1.2.1. ПНШ Рабочая программа русский язык 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Волкова Наталья Евгеньевна

1.2. 1. ПНШ Рабочая программа русский язык  1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pnsh_rabochaya_programma_russkiy_yazyk_1_klass.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Берёзовская школа»

Рабочая программа

по курсу «Русский язык»

на 2012/2013 учебный год

 Класс 1

 Учитель:  Волкова Наталья Евгеньевна

Количество часов:  

Всего  40

В неделю  4

                                                                                             

Планирование составлено на основе:

Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.

УМК "Перспективная начальная школа" (1 класс) М.: Академкнига / Учебник, 2011 год.

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России  от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторский программы Чураковой Н.А. «Русский язык» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»).  Курс рассчитан на 65 часов (5 часов в неделю).

Программу обеспечивают:

Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций:

обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны касается разных сторон преподавания языка – и практической и теоретической;

учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков;

Это требует организации специальной работы, связанной с неоднократным возвращением к одним и тем же лексическим единицам, употребляемым в разном контексте для реального освоения норм правильного произношения и введения в обиход (и включения в корпус УМК) орфоэпического словаря, к которому школьник постоянно отсылается для решения конкретной орфоэпической задачи.

учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения.

Учет неврологического образа современного ребенка
вызывает к жизни работу в нескольких направлениях:

изучение всего материала строится на реальных коротких стихотворных, часто шуточных текстах.

система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений.

неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения.

Для создания условий выживания в мире информации,
поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, побуждающая школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею.
 

Учебно-методический комплект по русскому языку отвечает также тем общим требованиям, которые «Перспективная начальная школа» предъявляет к своим учебникам:

структурная организация содержания (внешняя интрига, участниками которой являются сквозные для всего комплекта «Перспективная начальная школа» герои, оформляет предметное содержание),

методика разворачивания предметного материала (вокруг конкретной проблемы языка или речи, имеющей практический смысл или представляющей научный интерес),

организационные формы работы на уроке (методический аппарат максимально размещен в самом учебнике, что включает и организационные формы, нацеливающие школьников распределять работу с соседом по парте, меняться ролями, проверять работу друг друга, выполнять работу в малой группе и т. д.).

требования инструментальности и интерактивности. Комплект  ориентирован на максимально возможное обеспечение самостоятельной работы на уроке. Интерактивность обеспечивается тем, что учебники начинают, а научные сотрудники «Академкнига/Учебник» поддерживают содержательную переписку с учащимися (один раз в конце 1-го класса, по 4 раза — в каникулы — начиная со 2-го класса).

Решение проблем развития речи опирается на разведение представлений о языке и о речи: язык как система позволяет одно и то же сообщение выразить массой способов, а речь ситуативна — это реализация языка в конкретной ситуации. В связи с этим программой предусматриваются две линии работы: первая поможет школьникам усвоить важнейшие коммуникативные формулы устной речи, регулирующие общение детей и взрослых, детей между собой; вторая линия позволит освоить основные «жанры» письменной речи, доступные возрасту: от поздравительной открытки и.телеграммы до аннотации и короткой рецензии на литературное произведение.

Теоретическими и методическими источниками программы по «Русскому языку» являются идеи, изложенные в научных и научно-методических работах:

М.В. Панова (Фонемный принцип русской орфографии, характеристика современного русского произношения);

П.С. Жедек (Теория и практика обучения морфологии, методика изучения морфемного состава слова);

П.С. Жедек, М.И. Тимченко (Списывание в обучении правописанию);

Е.С. Скобликовой (Синтаксис простого предложения);

В.В. Репкина (Принципы развивающего обучения русскому языку);

Л.В. Занкова (Принципы развивающего обучения, методика организации деятельности наблюдения);

М.С. Соловейчик (Требования к современному уроку русского  языка)

Н.И. Жинкина (Развитие речи младших школьников)

УМК по русскому языку системы «Перспективная начальная школа» изучается после комплекта обучения грамоте, разработанного Н.Г. Агарковой.

Раздел 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во

часов

В том числе

провер.

работ

контр.

работ

1

Алфавит

3

2

Слова-названия

4

1

3

Речь письменная и устная.

4

1

4

Звуки речи. Построение звуковой схемы слова.

25

1

5

«Азбука вежливости». Закрепление пройденного.

4

1

Итого

40

3

1


Темы, обозначенные в учебно-тематическом плане, раскрываются на уроках русского языка в течение всего периода обучения в 1 классе.

СОДЕРЖАНИЕ

Программа курса «Русский язык» - 65часов (5 часов в неделю)

с 15.02.2010 г.  по 25.05.2010 г. Из них:

Алфавит – 3 часа.

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

Уметь:

быстро найти букву в алфавитном столбике;

Слова-названия – 4 часа.

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

правила переноса слов по слогам;

Уметь:

определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

писать прописную букву в именах собственных;

делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

писать словарные слова, определенные программой;

читать и составлять простейшую графическую схему
предложения.

Речь письменная и устная – 4 часа.

        Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны уметь:

определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

списывать небольшой текст по правилам списывания;

определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

адекватного восприятия звучащей речи (высказываний
взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);

соблюдения орфоэпических норм речи;

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Звуки речи. Построение звуковой схемы.- 25 часов.

Обобщенные требования к ЗУН обучающихся по теме.

Обучающиеся должны знать/понимать:

способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого
знака;

способ обозначения звука [й»] в начале слова (с помощью
букв е, е, ю, я).

Уметь:

понимать различие между звуком и буквой;

различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;

писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

читать и составлять простейшую графическую схему слова.

Закрепление знаний. «Азбука вежливости» - 4 часа.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

адекватного восприятия звучащей речи (высказываний
взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Раздел 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

Обучающиеся к концу первого года обучения должны знать/ понимать:

название букв алфавита, их последовательность и их основные звуковые значения;

правила переноса слов по слогам;

способ обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы)

способы обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, е, и) и мягкого знака;

способ обозначения звука [й»] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

Уметь:

быстро найти букву в алфавитном столбике;

определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);

писать прописную букву в именах собственных;

делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;

понимать различие между звуком и буквой;

различать гласные и согласные звуки;

звонкие и глухие согласные;

мягкие и твердые согласные;

парные звонкие - глухие согласные;

только твердые и только мягкие согласные;

писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;

писать словарные слова, определенные программой;

списывать небольшой текст по правилам списывания;

определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии);

читать и составлять простейшую графическую схему слова
и предложения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни  для:

адекватного восприятия звучащей речи (высказываний
взрослых и сверстников; детских теле- и радиопередач, аудиозаписей);

соблюдения орфоэпических норм речи;

устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.


Раздел 5. ЛИТЕРАТУРА

Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32

Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г.. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».

Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».

Письмо Министерства Образования и Науки РФ от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Примерные программы на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2005

Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2006

Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник  проверочных и контрольных работ. 1 – 2 классы [Текст] : Методическое пособие : Н.М. Лаврова – М.: Академкнига/Учебник, 2011

Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс. Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Русский язык 1 класс – 40 часов (4 часа в неделю)

Дата

№ п/п

Тема урока

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Страницы

Учеб.

Тетр.

1

Алфавит 3 ч

Знакомство с новым учебником «Русский язык». Алфавит.

Знать название букв алфавита, их последова-тельность и их основные звуковые значения. Уметь найти букву в алфавитном столбике

Личностные:

-знать основные моральные нормы поведения

-самоконтроль процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения

Познавательные:

-формировать умения поиска начала урока по условным обозначениям; умения читать дидактические иллюстрации с размещёнными внутри словами

Коммуникативные:

-поиск и фиксация информации;

-принимать участие в работе парами и группами

5-7

3

2

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке.

8-9

4

3

Закрепление знаний об алфавите.

10-13

5

4

Слова- названия 4 ч

Слова предметы. Слова-действия.

Знать признаки изученных частей речи.

Уметь анализи

ровать и кратко характеризо-вать части речи.

Уметь схематически изображать и распознавать предлоги, составлять схемы предложений, записывать предложения, состоящие из четырёх слов.

Личностные:

-положительное отношение к школе и учебной деятельности;

-самоконтроль процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

- понимать выделенные учителем действия в учебном материале

Познавательные:

- понимать знаки, схемы, символы, модели, приведённые в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные:

-понимать и преобразовывать информацию, договариваться и приходить к общему решению

14-15

6-7

5

Слова-признаки.

15-16

8-9

6

Слова-предметы неглавные (дополнительные).

16-17

10-11

7

Слова-помощники. Проверочная работа.

18-20

12-13

8

Речь письменная и устная 4 ч

Устная и письменная речь.

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоцио-нальной окраске. Уметь определять характер предложения по цели выска-зывания как в устной, так и в письменной речи.

Личностные:

-ориентация на учёт чужой точки зрения, оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебника;

-самоконтроль процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

- вырабатывать умение выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме

Познавательные:

-понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

-анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков

Коммуникативные:

- применять и представлять информацию;

- допускать существование различных точек зрения

21-22

14

9

Упражнения в распознавании устной и письменной речи.

23-26

15-16

10

Обобщение знаний учащихся об устной и письменной речи.

26-27

17

11

Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек. Проверочная работа.

28-29

18

12

Звуки речи. Построение звуковой схемы 25 ч

Маша и Миша знакомятся со звуковым столбиком.

Уметь раз-личать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие сог-ласные; мягкие и твёрдые сог-ласные; пар-ные звонкие-глухие сог-ласные; только твёрдые и только мягкие согласные.

Знать способ обозначения звука [ й ] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я).

Уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую.

Знать способ обозначения твёрдых со-ласных с по-мощью гласных пер-вого ряда (а, о, у, э, ы) и спо-собы обоз-начения мяг-ких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю. ё).

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением

Знать значение мягкого знака на конце слов.

Уметь различать произношение и написание слов.

Личностные:

-контроль процесса и результатов деятельности;

- ориентация младшего школьника на помощь героям-животным с помощью решения интеллектуальных задач

Регулятивные:

- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

Познавательные:

- проводить сравнение и классификацию изученных фактов языка по заданным критериям;

- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков

Коммуникативные:

- оценка достоверности получаемой информации, договариваться, приходить к общему решению

31

63-64

13

Звонкие и глухие парные согласные.

29-30

20-23

 14

Дети учатся различать согласные звуки

32-34

63-64

15

Звук [й»]. Буква й.

35-36

23

16

Звук [й»]. Буква й. Правила переноса слов.

37-40

17

Твердые и мягкие согласные звуки.

41-43

18

Упражнение в различении твердых и мягких согласных звуков.

43-44

27

19

Написание слов с мягкими и твердыми согласными. Повторение правил переноса.

45-46

28

20

Различение твердых и мягких согласных. Обозначение на письме гласных звуков.

47-48

21

Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я.

49-52

29

22

Распознавание мягких и твердых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных.

53-54

29

23

Упражнение в распознавании гласных звуков, определение роли букв гласных.

55-56

30

24

Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше.

56-59

34-35

25

Слова с сочетаниями ци, цы, це.

60-62

26

Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, це.

62-63

27

Сочетания чу-щу, ча-ща.

64-66

37

28

Сочетания чу-щу, ча-ща. Правила переноса слов.

66-68

29

Мягкий знак на конце слов.

68-69

30

Разделительные твердый и мягкий знаки.

70-72

38

31

Упражнение в написании слов с разделительными твердым и мягким знаками.

73-74

39

32

Повторение по теме «Предложение». Проверочная работа

74-75

33

Звонкие и глухие согласные на конце слов.

76-78

40

34

Звонкие и глухие согласные на конце слов.

79-80

41

35

Способы проверки слов с парными согласными  на конце слова.

81-82

42

36

Написание слов с парными согласными на конце слов. Проверочная работа

83-84

43-44

37

Закрепление знаний  4 ч

Закрепление знаний учащихся о предложении. Словарный диктант

Знать типы предложений по цели высказывания и по эмоцио-нальной окраске. Уметь определять характер предложения по цели выска-зывания как в устной, так и в письменной речи. Овла-дение нормами русского рече-вого этикета в ситуациях повседневного общения.

Личностные:

-контроль и самоконтроль процесса и результатов деятельности;

- представление о причинах успехов в учёбе;

Регулятивные:

-осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами

Познавательные:

-обобщать, выделять ряд объектов по заданному признаку;

-рассуждать в форме связи простых суждений об объекте, свойствах и связях

Коммуникативные:

- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

85-86

45

38

Обобщение знаний о предложении. Схемы предложений

86-87

46-47

39

 Итоговая комплексная контрольная работа.

87-89

40

Оформление писем и анкет.

90-94

        

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 2 класса по программе "Школа России" Русский язык

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа. Русский язык 2 класс по программе " Перспективная начальная школа"

              Программа разработана на основе авторской программы по обучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Н.М. Лавровой  и программы по русскому языку ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Русский язык1 класс ( Перспектива)

Рабочая программа по русскому языку 1 класс. программа Перспектива....

Рабочая программа для 2 класса по русскому языку к учебнику «Русский язык» по образовательной системе «Перспектива», авторы: Климанова Л. Ф., Макеева С. Г

Рабочая программа для 2 классапо русскому языкук учебнику «Русский язык»по образовательной системе «Перспектива»,авторы:  Климанова Л. Ф., Макеева С. Г...