуемым, подобно имени прилагательному. | Ср.: Я не получал второго письма; Это письмо уже второе. |
Новый сервер World of WarCraft Новый x25, старт в эту субботу, версия Cataclysm 4.3.4 - играть бесплатно! 18+ wowmagic.ru 18+ | Карты России для навигатора Купите карты для программы Навител Навигатор на Softkey.ru за 5 минут! softkey.ru | Продажа компьютерных программ Навител Навигатор с навигационной картой Россия 5.5 от 1890 руб. allsoft.ru | Pioneer в SoundProLab Огромный выбор акустики и видеотехники. Бесплатная доставка. Скидки! Адрес и телефон spl.ru |
2. По строению числительные могут быть простыми, сложными и составными:
- простое числительное – это слово с одним корнем;
Пять, десять, сорок, сто, пятый, сотый.
- сложное числительное – слово с несколькими корнями;
Пятьдесят, восемьсот.
- составное числительное состоит из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным.
Сто пять, сто пятый, шестьсот восемьдесят, шестьсот восемьдесят первый.
Предварительный просмотр:
Синтаксический разбор предложения – это характеристика предложения по цели высказывания, по интонации и структуре (грамматическая основа и второстепенные члены)
Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.
Грамматическая основа предложения | |
Простое | Сложное |
Солнце встаёт утром. -двусоставное | Птицы улетели, но я не торопился домой. |
Утро.-односоставное |
Виды предложения по цели высказывания
Повествовательные | Нам о чём-нибудь сообщается (повествуется), в конце таких предложений ставится точка. | По лесу прокатилась весёлая дробь дятла. |
Вопросительные | Содержится вопрос, ив конце таких предложений ставится? | Вы умеете делать синтаксический разбор? |
Побудительные | Содержится побуждение к действию, приказ или просьба. ! или !? | Познакомься с содержанием книги. Оглянись! |
Виды предложений по эмоциональной окраске (интонации)
восклицательные невосклицательные
План синтаксического разбора простого предложения
- Определи цель высказывания предложения: повествовательное, побудительное, вопросительное.
- Определи интонацию предложения: восклицательное или невосклицательное
- Найди грамматическую основу предложения: подлежащее и сказуемое
- Найди второстепенные члены предложения и определи распространённое или нераспространённое предложение.
- Укажи есть ли в предложении однородные члены.
- Надпиши над каждым словом предложения, какой частью речи оно выражено.
прил сущ. мест. сущ нар глагсущ
Например: Дикиегусив этом году долгоготовились к отлёту.
Предварительный просмотр:
Непроизносимая согласная в корне слова
ПРОВЕРЯЙ ТАК:
1.Выдели в слове корень
2.Найди «опасное» место – это сочетание звуков [сн] и [зн] в середине слова – это орфограмма
3.Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук
Честный (честь); доблестный (доблесть); вестник (вести); гигантский (гигант); здравствуй (здраво); известный (известие); костный (кость); корыстный (корысть); лестный (лесть); местный (место); несчастный (счастье); постлать (постилать); сердце (сердечный); солнце (солнечный). Следует запомнить:
искусный, опасный, ровесник, словесность, участвовать, чувствовать, лестница, блеснуть (хотя блестеть).
Предварительный просмотр:
Проверяемая согласная в корне слова
ПРОВЕРЯЙ ТАК:
1.Выдели в слове корень
2.Найди «опасное» место – это орфограмма
3.Подбери родственное слово или измени слово так, чтобы после согласного оказался гласный звук или звуки [л], [м], [н], [р], [й]
Кровь (крови); мороз (мороза); хлеб (хлеба); молотьба (молотить); просьба (просить); сказка (сказывать); свадьба (свадебный); ложка (ложек); крошка (крошить); водопроводчик (водопроводом); разметчик (разметить); загадка (гадать); шутка (шутить)
Предварительный просмотр:
Значение суффиксов
Суффиксы | Значение суффиксов | Примеры |
-анин- , -янин- , -ан- -ян- | Житель страны, города,края | Россиянин, марсианин, южанин |
-ушк-, -юшк-, -к-, -ок-, -ёк-, -чик-, -еньк-, -ик-, -ек-, -ёнок- -онок-, | Уменьшительно-ласкательное | Хозяюшка, собачка, глазки, арбузик, оленёнок, медвежонок, бабушка, сынок. |
-евн-, -евич-, -овна-, -ович-, -иничн-, -ич- | Образуют отчества | Алексеевна, Сергеевич, Петровна, Петрович, Ильинична, Ильич. |
-ник-, -чик-, -ик-, -арь- -щик- | Профессия или род занятий | Футболист, переводчик, дворник, строитель, писатель, аптекарь. |
Предварительный просмотр:
Правописание суффиксов –ёнок-, -онок-
кроме[Ч ] - ёнок-
или шипящих - онок - [Ш] [Ж] [Ч ] |
Применяй правило так:
- Выдели корень в слове (подбирай родственные слова)
- Определи, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
- Если это твёрдый согласный или шипящий [ш], [ж], [ч], пишем суффикс -онок-, если нет, пишем –ёнок-.
Например:
Медвежонок, мышонок, галчонок, бельчонок.
Лосёнок, телёнок, лисёнок, цыплёнок, козлёнок.
Предварительный просмотр:
Правописание суффиксов –ик-, -ек-
-ИК- если сохраняется
-ЕК- если исчезает |
Применяй правило так:
- Выдели корень в слове.
- Измени форму слова, подставив к нему слова нет, много.
- Если гласный звук остался, пишем суффикс –ик-.
Если гласный звук исчез, пишем суффикс –ек-.
Например:
Гвозд[ик] – гвоздика- гвоздик, мяч[ик]- мячика-мячик.
Человеч[ик] – человечка – человечек, голубоч[ик] - голубочка-голубочек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Памятки для учащихся начальной школы "Правила по русскому языку"
Данная публикация представляет собой памятки по русскому языку для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила, выделение орфограмм....
Памятки для учащихся начальной школы "Правила по математике"
Данная публикация представляет собой памятки по математике для учащихся начальной школы и их родителей. В памятке дается краткое напоминание правила...
Учебные памятки для учащихся начальной школы ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Созданные мной памятки для учащихся начальной школы, посещающих логопункт облегчат понимание материала по таким темам, как: Анализ звукововго состава слова. Звуки и буквы. Слово. Предложение. Гр...
Памятка для учащихся начальной школы "Как подготовиться к изложению"
Памятка разработана для учащихся начальной школы с целью помочь подготовиться к изложению текста....
Памятка для учащегося начальной школы по русскому языку УМК Школа 2100 Работа над ошибками Орфограммы, изученные в 1-2 классе
"Как выполнять работу над ошибками" . Памятка для учащихся 1-2 классов по русскому языку. Работа над ошибками . Орфограммы, изученные в 1-2 классе...
Памятка для учащихся начальной школы по правила поведения в школе
Памятка для учащихся начальной школы по правила поведения в школе...