Рабочая программа по русскому языку 4 класс УМК Образовательная система "Школа 2100"
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс) по теме
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерной программы начального общего образования по предмету "Русский язык", в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения и ориентирована на работу по УМК "Школа 2100" для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематический план | 71.37 КБ |
Рабочая программа | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
VII.Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 4 -м классе (1 – 4)
по учебнику «Русский язык» Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной
из расчета 4 часа в неделю, всего в год 136 часов.
№ | Дата | Факт. дата | Тема урока | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Домашнее задание | Примечание | ||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||
1 четверть (35 ч.) | |||||||||
1. | 02.09. 2015г | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». Поэты и писатели о русском языке. | Знакомиться с новым учебником, использовать приёмы ознакомительного и просмотрового чтения. | Знать: задачи и значение уроков русского языка, основных поэтов и писателей о русском языке. Уметь: ориентироваться в новом учебнике. | Личностные: интерес к чтению, интерес к изучению языка; Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения. | Написать сочинение-миниатюру на тему «Самые дорогие слова» | |||
2 | 04.09 | Контрольное списывание. Входная контрольная работа | Знать: изученные правила. Уметь: правильно, без ошибок и пропусков списывать текст, обозначать орфограммы в словах и между словами. | Личностные: определение степени успешности совей работы; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. | |||||
Повторение (15 ч) | |||||||||
3 | 05.09 | Повторение фонетики и графики | Проводить фонетический разбор слов. Группировать звуки по их характеристикам. Соотносить количество звуков и букв в слове, объяснять причины расхождения количества звуков и букв. Группировать слова с изученными орфограммами, графически объяснять выбор написания. Писать изложение текста-повествования с предварительной подготовкой. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. | Знать: понятия «фонетика» и «графика» как разделы языкознания; особенности ударения в русском языке; понятия «омофоны», «омографы»; свободное и подвижное ударение, понятия «каллиграфия», «монография». Уметь: составлять схемы-опоры, ставить ударение в словах правильно, определять в словах орфограммы-гласные, орфограммы-согласные, пользоваться правилами проверки орфограмм. | Регулятивные: определять степень успешности своей работы; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи; К: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Упр.7, 8 (Дидактический материал) | |||
4 | 07.09 | Повторение. Слог и ударение | Упр.13, 14 (Дидактический материал) | ||||||
5 | 09.09 | Что такое графика? | Упр.18(Дидактический материал) Записать в алфавитном порядке 10 фамилий авторов, чьи произведения мы будем читать в учебнике «В океане света» | ||||||
6 | 11.09 | Фонетический разбор слова | Знать: понятия «транскрипция», «пиктография» (письмо рисунками). Уметь: выполнять фонетический разбор слов. | Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы. | Упр.1,с.44 Знать порядок фонетического разбора (с.20) | ||||
7 | 12.09 | Повторение орфографии | Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять на практике эти правила. | Личностные: мотивация; стремиться к совершенствованию собственной речи; Познавательные: осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме. | Упр.2, с.44. | ||||
8 | 14.09 | Повторение изученных орфограмм и их графического обозначения | Упр.3, с.45. | ||||||
9 | 16.09 | Развитие умений писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать выбор написания | Упр.21 (устно), 23 (Дидактический материал) | ||||||
10 | 18.09 | Повторение состава слова | Знать: словообразование как раздел языкознания, слова с двумя приставками, сложные слова. Уметь: проводить разбор по составу слов разных частей речи, изменять слова для определения окончаний. | Личностные: мотивация; Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы. | Упр.4, с.45, определение на с.30 | ||||
11 | 19.09 | Повторение изученного о частях речи | Знать: о морфологии как раздел языкознания, самостоятельные и служебные части речи. Уметь: отличать в тексте слова разных частей речи, приводить свои примеры. | Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи. | Упр.5, с.45, знать, что такое морфология (с.33) | ||||
12 | 21.09 | Повторение изученного по синтаксису | Знать: о синтаксисе как раздел языкознания, история лексического значения слова «предложение». Уметь: составлять текст из группы разрозненных слов или текст из ответов на вопросы. | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность | Упр.45. Выучить определение на с.37. | ||||
13 | 23.09 | Обучающее изложение «Золотой рубль». Подготовительная работа. | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять на практике эти правила. | Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. | Записать словарные слова (с.46), сгруппировав их по какому-либо признаку. | ||||
14 | 25.09 | Обучающее изложение «Золотой рубль». Самостоятельная работа. | |||||||
15 | 26.09 | Что мы знаем о пунктуации? Обобщение по разделу «Повторение» | Словарные слова из раздела «Повторения» (с.46) Дидактический материал, упр. 26 | ||||||
16 | 28.09 | Контрольный диктант №1 | |||||||
17 | 30.09 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||||
Предложение. Текст. Простое предложение с однородными членами (9 ч) | |||||||||
18 | 01.10 | Как отличить простое предложение от сложного. | Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Готовиться к написанию сочинения: формулировать замысел, составлять план, работать с черновиком. | Знать: алгоритм работы. Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм. | Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи. | Упр.54 (устно) | |||
19 | 03.10 | Однородные члены без союзов и с союзом и. Предложение с однородными членами в художественном тексте. | Знать: виды связи однородных членов предложения. Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. | Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Личностные: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи. | (Дидактический материал), упр.31 | ||||
20 | 05.10 | Обучающее изложение «Что я люблю». Подготовительная работа. | Проверка орфографических и речевых знаний учащихся. | Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи. Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи. | Упр.1, с.61. | ||||
21 | 07.10 | Обучающее изложение «Что я люблю». Самостоятельная работа. | |||||||
22 | 08.10 | Запятая в предложениях с однородными членами, соединенными союзами и, а, но. | Знать: виды связи однородных членов предложения. Уметь: отличать простое предложение от сложного, простое предложение с однородными членами от сложного предложения, оформлять на письме предложения с однородными членами предложения. | Регулятивные: работа по плану, сверяя свои действия с целью; Познавательные: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации. Личностные: интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи. | На выбор: упр.2, с.61 или упр.3, с.63 «Это ты знаешь и умеешь» | ||||
23 | 10.10 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | Упр.3 или 4. С.62 (по выбору) | ||||||
24 | 12.10 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №1 | Проверка знаний учащихся. Знать: правила о знаках препинания в предложениях с однородными членами предложения, основные правила орфографии русского языка. Уметь: оформлять на письме предложения с однородными членами предложения, применять на практике эти правила. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Личностные: определение степени успешности совей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи. Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность, определять степень успешности своей работы; Познавательные: осуществлять анализ и синтез; | Подготовить задания к словарному диктанту (с.63 учебника) | ||||
25 | 14.10 | Контрольный диктант №2 | |||||||
26 | 15.10 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||||
Предложение. Текст. Сложные предложения с союзами и, а, но (9 ч) | |||||||||
27 | 17.10 | Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью | Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью («Что я люблю»). Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). Создавать устное высказывание на грамматическую тему по предварительно составленному плану. Готовиться и писать свободный диктант по тексту с изученными синтаксическими конструкциями | Знать: алгоритм работы. Уметь: отличать простое предложение от сложного используя алгоритм; ставить запятую в сложном предложении с бессоюзной связью и с союзами и, а, но. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи; мотивация; Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работа по плану, сверяя свои действия с целью. | Дидактический материал | |||
28 | 19.10 | Однородные члены без союзов и с союзом и. Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | Упр.81 (устно) Упр.40 (Дидактический материал) или упр.1, с.78 | ||||||
29 | 21.10 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | Упр.2. с.78-79. | ||||||
30 | 22.10 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и союзами и, а, но. | Упр.3, с.79 | ||||||
31 | 24.10 | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома» | Уметь: в письменной форме излагать свои мысли по заданной теме. | Познавательные: пользоваться словарями, справочниками; Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации ; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. | |||||
32 | 26.10 | Упражнения на повторение. Проверочная работа № 2 | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: самостоятельно подбирать примеры к этим правилам; ставить запятую в сложном предложении с союзами и, а, но. | Регулятивные: определять степень успешности своей работы; работать по плану, корректировать свою деятельность. | |||||
33 | 28.10 | Запятая в сложном предложении | Упр.4, с.79-80. | ||||||
34 | 29.10 | Контрольный диктант №3 | |||||||
35 | 31.10 | «Пишу правильно» (работа над ошибками). Редактирование сочинения. Контрольный словарный диктант. | |||||||
2 четверть (28ч.) | |||||||||
Предложение с прямой речью (8 ч) | |||||||||
36 | 09.11 | Понятие о прямой речи. Из чего состоит предложение с прямой речью | Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов (сочинение «Субботний вечер у нас дома»). Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью (сочинение «Что сказала мама»). Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью (после предварительной подготовки). Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). | Знать: понятия «прямая речь», «косвенная речь», слова автора в высказывании. Уметь: ставить знаки препинания в предложении с прямой речью. Уметь: выполнять письменную творческую работу (с языковым заданием) на основе рекомендаций по подготовке к сочинению. | Личностные: мотивация; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении; стремиться к совершенствованию собственной речи; к созданию собственных текстов; Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. | 1.Выписать из учебника «Литературное чтение» одно предложение с прямой речью. 2.По ключевым словам уметь передать содержание правила на с.84. | |||
37 | 11.11 | Знаки препинания в предложении с прямой речью в случае, когда прямая речь стоит после слов автора | 1.Упр.2, с.84 2.Попробовать передать содержание правила в рамке (с.85) с помощью схем. | ||||||
38 | 12.11 | Знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит перед словами автора | Упр.1, с.95, выучить правило в рамке на с.88. | ||||||
39 | 14.11 | Обучающее сочинение «Что сказала мама». Использование в тексте предложений с прямой речью | |||||||
40 | 16.11 | Запись цитаты в виде предложения с прямой речью | Упр.3, с.96 Упр.97, (две цитаты). | ||||||
41 | 18.11 | Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, сложном и в предложениях с прямой речью | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Упр.4, с.96. Выполняется на отдельном листе. | |||||
42 | 19.11 | Контрольный диктант № 4 | |||||||
43 | 21.11 | «Пишу правильно» (работа над ошибками в диктанте) | |||||||
Слово. Части речи и члены предложения. Имя существительное (3 ч) | |||||||||
44 | 23.11 | Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | Выделять в предложении самостоятельные и служебные части речи. | Знать: грамматические признаки имени существительного, однозначные и многозначные имена существительные, прямое и переносное значение слов. Уметь: выполнять морфологический разбор имен существительных, составлять научный текст тему «Имена существительные». | Личностные: мотивация; интерес к письму, к созданию собственных текстов; Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные: определять степень успешности своей работы. | Упр.105 (устно) | |||
45 | 25.11 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Обучающее сочинение-миниатюра «Вид из окна» | Переписать сочинение начисто | ||||||
46 | 26.11 | Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | Упр.115. Записать текст. | ||||||
Изменение имен существительных по падежам (10 ч) | |||||||||
47 | 28.11 | Наблюдение за словоизменением имен существительных | Накапливать опыт по выявлению грамматических признаков, общих для самостоятельных частей речи. Определять грамматические признаки имён существительных, начальную форму. Относить имя существительное к одному из трёх склонений, определять падеж | Знать: понятие «падеж», падежные вопросы Уметь: изменять имена существительные по падежам, в ед. и во мн. числе ставить существительные в разные падежные формы, определять падеж. | Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность; определять степень успешности своей работы; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Личностные: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез. | Упр.1, с.134. Выучить таблицу «падежи» с.110 | |||
48 | 30.11 | Развитие умения изменять имена существительные по падежам, ставить существительные в разные падежные формы | Упр.2, с.134. | ||||||
49 | 02.12 | Изменение по падежам имен существительных в единственном и во множественном числе. | Составить рассказ по плану на тему «Падежи», используя материал учебника и упр.66, 68, 71 (на выбор) в | ||||||
50 | 03.12 | Именительный и винительный падежи | Знать: вопросы, предлоги и вспомогательные слова падежей. Уметь: определять падеж имен сущ. по вопросам, предлогам, вспомогательным совам, синтаксической роли в предложении.
| Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность; составлять план решения учебной проблемы; вырабатывать критерии оценки своей работы и работы других; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; Личностные: интерес к изучению языка. | Упр.3, с.118 Уметь передать содержание правила с опорой на схему (с.120) | ||||
51 | 05.12 | Родительный падеж | Упр.142. Запомнить предлоги родительного падежа. | ||||||
52 | 07.12 | Дательный падеж | Упр.5, с.135-136. | ||||||
53 | 09.12 | Творительный падеж | Упр.67, (Дидактический материал) | ||||||
54 | 10.12 | Предложный падеж | Упр.6, с.136. Запомнить предлоги предложного падежа. | ||||||
55 | 12.12 | Обобщение знаний о падежах. Р/Р составление устного рассказа «Что я знаю об изменении имен существительных по падежам». | Упр.157 (составить устный рассказ, если не составляли на уроке) | ||||||
56 | 14.12 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №3 | |||||||
Три склонения имен существительных (7 ч) | |||||||||
57 | 16.12 | Что такое склонение? Три склонения имен существительных | Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять само- контроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи (обучающие изложения и сочинения, предусмотренные в планировании). | Знать: склонение имен существительных, несклоняемые имена существительные, порядок морфологического разбора имени существительного, несклоняемые имена существительные, отсутствие окончаний таких имен существительных. Уметь: определять склонения имен существительных, выполнять морфологического разбора имени существительного, правильно употреблять их в устной и письменной речи. | Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные: определять степень успешности своей работы; составлять план решения учебной проблемы; Личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов. | Упр. 1, кн.2, с.12 Написать в тетрадях по тексту в рамке (с.141) схему-опору для определения склонения имен существительных. | |||
58 | 17.12 | Развитие умения определять склонение имен существительных | Упр.2, с.12 | ||||||
59 | 19.12 | Развитие умения определять склонение имен существительных | |||||||
60 | 21.12 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | Упр.4, с.13 | ||||||
61 | 23.12 | Развитие умения определять склонение имен существительных. Морфологический разбор имени существительного. | |||||||
62 | 24.12 | Понятие о несклоняемых именах существительных и особенностях их употребления | Упр.3, с.12 | ||||||
63 | 26.12 | Р/р Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!». Употребление в письменной речи несклоняемых существительных, предложений с однородными членами | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. | ||||||
3 четверть (40 ч.) | |||||||||
Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных (15 ч) | |||||||||
64 | 11.01 2016 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода | Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков. | Знать: орфографическое правило. Уметь: использовать правило на практике. | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану, сверяя свои действия с целью; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи. | Упр.5, с.13, уметь передать содержание правила схемой. | |||
65 | 13.01 | Развитие умений писать слова с орфограммой «Буква ь после шипящих на конце имен существительных», графически обозначать орфограмму | Упр.6, с.13-14. | ||||||
66 | 14.01 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №4 | |||||||
67 | 16.01 | Развитие орфографических умений. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Личностные: определение степени успешности совей работы; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. | Упр.7, с.13. | ||||
68 | 18.01 | Контрольный диктант №5 | |||||||
69 | 20.01 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||||
70 | 21.01 | Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. | Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь: применять правила на практике, графически обозначать выбор написания. | Регулятивные: работать по плану, корректировать свои действия; самостоятельно формулировать тему и цели урока; Познавательные: строить рассуждения; осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные: уметь корректировать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Личностные: осознание ответственности за произнесенное и написанное слово; интерес к письму, к созданию собственных текстов. | Упр.1, с.28, выучить слова-помощники, составить схему правила на с.20, уметь передать его содержание с опорой на схему. | ||||
71 | 23.01 | Развитие умения писать буквы безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных, действовать по алгоритму. | Упр.2, с.25. | ||||||
72 | 25.01 | Обучающее изложение «Первая газета» | Уметь: выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме. Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен существительных. Уметь: находить и корректировать свои ошибки. | Подготовиться к словарному диктанту (повторить слова в рамках на с.16, 31) | |||||
73 | 27.01 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать орфограмму | Подготовиться к сочинению (упр.199) продумать план, записать слова, выражения, которые можно использовать в сочинении. | ||||||
74 | 28.01 | Р/р Обучающее сочинение-описание «Прогулка». | Упр.3, 4 (по выбору), с.29. | ||||||
75 | 30.01 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №5 | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Личностные: определение степени успешности совей работы; интерес к изучению языка; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Регулятивные: работать по плану, корректировать свои действия; Познавательные: строить рассуждения; | |||||
76 | 01.02 | Развитие орфографических умений. Повторение | |||||||
77 | 03.02 | Контрольный диктант №6 | |||||||
78 | 04.02 | «Пишу правильно» (работа над ошибками в диктанте) | |||||||
Имя прилагательное. Что мы уже знаем об имени прилагательном (3 ч) | |||||||||
79 | 06.02 | Повествование и описание – два типа текстов. Роль имен прилагательных в речи | Различать и характеризовать тексты двух типов речи – повествования и описания Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. | Знать: типы текстов, их признаки, понятие «антонимы», грамматические признаки имен прилагательных; порядок морфологического разбора имени прилагательного. Уметь: определять признаки двух типов текстов, объяснять роль имен прилагательных в текстах-описаниях, уточнять роль имен прилагательных-антонимов в речи, выполнять разбор имен прилагательных по алгоритму. | Личностные: мотивация; Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Познавательные: строить рассуждения. | Упр.1, с.55. | |||
80 | 08.02 | Роль прилагательных – антонимов в речи | Упр.2, с.56. | ||||||
81 | 10.02 | Морфологический разбор имени прилагательного. | Упр.3,с.56 | ||||||
Словоизменение имен прилагательных (2 ч) | |||||||||
82 | 11.02 | Изменение имен прилагательных по падежам | Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. | Знать: как изменяются имена прилагательные. Уметь: изменять имена прилагательные по падежам | Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: стремиться к совершенствованию собственной речи; определение степени успешности совей работы; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. | Упр.4,с.56, выписать ключевые слова из правила об изменении имен прилагательных (с.140) | |||
83 | 13.02 | Словосочетание сущ+прил. Главное и зависимое слово в словосочетании | Упр.5, с.56-57. | ||||||
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных (8 ч) | |||||||||
84 | 15.02 | Правило правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Р/р Свободный диктант | Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных (обучающее изложение и сочинение-описание). Выделять в тексте и конструировать словосочетания прил. + сущ. | Знать: правила правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных. Уметь: по вопросу определять безударное окончание имен прилагательных; составлять предложения и текст с использованием данных словосочетаний, выполнять письменную творческую работу; грамотно оформлять текст на письме, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | Личностные: мотивация; определять степень успешности своей работы, интерес к письму, к созданию собственных текстов; Познавательные: осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные: вырабатывать критерии оценки определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями, работать по плану, корректировать свою деятельность; | Упр.6, с.57. | |||
85 | 17.02 | Р/р Обучающее изложение «Первое путешествие» | |||||||
86 | 18.02 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | Упр.7,с.57 Подготовиться к сочинению (упр.229), записать имена прилагательные, принести любимую игрушку. | ||||||
87 | 20.02 | Обучающее сочинение-описание «Моя любимая игрушка» | |||||||
88 | 22.02 | Упражнения на повторение. Проверочная работа№6. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Личностные: определение степени успешности совей работы; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. | |||||
89 | 24.02 | Развитие умения писать слова с изученной орфограммой, графически объяснять выбор написания | Упр.8,с.57-58 | ||||||
90 | 25.02 | Контрольный диктант №7 | Подготовка к контрольному словарному диктанту | ||||||
91 | 27.02 | Пишу правильно Редактирование творческих работ. | |||||||
Глагол. Что мы уже знаем о глаголе (4 ч) | |||||||||
92 | 29.02 | Роль глаголов в речи, в предложении. Правописание глаголов с частицей НЕ. | Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слушать и слышать других. | Знать: роль глаголов в нашей речи; постоянные и непостоянные признаки глаголов, понятия «неопределенная форма глагола», «инфинитив». Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, определять время, число и род глаголов. составлять научный текст о глаголе, выполнять морфологический разбор глаголов. | Личностные: мотивация; Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; извлекать информацию, представленную разными видами текста; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; высказывать и обосновывать свою точку зрения; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. | Упр.124, Дидактический материал | |||
93 | 02.03 | Значение и грамматические признаки глагола | Упр.129, Дидактический материал | ||||||
94 | 03.03 | Значение и грамматические признаки глагола | Упр.132 | ||||||
95 | 05.03 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. | Подобрать из учебника по литературному чтению предложения, где глагол был бы употреблен в формах настоящего, прошедшего и будущего времени. Подготовить рассказ на тему: «Что я знаю о глаголе» по составленному плану. | ||||||
Словоизменение глаголов (2 ч) | |||||||||
96 | 07.03 | Понятие о спряжении глаголов. Личные окончания глаголов I и II спряжения. | Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. | Знать: понятие «спряжение глаголов», глаголы-исключения, алгоритм определения спряжения глаголов. Уметь: определять спряжение глаголов, используя алгоритм действий, записывать слова с безударными окончаниями в глаголах. | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; самостоятельно формулировать тему и цели урока; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Познавательные: строить рассуждения, осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную в разных формах; устанавливать причинно-следственные связи; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Личностные: интерес к изучению языка. | ||||
97 | 09.03 | Определение спряжение глагола. | Упр.138, (Дидактический материал) | ||||||
Правописание безударных личных окончаний глаголов (16 ч) | |||||||||
98 | 10.03 | Как определить спряжение глагола, если личное окончание ударное | Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. | Составить схемы двух способов определения спряжения глаголов (с.77, с.81), задать вопросы к каждой части правила (с.81) Упр.1, с.107. | |||||
99 | 12.03 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | Упр.2, с.107 | ||||||
100 | 14.03 | Глаголы- исключения. Выбор способа определения спряжения глагола | Упр.3, с.107-108. Знать и уметь применять правило на с.87, устно задать вопросы к каждой части текста правила. | ||||||
101 | 16.03 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями | Упр.4,с.108. | ||||||
102 | 17.03 | Контрольный диктант №8 | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Упр.5, с.108. | |||||
103 | 19.03 | «Пишу правильно» Обучающее сочинение по картинкам. | Нарисовать на альбомном листе свою картину весны, записать на ней опорные слова-глаголы. | ||||||
4 четверть (33 ч.) | |||||||||
104 | 31.03 | Разбор глагола как части речи | Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). | Знать: постоянные и непостоянные признаки глаголов. Уметь: выполнять морфологический разбор глагола, соблюдая алгоритм. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность; Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определять степень успешности своей работы. | Упр.153, (Дидактический материал) | |||
105 | 02.04 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –тся, -ться | Знать: понятие «постфикс». Уметь: использовать в устной и письменной речи глаголы с изученными орфограммами. | Знать, что такое возвратные глаголы, уметь рассказать правило правописания буквосочетаний -ться, -тся с опорой на схему Упр.6. с.96 | |||||
106 | 04.04 | Знакомство с орфограммой «Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа и орфографическим правилом. | Знать: правила правописания глаголов с безударными личными окончаниями. Уметь: определять спряжения глагола, используя алгоритм действий, правильно записывать окончание. | Познавательные: осуществлять анализ и синтез; извлекать информацию, представленную разными видами текста; устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Личностные: определение степени успешности своей работы; стремиться к совершенствованию собственной речи; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. | Упр.279. Составить таблицу «Ь в окончаниях и суффиксах глаголов. | ||||
107 | 06.04 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Контрольное списывание. | Упр.161 (Дидактический материал) | ||||||
108 | 07.04 | Развитие умения писать букву ь в глаголах 2-го лица единственного числа. Свободный диктант. | Упр.7,с.109. | ||||||
109 | 09.04 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | На выбор: Упр.289 или упр.163 (Дидактический материал) | ||||||
110 | 11.04 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. Итоговый тест. | Упр.290 | ||||||
111 | 13.04 | Обучающее изложение «Первые школы». | |||||||
112 | 14.04 | Обучающее изложение «Первые школы». | |||||||
113 | 16.04 | Работа над ошибками в изложении | |||||||
Разбор глагола по составу (11 ч) | |||||||||
114 | 18.04 | Порядок разбора по составу. Знакомство с алгоритмом. | Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор). | Знать: алгоритм разбора глагола по составу Уметь: выполнять разбор глаголов по составу; писать безударную гласную в личных окончаниях глаголов; использовать в устной и письменной речи глаголов с изученными орфограммами, самостоятельно составлять план сочинения, находить и исправлять орфографические и речевые ошибки в тексте. | Личностные: мотивация; определять степень успешности своей работы; интерес к письму, к созданию собственных текстов; стремиться к совершенствованию собственной речи; Познавательные: строить рассуждения; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, корректировать свою деятельность; | Упр.166. (Дидактический материал) | |||
115 | 20.04 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов | Упр.168. (Дидактический материал) | ||||||
116 | 21.04 | Развитие умений разбирать глаголы по составу, писать букву безударного гласного в личных окончаниях глаголов | Упр.169(Дидактический материал) Подготовиться к словарному диктанту | ||||||
117 | 23.04 | Р/Р Обучающее сочинение. Использование в тексте глаголов с изученными орфограммами в форме настоящего времени. | |||||||
118 | 25.04 | Развитие умения писать глаголы с изученными орфограммами. Контрольный словарный диктант | Упр.306. | ||||||
119 | 27.04 | Обучающее сочинение «День моей мамы» | |||||||
120 | 28.04 | Повторение по теме «Глагол». Работа над ошибками в сочинении, редактирование текста. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике | Упр.307 | |||||
121 | 30.04 | Упражнения на повторение. Проверочная работа №7 | |||||||
122 | 02.05 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол», развитие орфографических, пунктуационных и языковых умений | |||||||
123 | 04.05 | Контрольный диктант №9 | |||||||
124 | 05.05 | «Пишу правильно» (работа над ошибками) | |||||||
Повторение (12 ч) | |||||||||
125 | 07.05 | Комплексное повторение изученного материала «Слово», «Предложение Текст» | Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звукобуквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимология особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением. | Проверка знаний и умений учащихся. Знать: основные правила орфографии русского языка. Уметь: применять правила на практике. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; Регулятивные: работать по плану, корректировать свою деятельность. Личностные: интерес к письму, к созданию собственных текстов; определение степени успешности совей работы; интерес к ведению диалога, потребность в общении. | Упр.172, (Дидактический материал) | |||
126 | 11.05 | Комплексное повторение изученного материала «Слово», «Предложение. Текст». | Упр.313 | ||||||
127 | 12.05 | Р/р Контрольное изложение «Странный дуэт» | |||||||
128 | 14.05 | Комплексное повторение изученного материала. Обучающее сочинение «О чем рассказывает слово» | Упр.316-315 | ||||||
129 | 16.05 | Комплексное повторение изученного материала. | |||||||
130 | 18.05 | Комплексное повторение изученного материала. | |||||||
131 | 19.05 | Комплексное повторение изученного материала. | |||||||
132 | 21.05 | Итоговая контрольная работа | |||||||
133 | 23.05 | Работа над ошибками «Пишу правильно» | Подготовка к контрольному словарному диктанту | ||||||
134 | 25.05 | Итоговый контрольный диктант | |||||||
135 | 26.05 | Защита проектов «О чем может рассказать слово» | |||||||
136 | 28.05 | Урок-игра «Части речи и члены предложения». |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Чериктейская средняя общеобразовательная школа им.В.Ф.Афанасьева-Алданского
с.Чериктей Усть-Алданский улус РС (Я)
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
МО начальных классов зам.директора по УВР директор ЧСОШ
Горохова С.Д.________ Лугинова Л.Е._________ Ушницкая В.В._______
«___» __________2015г. «____»_________2015г «____»_________2015г
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
в 4-м классе (1 – 4)
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю 3 часа
уровень освоения (общеобразовательный)
Составитель: Босикова А.В.
учитель начальных классов
2015-2016 учебный год
Содержание
- Пояснительная записка.
- Общая характеристика учебного предмета.
- Описание места учебного предмета.
- Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
- Описание материально-технического обеспечения.
Использованная литература
Рабочая программа
по русскому языку 4 класс
УМК Образовательная система «Школа 2100»
I.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе Примерной программы начального общего образования по предмету «Русский язык», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, согласно учебному плану на 2015-2016 учебный год и ориентирована на работу по УМК «Школа 2100» для 4 класса:
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник по русскому языку в 2-х частях. – М.: Баласс; 2013.
2.Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс – Баласс, 2014
3.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык», 4 класс, М.: Баласс, 2011 г.
4.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя.– М.: Баласс. 2014
Цель рабочей программы – конкретизация содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников, ознакомление обучающихся с лексико-грамматическими разрядами слов, словообразованием, нормами литературного произношения, орфографией, синтаксическим строем родного языка. В программе заложен механизм усвоения системы грамматических понятий, принципы письма, типичные правила правописания, ознакомления с особенностями двух форм языка устной и письменной. Этому способствует хорошо распределенная во времени, оптимально насыщенная система упражнений.
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
-овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
-развитие мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;
-усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;
-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;
-обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
-пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
II.Общая характеристика учебного предмета
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
1) приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;
2) овладение орфографией и пунктуацией;
3) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
Разделы «Предложение» и «Текст»
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания).
В 4-м классе продолжается развитие синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской деятельности.
Раздел «Слово»
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
1) звукового состава и обозначения звуков буквами;
2) морфемного состава и словообразования;
3) грамматического значения;
4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 4 – м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
2) безударные окончания имён прилагательных;
3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
III.Описание места учебного предмета
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается в 4 классе по 4 часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 136 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
-восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
-доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
-уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
Развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
-формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
-формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
-формирование самоуважения и эмоциональноположительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
-формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
-формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
V.Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:
– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
– интерес к изучению языка;
– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
– произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;
– правильно писать слова с изученными орфограммами;
– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);
– находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;
– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;
– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);
– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);
– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;
– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;
– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;
– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;
– воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;
– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
VI.Содержание учебного предмета
4-й класс 136 ч (4 часа в неделю)
Повторение. (17 ч)
Предложение. Текст. (26 ч)
Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).
Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.
Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.
Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.
Слово.
1. Части речи и члены предложения.
Имя существительное. (35 ч)
Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.
Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.
Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.
Имя прилагательное. (13 ч)
Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.
Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).
Глагол. (33 ч)
Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.
Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся – -ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.
2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы. Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.
Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса (длина – длинный, сон – сонный).
3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.
4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.
Повторение. (10 ч)
Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).
Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.
VIII.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник по русскому языку. – М.:Баласс; 2013.
2.Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку, 4 класс – Баласс, 2013
3.Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык», 4 класс, М.: Баласс, 2011 г.
4.Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс. 2014
К техническим средствам обучения могут использоваться на уроках русского языка, относятся:
• DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
• компьютер
Использованная литература
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Одобрено
Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15
- Сборник программ «Русский язык» Е.В.Бунеева, Р.Н.Бунеев. 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")
Рабочая программа по русскому языку составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева....
Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
В связи с тем, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе, появилась необходимость в создании рабочей програм...
Рабочая программа по русскому языку 1-4 класс ( образовательная система "Школа 2100"
Пояснирельная записка, содерхание программы по русскому языку, требования к результатам обучения учащихся 1-4 кл...
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса. Образовательная система " Школа 2100".
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по русскому языку составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год...
Рабочая программа по русскому языку 1-4, ФГОС "Школа 2100"
При составлении рабочей программы соблюдала структуру, рекомендации, требования к программам....
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса, образовательная программа "2100"
Рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы. Книга 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов для начальной школы ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...