Корень слова. Однокоренные слова 2 класс система Занкова
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) по теме
по учебнику Н.В.Нечаева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koren._odnokorennye_slova_2_klass_sistema_zankova.docx | 19.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Понятие однокоренных слов, их признаки.
Цель: знакомство с признаками родственных слов. Отличие их от форм одного и того же слова
Задачи: Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового правила.
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способа действий
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения
- Организационный момент.
- Изучение нового материала
- Чтобы нам всем было приятно работать, и в классе была добрая атмосфера и царила гармония, повернитесь друг к другу лицом и улыбнитесь. - Записываем число, классная работа. – Откройте словари, которые находятся в конце учебников, и выпишите слова, которые относятся к школьным принадлежностям. – Проверка. (карандаш, линейка, тетрадь, пенал, портфель). – Вы записали словарные слова, все они являются школьными принадлежностями, а будут ли они являться родственными словами?
-Почему? Мнения детей.
- Какие признаки родственных слов вы можете назвать? (Имеют один корень, слова близкие по значению, у них разные основы)
- Школьные принадлежности, которые мы с вами записали, будут являться родственными словами?
-Давайте с вами это проверим.
- Почему? (потому что у них разные корни и разное значение)
- Предположите, какая будет тема нашего урока?
- Давайте поработаем по учебнику. Открываем стр. 43 упр. 85.
-Прочитает задание?
- Ребята, о ком говориться в тексте? (о комаре и его родственниках).
Комар-насекомое маленьких размеров, с острым жалящим хоботком и прозрачными крылышками. Показ картинки. -Давайте выпишем слова, обозначающие комара и его родственников.
–Сравним смысл этих слов.
- Комар Комарович, как вы думаете, что обозначает слово Комарович? (Отчество).
- А комарище (статус, размер) большой, преувеличение
- Комаришко (маленький, невзрачный, никчёмный)
- Возьмём слово комар и поменяем форму этого слова.
- Как можно поменять форму слова? (Нужно изменить его окончание, но чтоб основа была одна: комар, комару, комаром, о комаре, комары)
- Запишите полученные слова себе в тетрадь. Кто желает поработать около доски? (Один человек).
Что означает поговорка «Комар носа не подточит»?
Перед вами текст. Впишите подходящие по смыслу родственные слова.
В з…лёной тр…ве прячется …. .
Он ждёт маму … .
Сч…стливая семейка отправилась … д…мой.
Сравним смысл словосочетаний:
-Родственные связи (помогают нам понять, кем мы приходимся друг другу. Например, кем вам приходится мамина сестра? (Тётя)
-Родственные языки. Происхождение языков от одного общего языка предка. (Все языки объединяются в группы, так называемые семьи родственных языков. Вот, например, древние языки, русский, польский, болгарский и некоторые другие образуют группу славянских языков.
- Родственные души – это люди, которые не имеют с вами кровной связи, но близки вам по духу, и у вас общие интересы и привычки.
- Родственные слова – это слова, которые имеют один корень и близкие по смыслу.
- Давайте прочитаем правило на стр.44
Корень слова – главная,
Значимая часть.
Родственные связи
Дарят корню власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
(В.Синицын)
- Работа по теме урока.
Работа в парах. Задание 1
Карточка 1
Дело, деловой, дельный, делать;
Дело, делу, делом, о деле.
Карточка 2
Свет, светлый, светать, светленький;
Свет, свету, о свете, светом.
Определите самостоятельно в какой строчке родственные слова, а в какой формы слова.
- Докажите. Как вы определили, что в первой строчке родственные слова? А почему во второй строчке формы слова?
- Проверка. Кто правильно определил, поставьте себе плюс. (На листочке под номером один)
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 |
- Давайте сделаем вывод по нашей самостоятельной работе: так как же всё-таки отличить родственные слова от формы слова. (У родственных слов один корень, но разная основа, а если образовывать формы слова, у них у всех будет одна, общая основа)
Задание 2
Домашний, дом, домино, домовёнок. Все ли записанные слова родственные?
- Если вы выполнили без ошибок, поставьте себе плюс. Если допустили ошибку минус.
Физминутка.
Задание 3
- Так, а теперь давайте немножко поиграем. Эта игра на внимание, я сейчас буду зачитывать вам слова парами, а вы, если они родственные – хлопаете, а если они не являются родственными – топаете.
Лес – лесник; кот – котик;
Дом – домашний; сад – садовый;
Дом – дым; стена – гвоздь;
Река – вода; вода – подводный;
Гриб – грибной; сила – силос;
Обед – стол; краски – акварель;
- Оцените себя. Если вы считаете, что вы справились с этим заданием поставьте себе плюс, если не справились минус.
- Давайте вернёмся к родственным словам, которые записаны у нас на карточках.
- Назовите мне общую часть основ родственных слов (Корень.)
- А что такое корень? (Общая часть родственных слов.)
Задание 4
Упр. 84 стр.43 Дополните предложения подходящими словами.
Запишите родственные слова. Выделите в них корень. Рядом напишите оба слова в форме множественного числа.
Какие слова выписывали вначале? (Родственные слова.) Множественное число- это родственное слово или форма этого слова? (Форма.)
Море, моряк, моря, моряки.
Садом, садовник, сады, садовники.
Лес, лесник, леса, лесники.
Линия, линейка, линии, линейки.
- Если вы выполнили без ошибок, поставьте себе плюс. Если допустили ошибку минус.
Вывод: как у всех веток общего куста есть общий корень, так и у всех родственных слов всегда есть общий корень – общая для всех часть, от которой все они произошли. Поэтому их ещё называют однокоренными.
- как вы поняли эту поговорку? (у каждого растения есть один общий корень и не важно сколько на этом растении веток или листьев, растение существует благодаря корню, если бы не было корня, смогло бы оно существовать? Нет. Так же и у родственных слов, у них обязательно должно быть, что-то общее, благодаря чему и будут образовываются новые родственные слова. В родственных словах общим является корень, и, если будут образованны новые близкие по значению слова с таким же корнем, эти слова будут называться однокоренными.)
Самостоятельная работа.
- Запишите родственные слова себе в тетрадь
- Выделите корни у родственных слов.
ЗамОк, замочек, замочная, зАмок
Гора, горный, загорать, горка.
Проверка.
- Прочитайте слова. ЗамОк, замочек, замочная, зАмок
- Все ли здесь слова являются родственными? (нет)
- Объясните какое слово лишнее? (зАмок лишнее слово, потому, что у него разное значение со словом замОк. ЗАмок - это здание, а замОк - это металлический механизм, вставленный в дверь.)
- Обменяйтесь тетрадью с соседом по парте и оцените друг друга шкалой оценивания.
-Проверка. Какие слова выписали? Проговаривание корней.
- Если вы выполнили без ошибок, поставьте себе плюс. Если допустили ошибку минус.
Составьте предложение с любым из записанных слов. (Запись одного предложения)
-Подведём итог урока.
- Чему мы сегодня с вами учились? (Отличать родственные слова от формы слов а.)
Рефлексия
Расскажите, что вы знаете о родственных словах, по плану:
1.Что такое родственные слова?
2. Как называется общая часть родственных слов?
3. Как пишутся корни родственных слов?
- Молодцы, а сейчас давайте каждый оценит сам себя. Посчитайте, сколько плюсов вы набрали. Если у вас 4 плюса, значит вы поработали сегодня отлично. Если вы набрали 2 плюса, вам нужно быть внимательными.
- Спасибо большое за урок. Мне было очень приятно с вами работать.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Конспект по русскому языку для 2 класса. Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова.
Цель урока: формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас учащихся....
Урок русского языка в 3 классе "Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова».
Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. 1урок в разделе « Состав слова». Цель: формировать общее представление об однокоренных с...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова». (2 класс)
Русский язык Тема: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(2 класс)...
Конспект урока по теме: « Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова».(3 класс)
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова....
Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах. Толковый словарь О.Н. Трубачева.
На этом уроке ребята научатся находить корень в словах и пользоваться словарем О.Н. Трубачева....