Урок русского языка во 2 классе "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок русского языка во 2 классе разработан по образовательной программе "Перспектива". Технологическая карта поможет учителю спланировать этапы урока в соответствии с ФГОС. Материал урока подобран по экологической тематике, так как время проведения урока совпало с Всемирным днем экологических знаний
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_izmenenie_glagolov_po_vremenam_ekologiya.doc | 701 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Методическая разработка урока русского языка во 2 классе
Тема урока «Изменение глаголов по временам»
(Образовательная система «Перспектива»)
Урок разработала: учитель начальных классов
Валиуллина Гулия Хасаншиевна,
МБОУ «СОШ № 7»
Нижнекамск -2014
Тема | Изменение глаголов по временам. | ||
Тип урока | урок открытия новых знаний | ||
Учебно-методический комплект | Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2» по русскому языку. М., «Просвещение», 2013 год. Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива» 2 класс авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. М., «Просвещение». 2012 год. | ||
Дидактическая цель | Провести наблюдение за изменением глаголов по временам, актуализировать знания о глаголе, научить изменять глаголы по временам, активизировать словарный запас учащихся и обогащать его глаголами и существительными тематических групп, в частности по экологической теме. | ||
Задачи на урок: | |||
1.Личностные | формировать учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | ||
2.Метапредметные | |||
- познавательные | развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы. | ||
- регулятивные | учить, в сотрудничестве с учителем, ставить новую учебную задачу; принимать и сохранять учебную задачу. | ||
- коммуникативные | формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | ||
3.Предметные | развивать умение объединять глаголы по числам и времени, задавать вопросы к каждой смысловой группе, распределять, находить и писать глаголы на основе их грамматической категории и по заданным признакам. | ||
Планируемые результаты | Личностные | Метапредметные | Предметные |
Проявить толерантность к сверстникам и интерес к изучению темы; активно участвовать групповой, парной работе по изменению глаголов по числам и временам. | Познавательные: определять признак, по которому глаголы объединяются в тематическую группу, и обосновывать своё мнение; подбирать глаголы по общему морфологическому признаку, формулировать вопрос к каждой группе глаголов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять взаимопроверку выполненного учебного задания. Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога | Уметь формулировать вопрос к глаголу, распределять и писать глаголы по числам и временам на основе их морфологического и лексического значения, правильно писать орфограммы в глаголах. | |
Основные понятия и термины | Часть речи, глагол, морфологические и грамматические признаки: число, время | ||
Междисциплинарные связи | Окружающий мир, экология. | ||
Ресурсы | Демонстрационный материал: Компьютерная презентация Microsoft Office PowerPoint Дидактический материал: разрезные карточки для работы в парах, в группах; задание на карточках для самостоятельной работы; кружки с изображением лица для рефлексии, комплект массажных шариков «Су – Джок». Интернет- ресурсы: Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива» Технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа, экран. | ||
Ход урока
Структура урока (серия учебных ситуаций) | Деятельность учителя (характеристики) | Деятельность учащихся (характеристики) | Формируемые УУД |
I.Организационный момент. Скажем «Здравствуйте!» руками. Скажем «Здравствуйте!» кивками Скажем «Здравствуйте!» гостям – Станет радостно всем нам! Минутка чистописания Кто знает, какой сегодня день? Составьте из данных букв слово ( День экологов, Международный день экологических знаний ) Объясните значение слова? Чтобы стать экологом, надо знать многое, в том числе и русский язык . Сегодня для вас представилась возможность проверить знания и получить новые. Чем занимаются экологи? Прочитайте на слайде: Экологи изучают состояние экологии, выясняют причины загрязнения окружающей среды, контролируют работу заводов, защищают природу. Выпишите из текста слова, обозначающие только действия предметов. Словарно-орфографическая работа. Отгадайте загадки, напишите отгадки: а) Белые горошки на зелёной ножке б) Прячет цветок сладкий медок. И в названии мёд таится. Узнаёте? в) На лесной проталинке г) Замечательный цветок, - Что объединяет эти слова? Экологи давно бьют тревогу о том, что надо сохранить для будущего все первоцветы, а именно… | Проверяет готовность класса к уроку, пишет на доске образцы чистописания: Ээ Ээ Ээ Ээ Лл Гг Оо Ии Кк Оо Яя Слайд № 2 Эмоционально настраивает детей о том, что. (Слайд «День эколога» Учитель обеспечивает мотивацию выполнения задания. Слайд № 3 Слайд № 4 проверка. Слайды № 5 - № 8 Учитель читает загадки. Отгадки иллюстрируются слайдом презентации. Фронтальный опрос | Дети желают друг другу удачи. Дети проверяют готовность к уроку., записывают число, буквы для чистописания: Дети читают слово ЭКОЛОГИЯ и объясняют значение слова, что это наука о сохранении нашего дома под названием Земля. Записывают слово, подчеркивают орфограммы. Ответ: Экологи изучают, выясняют, контролируют, защищают. Дети пишут: Ландыши, медуница, подснежник,тюльпан. Дети отвечают: это первоцветы, весенние цветы. Дети отвечают, что это ландыши. | ЛУУД: формировать учебно-познавательные мотивы КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
II.Этап мотивации и целеполагания. Для того, чтобы определить цель нашего урока, надо повторить всё, что вы знаете о о глаголе. Заполните схему № 1 «Глагол» на розовых листах. Работа в группах: 1-6 группы: Глагол – это часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Изменяется по числам. Например, …. (Приложение 1.) Проверка: на слайде.№ 9 Физминутка «Дрозд» Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие. Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга! На 1 вопрос отвечают те, кто ниже ростом. На 2 вопрос отвечают те, у кого волосы темнее. Экологи напоминают о том, что птицы дрозды тоже находятся в опасности и занесены в Красную книгу. Целеполагание. Работа в парах. Посмотрите на слайд и скажите: К какому предложению можно добавить слово СЕЙЧАС? На какой вопрос отвечает этот глагол? К какому предложению можно добавить слово ВЧЕРА? В лесу расцветают ландыши. В лесу расцвели ландыши. Попробуйте сформулировать тему урока. - Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке? - Правильно! Сегодня мы будем учиться изменять глаголы по вопросам. Работа по учебнику Упр. 131, стр. 95. Прочитайте текст. Когда происходит действие? - На какой вопрос отвечают глаголы? - По каким вопросам надо изменить глаголы? -Спишите 2 первых предложения. Гремел гром. Лил дождь. Сквозь дождь глядело солнце. На небе появилась разноцветная радуга. Измените текст, чтобы действие произошло в будущем. На какой вопрос отвечают глаголы будущего времени? | Учитель контролирует работу групп, помогает при необходимости четко сформулировать ответ, благодарит за работу. Слайд № 9 – проверка знаний по схеме Учитель задаёт вопросы: На какие вопросы отвечают глаголы ед.ч. ? На какие вопросы отвечают глаголы мн. числа? Организует выполнение работы и обсуждение в парах. Фронтальный опрос. Слайд № 10 – про ландыши. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Следит за самостоятельным выполнением упражнения, помогая тем, кто не приступил к выполнению. | Дети читают схему, обсуждают и дописывают недостающие слова и сверяют написанное по слайду. Дети встают парами и повторяют движения и после выполняют задания учителя в парах. Самооценка деятельности Дети отвечают: к 1 предложению, потому что действие происходит в настоящее время. Слово ВЧЕРА относится ко 2 предложению. Дети говорят: будем учиться изменять глаголы по вопросам: что делает? Что делал? Дети отвечают: Действие происходит в настоящий момент. Глаголы отвечают на вопрос: что делает? Ответ: Надо изменить по вопросам: что делал? Что делало? Что делала? Дети: Прогремит гром. Будет лить дождь. Сквозь дождь выглянет солнце. На небе появится разноцветная радуга. Дети: на вопросы что сделает? что будет делать? | ЛУУД: формировать учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; РУУД: учить в сотрудничестве с товарищем по классу решать учебную задачу, развивать толерантность ПУУД: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель РУУД: учить в сотрудничестве с учителем ставить новую учебную задачу ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы.
ЛУУД: формировать способность к толерантному отношению к одноклассникам. |
III Этап Открытие новых знаний и способов действий Работа в парах (Приложение 2) РАБОТА ПО СЛАЙДУ. № 11 Обсудите в группах вопрос: как ещё изменяются глаголы? Заполните схему. Работа в тетради и на доске Измени слова так, чтобы получилось прошедшее время: Эти предмет порхает, садится, перелетает, опыляет. О ком мы можем так сказать? Порхает – Садится – Перелетает – Опыляет - Физминутка. Массаж рук с помощью массажного шарика Су – Джок. Мы шагаем, мы шагаем, (Ходьба с подниманием рук) (Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.) | Учитель подводит к тому, что Парная работа. Проверка по слайду 3 11: Организует работу с теми, кто выполнил задание. Учитель подводит к тому, что с помощью глаголов можно угадать предмет. Контролирует добросовестность выполнения массажа рук. | Чтение в группах, обсуждение. Делают вывод: Глаголы изменяются по временам. Дети распределяют: Дети проговаривают:. Дети отвечают, что это бабочки. Дети записывают: Бабочка порхала, садилась, перелетала, опыляла. Дети самостоятельно массажируют ладони, кисти рук, пальцы Дети выполняют движения в зависимости от текста физминутки.. | ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы. КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ЛУУД: формировать способность к сохранению своего здоровья через добросовестное выполнение упражнения. |
IV Этап актуализации новых знаний Работа в группах по карточкам с текстом на экологическую тему. 1-3 группы : № 1 Определите время глаголов.
4-6 группы: то же самое V.Этап первичного закрепления. Самостоятельная работа по карточкам по вариантам: (Приложение 2) 1 вариант:определи время глаголов: н.в., п.в., б.в.. Купили (_____) птичку в клетке, Оценка ученика ____ учителя ___________ 2 вариант: определи время глаголов: н.в., п.в., б.в.. Среди травы растёт (_______) цветок, Оценка ученика ____ учителя ___________ VI. Этап подведения итогов. Рефлексия. Игра «Найди своё время» А теперь посмотрим, как поняли материал урока. Предлагаю вам сыграть в игру «Найди своё время» К какому слову можно отнести ваши глаголы? Обсудите и скажите. Подведем итоги. Оцените свою активность на уроке на полях тетради при помощи «волшебной линеечки». А своё участие на уроке изобразите с помощью бутона розы. Если вам понравилось и вы всё поняли, то путь ваша роза распустится. А если нет, то пусть остаётся в бутоне. - Что нового узнали о глаголе? - Что надо знать, чтобы правильно определить время глагола? - А можно ли нам воспользоваться проработанным материалом и сделать что-нибудь хорошее для природы, как это делают ЭКОЛОГИ? - Итак, вы стоите перед возможностью выполнить полезное дело, достойное экологов. Домашнее задание: напишите мини - сочинение «Как я берегу природу» - | Организует групповую работу, выслушивает ответы. Проверяет правильность выполнения по принципу первенства. Организует самостоятельную работу, консультирует слабых учащихся, направляет их работу. Оценивание после урока. Учитель вызывает 3 человек для карточек Н.в..Б.в.,П.в. и распределяет их по углам. Остальные ребята берут карточки и встают в соответствии с временем глагола. Организует фронтальную работу. Учитель подводит детей к тому, что каждый может внести свой вклад, чтобы сберечь природу. Учитель благодарит за работу и поощряет словесной оценкой самых активных и инициативных учащихся. | Дети решают. в 1 группе – пр.в., во 2 группе – н.в., в 3 группе – б.в. Дети работают самостоятельно. В конце карточки ставят свою оценку. Сдают вместе тетрадью в конце урока. Дети распределяются по временам Н.В. : поёт, выводит, кормит, летает – это ПТИЦА Б.В.: сбережёт, сохранит, посадит, позаботится. ЧЕЛОВЕК П.В.: расцвёл, раскрылся, вырос, завял. ЦВЕТОК Дети дают свои ответы. | КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве ЛУУД: - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности) ЛУУД: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: учить, в сотрудничестве с учителем, ставить новую учебную задачу ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы. КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. ЛУУД: формировать способность к самооценке настроения на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение 1
ГЛАГОЛ
2
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
к уроку русского языка 4 класс "Глагол прошедшего времени"
презентация, игра-тест...
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м
Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...
урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс
Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...
Урок русского языка 4 класс. Глаголы прошедшего времени
Формировать умение, различать глаголы прошедшего времени...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА . Тема: «Изменение глаголов по временам».
Цели деятельности учителя: закрепление умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать, как изменяется глагол по временам;- уметь опре...