Конспект урока по письму и развитию речи "Парные звонкие и глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Макарова Татьяна Васильевна

Конспект урока по письму и развитию речи "Парные звонкие и глухие согласные". Был проведен в 4 классе коррекционной школы. Учащиеся в интересной форме закрепляли знания по изученной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  "Парные звонкие и глухие согласные"

Цель урока: Закрепление изученного по теме "Парные звонкие и глухие согласные"

Задачи:

  • Закрепить  знания учащихся по теме: "Парные звонкие и глухие согласные";
  • Коррекция зрительного и слухового восприятия через специальные упражнения;
  • Повышение мотивации к учебе.

Оборудование:

  • фигура «Осень»
  • разноцветные листья из бумаги
  • карточки с буквами
  • карточки  с заданиями
  • корзина
  • яблоки
  • овощи из бумаги
  • презентация
  • карточки со словами

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- минутка календаря   (слайд)

–Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать на уроке. Давайте повернемся к нашим гостям, улыбнемся им, а теперь улыбнулись друг другу. Настроение у всех хорошее, все будут внимательно слушать меня и активно работать.

– Урок у нас необычный. К нам на урок придет еще один гость. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кто это.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6705/16969765.17b/0_7bef3_740a3e8e_M.png    http://img.espicture.ru/4/osennie-kartinki-risovannyie-13.jpg  http://www.playcast.ru/uploads/2014/10/15/10225470.png    http://img-fotki.yandex.ru/get/6616/16969765.c5/0_6bdd1_ba9cbfcd_M.png   http://clipartmania.ru/uploads/gallery/main/441/green-leaves-12.png   http://www.simpleatheart.com/aspenleaf.gif   http://novprospekt.ru/images/102/original/post_102_160.png   http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/904/78904972_0_48837_d3cd56d8_L.jpg   http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2013-08/1376705511_1-41.jpg  http://img-fotki.yandex.ru/get/5008/56195015.be/0_ba2af_b615b852_XL.png       

http://pixelbrush.ru/uploads/posts/2013-08/1376705511_1-41.jpg   http://img-fotki.yandex.ru/get/6705/16969765.17b/0_7bef3_740a3e8e_M.png   http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/78/904/78904972_0_48837_d3cd56d8_L.jpg   http://www.playcast.ru/uploads/2014/10/15/10225470.png   http://img-fotki.yandex.ru/get/6616/16969765.c5/0_6bdd1_ba9cbfcd_M.png

- (картинка осени)  (слайд)

-А почему именно осень к нам пришла, а не лето или зима? (ответы детей)

- Осень пришла не с пустыми руками. Она принесла нам букет из листьев и корзину с подарками.

- Как вы думаете, что в корзине? Что дарит нам осень?  (ответы детей Овощи)

II. Сообщение темы и целей урока.

- У каждого  из вас листик с буквой. В полете они потеряли пары. Нужно найти пару каждой букве (учащиеся встают парами, называют парные звуки)  (слайд)

- Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? (слайд)

( парные звонкие и глухие согласные). Сегодня мы закрепим полученные знания по этой теме.

- Что вы можете сказать о них? (Когда мы произносим звонкие согласные, у нас горлышко дрожит, произносим голосом; а глухие согласные произносим без голоса. Давайте проверим. Поднесем руку  к  горлу и произнесем з-с, ж-ш)

- Следующее задание – будем произносить слоги вместе со мной: я буду называть слог с первым парным звуком, а вы-слог со вторым парным звуком(лента букв, образец)

Бя-пя

Ве-фе

Да-та

Ги-ки

Зю-сю

Жо-шо

- Следующее задание: «посмотрите и скажите: какое слово лишнее и почему» (слайды)

Рыбка, морковка, тетрадь, руль  (слайд)

Город, дом, холод, берег  (слайд)

Дождь, арбуз, луна, книжка  (слайд)

Ответ: лишнее слово «руль», потому что в нем нет парных звонких и глухих согласных, лишнее слово «дом», потому что в нем нет парных звонких и глухих согласных, лишнее слово «зима», потому что в нем нет парных звонких и глухих согласных

Разминка для рук.

- Чтобы правильно и красиво писать, давайте разомнем наши пальчики. (слайд)

Упражнения:

- «Ладошки»

- «Кулак-ладонь»

- «Кулак-ладонь» + дыхание

- «Кулачки»

- Потрем сильно руки, чтобы они стали горячие.

Минутка чистописания. (слайд)

- На минутке чистописания – буква Б. Посмотрите и вспомните, как правильно она пишется

Дети пишут заглавную и строчную букву Б.

III. Основная часть.

- Напоминаю вам, что сегодня мы закрепляем знания о парных звонких и глухих согласных. (слайд)

- Подумайте и скажите: «Какими способами можно проверить парные звонкие и глухие согласные, чтобы на письме не делать ошибок»

Ответы детей: Много, ласково, говорим НЕТ  (слайд)

Примеры: Гриб-грибы, грибочек, нет грибов. (слайд)

-Внимание! Задание: На доске две корзины.  Первая корзина для слов со звонкими парными согласными, а  вторая - для слов с глухими парными согласными. Распределите слова в корзины и назовите проверочное слово (дети работают по очереди у доски, выбирая листочки, называя проверочные слова)

Ду б/п, ша б/п ка,  рука в/ф, кро д/т, бука ж/ш ка, гру с/з, сне к/г, медве т/д ь,моро с/з, голу б/п ь, шу т/д ка, игру ж/ш ка.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ с несколькими словами устно.

- А сейчас предлагаю отдохнуть. (слайд)

Физкультминутка

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (присесть)

Дунул ветер — полетели,

Мы летели, мы летели (кружимся)

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял (кружимся)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели (присесть)

-Посмотрите на доску. Сильный ветер повредил предложения. Слова в них поменялись местами. Нужно составить предложения и правильно вставить букву, подобрав проверочное слово.  

Автобу з/с, на, стоит, остановке. (слайд)

На, стоит, дороге, бере з/с ка, красивая.

По, на, ле д/т, утрам, лужах.

(по одному предложению для каждого ряда. Устно разобрать все)

- Перед тем как перейти к следующему заданию, дадим отдохнуть нашим глазам, выполним упражнение.

Физминутка для глаз

 (показ рукой, дети следят за рукой, в конце растереть руки и положить на глаза)

- Работа с карточками. Внимание – задание. (слайд)

Внимательно прочитайте текст, написанный на корточках, исправьте ошибки, запишите в тетрадь правильный текст, подчеркните парные согласные в словах, затем устно назовите проверочное слово.

 (учащиеся самостоятельно выполняют задание, затем устная проверка)

Осенью.

Изменился наш сат. С берёски опали последние листья. Под дупками прячутся грипки. Уже нет сладких ягот. В огородах на грятках пусто.

IV. Итог урока.

- Подведем итоги нашего урока. Что мы сегодня делали на уроке?

- Какую тему закрепляли?

- Давайте вспомним парные согласные и назовём их. (слайд)

- Как можно проверить согласный парный?

- У каждого на столе 3 кружка: зелёный, жёлтый и красный. Если вам на уроке все было понятно и просто, поднимите зеленый кружок. Если в некоторых заданиях были затруднения – поднимите жёлтый кружок. А если совсем было сложно – красный кружок.

- Оценки за урок сегодня получают….

- Осень прощается с нами и оставляет вам свои подарки (яблоки). (слайд)

- Все встали, урок окончен, можете отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных в середине слова"

Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь....

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

План-конспект урока по русскому языку "Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова"

обобщить знания о написании парных согласных в корне слова и  умения  проверять их в слабой позиции...

Конспект урока по письму и развитию речи в 4 классе специального (коррекционного) обучения школы VIII вида. «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова».

Тема: Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.Цели урока.1.Учить различать на слух звонкие и глухие парные согласные;  добиваться от детей осознания необходимости проверки  ка...

Конспект урока во 2 классе на тему "Звонкие и глухие согласные на конце слова".

На уроке учащиеся проводят исследовательскую работу по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова". Урок проходит в форме групповой и парной работы....

Конспект урока в 3 классе: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

Конспект урока по предмету «Русский язык» в 3 классе для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)...