Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Соболевская Ольга Петровна

Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 1 классе «Школа России» по теме «Алфавит». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alfavit.rar1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 1 класс

УМК «Школа  России»

Тема урока:  Алфавит.

Тип урока:  обобщение знаний.

Цели урока: 

Образовательная:

  • Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Познакомить детей с понятием «алфавитный порядок».
  • Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.

Развивающая:

  • Формировать у детей универсальные учебные действия.
  • Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи.

Воспитательная:

  • Формировать интерес к изучению родного языка.
  • Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы

Используемые технологии:   проблемного обучения; ИКТ.

Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.

Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.

Оборудование: презентация,  раздаточный материал, выставка книг.

Планируемый результат (формируемые УУД):

регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);

познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).

Ожидаемый результат: Дети научатся применять знание алфавита при выполнении практических заданий.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес

Доброе утро, друзья!

Доброе утро, страна!

Доброе утро всем!

Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться.

Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь.

 «Дарят» друг другу улыбки

Настраиваются на урок

Личностные:

-осознание себя как ученика.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать

II. Актуализация знаний  

Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия

1..Чистописание

Подготовка руки к письму

Большой пальчик мы потрём

Указательный пожмём

Средний с вами мы погладим

Безымянный пощипаем

А мизинчик разотрём

Кистью дружно мы встряхнём

И писать теперь начнём.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы.

-Предлагаю сыграть в игру  «Правильно - неправильно».

- Если вы считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным - «н».

 (слайд 2-3 – напомнить как правильно пишутся буквы н и п)

1. Алфавит и азбука имеют одно и то же значение.

2. В старославянском языке буква «а» называлась «азъ».

3. В русском алфавите 6 гласных букв.

4.В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков.

5. В русском алфавите 32 буквы.

Самопроверка  (слайд 4)

- Почему в 3 и 5 вопросах поставили «н»?

- Оцените себя на листе самоконтроля.

- Установи закономерность и допиши строчку до конца.

- Подчеркни самую красивую букву.

Выполняют  разминку для пальчиков.

п п н п н

- В русском алфавите 10 гласных букв. В русском алфавите - 33 буквы.

Дети оценивают себя по схеме:

+ знаю, умею,                                                                                          - не знаю, не умею,

 ? сомневаюсь.

Личностные:

- установка на здоровый образ жизни

Личностные:

-самооценка

Познавательные:

- Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные:

- умение слушать и слышать.

-вступать в диалог.

-владеть вербальными и невербальными средствами речи.

-умение полно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

- анализ и самоконтроль деятельности

III. Постановка цели урока.  

 Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели.

- Вспомните мои утверждения и сформулируйте тему урока.

(слайд 5)

- Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока.

УЗНАТЬ:

НАУЧИТЬСЯ:

Тема. Алфавит

Формулируют цель:

-узнать, как образовалось слово «алфавит»,

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит.

Научиться располагать слова в алфавитном порядке.

Коммуникативные:

-Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

-Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные:

- Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя.

IV Закрепление знаний и способов действий.

Цель: систематизировать знания учащихся, полученных на прошлых уроках.

(слайд 6)

-Что такое алфавит?  

- Как образовалось слово «алфавит»?

(слайд 7)

- Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита».

-В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его.

(слайд 8)

-Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

-Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»).

-Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»?

- Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке

 - Каждая буква занимает свое место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем.

-Про алфавит придумано много загадок и стихов.

- Для чего придуманы эти стихи и загадки?

- Много поэтов трудились, чтобы помочь ребятам запомнить алфавит. Обратить внимание на выставку авторских книг.

- А чтобы нам веселее было запоминать порядок этих букв в алфавите, споем  одну песенку.

(слайд 8 щелчок по автофигуре справа  файл Песенка «Поем русский алфавит» )

- Какую ошибку заметили в песенке?

- Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа – это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву. (Приложение №1)  

- Назовите расшифрованные слова.

- Что это за слова?

(слайд 9)

- Чем знамениты Кирилл и Мефодий?

- А сколько букв сейчас в нашей Азбуке?

- Почему так важно знать порядок букв?

- Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей. Необходим алфавит и при составлении разных словарей (показать словарь С.И.Ожегова)

- Где в таком огромном словаре (в начале, в середине или в конце) найти, например, слово «молодец»?

- Не знал этого мальчик Коля и вот, что произошло… (Слайд 9 (щелчок по автофигуре справа) Файл «Зачем надо знать алфавит»)

- Так почему так важно знать порядок расположения букв? Где это может пригодиться в жизни?

Дети высказывают свои предположения.

Алфавит- это последовательность букв русского языка.

Азбука

Чтобы помочь запомнить буквы и их порядок.

 Называются подряд буквы Ъ и Ь

Кирилл и Мефодий

Имена

Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. ( В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали).

33 буквы

Чтобы быстро находить нужную информацию.

Познавательные:

-Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные:

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Регулятивные :

-Уметь работать по коллективно составленному плану

V. Физкультминутка                  Цель: снятие утомления

(слайд 10)

- Чтобы мы не попали в такую ситуацию, перед новым заданием надо дать глазкам отдохнуть и попорхать по буквам вместе с бабочкой.

- А кто прочитал слово вместе с бабочкой?

умнички

VI. Практическое применение знаний и способов действий

Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах  и группах.

- Постарайтесь найти группу букв, которая является частью алфавита.  (приложение №2)

                   А, Б, Г, О, Ю, М, К, Я, П  

                  А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, Ж

                  Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ

Самопроверка по образцу (слайд 11)

- Оцените себя на листе самоконтроля.

- Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”. Работа в группах. (Приложение №3)

  1. Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”, вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”.
  2. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”.
  3. Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Ъ”, вторая – за буквой “Д”, третья – за буквой “К”, четвёртая – перед “Э”.
  4. В слове четыре буквы. Первая буква этого слова в алфавите – девятая, вторая буква в алфавите – двадцать первая, третья буква в алфавите – вторая, четвёртая буква в алфавите – восемнадцатая.

 - На какие группы можно разделить слова?

-Что общего у этих слов?

-В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались?

-Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке.

- Оцените себя на листе самоконтроля.

Расположите слова (дерево, корни, друзья, человек) в алфавитном порядке.

-Как расположили слова в алфавитном порядке?

- Оцените себя на листе самоконтроля.

Работа в паре.

 Оценивают себя по условным знакам (+, -,  ? )

Волк, коса, щель, зубр.

(Представитель от группы записывает слово на доске, делит на слоги, ставит ударение)

Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода;  1 слог и 2 слога; ударение 

Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет. 

Вол, оса, ель, зуб.

Вол, ель, зуб, оса.

Оценивают себя по условным знакам (+, -,  ? )

Учащиеся  располагают слова в алфавитном порядке.

Возникает проблема: два слова с одной и той же буквы.

 Каждая группа демонстрирует свой вариант.  

Смотрели на 2 букву.

Оценивают себя по условным знакам (+, -,  ? )

Личностные:

-самооценка;

- смыслообразование (познавательная мотивация, интерес к новому).

Познавательные:

 - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:

- умение работать в паре, группе;

- сотрудничество и взаимопроверка

VII. Физкультминутка                  Цель: снятие утомления через физические упражнения.

 (слайд 12)

- Отдыхать - отдыхай,

  Но алфавит не забывай.

- Проговариваем чётко каждую букву алфавита.

- Говорим 1 строку - солдатский шаг

                  2 строку - прыжки вперед

                  3 строку - прыжки назад

                  4 строку – приседания

                  5 строку – ходьба на месте

VIII. Контроль и проверка знаний.

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий

 Самостоятельная разноуровневая работа. (Приложение №4)

1 уровень:

 “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.

img2 

2 уровень:

У Бориса Заходера есть такие строки

Мне нужны такие вещи:

Молоток, напильник, клещи.

Названия инструментов запишите в алфавитном порядке.

3 уровень:

Даны  картинки с изображением инструментов:

шило, игла, ножницы.

Написать название инструментов в алфавитном порядке.

Самопроверка по образцу

- Оцените себя на листе самоконтроля.

Учащиеся выбирают и выполняют задание, которое им доступно.

Оценивают себя по условным знакам (+, -,  ? )

Регулятивные:

- Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

-Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

-Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок 

Личностные:

-Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности

(слайд 13)

Подведем итог. Закончите фразы:

- Я узнал(а), что алфавит – это…

- Слово «алфавит» можно заменить словом …

- Алфавит поможет…

- Мне понравилось…

- Мне не понравилось…

- А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя  за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен.

Слова – признаки

Задавать вопросы к этим словам, находить их в тексте.

Ученики поднимают ладошки, потом хлопают

Регулятивные:

-контроль и оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения).

- саморегуляция.

Познавательные:

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности

Личностные:

-самооценка.

Использованные ресурсы.  

  • Дмитриева О.И. "Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого",  1 класс, Москва, "ВАКО", 2012 г.
  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.  Учебник для 1 класса начальной школы по русскому языку. Москва, "Просвещение", 2011г.
  • В.А. Шукейло «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения», Санкт-Петербург , «СМИО Пресс», 1998 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".

Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....

Презентация к уроку русского языка 1 класс по теме "Алфавит"

Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом....

Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"

Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...