Уроки развития речи в начальных классах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Богачева Галина Ивановна

Тема: подробное изложение «Какие бывают дупла?»

 Ознакомить с типом текста – рассуждением, его структурой;

 формировать умения отличать рассуждение от других типов речи;

  учить излагать текст как можно ближе к исходному;

 формировать умения использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения;

 обогащать словарный запас; отрабатывать письменные навыки, развивать речь, логическое мышление, воображение, воспитывать и прививать любовь к животным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи.

Тема: подробное изложение «Какие бывают дупла?»

Цели: ознакомление с типом текста – рассуждением, его структурой;

           формирование умения отличать рассуждение от других типов речи;

         учить излагать текст как можно ближе к исходному;

 формирование умения использовать в изложении языковые средства

 выразительности для передачи авторского отношения;

           обогащать словарный запас;

           отрабатывать письменные навыки;

 развивать речь, логическое мышление, воображение, воспитывать и      прививать любовь к животным.

На доске запись:          16 февраля.                                                тезис

                                Изложение.

                                Какие бывают дупла?

Ход урока.

        1. Орг. момент.

- Сегодня урок русского языка необычный: урок развития речи.

На столах у нас памятки, дневники, рабочие тетради, листик, пенал.

-Все ли на месте?

Чтобы урок не прошел для нас даром, надо быть внимательным, учиться слушать учителя, одноклассников, думать и рассуждать.

2. Знакомство с текстом.

- Прочитайте, то что у вас на маленьких листиках.

- А., прочитай нам.

- Что вы прочитали и мы услышали? (Текст.)

- Докажите, что это текст.  (Несколько предложений, которые связаны по смыслу.)

- Что необычного в названии текста?  (Есть вопрос.)

- О чем текст? Тема текста? (О дуплах.)

- Идея текста? Для чего автор нам написал этот текст? Что хотел нам показать?

(Познакомить с тем, какие бывают дупла.)

- Это рассказ? (Нет, нет героев.)

- А где можно прочитать, встретить такое произведение?

(В энциклопедии, в журнале…)

- А какой тип текста?  

Определить поможет памятка, которая у вас на столе.

(Рассуждение.)

- Докажите.  (Читают памятку.)

- Ребята, это статья и стиль научно – познавательный.

3. Структурный анализ.

- Ребята, помогите выделить главную мысль текста (тезис).

Нам поможет первый абзац текста.  ( Каждое дупло – загадка.)

- Посмотрим, какие есть дупла.

4. Мультимидео.

(Дупла – ночлежки.

Дупла – кладовые.

Дупла – спальни.)

- Какой вывод сделаем?        ( Сколько дупел - столько загадок.)

Наша главная мысль (тезис) перекликается с выводом.

-Чтобы легче воспроизвести текст, нам поможет

                                         План.                                               ( На доске.)

  1. Загадки.                                (Прочитайте первый абзац и найдем главное слово, которое поможет озаглавить этот абзац. Подтвердите  словами текста.)
  2. Дупла – ночлежки.                (Найдем подтверждение из текста.)
  3. Дупла – кладовые.                (Найдем подтверждение из текста.)
  4. Дупла – спальни.                        (Найдем подтверждение из текста.)
  5. Сколько дупел – столько загадок.

5. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,                        

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише…

Деревцо все выше, выше…

Рыбки в озере купались                

В чистой свеженькой воде,

То сожмутся, то разожмутся,

То зароются в песке.

Работа с текстом по плану.

- Постараемся по пунктам плана воспроизвести текст.

(Заслушиваю детей.)

- А кто сможет рассказать весь текст?

(Заслушиваю детей.)

6. Языковой анализ.

(Работаем по каждому предложению и анализируем слова.)

- Что означает из текста слово

загадка – не знаешь, чьё дупло

следопыт – охотник, выслеживающий зверя по следам

дупляного – тот, кто живет в дупле.

ночлежки – место, где ночуют

днюет – проводит день

спальни – там зимуют

сколько .., столько… - еще не разгадано, точно никто не знает

7. Орфографическая подготовка.

- В тексте встретятся слова, при написании которых надо быть внимательнее:

- Я буду работать на доске, а вы простым карандашом выделять орфограммы (опасные места) у себя в тексте.

дупла  (подчеркиваю в названии текста)

в лесу - лес

загадка – загадать (подчеркиваю в плане)

следопыт – пытается найти следы (состоит из двух слов)

ночлежки – однокоренное слово ночь

днюет (обратите внимание на е)

летит - полёт

кладовые – клад

орехи – слово с непроверяемой безударной гласной 

вниз – низок

ничего – пишется слитно, говорим «ничево», а пишется …

не ест и не пьёт (не с глаголом пишется раздельно, орфограмма пробела, и- союз)

8. Письмо изложения.

-На следующем уроке будем писать изложение.

2 урок: Написание изложения.

1. Дети читают текст.

2. Прочитать вслух.

3. Запись текста близко к данному.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках развития речи в начальных классах

Одна из актуальных проблем развития младшего школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационн...

Уроки развития речи в начальных классах

Основная задачи работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме....

Уроки развития речи в начальных классах

Тема: подробное изложение «Какие бывают дупла?» Ознакомить с типом текста – рассуждением, его структурой; формировать умения отличать рассуждение от других типов речи;  учить излагать т...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....