Простые и сложные предложения.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Простые и сложные предложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_predlozhenie.docx | 33.3 КБ |
rus.yaz_predlozhenie.docx | 33.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)
Учитель: Гурбан Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 189 «Шанс» г. Санкт-Петербург
Предмет: русский язык
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Цель и ожидаемый результат: формирование представлений о способах соединения простых предложений в составе сложного, умений расставлять знаки препинания в сложных предложениях с союзами и без, ввести в активную речевую практику учащихся термины: простое предложение, сложное предложение, союзы, грамматическая основа.
Задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Оборудование | |
1.Вводно - мотивационный Каллиграфическая минутка Проблемная ситуация Самостоятельная работа | Совершенствовать умения самоорганизации, нацеливать себя на получение необходимой информации Аккуратность и безотрывность письма Активизация логического мышления и внимания Привитие желания самостоятельно выполнять и контролировать свои действия в формате поставленной учебной задачи | - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Читает отрывок из стих - ия Ивана Бунина «Листопад»: - За окошком осень, но мы не будем грустить по ушедшему лету. - Давайте перед началом урока внимательно посмотрим в глаза друг другу, подарим улыбку себе и нашим гостям. - Открываем тетради, запишем число, классная работа и пропишем буквы, которые вы видите на доске. - Для темы урока оставим строку, потому что тему урока вы постараетесь сформулировать сами немного позже. - Могут ли эти буквы быть словами? - Когда? Как они называются в грамматике? - Когда мы в своей речи используем союзы? - Какие вы знаете союзы? - Что такое грамматическая основа?
- Чтобы ответить на данный вопрос, вы понаблюдаете за двумя предложениями - Строки из стихотворения «Листопад» И.Бунина вы видите на доске. - Я предлагаю вам списать предложения, подчеркнуть главные члены предложения и составить схемы к данным предложениям. Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает дозированную помощь - Может ли в одном предложении быть несколько грамматических основ? -Что можем сказать о первом предложении? Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
-Что можем сказать о втором предложении? Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
| Обучающиеся улыбаются друг другу, гостям Спокойно садятся Показывают учителю свою готовность к уроку - Могут - Если они союзы - Союз – служебная часть речи. - Перечисляем - А, но, да, и - Главные члены предложения Работа в тетрадях Обучающиеся записывают в тетради предложения и составляют схемы - Может - Предложение простое с однородными определениями, их пять, они относятся к слову лес; одна грамматическая основа лес стоит - Предложение сложное состоит из двух частей, две грамматические основы: лес пахнет, он высох, соединенные без союзов; первая часть предложения осложнена однородными дополнениями дубом и сосной, соединенными союзом и | Личностные (внутренняя готовность к восприятию материала) Метапредметные: Коммуникативные (осуществлять сотрудничество со сверстниками и учителем) Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу, планировать её выполнение) Познавательные (поиск необходимой информации) Личностные (регуляция своего поведения) Метапредметные: Регулятивные (планировать реализацию учебной задачи) Познавательные (умение пользоваться ранее полученной информацией) Регулятивные (вносить изменения в свои учебные действия) Личностные (уметь адекватно мотивировать свою учебную деятельность) Метапредметные: Познавательные (общие приемы решения задач, обоснованность своих суждений) Коммуникативные (умение учитывать мнение партнера, четко высказывать свое мнение) Познавательные (использование знаково – символистических средств) | На интерактивной доске осенний лес, легкая музыка Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной Сегодня целый день играет В траве последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом. На доске записаны буквы) и // а// но// а// но// и// ... На интерактивной доске Союз – служебная часть речи Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое На интерактивной доске вопрос Может ли в предложении быть несколько грамматических основ? 1. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
2. Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца. На доске появляются характеристики предложений после того, как обучающиеся их дадут Схемы предложений появляются на доске для возможности самопроверки |
2. Формулировка целей и учебной задачи | Продолжать учить самостоятельно формулировать цели урока, ставить перед собой учебную задачу, исходя из целеполагания урока | - Постарайтесь самостоятельно сформулировать учебную задачу на сегодняшний урок - О каких предложениях мы будем говорить и учиться различать - Запишите тему урока в тетради | - Будем говорить о простых и сложных предложениях - Учиться различать простые и сложные предложения. - Не путать сложные предложения с простыми - Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с союзами и без. | Личностные (способность к самомотивации учебной деятельности) Метапредметные: Регулятивные (принятие учебной задачи) Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве) Познавательные (логичность действий и операций) | На интерактивной доске Простые и сложные предложения. 1.Учиться различать простые и сложные предложения. 2.Не путать сложные предложения с простыми предложениями с однородными членами. 3.Расставлять знаки препинания в сложных предложениях |
3.Повторение Первичная проверка знаний Устные подготовительные задания Вывод Вывод | Совершенствование навыков распознавания простых и сложных предложений Совершенствовать умения обобщать, делать выводы из всего сказанного Продолжать учить строить умозаключения на основании изученного | Учитель предлагает открыть учебники Прочитать правило на с.43 Выполнить устно упр. № 74 Упр. № 75, 76 (устно, подумайте, объясните) Устно с. 44 упражнение № 77 - Что надо сделать, чтобы определить простое предложение или сложное? - Что можем сказать о первом предложении? - Что можем сказать о втором предложении? - Что можем сказать о третьем предложении? - Какой можем сделать вывод о соединении простых предложений в составе сложного? - Когда в русском языке используют союзы? - Давайте сравним, как ставятся знаки препинания при однородных членах с союзами?
- Сделайте вывод о знаках препинания в сложных предложениях | Открывают учебники Читают правило Находят упр. №74 устно выполняют задание Устно выполняют Отвечают на поставленные вопросы - Найти грамматическую основу - Сложное, состоит из трех простых, соединенных без союзов; три грамматические основы: день прошел, царица вопит, дитя торопит -Сложное, состоит из 2 частей, соединенных союзом но, две грамматические основы: царевич злится, он жалеет -Сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и; две грамматические основы: царь Салтан зовет, удалец полетел Обучающиеся формулируют вывод и находят подтверждение в учебнике - При однородных членах, в сложных предложениях -Если употребляются союзы а или но, то запятые ставятся всегда; если союз и, то не всегда Обучающиеся делают вывод, и он появляется на интерактивной доске | Метапредметные: Регулятивные (планировать свои действия в зависимости от учебной задачи) Коммуникативные (умело формулировать свои высказывания) Познавательные (уметь обобщать прочитанное, обосновывать свои суждения) Познавательные (поиск необходимой информации, умение её скорректировать, обобщить и сформулировать в стройное высказывание) Коммуникативные (учитывать позицию и мнение собеседника, адекватно передавать полученную информацию) Познавательные (уметь строить умозаключения на основе вышесказанного) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, основываясь на ранее полученных знаниях) Познавательные (структурирование полученных знаний) | Работа с учебником Правило с . 43 На интерактивной доске появляется 1) Предложение с одной грамматической основой – простое. 2) Предложение, в котором несколько грамматических основ – сложное. Грамматическая основа На доске постепенно по мере называния обучающимися появляются грамматические основы предложений, чтобы можно было проверить правильность ответов Вывод на интерактивной доске Простые предложения в составе сложного могут соединяться без союзов или с помощью союзов и, а, но. Учебник с.44 правило Вывод интерактивной на доске В сложных предложениях запятые ставятся всегда, чтобы отделить одно простое предложение от другого, не зависимо от того есть союзы или их нет |
4.Динамическая пауза | Дать возможность мышцам расслабиться, отдохнуть, восстановить трудоспособность Эмоциональный настрой на дальнейшую работу | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И на лево надо тоже Поглядеть из – под ладошек. И направо и ещё Через левое плечо | Поднимают Опускают Разворачивают Прижимают Хлопают Прижимают ладони к глазам Расставили ноги Повернулись вправо Оглянулись Повернулись влево Поглядели Поглядели направо Поглядели налево | Личностные (эмоциональный настрой, умение настроить себя на позитив) | На интерактивной доске человечки двигаются под музыку |
5.Практикум Самостоятельная работа по закреплению изученного Проблемный вопрос Проверка Словарная работа Проверка | Совершенствовать навыки распознавания сложных и простых предложений Активизация логического мышления и внимания Учить самостоятельно контролировать выполнение своих заданий Анализ, заучивание и знание правописания слов с непроверяемыми орфограммами Учить самоанализу своих действий | - Открыли учебники с. 44 № 78 (поэтапно выполняем задания) Упражнение 1 уровня - Прочитайте текст. В нем есть слова с пропущенными орфограммами - Слова разнесем в три столбика, по месту нахождения орфограммы - Проверьте свои записи, верно ли разнесли слова по столбикам Упражнение 2 уровня -Упр. № 78, самостоятельно среди предложений ищем простые и сложные - Выписываем только сложное предложение, подчеркиваем грамматические основы, составляем схему, доказываем - Нужен ли полный разбор предложения для того, чтобы узнать простое - Дадим характеристику предложения - Какое настроение было у ребят? Учитель записывает на доске наиболее удачное предложение Прекрасный осенний день радовал меня солнечным светом и ярко-голубым небом. - Что можем сказать о предложении? Упражнение 3 уровня - Ваша задача усложняется. Вам дан текст. Прочитайте его. - Все ли в нем в порядке? - Что надо помнить при расстановке запятых? - Нужен ли полный разбор предложения для того, чтобы узнать простое оно или сложное? - Я предлагаю вам найти сложное предложение, выписать его, подчеркнуть грамматические основы и составить схему. - Даем характеристику предложения, доказываем. | Обучающиеся открыли учебники Обучающиеся выполняют 1 задание в тетради, выписывают слова из текста в три столбика по месту нахождения орфограммы Обучающиеся проверяют записи, сверяют с доской, идет обсуждение и доказательство Обучающиеся выполняют самостоятельно задание в тетради Выделяют грамматические основы, составляют схему сложного предложения - Достаточно найти грамматическую основу - Сложное, состоит из трех частей, имеет три грамматические основы: солнце светило, мы перешли, тропинка вывела; первая и вторая части соединены без союзов, вторая и третья соединены союзом и; каждая часть отделена запятой - Прекрасное Запись слова в словари, разбор орфограммы, составление предложений с данным словом - Простое, с однородными определениями, соединенными союзом и, одна грамматическая основа день радовал Обучающиеся читают текст - Не хватает запятых - Простое или сложное предложение, есть союзы или нет, однородные члены - Достаточно найти грамматические основы Обучающиеся выписывают сложное предложение, выделяют грамматические основы, составляют схему предложения Обучающиеся доказывают правильность своего выбора | Личностные (внутренняя готовность к самостоятельной работе) Метапредметные: Регулятивные (умение планировать свою учебную деятельность) Познавательные (формулировка проблемы и её реализация) Коммуникативные (умение четко отобразить в речи правильность своих мыслей, с адекватной передачей информации) Личностные (внутренняя готовность к активному размышлению над поставленной проблемой) Метапредметные: Познавательные (использование знаков и символов для закрепления и обобщения полученных знаний) Познавательные (наблюдение за правописанием слов с непроверяемыми написаниями, корректировка имеющихся знаний) Регулятивные (работать по предложенному плану учителя с корректировкой собственной деятельности) Личностные (понимание смысла выполнения нестандартных заданий) Познавательные (сравнение простых и сложных предложений, обобщение знаний для выполнения усложненного варианта задания) Коммуникативные (отображать предметное содержание деятельности в речи) | На интерактивной доске появляются корень приставка суффикс собака отправились по мостику березовую прогулку овражек настроение лесная тропинка вывела на вырубки На интерактивной доске правильный вариант выполнения задания На интерактивной доске появляется Светило солнце, мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на вырубки. [= – ],[ – = ], и [ – =]. На интерактивной доске появляется прекрасный Индивидуальные словари На интерактивной доске появляется предложение
На интерактивной доске текст без запятых В лесу было холодно и пахло прелым листом. На суку сидел тетерев и что – то бормотал себе под нос. Природа готовилась встретить зиму, и перелетные птицы покинули окрестные леса до будущего года. На интерактивной доске появляется предложение и схема [ – = ], и [ – =]. |
6.Динамическая пауза | Улучшить мозговое кровообращение, снять усталость с глаз и шеи | - Не поворачивая головы, только глазами смотрим вверх, вниз, влево, вправо, рисуем круги глазами; голову наклонили вперед, назад, повернули влево, вправо, сделали круг головой в одну и другую сторону | Обучающиеся выполняют действия под руководством учителя | Регулятивные (работа по предложенному плану) | На интерактивной доске человечки двигаются под музыку |
7.Контроль знаний
| Совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать логическое мышление | - У вас на столах лежат карточки с заданиями - Вы, выполнив задания, сможете проверить и закрепить свои знания о простом и сложном предложениях - Читайте внимательно задания, около правильных выбранных вами ответов поставьте знак плюс - Карточки подпишите и в конце урока сдайте - Карточки я проверю и пойму, кто понял тему, а кому еще нужна моя помощь | Обучающиеся читают задания на карточках, вчитываются внимательно Выполняют задания прямо на карточке Ставят знак плюс рядом с выбранным ответом, расставляют запятые, где требуется | Личностные (оценить свои возможности по самостоятельному выполнению заданий в пределах поставленной учебной задачи)) Метапредметные: Регулятивные (принять поставленную учителем задачу, спланировать её реализацию, скорректировать свои действия) Познавательные (использовать общие приемы решения задач с учетом собственных особенностей)
| 1. Выбери верное утверждение: Сложное — это: а) предложение выражает законченную мысль, б) предложение, состоит из нескольких простых 2. Найди сложное предложение 1. Осенью калину украшают бордовые листья и гроздья красных плодов. 2. В дуплах старых осин располагаются ночные и дневные птицы, а белки прячут свои запасы. 3. Расставь знаки препинания 1. Листья клена сверкали от лучей яркого солнца а журавлиный клин медленно исчезал вдали. 2. Скоро выпал первый снег и земля оделась в нарядные одежды. |
8.Итог урока | Совершенствовать навыки обобщения, выделения главного, существенного из общего объема информации
| - Какие учебные задачи мы поставили перед собой в начале урока? - Что надо помнить, чтобы отличить простое предложение от сложного? | - Учиться различать простые и сложные предложения; - Не путать сложные предложения с простыми с однородными членами; - Расставлять знаки препинания в сложных предложениях В простом предложении одна грамматическая основа. В сложном две и более. | Метапредметные Коммуникативные (адекватно передавать информацию и отображать в своей речи предметное содержание деятельности) Познавательные (обоснованность суждений, умение делать выводы, обобщения и умозаключения) | На интерактивной доске формулировки появляются постепенно, по мере называния их обучающимися |
9. Домашнее задание | Уметь правильно оценить свои возможности при выборе задания | - Запишите домашнее задание по выбору, разной степени сложности | Обучающиеся записывают задание в дневники | Личностные (умение адекватно оценить свои возможности) | На интерактивной доске с.45 упр. № 79 или с.45 упр. № 80 |
10.Рефлексия | Совершенствовать и развивать самооценку, личное сознание | - Всем спасибо. - Кто хорошо понял тему урока, покажет зеленый сигнал. - У кого остались сомнения, покажут желтый сигнал. - Кто затрудняется в данной теме, поднимет красный сигнал. - Урок окончен | Обучающиеся поднимают сигнальные карточки | Личностные (оценка своих достижений) Метапредметные: Регулятивные (оценить себя, оценить свою деятельность на уроке) | На интерактивной доске картинки осеннего леса, спокойная музыка |
Материально – техническое обеспечение
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Проектор
- Учебник «Русский язык» 4 класс (УМК «Школа России»)
- Сигнальные карточки с зелёным, жёлтым и красным цветами
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 4 классе (УМК «Школа России»)
Учитель: Гурбан Татьяна Георгиевна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 189 «Шанс» г. Санкт-Петербург
Предмет: русский язык
Тема урока: «Простые и сложные предложения»
Цель и ожидаемый результат: формирование представлений о способах соединения простых предложений в составе сложного, умений расставлять знаки препинания в сложных предложениях с союзами и без, ввести в активную речевую практику учащихся термины: простое предложение, сложное предложение, союзы, грамматическая основа.
Задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Оборудование | |
1.Вводно - мотивационный Каллиграфическая минутка Проблемная ситуация Самостоятельная работа | Совершенствовать умения самоорганизации, нацеливать себя на получение необходимой информации Аккуратность и безотрывность письма Активизация логического мышления и внимания Привитие желания самостоятельно выполнять и контролировать свои действия в формате поставленной учебной задачи | - Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Читает отрывок из стих - ия Ивана Бунина «Листопад»: - За окошком осень, но мы не будем грустить по ушедшему лету. - Давайте перед началом урока внимательно посмотрим в глаза друг другу, подарим улыбку себе и нашим гостям. - Открываем тетради, запишем число, классная работа и пропишем буквы, которые вы видите на доске. - Для темы урока оставим строку, потому что тему урока вы постараетесь сформулировать сами немного позже. - Могут ли эти буквы быть словами? - Когда? Как они называются в грамматике? - Когда мы в своей речи используем союзы? - Какие вы знаете союзы? - Что такое грамматическая основа?
- Чтобы ответить на данный вопрос, вы понаблюдаете за двумя предложениями - Строки из стихотворения «Листопад» И.Бунина вы видите на доске. - Я предлагаю вам списать предложения, подчеркнуть главные члены предложения и составить схемы к данным предложениям. Учитель контролирует выполнение заданий, оказывает дозированную помощь - Может ли в одном предложении быть несколько грамматических основ? -Что можем сказать о первом предложении? Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
-Что можем сказать о втором предложении? Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца.
| Обучающиеся улыбаются друг другу, гостям Спокойно садятся Показывают учителю свою готовность к уроку - Могут - Если они союзы - Союз – служебная часть речи. - Перечисляем - А, но, да, и - Главные члены предложения Работа в тетрадях Обучающиеся записывают в тетради предложения и составляют схемы - Может - Предложение простое с однородными определениями, их пять, они относятся к слову лес; одна грамматическая основа лес стоит - Предложение сложное состоит из двух частей, две грамматические основы: лес пахнет, он высох, соединенные без союзов; первая часть предложения осложнена однородными дополнениями дубом и сосной, соединенными союзом и | Личностные (внутренняя готовность к восприятию материала) Метапредметные: Коммуникативные (осуществлять сотрудничество со сверстниками и учителем) Регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу, планировать её выполнение) Познавательные (поиск необходимой информации) Личностные (регуляция своего поведения) Метапредметные: Регулятивные (планировать реализацию учебной задачи) Познавательные (умение пользоваться ранее полученной информацией) Регулятивные (вносить изменения в свои учебные действия) Личностные (уметь адекватно мотивировать свою учебную деятельность) Метапредметные: Познавательные (общие приемы решения задач, обоснованность своих суждений) Коммуникативные (умение учитывать мнение партнера, четко высказывать свое мнение) Познавательные (использование знаково – символистических средств) | На интерактивной доске осенний лес, легкая музыка Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной Сегодня целый день играет В траве последний мотылек И, точно белый лепесток, На паутине замирает, Пригретый солнечным теплом. На доске записаны буквы) и // а// но// а// но// и// ... На интерактивной доске Союз – служебная часть речи Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое На интерактивной доске вопрос Может ли в предложении быть несколько грамматических основ? 1. Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.
2. Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца. На доске появляются характеристики предложений после того, как обучающиеся их дадут Схемы предложений появляются на доске для возможности самопроверки |
2. Формулировка целей и учебной задачи | Продолжать учить самостоятельно формулировать цели урока, ставить перед собой учебную задачу, исходя из целеполагания урока | - Постарайтесь самостоятельно сформулировать учебную задачу на сегодняшний урок - О каких предложениях мы будем говорить и учиться различать - Запишите тему урока в тетради | - Будем говорить о простых и сложных предложениях - Учиться различать простые и сложные предложения. - Не путать сложные предложения с простыми - Правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с союзами и без. | Личностные (способность к самомотивации учебной деятельности) Метапредметные: Регулятивные (принятие учебной задачи) Коммуникативные (умение работать в сотрудничестве) Познавательные (логичность действий и операций) | На интерактивной доске Простые и сложные предложения. 1.Учиться различать простые и сложные предложения. 2.Не путать сложные предложения с простыми предложениями с однородными членами. 3.Расставлять знаки препинания в сложных предложениях |
3.Повторение Первичная проверка знаний Устные подготовительные задания Вывод Вывод | Совершенствование навыков распознавания простых и сложных предложений Совершенствовать умения обобщать, делать выводы из всего сказанного Продолжать учить строить умозаключения на основании изученного | Учитель предлагает открыть учебники Прочитать правило на с.43 Выполнить устно упр. № 74 Упр. № 75, 76 (устно, подумайте, объясните) Устно с. 44 упражнение № 77 - Что надо сделать, чтобы определить простое предложение или сложное? - Что можем сказать о первом предложении? - Что можем сказать о втором предложении? - Что можем сказать о третьем предложении? - Какой можем сделать вывод о соединении простых предложений в составе сложного? - Когда в русском языке используют союзы? - Давайте сравним, как ставятся знаки препинания при однородных членах с союзами?
- Сделайте вывод о знаках препинания в сложных предложениях | Открывают учебники Читают правило Находят упр. №74 устно выполняют задание Устно выполняют Отвечают на поставленные вопросы - Найти грамматическую основу - Сложное, состоит из трех простых, соединенных без союзов; три грамматические основы: день прошел, царица вопит, дитя торопит -Сложное, состоит из 2 частей, соединенных союзом но, две грамматические основы: царевич злится, он жалеет -Сложное, состоит из двух частей, соединенных союзом и; две грамматические основы: царь Салтан зовет, удалец полетел Обучающиеся формулируют вывод и находят подтверждение в учебнике - При однородных членах, в сложных предложениях -Если употребляются союзы а или но, то запятые ставятся всегда; если союз и, то не всегда Обучающиеся делают вывод, и он появляется на интерактивной доске | Метапредметные: Регулятивные (планировать свои действия в зависимости от учебной задачи) Коммуникативные (умело формулировать свои высказывания) Познавательные (уметь обобщать прочитанное, обосновывать свои суждения) Познавательные (поиск необходимой информации, умение её скорректировать, обобщить и сформулировать в стройное высказывание) Коммуникативные (учитывать позицию и мнение собеседника, адекватно передавать полученную информацию) Познавательные (уметь строить умозаключения на основе вышесказанного) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, основываясь на ранее полученных знаниях) Познавательные (структурирование полученных знаний) | Работа с учебником Правило с . 43 На интерактивной доске появляется 1) Предложение с одной грамматической основой – простое. 2) Предложение, в котором несколько грамматических основ – сложное. Грамматическая основа На доске постепенно по мере называния обучающимися появляются грамматические основы предложений, чтобы можно было проверить правильность ответов Вывод на интерактивной доске Простые предложения в составе сложного могут соединяться без союзов или с помощью союзов и, а, но. Учебник с.44 правило Вывод интерактивной на доске В сложных предложениях запятые ставятся всегда, чтобы отделить одно простое предложение от другого, не зависимо от того есть союзы или их нет |
4.Динамическая пауза | Дать возможность мышцам расслабиться, отдохнуть, восстановить трудоспособность Эмоциональный настрой на дальнейшую работу | Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем. А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И на лево надо тоже Поглядеть из – под ладошек. И направо и ещё Через левое плечо | Поднимают Опускают Разворачивают Прижимают Хлопают Прижимают ладони к глазам Расставили ноги Повернулись вправо Оглянулись Повернулись влево Поглядели Поглядели направо Поглядели налево | Личностные (эмоциональный настрой, умение настроить себя на позитив) | На интерактивной доске человечки двигаются под музыку |
5.Практикум Самостоятельная работа по закреплению изученного Проблемный вопрос Проверка Словарная работа Проверка | Совершенствовать навыки распознавания сложных и простых предложений Активизация логического мышления и внимания Учить самостоятельно контролировать выполнение своих заданий Анализ, заучивание и знание правописания слов с непроверяемыми орфограммами Учить самоанализу своих действий | - Открыли учебники с. 44 № 78 (поэтапно выполняем задания) Упражнение 1 уровня - Прочитайте текст. В нем есть слова с пропущенными орфограммами - Слова разнесем в три столбика, по месту нахождения орфограммы - Проверьте свои записи, верно ли разнесли слова по столбикам Упражнение 2 уровня -Упр. № 78, самостоятельно среди предложений ищем простые и сложные - Выписываем только сложное предложение, подчеркиваем грамматические основы, составляем схему, доказываем - Нужен ли полный разбор предложения для того, чтобы узнать простое - Дадим характеристику предложения - Какое настроение было у ребят? Учитель записывает на доске наиболее удачное предложение Прекрасный осенний день радовал меня солнечным светом и ярко-голубым небом. - Что можем сказать о предложении? Упражнение 3 уровня - Ваша задача усложняется. Вам дан текст. Прочитайте его. - Все ли в нем в порядке? - Что надо помнить при расстановке запятых? - Нужен ли полный разбор предложения для того, чтобы узнать простое оно или сложное? - Я предлагаю вам найти сложное предложение, выписать его, подчеркнуть грамматические основы и составить схему. - Даем характеристику предложения, доказываем. | Обучающиеся открыли учебники Обучающиеся выполняют 1 задание в тетради, выписывают слова из текста в три столбика по месту нахождения орфограммы Обучающиеся проверяют записи, сверяют с доской, идет обсуждение и доказательство Обучающиеся выполняют самостоятельно задание в тетради Выделяют грамматические основы, составляют схему сложного предложения - Достаточно найти грамматическую основу - Сложное, состоит из трех частей, имеет три грамматические основы: солнце светило, мы перешли, тропинка вывела; первая и вторая части соединены без союзов, вторая и третья соединены союзом и; каждая часть отделена запятой - Прекрасное Запись слова в словари, разбор орфограммы, составление предложений с данным словом - Простое, с однородными определениями, соединенными союзом и, одна грамматическая основа день радовал Обучающиеся читают текст - Не хватает запятых - Простое или сложное предложение, есть союзы или нет, однородные члены - Достаточно найти грамматические основы Обучающиеся выписывают сложное предложение, выделяют грамматические основы, составляют схему предложения Обучающиеся доказывают правильность своего выбора | Личностные (внутренняя готовность к самостоятельной работе) Метапредметные: Регулятивные (умение планировать свою учебную деятельность) Познавательные (формулировка проблемы и её реализация) Коммуникативные (умение четко отобразить в речи правильность своих мыслей, с адекватной передачей информации) Личностные (внутренняя готовность к активному размышлению над поставленной проблемой) Метапредметные: Познавательные (использование знаков и символов для закрепления и обобщения полученных знаний) Познавательные (наблюдение за правописанием слов с непроверяемыми написаниями, корректировка имеющихся знаний) Регулятивные (работать по предложенному плану учителя с корректировкой собственной деятельности) Личностные (понимание смысла выполнения нестандартных заданий) Познавательные (сравнение простых и сложных предложений, обобщение знаний для выполнения усложненного варианта задания) Коммуникативные (отображать предметное содержание деятельности в речи) | На интерактивной доске появляются корень приставка суффикс собака отправились по мостику березовую прогулку овражек настроение лесная тропинка вывела на вырубки На интерактивной доске правильный вариант выполнения задания На интерактивной доске появляется Светило солнце, мы перешли по мостику через овражек, и лесная тропинка вывела нас на вырубки. [= – ],[ – = ], и [ – =]. На интерактивной доске появляется прекрасный Индивидуальные словари На интерактивной доске появляется предложение
На интерактивной доске текст без запятых В лесу было холодно и пахло прелым листом. На суку сидел тетерев и что – то бормотал себе под нос. Природа готовилась встретить зиму, и перелетные птицы покинули окрестные леса до будущего года. На интерактивной доске появляется предложение и схема [ – = ], и [ – =]. |
6.Динамическая пауза | Улучшить мозговое кровообращение, снять усталость с глаз и шеи | - Не поворачивая головы, только глазами смотрим вверх, вниз, влево, вправо, рисуем круги глазами; голову наклонили вперед, назад, повернули влево, вправо, сделали круг головой в одну и другую сторону | Обучающиеся выполняют действия под руководством учителя | Регулятивные (работа по предложенному плану) | На интерактивной доске человечки двигаются под музыку |
7.Контроль знаний
| Совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать логическое мышление | - У вас на столах лежат карточки с заданиями - Вы, выполнив задания, сможете проверить и закрепить свои знания о простом и сложном предложениях - Читайте внимательно задания, около правильных выбранных вами ответов поставьте знак плюс - Карточки подпишите и в конце урока сдайте - Карточки я проверю и пойму, кто понял тему, а кому еще нужна моя помощь | Обучающиеся читают задания на карточках, вчитываются внимательно Выполняют задания прямо на карточке Ставят знак плюс рядом с выбранным ответом, расставляют запятые, где требуется | Личностные (оценить свои возможности по самостоятельному выполнению заданий в пределах поставленной учебной задачи)) Метапредметные: Регулятивные (принять поставленную учителем задачу, спланировать её реализацию, скорректировать свои действия) Познавательные (использовать общие приемы решения задач с учетом собственных особенностей)
| 1. Выбери верное утверждение: Сложное — это: а) предложение выражает законченную мысль, б) предложение, состоит из нескольких простых 2. Найди сложное предложение 1. Осенью калину украшают бордовые листья и гроздья красных плодов. 2. В дуплах старых осин располагаются ночные и дневные птицы, а белки прячут свои запасы. 3. Расставь знаки препинания 1. Листья клена сверкали от лучей яркого солнца а журавлиный клин медленно исчезал вдали. 2. Скоро выпал первый снег и земля оделась в нарядные одежды. |
8.Итог урока | Совершенствовать навыки обобщения, выделения главного, существенного из общего объема информации
| - Какие учебные задачи мы поставили перед собой в начале урока? - Что надо помнить, чтобы отличить простое предложение от сложного? | - Учиться различать простые и сложные предложения; - Не путать сложные предложения с простыми с однородными членами; - Расставлять знаки препинания в сложных предложениях В простом предложении одна грамматическая основа. В сложном две и более. | Метапредметные Коммуникативные (адекватно передавать информацию и отображать в своей речи предметное содержание деятельности) Познавательные (обоснованность суждений, умение делать выводы, обобщения и умозаключения) | На интерактивной доске формулировки появляются постепенно, по мере называния их обучающимися |
9. Домашнее задание | Уметь правильно оценить свои возможности при выборе задания | - Запишите домашнее задание по выбору, разной степени сложности | Обучающиеся записывают задание в дневники | Личностные (умение адекватно оценить свои возможности) | На интерактивной доске с.45 упр. № 79 или с.45 упр. № 80 |
10.Рефлексия | Совершенствовать и развивать самооценку, личное сознание | - Всем спасибо. - Кто хорошо понял тему урока, покажет зеленый сигнал. - У кого остались сомнения, покажут желтый сигнал. - Кто затрудняется в данной теме, поднимет красный сигнал. - Урок окончен | Обучающиеся поднимают сигнальные карточки | Личностные (оценка своих достижений) Метапредметные: Регулятивные (оценить себя, оценить свою деятельность на уроке) | На интерактивной доске картинки осеннего леса, спокойная музыка |
Материально – техническое обеспечение
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Проектор
- Учебник «Русский язык» 4 класс (УМК «Школа России»)
- Сигнальные карточки с зелёным, жёлтым и красным цветами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простом и сложном предложении.
Практическое пособие "Простые и сложные предложения..." помогут ребятам без особого труда, но при систематической работе над темой усвоить сложный материал из раздела русского языка "Синтаксис. Пункту...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Конспект урока по русскому языку 4 класс "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"...
Конспект урока по русскому языку 4 класс Тема: "Простые и сложные предложения. Как отличить сложное предложение от простого предложения?"
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Урок по теме «Простые и сложные предложения. Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзами и, а, но.»
Этот урок по русскому языку пригодится учителям, работающим в 4-м классе. Он содержит разнообразные формы работы: парную, индивидуальную, фронтальную. Урок оформлен в виде технолог...
Конспект открытого занятия по русскому языку по теме «Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного»
Цель урока: создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями "простые и сложные предложения"; сформировать представление о простых и сложных предложениях....
Простые и сложные предложения. Связь между простыми и сложными предложениями в составе сложного.
Конспект урока по программе "Школа России" для 4 класса....
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного".
Урок по теме:"Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного"...