Урок развития речи в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Подробное изложение деформированного текста по рассказу В.Чаплиной "Мушка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в 4 классе.
Тема: Подробное изложение деформированного текста по рассказу В. Чаплиной «Мушка»
Цели:
- Формировать умения определять последовательность частей в повествовательном тексте.
- Формирование умения составлять план текста.
- Формирование умения устанавливать связи между частями и определять средства их выражения.
Ход урока :
1. Постановка учебной задачи. Чтение текста.
Сегодня на уроке мы пишем изложение, которое называется «Мушка». Можете ли вы по названию рассказа, определить, о чём этот текст? Какие у вас есть предположения?
Прочитайте рассказ:
Собака уже готова была укусить девочку, но тут выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик кинулась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, старалась загородить упавшую девочку.
Однажды Люда принесла домой маленькую чёрную собачку. Мушка оказалась забавной, но очень пугливой. Все смеялись над Людой и говорили, что от такой собаки защиты не жди.
После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой.
Как-то раз Люда играла с детьми во дворе. Вдруг из дома выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали, а Люда упала.
- Так кто такая Мушка?
- Что необычного вы заметили в построении текста? (Части текста перепутаны).
- Можно ли так написать текст в изложении? Почему? (Неясно, трудно понять текст).
- Как должны располагаться части в тексте? (Части должны идти по порядку, т. е. по развитию события).
- Что будем менять в тексте, чтобы он стал понятен? ( Порядок частей).
- Подумайте, как надо расположить части. Для этого представьте, как происходило событие? С чего всё началось? Что было дальше? Как развивались события? Чем все закончилось?
Прочитайте про себя части в таком порядке, чтобы получился связный рассказ.
Цель нашего сегодняшнего урока научиться излагать содержание рассказа по порядку.
2. Восстановление последовательности частей текста.
- Какая часть должна быть первой? Докажите. (Это начало события). О чём в ней говорится? Прочитайте. Поставьте цифру 1.
- Как звали девочку?
- Кого Люда принесла домой?
- Какая была Мушка?
- Почему все смеялись над Людой?
Перескажите 1 часть.
- Какая часть должна следовать за ней? Почему вы так думаете? Какое слово помогает связать эти две части? ( как-то раз) Прочитайте. Поставьте цифру 2.
- С кем Люда играла во дворе?
- Кто выскочил из дома?
- Что сделали дети и Люда?
Перескажите 2 часть.
- Какая часть должна следовать за ней? Прочитайте. Поставьте цифру 3.
- Что хотела сделать большая собака?
- Как повела себя Мушка?
- А как повела себя большая собака?
Перескажите 3 часть
- Какая часть будет следовать последней? Прочитайте.
- Как стали относиться к Мушке после этого случая?
- Сколько всего частей получилось?
3.Определение темы и главной мысли.
Попробуем определить главную мысль текста. Для этого понаблюдаем, как автор описывает своих героев, их поступки, события, какие использует слова.
- Найдите и прочитайте, как автор описывает Мушку? Какие прилагательные использует автор? ( маленькая, чёрная, забавная, пугливая)
- Найдите и прочитайте, как автор описывает другую собаку ( огромная, большая, страшная, серая).
Этот приём называется противопоставление. Зачем его использует автор?
- Какие слова автор выбрал, чтобы изобразить действия героев? ( выскочила, бросилась, кинулась).
- В какой части происходит кульминация событий? Прочитайте.
- Как вы думаете, Мушке было страшно? Почему же она всё-таки защитила девочку?
Какая тема текста? ( дружба девочки с собакой).
- Какая главная мысль этого рассказа?
4.Составление плана.
1) Люда и Мушка
2) Случай во дворе
3) Настоящая защитница ( Злая собака и Мушка)
4) Мушка не трусишка
Пересказ по плану.
5.Орфографическая подготовка.
Давайте найдём трудные слова для написания.
Найдите в тексте словарные слова: девочку, собака, чёрную, вдруг.
Обратите внимание на написание таких слов: однажды, кинулась, растерялась, как-то, залаяла, оказалась, выскочила, загородить, старалась.
В тексте встречаются имена и клички животных. Как будем их писать?
Ребята, в этом тексте много предложений , где встречается такая часть речи как СОЮЗ.
Какие союзы мы знаем? А, НО, И, ЧТО.
Перед союзами мы ставим запятые.
_____ , но___________ ________ , а_________ ____________ , что______________
Есть ещё одно сложное предложение ________ , которая, вся дрожа от страха, ______________
6.Запись изложения. Проверка.
7. Итог урока.
- Чему учились на уроке? (определять порядок частей)
- Что помогло определить последовательность частей? ( последовательность событий и слова, связывающие части между собой)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок развития речи 2 класс
Урок развития речи "Обучающее сочинение по серии картинок" представлен в форме презентации. Можно проводить по любой программе....
Конспект урока развития речи 2 класс.
Конспект урока русского языка по теме "Развитие речи. Текст" во 2 классе по программе "Начальная школа XXI века"....
Презентация к уроку развития речи 2 класс.
Сочинение рассказа по серии картинок и по впросам "Друзья птиц." ...
урок развития речи 4 класс на тему "Обувь"
ТЕМА: «ОБУВЬ».Цель: -расширение и активизация словаря развитие связной речи.Задачи: - образовывать множественное число существительных...
Урок развития речи 1 класс.
Тема. Общее понятие о тексте....
Урок развития речи 2 класс
Данная разработка содержит матриал к учебнику "Русский язык" 2 класс Т.Г. Рамзаевой....
Конспект урока развития речи. 2 класс.
Конспект урока развития речи по теме: "Виды плана". 2 класс....