Урок русского языка в 1 классе по теме «Алфавит»
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Технологическая карта и презентация к уроку русского языка в 1 классе «Школа России» по теме «Алфавит».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alfavit.rar | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 1 класс
УМК «Школа России»
Тема урока: Алфавит.
Тип урока: обобщение знаний.
Цели урока:
Образовательная:
- Создать условия для формирования и усвоения знаний об алфавите. Познакомить детей с понятием «алфавитный порядок».
- Способствовать осознанию детьми практической необходимости знания алфавита.
Развивающая:
- Формировать у детей универсальные учебные действия.
- Развивать устную речь учащихся, совершенствовать культуру речи.
Воспитательная:
- Формировать интерес к изучению родного языка.
- Воспитывать чувство взаимоуважения, дружбы
Используемые технологии: проблемного обучения; ИКТ.
Используемые методы: словесные; наглядно-иллюстративные; частично-поисковый; диалогический.
Используемые формы организации познавательной деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, выставка книг.
Планируемый результат (формируемые УУД):
регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, коррекция);
познавательные (общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
логические УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, обобщение, построение логической цепи рассуждений, доказательство);
коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речи в соответствии с нормами родного языка).
Ожидаемый результат: Дети научатся применять знание алфавита при выполнении практических заданий.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся. Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес | Доброе утро, друзья! Доброе утро, страна! Доброе утро всем! Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие. - Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!" - Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- ) - Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!... - Доброе утро всем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! ... - Доброе утро всем, кто любит конфеты! ... - Доброе утро всем, кто хочет сегодня чему-то научиться. Попробуйте сохранить доброе настроение в течение всего урока. Тихонько садитесь. | «Дарят» друг другу улыбки Настраиваются на урок | Личностные: -осознание себя как ученика. Коммуникативные: - умение слушать и слышать |
II. Актуализация знаний Цель: актуализация знаний, достаточных для построения нового знания, фиксация учащимися затруднений в выполнении учебного действия | 1..Чистописание Подготовка руки к письму Большой пальчик мы потрём Указательный пожмём Средний с вами мы погладим Безымянный пощипаем А мизинчик разотрём Кистью дружно мы встряхнём И писать теперь начнём. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Обратите внимание на орфограммы. -Предлагаю сыграть в игру «Правильно - неправильно». - Если вы считаете моё утверждение правильным, пишите строчную «п», неправильным - «н». (слайд 2-3 – напомнить как правильно пишутся буквы н и п) 1. Алфавит и азбука имеют одно и то же значение. 2. В старославянском языке буква «а» называлась «азъ». 3. В русском алфавите 6 гласных букв. 4.В русском языке есть буквы, которые не обозначают звуков. 5. В русском алфавите 32 буквы. Самопроверка (слайд 4) - Почему в 3 и 5 вопросах поставили «н»? - Оцените себя на листе самоконтроля. - Установи закономерность и допиши строчку до конца. - Подчеркни самую красивую букву. | Выполняют разминку для пальчиков. п п н п н - В русском алфавите 10 гласных букв. В русском алфавите - 33 буквы. Дети оценивают себя по схеме: + знаю, умею, - не знаю, не умею, ? сомневаюсь. | Личностные: - установка на здоровый образ жизни Личностные: -самооценка Познавательные: - Осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: - умение слушать и слышать. -вступать в диалог. -владеть вербальными и невербальными средствами речи. -умение полно и точно выражать свои мысли. Регулятивные: - анализ и самоконтроль деятельности |
III. Постановка цели урока. Цель: сформулировать и согласовать тему и цель урока, построить план достижения цели. | - Вспомните мои утверждения и сформулируйте тему урока. (слайд 5) - Отталкиваясь от темы и пользуясь опорными словами, сформулируйте цель нашего урока. УЗНАТЬ: НАУЧИТЬСЯ: | Тема. Алфавит Формулируют цель: -узнать, как образовалось слово «алфавит», -для чего нужен алфавит, - где применяют алфавит. Научиться располагать слова в алфавитном порядке. | Коммуникативные: -Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: -Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные: - Умение определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя. |
IV Закрепление знаний и способов действий. Цель: систематизировать знания учащихся, полученных на прошлых уроках. | (слайд 6) -Что такое алфавит? - Как образовалось слово «алфавит»? (слайд 7) - Слово «алфавит» - греческое. Образовалось от названия первых двух букв греческого алфавита – «альфа» и «вита». -В русском языке есть слово, близкое по значению к слову алфавит. Назовите его. (слайд 8) -Это слово появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв. -Прочитайте, как назывались буквы А и Б («аз» и «буки»). -Объясните, как образовалось в русском языке слово «азбука»? - Так и живут у нас слова-братья: русское слово «азбука» и греческое «алфавит», а обозначают одно и тоже – буквы, расположенные в установленном порядке - Каждая буква занимает свое место и имеет название. Вам не нравится, когда ваше имя произносят неправильно. Вот и буквы обижаются, когда их имена забывают. Давайте правильно их назовем. -Про алфавит придумано много загадок и стихов. - Для чего придуманы эти стихи и загадки? - Много поэтов трудились, чтобы помочь ребятам запомнить алфавит. Обратить внимание на выставку авторских книг. - А чтобы нам веселее было запоминать порядок этих букв в алфавите, споем одну песенку. (слайд 8 щелчок по автофигуре справа файл Песенка «Поем русский алфавит» ) - Какую ошибку заметили в песенке? - Внизу, под алфавитом, зашифровано слово, оно записано цифрами. Числа – это номер места каждой буквы в алфавите. Запишите под цифрами нужную букву. (Приложение №1) - Назовите расшифрованные слова. - Что это за слова? (слайд 9) - Чем знамениты Кирилл и Мефодий? - А сколько букв сейчас в нашей Азбуке? - Почему так важно знать порядок букв? - Алфавит используется для составления различных справочников (например, телефонного), каталогов. В регистратуре поликлиники медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов. В библиотеке книги расставлены в алфавитном порядке фамилий писателей. Необходим алфавит и при составлении разных словарей (показать словарь С.И.Ожегова) - Где в таком огромном словаре (в начале, в середине или в конце) найти, например, слово «молодец»? - Не знал этого мальчик Коля и вот, что произошло… (Слайд 9 (щелчок по автофигуре справа) Файл «Зачем надо знать алфавит») - Так почему так важно знать порядок расположения букв? Где это может пригодиться в жизни? | Дети высказывают свои предположения. Алфавит- это последовательность букв русского языка. Азбука Чтобы помочь запомнить буквы и их порядок. Называются подряд буквы Ъ и Ь Кирилл и Мефодий Имена Кирилл и Мефодий - братья. Родились в Греции. Они служили церкви, были монахами и учеными. Это они придумали Азбуку, буквы, для наших предков в далеком прошлом. ( В старорусском алфавите было 43 буквы: 25 братья взяли из греческого алфавита, а 18 букв придумали). 33 буквы Чтобы быстро находить нужную информацию. | Познавательные: -Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Коммуникативные: - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные : -Уметь работать по коллективно составленному плану |
V. Физкультминутка Цель: снятие утомления | (слайд 10) - Чтобы мы не попали в такую ситуацию, перед новым заданием надо дать глазкам отдохнуть и попорхать по буквам вместе с бабочкой. - А кто прочитал слово вместе с бабочкой? | умнички | |
VI. Практическое применение знаний и способов действий Цель: Организовать решение учащимися практико-ориентированных заданий в парах и группах. | - Постарайтесь найти группу букв, которая является частью алфавита. (приложение №2) А, Б, Г, О, Ю, М, К, Я, П А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, З, Ж Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ Самопроверка по образцу (слайд 11) - Оцените себя на листе самоконтроля. - Поиграем в игру “Знаешь алфавит – угадаешь слово”. Работа в группах. (Приложение №3)
- На какие группы можно разделить слова? -Что общего у этих слов? -В каждом их этих слов спряталось ещё одно слово. Какие слова спрятались? -Запишите слова, которые вы нашли в алфавитном порядке. - Оцените себя на листе самоконтроля. Расположите слова (дерево, корни, друзья, человек) в алфавитном порядке. -Как расположили слова в алфавитном порядке? - Оцените себя на листе самоконтроля. | Работа в паре. Оценивают себя по условным знакам (+, -, ? ) Волк, коса, щель, зубр. (Представитель от группы записывает слово на доске, делит на слоги, ставит ударение) Одушевлённые и неодушевлённые; мужского рода и женского рода; 1 слог и 2 слога; ударение Они единственного числа, нарицательные, обозначают предмет. Вол, оса, ель, зуб. Вол, ель, зуб, оса. Оценивают себя по условным знакам (+, -, ? ) Учащиеся располагают слова в алфавитном порядке. Возникает проблема: два слова с одной и той же буквы. Каждая группа демонстрирует свой вариант. Смотрели на 2 букву. Оценивают себя по условным знакам (+, -, ? ) | Личностные: -самооценка; - смыслообразование (познавательная мотивация, интерес к новому). Познавательные: - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; -уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: - умение работать в паре, группе; - сотрудничество и взаимопроверка |
VII. Физкультминутка Цель: снятие утомления через физические упражнения. | (слайд 12) - Отдыхать - отдыхай, Но алфавит не забывай. - Проговариваем чётко каждую букву алфавита. - Говорим 1 строку - солдатский шаг 2 строку - прыжки вперед 3 строку - прыжки назад 4 строку – приседания 5 строку – ходьба на месте | ||
VIII. Контроль и проверка знаний. Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий | Самостоятельная разноуровневая работа. (Приложение №4) 1 уровень: “Алфавит – художник”. Соедините все буквы русского алфавита по порядку и у вас получится картинка.
2 уровень: У Бориса Заходера есть такие строки Мне нужны такие вещи: Молоток, напильник, клещи. Названия инструментов запишите в алфавитном порядке. 3 уровень: Даны картинки с изображением инструментов: шило, игла, ножницы. Написать название инструментов в алфавитном порядке. Самопроверка по образцу - Оцените себя на листе самоконтроля. | Учащиеся выбирают и выполняют задание, которое им доступно. Оценивают себя по условным знакам (+, -, ? ) | Регулятивные: - Уметь проговаривать последовательность действий на уроке -Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей -Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
IX. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности Цель: соотнести поставленную цель и результаты, способствовать формированию самооценки своей деятельности | (слайд 13) Подведем итог. Закончите фразы: - Я узнал(а), что алфавит – это… - Слово «алфавит» можно заменить словом … - Алфавит поможет… - Мне понравилось… - Мне не понравилось… - А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем уроке – соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на уроке. Вы замечательно потрудились. Спасибо вам! Урок окончен. | Слова – признаки Задавать вопросы к этим словам, находить их в тексте. Ученики поднимают ладошки, потом хлопают | Регулятивные: -контроль и оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения). - саморегуляция. Познавательные: -Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. -рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результата деятельности Личностные: -самооценка. |
Использованные ресурсы.
- Дмитриева О.И. "Поурочные разработки по русскому языку к УМК В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого", 1 класс, Москва, "ВАКО", 2012 г.
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Учебник для 1 класса начальной школы по русскому языку. Москва, "Просвещение", 2011г.
- В.А. Шукейло «Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения», Санкт-Петербург , «СМИО Пресс», 1998 г.
- http://education.simcat.ru/school66/info/173 - Толковый словарь
- http://festival.1september.ru/articles/210349/?numb_artic=210349
- http://trunovalv.ucoz.ru/index/modelirovanie_uroka/0-19
- http://survincity.ru/2011/01/ne_orujie/ картинка шило
- http://www.invalirus.ru/forum_usertopic.html?id=12850 картинка игла
- http://trudovik.ucoz.ua/blog/6 картинка ножницы
- http://aida.ucoz.ru шаблон для презентации
- http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_obuchenija_gramote/10-1-2 алфавит
- http://viki.rdf.ru/ поем русский алфавит
- http://party.lovetoknow.com/Party_Themes_for_Sororities греческий алфавит
- http://www.shutterstock.com/gallery-uviaceslav.html русский алфавит
- http://young.rzd.ru/isvp/public/young?STRUCTURE_ID=5043&layer_id=3833&LayerId=3832&id=15379 Кирилл и Мефодий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 2 класс по теме:"Имя существительное. Урок-обобщение".
Урок русского языка по программе "Школа России". Это обобщающий урок по теме: "Имя существительное". Урок проводится в виде игры. Дети отправляются на поиски клада. Помимо воспитательных и развивающих...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...
План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"
" 4 класс Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка 1 класс по теме "Алфавит"
В данной работе практически решаются задачи ознакомления детей с темой "Алфавит", работа проходит в группах и фронтально....
Презентация к уроку русского языка 1 класс по теме "Алфавит"
Это второй урок по данной теме. Цель: формирование практических навыков пользования алфавитом....
Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Алфавит. Использование алфавита при работе с энциклопедиями"
Представленный урок является обобщающим по теме "Русский алфавит". Рекомендуется провести его в школьном информационно-библиотечном центре с целью формирования умений использовать алфавит на...