Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
1.Инициация (начало урока) | Учитель: - Ребята! Мы сегодня с вами снова будем раскрывать тайны русского языка. Готовы? (СЛАЙД 1)
Учитель: - Откройте тетради, запишите число, Классная работа. Учитель: - Сегодняшний урок будет проходить под девизом: ВОДА КАМЕНЬ ТОЧИТ (СЛАЙД 2) Учитель: - Как вы понимаете эту пословицу?
Учитель: - Вы правы. Упорство, старание, терпение помогают нам преодолеть незнание и неумение. Умение грамотно писать и красиво говорить – основной путь к успешному обучению в дальнейшем.
Учитель: - Умение грамотно писать и красиво говорить необходимо людям многих профессий. Как вы думаете, каких? А вот, чтобы книга или журнал вышел в свет, их проверяет редактор. Вот и мы с вами сегодня побываем в роли редакторов. А я буду направлять вашу работу. Можно? | Учащиеся хором, держась за руки, произносят стихотворение. Мы – умные. Мы – дружные. Мы – внимательные. Мы – старательные. Мы – отлично учимся, У нас всё получится!
Дети садятся. Работа в тетради.
Предположения учащихся.
Ответы учащихся (экскурсоводам, учителям, писателям т.д.)
| Коммуникативные УУД: высказывать и аргументировать свою точку зрения, уметь слушать и понимать других.
Регулятивные: уметь самостоятельно организовывать соё рабочее место.
Личностные УУД: мотивировать образовательный процесс, осваивать личностный смысл учения, обеспечивать личностный моральный выбор. |
2.Введение в раздел. Повторение изученного ранее материала. | Учитель: - Решив следующую задачу, вы узнаете, с какой частью речи мы продолжаем работать в разделе «Слово»: приставка в слове присоединить + корень в слове предлагать 1 буква алфавита + 2 суффикс в слове писатель + суффикс в слове сонный + окончание в слове знакомое (СЛАЙД 3)
Учитель: - Какое слово у вас получилось? (СЛАЙД 4) Учитель: - Молодцы. Для того, чтобы работа прошла успешно, нам нужно подтвердить, насколько глубоки наши научные знания об этой части речи. Чистописание Учитель: - Сейчас я вам зачитаю высказывания, если оно ложное, неверное, то вы в тетради записываете строчную букву н, а если истинное, верное – то строчную букву в. 1.Раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное, называется морфологией. -В 2. Имя прилагательное – это «служебная» часть речи. Н 3. Имя прилагательное обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и является второстепенным членом предложения. В 4.Начальная форма имени прилагательного – это форма ж.р., ед.ч. Н 5. Имена прилагательные изменяются только по падежам и числам .Н 6.Два слова, обозначающие предмет и признак предмета, связанные по смыслу, согласуются в роде, числе, падеже называются словосочетанием существительного с прилагательным. В 7. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе, падеже, что и имя существительное В 8 .Прилагательные, близкие по смыслу называются антонимами. Н 9. Прилагательные, противоположные по смыслу называются синонимами. Н
Учитель: - Сверьтесь с образцом. (СЛАЙД 5) - У кого такая же последовательность букв? - У кого получились красивые, ровные буквы? - Молодцы. |
По одному учащиеся выходят к доске, выделяют часть слова, остальные работают на месте.
- Прилагательное.
Учащиеся записывают в тетради.
| Коммуникативные УУД: использовать средства речи для передачи информации, самовыражение, обучение сотрудничеству.
Регулятивные УУД: учить контролю в форме сличения с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений, давать самооценку.
Личностные УУД: учить оценивать качество и уровень усвоения учебного материала.
Познавательные УУД: учить анализировать, сопоставлять, самостоятельно делать выводы.
|
3. Языковая разминка. Вхождение в тему | Учитель: - В редакции из-за сбоя компьютера нарушился порядок слов в предложении. Попробуйте составить его из следующих словосочетаний: (СЛАЙД 6)
На ветках (каких ?)пушистых Распустились (на чем?) на ветках Распустилась (чем? как?) каймой Распустилась (чем?как?)бахромой Каймой (какою?) снежною Бахромой (какой?) белой
Учитель:- Ребята,кто догадался,из какого стихотворения эти строчки?
В 1913г певец русской природы,Сергей Есенин,описал русские березы в своем стихотворении «Белая береза»
Слушание аудиозаметки стихотворения.(АУДИОЗАМЕТКА)
Учитель: - А теперь запишим авторский вариант из стихотворения Сергея Есенина «Белая береза» На пушистых ветках (СЛАЙД 7) Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
Учитель: - Выполним синтаксический разбор предложения.
Учитель: - Попробуйте прочитать это предложение без имён прилагательных. Что заметили?
Учитель: - Значит, какую роль играют имена прилагательные в нашей речи? Итог: - Верно, имена прилагательные делают нашу речь более точной, образной, красивой, живописной, яркой. |
Ученики вслух проговаривают варианты предложений.
Ответы учащихся
1 учащийся записывает предложение на доске, даёт характеристику,
2 учащийся разбирает по членам предложения и по частям речи, остальные в тетрадях.
-украшают речь | Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
Познавательные УУД: строить речевое высказывание, логически рассуждать, делать выводы.
|
4.Изучение нового материала (постановка проблемы)
| Учитель: - Так как мы сегодня работаем в роли редакторов, вам необходимо ориентироваться в таких научных понятиях, как: тип речи повествование описание рассуждение Учитель: - Как вы понимаете фразу тип речи? Каким другим словом можно заменить? Учитель: - Итак, какие бывают типы (виды) речи? (может,кто знает?) тип речи повествование описание рассуждение Сегодня мы работаем с двумя из них. Первый тип текста- повествование. Учитель: - Что такое повествование? Описание? Как вы понимаете? - Как об этом написано в словаре нам найдет и прочитает … . (СЛАЙД 8 и 9) - Вы оказались правы, молодцы. Учитель: - Попробуйте сформулировать цель нашего урока, над чем же мы будем работать сегодня на уроке? (СЛАЙД 10) Чем отличается повествование от описания?
Учитель: - В редакции нам поручили подготовить к печати текст – описание. Прочитайте внимательно предложенные тексты. 1. Утром я просыпаюсь рано, с трудом встаю. Прежде всего, я убираю постель, затем делаю зарядку. После зарядки и обливания холодной водой чувствую себя бодрым и спортив ным. Мама зовёт меня завтракать. Наконец я выхожу из дома и иду в школу. 2. Я люблю зимний лес. Особенно он хорош в ясный морозный день. Солнце освещает могучие вершины деревьев. Пушистым снегом укрыты ветки елей. Тонкие стволы молодых берёз прогибаются под тяжестью снега. Вот стучит одинокий дятел. С широкой еловой ветки падает снежный ком.
Учитель: - Как вы считаете, который из предложенных текстов текст – описание? Почему? |
Ответы детей (вид речи)
Работа учащихся со словарём.
- Будем работать над типами речи – повествованием и описание.
Учащиеся выполняют задание учителя.
Ответы учащихся. | Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, объяснять смысл слов.
Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий.
Познавательные УУД: формулировать познавательные цели, отбирать информацию, анализировать, самостоятельно делать выводы.
|
5.Пути решения проблемы | Учитель: - А вот по каким ещё признакам с точки зрения науки о русском языке описание отличается от повествования мы сегодня и выясним. Учитель: - Положите текст-описание перед собой. Учитель: - Давайте будем рассуждать и заполнять таблицу.
(СЛАЙД 11) Учитель: - Какую цель ставил автор, составляя данный текст? - Нарисовать словами картину
- Рассказать о последовательности событий
(СЛАЙД 12) Учитель: - Какой вопрос можно поставить к данному тексту: - Что происходит с предметом (человеком)?
- Каков предмет (человек)?
(СЛАЙД 13) Учитель: - Слова какой части речи чаще всего встречаются в тексте, т. е. ключевые слова?
Учитель: - Давайте восстановим цепочку рассуждений и аналогично заполним второй столбик таблицы. (Положите перед собой текст-повествование)
Учитель: - Послушайте и определите, к какому типу речи относятся эти строчки?
Рисунок опиши любой, Ответив на вопрос « какой?» А чтобы не было возни, Ты прилагательных возьми.
О чем – то хочешь рассказать? Глаголов нужно больше взять, Что происходит, описать, Картинок множество создать.
Учитель: - Ребята, а где в жизни мы можем встретиться с этими типами текстов – описанием и повествованием?
|
По ходу рассуждения учащиеся заполняют таблицу
| описание | повествование | Цель | Нарисовать словами картину. | Рассказать о последовательности событий. | Вопрос к тексту | Каков предмет (человек)? | Что происходит с предметом (человеком)? | Ключевые слова | Прилагательные | Глаголы |
Один ученик заполняет таблицу на доске, остальные на местах.
Ученик ведёт у доски рассуждение, остальные на месте заполняют второй столбик таблицы.
Описание
Повествование
- Газетные статьи о каких-либо событиях – это повествование, в литературном чтении произведения М.Пришвина, К.Паустовского о природе, о животных – это описание | Коммуникативные УУД: сотрудничать в поиске путей решения проблемы, аргументировать свою точку зрения, принимать точку зрения другого, участвовать в диалоге, выделять необходимую информацию.
Регулятивные УУД: вносить необходимые дополнения и коррективы в план действий, сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.
Личностные УУД: оценивать жизненные ситуации.
Познавательные УУД: отбирать информацию, анализировать, выбирать критерии для сравнения, строить логическую цепь рассуждения.
|
6.Физкульт-минутка
| Учитель: - Потрудились не на шутку, Отдых наш – физкультминутка.
| Учащиеся под музыку выполняют движения | Регулятивные УУД: снять усталость и напряжение, внести элемент непринуждённости и расслабления
|
7.Закрепление | Учитель: Ребята, главный редактор поручил нашему редакторскому отделу внести исправления, т. е. сделать корректировку текстов. В предложенные тексты нужно вставить подходящие по смыслу слова, записать его в тетрадь и определить, к какому типу речи относится данный текст. Работаете по рядам в парах.
На катке Чудесные стоят деньки. На улице …сильный мороз. Большой пруд в деревне Дубки уже … . Ребята … там каток. Илюша и Полина … на пруд. Хорошо … коньки! Полина … на одной ноге и упала. Звери зимой Уснули до весны звери в … лесу. Залёг в … яму медведь. В норку забилась … лисица. В моховом гнезде уснула … белочка. Без жилья зимой только зайчишка - … уши. На лесной поляне Над поляной кружился … снежок. Солнце сияло … светом. Вокруг дремали … ёлочки. Снег укрывал их … лапки. Только … ветерок покачивал еловые макушки. Учитель: - Проверяем текст 1 ряда. К какому типу речи вы его отнесли? Почему? Для ответов используйте опорные слова из нашей таблицы.
Устная работа по закреплению типов речи. Учитель: - Ребята, на уроках окружающего мира вы готовили сообщения об эпохе «Средневековье». Как вы помните, именно в «Средневековье» было изобретено книгопечатание. Я попрошу озвучить отрывки из своих докладов для того, чтобы определить тип речи.
Учитель: - К какому типу речи относится данный текст? Как вы определили?
Учитель: - К какому типу речи относятся данный текст? Как вы определили? |
1 ряд (розовые листочки)
2 ряд (зеленые листочки)
3 ряд (голубые листочки)
Ученик 1. Изобретение книопечатания В Средние века многие изобретатели пытались открыть способы создания книг. Удалось это сделать немцу Иоганну Гутенбергу. Гутенберг предложил использовать разборный шрифт. В наборной кассе помещались металлические буквы – литеры. Наборщик брал их из кассы и выкладывал на особой доске текст – строка за строкой. Литеры смазывали типографской краской, а сверху накладывали лист влажной бумаги. Печатный станок работал вручную. Годом рождения книгопечатания считается 1445 год. Ученик 2. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово рыцарь! Жили рыцари в замках, которые воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове среди реки. Вокруг замка высились могучие стены. Рыцарский замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост. Вход в замок преграждала металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находилась главная башня и другие постройки.
Ответы учащихся | Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Регулятивные УУД: самостоятельно корректировать работу, определять правильность выполненного задания.
Познавательные УУД: сотрудничать в парах в совместном решении учебной задачи, определять, какая информация нужна для решения учебной задачи, строить логическую цепочку рассуждений.
Коммуникативные УУД: аргументировать свою точку зрения с помощью полученных знаний
Познавательные УУД: определять, какая информация нужна для решения учебной задачи |
8.Итог урока. Домашнее задание. | Учитель: - Что было новым для вас на уроке? Чем же отличаются эти типы речи? Учитель: - В каком тексте имена прилагательные играют важную роль? Учитель: - Как вы считаете, достигли мы своей цели, которую поставили вначале? Ответили на вопрос: чем отличается описание от повествования? Что нам помогло в этом? Учитель: - А что важнее: описание или повествование?
На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Всё зависит от того, какую цель ставит автор. Вот и вы в домашней работе должны будете составить на выбор текст – описание или текст – повествование на заданную тему: «Как прошёл открытый урок» «Портрет соседа по парте» Оценивание. - Кого из своих одноклассников вы похвалили бы за активную работу на уроке? | Ответы учащихся
Описание
-Умение слушать, сотрудничать, быть внимательным… Ответы учащихся.
Ответы учащихся
| Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения.
Личностные УУД: оценивать личностный смысл учения, оценивать своё отношение к процессу обучения.
Познавательные УУД: анализировать, делать выводы на основе полученных знаний, осуществлять контроль и оценку результатов деятельности.
|
9.Рефлексия. | Учитель: - У вас на столах лежат ладошки и облачко. Кто доволен своей работой на уроке, вывешиваете на доску ладошки. Они будут лучиками для нашего солнышка!. А кому было сложно и непонятно, прикрепляете облачко. Для гостей: метод «Солнышко, облачко». На солнышке написать то, что понравилось на уроке, на облачке – пожелание учителю, детям и прикрепить на доску. Учитель:- Ребята,посмотрите,как ярко,светло и тепло стало у нас в классе!!! -Спасибо за урок! (СЛАЙД 14) -Урок окончен. | Учащиеся выходят по одному и выполняют задание учителя.
| Регулятивные УУД: давать оценку деятельности другим, давать оценку своей деятельности
|