Урок русского языка в 3 клаcсе "Правописание суффиксов –ик, -ек".
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Урок открытия нового знания по образовательной системе "Гармония", но можно использовать по другим УМК. К уроку прилагается презентация и фрагменты с использованием интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka.zip1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель:   Светник Н.Ю.

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тип урока: урок открытия нового знания

Тема урока:  Правописание суффиксов –ик, -ек. (Образовательная система «Гармония», М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. «Ассоциация ХХ1 век». М., 2013)

Цели

Познавательный аспект

  1. Организовать учебно-поисковую деятельность учеников по добыванию новых знаний об условиях правильного написания суффиксов –ик, -ек.
  2. Сформировать представление о способе проверки безударного гласного в суффиксах –ик, -ек.
  3. Начать работу по формированию умения правильно писать букву гласного в суффиксах –ик, -ек.

Развивающий аспект

  1. Развивать личность учащихся на основе формирования универсальных учебных действий.
  2. Развивать анализирующее наблюдение.

Воспитательный аспект

  1. Создать на уроке ситуацию успеха каждому ребенку.
  2. Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение внимательно слушать друг друга, отстаивать собственную точку зрения.

Планируемые результаты

Предметные

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами;

- разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством проявления орфографического самоконтроля и орфографи- ческой рефлексии по ходу письма;

– различать формы слова и однокоренные слова;

- правильно писать суффиксы –ик, -ек.

Метапредметные

Личностные:

- Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи; о необходимости контроля за правильностью выбора букв;

- элементы способности оценивать свои достижения и трудности;

- готовность совместно с учителем искать способы преодоления трудностей

Регулятивные:

– понимать, принимать, коллективно ставить и сохранять учебную задачу;

-  осознавать границы знания и незнания;

– коллективно отражать план действий в схемах;

– действовать по инструкции, представленной в алгоритмичном виде;

– выполнять действия самоконтроля по ходу деятельности и после завершения, вносить необходимые коррективы на различных этапах;

– оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать оценку, данную учителем, и свою; адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

- читать учебный текст и находить в нём ответы на поставленные вопросы;

- использовать информацию для решения практических задач;

- осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение, классификацию;

- устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, фиксировать их в схемах.

Коммуникативные:

- участвовать в общей беседе, в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения;

- участвовать в совместной деятельности (в паре), стремиться к достижению согласия при столкновении интересов, к проявлению доброжелательных отношений с партнёром; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

- задавать вопросы, отвечать на вопросы других; слушать высказывания собеседников;

- повышать точность речи за счёт выбора языковых средств.

Используемые формы работы: фронтальная (этап актуализации и пробного учебного действия; этап выявления места и причины затруднения, этап построения проекта выхода из затруднения, этап включения в систему знаний и повторения), парная (этап первичного закрепления с комментированием во внешней речи), индивидуальная (этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону).

Оборудование:

- компьютер, проектор, интерактивная доска;

- презентация,

-карточки со словами.

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный

Цель: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1 мин

Приветствует учащихся,

проверяет их готовность к уроку создает положительный настрой на учебную деятельность

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое. (Л) 

Самостоятельно организовывать свое рабочее место (Р)

Актуализация знаний (можно на этапе чистописания)

Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания  и умения, нужные для открытия нового.

5 мин

На доске слова:

вода

водица

водичка

Учитель задает вопрос:

- Какая орфограмма объединяет эти слова?

- Докажите правильность выбора буквы безударного гласного, назовите способ проверки.

- Прочитайте слова. Я считаю, что эти слова являются формами слова. Согласитесь ли вы со мной? Почему?

- Как образовались слова водица и водичка?

(водица – от «вода» с помощью суффикса –иц,

водичка – могут быть варианты, правильный – от «водица» с помощью суффикса – к)

- Какой оттенок значения вносят эти суффиксы в слова?

Организует диалог с учащимися.

Предлагает подобрать проверочные слова и назвать способ проверки.

Побуждает к диалогу.

Доказывают правильность выбора букв (находят орфограмму, подбирают проверочные слова, указывают способ проверки).

Вступают в диалог с учителем и одноклассниками.

Анализируют слова с точки зрения их строения.

1 ученик работает у доски (выделяет основы, сравнивает их, делает вывод), остальные сигнализируют о своем согласии или несогласии с выводом.

Объясняют образование слов.

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (К)

Осознавать способ действия, оценивать ответ (Р)

Осуществлять целенаправленные наблюдения, анализ, сравнение, обобщение, аргументировать свою точку зрения, делать выводы (П)

Постановка проблемы

Цель: создать ситуацию для осознания детьми недостаточности их знаний для объяснения выбора букв.

6 мин

- Запишите слова. (на экране с пропуском буквы).

- Что объединяет эти слова? (одна орфограмма, одинаковый звук на месте орфограммы, одинаковая буква)

Слайд:

- Образуйте от этих слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Слайд:

C:\Users\123\Desktop\сл.png

- Почему слова написаны с «окошком»?

- В какой части слова?

- Произнесите слова. Как произносятся суффиксы?

В рабочей тетради № 52 – выполняют самостоятельно.

Проверка.

На интерактивной доске:

Закончите фразу: В русском языке есть два суффикса: -ек, -ик, которые без ударения звучат _____ (одинаково). Писать их, доверяя слуху, ______ (нельзя).

Значит, является ли написание буквы гласного в суффиксах орфограммой? Почему? (есть выбор букв).

- Какую букву выбрать в словах?

Слайд:

- Докажите.

-Значит, какую проблему предстоит решать на уроке?

Слайд:

- Сформулируйте цель (узнать, когда пишется суффикс –ик, а когда –ек).

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Организует поисковую работу обучающихся.

Организует подводящий диалог.

Организует проверку действий учащихся.

Помогает сформулировать проблему и цель урока.

Записывают слова.

Находят общие признаки слов.

Образуют однокоренные слова, проговаривают их.

Самостоятельно выполняют задание в тетради.

Дополняют схему.

Заканчивают вывод.

Отвечают на вопросы учителя.

Высказывают предположения,

обосновывают их.

(- огурч.к:  -ек, т.к. проверочное слово огурец

- непроверяемая гласная в суффиксе

- еще не знаем)

Осознают границы знания и незнания.

Формулируют проблему урока.

Формулируют цель урока.

Выявлять место и причину затруднения.

Выдвигать версии.

Самостоятельно формулировать проблему урока. (Р)

Осуществлять целенаправленные сравнение, синтез.

Представлять информацию в виде схемы.  (П)

Излагать свое мнение, аргументируя его.

Участвовать в диалоге.

Понимать и принимать позицию другого. (К)

Открытие нового знания

Цель: организовать поиск решения учебной проблемы

10 мин

Слайд:

- Что происходит со словом? (изменяется форма)

- Что происходит с гласным в суффиксе?

- Какое правило можно вывести из наших наблюдений?

- Откройте учебник, прочитайте правило.

- Совпадает вывод учебника с нашим выводом?

-Как будем действовать, чтобы определить букву гласного в суффиксе? Что сначала?

(пишу с пропуском)

- Почему? (гласный в суффиксе безударный)

- Что потом?..

Слайд:

Организует наблюдение.

С помощью подводящего диалога направляет детей к формулированию правила.

Вместе с учащимися составляет алгоритм выбора гласной в суффиксе.

По таблице и с помощью вопросов учителя находят способ действия.

Формулируют выводы наблюдений.

Читают правило., сравнивают со своей формулировкой.

Совместно с учителем составляют алгоритм .

Проводить анализирующее наблюдение.

Находить информацию в таблице, используя ИКТ.

Структурировать знания.

(П)

Осознавать способ действия. (Р)

Участвовать в диалоге. (К)

Первичное закрепление

Цель: закрепить открытое знание, действуя по алгоритму.

8 мин

Упражнение в учебнике (можно использовать любой учебник).

2 слова – комментирование по алгоритму, остальные – работа в паре.

Организует работу в парах.

Комментируют выбор буквы в суффиксе, слушают комментарий, следуют ему.

Работают в паре, объясняя друг другу выбор буквы по алгоритму.

Работать по алгоритму. (Р)

Работать в паре, слушать и слышать другого. (К)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Цель: создать условия для самостоятельного выполнения типовых заданий на новый способ действия.

7 мин

На карточке слова: сад.к, букет.к, платоч.к, корабл.к, мешоч.к, молоточ.к, мост.к.

Задание на выбор: кто хорошо понял, записать слова в два столбика – с суффиксом –ик, с суффиксом –ек;

кто еще не уверен в своих силах, записать эти слова, вставляя пропущенные буквы.

Самопроверка по эталону.

Слайд:

Оценить свою работу. (+)

Предлагает выбрать задание.

Предъявляет эталон для самопроверки.

Выбирают задание, оценив свои возможности.

Самостоятельно выполняют задание.

Сравнивают выполненное задание с эталоном.

Оценивают свою работу.

Оценить свои возможности, сделать выбор уровня задания. (Л)

Классифицировать слова по заданному признаку. (П)

Осуществлять контроль, коррекцию и оценку своих действий. (Р)

Закрепление

Цель: применять новый способ действия в нестандартной ситуации.

4 мин

- Один ученик предложил такую проверку для слова кораблик

На доске: кораблик – корабли.

- Согласны ли вы с ним? Почему?

- Дополните и объясните схему.

На доске: 

Организует обсуждение.

Предъявляет часть схемы, предлагает ее закончить.

Анализируют предъявленную запись.

Высказывают свои суждения, аргументируя свое решение.

Объясняют схему, заканчивают ее.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Быть готовым изменить свою точку зрения. (К)

Находить информацию в схеме. Представлять информацию в схеме. (П)

Контролировать действия других. (Р)

Рефлексия

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

3 мин

- Над какой проблемой работали?

Слайд:

- Как решили проблему?

- Были ли у вас затруднения?

  Смогли их преодолеть?

- Оцените свою работу, продолжив фразу:

На сегодняшнем уроке я понял…,

я узнал…,

я разобрался…

На этом уроке меня порадовало…

Особенно мне понравилось…

После урока мне захотелось…

Сегодня мне удалось…

Я похвалил бы себя за…

Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.

Организует оценочные высказывания обучающихся.

Оценивает работу класса.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Осуществляют самооценку.

Оценивают степень успешности достижения цели урока. (Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. (К)

Осуществлять самооценку на основе критерия успешности. (Л)

Домашнее задание

1 мин

Упр. 57 + составить словарный диктант по новой  теме для одноклассников (по желанию)

Дает комментарий к домашнему заданию.

Предлагает дополнительное задание.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. "Значения суффиксов". 2 класс

Конспект урока по русскому языку "Значения суффиксов" (2 класс) к УМК "XXI век". К конспекту прилагается презентация и раздаточный материал....

Урок русского языка. Тема: "Суффикс - значимая часть слова". 3 класс.

Урок русского языка.  3 класс "Суффикс - значимая часть слова"...

презинтация к уроку русский язык "Правописание суффиксов - онок и - енок

презинтация к уроку русский язык " Правописание слов с суффиксами - онок- и -енок-...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Значение суффиксов"

Урок русского языка в 3 классе по теме "Значение суффиксов" (УМК "Школа России")   Цели: 1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; ...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Урок русского языка "Правописание суффиксов ик, ек"

Предмет русский языкТип урока: открытие новых знанийТема: «Правописание суффиксов –ик, -ек»Цели урока·         предметные: формировать умение грамотно писать сл...

Урок русского языка «Правописание суффиксов -ик-, -ек-»

Материал включает в себя технологическую карту урока и презентацию, которая помогает учащимся выделить и сформулировать познавательную цель урока, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты п...