Урок русского языка во 2 классе "Изменение глаголов по временам"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Валиуллина Гулия Хасаншиевна

Урок русского языка во 2 классе разработан по образовательной программе "Перспектива". Технологическая карта поможет учителю спланировать этапы урока в соответствии с ФГОС. Материал урока подобран по экологической тематике, так как время проведения урока совпало с Всемирным днем экологических знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_izmenenie_glagolov_po_vremenam_ekologiya.doc701 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

                                       (Образовательная система «Перспектива»)

Урок разработала: учитель начальных классов

Валиуллина Гулия Хасаншиевна,

МБОУ «СОШ № 7»

Нижнекамск -2014

Тема

 Изменение глаголов по временам.

Тип урока

 урок открытия новых знаний

Учебно-методический комплект

 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.  Учебник «Русский язык» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.

 Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Рабочая тетрадь №2»  по русскому  языку.  М., «Просвещение», 2013 год.

Поурочные разработки по русскому языку к УМК «Перспектива» 2 класс авторов Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. М., «Просвещение». 2012 год.

Дидактическая цель

Провести наблюдение за изменением глаголов по временам, актуализировать знания о глаголе, научить изменять глаголы по временам,  активизировать словарный запас учащихся и обогащать его глаголами  и существительными тематических групп, в частности по экологической теме.

Задачи на урок:

1.Личностные

формировать учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

2.Метапредметные

- познавательные

развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы.

- регулятивные

 учить, в сотрудничестве с учителем, ставить новую учебную задачу; принимать и сохранять учебную задачу.

- коммуникативные

 формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3.Предметные

развивать умение объединять глаголы по числам и времени,  задавать вопросы к каждой смысловой группе, распределять, находить  и писать глаголы  на основе их  грамматической категории и по заданным признакам.

Планируемые  результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Проявить толерантность к сверстникам и  интерес к изучению темы;  активно   участвовать групповой, парной работе по изменению глаголов по числам и временам.

Познавательные: определять признак, по которому глаголы объединяются в тематическую группу, и обосновывать своё мнение;

подбирать глаголы по общему морфологическому признаку,

формулировать вопрос к каждой группе глаголов  и обосновывать своё мнение.

Регулятивные:   выполнять взаимопроверку выполненного учебного задания.

Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога

Уметь формулировать вопрос к глаголу, распределять и   писать глаголы по числам и временам  на основе их морфологического и лексического значения, правильно писать орфограммы в глаголах.

Основные понятия и термины

Часть речи, глагол, морфологические и грамматические признаки: число, время

Междисциплинарные связи

Окружающий мир, экология.

Ресурсы

Демонстрационный материал: Компьютерная презентация Microsoft Office PowerPoint

Дидактический материал:  разрезные карточки для работы в парах, в группах;  задание на карточках для самостоятельной работы; кружки с изображением лица для рефлексии, комплект массажных шариков «Су – Джок».

Интернет- ресурсы:  Официальный сайт Образовательной системы «Перспектива»

Технические  средства обучения: ноутбук, мультимедиа, экран.

Ход урока

Структура урока

(серия учебных ситуаций)

Деятельность учителя

(характеристики)

Деятельность учащихся (характеристики)

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Скажем «Здравствуйте!» руками.

Скажем «Здравствуйте!» кивками

Скажем «Здравствуйте!» гостям –

Станет радостно всем нам!

Минутка чистописания    

Кто знает, какой сегодня день? Составьте из данных букв слово  ( День экологов, Международный день экологических знаний ) Объясните значение слова? Чтобы стать экологом, надо знать многое, в том числе и русский язык . Сегодня для вас представилась  возможность проверить знания  и получить новые.

Чем занимаются экологи? Прочитайте на слайде: Экологи изучают состояние экологии, выясняют причины загрязнения окружающей среды, контролируют работу заводов, защищают природу.

Выпишите из текста слова, обозначающие только действия предметов.  

Словарно-орфографическая  работа.

Отгадайте загадки, напишите отгадки:

а) Белые горошки на зелёной ножке

б)  Прячет цветок сладкий медок.

И в названии мёд таится. Узнаёте?

в) На лесной проталинке 
Вырос цветик маленький. 
Прячется в валежник 
Беленький ...

г)  Замечательный цветок,
Словно яркий огонёк.
Пышный, важный, словно пан,
Нежный бархатный …

- Что объединяет эти слова?

Экологи давно бьют тревогу о том, что надо сохранить для будущего все первоцветы, а именно…

Проверяет готовность класса к уроку, пишет на доске образцы чистописания: Ээ Ээ Ээ

 Ээ Лл Гг Оо Ии Кк Оо Яя

Слайд № 2

Эмоционально настраивает детей о том, что.

(Слайд «День эколога»

Учитель обеспечивает мотивацию выполнения задания.

Слайд № 3

Слайд № 4  проверка.

Слайды № 5 - № 8

Учитель читает загадки. Отгадки иллюстрируются слайдом презентации.

Фронтальный опрос

Дети желают друг другу удачи.

Дети проверяют готовность к уроку., записывают число,  буквы для чистописания:

Дети читают слово ЭКОЛОГИЯ

и объясняют значение слова, что это наука о сохранении нашего дома под названием Земля. Записывают слово, подчеркивают орфограммы.

Ответ: Экологи изучают, выясняют, контролируют, защищают.

Дети пишут: Ландыши, медуница, подснежник,тюльпан.

Дети отвечают: это первоцветы, весенние цветы.

Дети отвечают, что это ландыши.

ЛУУД: формировать учебно-познавательные мотивы

КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

II.Этап мотивации и целеполагания.

Для того, чтобы определить цель нашего урока, надо повторить всё, что вы знаете о о глаголе. Заполните схему  № 1 «Глагол» на розовых листах.

Работа в группах:

1-6  группы: Глагол – это часть речи. Обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Изменяется по числам. Например, ….

(Приложение 1.)

Проверка: на слайде.№ 9

Физминутка «Дрозд»

 Я дрозд, ты дрозд, у меня нос и у тебя нос, у меня щёчки аленькие и у тебя щёчки аленькие.

Мы с тобой два друга. Любим мы друг друга!

На 1 вопрос отвечают те, кто ниже ростом.

На 2 вопрос отвечают те, у кого волосы темнее.

Экологи напоминают о том, что птицы дрозды тоже находятся в опасности и занесены в Красную книгу.

Целеполагание.

Работа в парах.

Посмотрите на слайд и скажите: К какому предложению можно добавить слово СЕЙЧАС? На какой вопрос отвечает этот глагол? К какому предложению можно добавить слово ВЧЕРА?

В лесу расцветают ландыши.

В лесу расцвели  ландыши.

Попробуйте сформулировать тему урока.

- Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке?

- Правильно! Сегодня мы будем учиться изменять глаголы по вопросам.

Работа по учебнику Упр. 131, стр. 95.

Прочитайте текст. Когда происходит действие?

- На какой вопрос отвечают глаголы?

- По каким вопросам надо изменить глаголы?

-Спишите 2 первых предложения. Гремел гром. Лил дождь. Сквозь дождь  глядело солнце. На небе появилась разноцветная радуга.

Измените текст, чтобы действие произошло в будущем.

На какой вопрос отвечают глаголы будущего времени?

Учитель контролирует работу групп, помогает при необходимости  четко сформулировать ответ, благодарит за работу.

Слайд № 9 – проверка знаний по схеме

Учитель задаёт вопросы:

На какие вопросы отвечают глаголы ед.ч.

?

На какие вопросы отвечают глаголы мн. числа?

Организует выполнение работы  и обсуждение в парах.

Фронтальный опрос.

Слайд № 10 – про ландыши.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Следит за самостоятельным выполнением упражнения, помогая тем, кто не приступил к выполнению.

Дети читают схему, обсуждают и дописывают недостающие слова и сверяют написанное по слайду.

Дети встают парами и повторяют движения и после выполняют задания учителя  в парах.

Самооценка деятельности

Дети отвечают: к 1 предложению, потому что действие происходит в настоящее время.

Слово ВЧЕРА относится ко 2 предложению.

Дети говорят: будем учиться изменять глаголы по вопросам: что делает? Что делал?

Дети отвечают:

Действие происходит в настоящий момент.

Глаголы отвечают на вопрос: что делает?

Ответ: Надо изменить по вопросам: что делал?

Что делало? Что делала?

Дети: Прогремит гром. Будет лить дождь. Сквозь дождь выглянет солнце. На небе появится разноцветная радуга.

Дети: на вопросы что сделает?  что будет делать?

ЛУУД: формировать учебно-познавательные мотивы;  учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;

РУУД: учить  в сотрудничестве с товарищем по классу решать  учебную задачу, развивать толерантность

ПУУД: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

РУУД: учить  в сотрудничестве с учителем  ставить новую учебную задачу

ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы.

 

ЛУУД: формировать способность к толерантному отношению к одноклассникам.

III Этап  Открытие новых знаний и способов действий

Работа в парах   (Приложение 2)

РАБОТА ПО СЛАЙДУ. № 11

Обсудите в группах вопрос: как ещё изменяются глаголы? Заполните схему.

Работа в тетради и на доске

Измени слова так, чтобы получилось прошедшее время:  Эти  предмет  порхает, садится, перелетает, опыляет. О ком  мы можем так сказать?

Порхает –

Садится –

Перелетает –

Опыляет -

Физминутка.  

Массаж рук с помощью массажного шарика  Су – Джок.

Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.

(Ходьба с подниманием рук)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в дупло кладём.

(Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.)

Учитель подводит к тому,

что

Парная работа.

Проверка по слайду 3 11:

Организует работу с теми, кто выполнил задание.

Учитель подводит к тому, что с помощью глаголов можно угадать предмет.

Контролирует добросовестность выполнения массажа рук.

Чтение в группах, обсуждение.

Делают вывод: Глаголы изменяются по временам.

Дети распределяют:

 Дети проговаривают:.

Дети отвечают, что это бабочки.

Дети записывают: Бабочка порхала, садилась, перелетала, опыляла.

Дети самостоятельно массажируют ладони, кисти рук, пальцы

Дети  выполняют движения в зависимости от текста физминутки..

ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы.

КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

ЛУУД: формировать способность к сохранению своего здоровья через добросовестное выполнение упражнения.

IV Этап актуализации новых знаний

Работа в группах  по  карточкам с текстом  на  экологическую тему.

1-3 группы

:        № 1  Определите время глаголов.

  1.    Настал июль. Дождь освежил поля, луга и леса. (__________)
  2.    Но гроза несет и беду. От удара молнии  гибнут растения, птицы и звери. (_________)

  1.    На помощь придет авиация. Крылатые машины сохранят лес от огня. (________)

4-6 группы: то же самое

V.Этап первичного закрепления.

Самостоятельная работа по карточкам по вариантам: (Приложение 2)

1 вариант:определи  время глаголов: н.в., п.в., б.в..

Купили (_____) птичку в клетке,
Но песен та не пела (_____),
Почти совсем не ела (______),
И вскоре заболела!(______)
Мы выпустили(_____) птичку,
И птичка полетела,(_____)
И села (______) на берёзку,
И лишь тогда запела! (________)

Оценка ученика ____ учителя ___________

2 вариант: определи  время глаголов: н.в., п.в., б.в..

Среди травы растёт (_______) цветок,
Он
смотрит (____)  утром на восток,
И
ловит (_____) яркий солнца свет,
Цветка такого больше нет!
Я
любовался (____) долго им,
Что
 станет (_____) вскоре дальше с ним?
Он будет (______) землю украшать,
Ты не стремись (_______)  его сорвать!

Оценка ученика ____ учителя ___________

VI. Этап подведения итогов. Рефлексия.

Игра  «Найди своё время»

А теперь посмотрим, как поняли материал урока. Предлагаю вам сыграть в игру «Найди своё время»

К какому слову можно отнести ваши глаголы? Обсудите и скажите.

Подведем итоги.

Оцените свою активность на уроке  на полях тетради при помощи «волшебной линеечки».

А своё  участие на уроке изобразите с помощью бутона розы.

Если вам понравилось и вы всё поняли, то путь ваша роза распустится. А если  нет, то пусть остаётся в бутоне.

- Что нового узнали о глаголе?

- Что надо знать, чтобы правильно определить время глагола?

- А можно ли нам воспользоваться проработанным материалом и сделать что-нибудь хорошее для природы, как это делают ЭКОЛОГИ?

- Итак, вы  стоите перед возможностью выполнить полезное дело, достойное экологов.

Домашнее задание:

напишите мини - сочинение «Как я берегу природу»

 -

Организует групповую работу, выслушивает ответы.

Проверяет правильность выполнения по принципу первенства.

Организует самостоятельную работу, консультирует слабых учащихся, направляет их  работу. Оценивание после урока.

Учитель вызывает 3 человек для карточек Н.в..Б.в.,П.в. и распределяет их по углам. Остальные ребята берут карточки и встают в соответствии с временем глагола.

Организует фронтальную работу.

Учитель подводит детей к тому, что каждый может внести свой вклад, чтобы сберечь природу.

Учитель благодарит за работу и поощряет  словесной оценкой самых активных и инициативных учащихся.

Дети решают.   в 1 группе – пр.в., во 2 группе – н.в.,  в 3 группе – б.в.

Дети работают самостоятельно. В конце карточки ставят свою оценку. Сдают вместе  тетрадью в конце урока.

Дети распределяются по временам

Н.В. : поёт, выводит, кормит,  летает – это ПТИЦА

Б.В.: сбережёт, сохранит, посадит, позаботится. ЧЕЛОВЕК

П.В.: расцвёл, раскрылся, вырос, завял. ЦВЕТОК

Дети дают свои ответы.

КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

ЛУУД:

- знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности)

ЛУУД: формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

РУУД: учить, в сотрудничестве с учителем, ставить новую учебную задачу

ПУУД: работать с информацией: производить анализ, обобщение, классификацию и делать выводы в результате совместной работы.

КУУД: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

ЛУУД: формировать способность к самооценке настроения на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1

ГЛАГОЛ

2

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

урок русского языка "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" 3 класс

Урок русского языка для 3 класса по теме: "Родовые окончания глаголов прошедшего времени" УМК "Планета знаний" МБОУ «Гимназия №152» г. КазаньУчитель - Ахметзянова Гульнур Закиевна высшей категори...

Урок русского языка 4 класс. Глаголы прошедшего времени

Формировать умение, различать глаголы прошедшего времени...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями  изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА. Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с особенностями  изменения глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы глагола.Планируемые результатыПредметные:- знат...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА . Тема: «Изменение глаголов по временам».

Цели деятельности учителя: закрепление  умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать, как изменяется глагол по временам;- уметь опре...