Род имен прилагательных 3 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мищенко Наталья Николаевна

Изучение окончаний имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде и во множественном числе. Сочетание слов существительное + прилагательное

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе

Тема

«Род имен прилагательных»

Цели

 Обучающая цель:

- развивать умения изменять имена прилагательные по родам;

-формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных;

-закреплять умения распознавать имена прилагательные в тексте, устанавливать связь имён прилагательных с существительными, определять род;

-способствовать развитию орфографической зоркости.

Развивающая цель:

-развивать внимание и логическое мышление;

-расширять словарный запас уч-ся.

Воспитательная цель:

-прививать любовь к окружающему миру

-создание атмосферы доброжелательности между  уч-ся, учителем;

- Учить  работать в группах, парах.

Основное содержание темы

Термины и понятия

Изучение окончаний имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде и во множественном числе. Сочетание слов существительное + прилагательное

 Имя прилагательное, имя существительное, окончание, мужской, средний и женский род.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

  • Сформировать умение соотносить окончания прилагательных по вопросу
  • Закрепить способы определения рода  у имен прилагательных
  • Закрепить умение изменять прилагательные по  родам

Личностные:

  • формирование индивидуального стиля деятельности
  • осознание значимости правильного произношения и написания слов
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные:

  • закрепление способов определения рода у имен прилагательных
  • умение определять и формулировать цель деятельности на уроке
  • умение выполнять учебное задание в соответствии с целью
  • умение давать оценку своей деятельности на уроке
  • формирование готовности к преодолению трудностей;
  • формирование установки на улучшение результатов своей деятельности;

Коммуникативные:

  • формирование умений слышать и слушать
  • умение строить речевое высказывание в устной форме
  • умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
  • Овладение логическими действиями сравнения анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесение к известным понятиям
  • Умение работать в паре  и группе

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

. Окружающий мир, Чтение

Фронтальная, в группах, индивидуальная, в парах

  • Русский язык,  ч.2  с.74 – 76
  • Презентация
  • Индивидуальные карточки
  • Карточка  рефлексии

Урока русского языка в 3 классе

Тема: «Род имен прилагательных»

№ п/п    Этап урока                    

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Включение в деловой ритм. Проверяет готовность к уроку.

 - Давайте улыбнемся друг другу. Сегодня мы снова отправляемся по дороге к знаниям, а в дорогу с собой возьмем боевой настрой и хорошее настроение.

 Пусть сегодняшний урок принесет вам радость общения.

Покажите, с каким настроением вы пришли на урок?

На уроке мы будем продолжать учиться работать дружно (ПРАВИЛА)

Подготовка класса к работе.

Показывают свое эмоциональное настроение в начале урока

При использовании  данного метода у детей формируются коммуникативные качества:  чувство единения с группой  эмоциональное оживление детей.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

А)Проверка домашнего задания

В чем заключалось задание домашней работы. Проверим словосочетания из двух строк.

        ОБОБЩЕНИЕ

Поднимите руку те, кто испытал трудности в выполнении упражнения.

Б) оформление работ.

Записать число. Классная работа.

В) С какой большой темой мы с вами работаем уже не первый урок. Сегодня мы закрепим свои знания об этой части речи, а тему и цели  нашего урока вы скажете чуть позже.

Г) Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады. (слайд № 2)

-Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении (о весне) (Слайд № 3),

Скажите, а какие признаки прихода весны вы знаете?

-Назовите первый звук в слове «весна»? ([в,])

- Дайте ему характеристику. (согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Запишите словарные слова на букву ( вчера, ворона, вокруг, вдруг)

Весеннее солнце согрело землю.  (списать, подчеркнуть изученные орфограммы,  найти главные члены предложения обозначить части речи)

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

Индивидуальная работа Карточка

Побрать к существительному  по смыслу прилагательное, определить род У ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

СОЛНЦЕ        ПЕРВЫЙ

ВЕСНА           ЯРКОЕ

ЦВЕТОК        ВЫСОКАЯ

 ЕЛЬ               ПЕРВЫЙ

 

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Оценить свою работу

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Орфографическая минутка.

-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Посмотрите на слайд и скажите, какие весенние слова для нас подготовила весна.

Составьте слова из данных слогов. Запишите эти слова в столбик и объясните орфограммы. Дети называют слово, записывают в тетрадь, объясняют орфограмму) (Слайд №4)

  ТРАВА СОЛНЦЕ  ВЕТЕР  (СЛАЙД  №5) слова, какой части речи вы записали?

Расскажите по схеме-опоре что вы знаете о существительном

. . . это….

Которая…

И обозначает…

Изменяется…

В предложении бывает…

У данных  СЛОВ ОПРЕДЕЛИТЕ РОД.

А теперь подберите подходящие по смыслу прилагательные. Как вы думаете, что нужно вам сделать дальше. Выполните. Ну а теперь сформулируйте тему нашего урока и запишите ее в тетрадь.

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

РАБОТАЮТ ПО СХЕМЕ

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

4. Первичное закрепление знакомой ситуации (типовые) или в изменённой ситуации (конструктивные)

А как вы определили род имени прилагательного?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные мужского рода?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные женского рода?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные среднего рода?

Приведите примеры.

Перед вами таблица, незаконченная  изменения имен прилагательных по родам

Нужно ее заполнить: впишите вопрос и окончания (слайд № 6)

Изменение имен прилагательных по родам

Мужской род

Женский род

Средний род

А сейчас проверьте свою работу.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

ОЦЕНКА РАБОТЫ

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Физминутка

А теперь , ребята, встали,

Быстро руки вверх подняли, помахали,

В стороны развели, вперёд, хлопок,  назад, хлопок.

Повернулись вправо, влево, вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1)Работа по учебнику с. 75 упр. 129 – выполнение по заданию с комментированием

2) введение нового словарного слова СИРЕНЬ (слайд №7)

- ОРФОГРАММА

-ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР УСТНО

-СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СО СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ

3) с. 76 УПР 131 – выполнение по группам:

Выписать   по одному словосочетанию ж.р., м.р., ср. р.

 

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух

Практическая работа в парах, группах.

Обосновывают свой выбор, свои действия.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий.

6. Включение в систему знаний и повторение

тест Имя прилагательное

  1. Имена прилагательные - это

                    а ) слова, которые обозначают предметы;

б) слова, которые обозначают признаки предметов;

                    в) слова, которые обозначают действия предметов.

  1. Имена прилагательные отвечает на вопросы:

                    а) что делает? что сделает?;

                   б). какой?, какая?, какое?, какие?

                   в). кто? что?

  1. Род имени прилагательного зависит
  • а) от рода имен существительных;
  • б) от глагола.
  1. Отметьте прилагательные м.рода
  • а) голубой;
  • б) добрая;
  • в) красивый.
  1. Отметьте  прилагательные ср.рода
  • а) могучий;
  • б) яркое;
  • в) весеннее.
  1. Отметьте прилагательные ж.рода
  • а) лесной;
  • б) пушистая;
  • в) ранняя

Ответы   1 б, 2 б, 3 а, 4 а, 5 б, 6 а. (слайд № 8)

Проверь себя

1. Поставьте прилагательные в нужном роде:

УРОК
интересная  _____
творческое  _____

2. Поставьте прилагательные в нужном роде:

НАСТРОЕНИЕ
хороший  _____
прекрасный  _____

3. Поставьте прилагательные в нужном роде:

УЧЕНИКИ
активный   _____
способная _____

4. Поставьте прилагательные в нужном роде:

УЧИТЕЛЬНИЦА
добрый  _____
весёлый _____

Проверка задания

Учащиеся выполняют задания, применяя знания

Оценивание учащимися

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные -умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

С. 75 УПР. 130 (слайд № 9)

 Посмотрите внимательно на упражнение, какая задача стоит перед вами при выполнении домашнего задания. Верно, а еще вы на следующем уроке должны дать ответы на задания после текста. Для каждого из вас есть и дополнительное задание – составить  предложение с одним из словосочетанием

Дифференцированное задание подчеркнуть главные члены предложения  и определить части речи.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

8.Рефлексия деятельности (итог урока)

Организует рефлексию

Ну а сейчас подошло время подвести итог нашего урока

- Я узнал… (Слайд №10)

- Я повторил

- Я запомнил 

-Кто доволен своей работой?

-Оцените свою работу

Сигнальные карточки:

Работал в полную силу – зеленый кружок;

Работал хорошо – желтый кружок;

Мог работать лучше – красный кружок.

Выберите 1 фразу для соседа по парте: (слайд №11)

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный.

Добрый, ласковый и смирный,

Нежный, вежливый и мирный,

Злой, сердитый и крикливый,

И ленивый, и драчливый.

Сколько качеств есть на свете.

Выбирайте себе, дети!

                      Настроение с урока у учащихся

Мое настроение Спасибо за урок! Молодцы!!! (слайд № 12)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

                                                              УЧИМСЯ РАБОТАТЬ ДРУЖНО!

ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ:

  1. Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга.

  1. Внимательно слушайте того, кто говорит.

  1. Если то, что вам говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка "Число имен прилагательных" УМК «Школа России» Учебник В.П. Канакиной и др. 3 класс

quot;Школа России" презентация к уроку №122 русского языка  "Число имен прилагательных"    УМК «Школа России»  Учебник В.П. Канакиной  и др. 3 клас...

Технологическая карта урока русского языка (3 класс). Тема: "Обобщение знаний об имени прилагательном". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: обобщение полученных знаний об имени прилагательном как части речи, закрепление навыка определения рода, числа и падежа имен прилагательных.Планируемые результаты: Пре...

Технологическая карта урока русского языка (2 класс). Тема: Единственное и множественное число имен прилагательных. УМК "Школа России"

Тема: «Единственное и множественное число имен прилагательных.»Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать прилагательные в единственном и во множественном числе.Планируемы...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты: Предметные:  -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...

Конспект урока русского языка "Обобщение знаний об имени прилагательном" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - углубление знаний об имени прилагательном; Планируемые результаты:  Предметные:   -знать понятие «имя прилагательное» и отличительные признаки...