Урок русского языка в 3 клаcсе "Правописание суффиксов –ик, -ек".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок открытия нового знания по образовательной системе "Гармония", но можно использовать по другим УМК. К уроку прилагается презентация и фрагменты с использованием интерактивной доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.zip | 1.69 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Светник Н.Ю.
Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип урока: урок открытия нового знания
Тема урока: Правописание суффиксов –ик, -ек. (Образовательная система «Гармония», М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. «Ассоциация ХХ1 век». М., 2013)
Цели
Познавательный аспект
- Организовать учебно-поисковую деятельность учеников по добыванию новых знаний об условиях правильного написания суффиксов –ик, -ек.
- Сформировать представление о способе проверки безударного гласного в суффиксах –ик, -ек.
- Начать работу по формированию умения правильно писать букву гласного в суффиксах –ик, -ек.
Развивающий аспект
- Развивать личность учащихся на основе формирования универсальных учебных действий.
- Развивать анализирующее наблюдение.
Воспитательный аспект
- Создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку.
- Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение внимательно слушать друг друга, отстаивать собственную точку зрения.
Планируемые результаты
Предметные
– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами;
- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;
– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографи- ческой рефлексии по ходу письма;
– различать формы слова и однокоренные слова;
- правильно писать суффиксы –ик, -ек.
Метапредметные
Личностные:
- Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; о необходимости контроля за правильностью выбора букв;
- элементы способности оценивать свои достижения и трудности;
- готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей
Регулятивные:
– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;
- осознавать границы знания и незнания;
– коллективно отражать план действий в схемах;
– действовать по инструкции, представленной в алгоритмичном виде;
– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;
– оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.
Познавательные:
- читать учебный текст и находить в нём ответы на поставленные вопросы;
- использовать информацию для решения практических задач;
- осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение, классификацию;
- устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, фиксировать их в схемах.
Коммуникативные:
- участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;
- участвовать в совместной деятельности (в паре), стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёром; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;
- повышать точность речи за счёт выбора языковых средств.
Используемые формы работы: фронтальная (этап актуализации и пробного учебного действия; этап выявления места и причины затруднения, этап построения проекта выхода из затруднения, этап включения в систему знаний и повторения), парная (этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи), индивидуальная (этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону).
Оборудование:
- компьютер, проектор, интерактивная доска;
- презентация,
-карточки со словами.
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. 1 мин | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку создает положительный настрой на учебную деятельность | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. (Л) Самостоятельно организовывать свое рабочее место (Р) | |
Актуализация знаний (можно на этапе чистописания) Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для открытия нового. 5 мин | На доске слова: вода водица водичка Учитель задает вопрос: - Какая орфограмма объединяет эти слова? - Докажите правильность выбора буквы безударного гласного, назовите способ проверки. - Прочитайте слова. Я считаю, что эти слова являются формами слова. Согласитесь ли вы со мной? Почему? - Как образовались слова водица и водичка? (водица – от «вода» с помощью суффикса –иц, водичка – могут быть варианты, правильный – от «водица» с помощью суффикса – к) - Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слова? | Организует диалог с учащимися. Предлагает подобрать проверочные слова и назвать способ проверки. Побуждает к диалогу. | Доказывают правильность выбора букв (находят орфограмму, подбирают проверочные слова, указывают способ проверки). Вступают в диалог с учителем и одноклассниками. Анализируют слова с точки зрения их строения. 1 ученик работает у доски (выделяет основы, сравнивает их, делает вывод), остальные сигнализируют о своем согласии или несогласии с выводом. Объясняют образование слов. | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (К) Осознавать способ действия, оценивать ответ (Р) Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение, обобщение, аргументировать свою точку зрения, делать выводы (П) |
Постановка проблемы Цель: создать ситуацию для осознания детьми недостаточности их знаний для объяснения выбора букв. | - Запишите слова. (на экране с пропуском буквы). - Что объединяет эти слова? (одна орфограмма, одинаковый звук на месте орфограммы, одинаковая буква) Слайд: - Образуйте от этих слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Слайд: - Почему слова написаны с «окошком»? - В какой части слова? - Произнесите слова. Как произносятся суффиксы? В рабочей тетради № 52 – выполняют самостоятельно. Проверка. На интерактивной доске: Закончите фразу: В русском языке есть два суффикса: -ек, -ик, которые без ударения звучат _____ (одинаково). Писать их, доверяя слуху, ______ (нельзя). Значит, является ли написание буквы гласного в суффиксах орфограммой? Почему? (есть выбор букв). - Какую букву выбрать в словах? Слайд: - Докажите. -Значит, какую проблему предстоит решать на уроке? Слайд: - Сформулируйте цель (узнать, когда пишется суффикс –ик, а когда –ек). | Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует поисковую работу обучающихся. Организует подводящий диалог. Организует проверку действий учащихся. Помогает сформулировать проблему и цель урока. | Записывают слова. Находят общие признаки слов. Образуют однокоренные слова, проговаривают их. Самостоятельно выполняют задание в тетради. Дополняют схему. Заканчивают вывод. Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения, обосновывают их. (- огурч.к: -ек, т.к. проверочное слово огурец - непроверяемая гласная в суффиксе - еще не знаем) Осознают границы знания и незнания. Формулируют проблему урока. Формулируют цель урока. | Выявлять место и причину затруднения. Выдвигать версии. Самостоятельно формулировать проблему урока. (Р) Осуществлять целенаправленные сравнение, синтез. Представлять информацию в виде схемы. (П) Излагать свое мнение, аргументируя его. Участвовать в диалоге. Понимать и принимать позицию другого. (К) |
Открытие нового знания Цель: организовать поиск решения учебной проблемы 10 мин | Слайд: - Что происходит со словом? (изменяется форма) - Что происходит с гласным в суффиксе? - Какое правило можно вывести из наших наблюдений? - Откройте учебник, прочитайте правило. - Совпадает вывод учебника с нашим выводом? -Как будем действовать, чтобы определить букву гласного в суффиксе? Что сначала? (пишу с пропуском) - Почему? (гласный в суффиксе безударный) - Что потом?.. Слайд: | Организует наблюдение. С помощью подводящего диалога направляет детей к формулированию правила. Вместе с учащимися составляет алгоритм выбора гласной в суффиксе. | По таблице и с помощью вопросов учителя находят способ действия. Формулируют выводы наблюдений. Читают правило., сравнивают со своей формулировкой. Совместно с учителем составляют алгоритм . | Проводить анализирующее наблюдение. Находить информацию в таблице, используя ИКТ. Структурировать знания. (П) Осознавать способ действия. (Р) Участвовать в диалоге. (К) |
Первичное закрепление Цель: закрепить открытое знание, действуя по алгоритму. 8 мин | Упражнение в учебнике (можно использовать любой учебник). 2 слова – комментирование по алгоритму, остальные – работа в паре. | Организует работу в парах. | Комментируют выбор буквы в суффиксе, слушают комментарий, следуют ему. Работают в паре, объясняя друг другу выбор буквы по алгоритму. | Работать по алгоритму. (Р) Работать в паре, слушать и слышать другого. (К) |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: создать условия для самостоятельного выполнения типовых заданий на новый способ действия. 7 мин | На карточке слова: сад.к, букет.к, платоч.к, корабл.к, мешоч.к, молоточ.к, мост.к. Задание на выбор: кто хорошо понял, записать слова в два столбика – с суффиксом –ик, с суффиксом –ек; кто еще не уверен в своих силах, записать эти слова, вставляя пропущенные буквы. Самопроверка по эталону. Слайд: Оценить свою работу. (+) | Предлагает выбрать задание. Предъявляет эталон для самопроверки. | Выбирают задание, оценив свои возможности. Самостоятельно выполняют задание. Сравнивают выполненное задание с эталоном. Оценивают свою работу. | Оценить свои возможности, сделать выбор уровня задания. (Л) Классифицировать слова по заданному признаку. (П) Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий. (Р) |
Закрепление Цель: применять новый способ действия в нестандартной ситуации. 4 мин | - Один ученик предложил такую проверку для слова кораблик На доске: кораблик – корабли. - Согласны ли вы с ним? Почему? - Дополните и объясните схему. На доске: | Организует обсуждение. Предъявляет часть схемы, предлагает ее закончить. | Анализируют предъявленную запись. Высказывают свои суждения, аргументируя свое решение. Объясняют схему, заканчивают ее. | Оформлять свои мысли в устной форме. Быть готовым изменить свою точку зрения. (К) Находить информацию в схеме. Представлять информацию в схеме. (П) Контролировать действия других. (Р) |
Рефлексия Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности 3 мин | - Над какой проблемой работали? Слайд: - Как решили проблему? - Были ли у вас затруднения? Смогли их преодолеть? - Оцените свою работу, продолжив фразу: На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался… На этом уроке меня порадовало… Особенно мне понравилось… После урока мне захотелось… Сегодня мне удалось… Я похвалил бы себя за… | Организует беседу, связывая результаты урока с его целью. Организует оценочные высказывания обучающихся. Оценивает работу класса. | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Осуществляют самооценку. | Оценивают степень успешности достижения цели урока. (Р) Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. (К) Осуществлять самооценку на основе критерия успешности. (Л) |
Домашнее задание 1 мин | Упр. 57 + составить словарный диктант по новой теме для одноклассников (по желанию) | Дает комментарий к домашнему заданию. Предлагает дополнительное задание. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. "Значения суффиксов". 2 класс
Конспект урока по русскому языку "Значения суффиксов" (2 класс) к УМК "XXI век". К конспекту прилагается презентация и раздаточный материал....
Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.
Урок русского языка. 3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...
презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок
презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...
Конспект и презентация к уроку русского языка "Значение суффиксов"
Урок русского языка в 3 классе по теме "Значение суффиксов" (УМК "Школа России") Цели: 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; ...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"
Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока· предметные: формировать умение грамотно писать сл...
Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»
Материал включает в себя технологическую карту урока и презентацию, которая помогает учащимся выделить и сформулировать познавательную цель урока, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты п...