Уроки развития речи в начальных классах
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема: подробное изложение «Какие бывают дупла?»
Ознакомить с типом текста – рассуждением, его структурой;
формировать умения отличать рассуждение от других типов речи;
учить излагать текст как можно ближе к исходному;
формировать умения использовать в изложении языковые средства выразительности для передачи авторского отношения;
обогащать словарный запас; отрабатывать письменные навыки, развивать речь, логическое мышление, воображение, воспитывать и прививать любовь к животным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подробное изложение "Какие бывают дупла". | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи.
Тема: подробное изложение «Какие бывают дупла?»
Цели: ознакомление с типом текста – рассуждением, его структурой;
формирование умения отличать рассуждение от других типов речи;
учить излагать текст как можно ближе к исходному;
формирование умения использовать в изложении языковые средства
выразительности для передачи авторского отношения;
обогащать словарный запас;
отрабатывать письменные навыки;
развивать речь, логическое мышление, воображение, воспитывать и прививать любовь к животным.
На доске запись: 16 февраля. тезис
Изложение.
Какие бывают дупла?
Ход урока.
1. Орг. момент.
- Сегодня урок русского языка необычный: урок развития речи.
На столах у нас памятки, дневники, рабочие тетради, листик, пенал.
-Все ли на месте?
Чтобы урок не прошел для нас даром, надо быть внимательным, учиться слушать учителя, одноклассников, думать и рассуждать.
2. Знакомство с текстом.
- Прочитайте, то что у вас на маленьких листиках.
- А., прочитай нам.
- Что вы прочитали и мы услышали? (Текст.)
- Докажите, что это текст. (Несколько предложений, которые связаны по смыслу.)
- Что необычного в названии текста? (Есть вопрос.)
- О чем текст? Тема текста? (О дуплах.)
- Идея текста? Для чего автор нам написал этот текст? Что хотел нам показать?
(Познакомить с тем, какие бывают дупла.)
- Это рассказ? (Нет, нет героев.)
- А где можно прочитать, встретить такое произведение?
(В энциклопедии, в журнале…)
- А какой тип текста?
Определить поможет памятка, которая у вас на столе.
(Рассуждение.)
- Докажите. (Читают памятку.)
- Ребята, это статья и стиль научно – познавательный.
3. Структурный анализ.
- Ребята, помогите выделить главную мысль текста (тезис).
Нам поможет первый абзац текста. ( Каждое дупло – загадка.)
- Посмотрим, какие есть дупла.
4. Мультимидео.
(Дупла – ночлежки.
Дупла – кладовые.
Дупла – спальни.)
- Какой вывод сделаем? ( Сколько дупел - столько загадок.)
Наша главная мысль (тезис) перекликается с выводом.
-Чтобы легче воспроизвести текст, нам поможет
План. ( На доске.)
- Загадки. (Прочитайте первый абзац и найдем главное слово, которое поможет озаглавить этот абзац. Подтвердите словами текста.)
- Дупла – ночлежки. (Найдем подтверждение из текста.)
- Дупла – кладовые. (Найдем подтверждение из текста.)
- Дупла – спальни. (Найдем подтверждение из текста.)
- Сколько дупел – столько загадок.
5. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Ветерок все тише, тише…
Деревцо все выше, выше…
В чистой свеженькой воде,
То сожмутся, то разожмутся,
То зароются в песке.
Работа с текстом по плану.
- Постараемся по пунктам плана воспроизвести текст.
(Заслушиваю детей.)
- А кто сможет рассказать весь текст?
(Заслушиваю детей.)
6. Языковой анализ.
(Работаем по каждому предложению и анализируем слова.)
- Что означает из текста слово
загадка – не знаешь, чьё дупло
следопыт – охотник, выслеживающий зверя по следам
дупляного – тот, кто живет в дупле.
ночлежки – место, где ночуют
днюет – проводит день
спальни – там зимуют
сколько .., столько… - еще не разгадано, точно никто не знает
7. Орфографическая подготовка.
- В тексте встретятся слова, при написании которых надо быть внимательнее:
- Я буду работать на доске, а вы простым карандашом выделять орфограммы (опасные места) у себя в тексте.
дупла (подчеркиваю в названии текста)
в лесу - лес
загадка – загадать (подчеркиваю в плане)
следопыт – пытается найти следы (состоит из двух слов)
ночлежки – однокоренное слово ночь
днюет (обратите внимание на е)
летит - полёт
кладовые – клад
орехи – слово с непроверяемой безударной гласной
вниз – низок
ничего – пишется слитно, говорим «ничево», а пишется …
не ест и не пьёт (не с глаголом пишется раздельно, орфограмма пробела, и- союз)
8. Письмо изложения.
-На следующем уроке будем писать изложение.
2 урок: Написание изложения.
1. Дети читают текст.
2. Прочитать вслух.
3. Запись текста близко к данному.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ИКТ на уроках развития речи в начальных классах
Одна из актуальных проблем развития младшего школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационн...
Уроки развития речи в начальных классах
Основная задачи работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме....
Уроки развития речи в начальных классах
Тема: подробное изложение «Какие бывают дупла?» Ознакомить с типом текста – рассуждением, его структурой; формировать умения отличать рассуждение от других типов речи; учить излагать т...
Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах
Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...
Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.
В данной статье описывается как на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...
Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.
Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....