Уроки развития речи в начальных классах
статья по русскому языку на тему

Жиркова Галина Владленовна


Основная задачи работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки развития речи в начальных классах.

Человеческая речь начинается с синтаксиса, с осознания его законов, с усвоения правила построения единиц языка - словосочетаний и предложений, с употребления в речи этих синтаксических единиц.

По словам академика В.В.Виноградова, в речи нет ничего, кроме единиц языка, правил их соединения и интонации.

При составлении предложений, при написании изложений и сочинений важен отбор слов с учётом их сочетательных свойств, составление словосочетаний, включение их в состав предложений, отбор вариантов предложений, использование синтаксических синонимов.

Воспитание навыка употребления слов с учётом его сочетаемости может осуществляться при проведении разнообразных упражнений в составлении (упражнений) предложений и словосочетаний, в исправлении ошибок, допущенных детьми, в языковом анализе текста, предназначенного для письменного пересказа - изложения.

Непременным условием развития письменной речи является становление механизма упреждения упреждающего синтеза - такой способности ребенка, взрослого, любого пишущего, которая направлена на «удержание в памяти предыдущего текста и предвидения, предсказывания, упреждения последующего». Упреждающий синтез, по словам Н.И.Жинкина, - «одна из главных, ведущих сил, организующих процесс письменной речи; у младших школьников он не складывается даже в пределах одного отдельного предложения».

Без специальной работы по составлению вариантов предложений, по названию словосочетаний, которые необходимо включить в состав предложений, словосочетаний, оборотов предложений, формирование механизма упреждения происходит стихийно, как правило, в пределах трех-четырехслойных предложений.

При обучении младших школьников построению предложений следует помнить об обучении детей правильному порядку слов, верной интонации, определяющей постановку знаков препинания, и использовании словарного состава в пределах каждого предложения.

Следующий механизм письменной речи - это механизм контроля и критики текста. Данный механизм может сложиться при наличии двух условий: 1) если ребёнок овладел умениями в определении темы и идеи создаваемого текста, если он правильно установил его основную мысль, если он верно описал последовательность и логику передаваемых в тексте событий, если он сумел увидеть свои ошибки в употреблении слов, словосочетаний и исправить их; 2) условие связано с отношением учителя к маленькому автору. Если учитель понимает и знает, какие трудности испытывает ребёнок на пути создания текста, если он не будет наказывать ребёнка за исправления в создаваемом тексте, включая ошибки в орфографии и пунктуации. Если он, наоборот, поощряет школьника за удачно


\

перестроенную фразу, за выбор и замену слов, выражений текста, - тогда можно говорить о возможности формирования механизма, связанного с оценкой и самооценкой работы, выполненной младшим школьником.

Строительным материалом для предложения является словосочетание. Оно является промежуточным положением между словом и предложением. Обучать детей словосочетаниям - значит работать над элементами мысли.

Предложение - основная единица общения между всеми членами общества. Оно состоит из словосочетаний. Главные члены предложения являются структурной основой высказывания, и с нахождения этой структурной основы обычно начинается анализ предложения.

Главные члены предложения являются равноправными членами предложения, поэтому совершенно неважно, с какого главного члена следует начинать анализ предложения.

Одним из направлений работы над предложением является квалификация предложений по цели высказывания: предложения принято делить на повествовательные, вопросительные, побудительные.

Важно показать детям, что интонация конца предложения, делает соединение слов или отдельное слово предложением. Так, сочетание слов «День морозный» является предложением, поскольку в нём содержится сообщение о явлении действительности, оно имеет определённую интонацию, за этим сочетанием слов стоит определённое суждение; морозный день - это словосочетание.

Создание методики работы над предложением было связано с отбором типов предложений, наиболее характерных для современного русского языка.

С точки зрения методической целесообразности были отобраны:

1.        Предложения главного строя.

В составе этих предложений главным членом предложения является личный глагол во всех временах и наклонениях. Такие предложения могут быть двусоставными (Я не сплю по ночам.) или односоставными (Бурей свалило дуб.).

  1. Предложения глагольно-инфинитивного строя. (Я умею плавать.)
  2. Предложения инфинитивного строя. (Быть грозе великой.)
  3. Предложения именного строя.
  4. Предложения наречного строя. (Мне стало грустно.)
  5. Номинативные предложения. (Душный полдень. Начало июня.)

В системе начального обучения работа над порядком слов важна при обучении младших школьников письменному составлению предложения, восстановлению предложений из деформированного текста, когда ребёнку приходится решать несколько задач: во-первых, создать варианты предложений, во-вторых, распространить основу предложения составленными словосочетаниями и, в-третьих, в зависимости от вопроса, поставленного к предложению, определить в нём порядок слов.


В начальной школе умение пользоваться сложным предложением должно поддерживаться и развиваться, но чисто практическим путём, без заучивания формулировок и правил.


Развитие связной речи в начальной школе.

Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
  2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.
  3. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
  4. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.

Все речевые умения тесно между собой связаны. От класса к классу должно быть постепенное овладение учащимися признаками текста и их углубление. Знание о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.

В качестве ведущих речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста и умение определять тему и идею. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.

Определённая связь существует между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана и т.д. Приёмом, способствующим усвоению названных связей, служит


составление памяток работы над подробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.

Важное место в системе работы по развитию связной речи отводятся урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается, начиная с 1-го класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучении грамматико-орфографических тем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение ИКТ на уроках развития речи в начальных классах

Одна из актуальных проблем развития младшего школьника в современных условиях - это уровень развития связной речи. От уровня развития речи зависит дальнейшее овладение учащимися знаниями. Информационн...

Уроки развития речи в начальных классах

Тема: подробное изложение «Какие бывают дупла?» Ознакомить с типом текста – рассуждением, его структурой; формировать умения отличать рассуждение от других типов речи;  учить излагать т...

Уроки развития речи в начальных классах

Тема: подробное изложение «Какие бывают дупла?» Ознакомить с типом текста – рассуждением, его структурой; формировать умения отличать рассуждение от других типов речи;  учить излагать т...

Развитие мыслительных операций на основе формирований орфографических навыков на уроках письма и развития речи в начальных классах

Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения языка в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в пись...

Развитие творческих способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи на уроках чтения, русского языка и развития речи в начальных классах.

В данной статье описывается как  на основе сказок Л.В. Забродиной и игровых приемов возможно развивать твоческие способности и речь обучающихся на уроках русского языка, литературного чтения и ра...

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....