Памятка по русскому языку 1-4 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Черненко Анна Анатольевна

Памятка по русскому языку 1-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_russkiy_yazyk.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Памятки

по русскому языку

        

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]

В русском языке – 33 буквы

Гласных букв – 10,  звуков – 6

Согласных букв –21,  звуков – 36

Не обозначают звуков: ь,  ъ


а

о

у

э

ы

л

м

н

й

р

б

в

г

д

з

ж


ь

я

е

ю

е

и


п

ф

к

т

с

ш

х

ц

ч

щ

ъ


Обозначают твёрдость согласных звуков: а, о, у, ы, э

Обозначают мягкость согласных звуков: я, е, ё, ю, и

Обозначают два звука в начале слова; после Ь, Ъ или после гласной буквы: е, ё, ю, я

Всегда твёрдые: [ж], [ш], [ц]

Всегда мягкие: [й], [ч], [щ]


ЖИ – ШИ -  пиши с буквой И


ЧА – ЩА  - пиши с буквой А


ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У



ЧК,  ЧН,  НЧ,  НЩ,  РЩ  -  пишутся

без мягкого знака.


ЖИ – ШИ -  пиши с буквой И


ЧА – ЩА  - пиши с буквой А


ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У



ЧК,  ЧН,  НЧ,  НЩ,  РЩ  -  пишутся

без мягкого знака.


ЖИ – ШИ -  пиши с буквой И


ЧА – ЩА  - пиши с буквой А


ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У



ЧК,  ЧН,  НЧ,  НЩ,  РЩ  -  пишутся

без мягкого знака.


ЖИ – ШИ -  пиши с буквой И


ЧА – ЩА  - пиши с буквой А


ЧУ – ЩУ – пиши с буквой У



ЧК,  ЧН,  НЧ,  НЩ,  РЩ  -  пишутся

без мягкого знака.


    Сколько в слове гласных, столько и слогов.


      Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку  или оставлять на строке.

     Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

     При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. 


    Сколько в слове гласных, столько и слогов.


      Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку  или оставлять на строке.

     Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

     При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. 


    Сколько в слове гласных, столько и слогов.


      Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку  или оставлять на строке.

     Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

     При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. 


    Сколько в слове гласных, столько и слогов.


      Слово переносят с одной строки на другую по слогам. Одну букву нельзя переносить на другую строку  или оставлять на строке.

     Буквы Ы, Й, Ъ, Ь при переносе остаются на строке.

     При переносе слов с двойной согласной – одна буква остаётся на строке, а другая переносится. 


    Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (пень, пеньки)



    Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

    (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)


    Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (пень, пеньки)



    Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

    (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)


    Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (пень, пеньки)



    Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

    (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)


    Ь, обозначающий мягкость согласных, пишут в конце слова и в середине слова между двумя согласными. Он показывает мягкость предшествующего звука.

    (пень, пеньки)



    Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Его пишут после согласной и перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я

    (платье, бельё, муравьи, вьюга, обезьяна)

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).


    Дома – домик,   носы - нос

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).


    Дома – домик,   носы - нос

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).


    Дома – домик,   носы - нос

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить форму слова так, чтобы эта гласная была под ударением (в сильной позиции).


    Дома – домик,   носы - нос

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.

Чтобы проверить парный звонкий или глухой согласный в корне слова, нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так,

чтобы после этого согласного

стояла гласная или буква н.


Зуб – зубы – зубной.

 

   Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.


  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


   Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.


  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


   Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.


  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.


   Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.


  Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

 

  Подлежащее обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, и отвечает на вопросы КТО? ЧТО? В предложении подлежащее подчеркивают одной чертой.


   Сказуемое показывает, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? В предложении сказуемое подчёркивают двумя чертами.

Разбор предложения.


   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое,  нераспространённое

Разбор предложения.


   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.


   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое, нераспространённое

Разбор предложения.


   1. Найди в предложении подлежащее, сказуемое и второстепенные члены.

   2. Определи, какими частями речи они являются.

   3. Определи предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

   4. Определи предложение по интонации:

       восклицательное, невосклицательное.

   5. Определи предложение:  распространённое, нераспространённое

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?


Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)


  Мужского рода  (он мой)

  Женского рода  (она моя)

  Среднего рода  (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?


Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)


  Мужского рода  (он мой)

  Женского рода  (она моя)

  Среднего рода  (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?


Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша)  или нарицательное (мальчик)


  Мужского рода  (он мой)

  Женского рода  (она моя)

  Среднего рода  (оно моё)

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет

и отвечает на вопросы: кто?, что?


Имя существительное бывает:

одушевлённое (кот) или неодушевлённое (дом)


собственное (Миша) или нарицательное (мальчик)


  Мужского рода  (он мой)

  Женского рода  (она моя)

  Среднего рода  (оно моё)

    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  1. по числам (единственное, множественное)
  2. по родам (мужской, женский, средний)


       Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  1. по числам (единственное, множественное)
  2. по родам (мужской, женский, средний)


     Прилагательное во множественном числе по  родам не изменяется.

    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  1. по числам (единственное, множественное)
  2. по родам (мужской, женский, средний)


       Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

    Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?


Имя прилагательное изменяется:

  1. по числам (единственное, множественное)
  2. по родам (мужской, женский, средний)


      Прилагательное во множественном числе по родам не изменяется.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч.  (я рисую,   ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)


Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч.  (я рисую,   ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)


Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч.  (я рисую,   ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)


Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Что делает? Что делают? Что будут делать? и др.


Глагол изменяется: по числам

ед. ч.  (я рисую,   ты рисуешь)

мн. ч. (мы рисуем, вы рисуете)


Частица НЕ с глаголом пишется отдельно.

Личное местоимение – это часть речи, которая  указывает на предмет

 не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.


     

Личное местоимение – это часть речи, которая  указывает на предмет

 не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.


     

Личное местоимение – это часть речи, которая  указывает на предмет

 не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.


     

Личное местоимение – это часть речи, которая  указывает на предмет

 не называя его.

Личные местоимения отвечают на вопросы: Кто? Что?


Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.


     


     Предлоги пишут отдельно от других слов.         Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


                (Я живу в доме.  

               Я живу в (каком?) доме?

               Я живу в большом доме.)


     Предлоги пишут отдельно от других слов.         Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


                (Я живу в доме.  

               Я живу в (каком?) доме?

               Я живу в большом доме.)


     Предлоги пишут отдельно от других слов.         Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


                (Я живу в доме.  

               Я живу в (каком?) доме?

               Я живу в большом доме.)


     Предлоги пишут отдельно от других слов.         Между предлогом и словом можно вставить вопрос или другое слово.


                (Я живу в доме.  

               Я живу в (каком?) доме?

               Я живу в большом доме.)

   

  1. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по  смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима,  зимушка,  перезимовать, зимовка)


  1. Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес,  лесок,  лесник,  лесной,  перелесок)


  1. Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или  их частей.

                О, Е – соединительные гласные.

               (водопровод,   самолёт,  вездеход)          

   

  1. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по  смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима,  зимушка,  перезимовать, зимовка)


  1. Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес,  лесок,  лесник,  лесной,  перелесок)


  1. Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или  их частей.

          О, Е – соединительные гласные.

         (водопровод,   самолёт,  вездеход)          

   

  1. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по  смыслу, называются однокоренными, или родственными.

(зима,  зимушка,  перезимовать, зимовка)


  1. Общая часть родственных слов называется корнем.

(лес,  лесок,  лесник,  лесной,  перелесок)


  1. Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или  их частей.

                О, Е – соединительные гласные.

               (водопровод,   самолёт,  вездеход)          

   

  1. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по  смыслу, называются однокоренными, или родственными.

      (зима,  зимушка,  перезимовать,         зимовка)


  1. Общая часть родственных слов называется корнем.

      (лес,  лесок,  лесник,  лесной,      перелесок)


  1. Сложные слова образуются путём сложения основ двух слов или  их частей.

          О, Е – соединительные гласные.

       (водопровод,   самолёт,  вездеход)          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку для 2 класса

Звуки и буквы в русском языке, Ь, обозначающий мягкость, безударная гласная, парный согласный, разбор предложения, имя существительное, имя прилагательное, глагол, личное местоимение, предлоги ...

Памятки по русскому языку. 1-4 класс

Разрезной дидактический материал  с   опорными  схемами, таблицами по основным темам  начальной  школы,  которые можно использовать  на этапах изучения нового матери...

Таблицы и памятки по русскому языку для 4 класса

Таблицы и памятки можно использовать как учителям, так и  ученикам на уроках русского языка в 4 классе по системе "Школа России". Данный материал поможет учителю при объяснении и закреплении ново...

Памятки по русскому языку для 3 класса.

Данные памятки помогут учащимся запомнить изучаемый материал....

Памятка по русскому языку "Падежи" 3 класс

Памятка-карточка для запоминания падежей, 3 класс...

Памятки по русскому языку для 3 класса

Памятки по русскому языку...

Памятки по русскому языку 1-2 класс

Буквы и звукиПравописание безударных гласных в корне словаПравописание парных согласных на конце словаЧасти речиЧлены предложенияСостав словаНепроизносимые согласныеРазделительный твердый знакОтличие ...